Гигиеническое воспитание мальчиков. Гигиеническое воспитание детей

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный медицинский университет»

Министерства Здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО УГМУ Минздрава России)

Кафедра факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней.

Заведующий кафедрой: Доктор Медицинских Наук,

Профессор Бородулина Татьяна Викторовна

УИРС по теме:

Гигиеническое воспитание детей дошкольного и школьного возраста.

Исполнитель: Копалова Дарья Константиновна, ОП – 109

Преподаватель: Кандидат медицинских наук,

Город Екатеринбург

Введение – стр. 2

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста – стр. 3

Гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста – стр. 5

Гигиеническое воспитание детей среднего и старшего школьного возраста – стр. 8

Система воспитания и обучения детей и подростков, медико-санитарное обеспечение детских и подростковых учреждений – стр. 11

Список литературы – стр. 14

Введение

Гигиена детей и подростков призвана обосновывать и разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Эта дисциплина изучает влияние различных факторов окружающей среды, анализирует, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм. На основе научных данных разрабатываются гигиенические нормативы, санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, обосновываются лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных возможностей, повышение работоспособности и гармоническое развитие детей и подростков.

Гигиена детей и подростков опирается на гигиенические знания и опыт коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда, эпидемиологии, социальной гигиены. Кроме того, она тесно связана с различными клиническими, биологическими, педагогическими, техническими науками.

Задача гигиены - создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путем гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способности максимальной адаптации к различным воздействиям.

Ведущими направлениями являются: гигиена обучения и воспитания детей в различных учебно-воспитательных и оздоровительных учреждениях; гигиена трудового и профессионального обучения подростков; гигиена физического воспитания и спорта; гигиена питания подрастающего поколения; состояние здоровья детей и подростков.

Обучение детей гигиеническими навыками – задача родителей, педагогов детских садов, школ. Участковый врач помогает родителям советом в своевременности обучения определённым навыкам.

Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста

Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.

Детям с ранних лет прививают гигиенические умениями навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), и к 6 годам они переходят в привычку. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно). В этот период дети наиболее восприимчивы к различного рода сведениям о важности, смысле, значимости того или иного гигиенического навыка для сохранения и укрепления здоровья.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в своей комнате. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование.

Воспитывать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности малыша и степень его самостоятельности.

Только когда учитываются постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР В.Е.Ковшило "12" ноября 1975 г. N 1366-75

Для педагогического и медицинского персонала дошкольных учреждений

Для работников органов народного образования

Для санитарно-эпидемиологической службы и домов санитарного просвещения


С первых дней Советской власти забота о здоровье детей стала главнейшей задачей государства. В стране создана огромная сеть детских лечебных и профилактических учреждений - поликлиник, больниц, санаториев, детских яслей и детских садов. На страже здоровья подрастающего поколения стоят сотни тысяч медицинских работников. Однако успешную профилактическую работу медики не могут вести только своими силами; в ней должны принимать участие все, кто занят воспитанием детей, и в первую очередь - персонал дошкольных учреждений.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей встает особенно остро в связи с их подготовкой к школе, которая должна начинаться уже с раннего дошкольного возраста.

Стоящая перед работниками дошкольных учреждений задача воспитания здорового ребенка - сложна и ответственна. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гигиеническое воспитание как раздел воспитательно-образовательной работы с детьми имеет свои задачи, содержание и методику. Рациональное использование условий внешней среды, сообщение детям элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитание культуры поведения - вот основные задачи этого раздела работы.

Решение этих задач тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлениями и значениями).

Содержание работы по гигиеническому воспитанию детей определено следующими разделами "Программы воспитания в детском саду":* "Организация жизни группы и воспитание детей", "Воспитание навыков личной гигиены", "Игры", "Занятия", "Труд", "Физическая культура". Программа предусматривает сообщение на каждой возрастной ступени определенных гигиенических сведений и привитие гигиенических навыков.
__________________
* Программа воспитания в детском саду. М., "Просвещение", 1971.


