Неуправляемый ребенок. Неуправляемый ребёнок Методы борьбы с гиперактивностью

Ольга- ребенок таким своим поведение против чегото БУНТУЕТ. Ему постоянно требуется, чти бы его ругали или обвиняли. С психологической точки зрения- ему не хватает простого внимания от родителей. Только натворив что-то он получает порцию этого внимания. Вам с мужем необходимо пересмотреть свое отношение к ребенку.

Приемы повышения самосознания Вашего ребенка

1. Прежде, чем Вы будете критиковать своего ребенка, сначала задайте себе вопросы:

В состоянии ли он изменить то, за что я его собираюсь ругать?

А не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать?

Подходящий ли я выбираю момент для его научения и воспитания?

Не скрываются ли мои личные проблемы в данном желании его покритиковать?

2. Попытайтесь применить альтернативный подход к критике. Может быть, будет больше пользы, если поговорить с ребенком и задать вопросы:

Чему научил тебя этот промах?

Как бы иначе ты мог поступить?

Могу ли я тебе помочь в этом?

3. Разговаривайте со своим ребенком сразу же, как только он захотел поговорить. Воспользуйтесь преимуществом этого времени! Ни в коем случае не читайте при этом газету и не смотрите ТВ! Полностью отдайте своё внимание подростку !

4. Избегайте сравнений. Ваш ребенок - это Ваш ребенок, а не ребенок Вашего близкого друга и. Когда Вы сравниваете своего ребенка с членами своей семьи или с семьёй друзей это наносит вред самооценке ребёнка. Сфокусируйтесь на уникальности сына и помогите ему развивать свои личностные качества.

5. Вешайте на своего сына только положительные «ярлыки». Дети имеют такую особенность жить соответственно тем «ярлыкам», которые им присвоили. «Ленивый, эгоистичный, базарный, избалованный, невыносимый, лгун, бестолковый» - негативные ярлыки. «ответственный, надёжный, умный» - положительные «ярлыки».

6. Научите своего сына самому решать свои проблемы. Не бросайтесь «сломя голову» на помощь. Если он научится решать проблемы без Вашей постоянной помощи, то у него сформируется уверенность в себе и здоровая самооценка. Направляйте, но не спасайте от проблем!

7. Просите прощения, когда Вы неправы. Для Вашего ребёнка совершенно потрясающе осознавать, что его родители не совершенны! Это учит Вашего подростка умению прощать, а так же показывает тот факт, что все могут совершать ошибки.

8. Дайте своему ребёнку право на ошибку. Будьте рядом, когда он испытывает неудачу. Помогите ему извлекать уроки из ошибок и неудач.

9. Не путайте два понятия: ребёнок и его поведение. Вам нужно научиться «атаковать» плохое поведение, но не личность. Когда отец говорит сыну: «Ты такой идиот!- никогда не делаешь ничего путного!»- он говорит о сыне, а не его плохом поступке. Его сын не идиот, просто поступил глупо.

10. Обнимайте чаще своего ребенка!

11. Уважайте чувства своего сына. У детей ест большая потребность выражать свои чувства без риска быть униженным и пристыженным.

12. Интересуйтесь тем, что интересует Вашего ребенка. Посещайте соревнования и выступления, в которых участвуют сын. Постарайтесь быть каким-то образом вовлечённым в то, что привлекает его.

13. Установите ясно очерченные границы дозволенного. Ни что так не раздражает ребенка, как нарушение границы, о которой он не подозревал. Ребёнок должен знать, что ему ожидать. Если Вы хотите, чтобы ребёнок соблюдал установленные Вами правила, возьмите на себя труд понятно изложить ему эти правила. Лучше всего составлять правила и определять границы совместно с сыном. Если правила не будут поняты и восприняты Вашим ребёнком, то Вы услышите что-то типа: «У меня никогда ничего не получается».

14.. Чаще разговаривайте со сыном по душам. Помогите выразить ему свои чувства о самом себе. Например, он должен сказать: - «что мне нравится в себе…» (назвать 5 моментов); - «что мне нравится в самом себе больше всего, это…»; - «часто я испытываю…» (назвать чувства и эмоции).

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

В какой-то момент родители замечают, что их ребёнок совершенно неуправляем. Это может произойти в три года, и в пять, а то и в девять. Тяжело выдержать капризы, истерики и другие проявления непослушания. Мало кто из пап и мам готов это терпеть. Как объяснить неуправляемое поведение ребёнка и что с ним делать? Ответы найдёте в нашей статье.

Взгляд со стороны

Кто такой неуправляемый ребёнок? Это ребёнок, не выполняющий требования и правила родителей, не подчиняющийся им.

