Воспитание трудолюбия. Как воспитать трудолюбивого ребенка? Трудолюбивый ребёнок Как воспитать ребёнка трудолюбивым видео

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

В возрасте 3-4 года малыш с большим удовольствием помогает в домашних делах. Для него домашний труд – это тоже познание мира. У него вызывает и вода, льющаяся из крана, и выскальзывающая из рук тарелка, и звон посуды. Вот этот интерес и нужно использовать, чаще предлагать ему сделать что-нибудь. Нужно поддерживать проявление любой детской инициативы. Хочешь — делай. Это и есть воспитание трудолюбия у ребенка.

А если вы по каким-то причинам запрещаете ребенку что-то делать, то потом приучить его к этой деятельности будет довольно сложно – интерес, возможно, угаснет.

Конечно, малышей сначала нужно приучать к выполнению простых поручений. К двум годам он будет пробовать одеваться. Может быть, пройдет целый год, пока он научится надевать самую простую одежду. А еще через некоторое время, научится справляться с пуговицами и шнурками. Пяти-шести летние детки могут помочь с уборкой, выполнить некоторую работу на огороде, помочь с приготовлением обеда, накрыть на стол, помыть посуду. Не забывайте мотивировать дитя, хвалить и благодарить. Если вы вообще не будете ни в чем ему помогать, то неудачный опыт может отбить желание пробовать снова.

Воспитание трудолюбия. Будьте терпеливы

Было ли у вас так, что постоянно приходится уговаривать, заставлять, ругать бесконечно копающегося ребенка? Сначала, его ну никак невозможно поднять с постели утром, потом заставить умыться, переодеться, позавтракать. Но ребенок ведь не родился копушей. Таким его сделали постоянные поторапливания: «Быстрей одевайся!», «Быстрей доедай !», «Сколько раз повторять, убирай игрушки!». Родители очень быстро приобретают привычку все время подгонять своих детей, а это в них порождает не трудолюбие, а упрямство. Наверное, если вы не можете заставить ребенка делать свои дела вовремя, то «пилите» его и ругаете на протяжении дня, потому что думаете, что только таким образом можете добиться от него выполнения ваших требований. Но получается замкнутый круг: вы пилите – он упрямится. Выход из него прост: поменьше «доставайте» его, постарайтесь больше доверять малышу или устанавливайте временные рамки выполнения задания, но в доброй форме. Разумное требует терпения!

Воспитание трудолюбия и возможности ребенка

При этом нужно учитывать физические , не перегружать малыша. А такое встречается довольно часто. У шести – семилетнего ребенка есть уже физическая сила, он многое способен сделать. И наше воспитание трудолюбия сводится к тому, что мы поручаем ему долго нянчить младших детей, разрешаем ему поднимать тяжести. Но все чрезмерное не является здоровым. Мышцы ребенка еще не очень выносливы, позвоночник до конца не сформирован, физические перегрузки могут вызвать общее истощение, привести к заболеваниям позвоночника. Многие требования малышу выполнить еще довольно трудно. Но очень важно, чтобы он получал удовольствие от работы, хотел что-то делать и получал удовлетворение от полученных результатов. Исследования психологов и наблюдения педагогов показывают, что в раннем возрасте поступки, в основном, совершаются под влиянием сиюминутных желаний, эмоций, и самый верный способ побудить дитя действовать в нужном направлении – это сделать для него привлекательным то, что ему предстоит сделать, вызвать у него положительные эмоции.

Воспитание трудолюбия. Как действовать?

Как же добиться этого? Мотивируешь, объясняешь, растолковываешь – ну никак не получается. В дошкольном возрасте для малыша труд – это подражание взрослым. Превратите его работу в своеобразную игру с элементами фантазии. Подскажите, как лучше убрать игрушки, мишку уложить спать. И вы будете приятно удивлены, как он будет увлечен такой игрой-уборкой. Подайте некоторые идеи, но не увлекайтесь, пусть малыш будет хозяином положения, что удовлетворит его самолюбие. Ребенок должен видеть перед собой определенную цель, должен знать, что его работа кому-то нужна, чем-то полезна.