Многие культурно-гигиенические навыки, несмотря на казалось бы благоприятные условия для их формирования, долгое время остаются неустойчивыми. Это - выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, соблюдение правил личной гигиены и др. Например, очень часто ребенок, который каждый день в течение 4-5 лет делает зарядку в детском саду, не приобретает стойкого навыка к ней (по данным ЦНИИ санитарного просвещения, только 15% первоклассников делают утреннюю гимнастику).

То же самое можно сказать и о других гигиенических навыках, прививаемых дошкольникам. Педагоги объясняют это тем, что еще слабо разработаны методы постоянного упражнения в поведении, в то время как необходимость накопления детьми такого опыта очевидна.

Следует учитывать, что характер педагогических приемов определяется эмоциями дошкольников: требования воспитателей должны вызывать у детей положительное отношение.

В воспитательной работе важно использовать увеличивающуюся с возрастом самостоятельность и активность детей.

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю. Это непрерывный и планомерный процесс. Усложнение программного материала от группы к группе соответственно меняет и методику формирования и закрепления гигиенических навыков: в младшем дошкольном возрасте - совместные действия, показ и объяснения, в старшем - обоснование требований, создание навыков, контроль и самоконтроль за действиями.

Гигиенические сведения, сообщаемые детям, должны быть доступны и достоверны. Излагается только необходимый для формирования нужного гигиенического навыка материал, тесно связанный с жизнью ребенка. Так, целесообразно дать, например, некоторые сведения о пользе зарядки, закаливания, о необходимости мыть руки. От старших дошкольников надо требовать сознательного и прочного усвоения материала программы по гигиеническому воспитанию.

Большое значение в воспитании и обучении имеет принцип наглядности. Поэтому в работе с детьми необходимо широко использовать фотографии, диафильмы, иллюстрации, наборы к фланелеграфу и др. Большинство гигиенических вопросов связано с предметами и явлениями окружающей среды. Показ этих предметов и действия с ними позволяют раскрыть те их стороны, которые играют важную роль в формировании гигиенического поведения, но обычно остаются незамеченными или недостаточно осмысленными детьми. Наглядными пособиями могут служить предметы личной гигиены, ухода за одеждой и обувью и др. Наглядность должна сочетаться со словесным воздействием: воспитатель - показывает, рассказывает, поясняет, читает; ребенок - смотрит, отвечает, пересказывает, объясняет.

СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правильное развитие и здоровье детей зависят от соблюдения режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе. Кроме этого, большое значение приобретает закаливание, санитарное состояние помещений, соответствие гигиеническим кормам естественного и искусственного освещения, мебели, а также то, насколько дети овладели навыками и привычками, способствующими охране здоровья.

От персонала дошкольных учреждений требуется немало усилий, чтобы создать необходимые условия для гигиенического воспитания и правильно их использовать.

Ознакомление с дошкольными учреждениями показало, что подавляющее большинство из них соответствует установленным гигиеническим требованиям. Здесь строго соблюдается режим, проводятся мероприятия, необходимые для правильного физического и психического развития детей, для укрепления их здоровья.

Вместе с тем наблюдения показали, что имеющиеся условия для правильной организации гигиенического воспитания детей не всегда полностью используются. Это относится к проведению закаливания, занятиям физкультурой.

Закаливание

Важное место в общем комплексе оздоровительных мероприятий занимает закаливание. Под закаливанием обычно понимают систему воздействий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды. Закаливание позволяет быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Проведение закаливающих процедур не только укрепляет здоровье ребенка, но и развивает его волю, положительные черты характера.

Наиболее благоприятный период для начала закаливания детей и выработки привычки к нему - летнее время. Вполне естественно, что в это время работа дошкольных учреждений строится с учетом наиболее полного использования естественных закаливающих факторов: воздуха, воды и солнца.