Давайте вспомним, как выглядит со стороны неуправляемое поведение ребёнка. Например, представьте, что ребёнок несётся как торнадо по детскому психологическому центру. Кажется, что он одновременно в нескольких местах. Повсюду лезет, всё трогает, дёргает, тянет, обращается к встречным, не дожидаясь ответа. При хватании ценных предметов и получении замечаний - реагирует неадекватно, агрессивно, бросается в драку или отмахивается и несётся дальше, угрожая опасностью что-то разбить и сломать. В таких ситуациях мамы, обычно, в полной растерянности: не хотят быть бессердечными и жестокими по отношению к ребёнку, а что-то сделать, чтобы остановить беспорядок, не могут.

Бывает так, что ребёнок вроде бы утихомирился, проявил послушание, но спустя какое-то время всё снова становится как прежде: малыш не слушается, окружающие недовольны, родители в шоке.

А бывает, что дети вполне тихо и мирно ведут себя , школе или в гостях, однако дома превращаются в настоящих хулиганов и практически доканывают своим поведением всю семью.

Чем же может быть вызвано столь демонстративное поведение?

Рассмотрим причины

Причины детской неуправляемости различны:

  1. Врождённые особенности развития (психофизиологические). Специалисты чаще всего указывают на гиперкинетический синдром, который выражается в избыточных непроизвольных движениях. Такая патология проявляется в виде расстройств поведения. К сожалению, при таких случаях родители не всегда спешат к врачу, хотя в этом случае лечение просто необходимо.
  2. Возрастной кризис. Если вы замечаете, что ребёнок регулярно , совсем не слушается, а на замечания реагирует истерикой, то, скорее всего, причина его неуправляемости – возрастные кризисы (от года до трёх, шести-семи лет, подросткового возраста). Кризисы, связанные с возрастными особенностями, бывают у всех нормальных детей. Реагируя на события в своей жизни истериками и капризами (в младшем возрасте), упрямством и ленью (в более старшем возрасте), ребёнок растёт и познаёт мир, открывая для себя его новое понимание, осознавая границы дозволенности. В эти периоды родителям нужно быть просто внимательнее к детям.
  3. Несчастливый ребёнок. Внутренне неблагополучие может стать причиной неуправляемости ребёнка. В таком случае поведение ребёнка, которое сложно контролировать, - это крик ребёнка о помощи. Своим поведением маленький бунтарь демонстрирует взрослым, что у него проблемы.
  4. Неверное поведение родителей. Родители, у которых недостаточно педагогических знания и опыта, могут вести себя неправильно по отношению к бунтующему ребёнку: провоцировать его, поощрять капризы и т. д. Ребёнок не рождается плохим. Он просто ведёт себя так, как ему позволено родителями. На поведении ребёнка сказывается, разрешаем мы или запрещаем, позволяем или ограничиваем, внимательны ли мы к нему или равнодушны.

«Это может быть полезно. Уверенность родителей в своих действиях и последовательность в требованиях к ребёнку, чёткое представление о том, что можно, а чего нельзя – залог послушания и адекватного поведения».

Чаще всего именно педагогическая безграмотность родителей, их нежелание уделять время воспитанию ребёнка, лежит в основе детской неуправляемости.

Что делать с гиперактивностью?

Бывает так, что причина неуправляемости ребёнка кроется в его гиперактивности . Для ребёнка с повышенной активностью состояние неуправляемости – обычное дело. Такие дети даже при всём своём желании не могут сдержать себя.

Что же делать с гиперктивностью?

  1. Изучаем вопрос гиперактивности. Вначале родителям следует разобраться в этом вопросе, узнав, какие проявления поведения присущи гиперактивным детям. Такие дети от обычных отличаются слишком свободным поведением, непослушанием. Они не реагируют на запреты и просьбы, а также не умеют управлять эмоциями и желаниями. Эти характеристики – основа их неугомонности, противоречий и страхов. Нахождение в постоянном логическом напряжении наносит эмоциональный урон ребёнку, от чего плохо становится и малышу, и его родителям.
  2. Проявляем спокойствие. Помните, что рождает агрессию. Не сдержавшись в отношении ребёнка, вы не сможете с ним договориться, а только усугубите скандал. Сдерживайте эмоции (ведь та то мы и взрослые), будьте последовательны в действиях и решениях. Увидев ваше спокойное поведение, малыш поплачет и успокоится.
  3. Вводим чёткий режим дня. Гиперактивным детям нужно быть всё время чем-то занятыми. Сделайте небольшой яркий плакат с расписанием дня и поместите его в поле обозрения ребёнка. Распишите, сколько времени отводится на каждый вид деятельности. Не забывайте напоминать ему об обязанностях.
  4. Отдаём в спорт. Лучший способ найти применение чрезмерной энергии гиперактивного ребёнка – записать его в спортивную секцию. Ребёнку должно нравиться заниматься спортом. В процессе занятий он не только выплеснет негативную энергию и скопившуюся агрессию, но и научится соблюдать дисциплину.