Малыш, например, будет очень доволен, если ему дадут тазик с теплой водой и мыло для маленькой стирки кукольных одежек. Главное, выстирать одежду хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытке с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу: «Я уверена, завтра ты постараешься еще больше, и у тебя все получится намного лучше!»

Серьезное отношение к труду ребенка и воспитание трудолюбия

не должен быть игрушечным. То есть труд должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесет удовлетворение ребенку. Разве, вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетние признают только полезный, целесообразный труд.

Самой распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребенка «от случая к случаю». Но для детей возраста пяти – семи лет выполнение определенных простых обязанностей – просто необходимость. Например, помыть посуду, подмести пол, полить цветы, застелить свою постель. Наличие обязанностей, которые ребенок должен выполнять, помогает развить у него , добросовестность, дисциплинируют, приучают тщательно выполнять и необходимую работу, не только приятную. А это немаловажно.

Некоторые находят оправдание в том, что у них не хватает времени для трудового воспитания ребенка. У нас нет времени ждать, пока малыш сам оденется или помоет посуду. Ведь мы же можем сделать все это быстрее, и результат будет намного лучше. Конечно, все верно, но так мы просто упускаем то золотое время, когда наш ребенок стремится сам сделать что-то, подражая нам. Двухлетнему малышу интересно самому справиться с надеванием колготок и майки, и он пыхтит, пытается сделать это, проявляя усердие и упорство. Вы очень спешите и хотите поскорее отвести его в детский сад, поэтому помогаете ему, чтобы все происходило быстрее. Но совсем не трудно разбудить ребенка на 20 минут раньше и дать ему время обслужить себя самому хотя бы частично.

К трем – четырем годам стремление к самообслуживанию угасает, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и , одевающему его взрослому и будет очень возмущен, если вы попросите его сделать что-то самостоятельно: почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте семи-девяти лет он начнет уклоняться от выполнения ваших поручений.

Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо с самого маленького возраста. Но:

— порученное малышу дело должно быть для него посильным;

— выполнение вашего задания должно давать ощутимый положительный результат;

— дела, которые вы поручаете ребенку, должны быть безопасными для него.

Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так что, если ребенок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом. А то, что он не очень скор в выполнении работы, не страшно. Он научится и будет все делать быстро и качественно! А воспитание трудолюбия не очень простая задача, но это процесс необходимый и Вам и малышу! Зачем , мы уже обсуждали в одной из предыдущих статьей.

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на обновления нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Друзья, вы согласны, что трудолюбие, упорство в достижении цели, умение побороть собственную лень - основа успеха в любом начинании? О необходимости прилежно работать, о важности трудолюбия наш мудрый народ сочинил много пословиц и поговорок:

  • без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • дело мастера боится;
  • делано наспех - и сделано насмех;
  • есть терпенье, будет и уменье;
  • кто любит труд, того люди чтут.

Народное творчество - отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!

8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке

Принцип 1. Начинаем с малого

Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.

Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают. Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку. Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.

Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).

Принцип 2. Самообслуживание

Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку - прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.

Самообслуживание - первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.

Принцип 3. Задачи по силам

Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.

Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.

Принцип 4. Лови момент

В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.

Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте. Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным. И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.

Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.

Принцип 5. Регулярность

Родители подростков часто с ностальгией вспоминают, с каким удовольствием их наследники помогали с домашними делами в раннем детстве. И куда всё подевалось, сетуют они на своих ленивых и безынициативных отпрысков.

Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.

Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.

Принцип 6. Не торопите

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.

Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.

Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Принцип 7. Труд в радость

Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.

Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.

Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение

Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.

Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.

Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели - воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.

Подведём итоги:

  1. С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
  2. Самообслуживание - первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
  3. Не отнимайте инициативу. Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
  4. Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол - всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
  5. Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.

Друзья, любовь к труду - качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью. Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.

Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!

Чтобы приучить мальчика к трудолюбию, ему необходимо давать маленькие поручения по дому. Когда он с ними справится, поощрите его. Когда мальчик будет иметь карманные деньги, его нужно будет учить целенаправленности.

К примеру: Ваш мальчик захотел купить себе мобильный телефон. Для этого он должен хранить карманные деньги, которые дают ему родители, плюс подаренные ему. Целенаправленности можно учить на собственном примере. Допустим, Вы задались целью похудеть и поэтому каждое утро стали бегать. Своим примером Вы можете показать своему сыну, как быть обязательным. Вам необходимо выполнять свои обещания, которые Вы ему давали. Сын будет смотреть на Вас и научится на Вашем примере выполнять и свои обещания.

Роль поощрения для мальчиков

Малыша необходимо хвалить за все его положительные результаты. У него появится стимул совершенствоваться. Это поможет ему стать в будущем настоящим мужчиной. Ребёнка нельзя наказывать, если он делает что-то по своему, а не так, как хотелось бы Вам. Вы должны обсудить его неблаговидный поступок так, чтобы ребёнок не почувствовал унижения собственного достоинства, но в то же время надо проанализировать ситуацию. Мы должны дать оценку его поступку, а не его личности. Если унизить личность ребёнка, то это может привести к его неуверенности и каким-то комплексам и зажатости. Ребёнку необходимо дать возможность реализовать способности, которые он имеет, и получить поддержку со стороны родителей. Когда Вы похвалите ребёнка, у него будет больше старания сделать что-то ещё лучше. Вы должны быть наблюдательными, чтобы замечать успехи сына. Каждое его маленькое достижение - это ступенька к уверенности в своих силах.

Учитывая мнение психологов, которые советуют приучать своих детей к уборке в доме, давайте малышу задание. Процесс уборки необходим и полезен, чтобы мальчик рос личностью. Все мамы желают, чтобы их малыш не рос лентяем или эгоистом. Повзрослев, такой мальчик будет всю домашнюю работу сваливать на другого члена семьи. Чтобы научить ребёнка самостоятельности и уверенности в себе, необходимо привить привычку помогать маме по дому и приучить его поддерживать порядок. Для родителей лучше будет, если начать борьбу с ленью ребёнка с самого детства, тогда будет легче как Вам, так и Вашему малышу.

Как приучить ребёнка к порядку в возрасте от двух лет

С самого раннего возраста, когда ребёнку всего два годика, его уже надо приучать к труду. Обычно в таком возрасте малыш сам стремится помогать родителям. Они всё повторяют за родителями. В трёхлетнем возрасте детки обращают внимание, когда видят беспорядок в доме, поэтому если вовремя их не научить убирать игрушки или посуду за собой, то из них могут вырасти неряхи.

В воспитании мальчика очень хорошо действует оказанное ему доверие, в основе которого стоит поощрение стремления малыша помогать Вам. Дайте задание малышу протереть пыль. Обратитесь к нему с просьбой, тогда он будет горд, что ему поручили задание, и он с большим желанием справится с ним. В этом чудесном возрасте дети всегда подражают своим родителям. Подарки малышу хорошо делать со смыслом. Например: подарите ребёнку игрушечный пылесос, и он пропылесосит свою комнату. К такому пылесосу прилагается даже мусор. Когда ребёнок займётся уборкой, всё будет выглядеть по-настоящему.

К порядку приучаем постепенно

Процесс воспитания ребёнка и приучения его к труду должен происходить по правилу постепенности. В чём оно заключается? Ребёнка по ступенькам и очень естественно родители приучают к труду - от самого простого до более усложнённого. Лучше будет, если Вы превратите уборку в доме в игру, тогда малышу намного интереснее будет заниматься этим.

Для того чтобы научить малыша убирать после себя, возьмите за правило складирование. Отведите малышу специальное место, чтобы ребёнок мог складывать игрушки и свои вещи.

В шестилетнем возрасте ребёнок уборку воспринимает уже не как игру. Он уже знает, что это труд. В этом возрасте обычно трудно заставить ребёнка убрать что-то после себя или потрудиться дома.

Как же тогда быть? Будем пользоваться правилом дружелюбия. Следуя ему, Вы должны без ругани постараться объяснить малышу, что он уже большой мальчик, чтобы помочь маме в уборке квартиры. Можно оставить за малышом право выбора, какую работу он хочет выполнить.

Кроме этого существует правило планирования. Составьте ребёнку распорядок дня, в котором обязательно должно быть место труду.

И не забывайте, пожалуйста, о животных в доме. Ребёнок может покормить или напоить животное, расчесать его. Животные быстро приучают быть ответственными.

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай