Забота о родителях святой долг. «О родителях, конечно, надо заботиться. Быть им должными не надо. Психологическое значение слова "забота"

Кто предупрежден - тот вооружен

Зачастую наши мамы и папы не уделяют должного внимания своему здоровью. Необходимо постоянно обращать их внимание на важность здорового образа жизни, то есть на правильное сбалансированное питание и физическую активность. Нужно настаивать на периодическом медицинском обследовании. Особенную важность имеет регулярное измерение артериального давления, которое покажет истинную опасность сосудистой катастрофы, в частности, инсульта.

Наши родители в силу возраста и сложившихся привычек не обращают внимания на первые признаки нездоровья, объясняя все возрастом или усталостью. Поэтому вооружитесь ручкой и задайте своим родственникам несколько вопросов, а потом суммируйте баллы.

Факторы риска

Баллы

Возраст старше 45 лет

Мужской пол

Избыточный вес

Малоподвижный образ жизни

Употребление алкоголя чаще 1 раза в неделю

Избыточное питание

Ненормированный рабочий день с частым окончанием работы позже 6 часов вечера

Стрессовые ситуации на работе или дома

Инсульт или инфаркт миокарда у родителей

Артериальная гипертония у родителей

Частое повышение АД более 150 мм ртст

При повышении АД бывает тошнота или рвота

Боли в области сердца при физических или эмоциональных нагрузках

Постоянно или эпизодически отмечаются перебои в работе сердца

Нарушения сна

Периодические головокружения или нарушения координации движений

Головные боли

Кратковременные нарушения сознания

Кратковременные нарушения зрения

Периодически возникающая кратковременная слабость или «онемение» конечностей

Снижение памяти

Раздражительность и снижение работоспособности

Если набралось 100 - 150 баллов, надо подумать об изменении образа жизни и режима питания. При результате 150 - 300 баллов необходимо обследование и лечение. Если значения превышают 300 баллов - человек находится группе высокого риска, что предполагает углубленное обследование и разработку индивидуальных мер предупреждения острых заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Минимальный объем такого обследования должен включать:систематическое измерения артериального давления, ЭКГ, ультразвуковое дуплексное сканирование сонных артерий и анализы крови (общий, глюкоза, холестерин, показатели, отражающие состояние системы свертывания крови).

Если результаты обследования выявили

  • артериальную гипертонию
  • повышенную свертываемость крови с высокой вероятностью образования тромбов
  • нарушения ритма сердца (аритмия), особенно мерцательная
  • атеросклеротическое сужение просвета крупных артерий мозга (стеноз),

ваши родители - в зоне риска!

На основе статистических данных медики могут оценить индивидуальный риск инсульта, то есть вероятность возникновения заболевания в течение года.Если при обследовании выявлен один из четырех признаков - вероятность инсульта не превышает 5% в год. Если же обследование выявляет три ответственных синдрома, то вероятность инсульта может приближаться к 15-20%. Это значит, что в течение ближайших 5 лет осложнение наступит с 50% вероятностью. Конечно, это только приблизительная оценка риска, но она четко дает понимание степени опасности.

После проведения исследований и их интерпретации специалистом нужно принять меры по снижению риска сосудистой катастрофы. Ведь на каждый из этих четырех синдромов можно воздействовать!Правильная коррекция артериальной гипертонии снижает риск осложнения приблизительно на 40%, устранение аритмии - на 55 - 60%, предотвращение образования внутрисосудистых тромбов - на 30 - 35%, хирургическое устранение стенозов крупных артерий - на 35 - 40%.

Следует помнить, что своевременное обращение к врачу, адекватное лечение и здоровый образ жизни могут значительно снизить риск инсульта и других сосудистых катастроф.

Позаботьтесь о своих родителях!

| Забота детей о родителях |

Как часто мы общаемся с родителями? Как часто мы уделяем им внимание? Бывает так, что, разбежавшись по своим семьям, дети только изредка вспоминают о престарелых родителях. Редко к ним наведываются и лишь одним телефонным звонком на недели проявляют своё внимание.

Но этого мало, если вы хотите показать родителям, что они для вас ценны и любимы. Ваши родители должны ощущать, что вы беспокоитесь о них. А для этого вы должны заботиться о родителях, как когда-то они заботились о вас. Как на деле проявить такую заботу?

1) Пригласите родителей в гости. Они, как и прежде хотят с вами общаться. И не смотря на то, что вы теперь взрослые, самостоятельные люди, они рады дать вам совет. Ведь для отца и матери вы всегда будете детьми, которым непременно необходим родительский совет. Не лишайте их возможности его вам дать. Благодаря жизненному опыту, родители могут дать много мудрых и ценных советов, подбодрить в нужную минуту.

2) Выезжайте с родителями загород , на пикник или прогулку. Любуйтесь вместе природой. Такие поездки сближают. Прогуливаясь, вы можете делиться с родителями своими беспокойствами и радостями. А как приятно вспомнить, то время, когда вы были совсем детьми и проводили с родителями много времени, точно также прогуливаясь по парку.

3) Они непременно оценят , если вы завезете им продукты питания или просто наведаете их. Даже, если вы навестите родителей без приглашения, им всё равно будет приятен ваш визит.

4) Телефонный звонок тоже очень важен . Как бы заняты вы ни были, всегда можно позвонить родителям и поинтересоваться ими, узнать об их самочувствии или, как прошёл их день, спросить, что им нужно. Ещё вы можете рассказать, что нового произошло у вас. Родителям всегда интересно, что происходит в жизни их детей, но дети об этом часто забывают.

5) Просите отца и мать помочь вам в чём-то , например, посидеть или погулять с вашими детьми. Бабушки и дедушки всегда рады провести время с внуками. Так ваши родители будут заняты, смогут вам помогать, при этом ощущать, что вы нуждаетесь в помощи, и именно они могут вам её оказать.

Благодарите родителей за то, что они делали и продолжают делать для вас. Ведь их внимание, помощь и любовь ни с чем не сравниться. Теперь, когда вы выросли самое время на деле показать родителям, как вы их цените, уважаете и дорожите ими. Как бы вы ни были заняты, какие бы жизненные беспокойства не удручали вас, помните всегда о самых дорогих и любимых людям на свете – о ваших родителях.


Ещё статейки:
»
»
» Уважаемый читатель , если заметка Тебе интересна, расскажи о ней своим друзьям, через кнопку "Закладки ", ниже. С уважением, Андрей!
Добро Пожаловать На Мои Соц. Страницы:
Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага Казакевич Александр Владимирович

«О родителях, конечно, надо заботиться. Быть им должными не надо»

В одной поучительной притче рассказывается о том, как однажды некий фермер, шутки ради или просто из любопытства, подбросил яйцо орла к яйцам, которые высиживала курица. Через некоторое время вместе с другими цыплятами на свет появился и орленок.

Прошло еще некоторое время, и уже оперившийся птенец орла почувствовал необъяснимую тягу к полету. И он спросил мать-курицу:

– Когда я научусь летать?

Бедная курица и понятия не имела, что делают другие птицы, чтобы научиться летать. Однако ей было стыдно признаться в своей неполноценности, и она ответила:

– Еще рано, малыш. Еще рано. Подожди, я научу тебя, когда ты будешь готов.

Прошли месяцы, и молодой орел стал подозревать, что мать не знает, как летать. Но он не мог решиться на самостоятельный полет, так как его безумное желание летать вступило в противоречие с благодарностью, которую он испытывал к птице, что воспитала его.

Скажите, читатель, вам этот благодарный, но так и не поднявшийся в небо орел никого не напоминает из ваших родных или знакомых? Тех, кто из желания не огорчить своих родителей отказался от своих планов и мечты?

Еще одно ошибочное, но кажущееся совершенно безупречным мнение: «Смысл жизни – в служении другим людям, в жизни ради других».

«Многие люди, – объясняет ошибку Михаил Хасьминский, – видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него». И живут не своей, а его жизнью. Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Большинство людей на земле хочет жить, получая радость от семьи, воспитывать детей, заботиться о родителях и друзьях. Но может ли это быть главным смыслом жизни?

Надо признать, что боготворить близких, видеть только в них смысл всей жизни, всех своих дел – это тупиковый путь. Мы часто отождествляем себя с близким, проживаем не свою, а его жизнь. Мы радуемся не своим, а исключительно его радостям, иногда мы даже забываем о важнейших потребностях своей души ради мелких житейских потребностей близкого человека.

Тем не менее любой человек смертен, и если он стал смыслом вашей жизни, то, лишившись его, вы почти неизбежно потеряете желание жить дальше. Наступит серьезнейший кризис, выйти из которого можно, только найдя иной, истинный смысл. Можно, конечно, «переключиться» на другого человека и жить теперь ради него. Нередко люди так и поступают, так как они привыкли к подобной симбиотической связи и жить по-другому просто не умеют. Таким образом, человек постоянно находится в нездоровой психологической зависимости от другого, и излечиться от нее он не может, потому что не понимает, что болен.

Перенося смысл своей жизни на жизнь другого человека, мы теряем самих себя, полностью растворяемся в другом – таком же смертном человеке, как и мы. Мы жертвуем своей душой ради этого человека, которого тоже когда-то не станет. Оказавшись у последней черты, не спросим ли мы себя: ради чего же мы жили? Растрачивали всю свою душу на временное, на то, что без следа поглотит смерть, создали себе кумира из любимого человека, по сути дела, прожили не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?

Некоторые живут не чужую, а свою жизнь с надеждой, что могут оставить близким наследство, материальные ценности, статус и т. п. Только мы ведь знаем, что это не всегда хорошо. Ценности могут в некоторых случаях развратить, потомки (если не ближние, то дальние) могут остаться неблагодарными, с самими потомками может что-то случиться, и нить порвется. И для чего же тогда человек жил? В этом случае получится, что, живя только для других, сам человек прожил свою жизнь без смысла».

Елена Красниковая, психотерапевт Института проблем сознания Международной академии информатизации ПРИ ЮНЕСКО, на практике столкнувшись с серьезнейшими психическими и физиологическими проблемами, вызванными неверным выбором смысла жизни, убеждена: другие люди не должны быть ни целью, ни смыслом нашей жизни. Свою мысль она иллюстрирует следующей притчей:

«Вылупились у орлицы птенцы. Прошло некоторое время, и вот птенцов уже пора ставить на крыло. Тогда орлица берет одного и несет над пропастью: «Ты будешь обо мне заботиться так же, как я о тебе заботилась?» – «Да!» И птенец падает в пропасть. Она берет второго и держит над бездной: «Ты будешь обо мне заботиться так же, как я о тебе заботилась?» – «Да!» И этот птенец тоже гибнет в бездне. А третий отвечает так: «Мамочка, так же хорошо, как ты обо мне заботилась, я буду заботиться о своих детях». И он остается жить…

Это – порядок. Закон Природы. Когда мы его ломаем, приходит болезнь, чтобы сказать: «Ты что делаешь?» Отношения долженствования между родителями и детьми – река, текущая в одну сторону. Родители должны своим детям, а те – своим, и другого нет. Птенцы, которые заботятся о своих родителях, умирают – у них не бывает потомства. О родителях, конечно, надо заботиться. Быть им должными не надо».

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Мне надо - я хочу Теперь по очереди говорите друг другу фразы, начинающиеся со слов «Мне надо». Уделите минут пять, чтобы со- ] ставить список своих потребностей. (…)Теперь вернитесь к этим фразам и замените «Мне надо» на «Я хочу» и по очереди проговорите эти предложения

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

НЕ НАДО ЗАБОТИТЬСЯ О ВЫЖИВАНИИ Терри – молодой работник, открывший вместе со своим партнером, Грегори, дело по консультациям в области компьютерной графики. Оба партнера должны были заниматься дополнительной офисной работой, такой, как оформление наклеек для перевозки,

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Что надо для здоровья? Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны… Г. Флобер Первая неудача меня не особенно обескуражила - все-таки было

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

А как надо? Если не связывать себя условностями, то делать предложение (так же, как объясняться в любви) должен тот, у кого в душе появились соответствующие желания (а это может быть и женщина). Конечно, привычнее и естественнее мужская инициатива, но зачем же накладывать

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Надо Надо – это то, что кому-то надо. Может быть, вы прекрасно умеете ковырять в носу и вам это нравится, но если это никому не нужно, это не может стать вашей жизненной целью. У вас могут быть самые возвышенные намерения, и вы можете быть грамотным специалистом, но если это

Из книги Стерва высшей пробы. Игра по правилам и без автора Кабанова Елена Александровна

«Надо быть легким и независимым!» Конечно, сказать труднее, чем сделать - это понятно. И для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, надо сначала все обдумать, потом сказать себе «все, хватит!», потом выбрать тактику, потом ее опробовать… Множество всяческих «потом». Но

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

Из книги Психологическая зависимость: как не разориться, покупая счастье автора Ципоркина Инесса Владимировна

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 18. Надо ли плакать, надо ли? Внимание: Как вы понимаете, эта глава адресована прежде всего девушкам и женщинам. Однако, мужчинам она тоже может оказаться полезна…Миф о любовных ссорах №8, звучит так: «Как бы вам во время ссоры не захотелось заплакать, ни в коем случае

Из книги Советы доктора. 7-12 выпуск. Вопросы и ответы автора Курпатов Андрей Владимирович

А мне это надо?

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Чтобы быть понятым, надо выражаться ясно Вера. Насколько ясно я должна выражаться? Как можно яснее. Ясность много значит для большинства взаимоотношений, но необходимо иметь в виду следующее: даже если мы считаем, что выразились достаточно ясно, это не всегда означает,

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Надо учиться быть родителем Для начала зададим риторический вопрос. Предположим, что ваш ребенок должен пойти в первый класс. В вашем районе – две школы. Одна находится в великолепном здании прекрасной архитектуры. Внутри отделка из мрамора, чистота, оборудованные

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Как стать законченным неудачником в жизни, в работе и во всем остальном. 44 1/2 шага к стойкой неполноценности автора Макдермотт Стив

Шаг первый Не надо задумываться о том, чего вы хотите. Если вы все-таки осознали, чего именно вы хотите, не надо задумываться о том, почему вы этого хотите. Если же вы тем не менее поняли, почему вы этого хотите, заставьте себя поверить в то, что вам это не дано Цитата, которую

Из книги В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития автора Августова Ромена Теодоровна

Если надо объяснять, то не надо объяснять Конечно, пытаясь высказать свою мысль, ребенок еще путается. Важно, однако, чтобы мысль – самостоятельная, не шаблонная – у него возникла. И если он уже многое говорит, мы поправляем его гораздо чаще, чем раньше, но поправлять не

Обязанности совершеннолетних детей по содержанию ро­дителей. Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях установлена п. 3 ст. 38 Конституции РФ. Данная конституционная норма воспроизве­дена в Семейном кодексе (ст. 87 СК). В п. 1 ст. 87 СК указано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содер­жать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родите­лей и заботиться о них. А в законодательстве ряда субъектов РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления защищают право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны трудоспособных совер­шеннолетних детей * .

* См. напр.: ч. 3 Ст. 49 Конституции (Основного закона) Кабардино-Балкарской Республики; ч. 3 Ст. 39 Конституции Республики Коми; ч. 3 Ст. 38 Консти­туции Республики Северная Осетия - Алания // Конституции респуб­лик в составе РФ. Вып. 1. М., 1995; ч. 3 Ст. 25 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г. С. 92, 185; ч. 1 Ст. 93 Устава - Основного закона Читинской области от 1 июня 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации // М., 1996. Вып. 2. С. 96, 190.

Забота детей о родителях предполагает оказание им все­сторонней помощи, поддержки и проявление внимания. При­чем в п. 1 ст. 87 СК речь идет о необходимости не только мо­ральной, но и материальной поддержки совершеннолетними детьми своих нетрудоспособных родителей. Родители вправе заключить со своими совершеннолетними детьми письменное соглашение (которое подлежит обязательному нотариальному удостоверению - ст. 100 СК) о предоставлении им содержа­ния, то есть соглашение об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов заключается каждым из совершеннолетних детей с каждым из родителей, а в случае недееспособности одной из сторон - с ее законным представителем (опекуном). Следует заметить, что по соглашению сторон алименты могут выплачиваться на содержание родителей независимо от того, являются родители нетрудоспособными или нуждающимися или нет. Кроме того, заключить соглашение об уплате алиментов на родителей вправе и нетрудоспособные совершеннолетние дети, а также несовершеннолетние дети, приобретшие граж­данскую дееспособность в полном объеме до достижения во­семнадцатилетнего возраста в результате эмансипации или вступления в брак. Такая ситуация возможна, так как при доб­ровольном принятии стороной на себя обязанности по уплате алиментов основания алиментного обязательства могут отли­чаться от тех, что предусмотрены законом при взыскании али­ментов в судебном порядке.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов нетру­доспособные нуждающиеся в помощи родители могут обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов с совершеннолет­них детей, уклоняющихся от выполнения своих обязанностей по содержанию родителей (п. 2 ст. 87 СК). Для возникновения алиментной обязанности трудоспособных совершеннолетних детей при взыскании алиментов в судебном порядке необходимо наличие следующих оснований: родственная связь роди­телей и детей, удостоверенная в установленном законом по­рядке (ст. 47 СК); нетрудоспособность родителей и их нужда­емость. В соответствии с п. "б" ч. 2 ст. 50 Закона о государ­ственных пенсиях в РФ нетрудоспособными являются отец, достигший возраста 60 лет, или мать - 55 лет, а также роди­тели, являющиеся инвалидами I, II и III группы * . Нуждае­мость родителей в материальной помощи означает, что они не имеют возможности обеспечить свое достойное существо­вание из-за неполучения пенсий (пособий) или их низкого размера, а также в связи с отсутствием у них иных источни­ков дохода. Определение нуждаемости родителей производится судом в каждом конкретном случае при помощи сопоставле­ния доходов родителей и необходимых потребностей (пита­ние, лечение, покупка одежды, предметов домашнего обихо­да, посторонний уход и т. п.). Суд может признать родителей нуждающимися в помощи как при отсутствии у них средств к нормальному существованию, так и при недостаточности этих средств. Именно при таких обстоятельствах Кодекс обязывает детей содержать своих родителей, то есть доставлять им необ­ходимое для них содержание. При этом не имеет значения - располагают или нет дети достаточными средствами для упла­ты алиментов.

* См.: п. 14 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного поста­новлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 // СЗ РФ. 1996. № 34.Ст. 4127.

Размер алиментов определяется судом исходя из матери­ального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денеж­ной сумме, подлежащей уплате ежемесячно (п. 3 ст. 87 СК).

Таким образом, в целом порядок уплаты алиментов на ро­дителей (по соглашению сторон - добровольно или принуди­тельно - через суд) и определения размера алиментов судом аналогичны рассмотренному ранее порядку взыскания алимен­тов с родителей на совершеннолетних нетрудоспособных детей. Особенностью является то, что суд при определении размера алиментов вправе учесть всех трудоспособных совершенно­летних детей родителя истца (родителей), поскольку на них всех без исключения лежит обязанность по содержанию роди­телей (п. 4 ст. 87 СК). Причем суд может сделать это независи­мо от того, предъявлено требование со стороны нуждающегося нетрудоспособного родителя ко всем детям или только к одному или нескольким из них. В каждом случае данный вопрос решается исходя из конкретных обстоятельств дела, которые могут быть различными. В частности, следует учитывать - кем из детей, в каких формах и в каком размере оказывалась ма­териальная помощь родителям, а кем - нет. Немаловажно при этом и установление причин сложившегося положения, выну­дившего нетрудоспособного родителя прибегнуть к судебному порядку взыскания алиментов. В этой связи важно учитывать материальное и семейное положение сторон (с учетом всех источников, образующих доход сторон) и другие заслуживаю­щие внимания обстоятельства.

Семейным кодексом (п. 5 ст. 87), как и ранее действую­щим законодательством (ст. 78 КоБС), установлено, что дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители в прошлом ук­лонялись от выполнения родительских обязанностей. В дан­ном случае имеются в виду виновные действия родителей, когда они не заботились о здоровье, о нравственном воспита­нии, физическом развитии, обучении несовершеннолетнего ребенка, подготовке его к труду, а также не содержали ре­бенка, злостно уклоняясь от уплаты алиментов. Для освобож­дения детей от алиментной обязанности в отношении родите­лей не требуется, чтобы родители обязательно были лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или осуждались за злостное уклонение от уплаты алиментов. Важ­но только то, что родители в прошлом, когда дети были не­совершеннолетними, уклонялись (то есть действовали винов­но) от выполнения своих родительских обязанностей. Однако указанные обстоятельства должны быть установлены судом на основании всесторонне исследованных доказательств, по­скольку невыполнение родителями родительских обязаннос­тей могло иметь место по причинам, не зависящим от роди­телей.

Что же касается родителей, лишенных родительских прав и впоследствии в них не восстановленных, то согласно п. 5 ст. 87 СК дети, безусловно, освобождаются от уплаты им али­ментов. Это связано с тем, что в подобных ситуациях родите­ли утрачивают не только те права, которые они имели как родители до достижения детьми совершеннолетия, но и дру­гие права, основанные на факте родства с ребенком, включая право на получение содержания от совершеннолетних детей * .

* См.: п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 1998 г. № 10.

В ст. 87 СК установлена обязанность совершеннолетних трудоспособных детей не только предоставлять содержание своим нетрудоспособным нуждающимся в помощи родителям, но и заботиться о них. Однако обязанность детей заботиться о родителях, закрепленная в правовой норме, скорее относится к их нравственному долгу, а значит - не может быть исполне­на принудительно - по судебному решению. Однако суд мо­жет учесть факт заботы детей о нетрудоспособных родителях (оказание им бытовой помощи, уход за родителями, общение с ними и т. п.) при определении размера алиментов, подлежа­щих взысканию с каждого из совершеннолетних трудоспособ­ных детей.

Участие совершеннолетних детей в дополнительных рас­ходах на родителей. Закрепленная в ст. 88 СК норма о необхо­димости участия совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей является новой в семейном законода­тельстве.

Порядок несения совершеннолетними детьми дополнитель­ных расходов на родителей и размер этих расходов могут быть определены соглашением между ними.

Если же такое соглашение отсутствует, то вопрос о при­влечении совершеннолетних детей к дополнительным расхо­дам на родителей может быть решен судом по заявлению ро­дителей в порядке гражданского судопроизводства (п. 2 ст. 88 СК). Для удовлетворения судом иска родителей (одного из них) о взыскании с совершеннолетних детей средств на оплату их дополнительных расходов необходимы следующие основания: а) нетрудоспособность родителей; б) отсутствие заботы совер­шеннолетних детей о нетрудоспособных родителях; в) наличие исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья роди­теля, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.).

Совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов на родителей, выз­ванных именно исключительными обстоятельствами, например: оплата труда лиц, осуществляющих уход за родителем, когда такой уход необходим; протезирование; санаторно-курортное лечение; приобретение специальных средств передвижения и т. п. Причем ст. 88 СК не требует, чтобы совершеннолетние дети были при этом трудоспособными.

При рассмотрении судом дела о привлечении совершенно­летних детей к участию в дополнительных расходах на родите­лей обязательно должны быть учтены требования п. 3, 4 и 5 ст. 87 СК, а именно:

а) суд устанавливает сумму требуемых дополнительных расходов на нетрудоспособных родителей, вызванных исклю­чительными обстоятельствами;

б) размер участия совершеннолетних детей в дополнитель­ных расходах на родителей определяется судом с учетом мате­риального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом суд впра­ве учесть всех совершеннолетних детей родителей, независи­мо от того, предъявлено требование родителей ко всем де­тям, к одному из них или к нескольким из них;

в) размер дополнительных расходов на родителей, взыс­киваемых с каждого из детей, определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно;

г) совершеннолетние дети могут быть освобождены от обя­занности нести дополнительные расходы на своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей;

д) совершеннолетние дети освобождаются от обязанности нести дополнительные расходы на родителей, лишенных ро­дительских прав.

Суд вправе обязать совершеннолетних детей принять уча­стие как в фактически понесенных дополнительных расходах на родителей, так и в дополнительных расходах, которые дол­жны быть произведены в будущем.

К содержанию книги: Семейное право России

Смотрите также:

Классный час на тему:

«Заботливое отношение к родителям - признак высокой культуры человека!»

Цели : 1)Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, учить их доброму отношению к своим близким.

2)Познакомить ребят со статьями семейного кодекса способствовать нравственному становлению личности.

Но у старости силы не те.

Дней непрожитых мал запас…

Берегите старых людей,

Без которых не было б вас!
Л.Татьяничева.

Ход мероприятия.

Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить с вами о самых дорогих и близких каждому человеку людях – о родителях – мамах, папах, бабушках, дедушках. Почему именно сегодня, именно в вашем возрасте? Иногда, сами того не желая, вы становитесь неуправляемыми, где – то даже дерзкими, грубыми и зачастую своим поведением или каким – то словом огорчаете родителей. Я думаю, что наша встреча заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям. А тема нашего занятия « Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека.»

А, что включает в себя заботливое отношение? (помощь по дому, хорошее поведение, доброе отношение.)

А как вы понимаете выражение – « Человек высокой культуры.»

Что такое культура? – высокий уровень развития, умение, вежливость.

Культурный человек – это образованный, стоящий на высоком уровне культуры.

А кого мы называем культурным человеком?

Культурный человек – это тот человек, который добровольно, с удовольствием соблюдает законы общества; тот, кто живёт по совести, проявляет заботу о своих близких, дарит им любовь, ласку.

А, что такое семья? Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции. Послушайте легенду.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: « Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга7» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово « понимание».

Как же вы думаете, какое слово написал правитель?

Почему же семья из легенды жили дружно? А, что значит слово « понимать – понимание»?

В раннем детстве родителей любят безоглядной любовью. Позже в чувствах проявляется сдержанность, а порой и резкость. Почему? Надо беречь здоровье самых близких вам людей. Как бы вы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные и горькие дни вы всё равно обратитесь к своим родителям. Взаимоотношения и забота между детьми и их родителями (условно) можно проследить по следующим формулам.

Р – Дм

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители.

А теперь рассмотрим следующую формулу.

Р -- Дв

Что вы можете сказать, глядя на неё?

Дети повзрослели и уже семье должны оказывать помощь своим родителям. Но и родители до сих пор не выпускают их из поля зрения, оберегая их и опекая своей заботой. Назвать это можно одним словом (взаимоотношение).

Рс -- Дв

Перед вами ещё одна формула, по которой мы можем проследить ещё одну связь: взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих постаревших родителях, оказывая им помощь. Надо уделять больше внимания родителям, их здоровью и самочувствию. По этому мы взяли эпиграф к нашему занятию слова поэтессы Людмилы Татьяничёвой. (на доске) Как вы его понимаете?

Вывод: Мы обязательно должны заботиться о своих родителях, ведь иначе мы не исполняли свой долг перед ними.

Из далёкой - далёкой древности, из 6 века д.э., греческий философ Фалес послал нам мудрость предостережение: « Помните, что дети, ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. К родителям относись так, как ты желал бы, что бы твои собственные дети относились к тебе. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это родителей огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи были заполнены заботой о вас!

Спасибо, многоуважаемый философ. Эта проблема волновала людей в древности, актуальна она и сегодня. Все они напоминают нам о том, что родителям дороги любовь, участие, доброе слово дети.

Конечно, мы должны заботиться о родителях!

Маме верю, как чуду,

Никого роднее нет!

Что не будет, где ни буду,

Но проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то…

Поругает сына мама,

Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что – нибудь я стою,

Всё от мамы, всё она!

Мы должны заботиться о своих родителях, но в нашем сочувствии, добросердечном внимании нуждаются вами бабушки, дедушки. Уже пожилые, часто немощные. Послушайте 2 стихотворения. «Бабушкин выходной!», « Вежливый внук!»

Беседа:

Получился ли у бабушки выходной?

Почему?

На самом ли деле внук не вежлив? Как ему надо было поступить?

Вывод:

Иногда ваше поведение, слова, поступки больно ранят пожилых людей. Простые слова, спасибо, добрые слова могут согреть душу пожилого человека.

Две руки – как это мало!

Десять рук имел бы я –

Вот тогда бы не хромала

Успеваемость моя.

Но на бабушкины руки

Ненароком я взглянул.

У нее же их не десять,

А всего лишь две руки –

Шьют, стирают, тесто месят,

Начиняют пирожки ….

Вяжут кофту, и чинят брюки,

Варят кашу и компот…

Все в морщинках эти руки

От бесчисленных забот.

«Дай-ка, бабушка, тебе я по хозяйству помогу!»

Вот увидишь, я смогу…»

Так она и просияла, удивленья не тая!

И украдкой наблюдала, как вовсю старался я.

Хоть устал, держался стойко,

И подумалось мне вдруг:

«Десять рук, зачем же столько?

Мне вполне хватило двух!»

В чем состоит наш долг перед родителями?

Но есть дети, которые не выполняют этого долга. И тогда их родители оказываются брошенными, забытыми и беспомощными. Почти в каждом городе существуют дома престарелых, где одинокие люди находят приют, понимание, заботу. И тогда на помощь приходит государство. В России действует Семейный кодекс - документ, в котором прописаны обязательства всех членов семьи по отношению друг к другу. Из него вы узнаете свои обязанности перед вашими бабушками, дедушками, мамами, папами. (Слайды «Статьи Семейного кодекса РФ»)

Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их не решали, помните, вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми. За невыполнение пунктов закона человек привлекается к наказанию. Но мы ведь с вами люди культурные: мы будем соблюдать законы! Есть правила, которые помогают нам в этом! Вы составляли памятки «Правила заботливого отношения к родителям». Давайте их посмотрим. (Слайды)

Ребята, скажите, что главное в этих правилах? (В этих правилах глубокая сущность – уважение человеческого достоинства)

Я предлагаю вам небольшую практическую работу «Ласковушка». Придумайте добрые слова-пожелания мамам, папам, бабушкам, дедушкам и впишите их в соответствующие столбцы.

Моей маме

Моему папе

Моей бабушке

Моему дедушке

Кому из близких было легче дарить ласковые слова?

Может быть кто-то остался без вашего внимания?

Вывод: Помните, ваш долг оказывать благотворное влияние на родителей. Задумайтесь об этом. Создайте у своих близких уверенность в том, что они всегда будут вами любимы. Конечно, у вас еще мало опыта, но есть большие жизненные силы, которые у ваших родителей уже значительно истощены. Не забывайте, что и у вас будут дети, которые принесут вам радость. А сейчас давайте послушаем песню «Родительский дом».

А что бы вы пожелали своим родителям?

Спасибо вам за тёплые слова. Итак ребята, культурный человек- это какой человек? (добровольно, с удовольствием соблюдает законы общества)

О чём сегодня мы с вами говорили? Что рассмотрели? Какое правило, что из сегодняшнего занятия вы возьмёте с собой?

Давайте ещё раз вспомним, что такое семья? (это дом, мама, папа, бабушка, дедушка, любовь, забота)

А когда в семье всё хорошо какая это семья? (счастливая)

Желаю вам ребята и вашим родителям жить всегда по совести и проявлять заботу друг о друге. Чаще говорите друг другу ласковые слова. И тогда не только ваша жизнь, но и всему человечеству будет лучше. Думайте больше о своих родителях, их любовь к вам глубока и требовательна. Ведь они мечтают о том, чтобы вы выросли хорошими, добрыми и заботливыми людьми.

Спасибо всем, до свидания!