Какие бывают православные праздники. Церковный православный календарь. Важные церковные события мая

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2020 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2019 году - 21 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2020 году - 12 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2019 году - 28 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2020 году - 19 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.
  • Вознесение Господне в 2019 году - 6 июня.
  • Вознесение Господне в 2020 году - 28 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.
  • Троица в 2019 году - 16 июня.
  • Троица в 2020 году - 7 июня.

Многие граждане нашей страны считают себя православными христианами. Они чтут традиции предков и отмечают православные праздники. Им наверняка будет интересно узнать, какие будут церковные праздники в мае 2018 года.

Важные церковные события мая

В последний месяц весны все православные будут отмечать два очень важных праздника:

  • 17.05.18 — Вознесение Господне;
  • 27.05.18 – Троица.

Кроме этого, будет два дня поминовения усопших:

09.05.18 День поминовения усопших воинов
26.05.18 Троицкая суббота

С 28.05.18 по 03.06.18 пройдет сплошная Троицкая седмица. Она примечательна тем, что в пятницу и среду не надо будет поститься.

Вознесение Господне

Этот праздник широко известен всем православным христианам в России. Он всегда отмечается в четверг, так наступает на сороковой день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник приходится на 17.5.18 г.

В разных местах это торжество имеет различные названия:

  • Спас;
  • Спасов день;
  • Вознесеньев день;
  • Вознесенье.
  • В церковном календаре он значится, как — Вознесение Господне.

Очень часто с ним связывают прощание с весной.
Когда упоминают этот день, сразу вспоминаются некоторые моменты, связанные с этим торжеством:

  • поминальные хлебцы;
  • торжественное богослужение в храмах;
  • «Небесные лесенки»;
  • поминовение усопших;
  • поминальные блины и др.

Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам и отмечается не только в России, но и в Европе. Этот праздник напоминает нам о том, как около двух тысяч лет назад Сын Божий вознесся на небеса. Новый завет подробно описывает этот момент. Как известно, воскресший Иисус не один раз являлся перед взором своих учеников. Когда наступил сороковой день, он обратился к ним с просьбой собраться в древнем городе Иерусалим. В присутствие своих апостолов он снова вознесся в небо. Правда, после этого с небес спустилось два ангела, которые были одеты во все белое. Они поведали ученикам, что их учитель обязательно вернется. На самом деле в Евангелиях от Марка и Луки рассказывается о том, что Иисус заранее рассказывал своим ученикам о своем Вознесении.

До конца четвертого века Троица и Вознесение были одним торжеством. Затем эти праздники были разделены.

Как отмечают Вознесение

Праздник отмечают 10 дней. Среду называют днем предпразднства. Во всех церквях совершают обряд отдания Светлого Воскресения. Служба ведется всю ночь. Священнослужители читают стихиры Цветной триоди. Утром звучат паремии из Евангелие от Марка. Следующие дни называют попразднеством. В церквях священники прославляют Вознесение Спасителя на небеса. В пятницу совершается обряд отдания Вознесения. Начиная с Пасхи и до Вознесения, священнослужители одеты в белые одежды.

Среди прочих действий в этот день принято вспоминать усопших. В России раньше существовала традиция – хозяйки делали из теста «небесные лесенки» для того, чтобы умершие родственники могли легче добраться до рая. Было принято приносить их на могилы предков. Иногда их относили прямо в поле. Считалось, что это способствовало хорошему урожаю. Лесенки помогали зерну быстрее подниматься к небу.

Также на Руси существовала традиция печь «Христовы лапотки» — это блины, изготовленные особым образом. Древние предания гласили, что Иисус в промежутке между Пасхой и Вознесением обходит всех верующих. Ему «на дорожку» и пеклись эти кулинарные изделия.

На Вознесение не разрешается работать. Обычно верующие ходят в гости или приглашают самых близких людей к себе в дом.

Еще в этот день существовала традиция помогать убогим. Считалось, что под видом таких людей может ходить сам Спаситель.

Также запрещалось плевать и мусорить, чтобы случайно не навредить Иисусу, который в это время под видом нищего ходит среди живых людей.

Приметы на Вознесение

День Святой Троицы

Также относится к двунадесятым праздникам. Он имеет переходящую дату и празднуется на пятидесятый день от Светлого Воскресенья. В 2018 году праздник припадает на 27.05.18, воскресенье.

Для этого торжества присущи особенные черты:

  • украшение жилищ цветами, ветками деревьев и полевыми травами;
  • особое богослужение;
  • освящение воды;
  • выпечка особых мучных изделий и др.

Название праздника происходит от события, которое произошло более двух тысяч лет назад. Именно тогда, перед взором Девы Марии и апостолов появился Святой Дух, который провозгласил, что Иисус является Сыном Божьим. Троица является свидетельством того, что Святой Дух, Бог-сын и Бог-отец едины.

Он установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. Праздник символизирует единство Святого Духа, Бога-Отца и Бога-Сына.

Как свидетельствуют древние рукописи, на пятидесятый день после Светлого Воскресенья на мать Иисуса и его учеников снизошел Святой Дух. Это произошло в Иерусалиме в Сионской горнице. Сначала все присутствующие услышали необычайный шум, потом появился благодатный огонь. После этих событий последователи Иисуса стали уметь говорить на разных языках. По велению Бога это было сделано для того, чтобы апостолы могли нести христианское учение разным народам, живущим на Земле.

Как празднуют Троицу в России

Этот праздник отмечают три дня. Храмы, жилища верующих украшаются зеленными ветвями деревьев, луговыми травами и цветами. Священнослужители одевают зеленную одежду, которая олицетворяет животворение.

Богослужение в храмах начинается в субботу и продолжается всю ночь. На саму Троицу звучит торжественная литургия. Третий день посвящен Святому Духу. Во время службы освящается вода.

Прихожане, освященные ветки, цветы и травы сушат и используют в качестве оберега на протяжении года.

В дни Троицы, кроме храмов, христиане должны посетить могилы предков, для того, чтобы угостить духов.

Перед праздником делается генеральная уборка. Хозяйки украшают свой дом разнообразной зеленью и готовят праздничные блюда. Среди них обязательно должен быть каравай, который должен принести в дом достаток и благополучие.

После церкви и кладбища наступает время народных гуляний. Сначала семья, родственники и друзья собираются за круглым столом, чтобы поздравить друг друга с Троицей и отведать праздничные блюда хозяйки. После трапезы народ выходит на улицу, на природу, где танцует и поет обрядовые песни. В некоторых местах принято при этом разжигать костер.

В этот день целители занимаются сбором трав. Считается, что в эти дни они обладают особыми целительными свойствами.

Еще в Дни Троицы принято гадать. Молодые девушки проводят всякие обряды и гадают на свою будущую жизнь и жениха. При этом они используют собранные травы и ветви деревьев.

На Троицу нельзя:

  • работать и заниматься домашними хлопотами;
  • шить, стирать и стричься;
  • сквернословить и ссориться;
  • купаться в природных водоемах. Говорят, что в эти дни там водятся водяные, русалки и другая нечисть.

Приметы Троицы

Полный церковный календарь на май 2018


  • 1 мая, вторник
    Преподобного Иоанна Солунского (Фессалоникийского), ученика преподобного Григория Декаполита
  • 2 мая, среда
    Преподобного Иоанна Палеолаврита Ветхопещерника, иеромонаха
    Блаженной Матроны Московской
  • 3 мая, четверг
    Преподобного Феодора Трихины
    Преподобного Александра Ошевенского, игумена
    Мученика младенца Гавриила Белостокского
  • 4 мая, пятница
    Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского
    Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия, Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия, Акутиона
  • 5 мая, суббота
    Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского
    Перенесение мощей благоверного князя Всеволода (в Крещении Гавриила) Новгородского, Псковского чудотворца
    Апостола Варфоломея (Нафанаила), апсстолов от 70-ти Луки и Климента
    Преподобного Виталия Александрийского
  • 6 мая, воскресенье
    Великомученика Георгия Победоносца
    Мученицы царицы Александры Римской
    Иверской иконы Божией Матери
  • 7 мая, понедельник
    Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов
    Преподобных Саввы Печерского, и Алексия, затворника Печерского
  • 8 мая, вторник
    Апостола и Евангелиста Марка (Иоанна)
    Преподобного Сильвестра Обнорского
  • 9 мая, среда
    Поминовение усопших воинов
    Священномученика Василия, епископа Амасийского
    Святителя Стефана, епископа Пермского (Великопермского)
    Преподобного Иоанникия Девиченского
    Праведной Глафиры девы
  • 10 мая, четверг
    Апостола от 70-ти Симеона Иерусалимскаго, сродника Господня
    Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского
  • 11 мая, пятница
    Апостолов от 70-ти Иасона, Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших
    Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана
    Святителя Кирилла, епископа Туровского
  • 12 мая, суббота
    Девяти мучеников Кизических
    Преподобного Мемнона Чудотворца, игумена Египетского
    Святителя Василия Острожского, митрополита
  • 13 мая, воскресенье
    Апостола Иакова Зеведеева
    Обретение мощей святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
    Святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского
    Святителя Доната, епископа Еврийского
  • 14 мая, понедельник
    Пророка Иеремии
    Преподобного Пафнутия Боровского, игумена
    Священномученика Макария, митрополита Киевского
    Благоверной Тамары, царицы Грузинской
    Преподобномучеников Афонских Евфимия, Игнатия, Акакия
  • 15 мая, вторник
    Святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)
    Перенесение мощей мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида)
    Святителя Афанасия Сидящего, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца
    Благоверного и равноапостольного царя Бориса (во Святом Крещении Михаила)
  • 16 мая, среда
    Мученика Тимофея и мученицы Мавры
    Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского
  • 17 мая, четверг
    Вознесение Господне
    Мученицы Пелагии девы, Тарсийской
    Преподобных Никиты (Нифонта), Кирилла, Никифора, Климента, Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде
  • 18 мая, пятница
    Великомученицы Ирины Македонской
    Обретение мощей преподобного Иакова Железноборовского
  • 19 мая, суббота
    Праведного Иова Многострадального
    Преподобного Михея Радонежского
    Мученика Вукашина Ясеновацкого
    Мученика Варвара Луканского, бывшего разбойника
  • 20 мая, воскресенье
    Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
    Мученика Акакия, сотника
    Преподобного Нила Сорского
  • 21 мая, понедельник
    Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
    Преподобного Арсения Великого
    Преподобных Арсения трудолюбивого и Пимена постника, Печерских
  • 22 мая, вторник
    Пророка Исаии
    Мученика Христофора Ликийского
    Перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая
    Преподобного Шио (Симеона) Мгвимского
    Преподобного Иосифа Оптинского
  • 23 мая, среда
    Апостола Симона Зилота
    Святителя Симона Печерского, епископа Владимирского и Суздальского
    Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого
  • 24 мая, четверг
    Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских
    Священномученика Мокия
    Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
    Святителя Никодима, архиепископа Сербского
    Преподобного Софрония Печерского, затворника
  • 25 мая, пятница
    Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца
    Святителя Епифания, епископа Кипрского
    Святителя Германа, патриарха Константинопольского
    Преподобного Дионисия Радонежского, архимандрита
  • 26 мая, суббота
    Суббота Троицкая
    Мученицы Гликерии девы и с нею, мученика Лаодикия Гераклейского, стража темничного
    Перенесение мощей преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца
    Мученика Александра Римского
  • 27 мая, воскресенье
    День Святой Троицы (Пятидесятница)
    Мученика Исидора Хиосского
    Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца
    Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского
  • 28 мая, понедельник
    Троицкая седмица 1 день
    Преподобного Пахомия Великого
    Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца
    Благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского
    Преподобных Евфросина и ученика его,Серапиона, Псковских
  • 29 мая, вторник
    Троицкая седмица 2 день
    Преподобного Феодора Освященного, игумена
    Перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца
  • 30 мая, среда
    Троицкая седмица 3 день
    Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии (Юнии)
    Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской
  • 31 мая, четверг
    Троицкая седмица 4 день
    Память святых отцов семи Вселенских Соборов
    Мученика Феодота Корчемника и семи дев, мучениц Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии
    Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и мученицы Христины

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.

Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве

Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:

  1. Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
  2. Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
  3. Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
  4. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.

Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.

Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.

В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.

Рождество Христово

Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.

Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.

Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.

Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.

Крещение Господне

Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.

Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.

Сретение Господне

Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).

Вход Господень в Иерусалим

Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.

С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.

Вознесение Господне

Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.

Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.

День Святой Троицы

Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.

В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.

Преображение Господне

Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.

Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.

Успение Богородицы

Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.

Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.

1 мая

Преподобного Иоанна, ученика Преподобного Григория Декаполита (820-850)

Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303)

Святого Космы исп., епископа Халкидонского, и Преподобного Авксентия (815-820)

Мученика Иоанна Нового из Янины (1526)

Священномученика Виссариона Селинина пресвитера (1918)

Преподобномученицы Тамары Сатси (1942)

Максимовской иконы Божией Матери (1299)

День постный

2 мая

Преподобного Иоанна Ветхопещерника (VIII)

Блаженной Матроны Московской (1952)

Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303)

Священномученика Пафнутия, епископа Иерусалимского

Святого Георгия исп., епископа Антиохии Писидийской (813-820)

Святого Трифона, патриарха Константинопольского (933)

Преподобного Никифора игумена

Святого Виктора исп., епископа Глазовского (1934)

3 мая

Преподобного Феодора Трихины

Преподобного Александра Ошевенского (1479)

Мученика младенца Гавриила Белостокского (1690)

Святых Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских

Преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (685)

Святого Николая Велимировича, епископа Охридского и Жичского (1956) (Серб.)

Святого Феодосия исп., епископа Коломенского (1937)

Кипрской иконы Божией Матери (392)

Приметы дня 3 мая:

  • На Федора покойники тоскуют по земле.
  • В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте.
  • На Феодоров день земля открывается и вылетают души ушедших от нас на Божий свет.

4 мая

Священномученика Ианнуария епископа и с ним Мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305)

Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II)

Обретение мощей Преподобного Феодора Санаксарского (1999)

Праведного Алексия Бортсурманского (1848)

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303)

Святого Максимиана, патриарха Константинопольского (434)

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918)

Святого Николая Писаревского исп., пресвитера (1933)

Священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938)

5 мая

Преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского (613)

Перенесение мощей благоверного князя Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (1834)

Аппостолов Нафанаила, Луки и Климента (I)

Преподобного Виталия (609-620)

Священномученика Платона, епископа Банялукского (1941) (Серб.)

Священномученика Евстафия Малаховского пресвитера (1918)

Мученика Димитрия Власенкова (1942)

Приметы дня 5 мая:

  • На Луку высаживают лук.
  • Теплый май весну снаряжает.
  • Ночью заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет, сорок утренних морозов на все лето, пока хлеб в поле стоит.

6 мая

Великомученика Георгия Победоносца (303) - весенний Юрьев день

Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Мученицы царицы Александры (303)

Мучеников Анатолия и Протолеона (303)

Преподобной Софии (1974)

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940)

Приметы дня на Юрия, 6 мая:

  • Юрий на порог весну приволок.
  • Егорий землю отмыкает.
  • Пришел Егорий - и весне не уйти.
  • Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
  • Коли весенний Егорий с кормом (появится трава), то зимний Никола (19 декабря) будет с мостом (зима установится, будет хороший санный путь).
  • На Юрья снег - урожай на гречу, на Юрья дождь - гречи недород.
  • С Георгия начинают садить свеклу, сеять морковь и рассаду.

День постный

7 мая

Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272)

Преподобного Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Преподобного Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII)

Мучеников Пасикрата и Валентина (228)

Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303) - Евсеев день

Преподобного Фомы юродивого (546-560)

Преподобного Елисаветы чудотворицы (V)

Священномученика Бранко пресвитера (1941) (Серб.)

Мученика Сергия Архангельского (1938)

Молченской иконы Божией Матери (1405)

Приметы дня 7 мая:

  • Пришел Евсей - овсы отсей.
  • Когда на дороге грязь, тогда овес - князь.
  • Сей рожь хоть на часок в пепелок, а овес хоть в воду, да в пору.
  • Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.

