Грехи родителей против детей читать. Православный приход храма святителя николая мирликийского города слюдянка. Когда Бог против

Почему соблюдение Пятой заповеди - заповеди о почитании родителей - необходимо для того, чтобы самому стать хорошим отцом? Позволительно ли нарушить заповедь, если родители неправы? Можно ли исправить свои и родительские ошибки? Об этом, выступая на встрече Молодежного клуба "Донской", существующего при Донском монастыре и Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), рассказывал настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, отец семерых детей протоиерей Федор Бородин.

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь,
Бог твой, дает тебе.

Заповеди Божьи дают человеку надежду на Небесное воздаяние, но есть одна заповедь, в отношении которой Господь отменяет заведенный порядок, и дает ею обещание на земле. В соблюдении Пятой заповеди – чти отца твоего и матерь твою – залог долгой и счастливой жизни на земле.

Конечно, так происходит не всегда, потому что путь каждого человека – это тайна. Но как священник могу засвидетельствовать, что очень часто на исповедь приходят люди, уже в возрасте, и начинают жаловаться на своих детей: вот, мол, так они себя неправильно ведут, дочка такое говорит… Некоторые сами замечают: «Слово в слово, что я говорила своей матери, теперь мне говорит моя дочь». Некоторых приходится подводить к этой мысли: «А как вот Вы, не грешили ли против родителей?»

Действительно, в наказание за нарушение этой заповеди Господь очень часто ставит человека в ту же самую ситуацию, но уже с другой стороны, со стороны страдающего родителя.

То, что мы сделали в юности против своих родителей мы изменить не можем, но мы можем преодолеть в себе эту гадость через несение скорбей, через покаяние, через то, что мы едем к своим родителям, уже бабушкам и дедушкам, если они живы, или на могилу, или идем в храм, и говорим: «прости! я все понял, я был неправ».

«Отче наш…»

Почему отношение к родителям так важно для Господа?

Вот человек стоит перед Богом. Кто-то отрицает, что Бог – это Личность, большинство же людей за историю человечества это знало и в это верило. И человек спрашивает: Господи, Кто Ты мне? и кто я Тебе? как Ты ко мне относишься? кто я для Тебя?

Разные религиозные системы совершенно по-разному отвечали на этот вопрос. Одни рассматривают человека только как материал и подопытного кролика, другие видят в Боге только Создателя и Судию… Ответов масса. Но Христос в рамках Библейского понимания, когда к Нему подходят апостолы с просьбой научить их молиться, дает такой ответ: Молитесь так – Отче наш…

Он говорит не Судия наш, не Создатель, не Воздаятель, не Награждающий, Наказующий или Милующий. Он говорит: «Отче наш, Который на небесах…»

Господь берет понятный для каждого человека образ. К сожалению, сейчас это уже для многих плохо понятный образ, потому что сейчас отцы есть в меньшем количестве семей, а там, где есть, это зачастую «пассажиры диванные». Но тогда это было понятно, и этот ответ Христа все сразу ставил на свои места. Отец – это тот, кто судит, кто может наказать, но это тот, кто прежде всего любит .

В развитие этой темы Господь предлагает притчу о блудном сыне. Бог по отношению к человеку – Отец, Который несмотря на все грехи сына, готов его простить, принять, восстановить в сыновстве, а не в наемничестве, как тот думал, дать ему перстень как символ наследничества, и даже не обсуждать с ним произошедшее. Ведь когда сын приходит и говорит: «я согрешил», - отец его перебивает, для него важно только, что сын пришел.

Вот это то, что Бог нам о Себе открыл. Понятное дело, что если мы пытаемся строить с Богом правильные отношения, но при этом не умеем строить отношения с нашими земными родителями, у нас ничего не получится. Именно поэтому нарушение или соблюдение Пятой заповеди есть показатель готовности и желания идти к Богу.

В некотором смысле земные родители есть икона Бога для детей. Если же человек хамит земному отцу или земной матери, а потом идет в храм и говорит «Отче наш», Господь его слушать не будет, как не будет слушать того, кто плюет на Его икону.

Грех Хама

Грех неуважения родных родителей называется хамством. В библейском богословии оно берет свое начало из повествования о Ное и его сыне Хаме.