Закаливание воздухом . С наступлением теплых дней необходимо так организовать жизнь детей, чтобы большую часть времени они находились на свежем воздухе. Для этого надо использовать время, отведенное на прием пищи, игры, занятия, дневной, а там, где возможно, и ночной сон.

Место для дневного сна на воздухе должно быть сухим, хорошо защищенным от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Для ночного сна хорошо использовать специально оборудованные веранды. Если же дети спят ночью в групповой комнате или спальне, то, чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха, рекомендуется открывать окна. В дневное время при температуре воздуха (в тени) 30° и выше во избежание перегревания детей также желательно уложить спать в комнатах с открытыми окнами.

В долгие летние дни дети обычно плохо засыпают. Для воспитания у ребенка привычки засыпать в новых условиях нужно строго следить за тем, чтобы время отхода ко сну было постоянным. Во время сна в группе должна быть полная тишина. Разговоры воспитателей, стук и иные шумы отвлекают детей. Если кто-нибудь из детей не может долго заснуть, не следует его травмировать частыми и резкими замечаниями.

Одежда дошкольников. Закаливающее действие воздуха обусловлено разницей температур окружающей среды и поверхности тела ребенка. Разница эта колеблется в больших пределах в зависимости от одежды. Естественно, что чем легче одежда, чем более открыто тело, тем свободнее доступ воздуха и эффективнее его воздействие на кожу ребенка.

В первые теплые летние дни дети ходят с обнаженными руками и ногами, затем в легком сарафане или майке и, наконец, в одних трусах. В дальнейшем, когда выработается привычка переносить температурные колебания воздуха, детей можно оставлять в легкой одежде и в более прохладные дни.

Во время прогулки воспитатели следят за тем, чтобы у каждого ребенка был головной убор (панама, соломенная кепка, пилотка). Это защитит детей от перегревания и солнечного удара.

Хождение босиком. Общепризнанной закаливающей процедурой считается хождение детей босиком, которое им доставляет большое удовольствие. Однако при этом следует учесть ряд обстоятельств: начинать ходить босиком нужно в теплые дни по прогретой сухой земле, лучше всего по прибрежному песку. Это полезно и с точки зрения предупреждения плоскостопия.

После того как дети привыкают ходить босиком по прогретой сухой земле, им можно разрешить побегать по лужайке. Однако, чтобы избежать травм, необходимо предварительно принять самые тщательные меры предосторожности. На участке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, сучков и др. Кожа у детей нежная, и во избежание ушибов, проколов и других мелких травм не рекомендуется гулять босиком в лесу, особенно в хвойном.

После хождения босиком следует проследить, чтобы дети не только вымыли ноги, но и старательно их вытерли.

Из специфических закаливающих процедур широко распространены воздушные ванны.

Для воздушных ванн выбирают теневую площадку, защищенную от ветра (терраса, веранда). Дети остаются в одних трусах. Начинать закаливание следует в тихую погоду при температуре воздуха 23-24°. Когда ребята привыкнут к такой температуре, воздушное закаливание можно проводить и в более прохладную погоду. Длительность первых воздушных ванн должна быть не более 10-15 минут; затем она постепенно увеличивается до 30 минут, а при благоприятных условиях - до 1 часа.

При проведении ванн лежа следует через одинаковые промежутки времени поворачиваться на спину и живот. Детям, у которых отмечается повышенная нервная возбудимость, длительность воздушной ванны должна быть ограничена до 15 минут при температуре воздуха в тени не ниже 18°.

Таблица 1

Закаливание воздухом

Возраст

3-12 месяцев

Минимальная температура воздуха в градусах

Продолжительность первой ванны в минутах

Максимальная продолжительность ванн в минутах


Воздушные ванны хорошо сочетать с подвижными играми и физкультурными упражнениями. Воздушные процедуры обязательно должны контролировать медицинские работники дошкольных учреждений.

Закаливание водой . Водные процедуры можно проводить в любых условиях (в городских и загородных). Их легко дозировать в зависимости от возраста, состояния здоровья, эмоционального настроения детей.