8 мая

Апостола и евангелиста Марка (63) - День Марка-ключника

Преподобного Сильвестра Обнорского (1379)

Преподобного Василия Поляномерульского (1767) (Румын.)

Священномученика Сергия Рохлецова пресвитера (1938)

Цареградской иконы Божией Матери (1071)

Приметы дня 8 мая:

  • Марк владеет ключами от дождей.
  • Марк отмыкал небесную высь, созывал влагу, просил ее сойти на землю.
  • Если выпадет после Марка три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.

День постный

9 мая

Поминовение усопших воинов

Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322)

Святого Стефана, епископа Великопермского (1396)

Праведной Глафиры девы (322) - День Глафиры-горошницы

Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.)

Священномученика Иоанна Панкова пресвитера и сыновей его Мучеников Николая и Петра (1918)

Приметы дня 9 мая:

  • Большая роса или ясный день на Горошницу - к урожаю огурцов.
  • Коли на северном ветре сеять горох - будет он жидок, коли на западном - будет мелок, коли при южном - будет он гнил и червив; сеять горох надобно при восточном ветре.

10 мая

Апостола и Священномученика Симеона, сродника Господня (107)

Преподобного Стефана, игумена Печерского, епископа Владимиро-Волынского (1094)

Праведного Евлогия странноприимца (IV)

Священномучеников Павла Светозарова и Иоанна Рождественского пресвитеров, Мучеников Петра Языкова, Николая Малкова, Авксентия Калашникова, Сергия Мефодиева и Мученицы Анастасии (1922)

Преподобномученицы Марии Носовой (1938)

Священномученика Иоанна Спасского пресвитера (1941)

Приметы дня 10 мая:

  • Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
  • Сова кричит - на холод.
  • Ненастная погода окончится, если к вечеру появляется туман в низких местах.
  • Заморозок возможен, если утром стоит ясная погода, а к полудню появляются кучевые облака, которые к вечеру снова исчезают.

11 мая

Аппостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I)

Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286)

Святого Кирилла, епископа Туровского (1183)

Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Мурина, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (ок. 63)

Мученицы Анны Шашкиной (1940)

Приметы дня 11 мая:

  • Знахари на Максима лечили затяжные лихорадки: солнечный день считался верным знаком того, что болезни отпустят человека.

В этот день нельзя:

  • Стричь младенцам ногти и волосы.
  • Прокалывать себе уши - будете хуже слышать.
  • Планировать помолвку - брак будет недолговечен.
  • Белить стены или потолок - можно расстаться с удачей и здоровьем.

12 мая

Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (286-299)

Преподобного Мемнона чудотворца

Преподобного Нектария Оптинского (1928)

Преподобного Амфилохия Почаевского (1970)

Мучеников Диодора и Родопиана диакона (284-305)

Святого Василия Острожского (1671) (Серб.)

Трехсот мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавших (XVII-XVIII) (Груз.)

Приметы дня 12 мая:

  • В этот день знахари продолжали лечить больных лихорадкой, обращаясь с прошением к девяти мученикам.

13 мая

Апостола Иакова Зеведеева (44) - Якова-апостола

Обретение мощей Святого Никиты, епископа Новгородского (1558)

Святого Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского (1867)

Святого Доната, епископа Еврии (ок. 387)

Обретение мощей Священномученика Василия, епископа Амасийского (IV)

Мученика Максима

Приметы дня 13 мая:

  • Если восход на Якова ясный, то и все лето будет солнечным, а если с утра на дворе пасмурная погода, то измучают летом дожди-сеногнои.
  • Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер - лето будет теплое, с изобильным плодородием.

День постный

14 мая

Пророка Иеремии (VI в. до Р. Х.)

  • Крестьяне считали, что Иеремия 14 мая запрягает небесную колесницу и помогает земледельцам.

Преподобного Пафнутия Боровского (1477)

Священномученика Макария, митрополита Киевского (1497)

Преподобного Герасима Болдинского (1554)

Преподобномученика Ваты Персянина (IV)

Благоверной Тамары, царицы Грузинской (1213)

Преподобномучеников Афонских Евфимия (1814), Игнатия (1814) и Акакия (1816)

Мученицы Нины Кузнецовой (1938)

Царевококшайской, или Мироносицкой (1647), Андрониковской и именуемой «Нечаянная Радость» икон Божией Матери

Приметы дня 14 мая:

  • Если солнце взошло ясно, то быть и всему лету ясным.
  • Коли на Еремея погоже - уборка хлеба пригоже.
  • На Еремея непогода - всю зиму промаешься (будет суровая зима).
  • Пала роса с вечера - к ясному дню.
  • Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее - когда цвет калины будет в кругу.
  • Сей неделю после Егория (6 мая), да другую после Еремея.

15 мая

Святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373)

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)

  • Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира были первыми святыми, которых канонизировали и Русская, и Константинопольская православные церкви. Другие названия праздника - Борисов день (Борис-день, Борис и Глеб - сеятели, барыш-день, соловьиный праздник, соловьиный день, свистозарник, свистуньи, свистопляски).

Святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (1654)

Мучеников Еспера и Зои и чад их Кириака и Феодула (II)

Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во Святом Крещении Михаила (907), принявшего Крещение со своим народом в IX веке (Болг.)

Путивльской иконы Божией Матери (1635)

Приметы дня 15 мая:

  • На Бориса и Глеба знахари заговаривают людей, страдающих маетой - нервными расстройствами.
  • Читают заговор над молоком, которым потом должен умываться больной.

День постный

16 мая

Мучеников Тимофея и Мавры (ок. 286) - День Марфы-молочницы

Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074)

Преподобного Петра чудотворца, епископа Аргосского (X)

Преподобного Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских Святого Феофана Перифеорийского (после 1353)

Священномученика Николая Беневоленского пресвитера (1941)

Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288)

Приметы дня 16 мая:

  • Начинали высаживать рассаду капусты и засевать огороды.
  • Запели соловьи перед Маврой - весна зацветает дружно.
  • Трогаются в рост побеги ели.
  • Цвет черемухи приносит холод.

17 мая

Мученицы Пелагии, девы Тарсийской (ок. 290)

  • Пелагея - воронья заступница. Оберегает молодых воронят, учит их уму-разуму.

Преподобного Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, братьев Алфановых (Сокольницких) в Новгороде (XIV-XV)

Священномученика Еразма, епископа Формийского (303)

Священномученика Альвиана, епископа Анейского, и учеников его (304)

Священномученика Сильвана, епископа Газского, и с ним 40 мучеников (311)

Священномученика Иоанна Васильева пресвитера (1942)

Священномученика Николая Тохтуева диакона (1943)

Старорусской иконы Божией Матери (1570)

18 мая

Великомученицы Ирины (I-II) - День Ирины-рассадницы

Обретение мощей Преподобного Иакова Железноборовского

Преподобного Варлаама Серпуховского (1377)

Преподобномученика Ефрема Нового (1426)

Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878)

Приметы дня 18 мая:

  • В этот день сажали капусту.
  • Рано утром, хозяйки выходили в огород и в полном одиночестве, чтобы никто не сглазил, и сажали рассаду.
  • На Ирину-Рассадницу нельзя есть хлеб, иначе куры поклюют урожай.
  • Если рассада пьет много воды - к сухому покосу, а не вбирает воду - покос будет мокрым.
  • На Ирину выжигали поля, покосы и луга.

19 мая

Праведного Иова Многострадального (ок. 2000-1500 гг. до Р. Х.)

Преподобного Михея Радонежского (1385)

Преподобного Иова Почаевского (XVII)

Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362)

Мученика Варвара, бывшего разбойника

Приметы дня 19 мая:

  • Выпадающая в этот день роса считалась целебной.
  • Рано утром выходили крестьяне на луга и босиком ходили по траве, а дети катались по земле, «вбирая» в себя силу и здоровье.
  • Знахари на Иова собирали росу на рушники, выжимали их и хранили целебную влагу, которая помогала в лечении многих болезней.
  • Большая роса и ясный день - к хорошему урожаю на огурцы.
  • Отсутствие утренней росы после ее ежедневного появления - к перемене погоды.