Если ни один из описанных способов не помогает или не подходит – лучше проконсультироваться с психологом или врачом: причина неуправляемости может крыться о врождённом заболевании мозга.

Модели поведения родителей

«А знаете ли Вы, что не существует неуправляемых детей, зато существуют родители, не умеющие справляться со своим ребёнком?».

Когда малыш подрастает, он начинает бороться за внимание к себе, за . Чаще всего это происходит в виде различных протестов против опеки и надзора, требований, строгости или, наоборот, безразличия родителей. Эти модели поведения родителей только стимулируют неподчинение детей и развивают их капризность.

Одной из самых распространённых причин неуправляемого и демонстративного поведения ребёнка, является недостаточное внимание родителей. То, что родители не обращают на ребёнка внимания либо же не проводят с ним достаточного количества времени, может побуждать его к не совсем адекватному поведению. Для детей нет ничего хуже, чем безразличие. Вот они и стараются обратить на себя внимание.

Проблемы возникают в тех семьях, где папа и мама непоследовательны в требованиях: не сдерживают обещания; сегодня разрешают, а завтра разрешают; папа говорит одно, мама совершенно противоположное, а бабушка третье. Ребёнок из такой семьи будет легко манипулировать взрослыми, устраивая целые спектакли. Родители должны договориться о единой тактике воспитания, решить, что ребёнку можно, а что - нет, очертить границы позволенного.

«Совет. Взрослый должен помнить, что он - главный инициатор построения отношений с ребёнком».

Жалеем маму

Так жаль бывает тех родителей, которые никак не могут совладать с неуправляемым ребёнком. Нередко можно услышать неприятные слова в адрес матери маленького непоседы. Окружающие считают таких матерей равнодушными к воспитанию собственного ребёнка, неспособными повлиять на него, успокоить, объяснить правила поведения. Легко так говорить: ведь это чужой ребёнок. Окружающим сложно поставить себя на место матери. А поставив - можно ощутить лишь безумное напряжение, усталость, отчаяние.

В зависимости от психологических характеристик матери, она может по-разному воспринимать неуправляемое ребёнка. Одна из них на стресс отреагирует защитным торможением, внешне проявляя равнодушие, в внутри - сильно переживая. Другая мать, наоборот, будет контролировать каждый шаг сорванца, чувствуя досаду и проявляя раздражительность. Оба стиля - далеко не лучшие варианты.

Когда мать стыдится буйного поведения своего ребёнка - это верный знак. Она осознаёт проблему, пытается найти выход из неё, ищет причины в себе. Если мать оправдывает ребёнка во всём, что бы он ни сделал, обвиняя воспитателей, учителей, детей и прочее окружение в существующих проблемах, то она неадекватно воспринимает ситуацию. У такой матери искажено представление об общественных нормах поведения, она не способна изменить ситуацию к лучшему. Эта мать легко внушит ребёнку мысль о враждебности мира, посеяв страхи в его душе. А гиперактивные дети и без этого отличаются повышенной тревожностью.

В любом случаем, окружающим следует с пониманием отнестись к матери, у которой такой проблемный ребёнок, ведь это непростое испытание. А оптимальным вариантом начала входа из проблемы для мамы должна быть любовь к ребёнку, однако, не бездумная, а направленная на позитивное воспитание.

Что делать, если ребёнок неуправляем

В большинстве случаев неуправляемое поведение поддаётся контролю, хоть и с трудом. Посмотрим, что можно сделать в каждом конкретном возрасте:

1,5-2 года. Лучше с самого раннего детства составить список ваших требований к ребёнку и следить за их исполнением. В этом возрасте на ребёнка можно воздействовать любым методом, который работает: отвлечение яркой игрушкой или сладостью, интересной игрой. , не убирает игрушки – так будет продолжаться до тех пор, пока вы не измените отношение его к этим делам. Помните: не вы зависите от малыша, а он от вас. Для малышей должно работать правило «абсолютного запрета», которое надо строго соблюдать. Например, ни в коем случае не подходить к плите или утюгу.