Приучать ребенка к холодной воде следует с самого раннего возраста.

Постепенное снижение температуры воды содействует более быстрой адаптации, приучает кожу, весь организм ребенка к холоду, способствует предупреждению простудных заболеваний.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем является ее хорошим массажем, способствует лучшему ее кровоснабжению.

Умывание, которое ежедневно проводится по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может стать и закаливающей процедурой. Для этого температура воды с 28° постепенно снижается (на 1° каждые 2-3 дня) и доводится для детей 1-2 лет до 20°, 2-3 лет - до 16°, с 3 лет и старше - до 14°, а обмываемая поверхность тела с возрастом увеличивается: детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, детям 2-3 лет, кроме этого, - шею и руки до локтя, от 3 лет и старше можно мыть и верхнюю часть груди.

Мытье ног. Летом детям довольно часто приходится мыть ноги. Очень полезно эту гигиеническую процедуру сделать и закаливающей. Ежедневные ножные ванны, а также массаж ног при вытирании снижают их потливость и служат профилактикой плоскостопия.

Мытье ног прохладной водой, температура которой постепенно, через каждые 3-4 дня снижается на 1° и доводится с 36° до 20° для детей -3 лет и до 18°-16° для детей 4-7 лет, легко организовать в любых условиях. Для этого необходимо иметь хорошо и легко дезинфицируемые тазы, индивидуальные мочалки или губки, специальные полотенца для ног.

Старших дошкольников надо научить самостоятельно насухо вытирать ноги и растирать их полотенцем.

Мытье ног на ночь прохладной водой является успокаивающей процедурой, помогающей хорошему и спокойному сну.

Хорошим средством закаливания является обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста. Перед его проведением в большой таз с водой нужной температуры (табл.2) кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производится обтирание. Все это необходимо приготовить заранее, чтобы детям не приходилось ждать.

Как только ребенок рождается, он сразу начинает познавать мир и как губка впитывать в себя все сведения об окружающих предметах и людях. Поэтому воспитание ребенка начинается не с какого-то определенного возраста, а с момента его появления на свет. По мнению выдающихся педагогов прошлого столетия А. С. Макаренко и К. Д. Ушинского, за первую семилетку своей жизни человек получает такой объем знаний и умений, какой не получает за всю оставшуюся жизнь. И если ребенка до семилетнего возраста не научили элементарным правилам поведения, в том числе и гигиеническим навыкам, то уже позже его надо не воспитывать, а перевоспитывать, что делать очень трудно.

Соблюдение правил личной гигиены должно войти у ребенка в привычку, стать его потребностью, без которой он никак не может обойтись. Это достигается терпением, настойчивостью, личным примером и любовью родителей. Если мама каждое утро с лаской, шутками и прибаутками теплой водичкой умывает ребенка, подмывает его, используя при этом яркие мочалки и полотенца, то у малыша не возникнет неприятных ассоциаций. Подрастая, он с удовольствием будет проделывать это сам.

Родители должны терпеливо обучать годовалого ребенка правильно держать ложку и самостоятельно есть пищу из тарелки, пить из кружки. Со второго года жизни начинают учить малыша самостоятельно умываться по утрам, мыть руки перед едой, полоскать рот после еды. Не нужно забывать об обязательных водных процедурах перед сном. Уже в два года ребенка нужно учить пользоваться зубной щеткой, чистить ногти при помощи специальной щеточки, причесываться перед зеркалом, использовать при необходимости носовой платок.

Прививать гигиенические навыки ребенку можно, просматривая вместе с ним мультфильмы или читая интересные книги по этой теме, например, «Мойдодыр». Можно, играя с малышом, на примере его любимых игрушек объяснять ему, для чего нужно соблюдать чистоту или делать зарядку.

Ничто так не воспитывает, как личный пример. Если родители неустанно и нудно будут повторять ребенку, что нужно делать то, другое и третье, а сами этого не делают или делают не всегда, то от такого воспитания мало проку.