20 мая

Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351)

Мученика Акакия сотника (303)

Преподобного Нила Сорского (1508)

Преподобного Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Обретение мощей Преподобного Нила Мироточивого, Афонского (1815)

Любечской (XI) и Жировицкой (1470) икон Божией Матери

  • Начало вечерни, утрени и литургии пасхальное. Окончание и отпуст литургии по пасхальному чину. В греческой Цветной Триоди в этот день дается также чинопоследование, аналогичное последованию служб пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов.

Приметы дня 20 мая:

  • Чем раньше начинает цвести черемуха, тем жарче будет лето.
  • Лопнули черемуховые почки - весна в полной силе.
  • Когда у черемухи много цвета, лето будет мокрое.
  • Цветет черемуха - лучшее время посадки картофеля.
  • Если роса не высохнет до полудня - жди ненастья.
  • Если с вечера по небу разбросаны облака мелкими клочьями - жди на следующий день дождя.

День постный

21 мая

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117) - День Ивана Богослова

Преподобного Арсения Великого (449-450) - Арсеньев день

Преподобного Арсения трудолюбивого (XIV) и Пимена постника (XII), Печерских, в Дальних пещерах

Мученика Никифора Зайцева (1942)

Приметы дня 21 мая:

  • Ночные дожди и дневное солнце наполнят кладовые, бочки и бочонки.
  • Красное небо с вечера сулит хорошую погоду, утренняя краснота воду дает.
  • Облака идут вверх - к ясной погоде; идут вниз или в одно место собираются - к дождю.
  • День с дождями - гриб будет полками.

22 мая

Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)

Мученика Христофора (ок. 250)

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) - День Николы Вешнего

Святой Николай покровитель лошадей, праздник конюхов. Первое ночное (выгон лошадей на луга на всю ночь).

Преподобного Иосифа Оптинского (1911)

Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.)

Священномученика Димитрия Воскресенского пресвитера (1938)

Священномученика Василия Колосова пресвитера (1939)

Приметы на Николая, 22 мая:

  • В первый день ночного никто не работал.
  • Парни и детвора разжигали на лугах костры, садились у огня кружком, угощались пирогами и пекли в золе картофель.
  • На Николу открывался купальный сезон.
  • До Николы вешнего не следует купаться.

День постный

23 мая

Апостола Симона Зилота (I)

Святого Симона, епископа Владимирского и Суздальского (1226)

Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI)

Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251)

Мученика Исихия Антиохийского (IV)

Преподобного Исидоры юродивой (IV)

Блаженного Таисии (V)

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654)

Приметы дня 23 мая:

  • Пчелы с утра весело летают - будет солнечный день.
  • Если в этот день пойдет дождь, все лето будет дождливое.
  • Сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду.
  • Холодный и ветреный май полезен для урожая.

24 мая

Священномученика Мокия (ок. 295) - Мокеев день

Равноаппостольных Мефодия (885) и Кирилла (869), учителей Словенских

Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870)

Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII)

Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671)

Святого Никодима, архиепископа Сербского (1325)

Священномученика Михаила Белороссова пресвитера (1920)

Священномученика Александра, архиепископа Харьковского (1940)

Приметы дня 24 мая:

  • Солнечный восход багрян - лето с грозами идет.
  • Если туманно и багровый восход солнца, а днем дождь - будет лето мокрое и грозное.

25 мая

Священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (прославление 1913)

Святого Епифания, епископа Кипрского (403) - День Епифана

Святого Германа, патриарха Константинопольского (740)

Преподобного Дионисия Радонежского (1633)

Второе обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (1992)

Святых Савина, архиепископа Кипрского (V), и Полувия, епископа Ринокирского (V)

Мученика Иоанна Валаха (1662) (Румын.)

Священномученика Петра Попова пресвитера (1937)

Мученицы Евдокии Мартишкиной (1938)

Приметы дня 25 мая:

  • Если на Епифана утро теплое и солнечное - жди сухого лета.
  • В сухую погоду насекомых у акации не бывает, то же происходит со смородиной, донником и жимолостью.
  • Желтые листки акации раскрываются и выделяют много нектара - к дождю.

