Валеологическое воспитание в детском саду. Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Валеология. Конспекты занятий, НОД, разработки - Конспект игры-занятия по валеологии «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу»

Ирина Кирсанова

Знаете ли Вы, что ВАЛЕОЛОГИЯ - это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни?

С 2010 года я решила взять тему по самообразованию – валеологию . "Валеология " отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Вопрос об обучении ребенка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Дети много болеют, происходит снижение иммунитета. Поэтому, я захотела поработать глубже над этой темой. Самое интересное и непонятное для ребенка - это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Что у меня внутри? Как я появился на свет?. Это только часть вопросов, которые задает ребенок. Ответить самостоятельно на них, он не может, ребенку нужна помощь взрослого.

Свою работу по теме "Что могут знать дошкольники о человеке", я начала со старшей группы. Именно старшие дети хотят узнавать о себе больше и подробнее.

Этапы работы :

1. Сбор материала, литературы, искала информацию в различных энциклопедиях, поводила беседы и анкетирование с родителями и детьми.

2. Непосредственная работа с детьми .

Целью различных занятий я ставила "Ознакомление детей с человеком". Учитывая наглядно - действенный и наглядно - образный характер мышления дошкольников, материал своих занятий давала с помощью наглядных и практических методов обучения. Для этого использовала :

Наблюдение

Обследование

Самообследование

Эксперимент

Собственную продуктивную деятельность детей

Проблемные методы

В старшей группе занятия носили ознакомительный характер, а в подготовительной, уже более углубленное изучение материала.

Работая по программе Васильевой, где все занятия взаимосвязаны между собой, некоторые темы занятий по валеологии , я добавляла в программу, т. е. расширяла тему основных занятий.

Например :

На традиционном занятии по физкультуре, я вносила игру : "Что лучше : руки или ноги?" (Цель : выяснить сходство и различие в строении и значение рук и ног).

На занятиях по развитию речи, я давала первичные знания о языке, объясняла детям, как образуется речь у человека.

На занятиях по рисованию, дети рисовали свое сердце так, как они его представляют, свои сны.

При чтении художественной литературы, закрепляла культурно-гигиенические навыки, воспитывала чувство сострадания, желание помочь, доставить радость.

Темы занятий, которые не входили в программу Васильевой, я проводила во вторую половину дня.

Темы занятий старалась выбирать с учетом возрастных особенностей детей, их интересов.

1. "Внешнее строение тела и возможности организма"

2. "Кожа - помощница"

3. "Скелет и мышцы"

4. "Сердце в жизни человека"

5. "Путешествие воздушных человечков"

6. "Об удивительных превращениях пищи внутри нас"

7. "Что такое микробы ?"

8. "Органы чувств"

9. "Почему у нас два глаза?

При знакомстве с такими понятиями, как "микроорганизмы, дети знакомятся с микроскопом, рассматривают клетки кожи, клетки крови.

Занятия проводятся в разных формах :

Наблюдения и самонаблюдения, используются дидактические игры :"Опасно - не опасно", "Умею - не умею", "Что такое хорошо и что такое плохо ", "Зачем человеку органы чувств?"

-Сюжетно-ролевые игры : "Больница", где происходит знакомство и закрепление приемов оказания первой медицинской помощи, как наложить повязку, как оказать помощь при порезе и ушибе, солнечном ударе.

Подвижные игры и экскурсии : "Путешествие на кухню", где дети знакомятся не только с процессом приготовления пищи, но и узнают о полезных продуктах и витаминах. В подготовительной группе я проводила занятие : "Полезные продукты", где дети готовили сами витаминный салат, это их так заинтересовало, что дома они готовили салат не только из яблок, но и других фруктов. Тогда, видя интерес детей, я предложила родителям

провести совместное мероприятие "Лучшее блюдо нашей семьи", где родители приняли активное участие, принесли блюда, в которых есть полезные продукты, дети сами рассказывали, как они с мамой делали то или иное блюдо.

На всех занятиях детям предоставляется возможность самообследовать свое тело, участвовать в экспериментальной деятельности.

Проведем эксперимент :

Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?

Можете? Почему?

Теперь снова закройте глаза. (Звенит колокольчик) А теперь, какой

предмет находится у меня в руках?

Почему вы догадались, что это колокольчик, ведь вы его не видели.

Вывод : Какой орган чувств помог нам?

Игровая деятельность на занятии вызывает высокий познавательный интерес. Для детей, проявивших повышенный интерес, я предлагаю дополнительные рассказы, беседы, рассматривание энциклопедических иллюстраций, дополнительные сведения.

Чтобы понять важность каждого органа человека и как сохранить этот орган здоровым, мы вместе с детьми составляем разные правила :

"Правила хорошего слуха"

"Правила здорового носа"

"Правила здорового сердца"

Дети с дошкольного возраста должны знать, что здоровый образ жизни - это необходимое условие существования, поэтому материал каждого занятия внушает детям, что жизнь и здоровье - огромная ценность и к ней нужно относиться с умом, уважением и трепетом .

Выпустив в школу детей, я решила продолжить работу по укреплению здоровья детей через валеологию . И начала заниматься с детьми уже со средней группы. Сначала я знакомила детей с внешним строением тела человека, возможностями организма. Используя разные методы и приемы, у детей повысился познавательный интерес. Познакомясь с программой М. Л. Лазарева, стала использовать в своей работе сказочных человечков – Здоровячков. Работая с этого года по программе «От рождения до школы»



В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний.

Такие ухудшения здоровья происходят по ряду причин:

Упадок моральных устоев семьи (разводы, алкоголизм, наркомания, убийства и т.д.);

Снижение социального благополучия (малообеспеченные семьи, неполные семьи, безработица, проблемы с жильем и т.д.);

Плохая экология (загрязнения почвы, воды, воздуха, уничтожение зеленого пояса, испытание разного вида оружия в военных и мирных целях и т.д.).

Давая знания детям о здоровье, здоровом образе жизни, оберегая их от эмоционального или физического перенапряжения, а также качественно выстроив сеть занятий по валеологии можно добиться у детей желание вести здоровый образ жизни.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в жизнеопасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыками личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.

Мероприятия проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:

  1. Соблюдение личной гигиены.
  2. Рациональное питание.
  3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
  4. Соблюдение режима дня.
  5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
  6. Профилактика простудных заболеваний
  7. Очистка воздуха от пыли и микроорганизмов люстрой Чижевского.
  8. Создание условий для двигательной активности.
  9. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
  10. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
  11. Проведение игрового модуля по валеологии.

Игровой модуль по валеологии.

С малышами мероприятия по валеологии в основном сводятся к привитию культурно – гигиенических навыков, труду. Но с 4 лет дети имеют некоторый запас знаний, жизненный опыт. Этих знаний достаточно, чтобы осмысленно понять роль здоровья в своей жизни и жизни других людей.

Цель мероприятий по валеологии – заложить основы валеологического воспитания детей 4–7 лет.

  • дать представления о здоровом образе жизни, основам безопасной жизнедеятельности, культуре взаимоотношений;
  • воспитание внешней и внутренней культуры, культуры взаимоотношения полов, эмоционального общения;
  • формировать практические навыки и умения личной гигиены, занятия спортом;
  • учить детей обходить опасности, не бояться их, бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Структура тематики валеологических игровых модулей:

Блок “Познай себя”. На занятиях дети получают информацию по своему физическому здоровью, о строении своего тела. О внутренних органах, причинах возникновения заболеваний, как их избежать, как стать здоровым и сильным, знакомят со специализацией врачей.

Блок “Эмоциональное здоровье”. На занятиях этого блока дети учатся выражать свои чувства и уважать чувства других; осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения; как правильно знакомиться, прощаться, поздравлять, благодарить, извиняться, просить, приглашать, говорить комплименты, общаться со старшими и сверстниками; знакомятся с неприятными эмоциями, со способами эмоциональной разрядки.

Блок “Экстремальные ситуации”. Этот блок самый важный, потому что детей знакомят с экстренными ситуациями, которые могут окружать нас. Дети закрепляют знания правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, как вести себя на улице, одному на природе и дома. В скором времени дети подготовительной группы пойдут в школу и им придется самостоятельно переходить дорогу, разогревать еду, гулять, ходить в магазин, находиться дома одному. Поэтому важно научить детей самостоятельности и умению обходить опасности стороной.

Блок Задачи
1 “Познай себя” Познакомить детей со строением человека; с названием, расположением и функцией внутренних органов; с ролью отца и матери в рождении ребенка.

Дать некоторые понятия о заболеваниях органов слуха, зрения, зубов, внутренних органов. Научить детей избегать этих заболеваний (профилактика).

Объяснить детям, почему необходимо посещать врача. Познакомить детей с некоторыми специальностями медицинских работников (ЛОР, окулист, стоматолог, педиатр и т.д.)

2. “Эмоциональное здоровье людей” Ребенок и его чувства. Научить детей выражать положительные чувства и сдерживать отрицательные эмоции.

Люди и их чувства. Дети знакомятся, как выражают свои чувства другие люди.

Какой человек? Познакомить детей с положительными и отрицательными чертами характера людей.

Настроение. Научить детей описывать разнообразные эмоции, переживаемые в повседневной жизни (печаль, горе, радость, удивление и тд.), в следствие чего они происходят.

Научить детей справляться с неприятными эмоциями. Выход из стрессового состояния.

3 “Экстремальные ситуации” Ребенок и общество. В общении с незнакомыми людьми необходимо проявлять осторожность. Вызов милиции 02.

Ребенок на улице. Правила дорожного движения.

Ребенок один дома. Пожарная безопасность. Вызов пожарной охраны 01, скорой помощи 03. Электричество. Газ. Опасные предметы (яд, бытовая химия, остро-режущие предметы, лекарства и тд).

Ребенок на природе (в лесу, на реке). Охрана природы.

Времена года. Зима – снег, сугробы, холод, обморожения, переохлаждения. Весна, осень – гололед, тонкий лед на водоемах, простуды. Лето – жара, солнечный удар, ожог.

Дети, как и все люди лучше запоминают информацию ту, которая им очень интересна или необычна. В своей работе мы используем следующие методы:

Игровой модуль по валеологии мы проводим вне столов и парт, а в расслабляющей обстановке на полу, ковре, где дети могут принять удобную для них позу – сесть, лечь.

Характер игрового модуля – занимательная беседа – диалог. Диалог быстрее запоминается.

Использование красочного демонстрационного материала к каждой теме, дидактических игр на развития мышления, логики, памяти, кукол – героев.

Первая часть игрового модуля – это выяснение знаний детей по данной теме. Обязательно отметить хорошую осведомленность детей по данной теме, так как похвала воодушевляет.

Заключительная часть игрового модуля зарисовка запомнившегося в занятии.

Параллельно проводятся занятия по нравственному и экологическому воспитанию. Так как здоровье физическое невозможно без здоровья духовного.

Для закрепления пройденного материала используем различные виды игр.

В комплексе эти методы способствуют непроизвольному запоминанию информации.

На первых занятиях знакомим детей с понятием здоровье, для чего оно нужно, а также с набором кукол, которые будут присутствовать на каждом занятии.

Кукольная семья по фамилии Неболейка. Выяснение у детей как они понимают наличие такой фамилии. Семья Неболейка: отец– Иван Петрович работает сборщиком –наладчиком на автомобильном заводе, мать – Мария Ивановна работает бухгалтером, старший сын– Витя работает водителем грузовика, его жена– Таня работает продавцом, младшие дети – Коля и Оля посещают детский сад.

Как известно многим детям не хватает отцовской любви и заботы, и дети охотно идут на контакт с мужчинами – с отцами других детей, рабочим детского сада и тд. Поэтому многие темы раскрывает Коле и Оле отец.

Дети любят сказки. В сказках возможно все. Сон похож на сказку. Поэтому Коля и Оля часто путешествуют во сне по своему организму, беседуют с внутренними органами. Органы рассказывают детям о своих функциях, болезнях и как предупредить их заболевания.

Чтобы объяснить детям об органе или его функции, мы используем слова– заменители. Например: кислород – хороший воздух; клетки крови– красные человечки на красных корабликах привозят к пальчикам и другим органам нашего организма хороший воздух, витамины, желтые человечки на желтых корабликах защищают от микробов, фиолетовые человечки на фиолетовых корабликах – строители, застраивают ранки; мозг – главный компьютер, а рецепторы – это проводки, по которым мозг узнает, что мы сделали или хотим сделать.

В конце занятия обязательно проводим безоценочный анализ. Предлагаем детям нарисовать все, что запомнилось или понравилось в занятии. Дети рисуют любым удобным для них способом – графически, красочно, простым карандашом, по элементам или один эпизод. Для рисования могут выбрать цветные и простой карандаши, краски, мелки, ручку. Главное, что они почерпнули что – то важное для себя из занятия. Рассматривая рисунки своих товарищей, дети запоминают нарисованное на них, а значит, получают повторную информацию. Происходит обучение детей самими же детьми.

В подготовительных группах многие дети читают и можно на иллюстрациях печатными буквами написать краткую информацию по занятию. Дети читают другим детям, родителям. Происходит вовлечение детьми родителей в работу по валеологии.

В повседневной жизни необходимо создать условия для основной деятельности детей – игровой. Мы изготавливаем настольно-печатные дидактические игры, имеются вносные коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр: больница, строители, правила пожарной безопасности, стадион и другие. В играх закрепляются валеологические знания.

В теплый период времени, когда учебный год закончен, организовываем экскурсии и целевые прогулки к школе, на водоем, в лес, в музеи и кинотеатры, библиотеки и выставки. Проводим беседы по охране здоровья. Лучше если в роли лектора выступят дети, а педагог вступит в роль ученика. Это забавляет и воодушевляет детей.

Дети берегут и укрепляют свое здоровье и здоровье родителей: с удовольствием выходят на прогулку, занимаются гимнастикой и физическими упражнениями, дома с родителями разговаривают о вреде курения и алкоголя, а осенью, после летнего отдыха, вместе с родителями изготавливают буклеты о спорте или природе в своей семье. Многие родители отмечают положительное воздействие валеологических занятий на детей, вместе с детьми посещают спортивные секции, участвуют в спортивных мероприятиях, чаще устраивают настоящие детские праздники в семье.

Валеологические игровые модули очень важны. Скоро дошкольник шагнет в мир, где много опасностей. Задача занятий по валеологии – научить ребенка не бояться опасностей, а уметь остерегаться их и обходить. Надо научить детей выражать свои чувства, мысли, уважать мнение других, заботиться о здоровье и благополучии своем и чужом.

Используемая литература

  1. Колобанов В.В . Уроки Мойдодыра. Уроки Айболита. С-П.: Изд-во Агентство, 1997.
  2. Чумаков Б.Н . Валеология. М.: Изд-во “Агентство”, 1997.
  3. Баль Л.В., Ветрова В.В . Букварь здоровья. М., 2000.
  4. Курс “Мир и человек”. Окружающий мир. 1 класс. М.: Изд-во “Баланс”, 1997.
  5. Цузмер А.М., Петришина О.Л . Биология. Человек и его здоровье. 9 класс. М.: Изд-во “Просвещение”, 1986.

Тема года: "Из чего я состою"

Цель года:

  • Дать элементарные представления детям о своём организме;
  • Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: развитие навыков личной гигиены; формирование элементарных представлений о полезности и целесообразности физической активности;
  • Создать условия для обеспечения физического и психического благополучия.
ЗАНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь: Тема: "Какой я?"

Тема: "Части тела"

На кого я похож? Чем отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься?

Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди?

Октябрь: Тема: "Сердце"

Тема: "Нервная система "

Как работает сердце? Что такое кровь?

Как почувствовать свое сердце? Тренировка сердца.

Что такое нервная система? Деятельность мозга. Тренировка памяти, внимания, восприятия.

Ноябрь: Тема: "Глаза"

Тема: "Слух"

Какие у меня глаза? Для чего они служат? На что я люблю смотреть? Гимнастика для глаз.

Какие у меня уши? Зачем они нужны? Что я люблю слушать? Тренировка слуха. Игра "Четыре стихии".

Декабрь: Тема: "Обоняние"

Тема: "Кожа"

Какой у меня нос? Зачем он нужен? Приятные и неприятные запахи.

Какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему бывает холодно или жарко? Закаливание. Как развивать чувствительность кожи. Игра "Ящик ощущений".

Январь: Тема: "Дыхание"

Тема: "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения.

Почему вреден табачный дым?

Февраль: Тема: "Зубы"

Тема: "Питание"

Для чего служат зубы? Что я люблю жевать? Как нужно пережевывать пищу? Чистка зубов. Игра "Как беречь зубы".

Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра "Полезная и вредная еда".

Март: Тема: "Настроение"

Тема: "Витамины наша сила"

Когда я расстраиваюсь и плачу? Когда радуюсь и веселюсь? Как научиться терпеть? Упражнения для мышц лица.

Что необходимо для здоровья нашему организму? Какие бывают витамины? Полезная пища.

Апрель: Тема: "Мышцы"

Тема: "Опора и двигатели нашего организма"

Как я передвигаюсь? Мышцы, кости и суставы. Как стать сильным и ловким? Физические упражнения.

Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении.

Май: Тема: "Мозг"

Тема: "Сон"

О чем я люблю думать? Как научиться хорошо говорить? Упражнения для языка. Тренировка памяти и ума.

Как я сплю? Зачем мне сон? Какое у меня поведение, когда не высплюсь? Что надо и чего не надо делать перед сном?

Познавательные беседы с детьми 5-6 лет

Части тела

Цель. Познакомить детей с различными функциями частей тела.

Человеческое тело состоит из различных частей. Все эти части тела выполняют различные функции.

На голове, самой верхней части тела, растут волосы. Они защищают нашу голову, сохраняют в тепле зимой и предохраняют от жара летнего солнца. Голова присоединена при помощи шеи к туловищу, средней части тела. Еще у нас есть две руки и две ноги, они тоже соединены с туловищем. Руки и ноги по-другому называются конечностями. Нога заканчивается ступнёй. Наши ступни устроены так, что мы с лёгкостью можем стоять и ходить, опираясь на них. Руки сгибаются и растягиваются. Мы берём ими предметы и удерживаем их кистями рук.

Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Тело приспосабливается к существованию в различных обстоятельствах. Но иногда оно бывает не в состоянии адаптироваться.

Человеческое тело имеет разную форму. Люди бывают худые и толстые, высокие и низкие. Если человек большой и толстый или очень высокого роста, это не всегда хорошо, потому что главное в человеке не рост и вес, а здоровье его организма.

Цель. Познакомить детей с понятием - кожа, формировать представления о её значении.

Кожа - это оболочка, которая покрывает все тело, она может быть толще или тоньше в разных его частях. Кожа защищает органы внутри нас, её структура упругая, но иногда мы повреждаем ее. На повреждённой коже остаются следы. Эти следы называются по-разному, в зависимости от того, как они были получены. Это может быть мозоль, волдырь, кровоподтёк, синяк, ссадина. Все они выглядят по-разному.

Если мы посмотрим на кожу в увеличительное стекло, то увидим, что она не гладкая. На ней есть бугорки и маленькие дырочки - поры. Через них кожа иногда выделяет пот. Из дырочек растут волосы.

Каждый человек обладает своим особенным и неповторимым рисунком отпечатков пальцев. С помощью кожи, в особенности на ладонях рук мы распознаём всё, до чего дотрагиваемся.

Кожа не всегда сохраняет один цвет. Коричневое пигментное вещество - меланин - оберегает кожу от солнечных лучей. В черной коже содержится больше меланина, чем в белой. Веснушки и родинки - это скопление меланина в коже. Веснушки появляются и исчезают, а родинки сохраняются постоянно.

Иногда наша кожа меняет цвет. Мы обычно бледнеем, если пугаемся, и краснеем, если смущаемся. Солнечные лучи могут обжечь кожу. Тогда она становится красной и шелушится.

Цель. Познакомить детей со строением уха.

Мы все время слышим различные звуки. Они сообщают нам об окружающем нас мире. Звуки - это вибрации в воздухе. Мы их не видим, но можем слышать благодаря своим ушам.

Мы видим только наружную часть уха. Остальная его часть находится внутри головы, а то, что мы видим снаружи, называется ушной раковиной. Её назначение собирать окружающие звуки и направлять их в слуховой проход к барабанной перепонке. Звуки заставляют её вибрировать. Это вызывает вибрацию трёх крошечных косточек. Нервы передают сигнал мозгу. Так мы слышим.

Некоторые люди не очень хорошо слышат. Люди, которые плохо слышат, называются глухими. Помогает им слышать - слуховой аппарат. Это маленький механизм, который укрепляется в ухе и способен усиливать звуки.

Цель. Дать элементарные сведения о работе лёгких.

Для жизни нам необходим воздух, содержащий кислород. Из воздуха, который мы вдыхаем, легкие получают кислород. Они же выдыхают использованный воздух. Кровь поглощает из легких кислород и разносит его по всему телу.

Легкие работают очень напряженно. При дыхании мы делаем вдох и выдох. Вдох - это то, что мы делаем, когда вдыхаем. Наполняясь воздухом, лёгкие расширяются. Выдох - это то, что мы делаем, когда выдыхаем. Легкие снова становятся меньше, выпуская воздух. Ежедневно мы делаем двадцать три тысячи вдохов! Очень полезно для нас упражнения на свежем воздухе.

Под водой нет воздуха, поэтому там нельзя оставаться без трубки или баллонов с воздухом. Ведь большинство из нас вдыхает, по крайней мере, 20 раз в минуту.

Цель. Сформировать у детей представление о строение и назначение зубов, систематическом уходе за ними.

У каждого человека 32 зуба. Зуб окружает десна. Снаружи зуб покрыт твёрдым слоем эмали. У него есть свой корень, он закрепляет зуб. Зубы нужны нам для того, чтобы откусывать пищу и пережевывать. Наши зубы обладают различной формой и предназначены для различных целей. Острые резцы находятся спереди и служат для откусывания пищи. Заострённые клыки по сторонам отрывают её. Большие коренные зубы сзади измельчают её.

Зубы крепко сидят во рту, но мы можем их лишиться. Когда детям исполняется около шести лет, молочные зубы начинают шататься и выпадать. Вместо них вырастают зубы большего размера. Зубы и дёсны нужно содержать в чистоте. Если мы не будем чистить зубы, они испортятся. Зубы нужно чистить около трёх минут и показываться доктору не менее двух раз в год. Помните: красивые зубы - красивая улыбка!

Тематическое планирование по валеологии для работы с детьми 6-7 лет

Тема года: " Мой организм"

Цель года:

1. Продолжить формировать представления о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии;

2. Учить применять на практике полученные знания; способствовать совершенствованию умений и навыков;

3. Воспитывать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

ЗАНЯТИЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сентябрь: Тема: "Организм. Что это?" Понятие "Мой организм"

Беседа "Что у меня внутри"

Игра "Составь из частей"

Рисование "Человек"

Октябрь: Тема: "Значение сердца для всего организма" 1. Рассматривание таблиц и муляжей.

2. Беседа "Как обращается кровь"

3. Игра "Почувствуй своё сердце"

Ноябрь: Тема: "Скелет - основа организма" 1.Рассматривание модели скелета.

2. Беседа "Кости, мышцы и суставы"

3. Конструирование и лепка тела человека (проволока и глина)

Декабрь: Тема: "Как мы видим" Беседа "Роль зрения в жизни человека"

Опыт "Определение реакции зрачков на различное освещение"

Схематическое изображение глаза

Опыт "Слепое пятно"

Январь: Тема: "Зачем человеку слух?" 1.Беседа "Зачем человеку слух?"

2. Строение уха - рассматривание схемы

3.Рассказ воспитателя "Развитие слуха у животных и человека"

Февраль: Тема: "Вкус и запах" Беседа "Зачем человеку язык?"

Игра "Узнай на вкус"

Игра "Узнай по запаху"

Рисование "Нарисуй запах"

Март: Тема: "Наши органы чувств" Беседа "Наши органы чувств"

Игра "Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?

Коллективное рисование " Как мы чувствуем"

Апрель: Тема: "Полезный рацион питания. Витамины" Беседа "Для чего человеку нужна пища?"

Рассматривание схемы "В каких продуктах больше всего витаминов"

Игра "Пищевое лото"

Май: Тема: "Нам микробы не страшны, с чистотою мы дружны" 1.Рассказ воспитателя "Микробы в нашем организме"

2.Игра "Хорошо-плохо"

3.Рассматривание через микроскоп (лупу) чистых и грязных предметов

Познавательные беседы с детьми 6-7лет

Что у меня внутри?

Цель. Познакомить со строением человеческого тела. Формировать познавательный интерес к своему телу, организму.

Наше тело - это сложный механизм, состоящий из костей, мышц, нервов, крови, органов и большого количества воды.

Органы - это нежные части тела, которые находятся внутри тебя. Органами называются мозг, легкие, печень, сердце, поджелудочная железа, почки, желудок и кишечник. Все вместе они заставляют тело работать должным образом.

Каждый орган выполняет свою особенную функцию. Все органы разной формы, но они очень тесно связаны между собой. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он управляет всеми движениями тела и контролирует их. Другие органы расположены в туловище, важнейшей части тела. Мы дышим лёгкими, которые находятся в грудной клетке. Они снабжают организм воздухом. Печень и поджелудочная железа помогают нам переваривать пищу. Желудок расположен в средней части туловища. В него поступает пища, там она превращается в подобие каши и через печень проходит в кишечник. Из кишечника жидкая пища попадает в кровь. При этом полезные вещества остаются в организме, а то, что ему не нужно, выходит наружу. Сердце - самый главный орган. С каждым ударом сердце отправляет кровь в "путешествие" по всему организму, чтобы снабдить его кислородом.

Для чего человеку нужна пища?

Цель. Сформировать у детей представление о том, что пища необходима для жизни человека.

Пища должна давать нашему организму всё необходимое для сохранения работоспособности. Правильный приём пищи называется рационом. Существует четыре основные пищевые группы, это протеины, углеводы, жиры и клетчатка.

Продукты, богатые протеинами, такие как мясо, яйца и фасоль, помогают организму оставаться сильным. Углеводы - хлеб, макароны и рис обеспечивают организм энергией. Жиры - масло, молоко, сыр и растительные жиры - сохраняют энергию организма, чтобы использовать её позже. Нашему организму необходима пища из всех четырёх групп и вода для питья. В пище должны присутствовать витамины, которые больше всего содержатся в овощах и фруктах.

Питание дает нашему организму жизненную энергию. Люди едят разнообразную пищу, но она перерабатывается в организме одним и тем же способом. После того как ты пережевал пищу, она попадает через пищевод в желудок и затем - в кишечник. В результате содержащиеся в пище полезные вещества попадают в кровь. Это называется пищеварением.

В различных уголках мира люди едят разнообразную пищу. Любая еда предоставляет организму необходимую для жизни энергию.

Зачем человеку язык?

Цель. Сформировать у детей представление о назначении языка.

У нас во рту живёт очень строгий охранник. Это - язык. Он охраняет вход в пищеварительный тоннель. Язык помогает жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать её, глотать. С его помощью мы различаем вкусы. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками, которые помогают нам определять вкус различных продуктов. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу, и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, солёный, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Кончик языка определяет преимущественно сладкое. Боковые стороны языка чувствуют солёное и кислое. Задняя зона языка различает в основном горькое.

Язык также различает горячее, холодное и боль. Он помогает петь, говорить, смеяться.

Кости, мышцы и суставы

Цель. Дать детям представление о том, что всё в организме взаимосвязано.

В нашем теле находится около 200 костей. Все они соединены вместе, образуя скелет. Без них человек был бы простой горкой мяса. Кости поддерживают тело и придают ему форму. Они оберегают от повреждений нежные органы, которые находятся внутри тела.

Места соединения костей называются суставами. Большинство костей в суставе подвижны. Некоторые кости двигаются вперёд и назад, как на шарнире. Другие суставы называются шаровидными. Благодаря им кости могут двигаться во всех направлениях. Внутри сустава есть жидкость, которая их смазывает и облегчает движение. Кости очень крепкие, но иногда они ломаются.

Мы можем двигаться потому, что кости прикреплены к мышцам. У каждого сустава есть две мышцы, которые работают по очереди. Если мышцы перегружены, то в них образуются отравляющие вещества, из - за чего мы ощущаем усталость.

Сердце - это тоже мышца только другого типа. Она работает не останавливаясь, в течение всей человеческой жизни.

Как обращается кровь

Цель. Дать знания детям о роли сердца в процессе кровообращения.

Наше сердце - это насос. Оно закачивает кровь через одну трубку и всасывает её через другую. Кровь течёт по всему телу по эластичным трубкам - сосудам. Сосуды называемые артериями, уносят кровь от сердца. Когда кровь забирает кислород из лёгких она красного цвета. Использованная кровь возвращается к сердцу по другим сосудам, которые называются венами. Она уже тёмно-красная на вид, так как отдала кислород.

Кровь несёт организму кислород из воздуха, который мы вдыхаем, и полезные компоненты из пищи, которую мы едим. Еще кровь борется с микробами.

Сердце должно быть очень сильным, чтобы посылать кровь в каждую клетку организма. Кровь бежит по всему нашему телу с головы до ног без остановки, не забывая и про внутренние органы: печень, желудок, лёгкие. Полный оборот крови в нашем организме происходит за 23 секунды.

В вашем теле около трёх литров крови, а у взрослого человека - пять литров.

Валеологическоевоспитание дошкольников


Вдошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников. Валеология наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Мы обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Для решения данной проблемы необходимы валеологические занятия. Они могут проводиться один раз в неделю во всех возрастных группах, включая детей раннего возраста.

Задачи валеологического направления следующие:

Воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

Выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

Формирование этноздоровья;

Воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

Выработка навыков личной гигиены;

Закаливание детей;

Профилактика и устранение вредных привычек;

Осуществление валеологического мониторинга.

С целью решения этих задач определены следующие направления в валеологической работе дошкольного образовательного учреждения:

1. Человек и здоровье.

2. Природные условия здоровья.

3. Социальные условия здоровья.

4. Этноздоровье.

5. Индивидуальное здоровье.

Каждое направление ориентируется на содержание определенного ряда тем. Программа занятий выстраивается по концентрическому принципу: содержание расширяется, конкретизируется и углубляется от группы к группе. На валеологических занятиях особое внимание следует уделять использованию игр. Их можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Разместить такие игры рекомендуем в "Уголке здоровья".

Вопросы воспитания здорового образа жизни должны решаться в сотрудничестве с родителями. В данной работе определяются следующие задачи:

Установление доверительно-делового контакта с родителями;

Повышение педагогической культуры родителей;

Пропаганда здорового образа жизни;

Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Для эффективного решения этих задач возможны следующие формы работы с родителями:

1) общие родительские собрания;

2) дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

3) телефон доверия;

4) проведение совместных мероприятий:

Спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья;

Вечеров развлечений;

Дней именинника;

Праздников еды;

Витаминных и чайных столов (ребенок на свой вкус может выбрать салаты, фрукты, овощи, выпить утром рано или перед уходом домой вместе с мамой чай);

4) организация "Семейного кафе", где создаются условия для встреч родителей, совместною обсуждения семейного опыта воспитания здорового образа жизни;

5) создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;

6) проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре, методиста. Консультации могут проводить и специалисты, не работающие в детском саду;

7) организация выставок "Одежда и здоровье детей", "Мир природы глазами детей" и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании, выявления "пробелов" в знаниях и трудностей у родителей по организации здорового образа жизни. Свои пожелания родители могут выразить в письменном виде с помощью специальной "почты детского сада". Так, например, в каждой группе или в холлах можно разместить красочный почтовый ящик, изготовленный руками детей, куда родители могут опускать "письма" с вопросами и пожеланиями в адрес дошкольного учреждения.

Результаты физического развития детей непосредственным образом связаны с уровнем профессионализма сотрудников детского сада. Необходимо продумать методическую работу по совершенствованию педагогического мастерства коллектива. Эту работу следует проводить через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, "Творческую гостиную", куда могут приглашаться специалисты различных направлений для обсуждения современных вопросов и проблем воспитания здорового образа жизни.

В решении комплексного подхода в организации здорового образа жизни ребенка большое значение имеет корректировка программ, используемых ДОУ. Данную работу необходимо проводить на основе диагностики физического и психического развития, состояния здоровья детей. Программы могут быть реализованы, если они соответствуют особенностям ребенка, его увлечениям, интересам, физическому и нервно-психическому развитию.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни ребенка может быть определена следующими показателями:

1. Снижение заболеваемости.

2. Рост уровня физического и психического здоровья.

3. Повышение двигательной активности детей.

4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

6. Общая подготовленность к обучению в школе.

7. Сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.


В связи с экологическим кризисом возросло значение валеологии.

Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи.

Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:


  • воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

  • установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

  • формирование личности ребенка;

  • воспитание привычек личной гигиены;

  • закаливание ребенка и его двигательная активность;

  • профилактика и устранения вредных привычек;

  • осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация обучающее - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.


Основные задачи дошкольного интегративного курса "Валеология"

Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:

  • формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания многомерного и многосложного понятия здоровья и процесса его укрепление и сохранение;

  • получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании современных и давних методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту народной оздоровительной системы;

  • формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией;

  • целесообразное структурирование и комплексирование знаний, практических умений детей в оздоровлении человека в разных видах учебной, игровой, трудовой и бытовой деятельности.

  • формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи;

  • воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Задачи и структура базового валеологического образования

Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух месяцев до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека.

Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста.

Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его приоритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные задачи: формирование валеологического сознания граждан Украины, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физические, психические, духовные и социальные составляющие.

Вот почему включение курса валеологии в блок базовых дисциплин в дошкольном учреждении считается необходимым и весомым.

Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины.

В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".

В своей совокупности базовые знания интегративних видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи:

І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:


  • составных частях тела и его анатомическом строении;

  • режиме жизни, как основе физического и психического здоровья;

  • гигиеническом уходе за телом;

  • движении тела и его значении для здоровья человека;

  • влиянии закаливания (естественных факторов - солнца, воздуха и воды) на здоровье;

  • естественном окружении ребенка и его здоровье;

  • установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к ее объектам и дарам;

  • природе, как витке питания детей и людей, физической, психической и духовной силы, жизненной радости, воодушевления, счастья;

  • отравляющих растениях и грибах;

  • особенностях отношений между людьми: мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, отличие черт характера, манер, мимики, эмоций, физических проявлений организма;

  • установлении положительных отношений между людьми, ровесниками;

  • культуре поведения детей как основе здоровья;

  • профилактике и устранения вредных привычек;

  • детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике;

  • детских болезнях и их профилактике;

  • некоторых медицинских инструментариях и оборудовании (градусник, горчичники, шприц);

  • врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях;

  • доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.);

  • необходимости врачебно - педагогического контроля за состоянием здоровья детей (валеологический мониторинг).
ІІ. Формировать у детей в зародыше валеологическое сознания, бережливое и заботливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности.

ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.

ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в:


  • гигиеническом уходе за телом, его частями, органами;

  • закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно - гигиенических навыков в еде;

  • правильном питании;

  • приготовление отваров из трав, морсов, оздоровительных чаев;

  • общении со взрослыми и товарищами;

  • проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям;

  • самостоятельном урегулировании возбужденного поведения;

  • пользовании правилами личной безопасности, дорожно-транспортного движения, предоставлении первой помощи себе и другим людям при травмах и отравлениях, повышении температуры, головной боли;

  • использовании музыки, танцев, художественного слова, художественных картин, цвета, подвижных и пальчиковых игр, мимических и пантомимических упражнений, хореографических этюдов в личном оздоровлении;

  • общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними;

  • организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").
V. Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек.

Дети дошкольного возраста шести лет должны...

"Здоровье человека"

  • знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым;

  • понимать человека как составляющую систему природы и общества, бережно и с уважением относиться к ней;

  • элементарно понимать и анализировать проявления физического, психического состояния человека, морального поведения, позитивных отношений, ценить положительное в человеке;

  • понимать, что позитивные проявления психического состояния человека и моральные поступки формируют ее здоровье;

  • уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения;

  • проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь;

  • владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях.

"Здоровье ребенка"


  • иметь элементарные представления о своем рождении;

  • сознавать роль матери, отца, семьи, рода у здорового ребенка;

  • знать строение своего тела, мальчика и девочки, чем они отличаются, основные процессы жизнедеятельности внешних органов, некоторых систем, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранение здоровья;

  • понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья;

  • знать названия гимнастических упражнений, закаливающих и культурно-гигиенических процедур, спортивного инвентаря;

  • использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

  • пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги;

  • знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

  • владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.

"Здоровье в природе"


  • понимать взаимозависимость человека (ребенка) и природы, использовать знания на практике (с целью оздоровления);

  • регулировать свою жизнь и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий, климата;

  • владеть способами защиты от неблагоприятных экологических факторов;

  • выполнять правила поведения на природе;

  • защищать естественные объекты от загрязнений и заболеваний;

  • отличать полезные растения от вредных и запрещать своим товарищам и взрослым пользоваться ими.

"Здоровье и общество"


  • понимать пользу всех видов работ для здоровья взрослых и детей, помогать старшим, жалеть их;

  • принимать участие в повседневной работе взрослых (в семье, детсаду), вместе с ними создавать условия для существования;

  • не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

  • соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

  • помогать медицинской сестре в профилактической работе.

Природные условия здоровья

Ребенок - творение природы: живой и неживой. Его тело, зачатое матерью и отцом, соткано из воды, воздуха, ультрафиолетовых солнечных лучей, из глины, железа, золота, олова и других элементов. Все это природа, ее компоненты жизнедеятельные, конструктивные защитные силы.

Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным, уникальным творением – человеком. Ему нужны эти силы: солнце, воздух, вода во всех проявлениях агрегатного состояния: роса, снег, изморозь. Поэтому каждодневный закал организма детей вышеупомянутыми естественными факторами есть бесценное и очень влиятельное на здоровье ребенка условие.

Специальное закаливание, максимальное перенесение деятельности малышей в природу есть не только ценными гигиеничными средствами физического воспитания, но и первыми связями ребенка с жизнедеятельными силами природы, которые помогают ей осознавать себя как часть природы и Вселенной.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.

При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать:

1.Чем отличается живая природа от неживой?

2.Работа с картинками, показать представителей:

A)живой природы;

B)неживой природы.

3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.

4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.)

5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.)

6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как?

7.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и показать их на картинках.

8.Как охраняют природу в нашем городе?

9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?

10.Работа с картинками:

A)показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни?

B)показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?

Наши прадеды были здоровее чем сегодняшнее поколение - в частности благодаря тому, что много времени находились на свежем воздухе, работали физически, вели подвижный образ жизни, имели полноценное питание, жили среди природы, которая положительно влияла на духовность, физическое и психическое здоровье.

народная оздоровительная система строится на исповедовании единства пяти стихий природы: земля - вода - дерево - железо - огонь.

Человек - это часть природы , и все процессы, которые происходят в окружающей среде, непременно и параллельно происходят в человеческом организме. Итак, для того, чтобы стать сильным, как природа, надо жить в единстве с ней, подчиняться ее законам.

Бесспорно положительное значение имеет пребывание на свежем воздухе . Учеными доказано, что определенное влияние на организм имеют температура, влажность воздуха, скорость движения его потоков, его аэронов. Известный немецкий врач Х.Гуфеланд писал: "каждодневная воздушная ванна полезна для здоровья. Она дает телу гибкость и силу, душе - радостное расположение духа".

В большом почитании всегда была у нашего народа вода . Есть множество пословиц поговорок, народных поверий, сказок о "живой" и "мертвой" воде. Воду называют кровью земли. С одной стороны - это целебная животворная сила, основа всего живого на земле, со второго - грозная, разрушительная, стихия.

Воду издавна использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парка в бане и погружение в холодную воду, припарки и компрессы, влажные обвертывания для ног, рук и другие процедуры использовались издавна для лечения многих заболеваний.

Наши прадеды верили, что поскольку вода имеет свойство смывать грязь, то с таким же успехом она может очищать человека от болезней.

Большой оздоровительной силой наделяли и землю. Родная земля всегда ассоциируется с образом матери ("мать земля"). Земля кормила и поила человека, давала ему силу и становилась последним приютом в конце жизненного пути.

Контакт с землей - прекрасное средство закаливания организма, надежное средство предотвращения плоскостопия. К сожалению, мы редко привлекаем к этому наших малышей. А такой способ укрепления здоровья известен с давних времен. Современные ученые-физиологи доказывают, что подошвы ног принадлежат к наиболее рефлексогенным зонам человеческого организма. Стопы ног - это наш распределительный щит, на котором есть 72000 нервных окончаний: через него можно влиять на любую часть тела. Кроме того, на подошвах стоп значительно больше, чем на других частях тела, терморецепторов, которые реагируют на тепло и холод и вдобавок рефлекторно связанные с носовой частью гортани. Именно через босые ноги земля поглощает электрические разряды которые накапливаются в организме вследствие ношения синтетической одежды.

Хождение босиком - это своеобразный точечный массаж, который тонизирует организм и поддерживает его в рабочем состоянии. Вот почему наши пращуры меньше жаловались на болезни ног, так как больше ходили босиком.

Важным средством оздоровления всегда было солнце , "когда солнышко пригреет, то и трава зеленеет", "солнце греет, солнце сияет, вся природа воскресает".

О целебных свойствах солнечных лучей говорил еще Гиппократ. Они очень полезные: улучшают обменные процессы, дыхания, кровообращение, тонус нервной системы.

Люди должны жить в активном сотворчестве с природой.


Конспект занятия по валеологии

Цель:


  • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

  • обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

  • работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

  • продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

  • развивать быстроту мышления, творческое воображение;

  • продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

  • воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа:

  • беседы об органах чувств у животных и человека;

  • чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;

  • сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.
Материал и оборудование:

  • шарф для завязывания глаз, книга, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;

  • ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,

  • поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза. )

– Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети: Чтобы видеть

Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.

Воспитатель: Как называют человека, который не видит?

Дети: Слепой

Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?

Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?

Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!

Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках?

(Ребенок не знает.)

– А что я делаю?

(Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам пришлось бы плохо.

Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.

– А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?

Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Сереже глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.

А теперь Сережа выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

(Сережа легко выполняет задание.)

– Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.

(Ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.)

Игра повторяется 4–5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:

– Чем мы слышим?

Дети: Ушами

Воспитатель: Сколько ушей у человека?

Дети: Два

Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

Как называют человека, который не слышит?

Дети: Глухой.

Воспитатель: Как ему можно помочь?

Дети: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: Для чего еще нужны человеку уши?

Дети: Для того, чтобы научиться говорить.

Воспитатель предлагает объяснить поговорку: “В одно ухо влетело, а из другого вылетело”.

Проводится игра “Услышь меня”. (Выбирается ребенок, которому предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами.) Игра повторяется 2–3 раза.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.

Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)

Вывод: Какие хорошие у вас уши.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука. После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Круговые вращения рук в стороны.)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют,
Словно песенку веселую поют-поют-поют,

(Удары кулачками по кругу перед собой.)

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(Хлопки вправо, влево с поворотом.)

Нет особого труда.

(Прыжки на месте, руки на поясе.)

Потом дети садятся на свои стульчики. Воспитатель задает вопрос.

Воспитатель: Что на лице у нас одно?

Дети: Нос

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”

Есть прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?

Воспитатель: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.

На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.

После игры раздается стук в дверь. В группу входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете?

(Ответы детей.)

Незнайка: А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется “Покажи части тела”.

Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.

После игры Незнайка хвалит детей и прощается. Воспитатель подводит итог занятия.

Литература


  1. Козлова С.А. Парциальная программа “Я – человек”.

  2. Журнал “Дошкольное воспитание” № 3, 2000.

  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”.