Индийская традиционная одежда в прошлом и сейчас. Индийская традиционная одежда в прошлом и сейчас Влияние современных тенденций на индийские одеяния


Автар Сингх Мауни, 60-летний житель индийского города Патиала, - обладатель самого большого тюрбана в мире. Когда набожный сикх разворачивает свой гигантский 45-килограммовый головной убор, то длина полотнища составляет 645 метров. Это длина 13 олимпийских бассейнов, если их расположить в один ряд.


Традиционный головной убор последователей сикхизма - тюрбаны. Их материи, которая используется из их создания, в развернутом виде составляет всего 5-7 метров. Но только не в случае с самым большим тюрбаном житель индийского города Патиала Автара Мауни.


Мауни начинал с обычного тюрбана, потом сделал "скромный" тюрбан длиной 151 метр и постепенно увеличивал его длину. Чтобы добиться нынешних размеров головного убора, сикху потребовалось целых 16 лет.


Чтобы обернуть тюрбан вокруг своей головы Сингху Мауни необходимо 6 часов. Стоит ли говорить, как ему проблематично собираться куда-нибудь.



Помимо длительных сборов, у сикха есть еще одна проблема - ему приходится переносить на себе огромный дополнительный вес. Только ткань его тюрбана весит 30 кг. Еще на 15 кг "тянут" металлические украшения на тюрбане. Помимо этого, он также носит меч и браслеты общим весом около 40 кг. Сикху приходится ездить только на мотоцикле, поскольку его тюрбан просто не влазит ни в одну машину.


Несмотря на то, что Мауни ежедневно приходится таскать лишние 85 кг, 60-летний мужчина очень гордится своим необычным тюрбаном и утверждает, что не считает его бременем. Г-н Мауни является местной знаменитостью, и как только он появляется на улице, его сразу окружает толпа с фотоаппаратами. Также Сингх стал живым источником вдохновения для пенджабской молодежи, которая в последнее время начала забывать древние традиции своего народа.

Индия - необыкновенная страна с удивительными людьми. А ещё она входит в список .

У многих людей сложился и устоялся стереотип, что все восточные мужчины должны носить на голове сложную конструкцию из длинной полосы ткани, под названием тюрбан. Распространены подобные головные уборы среди народов, населяющих Аравийский полуостров, северную часть Африканского материка, в Азии, а также в Индии. Причем это вовсе не простой предмет одежды, имеющий древнее происхождение. Индийский тюрбан - часть культуры и традиций, он наделен тайным, мистическим сакральным смыслом.

Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия

Само слово тюрбан имеет персидское происхождение, и означало оно попросту достаточно длинный отрез ткани, который и предназначался для обматывания вокруг головы специальным способом. На санскрите тюрбан назван паком, а вот на севере Индии, в штате Пенджаб, где и живут пресловутые хранители древних знаний, каста сикхов , этот головной убор называют пагри или попросту паг . В уважительном варианте название будет звучать, как дастаар .

В древности, еще до того, как были придуманы короны, знатные люди носили тюрбаны из тонкой, муслиновой ткани, которые служили знаком того, что перед вами человек умный, наделенный мудростью, высокой духовностью и властью. Именно в складках своих тюрбанов, которые порой достигали веса в 25–30 килограмм, аристократы хранили драгоценные камни и золото, печати и тайные документы. Кроме того, ношение на голове тюрбана полностью перекрывало возможность злоумышленнику взять контроль над Аджна-чакрой, то есть главным энергетическим потоком, потому ткань должны была быть исключительно натуральной, самой дорогой и высококачественной.

В подарок от предков - наследие, хранимое веками

Современные последователи сикхских учений получили индийский тюрбан, который бережно пронесли через многие столетия своей уникальной истории. Тюрбан имеет весьма серьезное значение для сегодняшних членов хальсы , которые обязаны всегда иметь при себе настоящие признаки собственной принадлежности. Первый признак - это кэш , то есть волосы, усы, а также и борода, к которым никогда не касались ножницы. Мужчины всегда берегут свои волосы в полном порядке, тщательно ухаживают за ними, а повседневной жизни закалывают в высокую прическу, которая и накрывается тюрбаном, чтобы оберегать и хранить их.

Мальчики могут попросту собрать свой кэш в высокий хвост, но мужчине, у которого уже есть борода или усы, а тем более женатому, появление на людях без тюрбана - настоящий позор. Чаще всего современные тюрбаны имеют длину 3–7 метров, но все индивидуально и зависит от личных желаний, да еще от степени посвящения.

Значение цвета тюрбанов сикхов

Ослепительно-белый тюрбан могут носить только члены касты намдхари . Характерной отличительной особенностью такого убора становиться прямая намотка, без угла надо лбом. Если же сикхи из иных каст носят белый пагри , это означает, что они в трауре.

Розоватые и бледно-оранжевые тюрбаны можно надеть на свадьбу, причем как на свою собственную, так и на торжество друзей или родственников, это праздничный дастаар .

Ядовито-кислотный желтый цвет тюрбана или пага подойдет к весеннему празднику Байсакхи .

Воины секты Акали ранее носили исключительно черные, словно вороново крыло, тюрбаны, но сейчас сменили их на стальные или темно-синие.

Красный, оранжевый, зеленый тюрбаны - это своего рода повседневная одежда, которую можно разнообразить по-своему.

Тюрбаны цвета хаки вошли в комплект военной формы сикхов , которые служат в армии Индии.

Тюрбан - это мужской и одновременно женский головной убор. Широкое распространение получил в Северной Африке, на Аравийском полуострове, Индии и во многих азиатских странах. Моден он и в России.

Часто тюрбан называют чалмой. В настоящее время тюрбаны пользуются популярностью среди европейских женщин. Известные дизайнеры на своих показах дополняют образы моделей этим головным убором.

Простейшая чалма - несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Представляет собой шарф из легкого материала, которой многократно оборачивается поверх волос вокруг головы. Чалма была распространена по всему Востоку- от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности. В тот период этот головной убор носили мужчины-мусульмане.

Обязательным условием наматывания тюрбана являлся открытый лоб.

В исламе предметы одежды всегда, так или иначе, регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придается особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — ученый). Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму.

В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, одевал черную чалму и ее конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчет сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.

При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространенным стал черный цвет чалмы. С тех пор ее размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — желтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.

Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приемах и других торжественных церемониях во дворце, причем, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегченную чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.

Востоковед и языковед, академик Н.Я.Марр утверждал, что в мире существовало не менее тысячи (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У нее различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.

В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы - «тюрбан» за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский - в русский.

В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане все население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду - это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шелка. Ее повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.

В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность ее хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в черную — жители юга страны.

Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.

Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зеленые или черные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.

В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.

В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.

Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие - с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.

В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племен носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.

Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах.

В развернутом виде длина ее полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.

Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она - символ храбрости и мужества предков. Еще в начале ХХ века туареги - вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах на верблюдах, вооруженные мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.

Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.

По местному поверью этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.

Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.

Со временем тюрбаны перекочевали в гардеробы женщин и мужчин всех сословий и национальностей.

В конце 1790 годов тюрбаны стали носить египтянки. Примерно в тот же период в Средней Азии их запрещали носить поденщикам и нищим. Тюрбан использовался как в парадной одежде, так и в домашней.

В 1600-е года тюрбаны в Европе носили знатные мужчины и женщины, пока это не стало массовой тенденцией и среди простого люда. Тюрбан носил, например, поэт Александр Поуп.

К концу 1700-х годов европейские женщины переняли и адаптировали отдельные элементы платья из Османской империи, они стали частью их сложных костюмов. На маскарады модницы отправлялись в прическах с эффектным тюрбаном (à la turque). Этот головной убор был украшен жемчугом или драгоценными камнями, цветами или перьями; эти дорогостоящие детали должны были подчеркивать богатство и высокий социальный статус владельцев.

В течение второй половины XVIII века форма тюрбана сильно варьировалась.

Мария Антуанетта (рисунок справа):

По-настоящему большая мода на тюрбаны на Западе началась в конце 18 - начале 19 века, когда развернулась торговля с Индией. Тюрбан превратился в западный модный аксессуар. Любила тюрбаны королева Франции Мария Антуанетта. Даже после ее смерти на гильотине тюрбан остался основным аксессуаром и во Франции, и в Англии.

Но поистине мировое признание тюрбан получил благодаря низвергателю викторианского стиля. Этот корифей дизайнерского искусства прославился не только тем, что отправил в небытие женские корсеты, но и своей приверженностью к этому необычному головному убору.

С его легкой руки в конце XIX - начале XX века тюрбан становится самым популярным и одновременно универсальным головным убором. Он одинаково органично смотрится с вечерним платьем и с костюмом для прогулок, с меховой накидкой и с легким летним платьем.

В XX этот головной убор стал появляться на телеэкранах, чаще всего его использовали актрисы немого кино. Необычно повязанный на голову шарф и яркий макияж показывали истинную красоту лица героинь фильмов.

В 1970 годах в моду вошли тюрбаны, повязанные поверх распущенных волос. Тогда же на прилавках магазинов появились шапки-тюрбаны, которые молодые девушки использовали для создания повседневного образа.

В тот период этот аксессуар предпочитали такие актрисы, как Барбара Стрейзанд, Бьянка Джаггер и Ава Гардер. Они повязывали тюрбаны для выхода на светские мероприятия.

Некоторое время спустя тюрбаны вышли из моды. Но в 2000 году они вновь вернулись сначала на подиумы, а затем на городские улицы. Очень часто тюрбаны надевали звезды, благодаря которым головной убор вновь стал популярен.

На чтение 4 мин. Просмотров 2.8k. Опубликовано 17.07.2013

Несмотря на настойчивое влияние западных цивилизаций на культуру индийцев, она по-прежнему остаются преданными своим традициям. Это вызывает искреннее восхищение и уважение. Древнейшая нация не забывает свои корни и несет мудрость предков сквозь века.

Традиционная мужская одежда в Индии является частью их мозаичного знания и несет в себе скрытую символику.

Дхоти

Дхоти – традиционная мужская одежда в Индии . Это очень распространенный вид одежды среди индийских мужчин и мальчиков. Дхоти – это своего рода набедренная повязка. Прямой отрезок однотонной ткани достигает в длину от 2м до 5м.

Этой материей обматывают и драпируют бедра, талию и ноги. Один конец такой повязки пропускается между ног мужчины, и этот прием создает из обычной набедренной повязки подобие шаровар. Еще ее носят в виде юбки-запашки. Удерживают на талии поясом.

Длинна дхоти напрямую зависит от касты. Представители высших каст одевают длинные дхоти, а мужчины из низших каст – короткие. Сегодня в городах мужчины предпочитают надевать брюки или шорты, а дхоти остается любимой одеждой у деревенских мужчин.

Лунги (саргон)

Это своеобразная разновидность дхоти. Лунги существует в двух вариантах:

– Открытое. Это обычное полотно из шелка либо хлопка.

– Сшитое. Эдесь два открытых конца ткани сшиты вместе. Получается трубка.

Мунду – разновидность лунги. Оно полностью белого цвета. Мунду и лунги по своей длине достигают лодыжек. Их можно подворачивать к талии и тем самым сократить длину до уровня колен.

Эти действия необходимы, когда мужчина занят работой в поле. Еще колени открывают в храмах или рядом с сановником, показывая свое уважение.

Хотя лунги считается мужской одеждой, их с удовольствием носят пожилые, зрелые женщины. Они совмещают их с другими видами одежды.

Читайте на нашем сайте:

Индира Ганди: краткая биография

Шервани

Это длинный пиджак с воротником – стойкой . Застегивается на пуговицы. Стандартная длина шеврани достигает колен, хотя может достигать лодыжек.

Такой пиджак считается праздничным. Его носят со штанами «чуридар»». Чуридар – шаровары, которые довольно свободные в районе бедер, но сужаются в районе лодыжек и полностью обтягивают их. Часто по нему пускают золотую или серебряную вышивку.

Традиционные головные уборы

Дастар

Пагри или датар – традиционный тюрбан для индийцев и сикхов. Этот головной убор считается символом веры, символом духовности и чести. Дастар призван защищать от чужих глаз длинные волосы сикхов, которые им не позволено стричь. Со временем стандартный дастар стал видоизменяться, поскольку различные общины сикхов создавали свой неповторимый стиль.

Пхета

На языке маратхи так называют тюрбан. Это традиционный головной убор в индийском штате Махараштра. В далеком прошлом тюрбан пхета считался обязательным атрибутом мужской одежды, а в современном мире его используют как праздничный атрибут на торжественные случаи.

Майсур-пета

Назван так в честь города Майсура, который находится в штате Карнатака. Изначально этот атрибут обязали носить местных бродяг, когда в городе проходили церемонии, процессии и различные празднества. Со временем этот головной убор стал символом культурной традиции города Майсура. Так, выпускники местного университета на церемонию вручения дипломов одевают не традиционную квадратную шапочку, а именно майсур-пета.

Автар Сингх Мауни из Пенджаба, Индия, - владелец самого большого тюрбана в мире. Огромный головной убор набожного сикха представляет собой 645 метров ткани весом 45 кг. Автару Сингху потребовалось целых 16 лет, чтобы собрать тюрбан, а чтобы надеть его, нужно шесть часов. И после этого вы думаете, что у вас проблемы с утренними сборами на работу?

60-летний мужчина гордится своим необычным разноцветным тюрбаном и утверждает, что будет носить его, пока сил будет хватать. «Я не считаю это бременем. Я счастлив больше всего, когда ношу его», - объясняет Сингх.

Большинство последователей сикхизма носят тюрбаны, но более удобной длины - от пяти до семи метров. Но Автар Сингх в буквальном смысле вывел свой тюрбан на новый уровень: он хотел побить мировой рекорд самого длинного тюрбана - 400 метров - принадлежащий Майору Сингху, но брал эту длину поэтапно.

«Я просто продолжал укладывать один слой ткани за другим сверху вниз, как этажи здания», - говорит он. По словам Автара Сингха, только фиолетовая и оранжевая ткань весят 30 кг, а украшения - остальные 15 кг. Кроме тюрбана он также носит меч и тяжёлые браслеты весом почти 40 кг.

Причудливый костюм не позволяет своему хозяину просто так садиться в машину и проходить в дверные проёмы, поэтому во время своего паломничества в Пенджаб он всегда ездит на мотоцикле. Он стал знаменитостью, благодаря тому, что его легко узнать по головному убору.

«На улице вокруг меня собирается огромная толпа, - говорит Автар. - Некоторые люди бывают настолько поражены, что говорят мне: „Вы прекрасно подходите для ношения такого большого тюрбана. Вы, должно быть, были благословлены большим запасом энергии“».

Автар Сингх стал своего рода источником вдохновения для молодых сикхов. «В наши дни многие дети-сикхи стригут волосы и забывают носить тюрбаны, - говорит Гурприт Сингх, знакомый Автара. - Но Автар напоминает нам об их важности, что очень хорошо. Община сикхов может многому у него научиться».

Бетховен творил под ритм своей аритмии

Как с помощью Фейсбука завести настоящего друга

4 актёра, делающих одни и те же странные вещи в каждом фильме

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

Африканский король живёт в Германии и правит по скайпу

7 историй о самом добром актёре Голливуда

Человек, которого невозможно повесить

Финн транслирует всю свою жизнь, каждую минуту, через веб-камеру

Португалец купил крошечный остров, и успешно создал там собственное королевство