Еще один важный момент в гигиеническом воспитании ребенка заключается в единодушии всех членов семьи в этом вопросе. Нередко бывает так, что родители предъявляют к ребенку строгие требования, а бабушки и дедушки, жалея его, делают ему послабления или выполняют за него его обязанности, например, моют обувь или чистят одежду.

При воспитании гигиенических навыков закаляется и характер ребенка, его воля и дисциплинированность. Ребенок, приученный убирать свою постель, игрушки и другие принадлежности, делать по утрам гимнастику, следить за чистотой одежды и обуви, одновременно приобретает навыки к труду и учится ценить труд других людей.

Воспитывая в ребенке стремление к чистоте своего тела, одежды, убранства дома, в то же время взрослые невольно занимаются и его эстетическим воспитанием. Ведь грязный неряшливый ребенок или неубранная комната не могут быть красивыми.

Как известно, в раннем детстве закладывается здоровье человека. Гигиеническое воспитание детей направлено на охрану их здоровья, вырабатывает у них правильное поведение как дома, так и в общественных местах. В конечном итоге от того, насколько ребенок приучен к выполнению гигиенических правил, зависит не только его здоровье, но и здоровье окружающих.

Основная задача гигиенического воспитания ребенка - рациональное использование условий окружающей среды и обучение ребенка элементарным гигиеническим навыкам с дальнейшим формированием на их основе навыков личной гигиены, что способствует укреплению здоровья, а также воспитывает культуру поведения.

В детских дошкольных учреждениях процесс гигиеническое воспитание - постоянный и планомерный процесс. Изменения общей программы воспитания от младшей возрастной группы к старшей меняют методы формирования и закрепления навыков гигиены. Например, если в младшем возрасте дети выполняют многократные совместные действия вместе со взрослыми (взрослые показывают, объясняют детям что и как делать), то в более старшем возрасте происходит уже обоснование требований к гигиене, осознание самим ребенком навыков, приобретенных в процессе воспитания и обучения, а также самостоятельный контроль действий.

Формированию большинства условных рефлексов ребенка с момента его рождения способствуют постоянные повторения одних и тех же процессов, повторяющихся в течение суток и каждый день, совершающихся в определенной последовательности в постоянных условиях. При условии выполнения правильных воспитательных процессов у ребенка формируются культурно-гигиенические навыки , к которым относятся:

- Навыки личной гигиены: любовь к чистоте, опрятность внешнего вида (ребенок следит за своей одеждой и обувью), использование индивидуальных предметов туалета и гигиены (не есть из чужой тарелки, не пить из чужой чашки, не пользоваться чужой ложкой и т.д.), правила личной гигиены (мыть руки перед едой, после улицы и др), ежедневные занятия утренней гимнастикой, выполнение закаливающих процедур, правила ухода за ротовой полостью (полоскание рта после еды) и зубами (чистить зубы), умение пользоваться туалетной бумагой и т.д.

- Навыки культурного поведения: не кричать, вежливо попросить, благодарить за полученное, не мешать окружающим (например, за столом, на занятиях, во время прогулки и др); здороваться и прощаться; при входе с улицы в помещение, вытирать ноги; складывать на место игрушки и книжки и др.

К средствам гигиенического воспитания в детских дошкольных учреждениях относят: соблюдение режима дня, правил питания, занятия физкультурой и процедуры закаливания, достаточное пребывание на свежем воздухе, правильная организация занятий, организация условий внешней среды в соответствии с требованиями.

Главные правила гигиенического воспитания детей в детских дошкольных учреждениях:

Систематичность, постепенность и последовательность в обучении (соответственно индивидуальным и возрастным особенностям ребенка);

Согласование действий и единый подход в воспитании всего персонала детского дошкольного учреждения и родителей.

Если соблюдаются правила гигиенического воспитания, ребенок к концу первого года жизни обладает следующими навыками: самостоятельно удерживает чашку и пьет из нее; кушает корочку хлеба; по просьбе взрослого выполняет активные движения (например, подает руку, ногу, поворачивает голову, открывает рот и т.д.), а также движения при одевании и раздевании, умывании, кормлении.

В возрасте 1,5 года ребенок способен: самостоятельно кушать ложкой; проситься а горшок; понимает речь взрослого, связанную с процессами туалета, еды, а также по просьбе выполнять доступные действия, связанные с этими действиями.

К 2 годам ребенок самостоятельно кушает все виды пищи, пользуется салфеткой, знает свое место за столом, самостоятельно садиться и выходит из-за стола, соблюдает правильное положение тела за столом, моет руки перед едой, отрицательно реагирует к неопрятному виду одежды или окружающей обстановки, одевается и раздевается с помощью взрослого, знает свой шкаф для одежды и вешалку для полотенца, спокойно воспринимает процесс умывания и закаливаниями.

В 3 года вышеперечисленные навыки закрепляются и расширяются: ребенок практически самостоятельно чистит зубы, моет руки, самостоятельно кушает (при этом не обливается), во время еды пользуется салфеткой, приводит одежду в опрятный вид, почти самостоятельно одевается и раздевается, вытирает платком нос, аккуратно складывает одежду, игрушки и книжки.

В возрасте 4 лет количество навыков расширяется незначительно, но закрепляются ранее приобретенные навыки и умения. Ребенок способен более активно принимать участие в хозяйственно-бытовом труде (поддержание чистоты и порядка в помещении или на участке), осознает значение труда и взаимопомощи.

В 5 лет ребенок должен самостоятельно (без напоминания) умываться и чистить зубы, мыть руки по мере их загрязнения; пользоваться носовым платком, расческой, салфеткой, прикрывать рот рукой при кашле или чихании; аккуратно потреблять пищу, правильно использовать столовые приборы. Также ребенка в этом возрасте нужно приучать к вежливости и приветливости, помогать окружающим, уделять внимание формированию разного рода трудовым навыкам.

К 6-7-летнему возрасту навыки культуры поведения и культурно-гигиенические навыки должны закрепиться, стать привычными и необходимыми в повседневной жизни.

Эффективность гигиенического воспитания сильно зависит от созданных условий : ребенок должен быть обеспечен предметами личной гигиены (чашкой, тарелкой, ложкой, зубной щеткой, мочалкой, расческой и др) и постельными принадлежностями (полотенца, белье и др) с обязательной сменой минимум 1 раз в неделю.

В детских дошкольных учреждениях все предметы личной гигиены и одежда должны быть промаркированы и храниться в индивидуальных шкафчиках.

Отметим, что одежда и обувь должны быть удобными в ношении и защищать ребенка от внешнего влияния окружающей среды (жары, холода, ветра, загрязнений, осадков, разного рода механических повреждений). Хорошей воздухопроницаемостью обладает одежда из хлопчатобумажной и шерстяной ткани. Покрой одежды должен быть выполнен таким образом, чтобы ребенок не чувствовал стеснения в движении (как во время бодрствования, так и во время сна). Обувь должна максимально соответствовать анатомо-физиологическим особенностям стопы, ее длине и ширине (не быть узкой или свободной); с целью профилактики развития плоскостопия в обуви должна быть твердая подошва с небольшим каблучком.

Важнейшими навыками человека являются умение содержать себя в чистоте и заботиться о своем здоровье. В связи с этим должно начаться как можно раньше, сначала в семье, потом в детском дошкольном учреждении.

Ребенок должен понимать, что причесываться, умываться, мыть руки перед едой, аккуратно кушать, вовремя менять нижнее белье, принимать душ, чистить зубы – необходимые привычки воспитанного, культурного человека.

С чего начинается гигиеническое воспитание

Приучать малыша находиться в чистоте нужно с первых дней жизни. В детской должен быть порядок, в кроватке – комплект свежего белья. После приятной процедуры вечернего купания крошку нужно переодеть во все чистое, завернуть в мягкое полотенце. Важно понимать, что гигиеническое воспитание детей начинается с того, что на эмоциональном уровне они проникаются ощущением удовольствия от чистоты, купание становится для них потребностью.

К полутора – двум годам малышей надо приучать к самостоятельному посещению туалета. До этой поры мало кто из них способен вовремя реагировать на сигналы выделительной системы. Чтобы крошкам было удобнее, подберите им одежду, которая легко снимается и надевается, ведь чтобы справиться с этим «важным делом», ребенок должен сначала снять штанишки, трусики.

Поощряйте желание малыша все сделать самостоятельно. Даже если первые попытки будут неудачными, не ругайте его, помогите понять, как пользоваться туалетной бумагой. Похвалите: «Вот молодец какой! И штанишки сухие, чистые!»

В период приучения к горшку ребенок действует с переменным успехом: иногда может заиграться и промочить штанишки. Не критикуйте и не стыдите его – просто навык еще не закрепился. Примените игровые методы обучения. Например, разыграйте сценку, как кукла (зайка, медвежонок) ходит в туалет. Желательно, чтобы на игрушке была одежда.

Разговаривайте с ребенком: «Смотри-ка, кукла захотела в туалет! Вот она идет к горшку, снимает брючки, трусики, садится… Вот какая молодец, кукла!»

Напоминайте ребенку, что после туалета обязательно нужно мыть руки. Первое время помогайте ему в этом, потом он привыкнет и станет делать это сам.

До поступления в садик малыша нужно научить чистить зубы. Сначала он будет делать это с помощью мамы или папы, потом самостоятельно. Ребенку нужно объяснять, почему важно брать на щетку горошинку пасты и аккуратно водить ею по зубкам сверху вниз.

Главное – не отступать от формирования правильных гигиенических навыков и показывать ребенку пример собственного заботливого отношения к здоровью.

Как замотивировать ребенка на соблюдение гигиены?

При гигиеническом воспитании детей важно обеспечить им комфортную обстановку.

  • У ребенка должно быть собственное полотенце, желательно с веселым орнаментом, красивая зубная щетка, которую он может выбрать с вашей помощью, ящичек или полка в шкафу, на которой будут храниться его личные вещи. Важно, чтобы малыш содержал на ней все в чистоте и порядке, не разбрасывал, как попало
  • Детская косметика: гель для душа, шампунь, зубная паста, мочалка, расческа – тоже должны лежать отдельно, чтобы малыш мог брать их по мере надобности
  • Не стоит создавать ему отрицательную мотивацию: «Вот не будешь руки мыть, в животе заведутся червяки!» Полезные привычки лучше усваиваются на позитиве, когда вы поддерживаете желание малыша нравиться окружающим, выглядеть опрятно
  • Пока ребенок маленький, ему сложно дотянуться до раковины, чтобы помыть руки или почистить зубы, хотя он требовательно заявляет на ваши попытки помочь: «Я сам!» Вариантом выхода из этой ситуации может стать маленькая устойчивая скамеечка, взобравшись на которую, малыш сможет продемонстрировать домашним свою самостоятельность
  • Поддерживайте ритуалы. Например, приучите ребенка перед принятием вечернего душа или ванны самому собирать чистое белье: маечку, трусики, пижаму. Это станет своеобразным сигналом перехода к отдыху
  • Нужно научить ребенка сразу складывать грязную одежду, в том числе, колготки, носочки в специальную корзину, а не разбрасывать по комнате или пытаться упаковать в шкаф с чистыми вещами
  • Покажите, как протирать уличную обувь влажной тряпочкой и убирать на место. У ребенка для дома должна быть удобная, подобранная по размеру обувь, в которую он сможет переобуваться, придя с прогулки. Позже настаивайте на том, чтобы и в школе он переобувался, даже если общего требования нет. Ногам должно быть комфортно, а заодно сменная обувь – профилактика грибковых заболеваний, потницы и усталости

К гигиеническому воспитанию детей относятся и приучение ребенка правильно вести себя за столом, и