26 мая

Мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (ок. 177) - День Лукерьи-комарницы

Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522)

Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688)

Мученика Александра Римского (284-305)

Святого Павсикакия, епископа Синадского (606)

Святых Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX)

Преподобного Евфимия Иверского (1028) (Груз.)

Священномучеников Василия Соколова, Александра Заозерского и Христофора Надеждина пресвитеров, преподобномученика Макария Телегина и мученика Сергия Тихомирова (1922)

Мучеников Черкасских (XX)

Приметы дня 26 мая:

  • Если комаров много - это к дождю.
  • С Лукерьи-комарницы жди потепления.
  • Появились комары - жди тепла и дождя.
  • Крупный комар - к доброму году.
  • Когда комар не живой, тогда май сухой.
  • Комары вьются - к солнечному дню.
  • Много комаров - готовь под ягоды много коробов, много мошек - готовь по грибы лукошек.

27 мая

Мученика Исидора (251) - День Сидора-огуречника

Блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца (1474)

Святого Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (XII)

Мученика Максима (ок. 250)

Преподобного Серапиона Синдонита (V)

Святого Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175)

Священномученика Петра Рождествина пресвитера (1939)

Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери

Приметы дня 27 мая:

  • На Сидора сади огурцы и сей лён.
  • Если весь день ясный и тёплый, будет хороший урожай огурцов.
  • Погода нехорошая - огурцы плохи.
  • До Сидора заморозки бывают.

День постный

28 мая

Вознесение Господне

Преподобного Пахомия Великого (ок. 348) - День Пахома Теплого

Святого Исаии, епископа Ростовского, чудотворца (1090)

Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591) (сына Иоанна Грозного)

Преподобного Исаии Печерского (1115)

Преподобного Пахомия Нерехтского (1384)

Преподобного Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских

Преподобного Ахиллия, епископа Ларисийского (ок. 330)

Приметы дня 28 мая:

  • Пришел Пахом - запахло теплом.
  • Конец заморозков на почве.
  • На Пахома тепло - все лето теплое.
  • Когда осина покроется сережками, на березах проклюнутся молодые листья, а папоротники развернут завитки листьев - начинается первый грибной сезон.

29 мая

Преподобного Феодора Освященного (368) - День Федора-житника

Перенесение мощей Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца (1545) (собственноручно выкопал канал из озера Ильмень и подвел его к монастырю)

Преподобного Кассиана (1537) и Лаврентия (1548) Комельских

Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III)

Мучеников Вита, Модеста и Крискентии (ок. 303)

Блаженного отроковицы Музы (V)

Преподобного отцов, в Лавре св. Саввы избиенных (614)

Святого Георгия II, епископа Митиленского (IX)

Мученика Вукашина (1943) (Серб.)

Приметы дня 29 мая:

  • Смотрели в этот день на луну: если она огненно-красная, значит, быть сильному ветру.
  • На Федора взаймы денег не давай - неурожай и у дающего, и у берущего.

День постный

30 мая

Апостола Андроника и святого Иунии (I)

Преподобного Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407) - День Евдокии Свистуньи

Мучеников Солохона, Памфамира и Памфалона воинов (284-305)

Святого Стефана, патриарха Константинопольского (893)

Приметы дня 30 мая:

  • Евдокии день, когда ветры свистят.
  • Какова Евдокия, таково и лето.
  • Народившаяся на дождливую Евдокию луна - к мокрому лету, а если еще и северный ветер дует - лето будет холодным и дождливым.

31 мая

Память святых отцов семи Вселенских Соборов

Мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303) - День Федота-овсянника

Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины (249-251)

Преподобного Макария Алтайского (1847)

Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (IV)

Мучеников Ираклия, Павлина и Венедима

Мучеников Давида и Таричана (693) (Груз.)

Святого Михаила Виноградова исп., пресвитера (1932)

Священномученика Василия Крылова пресвитера (1942)

Приметы дня 31 мая:

  • Федот - помощник весны.
  • Солнце красное заходит - к ветру, в морок (легкая дымка) - дождь будет, в облако - следующий день выдастся ненастным.
  • Волна бьет навстречу текучей воде - будет дождь.
  • Если кучевые облака к вечеру не рассеиваются, ожидаем ухудшения погоды и дождь.