3-4 года. В этом возрасте малыш учится быть самостоятельным, он всё хочет делать сам. Дети исследуют, что можно, а что нет. Если они хорошо себя ведут – родители одобряют их улыбками. Если нет – ничего страшного. Обратите внимание на то, что у малыша хорошо получается, и чаще хвалите его. С помощью поощрения можно изменить малыша в лучшую сторону. Задача родителей – не ругать (и ни в коем случае не бить) детей, а мягко направлять их, показывая, как вести себя хорошо.

6-7 лет. Это период интенсивного развития познавательных процессов ребёнка, а также вхождения в новый социум – в школу. Ребёнок начинает интенсивно учится, привыкает к новому режиму дня, пытается наладить отношения с одноклассниками. Родителям нужно быть внимательным к ребёнку, помочь включиться в учебный процесс, преодолеть коммуникативные трудности, поддержать.

9 лет и старше. Приблизительно в этом возрасте начинаются гормональные изменения, которые могут влиять на поведение ребёнка. Ученик растёт, меняются его интересы, он развивается физически и эмоционально. С подростками нужно работать особым способом, ведь им важна солидарность родителей, понимание. Воспитывайте в оптимистичном духе. Найдите общие увлечения, проводите вместе выходные. Будьте авторитетом для вашего ребёнка.

Если родители будут работать не только над детьми, но и над собой, задумываясь о методах воспитания, то они достигнут успехов и преодолеют неуправляемость ребёнка.

Как найти подход

Чтобы не допустить или исправить неуправляемое поведение ребёнка, предлагаем руководствоваться системой правил:

  1. Будьте последовательны. Научитесь держать слово, данное ребёнку, и выполнять обещанное. Не нарушайте установленные .
  2. Будьте тверды в запретах. Ребёнок может почувствовать слабинку, если по утрам чего-то нельзя, а вечером уже можно.
  3. Общайтесь с ребёнком на равных. Уважайте мнение ребёнка, цените его личность, считайтесь с его мнением. Когда отказываете в чём-то – поясняйте, почему.
  4. Разработайте режим дня. И добивайтесь его соблюдения ребёнком. Это приучит ребёнка к дисциплине и порядку, сократит к минимуму протесты. С малышом будьте рядом, обучая его повседневным делам. Повторяйте действия вновь и вновь. Пройдёт немало времени, пока он научится соблюдать режим по своей воле.
  5. Не кричите. Ребёнок – маленькая личность, которая хочет, чтобы и её уважали. Поэтому будьте уважительны к малышу, не повышайте голос, не ругайте, не обвиняйте, не бейте.
  6. Если истерика случилась
  • Малыша можно усадить на колени, обнять, ласково поговорить с ним, глядя в глаза, пока не пройдёт.
  • Нужно отвлечь ребёнка чем-то нейтральным, использовать юмор и ласку. Когда ребёнок успокоится, нужно ему спокойно объяснить, что так делать нельзя.
  • Выйдите из комнаты во время истерики. Представление всегда рассчитано на зрителя.

Главное в работе с детской неуправляемостью то, что ваши усилия, ограничения и запреты должны быть объединены силой родительской любви, заботы и уверенности в том, что вы воспитываете ребёнка во благо.

Выводы

Столкнувшись с детской неуправляемостью, родителям нужно задуматься, что беспокоит ребёнка, в чём истинная причина такого поведения, как ему можно помочь. Если родители будут внимательны к проблемам ребёнка, его поведение придёт в норму. Не забывайте о своём поведении. Ребёнок учится всему у родителей. Поэтому старайтесь стать эталоном для подражания.

Быть хорошими родителями – нелёгкое дело. Очень часто можно услышать от мам и пап жалобы на то, что их дети стали неуправляемы, капризны и порой даже агрессивны. А ведь ничего, кроме любви, в них не вкладывалось. Что же за метаморфозы периодически случаются с подрастающими личностями? Эти возрастные переходные периоды носят название кризисов, и одним из самых сложных считается кризис 7 лет.

Специфика переходного возраста младшего школьника

В кризисный период ребёнок ведёт себя манерно, наигранно

На протяжении жизни человек переживает пять кризисов:

  • в 1 год (происходит из-за непонимания взрослыми слов, мимики и жестов);
  • в 3 года (конфликт выделения своего «я» в отношениях со взрослыми, которые не всегда принимают желание малыша быть самостоятельным);
  • в 7 лет (возникает на фоне начала нового этапа социализации – поступления в первый класс и осознания себя личностью);
  • в 17 лет (обусловлен необходимостью самоопределяться после беззаботной и привычной школьной жизни);
  • в 30 лет (связан с подведением промежуточных итогов жизни, анализом достижений и поражений).

