План работы по ознакомлению с родным городом. Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с родным городом. Передовой педагогический опыт в детском саду

Назначение регионального компонента - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным городом

Подготовительная группа

Воспитатель: Клименко Т.М.

ДАТА

ТЕМА

ОБЛАСТИ

сентябрь

Наша Родина в России

Р.Р.

Соц.ком.

ИЗО

Беседа «Имя города»,

октябрь

История города

Р.р

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят

Беседа «История города»,

Ноябрь

Достопримечательности города 1(Грязелечебница, Питьевая галерея, Курортный парк)

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

Худ.Деят.

Декабрь

Достопримечательности города 2 (Сан. Виктория, Механотерапия, Верхние ванны)

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Р.р.

П.р.

Чтение

С.К.р.

Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

Знакомство с символикой города Ессентуки»

Январь

Символика города

РР

Худ. Деят.

СКР

Знакомство с гербом города

Февраль

Известные люди города

РР

Худ. Деят.

СКР

Март

Предприятия родного города

РР

П.р.

Худ. Деят.

СКР

Д/И «Чей логотип»

Апрель

Вот моя улица

РР

Худ. Деят.

СКР

Прогулки по микрорайону

Май

Боевая слава города

ПР

СКР

ХУД ДЕЯТ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родным городом

ДАТА

ТЕМА

ОБЛАСТИ

СЕНТЯБРЬ

Наша родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том,что у наше города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него

Р.Р.

Соц.ком.

Беседа «Имя города»,

Чтение стихов о Ессентуках,

Рассматривание карты Ставропольского края

октябрь

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

Р.р

Чтение

С.К.

Беседа «История города»,

Чтение легенд о возникновении города,

Рассматривание открыток «Ессентуки»

Ноябрь

Достопримечательности города

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город

Экскурсия по городу «Достопримечательности города»,

Знакомство с символикой города Ессентуки»

Декабрь

Символика города

Цель: познакомить с символикой г. Ессентуки и Ставропольского края

Знакомство с гербом города

Знакомство с символикой г Ессентуки

Д/И «Сложи герб и флаг г. Ессентуки»

Январь

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ессентуки, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

РР

Худ. Деят.

СКР

Беседа «Знаменитые земляки» (художники, писатели).

Рассматривание репродукций художников.

Февраль

Предприятия родного города

Цель: познакомить с санаториями г.Ессентуки, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда. Интерес к профессиям

Д/И «Чей логотип»

Д/И «Санатории г. Ессентуки»

Март

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; Закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

Прогулки по микрорайону

Викторина «Знатоки родного города»

Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами войны г. Ессентуки; воспитывать чувство благодарности к ветеранам ВОВ

ПР

СКР

ХУД ДЕЯТ

Экскурсия в парк Победы к Вечному огню

Изготовление поделок для ветеранов ВОВ


Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей средней группы.

Дата
Тема

Сентябрь
День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,
- выставка детского рисунка «Мой любимый город»

Октябрь
Моя малая Родина
- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»
-

Ноябрь
История возникновения города
- изготовление альбома «Природа моего края»,
- оформление стенда «Нижний Новгород теперь и прежде»

Декабрь
Знакомство с гербом города
- изодеятельность – «Нарисуй герб семьи»,
- знакомство с флагом, гербом и гимном России

Январь
Экскурсия по городу
- изготовление макета города,
- дидактическая игра «Путешествие по городу»

Февраль
Они прославили наш город
- «Магазин сувениров»,
- беседа о важности труда всех людей
- викторина «Город, в котором мы живём»

Март
Папа, мама, я – Нижегородская семья
- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,
- заучивание стихотворений о Нижнем Новгороде

Апрель
Нижний Новгород - спортивный
- спортивный фестиваль «Радость движения»

Май
Боевая слава города
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Наша родина - Россия

- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
- знакомство с Нижегородскими художественными промыслами

Октябрь
Мой город, дороже которого нет
- прогулки по городу,
- рассказы о
достопримечательностях
г. Нижнего Новгорода, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
- звание «Почетный гражданин»,
- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город – моя судьба»,
- конкурс «Знатоки Нижнего Новгорода»

Ноябрь
Площадь Минина и Пожарского
- изготовление коллажа «Кремль»,
- история возникновения площади «Раньше и теперь»:
- Герб города
- конструирование «Мосты через реку»

Декабрь
Знакомство с государственной символикой.
Герб. Флаг. Гимн России.
Герб Нижнего Новгорода.
- чтение стихов о Родине,
- прослушивание песен,
- закрашивание изображения герба Нижнего Новгорода

Январь
Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

- Викторина «Нижегородские художественные промыслы»

Февраль
Нижегородская история
- посещение Краеведческого музея,
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения об архитектуре старого Нижнего
конструирование «Когда город был маленьким»
- раскрашивание ложек хохломской росписью

Март
Страна спортивная
- история проведения соревнований,
- спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья»
- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»
- беседа «Самое любимое место в городе»

Апрель
Вот моя улица
- экскурсия по микрорайону,
- знакомство с улицами:
- рисование «Вечерний Нижний»
- дидактическая игра «Раньше и теперь»

Май
Нижний Новгород – город автомобилестроения
- рассказ о труде автозаводцев,
- чтение стихов, рассказов,
- конструирование из бумаги «Автомобили»
- викторина «Я люблю свой город»

Перспективный план работы по ознакомлению с ближайшим окружением детей младшей группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
Изготовление поделок из природного материала.
Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?».
Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
С/р игра «Детский сад».

Октябрь
«Я и моё имя»
Беседа «Для чего человеку имя?»
Игра «Назови ласково».
«Полное» и «неполное» имя.
Игра «Кто я?»
Составление рассказов: «Я люблю, когда», «Я боюсь, когда», «Когда мне плохо».
Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь
«Моя семья»
Рассказы детей о членах своей семьи.
Выставка семейных фотографий.
С/р игра «семья».
Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

Декабрь
«Моя семья»
Беседа «Что значит любить родителей?»
«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

«Мои друзья»

Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,
Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».
Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».
Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Изготовление подарков для пап.
Рисование «Самолеты летят»
Пение песен, заучивание стихов об армии.
С/р игра «Мы солдаты»

Март
«Моя мама»
Беседа с детьми о своих мамах.
Изготовление подарков для мам.
Аппликация «Красивое платье для мамы»
Пение песен, чтение стихов о маме.
С/р игра «Дочки – матери».

Апрель
«Моя улица»
Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».
Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.
Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.
Рисование «Моя улица».

Май
«Мой город»
1. Беседа «Город, в котором я живу».
2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города».
3. Аппликация «Герб моего города».
4. Рисование «Деревья и кустарники»
5. Конструирование «Дом для куклы»
6. С/р игра «Автобус»

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы.

Дата
Тема
Связь с другими видами деятельности

Сентябрь
Мой Нижний Новгород
- чтение стихов о Нижнем Новгороде,
- найти город на географической карте России и мира
- назвать соседей Нижегородской области
- с/р игра «Путешествие по городу»

Октябрь
Путешествие по Нижнему Новгороду
- прогулки по городу
- рассказы о
достопримечательностях г. Нижнего Новгорода
- просмотр документального фильма «На земле Нижегородской»
- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен
- викторина «Папа, мама, я – Нижегородская семья»

Ноябрь
Волга и Ока
- Закрепить знание детей о главных реках нашего города
- охрана рек

Декабрь
Улицы Нижнего Новгорода
- обзорные экскурсии по городу
- д/игра «Назови столицу»
- рисование «Вечерний Нижний»

Январь
Город славный, город древний

Рассматривание книги Ю. Андрианов «Старый Нижний»
- музыкальной развлечение «Путешествие на машине времени»
- конструирование «Когда город был маленьким»

Февраль
Промышленность города
- детская конференция с участием родителей, мини-сообщения о предприятиях города
- конструирование из бумаги «Мастерская мебели»
- С/р игра «Ярмарка - выставка» изделий предприятий города

Март
Памятники Нижнего Новгорода
- рассматривание иллюстраций «Памятники города»
- экскурсия на улицу Маршала Рокоссовского, возложение цветов.
- беседа «Каким бы я хотел видеть Нижний Новгород»

Нижний Новгород – культурная столица

Рассматривание альбома «Театры Нижнего Новгорода»
- мини концерт «Я тебе пою, мой город»

Май
Промыслы Нижегородской области
- рассказ о промыслах Нижегородской области
- чтение стихов, рассказов
- КВН «Юные Нижегородцы»
- экскурсия в музей «Нижегородские промыслы»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город». Средняя группа

«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 1год

Проблема
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Актуальность
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Набережные Челны, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап - основной, включает в себя:
занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.

1. Анкетирование родителей. Диагностирование детей
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны.

2. НОД «Мой город - Набережные Челны»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

3. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов
Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

4. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель:Закрепить с детьми знание своих домашних адресов

5. Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города

6. Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи». Цель:Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Набережные Челны. Воспитывать уважительное отношение к символике города.

7. Место работы родителей
Цель:Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада
Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах

8. Они прославили наш город.
Беседа о важности труда всех людей
Цель:Вызвать у детей интерес к жизни города Набережные Челны, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

9. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель:Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них
Выучить адрес детского сада

10. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель:Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

11. Беседа «Чем помочь родному городу?»
Цель:Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.

12. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Цель:Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности

13. Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края».
Цель:Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Набережные Челны

14. НОД «Что мы знаем о родном городе»
Цель:Выявить знания детей о родном городе.
Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Набережные Челны

15. Посещение детей совместно с родителями музея истории города
Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

16. Боевая слава города.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток
Цель:Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми
Итоговое диагностирование детей.Повторное анкетирование родителей.
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны в ходе реализации проекта.

III этап: заключительный
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности.
-Обобщение опыта на педсовете.
Литература.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Интернет- источники
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска

«Родной свой край – люби и знай!»

Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем

Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна


Задачи:

    Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)

    Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

    Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

    Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Подготовка воспитателей по данной теме:

1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края

посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,

военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».

2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.

3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах

литературой и иллюстрациями о городе и крае.

    Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)

    Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.

6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.

    Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

    Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).

    Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.

    Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.

    Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.

Первый этап работы

2-я младшая группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Я и моя семья, мой дом,

мой адрес, улица,

ближайшее окружение,

детский сад, труд людей в

детском саду.

Специально

организованные занятия,

беседы в свободное

время, экскурсии по

детскому саду,

наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении.

Дидактические словесные

игры: «Расскажи мне о

себе», «Радио», «Кто

потерялся».

Развлечение вместе с

родителями «Поле чудес»

Природа на территории

детского сада.

Экскурсия по территории

детского сада,

наблюдения на прогулке,

экологические занятия,

работа и наблюдения в

уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок.

Отражение наблюдений в

календаре природы, в

рисунках, рассматривание

иллюстраций, картин, на

которых изображена

природа края.

Фольклор: народные

сказки, пословицы,

Использование их на

занятиях, в режимных

моментах, драматизация

сказок, кукольный,

пальчиковый, настольный театр.

Театрализованные игры

по сказкам народов

Дальнего Востока.

Музыкальное развлечение

«Бабушкины сказки»

Знакомство с предметами

быта народов Дальнего

Востока, упоминаемых в

Рассматривание

экспонатов музея

народного быта (в группе

занятиях), рассматривание

иллюстраций Павлишина

к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми.

Рассматривание и

обследование предметов

быта в свободное время,

сюжетно-ролевая игра

«Мы пришли в музей»

(роли: экскурсовод,

кассир, смотритель музея)

Средняя группа

Темы

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Знакомство с народной

музыкой, пение народных

песен, пляски.

Музыкальные занятия,

дни народной музыки,

прослушивание народных

мелодий в свободное

Музыкальные праздники

и развлечения,

самостоятельная

театрализованная

деятельность.

Знакомство с нанайским

национальным костюмом

(общий вид)

Рисунки детей, игры.

Знакомство с народно-

прикладным искусством

народов Приамурья.

Рассматривание

орнаментов на одежде,

предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества

(амулетов, рукояток, сувениров)

Оборудование в группах

региональных уголков.

Знакомство с деятелями

культуры- земляками-

писателями: художником

Павлишиным или

писателем Г.Ходжер.

Рассказ воспитателя о

писателе, его жизни.

Рассматривание картин,

портрета.

Театрализованные и

творческие игры по

сказкам народов

Приамурья, отражение

впечатлений в рисунках.

Второй этап работы Старшая группа

Тема

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

Хабаровск-это улицы,

площади, памятные

места. Наш район-

Индустриальный.

Занятие, экскурсия с

родителями по городу,

рассматривание

фотографий с видами

Хабаровска. Целевая

прогулка по улице

Космической

Сюжетно-ролевые игры:

«Строим город»,

«Путешествуем по

Развивающие игры:

«Пройди до указанного

места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей)

Виды транспорта в

железнодорожный,

автомобильный,

воздушный, водный.

Занятия, беседы с

воспитателями,

рассматривание карты

города, экскурсии,

наблюдения, целевая

прогулка.

Сюжетно-ролевая игра:

«Путешествуем по

городу», «На чем

приехали к нам

гости» рисунки детей,

конструирование, лепка.

Труд родителей-

промышленность

Индустриального района.

Занятия, беседы с

воспитателями,

посещение мест работы

родителей,

рассматривание альбома

«Хабаровск-город

трудовой»

Творческая игра: «Мы

строители», строительные

и конструктивные игры.

Сюжетно-ролевые

Игры. «Торговый центр»,

красоты», «Ателье», «Больница»

Леса, реки, края -

элементарные

географические сведения.

Занятия по экологии,

наблюдения, опыты, труд

в природе и в уголке

природы. Рассматривание

физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе.

Творческие игры: «На

уроке географии»,

«Путешествуем по реке

Амур», «Что увидели в

Краеведческие сведения о

Хабаровске.

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея,

исторических мест

Хабаровска. Сбор

краеведческого и

познавательного

материала о городе и крае

для своего регионального

уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в

исторических книгах о Хабаровске.

Творческие игры; «Мы

пришли в музей»,

«Путешествуем в

прошлое города на

машине времени».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и

изобразительной

деятельности (рисунки,

лепка, ручной труд.)

Знакомство с историей

края через народные

сказания, сказки.

Чтение и рассказывание

сказок о защитниках.

Рассматривание картин.

Беседа о мужестве,

стойкости, любви к

Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений.

Театрализованные игры,

игры по сказкам.

Отражение впечатлений в

ИЗО деятельности.

Развлечение: «Что за

прелесть эти сказки»

Музыкальное творчество

русского народа и

народов Приамурья

Обучение детей пению

народных песен,

исполнению народных

мелодий. Знакомство с

народными

инструментами. Танцы,

фольклор русского

народа и народов

Приамурья. Народные игры.

Самостоятельное

исполнение детьми песен,

игра на музыкальных

инструментах.

Театрализованная

игра: Концерт».

Спортивные народные

игры:» Перетягивание

каната », «Борьба».

Знакомство с жизнью

выдающихся деятелей

культуры (Кола Бельды)

И земляками-героями.

Рассказ воспитателя на

занятии, чтение

произведений,

рассматривание

портретов, беседа о

творчестве и жизни

писателей, певца, их

вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов.

Тематический вечер:

«Певец- нанаец

К.Бельды.» (с участием

родителей)

Рассматривание

иллюстраций. Рисование

фантиков к конфетам

«Хабаровск»

Отражение полученных

знаний и впечатлений в

изобразительной и

трудовой деятельности.

Занятия по ИЗО

деятельности.

Работа с детьми по теме:

«Народно-прикладное

искусство»

Работа с берестой,

соломкой (панно)по

мотивам сказок,

аппликация из кожи

совместно с воспитателям

или с родителями,

вышивание бисером.

Совместная

художественная

деятельность детей.

Выставка работ: «На

Амурских просторах»,

«Любим город свой

родной» (город в разные

времена года, в праздники

и будни) Выставка

творческих работ детей и

родителей (вышивка

орнамента и вышивание

Тематические вечера,

развлечения с

привлечением родителей.

Ответственный за

Подготовку - муз.

руководитель

Досуг, основанный на

фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края»

Третий этап

Подготовительная группа

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления.

Хабаровск-город

трудовой славы.

Беседа с детьми о

предприятиях тяжелой и

легкой промышленности,

где работают их

родители, рассматривание

фотографий, продукции

предприятий.

Посещение детьми и

родителями

краеведческого

музея(экспозиция,

посвященная

современной

промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту»

Скотоводство,

рыболовство

Хабаровского края, его

значение для России.

Рассказы воспитателя,

Посещение родителями и

детьми краеведческого

музея, музея «Рыбы

Полезные ископаемые

Рассказы воспитателя,

беседы с детьми - главное

богатство края -золотодобыча.

Посещение родителями и

детьми геологического

Места боевой Славы

Хабаровска.

Рассказ воспитателя о

мужественной борьбе

русского народа в

Великой Отечественной

войне, в Гражданской

войне, о героях -

Хабаровчанах, чьими

именами названы улицы.

Посещение музея.

Творческая игра: «Мы

пришли в музей».

Хабаровчане - герои

Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассмат­ривание иллюстраций.

Пение детьми песен

военных лет.

Концерт для ветеранов.

Рассматривание

фотографий родных, которые были на войне.

Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка.

Рассказ экскурсовода,

осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного

Творческие игры

«Путешествие в лес»

Заповедники

Хабаровского края, их

значение для охраны

Экологическое занятие,

Рассказ воспитателя о

природоохранной

деятельности хабаровчан,

редкие реликтовые

животные наших

заповедников (тигр,

росомаха, косуля, бобер).

Посещение с детьми

Дендрария и зоосада на

Воронеже.

Рассматривание

иллюстраций о Большом

Хихцирском заповеднике.

Заповедники

Хабаровского края

Редкие дендрологические

экземпляры

растительного мира в

Дендрарии.

Лотос Петропавловского

Тематическое

развлечение: «Край

родной, навек любимый».

Знакомство с гербом

Хабаровского края и

города Хабаровска

Рассказ воспитателя на

занятии, посещение

краеведческого музея.

Рассматривание герба в

исторических книгах.

Творческие игры: «мы

пришли в музей».

Отражение впечатлений в

самостоятельной

творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске.

Знакомство с флагом

Хабаровского края

Рассказ воспитателя на

занятии. Рассматривание

флага. Рассматривание

иллюстраций в

исторических книгах.

Беседа в свободное

Рисование флага.

Выставка рисунков

«Я рисую флаг Хабаровского края»

Комплексные занятия:

«Почему так назвали

улицу», «Прогулка

породному городу», «Что

я покажу в городе

друзьям из других стран»

Рассказы воспитателей об

улицах Серышева,

Постышева, Муравьева-

Амурского, площади

Славы и др.

Рассматривание

открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен.

Создание альбома «Дети

о своем родном городе»

(фотографии, рисунки

Творческая игра:

«Машина времени»

(путешествие в будущее)

Хабаровск - культурный

центр Хабаровского края.

Рассказ воспитателей о

современных

художниках,

композиторах,

прославивших город.

Показ картин, слушание

музыки М. Журавлева,

оркестра под

управлением В. Тица.

Экскурсия вместе с

родителями в

Художественный салон, в

выставочный зал, в ТЮЗ,

в кукольный театр. Работа

творческой гостиной в

детском саду с участием

артистов театра драмы,

театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей.

Экскурсия в детскую

библиотеку им. Гайдара.

Знакомство с

произведениями

современных детских

писателей, живущих в

Хабаровске.

Рассказ библиотекаря о

творчестве Хабаровских

современных поэтов и

писателей. Осмотр

выставки книг. Чтение

детям стихов

Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске.

Чтение отрывков из книг

Н. Наволочкина «Кот Егор

и другие».

Художественное

творчество детей,

посвященное родному

городу и краю.

Конкурс работ на тему:

«В моей душе твой образ

сохраню»

Выставка творческих

работ детей: «Город мой

любимейший на свете»,

«На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края»

Тематические праздники,

вечера с привлечением

родителей.

Ответственный за

подготовку - муз.

руководитель

Фольклорный праздник

(игра на музыкальных

народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав.

Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей)

План работы с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»

3. Организовать консультации:

    Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу

    Куда повести малыша в выходной день

    Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания

    Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

    Устное народное творчество - кладезь народной мудрости

    О мудрости народной педагогики

    Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.

    Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».

    Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»

    Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».

    Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.

    Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.

    Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».

    Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и

упражнения в смекалке, ловкости).

11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»

12.Организовать работу кружков:

    Вырезывание орнамента

    Вышивание бисером

    Выжигание по дереву

13. Оформить выставку творческих работ детей.

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кунгуром в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни) . С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Сентябрь

Моя малая Родина

Изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

День рождение города

Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

Выставка детского рисунка «Мой любимый город»

История возникновения города

Изготовление альбома «Природа моего края»,

Оформление стенда «Кунгур теперь и прежде»

Знакомство с гербом города

Изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

Знакомство с флагом, гербом и гимном России

Изготовление макета стеллы

Экскурсия по городу

Изготовление макета города,

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Они прославили наш город

Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

Беседа о важности труда всех людей

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

Дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

Заучивание стихотворений о Кунгуре

Кунгур - спортивный

Спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Боевая слава города

Изготовление праздничных открыток,

Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей) ,

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Наша родина в России

Чтение стихов о Пермском крае,

Рассматривание географической карты

Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Мой город, дороже которого нет

Прогулки по городу Кунгуре,

Рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

Звание «Почетный гражданин»,

Изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

Чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Изготовление коллажа «Гостиный двор»,

История возникновения площади «Раньше и теперь»: Герб города

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Кунгура.

Чтение стихов о Родине,

Прослушивание песен,

Закрашивание изображения герба Кунгура

Дружная семья

Изготовление фотоальбома «Семейные традиции»

Кто такие саамы и где они живут

Посещение Краеведческого музея,

Кунгур - спортивный

История проведения соревнований,

Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Вот моя улица

Экскурсия по микрорайону,

Знакомство с улицами:

Кунгур - город рыбаков

Рассказ о труде рыбаков,

Чтение стихов, рассказов,

Посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.