Ной выглядел очень плохо, он был пьян, лежал голый, его, наверное, вырвало – несложно представить, как это некрасиво выглядело. Ной был очевидно неправ. Хам позвал старших братьев и стал смеяться: мол, смотрите, пророка из себя строит, а что себе позволяет!

Сим же и Иафет вошли к отцу спинами, не глядя на его грех, и накрыли его, чтобы не видеть его наготу и его срам. Они не позволили себе даже глядеть в сторону отцовского греха.

Эта история говорит о том, что дети – не судьи своим родителям. Даже в тех ситуациях, когда отец или мать полностью неправы, ребенку не дана власть их судить. Есть только одно исключение – когда родитель становится между Богом и своим ребенком, и мы знаем такие примеры из житий святых. Во всех остальных случаях надо смиряться.

Господь дал заповедь, но не сделал сноски, что в таком-то и в таком-то случае, вот при таких грехах родителей можно их не почитать. Поэтому если кто-то при вас начинает поносить своих родителей, даже если они пьяные, плохие, это, конечно, признак, что в душе этого человека, как в душе Хама, что-то разрушено.

Когда Ной изрекал пророчества о своих сыновьях, он сказал, что старший сын Хама, его наследник Ханаан, будет в рабстве у потомков других братьев. То есть внук Ноя понес то зло, которое сотворил сын Ноя. Это не проклятие Ноя, вовсе нет. Все дело в том, что Хам, так поступивший со своим отцом, не способен нормально воспитать сына!

Ханаанские народы – это народы, которые Господь заповедал Израилю полностью истреблять, когда Иисус Навин занимал Землю Обетованную. Это народы, в которых – и это знаменательно и очень страшно – в жертву приносились старшие сыновья. Понятно, что это была жертва не Богу – Ему такая жертва не нужна, это была жертва сатане. Хамство, заложенное Хамом, человеком, давшим название этому греху, дало такой результат.

А если сегодня посмотреть по сторонам – и речь здесь не только о почитании родителей, а об отношении к старшим в целом, - то мы увидим, как это хамство буквально разъело все вокруг. И это страшный показатель нашего народа.

Послушание Христа

Заповедь Божья – это когда Господь говорит человеку: «Будь подобен Мне». Каждая заповедь показывает, в чем и как человек может быть подобен Богу, дает возможность погружения в то, как живет Сам Господь. Открытие заповеди для человека – это богоуподобление. То есть, в том числе почитая родителей, человек открывает для себя законы внутри-Троической жизни.

Если с этой точки зрения мы прочитаем Евангельские тексты, мы увидим, сколько Христос говорит о Своем послушании Отцу. Апостол Павел говорит, что Он был послушен до Своей Крестной смерти.

Мы читаем в Евангелии, что Христос был в послушании у Иосифа и, наверное, работал подмастерьем, выносил стружки, подметал и прочее-прочее, что ребенок обычно делает.

А в Евангелии от Иоанна читаем потрясающий рассказ о чуде в Кане Галилейской. На свадьбе – есть предание, что это было у апостола Марка, он был родственник – кончилось вино. Это же позор на всю жизнь, завтра все будут говорить: «а, это тот Марк, у которого кончилось на свадьбе вино», кроме того, это просто потеря какого-то праздничного настроения, хотя они, конечно, не напивались там так, как это бывает сейчас на наших свадьбах. И Богоматери, бывшей там, не хотелось, чтобы было так нехорошо, чтобы омрачилась радость, и она говорит об этом Христу.

Христос говорит Своей Матери: «еще не пришел час Мой». Пресвятая Богородица с ним не спорит, она дает указание прислуживающим людям и таким образом мягко подталкивает Его к выполнению своего желания. И хотя в замысле Божьем этого не было, и «еще не пришел час», но Христос покоряется и творит чудо в послушание Своей матери.

В замысле Бога этого не было, представляете? Но Он это делает за послушание Матери!

Когда Бог против

Почему человек восстает против родителей? Здесь есть тысяча оберток, но конфета одна – это гордыня.

Гордыня – это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то все равно Бог, это только в моем представлении все как-то по-другому.

Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я все время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об нее биться все время.

В детстве я был совершенно поражен описанием Цусимского боя. Русский снаряд очень удачно попал на одном из японских кораблей в место, где хранились все боеприпасы. Пролетел туда каким-то чудом. И не взорвался. Была осечка. Одна, допустим, из десяти тысяч. Взорвался бы – был бы совершенно другой бой. Но Господь был против. Я не готов судить, почему. Но есть такие слова в Священном Писании: Бог гордым противится, смиренным – дает благодать.

Если тебе сопротивляется глава Кремлевской Администрации – у тебя ничего не получится. Но это пустяк рядом с противящимся твоим начинаниям Господом!

Чтобы слушаться родителей нужно смирение. И первые уроки смирения – это именно родители. Смиришься перед родителями, и Бог не будет сопротивляться тебе, а будет во всем помогать – вот оно: долгая жизнь и благоденствие.

Вот женился молодой человек, сам стал отцом, а мать его приревновала к молодой невестке, и начинает сноху «сживать со свету». Она делает это неосознанно, она может при этом посещать храм, исповедоваться, причащаться и всем рассказывать, какая у нее чудовищная невестка. Что делать сыну? Он может пойти против матери. Или же наоборот против жены, как это часто бывает, когда мама все время водила за руку, и человек вырос, за мамину юбку держась: «мама сказала, жена плохая, – найду себе другую». А может терпеть и семью сохранить.

Это очень больно – быть между двумя любимыми людьми, которые между собой не в ладу. И ему придется примирять их и закрывать конфликтные ситуации своей мудростью и своей любовью. Это очень большой и очень тяжелый труд. Но если он потрудится и будет и мать почитать, и жене служить, как должен служить глава семьи, тогда он действительно будет пожинать плоды благословения Божия.

А бывает, что у человека все получается, и вдруг на последнем этапе срывается. Бог сопротивляется. И стоит остановиться и задуматься, почему?

Когда приходит понимание

Наше отношение к родителям очень сильно меняется при двух обстоятельствах. Когда они становятся старыми и немощными, а мы в силе, и когда у нас рождаются свои дети.

В первом случае мы возвращаем то, что когда-то получили сами. Может быть, нам придется кормить своих родителей с ложечки, как когда-то они кормили нас, переодевать их, может быть, они будут так же бессмысленны, как были когда-то мы…

Антихристианское общество борется за эвтаназию потому, что старик для него – это человек, который задержался, который мешает, от него уже нет пользы, он мешает обществу развиваться, как оно считает.

Но эта позиция не учитывает, что для того чтобы человек стал нормальным, ему порой нужно ухаживать за немощным родителем. Если я в течение своей жизни не понял, кто мне этот человек, давший мне жизнь, то Господь меня так научит. И я совершенно по-другому все увижу и почувствую, когда у меня на руках будет беспомощный человек. И это тоже такое Божие воспитание.

Во втором случае, когда растут наши дети, мы начинаем многое оценивать иначе и в своих родителях, потому что появляется перспектива посмотреть на себя с их точки зрения.

К сожалению, у нас культура почитания родителей, которая раньше передавалась из поколения в поколение, систематически разрушалась. Мне повезло, мои родители нами – нас в семье трое – занимались. Папа, покойный уже давно, выходные и отпуска проводи с нами, рассказывал нам какие-то истории, катал на санках, ходил с нами в походы.

А все мои одноклассники не понимали – как это? Папы жили в основном по алгоритму «телевизор – тапочки – газета». Наорать, дать затрещину, проверить дневник, поехать в баню – потому что устал человек, действительно устал – так и жили. А летом с бабушкой на дачу или в пионерлагерь.

У меня есть очень хороший и дорогой друг, которого отец именно так воспитывал. И когда он вошел в силу, то есть лет в 20, он просто отца ни во что не ставил. И только сейчас, когда у него самого растут дети, он начал немного мягчать и что-то понимать.


/p>

«Вернуть сердца отцов детям»

Недавно мне рассказали очень горькую и злую шутку, но, к сожалению, очень точную. Мужчина должен родить сына, посадить дерево и построить дом, но современному мужчине совершенно все равно, кто будет убирать дом, поливать дерево и воспитывать его сына.

И если мы оглянемся по сторонам, то много ли увидим семей, где отец готов сжать зубы и сказать: ну да, у моей жены непростой характер, но я не уйду, потому что дети не должны страдать?

Почему муж уходит? Потому что весь мир крутится вокруг него. Ему плохо – значит, нужно поменять мир. Поменяет: будет вокруг него новая жена крутиться, новые какие-то обстоятельства… Человек не может понять, что это он должен крутиться вокруг жены и ребенка. Он не готов служить, отдавать себя. Такой человек обречен быть несчастным!

Но образ Божий в человека впечатан изначально, и все, что Богом заложено, при определенных обстоятельствах, если трудиться и стремиться, прорастет, как трава через асфальт.

Например, моя любимая жена не воспитывалась ни отцом, ни матерью, ее воспитали бабушка и дядя, то есть у нее не было примера семьи перед глазами, никаких архетипов поведения. Но сейчас у этой хрупкой женщины шестеро сыновей и дочка – и каждый отслежен, ухожен, обмыслен, и каждый знает, что он очень любим.

Откуда это у нее? Когда человек приходит к Христу, Христос в нем все это выращивает, поскольку это естественно – семья, отцовство, материнство. Не всех этому учили, мы сами не умеем, но если молиться, то все будет дано.

При хиротонии – дьяконской, священнической и епископской – говорятся такие слова: «Божественная благодать, всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая». То есть Божественная благодать врачует и восполняет оскудевшее и немощное. И мы опять возвращаемся к тому, что Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Если человек со смирением скажет: «Господи, я виноват, у меня не получается, помоги мне, что мне делать с этим ребенком?..» - Господь поможет, даст мудрость и умения.

Интересно, что когда Ангел благовестит Захарии о рождении Иоанна Предтечи, он говорит: придет «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:17).

Для ветхозаветного контекста это совершенно непонятные слова. В традиции общества было необходимым сохранить сердца сыновей такими же, как сердца отцов, не дать им разрушиться, удержать их в умении прославлять Бога.

И мне кажется, что это пророчество о нашем времени. Это сейчас необходимо – «вернуть сердца отцов детям», потому что они сейчас где-то очень далеко…

Текст подготовила Александра Оболонкова. В текст внесены правки отца Федора Бородина.

Помощь в исповеди для родителей (Грехи против детей)

Каждые отец или мать принимают на себя ряд обязательств по отношению к детям. Мы принимаем дар от Бога, и должны достойно вырастить и воспитать его, еще маленького человека.
Даже если мыслить категориями исключительно эгоистическими, то и в этом случае воспитание детей жизненно необходимо, иначе на кого надеяться человеку в старости, кто поддержит тогда, когда уже не будет сил ходить, кто будет за нас молиться после нашей смерти?
Рождение и воспитание детей… нет, это неправильно… рождение и воспитание людей – это еще и одна из важнейших целей семейной жизни. Так что же мешает нам на этом пути?

Грехи до зачатия ребенка: вообще, грехи родителей могут так или иначе отражаться на детях, внуках, и даже правнуках и праправнуках, достаточно вспомнить цитату: «ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20:5-6)». Знание этого - отличный повод не грешить, если мы говорим, что любим своих потомков и живем ради них. Наиболее опасные здесь – грехи, имеющие силу страсти, с которыми человек не может или не хочет бороться, особенно: чревоугодие, блудные грехи, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Безусловно, наказание касается грехов нераскаянных и неисповеданных.
Отдельно стоит выделить аборты и искусственное оплодотворение. Вкратце мы говорили об этом в предыдущем номере. Здесь отметим лишь тот факт, что все это может отражаться на детях: плохое здоровье, нервные расстройства, отчужденность от родителей часто имеют в своем корне именно аборт или убийство братьев или сестер (как, например, в методе ЭКО). Даже мысли об абортах отражаются на детях – ребенок в утробе начинает подсознательно чувствовать страх перед родителями.
Пренебрежение своим здоровьем отцом или, особенно, матерью, также может привести к тому, что жизнь вашего будущего ребенка станет довольно тяжелым испытанием для вас и него самого. Здесь нужно отдельно отметить, как наиболее тяжелые, алкоголизм (и пьянство в том числе), наркоманию, курение.
Бывает, что родители не воздерживаются от супружеских отношений в посты, это также может стать причиной осложнения в родах или болезней ребенка. В старину такое мнение было чуть ли не аксиомой.
Распространенная ситуация в наше время, когда мужчина и женщина живут в так называемом «гражданском браке», а уже после беременности задумываются о том, чтобы создать семью. Конечно, слава Богу, если задумываются, - многие после этого разбегаются. И уже создав семью, родив ребенка, через какое-то время думают венчаться.
Как будто бы человек, желающий построить дом, сначала купил кирпич, бетон и мебель для дома, затем построил стены, затем под них положил фундамент, а только после этого затем попросил проектировщика сделать проект дома. Нетрудно догадаться, что такой дом вряд ли будет очень хорош.
В таинстве венчания священник призывает на создаваемую семью благословение Божие, подобно тому, как Бог благословил множество супругов (вспоминаются ветхо- и новозаветные образцы супружества). Муж и жена перед Богом обязуются вместе нести то, что выпадет на их долю, создается «малая Церковь», соединяются два человека неразлучно, по образу соединения Христа и Церкви. И что очень важно, испрашивается «плод чрева, доброчадие, единомыслие душ и телес».
Безусловно, реалии современной жизни приводят людей к Богу в разном возрасте, и нередко в Церкви хотят венчаться люди, уже создавшие семью и даже люди, имеющие внуков. Это хорошо. Но основной смысл венчания – именно благословение Божие на создаваемый брак.

Грехи после зачатия и рождения: ребенок становится человеком сразу же после зачатия, он сразу же приобретает бессмертную душу. Часто сразу наследует грехи предыдущих поколений.
Что же может испортить жизнь будущему члену семьи?
Во-первых, супружеские отношения. Как только родители узнают о том, что зачат ребенок, им стоит прекратить физические супружеские отношения. Это логично – ребенок начинает чувствовать душевное состояние матери в течение 1-2 месяцев (а скорее всего, он чувствует сразу, но зафиксировать это могут только после 1-2 месяцев). Как же будет ребенок переживать половой акт? Скорее всего, в смятении. Как мы можем знать, не отразятся ли эти впечатления на дальнейшей жизни (в форме нервных проблем или же, наоборот, в форме излишней чувственности)?
Во-вторых, ребенок хорошо чувствует душевное состояние родителей. Ссоры, ругань между супругами, гнев, осуждение и т.д. разрушают маленький уютный мир ребенка, который должен быть погружен в любовь. Думается, что безынициативность, лень, страх перед новым и другие апатичные проявления ребенка и далее взрослого человека, могут быть напрямую связаны с тем, что он усвоил о мире в утробе. Особенно плохо отражаются мысли или слова матери (или отца) о ненужности ребенка, о том, что ему здесь не место и т.д.
Матери нужно чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
В-третьих, пренебрежение здоровьем матери. Матери нужно быть свободной от вредных привычек, иметь возможность следить за собой и ребенком, пребывать в мирном состоянии. Это, безусловно, является задачей обоих супругов.

Дальше, по мере взросления ребенка, начинаются более сложные ситуации:
Неправильная жизнь супругов (семейные взаимоотношения, отношение к другим людям, измены и пр.). Личные грехи разрушают внутренний мир родителей и пагубно отражаются на детях.
Отношение к своим родителям. Если дети не уважают и не любят родителей, они, сами став таковыми, пожнут плоды в младшем поколении. Если мы не уважаем и не любим своих престарелых родителей, не заботимся о них, в случае смерти не молимся и не посещаем их могилки, то как можем этого требовать от своих детей?
Отношение к молитве и богослужению тоже оставляет след на детских душах. Лучше чаще приходить с детьми в храм, причащаться самим и причащать детей. Ребенок лучше взрослого понимает Божественные тайны. Жизнь духовная – это огромный пласт человеческой жизни, и очень немудро поступают родители, лишая своих детей общения с Богом в Церкви.
Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19:14)
Родители не должны допускать обмана ребенка, поскольку ребенок прекрасно это чувствует и начинает копировать поведение родителей. Лучше быть всегда честным, прямым. Часто случается так, что кто-то из родителей дает обещание ребенку, а затем забывает или осознанно не выполняет его. Нечестно в такой ситуации требовать от ребенка честности и выполнения его обещаний.
Некоторые родители очень любят нравоучения и своей гипертрофированной заботой приносят вред ребенку и себе.
Особенно отрицательно отражаются нравоучения на подростках, ведь в них так часто кипит чувство противоречия, юношеского максимализма, излишней самоуверенности.
Главная проблема заключается в том, что «нравоучая», родители зачастую начинают с обвинения, заставляя ребенка (или уже подростка, но в любом случае – сознательного человека) чувствовать вину. Естественная реакция – отторжение, попытка уйти, замкнуться или, наоборот, перейти к активной защите – грубо ответить и т.д.
Своими нравоучениями родители достигают зачастую обратного результата. Так стоит ли идти таким путем? Особенно если мы сами не были идеальными в детстве.
Бывает, что родители допускают наказание детей, а сами при этом находятся в гневе, раздражении. Это сильно подрывает авторитет родительского слова. Если уж и допускать наказание, то это не должен быть выплеск своих эмоций на ребенка. Ребенок должен понимать, за что его наказывают и осознавать вину за это, а родитель должен определять, за что нужно наказывать, а о чем достаточно просто сказать, что так делать нельзя.
По мере возрастания ребенка, нужно постепенно переходить с уровня покровительственного общения и непосредственного им управления на уровень самостоятельности и личной ответственности. Некоторые родители в своих взрослых детях склонны еще видеть беспомощных малышей, и это часто приводит к конфликтам.
Бывает, что в отношениях с детьми, родители занимают крайние позиции: либо излишняя опека (чрезмерная боязнь травм, болезней, ограждение ребенка от всех жизненных неприятностей), либо недостаточное внимание (отсутствие интереса к друзьям, увлечениям, проблемам ребенка). Как всегда, лучше выбрать золотую середину.
Переживания родителей за детей могут перейти в форму постоянного страха «а вдруг что-то случится», и зачастую ничего не случается. Это происходит от того, что мы слишком привыкли надеяться на себя и забываем о Боге, в Чьих руках находится все, и Который промышляет о каждом человеке.
Надо помнить, что мы все разные, и наши дети – не наша копия или попытка реализации наших нереализованных стремлений. Наши дети – это самостоятельные мыслящие существа, живущие уже в несколько ином мире. Поэтому важно заложить в них самое главное – вечное. А временное – оно пройдет.
И важно нам осознавать, что и отец, и мать, являются во многом для своих детей примером для подражания. И нужно сделать все от нас зависящее, чтобы этот пример был достойным.

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках у которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. «Чужое брал?» – строго спросил старец. «Брал, грешил, батюшка» – отвечал крестьянин. «Вот тебе и наказание» – сказал старец и отошел от несчастного отца, оставив его без помощи.
Страдания невинных детей так объясняются св. Нифонтом, еп. Кипрским: «Многие, живущие в мире в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном суде Своем. Младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния»....


Не грешите против ребенка

Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: "не грешите против отрока"? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. Быт.42:22

"Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?" Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

"Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие" (Быт.42:21) ,- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: "Не грешите против отрока!" . Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех "ничьих" детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: "Убьем его и увидим, что будет из его снов". Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: "Не грешите против отрока". Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: "Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него". Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. "Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его".

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: "И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне" (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка
- это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. "Он такой странный!" - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его "Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!" - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с "маленьким Иосифом" грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. "Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то",- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.
Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него
. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: "Если бы ты был верующим, то не сделал бы так". Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо.

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

В первом послании к Коринфянам апостол Павел советовал супругам воздерживаться от брачного общения во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте» (1 Кор. 7. 5). В церковных канонических правилах установлено воздерживаться в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера предыдущего дня), потому что в эти дни духовная жизнь приносится (во всяком случае, должна приноситься) Господу.
От невоздержания родителей (особенно во время Великого поста!) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Собр. Писем к мирским особам; Письмо 105).
Нарушения духовных и физиологических законов, касающихся супружеской жизни (например, невоздержание в период месячных, беременности), несут за собой наказания самих нарушителей и оказывают плохое действие на их потомство.
Но более страшную участь готовят себе и своим детям прелюбодеи и блудники. Многие знают, что за грехи родителей расплачиваются их дети до четвертого поколения (Чис.14. 18; Исх. 34. 7). Вот как Писание показывает судьбу детей грешников: «Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми (не на своих ли детей мы сетуем, что они связались «с улицей» и стали шастать по подвалам?). Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие (и дети это чувствуют подсознательно). Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится» (Сир. 41. 8-14).
Сейчас много говорят о наркомании. И, вероятно, никогда уже не перестанут говорить, также как и не найдут её социальных причин и методов лечения. Ибо причины и лечение – в духовной жизни людей. Наркологическая статистика выявила очевидную закономерность: наркоманами становятся дети, родители которых:

1. Делали аборты.
2. Участвовали в разрушении церквей и монастырей.
3. Поражены пороками блуда и содомии.
4. Будучи педагогами, воспитывали детей в атеизме.
5. Будучи медработниками, делали аборты и применяли методы против деторождения.
6. Будучи работниками СМИ, проводили пропаганду против деторождения.
7. Не любили своих детей.
8. Пьют, воруют.

Но из всех грехов, тяжелее ложащихся «родовым проклятием» на потомков, является грех блудодеяния: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3. 16-19). И далее Соломон объясняет почему: «Ибо дети, рождённые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4. 6).
«Дом блудницы ведёт к смерти, и стези её – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2. 18-19). Святые отцы определили грех блуда третьим по тяжести после человекоубийства и отречения от Христа. Причём человека, совершившего блуд, они назвали не просто согрешившим, а совершившим падение. Вот как показывает это различение Илия Критский: «Кто каким путём совратился, тем опять и возвращается. Например, если кто руками похищал собственность ближнего, то руками может своё имение раздать нищим. Также бывает и в других согрешениях. Но согрешивший против целомудрия возвращается не тем путем, которым пал, но другим, то есть плачем, постом и стенанием. Посему грех блудный и называется собственно падением» (Лествица, с.134 М., Сретенский монастырь, 2002).
Не будем забывать, что и помыслы блудные есть грех (Мф. 5. 27-28). Так преподобный Евфимий Великий заметил блудного беса в одном из братьев лавры и запретил ему именем Господа. Брат тотчас упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда подошла к этому месту братия, преподобный сказал им: – Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же, ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что если кто и не прикасается к чужому телу, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им. А теперь помолимся о нашем брате…
Преподобный авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» показывает, почему блуд является тяжёлым грехом: преподобный Илларион изгнал из одной девицы беса и спросил этого беса почему он не возвратился к тому юноше, который колдовством послал его в эту девицу. И бес ответил: – В этом юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. А как известно из учения святых отцов, слабые бесы замещаются в человеке более сильными.
Почему же Господь так жестоко наказывает за этот грех? Ответ даёт пророк Осия: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали… Господу они изменили, потому что родили чужих детей» (Ос. 5. 7). Так же сурово Бог наказывает и отцов, которые «предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили… А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их, ибо горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9. 10-12).
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6. 15-16).
Иногда я слышу: – Вот ведь Бог какой немилосердный,.. почему же Он нас не простит? Но неужели не виден в таком «мнении» просто неприкрытый эгоизм, огромное себялюбие, а не боголюбие? На что я отвечаю: – а что вы сделали для того, чтобы Бог не удалился от вас?
И не по причине ли умножившегося в последние годы блудодеяния так резко возросло число детей олигофренов и просто бесталанных? Полагаю, что данная тема ещё ждет своего исследования, но по собственным жизненным наблюдениям могу отметить ту закономерность, что в так называемых «гражданских браках» и у матерей, которые детей «нагуляли», дети имеют трудную и печальную судьбу.
Повсеместно растёт число внебрачных детей. В Пермской области в 2002 году таких малышей – 46 процентов от общего числа новорождённых [Деловое Прикамье, 1.04.2003], в 2005 году только матерей-одиночек было 20 процентов от общего числа семей, плюс 18 процентов семей по установленному отцовству.
Препятствующих женитьбе без веских на то оснований, слово Божие поставляет в число людей особенно грешных (1 Тим. 4. 3). Холостая жизнь будет особо распространена перед кончиной мира, из чего уже видно демонское к этому старание.
Может, сделаем правильные выводы для себя и для тех, кто нам дорог, чтобы не случилось так, что Бог сбережёт для детей наших – несчастья наши? (Иов. 21. 19). А исполнились бы слова мудрого Соломона: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17. 6).

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.