Каждый из этих периодов заслуживает внимания и участия близких людей, однако в семилетнем возрасте это особенно важно. По мнению психологов, у ребёнка в 6–7 лет рождается его социальное «я». Поэтому малышу предстоит выстраивать новые отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. И теперь ему нужно получать положительную оценку своих действий, в которой он нуждается, не только от любящих членов семьи, но и от чужих людей.

Особенности развития детей 6–7 лет

Игра остаётся ведущим видом деятельности для младших школьников

С достижением школьного возраста ребёнок переживает мощную перестройку всего организма, которая связана с интенсивным развитием периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем. Это обуславливает особую подвижность и активность малышей, но в то же время перенапряжение эмоционального характера и утомляемость.

Также в этом возрасте появляется новый вид деятельности – учёба. И если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь малыш хочет почувствовать себя взрослым – быстрее пойти учиться. Хотя игра ещё не ушла из его жизни, поэтому обучение младших школьников, как правило, опирается на этот вид деятельности, то есть на опыт детей. При этом не стоит забывать, что характер памяти у шестилетнего-семилетнего карапуза носит непроизвольный характер. Поэтому чем ярче образ того или иного понятия, тем легче малышу его запомнить. Но концентрировать внимание на чём-то одном ему ещё трудно. И вот на фоне этих противоречий развития возникает кризис семи лет.

Основные признаки кризисного периода

Непослушание и агрессия являются ключевыми признаками кризиса 7 лет

Не заметить наступление переходного этапа практически невозможно, ведь он ярче всего проявляется в поведении. Основными признаками переходного этапа считаются:

  • манерничание на людях, в семье, попытки подражать старшим (родным, героям кино, книг);
  • кривляние (чаще всего направлено на самых близких);
  • появление сдержанности (ребёнок в 7 лет теряет свою способность непроизвольно – непосредственно – реагировать на те или иные события, теперь малыш осмысливает всё, что происходит вокруг него);
  • периодическое игнорирование просьб или указаний старших, непослушание;
  • необоснованные приступы гнева (психует, ломает игрушки, кричит) или, наоборот, уход в себя;
  • дифференциация своего «я» на публичное и внутреннее;
  • потребность признания окружающими взрослыми значимости личности.

Часто случается так, что родители из всего этого списка обращают внимание только на непослушание: ведь таким образом нарушается привычная иерархия отношений взрослый-ребёнок, малыш становится «неудобным». Однако это ошибочное представление о значимости данного проявления кризиса. Гораздо важнее то, что маленькая личность в этот период нуждается в понимании и заботе. И в этой связи родителям лучше оставить свои недовольства и попробовать помочь своему чаду.

Как наладить контакт с малышом?

Не наказывайте ребёнка, всегда пробуйте договриться

Юрий Энтин: «Что за дети нынче, право, никакой на них управы, Мы своё здоровье тратим, Но на это наплевать им…»

Для того чтобы кризисный семилетний возраст прошёл максимально безболезненно, взрослым следует несколько пересмотреть свои отношения с ребёнком. Психологи советуют обратить особое внимание на ряд моментов:

  1. Позволяйте проявлять самостоятельность. Безусловно, у каждого члена семьи есть определённый круг обязанностей, и чадо может выполнять их наравне с взрослыми. Подросший младший школьник вполне справится, например, с уходом за домашним животным (насыпет корм попугаю, выгуляет собаку и т. д.) Так он почувствует, что он такой же взрослый, что от него зависит определённая сторона жизни семьи. При этом иногда напоминайте ребёнку, что главные в доме – мама и папа, которых никто не может заменить. Чтобы малыш наглядно в этом убедился, устройте день наоборот – родители станут детьми, а дети родителями.
  2. Признавайте право ребёнка на настроение. Малыш, как и любой взрослый, повержен эмоциональным перепадам. У него, как и у мамы или папы, может случиться день, когда всё валится из рук, хочется побыть одному и даже поплакать. В этом случае не мешайте проявить эмоции, а через какое-то время поговорите об этой ситуации, выясните причину такого упадка. Наверняка, это реакция на чьё-то недоброе слово или проблему в школе, с учителем или одноклассниками.
  3. Договаривайтесь. 7 лет – это возраст, когда малыш уже прекрасно понимает ценность обещаний. Он помнит, что обещали ему, так же хорошо, как и то, что пообещал сам. Поэтому если что-то пообещали – обязательно выполняйте, если такой возможности нет – доступно объясните своему чаду причины, по которым обещание откладывается, а также оговорите время, когда вы сможете его выполнить. В противном случае, ребёнок поймёт, что слово можно нарушать, что не существует обязательств, которые нельзя было бы обойти.
  4. Дозируйте давление. Существуют ситуации, когда просто договориться не получится, так как у малыша ещё отсутствуют некоторые границы поведения (например, нельзя поднимать руку на девочку, взрослого человека или общаться с мамой как со сверстницей). В этом случае, конечно, без авторитарного подхода не обойтись («Мы сделаем так, потому что это правильно. Ты этого ещё не понимаешь, потому что маленький»). Но самое важное в формулировке требований – это спокойный тон голоса . Услышав ровный тон маминого или папиного голоса, которые напоминают малышу, что он ещё не всё улавливает в силу возраста, в сознании ребёнка возникнет желание понять причины того или иного действия, а это, в свою очередь, отвлечёт от капризов и непослушания. Только включать такой подход нужно как можно реже, иначе ребёнок привыкнет делать всё только под давлением.
  5. Привлекайте чувство юмора. Лучший способ заставить ребёнка что-то сделать – это начать делать вместе с ним. А чтобы он с удовольствием выполнял те или иные действия, например, мыл посуду, в процессе совместной работы ищите смешные моменты (можно придумать забавные прозвища кухонной утвари или сочинить целый рассказ о приключениях ложки и чашки и т. д.)
  6. Полностью откажитесь от наказаний. Учёными доказано, что физические наказания не несут в себе никакой педагогической ценности. Равно как и психологическое давление. Дело в том, что малыш заведомо слабее взрослого, поэтому сопротивляться прессингу не может. Но даже сделав всё так, как вам надо, он не поймёт, почему его заставляли против воли. И впоследствии из него вырастит человек, убеждённый, что превосходство силы или возраста играет ключевую роль в решении любых вопросов.
  7. Дайте возможность выплёскивать свою агрессию. Для этого можно, например, повесить в комнате боксёрскую грушу или заменить её подушкой. В качестве альтернативы силовому выплеску эмоций можно комкать бумагу, газеты и бросать в корзину. Полезно также иногда давать возможность малышу покричать.
  8. Разговаривайте с малышом. Говорите с ребёнком на равных, рассказывайте о том, что и у вас в жизни был такой сложный период. Делитесь опытом, каким способом вы находили выход из ситуации.
  9. Периодически «отдыхайте» друг от друга. Если вы чувствуете, что страсти накаляются до предела, ребёнок вас не слушает, не воспринимает, попробуйте пару дней пожить отдельно. Только важно, чтобы именно вы уехали, а не отправили малыша. Так в привычной домашней обстановке он сильнее почувствует, насколько нуждается в вас, и, воспользовавшись ситуацией, можно будет без труда найти взаимопонимание.
  10. Нагружайте. Давайте малышу специальные задания, связанные с проявлением творческой инициативы. Так вы подготовите его к новой учебной деятельности. Также периодически включайтесь в занятия со своим чадом: это не только укрепит ваши эмоциональные связи, но и добавит вам авторитета в глазах ребёнка.

Видео: как вести себя с ребёнком, если он психует и нервничает

Любой кризис – это тяжёлый период в жизни человека и всех, кто его окружает. Что касается переломного этапа в 7 лет, то он усиливается ещё и тем, что ребёнок не может найти разрешение внутренних конфликтов самостоятельно. Поэтому взрослые должны проявить всю свою чуткость, любовь для того, чтобы кризис 7 лет прошёл легко и закончился быстро.

«Неуправляемый ребенок» - кого так называют? К сожалению, этот эпитет применяется очень широко - и к гиперактивным детям (с психофизиологическими предпосылками к непродуктивному поведению), и к тем исходно благополучным ребятишкам, которые вдруг становятся неуправляемыми. Среди вторых тоже две категории детей - и те, чье непослушание и неуправляемость вызваны возрастными кризисами , закономерными фазами их внутреннего, психического развития, и те, чье неуправляемое поведение спровоцировали внешние обстоятельства - в жизни семьи, поведении родителей. Именно об этих последних «непослушниках» и пойдет речь в статье. Почему возникает проблема и что делать, чтобы решить или предупредить ее, пока она не разрослась? Попытаемся ответить с позиций системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Случаи из жизни

Вот пара примеров из практики детского психолога:

1. На приеме мама 11-летнего Ивана, старшего сына в семье.

Мальчик учится в школе с углубленным изучением языков. Год назад родился младший брат. Еще во время второй маминой беременности Ваня стал абсолютно неуправляемым. Не слышит просьб, призывов, не хочет делать уроки. Успеваемость скатилась с четверок до двоек. Ребенок на грани отчисления из школы. Папа все время на работе, мама - в заботе о младшем сыне; надеялась, что старший будет помощником, но ее ждало разочарование. Ваня бывает жесток с младшим братом, то прижмет, то придавит. Младший часто плачет.

Мама жалуется: «Ваня - это как будто не мой сын. Я его вообще не понимаю, что ему нужно. Он ничего не слышит. Надо собираться в школу - он идет играть. Говорю не задирать мальчишек в школе - он лезет драться. Уроки не делает, отворачивается, злится, агрессивно отвечает, стал даже материться в ответ. Наши диалоги это - я говорю: «Иди, делай уроки», - он не отвечает - я повышаю голос: «Иди сейчас же, делай уроки, дураком вырастешь!» - он молчит или огрызается - я уже ору: «Зараза такая, иди делай уроки!» - он или только тогда слышит, или даже на это уже не реагирует. Я уже ору на него постоянно, а он вообще неуправляемый, делает то, что у него на уме. Помогите справиться с сыном».

2. На приеме мама с сыном Игорем 10 лет. Он тоже старший ребенок в семье, есть младший брат, 6 месяцев.

Игорек был всегда чудо-сыном, понимающим. До 10 лет ему покупалось все, что пожелает, к семейным обязанностям его не привлекали. Учился на пятерки, был послушен и спокоен.

За последние 3 месяца мальчика не узнать. Стал агрессивным, даже жестоким. Мама явно в растерянности и не знает, что делать со своим неуправляемым ребенком 10 лет.

Мама: «Это не Игорь, это чудовище. Я уже часто на него ору, ничего не могу с собой поделать. Он неуправляемый бандит какой-то. Я ему: «Иди, уберись в комнате», - он в ответ посылает меня, а ведь ничего делать-то больше и не заставляем. Успеваемость падает, и, главное, он совсем перестал меня уважать, совсем, как будто я для него девочка с улицы, орет на меня в ответ. Не знаю уже, что делать. Пойдем к психиатру, будем препараты выписывать, я не справляюсь».

Оба описанных случая (и подобных - много) сходны в основном: пока ребенок был единственным в семье, он был вполне благополучным, послушным и не причинял беспокойства маме. После рождения младшего, на которого мама переключилась полностью, старший стал вести себя вызывающе, протестно, стал неуправляемым, будто специально привлекая к себе внимание мамы и вызывая у нее бурную эмоциональную реакцию. Средства воздействия, к которым прибегает мама (крик, новые требования в жесткой форме, порой оскорбления в адрес ребенка), только еще больше провоцируют неуправляемое поведение сына. Мама в растерянности, проблема растет как снежный ком.

Что делать с неуправляемыми детьми, чтобы изменить их поведение, - таков вопрос очень многих мам. Сначала попробуем разобраться в причинах.

Почему ребенок становится неуправляемым

Представьте: такой замечательный малыш рос в семье, окруженный вниманием и заботой, теплым эмоциональным участием - всем тем, что давало ему ощущение защищенности и безопасности , прежде всего от мамы! До 6-7 лет эта связь с мамой очень сильная, а после - постепенно ослабевает, но вплоть до пубертата остается важным условием нормального психического развития ребенка. И вдруг его мамочка становится отстраненной, сосредоточенной на своих ощущениях (во время беременности) или полностью эмоционально переключается на недавно рожденного маленького и свои переживания, заботу, внимание теперь отдает ему. А про первенца, кажется, забывает… Представьте, что старшенький чувствует: растерянность, беззащитность, страх быть потерянным, ненужным маме, недоумение, в чем он виноват, и злость, агрессию как примитивные формы самозащиты, когда он еще не научился защищать себя сам, по-взрослому.

Истощенная от забот о младшем ребенке мама ожидает и требует от старшего помощи и поддержки, что в ее представлении само собой разумеется: он же старший, значит, должен помогать! А тот даже не догадывается, что у него теперь новый статус в семье с соответствующими обязанностями: быть не только самостоятельным, но и помогать тем, кто в его помощи нуждается. Он не догадывается об этом, не знает, потому что ему как следует не объяснили, что значит быть старшим, и он по-прежнему ожидает поддержки и помощи для себя, которые ему самому действительно необходимы. Ему так комфортно было быть «маленьким», когда родители всячески потакали его желаниям, ничего от него не требовали (и может быть, даже в порыве нежности называли «мой маленький») и сами получали от этого удовольствие. И вдруг мир перевернулся! От него постоянно что-то требуют, его постоянно обделяют лаской и теплыми эмоциями, его практически не замечают или кричат на него, обзывают! Если это называется «быть старшим», то он не хочет быть старшим и будет вести себя как маленький.

В попытках защитить себя он бессознательно скатывается к архетипичным, «животным» формам поведения: кричит, ведет себя угрожающе, не подчиняется, отторгает, проявляет крайнюю неприязнь к маме и тому малышу, который «отобрал у него маму». И вдруг он делает открытие: в ответ на его агрессию мама начинает обращать на него внимание! Правда, это не те теплые чувства, как раньше, но хоть какие-то чувства, а не игнорирование. И тогда некогда «чудо-сын» начинает откровенно не подчиняться, демонстративно, вплоть до абсурда, противоречить родительским требованиям, становится неуправляемым. И своим поведением он «кричит», что ему плохо, что родители, прежде всего мама, должны изменить свое поведение, прийти ему на помощь, чтобы он снова почувствовал себя психологически защищенным и обрел душевное равновесие.

Маме очень трудно

С появлением второго ребенка мама практически все свои физические и эмоциональные силы направляет на заботу о малыше; ее ресурсов просто не хватает, чтобы распределять свое внимание не только на него, но и на других членов семьи: мужа и старшего ребенка. В этих условиях ей реально требуется действенная помощь, эмоциональная, моральная поддержка. Однако если ее любимые домочадцы привыкли к тому, как было раньше: мама все брала на себя и со всем отлично справлялась (готовила, убирала, стирала и пр.), - то и теперь с пополнением семьи они продолжают жить по тому же удобному стереотипу. Муж не помогает, потому что он все время на работе и дома он хочет отдыхать, восстанавливаться для работы, чтобы финансово обеспечивать семью. А старший сын (дочь) не научен помогать, у него за предшествующие 8-10 лет жизни просто не сформирован такой навык.

У самой мамы противоречивое отношение к старшему: в сравнении с младшим он очевидно многое умеет делать самостоятельно и вполне мог бы помочь маме, чего она от него и ждет; но одновременно она сама в отношении к нему использует старый (привычный ей) стереотип, ожидая, что он будет послушным ее указаниям, как раньше.

Вдобавок ко всему, если в прежние годы семейной жизни не сформировалась традиция общего застолья (например, обеды по выходным, когда собирается вся семья), если чаще всего прием пищи происходит разобщенно, когда кому удобно, то внутрисемейные связи оказываются ослабленными.

Все это провоцирует рост внутренних противоречий в семье. Муж недоволен, что жена не уделяет ему прежнего внимания, но, «понимая», что она занята с малышом, выбирает стратегию «переждать», потерпеть год-два - и в этом режиме все больше отдаляется от нее, что постепенно сводит на нет ее чувство защищенности и безопасности. Мама все больше ощущает себя один на один с растущими как снежный ком проблемами. Она чувствует неуверенность, растерянность, потерю сил и внутренней устойчивости и в порядке бессознательной самозащиты переходит от «взрослых», «родительских» форм поведения к «детским». Ее собственные вектора придают специфику проявления ее нарастающей неприязни к тем, от кого она ждет и не получает помощи: слезы или крики, оскорбления, возможно, даже мат и рукоприкладство. Если мужа постоянно нет дома или на него по заведенному порядку отношений нельзя «поднимать голос», а малыш - в зоне защиты, под опекой мамы, то самым слабым звеном становится старший сын (дочь), на ком мама постоянно срывается и впадает в шок от своих реакций на ребенка, которого она должна и хочет любить. Так ее плохое состояние еще больше усугубляется.

Старший ребенок, становясь объектом нападок матери, бессознательно чувствует ее слабость, все меньше воспринимая ее как авторитетного взрослого, родителя, которого надо слушаться. Поэтому начинает огрызаться, ругаться на мать (если в семье обычным является мат, то ребенок начинает материться на мать), а видя ее растерянность и неумение справиться с ним, еще больше утверждается в том, что он может так себя вести (в преддверии подросткового возраста очень настораживающая тенденция). Это еще больше повергает маму в шок и ужас.

Налаживание взаимопонимания затрудняется также, если у мамы и ребенка разный набор векторов. Воздействуя на «старшенького» исходя из собственного представления о том, как должно быть, мама наталкивается на неожиданные (ей кажется - немотивированные) реакции чада. «Добрые старые методы» воспитания: прикрикнуть, пригрозить, наказать, - почему-то не работают. А как иначе, мама просто не знает. Ее наполняет ужас от ощущения, что ситуация идет вразнос, и она «теряет» своего ребенка.

В этой непростой ситуации мама вызывает безусловное сочувствие, в том числе и потому, что она сама не понимает, что делает и каковы последствия ее действий. Вряд ли ее можно винить. Но ситуацию действительно надо менять, тем более что у мамы такой запрос возникает как душераздирающий крик о помощи.

О том, что делать, если ребенок становится неуправляемым, и как это можно предупредить, .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: