Дерево держится корнями, а человек семьей. Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста Дерево держится корнем а человек пословица

Выступление на тему «Дерево держится корнями, а человек - друзьями»

Ыра кун пултар, туссем тата хисепле жюри!

Добрый день, друзья и уважаемое жюри! Встреча с вами - большая радость для меня. Надеюсь, сегодня мы услышим друг друга, поймём и станем друзьями по жизни. Согласитесь, ведь каждому из нас нужен преданный друг, и каждый из нас достоин дружбы, ибо жизнь без друга и пуста, и скучна. Или как частенько твердит мне мама, «Без друга жизни нет!» Да, человек с человеком общается, знакомится, живёт, дружит… Сама жизнь диктует это.

А считаете ли вы себя счастливыми? Я, например, считаю себя счастливой. Почему? Да, вы правы, рядом со мной умный и добрый друг! Чем он меня заворожил? Что в нем я ценю? Он всегда опрятный, аккуратный, звонит, интересуется моими проблемами, всегда поддержит добрым советом… Смотрю на него и искренне восхищаюсь его достоинствами. После общения с ним, самой хочется делать добро, совершить чудо.

Благодаря другу я научилась различать добро и зло. Рядом с ним улетучиваются нецензурные слова, рассеиваются непристойные мысли…

Мои родные и близкие очень его любят. Они радуются, что у меня есть настоящий друг, вернее, подруга. Если родители наши уезжают в гости, то нас с подругой оставляют присматривать за домом, за хозяйством. Это самые счастливые минуты в нашей жизни: мы вдоволь общаемся по душам, вместе строим планы... Даже полчаса, проведённые с другом за чашкой чая или кофе, поднимают настроение. «Друг не чужой, попросишь хлеба, не откажет», - говорится в народе. Подруга для меня тоже не чужая, она самый близкий человек. Если мы не видимся 2-3 дня, уже начинаем скучать, как будто не хватает воздуха. Не это ли настоящая дружба, настоящее счастье?! Когда ты нужен кому-то, или кто-то нужен тебе?!

Правду говорят, человек без друга что дерево без корня. Человек без друга что птица без крыла. Разумеется, каждый человек на Земле достоин дружбы. Но её за деньги не купишь. Друзей выбирают по зову сердца, по велению души.

Если рядом с вами преданный друг, берегите его, научитесь прощать и понимать друзей. Обидеться и расстаться очень легко, а настоящего друга найти – непросто. Дорогие друзья, запомните одну простую истину: «Дерево держится корнями, а человек - друзьями». Цените и берегите друг друга! Благодарю за внимание. С вами была Кристина Степанова.

Человек живёт в обществе. Его окружают люди. Так сложилось, что человек, как правило, с кем-то поддерживает дружеские отношения. И это прекрасно.

«Человек без друзей, что дерево без корней»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Понятие «дружба» в том или ином виде существовало всегда. Ещё с незапамятных времён люди поняли, что вместе выживать легче. В одиночку, один как перст, древний человек попросту не смог бы существовать. Охотились, готовили еду, защищались от агрессоров, ловили рыбу люди вместе. Так было проще и надёжнее.

Времена изменились. С ними и изменилось понятие «дружба».

Сейчас человек сам решает свои дела, отвечает за свои поступки. Но дружба не исчезла. Ведь человеку свойственно с кем-то делиться радостью, сопереживать, оказывать кому-то помощь, обсуждать текущие дела.

Настоящий друг – он подходит вам по темпераменту, по складу характера. Он понимает вас с полуслова и желает искренне помочь.

Успехам друзья радуются взаимно. Проблемы пытаются преодолеть вместе.

Представьте себе дерево, у которого нет корней. Такое и вообразить-то невозможно. Дерево держится на земле корнями, прочно, надёжно, а человек — друзьями.

Счастлив тот, кто имеет надёжного, верного друга.

Вопросы к рассказу «Человек без друзей, что дерево без корней»

Как вы считаете, друг поддержит вас в любой ситуации?

Отдаёшь ли ты другу частичку себя?

Чем дорог тебе друг?

Людмила Стукова
Сценарий развлечения: «Дерево держится корнями, а человек друзьями» для детей старшего дошкольного возраста

Программные задачи :

Воспитательные :

Воспитывать дружеские взаимоотношения на примере героев разных сказок.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству через пословицы.

Обучающие :

Дать детям представление о дружбе, взаимовыручке.

Учить характеризовать главного героя сказки, оценивать поступки героев и своих товарищей.

Учить пословицы, учить понимать их значение.

Развивающие :

Развивать память и сообразительность.

Развивать изобразительность мышления, используя :

«салат» из сказок;

изменения характера героя на противоположный;

введение нового героя.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная

Материал :

Атрибуты (домик, деревья , мешок, корзинка, пирожки, конфета, яблоки, цветы);

Костюмы для героев сказок.

Предварительная работа :

Чтение сказок : Ш. Перро «Красная Шапочка» ,

Братья Гримм «Бременские музыканты» ,

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» .

Беседа о дружбе, взаимовыручке, обобщая их общей темой : «Дерево держится корнями , а человек друзьями ».

Разучивание пословиц о дружбе, друзьях , волке.

Заучивание текстов по ролям из инсценировок по данным сказкам .

Показ инсценировок , кукольного и настольного театра.

Ход занятия:

Мама- Красная Шапочка, сходи к бабушке, снеси ей сладкие пирожки да узнай здорова ли она.

Красная Шапочка - Хорошо, мамочка.

М. - Да смотри, в лес далеко не заходи.

(Красная Шапочка выходит из дома)

К. Ш. - Ладно, ладно.

Пирожки в моей корзине

Горячи, румяны.

Это бабушке гостинец-

От меня и мамы.

К бабушке пойду лесочком,

Там нарву я ей цветочков.

И еще я бабушке песенку спою.

Звучит песенка “Про бабушку”

Красная Шапочка идет по тропинке собирает цветы. Появляется Волк.

Волк - Куда идешь, Красная Шапочка?

К. Ш. - Здравствуйте, господин Волк.

Волк- Здравствуй, здравствуй! Ой, ой, ой, какие мы вежливые, какие мы красивенькие да пухленькие! Куда пошла, спрашиваю? Что несешь?

К. Ш. - Мои мама и бабушка учили меня быть вежливой. А иду я к бабушке, несу сладкие пирожки. Угощайтесь, господин Волк.

Волк- Так ты не только вежливая, но и добрая. Ладно, давай свой пирожок. Слушай, я тоже хочу навестить твою бабушку. Ты иди по этой дорожке, по короткой, а я пойду по самой длинной, посмотрим кто из нас раньше придет.

К. Ш. - Спасибо Вам, уважаемый Волк. До свидания.

(Красная Шапочка уходит. Из-за дерева выглядывает Маленький Гном)

Волк- Ха,ха,ха! Пусть себе идет по самой длинной дорожке. Ловко я обманул девчонку, по короткой дорожке быстрее доберусь до бабки и съем ее. А потом и Красную Шапку слопаю. Ой, как есть хочется, живот свело. Из-за своей доброты страдаю, не съел девчонку. Да у меня пирожок есть, съем его. (Волк ест пирожок, звучит «волшебная» музыка) Ой, что это со мной? Пирожок какой-то испорченный. Забыл, что хотел сделать, куда идти. Ладно, пойду прямо.

(Волк уходит. Гномик убегает. Под музыку выбегают Гномы, танцуют)

Гном 1- Ну, что, Гномики-друзья , пойдем в лес за цветами для Белоснежки.

(Поют песню)

Бим-бом, бим-бом

Мы песенку поем.

Ты –гном, я-гном

Мы дружно все живем.

Бим-бом, бим-бом

Цветы искать идем.

Бим-бом, бим-бом

Белоснежке их найдем!

(Вбегает Белоснежка)

Бел. -Вот, проказники, вы где!

Я-то вас ищу везде.

Тихо убежали,

Даже не сказали.

Гном 2 - Белоснежка, не сердись.

Мы готовили сюрприз.

Гном 3 - Мы не просто убежали,

Мы цветы тебе искали.

Бел. - А зачем же мне цветы?

Гном 4 - Как же позабыла ты?

Гном 5 - Ведь сегодня у тебя

День рождение!

Бел. - Правда, день рождение!

А я забыла.

Гном 6- И тебе к такому дню

Дарим песенку свою.

(Звучит песенка гномов)

Бел. - Спасибо милые друзья

За такое чудесное поздравление.

(Вбегает Маленький Гном)

М. Гном - Белоснежка, братья! Беда, беда!

Все гномы- Что случилось?

М. Гном- Я видел в лесу Волка, он хочет съесть Красную Шапочку и ее бабушку.

Бел. - Надо спасать Красную Шапочку.

Гном 1- Надо помешать Волку. Найдем Красную Шапочку и все ей расскажем.

(Входит Волк)

М. Гном – Ой, Волк!

Волк - Куда это я попал?

Бел. - Здравствуйте, уважаемый Волк. Мы из сказки о Белоснежке и гномах.

Волк - Понял, еще одна воспитанная девчонка. О, я вспомнил! Я же хотел Красную Шапку съесть. Пока я дорогу правильно выберу, да эту девчонку найду… Съем я лучше Белоснежку, она тоже упитанная.

(Гномы окружают Белоснежку)

Гномы- Нет, не съешь!

Волк - Это почему не съем?

Бел. - Господин Волк, мы очень дружны и как в пословице говорится : «Дружный табун волков не боится» .

Волк - Что это за пословицы такие?

Бел. - Пословицы – это народная мудрость.

(Волк обращается к Гномам) - Вы тоже знаете эти, как их там – пословицы?

Гномы - Да!

Гном 2 - Мы много пословиц знаем. Послушай, Волк, пословицы о дружбе.

Гном 3 - Дружба да братство дороже всякого богатства.

Гном 4 - Дружба – святое дело.

Гном 5 - Все за одного, а один за всех, тогда и будет в деле успех.

Волк - Хватит, хватит о дружбе! Может, вы и обо мне знаете эти самые пословицы.

М. Гном- Конечно знаем, слушай.

Гном 6- Волков бояться – в лес не ходить.

Гном 1 - Волка как не корми, он в лес убежит.

Гном 2- Волки и злые люди ходят и озираются.

Волк - Довольно! Все ваши пословицы обо мне неправильные, нехорошие! Лучше продолжайте о своей дружбе.

Гном 3- Друга ищи, а найдешь – береги.

Гном 4- Рожь да пшеница годом родиться, а верный друг всегда пригодиться.

Бел. - Дерево держится корнями , а человек друзьями .

Волк - Вот и неправда, что деревья держатся корнями . Вот смотрите, как их буду выдергивать.

(Дергает деревья , не получается) . Ладно, ваша взяла, держатся деревья корнями , держатся . А на счет дружбы, не верно. Нет такой дружбы. Да ну вас, вы меня совсем заморочили, мне еще больше есть хочется.

Бел. - Господин Волк, возьмите конфетку, она вкусная.

(Волк хватает конфетку, съедает ее. Звучит «волшебная» музыка. Гномы, Белоснежка окружают Волка и поют песню «Бим-бом» . Волк убегает, грозя кулаками. Входит Красная Шапочка)

К. Ш. -Здравствуйте, дорогие

Белоснежка и Гномы.

По тропинке я бежала,

Ваши песни услыхала.

И хоть мне не по пути,

Все ж решила к вам зайти!

Гном 5 - Мы здесь пели и плясали,

Белоснежку поздравляли.

Все гномы - С днем рождения!

К. Ш. - И тебя я поздравляю,

Счастья, радости желаю!

Бел. -Спасибо! А куда ты идешь?

К. Ш. - Бабушке несу я угощения.

Встретила я Волка по пути.

Решил он тоже к бабушке идти.

Бел. - Волку лучше ты не верь,

Это очень хитрый зверь.

И по сказке знаю я,

Должен скушать он тебя.

М. Гном - Волк тебя уже искал! Заблудился он в лесу.

Гном 6 - Потерял дорогу к бабушкиному дому.

Гном 1 - Странный Волк какой-то был.

Бел. - Красная Шапочка, он хочет тебя съесть. Он и меня хотел съесть, да мои друзья – Гномы ему не дали .

К. Ш. - Что же делать? Как мне быть?

Гномы - Мы хотим вас проводить.

И от Волка защитить.

К. Ш. - Вы- настоящие друзья ! Спасибо!

(Все уходят под музыку. Выбегают дети в костюмах Трубадура, Осла, Собаки, Кота, Петуха)

Труб. - Эй, народ, выходи!

Да на нас погляди!

Осел- Мы бременские музыканты,

Циркачи, комедианты.

Собака - Мы еще вас удивим,

Кот - От души повеселим.

Петух- Смотрите, не зевайте,

Да рты не раскрывайте.

Труб. - А сейчас мы поиграем,

Да гостей всех позабавим.

(Ритмичный танец – игра)

Труб. - Вот это народ, умеет веселиться.

Но нам пора в дорогу.

Осел - Жизнь музыканта не легка,

Дорога наша далека!

Собака - Нас ждут в далеких городах,

Кот - На ярмарках и площадях.

Петух- А теперь, друзья , прощайте,

И нас не забывайте!

(На встречу выбегает Волк, загораживает дорогу)

Волк - Это, что за балаган?

Кто вы такие? Нет ли среди вас Красной Шапки?

Осел - Мы – бременские музыканты,

Циркачи, комедианты.

Собака - Красной Шапочки у нас нет, она из другой сказки.

Волк - Знаю, знаю. Совсем мне плохо стало после пирожка и конфеты. Может мне петушатенки отведать, полегчает.

Труб. - Никого мы тебе не отдадим.

Кот - И как в пословице говориться : «Друзья познаются в беде » .

Волк- Слышал, слышал я ваши пословицы.

Опять эта самая дружба.

Петух -Волк, у нас есть яблочки, угощайся, утоли свой голод.

Труб. - Волк, пойдем с нами кататься на лесной веселой карусели.

(Игра «Карусель» И. Лопухина)

Волк- (жалобно) – Вы все такие дружные, друг за друга горой стоите. Теперь я поверил и понял, правильно в пословице говорится : «Дерево держится корнями , а человек друзьями ». А я один- одинешенек. Некому меня пожалеть… Пойду я лучше к бабульке…

(Волк уходит. Под музыку выходят все герои, кроме Волка, встречаются)

Труб. - Что за чудо? Что за лес?

В нем полным полно чудес!

Осел - Мы боялись злых зверей,

А вот встретили друзей !

Собака - Далеко ли вы идете ?

Отдыхать иль по заботе?

К. Ш. - Я иду к бабушке, несу ей сладкие пирожки.

А Белоснежка и Гномы провожают меня, чтобы защитить от злого Волка.

Кот- Мы встречались с Волком. Он хотел съесть нашего Петушка.

Петух - Но мои друзья не дали меня в обиду, защитили.

Труб. - Мы угостили Волка яблочком.

Осел - Но он был какой-то странный.

К. Ш. - По сказке Волк должен съесть меня и бабушку.

Собака- Гав! Гав! С вами мы пойти хотим.

Кот - Вас от Волка защитим!

Гномы- Пошли вместе!

(Под музыку обходят зал и попадают к домику бабушки. Красная Шапочка стучит в дверь)

К. Ш. - Здравствуй, дорогая бабушка!

Баб. -Здравствуй, внученька!

Все - Здраствуйте!

Баб. - Здравствуйте! Как гостей сегодня много!

К. Ш. - Это нам с тобой подмога.

В сказке есть момент такой

Волк съедает нас с тобой.

Баб. - Что же делать? Как нам быть?

Все - Мы хотим вас защитить.

Баб. - Так скорей все заходите,

Лучше Волка дома ждите.

(Заходят все в дом. Из-за дерева выходит Волк , стучит в дверь)

Волк- Эй, хозяйка, отвори!

Баб. - За веревку потяни, дверь и откроется.

(Все герои выходят. Волку одевают мешок на голову)

М. Гном- Вот попался ты злодей,

Будешь знать, как есть детей .

(Под «волшебную» музыку входит Лесная Фея)

Лес. Фея- По заклинанию старой , злой Феи Крококу ты должен оставаться злым, одиноким волком до тех пор, пока не встретишься трижды с добрыми, дружными, отзывчивыми сказочными героями, из рук которых примешь и съешь угощения. Время пришло, чары рассеялись.

Раз, два, три – повернись,

От мешка освободись!

(волк кружится, скидывает мешок)

Вот и стал ты, как и все жители этой необычной сказочной страны добрым, отзывчивым Волком.

Волк - Я не ем детей ,

Ем творог, повидло, джем.

Я цветочки собираю,

Милым девочкам вручаю.

Труб. - Хорошо нам всем дружить,

Вместе интересней жить.

Узнавать, играть и петь,

И без дела не сидеть!

(Все поют песню «Настоящий друг» )

Текст песни – «Настоящий друг»

Слова : Пляцковский М. Муз. Савельев Б.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой" - шутят все вокруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

Текст песни "Бабушка"

Вместе с солнышком мы встаем,

И с бабулечкой чай попьем.

С вареньем и медком,

С ватрушкой, с пирогом,

С вареньем и медком,

С ватрушкой, с пирогом,

И не бывает скучно нам вдвоем.

Припев :

Люблю я очень бабушку родную,

Такую добрую и озорную.

Всегда будь рядышком,

Со мною, бабушка!

Ты мой надёжный,

Самый верный друг!

Ритмическое упражнение

«Веселая карусель» И. Лопухина

Мы на карусели сели.

Дети встают в пары.

Взявшись за руки, кружатся.

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

Вверх летели,

Вниз летели.

Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, потом - наоборот.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад.

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

Изображают, сидя на полу, как «гребут веслами» .

К берегу пристала лодка.

Мы на берег прыгнем ловко.

Встают прыжком.

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.

Скачут на двух ногах.

У человека и общества исторически сложились противоречивые отношения, но пока одного без другого представить нельзя. Одним из критериев успешности мужчины или женщины сегодня является то, насколько они востребованы другими людьми. Поговорим о пословице «Дерево держится корнями, а человек - друзьями».

Значение

Люди в России довольно долго жили общинно. Крестьянам дали вольную только в 1861 году. Конечно, если почитать внимательно историю, то можно узнать: индивидуализм на Руси существовал, но был уделом немногих. Большинство, собственно, как и сейчас, мыслило коллективно. Н.А. Бердяев, сравнивая русскую душу и европейскую, говорит, что у нас душа в основе своей коллективистская, а у европейцев - индивидуалистическая. Из этого вытекает, что мы - люди очень душевные. Но это лишь потому, что на протяжении истории нам почти насильственно навязывали коллектив - пришлось в итоге приспосабливаться.

Да, читатель, наверное, начинает терять терпение и думает: «При чем здесь пословица “Дерево держится корнями, а человек - друзьями”?» Мы стараемся показать, что восхваление дружбы в устойчивых выражениях не вырастает на пустом месте. Всему виной долгое совместное сосуществование с себе подобными. У нас такие погодные и социальные условия, что один человек никак не мог обработать землю, чтобы прокормить свою семью, поэтому приходилось решать проблему сообща. Без взаимовыручки многие люди не выжили бы. Отсюда следует, что дружба - это великая сила.

Однако переходим к значению устойчивого словосочетания «Дерево держится корнями, а человек - друзьями». Оно, как уже можно было догадаться, настаивает на том, что главное для человека - это друзья. Именно последние вместе, разумеется, с семьей образуют социальную почву человека.

Синоним фразеологизма - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Эта пословица, конечно, тоже о дружбе. Позднее, уже в наше время, она подверглась циничной вульгаризации. Если у тебя два или даже четыре друга, то у них вряд ли найдется сразу 25 рублей с каждого, а если твоя армия приятелей насчитывает 100 единиц, то ведь рубль - это не деньги. Но, конечно, на самом деле так никто не мыслит. Основная ценность дружбы в том, что человек безвозмездно, то есть даром, помогает в трудную минуту.

Смысл у синонима выражения «Дерево держится корнями, а человек - друзьями» такой: деньги в трудную минуту не спасут, а вот друзья помогут всегда. Видимо, так как русский народ все-таки не был излишне идеалистичен, то люди полагали: если у тебя есть 100 друзей, то хоть кто-нибудь, да отзовется.

Выдерживает ли фразеологизм проверку современностью?

Отличный вопрос. Даже читая классику, хочется знать, насколько она актуальна. С фразеологизмами та же история. Всех интересует вопрос: ржавеет ли народная мудрость? Можно ли сейчас сказать, что дерево держится корнями, а человек - друзьями? Настоящие друзья - это редкость. Если кто-то может похвастаться такими отношениями, то это хорошо. Обычно приятелей у нас сколько угодно, а вот друзей всего один или два. Если человек живет достаточно однообразную и благополучную жизнь, то у него может быть много друзей. Если существование сотрясают катаклизмы, то друзей мало. Но испытания не так страшны, как, например, разлука, перерыв в общении, расхождение в точках зрения или разница в развитии. Что же касается самоотверженной дружбы, когда один сделает все для другого, то она редко встречается. Это происходит совсем не потому, что люди стали хуже, просто наша скоростная жизнь, как правило, не оставляет времени на подвиги, но, конечно, все это только отговорки.

Итак, мы рассмотрели фразеологизм «Дерево держится корнями, а человек - друзьями». Смысл его, надеемся, теперь ясен читателю.

Методическая разработка внеклассного мероприятия
духовно­нравственной направленности
«Дерево держится корнями, а человек
друзьями»
Разработала:
Васильева Ольга Леонидовна,
учитель начальных классов
"Чебоксарская НОШ
для обучающихся с ОВЗ № 2"
Минобразования Чувашии
Цель: создать условия для формирования у обучающихся основ духовно­ нравственного
воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг».
Задачи:
Обучающие задачи:

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
 Рассуждать на тему: «Что важно для дружбы?)».
 Составлять синквейн и кластера.
Регулятивные:
 Развивать умения выбора действия в соответствии с поставленной задачей и
возможность соотносить способ действия и его результат с заданным эталоном.
 Развивать умение анализировать и сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
Коммуникативные:
 Проявлять активность во взаимодействии обучающихся во время выполнения заданий
для решения коммуникативных и познавательных задач.
 Развивать умения формулировать и задавать вопросы с целью получения нужной
информации.
 Формировать умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять
другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.
 Инсценировать сказку «Светлячок ищет друзей».
Технологическая карта занятия
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
Организаци­
онный
момент.
Круг
радости.
Раз, два, три, четыре, пять…
Встаньте в круг, друзья, пошире.
Громко скажем: «Здравствуй,
друг,
Приходи в наш общий круг!»
Необходимо хлопнуть в ладоши,
если относишь себя к следующей
категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девочки;
Только те, кто любит вкусно
поесть;
Только те, кто опаздывает на
(Обучающиеся

становятся в круг.
Круг
радости
сопровождается
спокойной,
жизнерадостной
музыкой).
Хлопают в ладоши,
если относят себя к
данной категории.
Регулятивные
УУД: ­
самостоятельно
организовывать
свое рабочее
место;
­ эмоционально­
мотивационная
установка
занятие
позитивное
общение.
на
и

уроки;
каникулы;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит

Актуализа­
ция знаний
идет речь.
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится
играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное
настроение.
Послушайте и догадайтесь, о чём
 Она бесплатна, но стоит
многого.
 Она обогащает тех, кому
но не
она предназначена,
обедняет тех, кто её дарит.
 Она появляется на
мгновение, но иногда остаётся в
памяти навсегда.
 Никто не богат так,
чтобы прожить без неё, но даже
самый бедный человек с ней
становится богаче.
 Её нельзя купить,
вымолить, одолжить, украсть,
потому что она сама по себе
ничего не стоит, пока её не
подарят другому!
 С неё
начинается
дружба.
Так что же это?
­ А теперь возьмёмся за руки,
посмотрим соседу в глаза и
подарим ему самую добрую, какая
есть улыбку по очереди.
­ Что вы почувствовали,
улыбаясь другому человеку?
­А что ощутили,
улыбались вам?
когда
­ Запомните эти ощущения.
Вам было несомненно приятно,
ведь улыбка –
это лучшее
противоядие, созданное природой
от неприятностей.

А теперь послушайте фразу и
постарайтесь запомнить «Если
увидишь лицо без улыбки,
улыбнись сам».
В любом деле, весёлая песня –
надёжный помощник. Пусть зазвучит
сейчас песня «Здравствуй, друг!»
Личностн
ые УУД:
приобретать
опыт
внимательного
отношения
к
окружающим
людям.
Отгадывают загадку.
Улыбка.
Дарят добрую улыбку
друг другу.
Высказывают
ощущения.

свои
Запоминают фразу.
Поют песню Лоры
Квинт и Владимира
Кострова "Здравствуй
мир,
здравствуй
друг!"

Определение
темы и цели
занятия.
Обсуждение
основных
вопросов
занятия.
Театрализо­
ванное
представле­
ние
Игровое упражнение «Найди себе
подобного»
Шаг 1.Каждый из вас получит
рисунок с изображением (солнышко,
цветок, радуга и один рисунок
грозовой тучки).
Шаг 2. Не разговаривая между
собой, найдите себе подобного и
займите место за нужным столом.
Ищут
себе
подобного
и

занимают место за
нужным столом.
Шаг 3.
Один обучающийся
остался и обсуждает с ним вопрос:
«Как чувствует себя тот, кто остался
один и без друзей».
Шаг 4. Какой рисунок ты хочешь
себе выбрать и в какую группу войти?
­ Как вы думаете, какая тема
этого занятия?
­ Верно. Тема занятия «А без
друзей на свете трудно жить…»
­ Какие поставим цели?

один,
Оставшийся
делится со своими
чувствами и занимает
место за тем столом,
где ему нравится
больше всего.
Формулируют тему
занятия.
(Дружба,
вместе хорошо)
Высказывают

предположения.
свои
Театрализованное представление «Светлячок ищет
друзей»
(Звучит музыка, шум леса, голоса птиц, журчание ручья.)
Вед. Ребята, здравствуйте, куда это мы попали? Как
красиво кругом. Ой. Кто это шуршит в траве? Осторожно…
(Появляется Светлячок с фонариком)
Вед. Ребенок1: Летним вечером Светлячок зажигает свой
голубой фонарик и летает, летает над травой. Что он делает?
Чем занят? Оказывается, ищет друга.
Вед. Ребенок 2: Да, у каждого из вас есть друг, иногда
даже много друзей. А у Светлячка не было ни одного. Но он
знал, что с друзьями хорошо и весело, можно поиграть. Вот ему
и захотелось иметь друга. Зажег он фонарик и полетел
Вед. Ребенок 1: Летел Светлячок, летел и вдруг услышал в
траве какие­то звуки. Посветил фонариком и видит: Кузнечик
прыгает, куда­то торопится. Светлячок окликнул его.
Светлячок: ­ Кузнечик, а Кузнечик!
Кузнечик: ­ Чего тебе?
Светлячок: ­ Ты хочешь стать моим другом?
урока
Регулятивные
УУД:
Самостоятельно
формулировать
тему
после
предварительног
о обсуждения.
Коммуникативн
ые
УУД:
участвовать в
диалоге,
высказывать
свою точку
зрения,
оформлять свои
мысли в устной
речи.
Коммуникатив­
ные УУД:
инсценировать
сказку
«Светлячок
ищет друзей».

Кузнечик: ­ Да, хочу.
Светлячок: ­ Тогда пойдем со мной поиграем.
Кузнечик: ­ Хорошо, но только чуть позже. Сейчас я
должен найти своего младшего брата. Он только что шалил
здесь и куда­то пропал. Я его жду, а его все нет. Мама
волнуется, велела мне разыскать его. Ты появился как раз
вовремя. Помоги мне, посвети, пожалуйста, на дорогу!
Светлячок: ­ не могу я этим заниматься, я должен искать
друга!
Вед. Ребенок 2: Летел он, летел и вдруг опять слышит в
траве какой­то звук. Посветил он опять фонариком и увидел
Муравья. Бежит Муравьишка, а за спиной у него большой
мешок. Светлячок и кричит ему:
Светлячок: ­ Эй, Муравей, Муравей!
Муравей: ­ Что тебе?
Светлячок: ­ Не хочешь ли ты стать моим другом?
Муравей: ­ Хочу!
Светлячок:­ Ну, давай поиграем!
Муравей: ­ Ладно, поиграем, но немного погодя, я должен
отнести домой мешочек, только вот я немного заблудился.
Посвети мне, покажи дорогу.
Светлячок: ­ Не могу я этим заниматься. Я должен друга
искать! (летит дальше)
Вед. Ребенок 1: Вот уже, который вечер Светлячок, держа
свой фонарик, все летает и летает над травой. Чем он занят?
Чего он хочет? Все друга ищет.
Вед. Ребенок 2: Так и не нашёл?
Вед. Ребенок 1: Нет, не нашёл.
Работа в
группах.
Упражнение
“Что важно
для дружбы?”
А вы, ребята, как думаете, почему же
Светлячок так и не нашел друга. Ты
садись, Светлячок, послушай.
­ Выберите 5 самых главных
высказываний в порядке значимости.
Что будет на 1, 2, 3, 4, 5­м месте?
 Давать друг другу
списывать контрольные работы
и домашние задания.
 Защищать друг друга от
обидчиков.
 Угощать друг друга
сладостями.
 Уметь сказать друг другу
правду, даже если она не очень
приятна.
 Уметь уступать друг
другу.
 Часто ходить друг к

в
Участвуют
диалоге,высказывают
свою точку зрения,
Совещаются в группе,
нужные
выбирают

высказывания
и
располагают их в
порядке значимости
«Что важно для
дружбы?»

Личностные
УУД
Оценивать
жизненные
ситуации с точки
зрения
общепринятых
норм

ценностей.
и
Коммуникат
УУД:
ивные
слушать других,
пытаться
принимать
другую точку
зрения,
быть
готовым

другу в гости.
 Помогать друг другу.
 Не ссориться друг с
изменить свою
точку зрения.
другом по пустякам.
 Искренне
радоваться
успехам друг друга.
Составл
ение кластера
«Дружба»
Посередине классной доски пишет
ключевое слово «Дружба», вокруг
проводит прямые линии.
­ Как вы думаете, какое задание сейчас
мы будем выполнять?
­ Что такое кластер?
Составим кластер на тему «Дружба»
свои
Высказывают

предположения.
(Будем составлять
кластер)
Отвечают на вопрос.
(Кластер – это пучок,
созвездие.)
Составляют кластер.
Познаватель
ные УУД:
Преобразовы
вать
информацию из
одной формы в
другую:
представлять
информацию в
виде
текста,
таблицы, схемы.

Светлячок: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как нужно
искать друзей. Друзьям следует помогать. Друзей беречь. Быть
внимательнее, отзывчивее, добрее.
Поиграем в игру «Скажи
наоборот»
­ Вы грустные ребята?
­ Вы ленивые ребята?
­ Вы недружные ребята?
­ Вы злые ребята? (Мы добрые
ребята).
­ Вы грубые ребята?
­ Вы жадные ребята?
­Помогите мне найти друзей и
соединить их. (На доске картинки с
портретами героев из разных сказок.
Необходимо найти друзей и соединить
их. (На доске волк, Белоснежка и гном,
Чебурашка и крокодил Гена, Дядя
Фёдор и кот Матроскин, Малыш и
Карлсон, Буратино и Мальвина.)
­ Кому друга вы не нашли?
Называют антонимы
(Мы весёлые ребята).
(Мы трудолюбивые
ребята).
(Мы дружные ребята).
(Мы
вежливые
ребята).
(Мы щедрые ребята).

друзей. Коммуникативные
УУД:
Участвовать
в диалоге,
высказывать
свою точку
зрения,
оформлять свои
мысли в устной
речи.
Игра
"Скажи
наоборот".
Игра «Найди
пару».

­Почему волк остался без друзей?
­ Каким должен стать волк, чтоб
у него появились друзья?
­ Составим синквейн по схеме с
«Друг».
словом

основным
Работа
по группам.
Сочинение
синквейна
«Друг».
Участвуют в диалоге.

Составляют синквейн,
распределяют роли и
озвучивают
свой
синквейн(1 строчка
первый обучающийся,
2 строчка – второй,
3 строчка – третий, 4
строчка – четвёртый, 5
строчка – хором)
Регулятивны
е УУД:
работая по
сверять
плану,
свои действия с
целью и,
при
необходимости,
исправлять
ошибки
помощью
учителя.
с

Коммуникат
ивные УУД:
договаривать
ся с людьми,
выполняя
различные роли в
группе,
сотрудничать в
совместном
решении
проблемы
(задачи).
Коммуника
тивные УУД:
проявлять
активность во
взаимодействии
обучающихся во
время
выполнения
заданий
решения
коммуникативны
х
и
познавательных
задач.
для

Танцевальные
движения под песню
«У друзей нет
выходных» (автор ­
Любаша Т.Залужная)
Отвечают на вопросы
викторины.
Динамич
А теперь музыкальная разминка.
еская пауза
Виктори
на
­Вспомним сказки, в которых
дружба помогает творить чудеса.
1. В какой сказке дружба помогла
собрать урожай? («Репка»)
2. Как называется сказка, в которой
есть персонаж Гурд? Подсказка: Гурд
– это друг наоборот. («Королевство
кривых зеркал»)
3. «Я не волшебник, я только учусь. Но
дружба помогает нам делать
настоящие чудеса…». Кто это сказал?
(Паж из «Золушки»)
4. В какой сказке построили Дом
дружбы? Кто ее написал?

(«Чебурашка», Эдуард Успенский)
5. Как звали кота, который говорил:
«Ребята, давайте жить дружно!»
(Леопольд)
6. В какой сказке, благодаря дружбе
сформировался музыкальный
коллектив? («Бременские
музыканты»)
­ Настоящие друзья всё делят
пополам. А сейчас послушайте
стихотворение и скажите, можно ли
таких друзей назвать настоящими.
Обсуждение
вопроса «Что
такое компро­
мисс»?
Эти дети не могли пойти на
компромисс.
­ А вы знаете, что такое
компромисс? Компромисс ­ это
согласие на основе взаимных уступок.
­ Тот, кто не боится идти на
чаще выходит из
компромисс,
конфликта победителем.
­ Рассмотрите рисунки, какие
выводы можно сделать на основании
просмотра всех рисунков?
Познавател
ьные УУД:
соотносить
новую
информацию с
имеющимися
знаниями о том,
что
такое
«дружба» и что
значит «верный
друг».

Подготовленный
ученик читает
стихотворение С. Я.
Маршака
Есть у меня
товарищ Федя,
Он очень жаден
и упрям.
Мы стали с ним
делить медведя –
И разделили
пополам.
С тех пор никто
на свете снова
Обоих мишек
сшить не смог:
У Феди мишка
безголовый,
А у меня без задних
ног.
Высказывают

предположения.
свои
Рассматривают
рисунки,
вывод.

делают
Познаватель

ные УУД:
добывать новые
знания:
извлекать
информацию,
представленную
в
разных
формах.

Коммуникат
ивные УУД:
Доносить
свою позицию до
других:
высказывать
свою
зрения
пытаться
обосновать,
приводя
аргументы.
точку

Личностные
УУД:
приобретать
опыт
внимательного
отношения
окружающим
людям.
к
в

Обсуждение
группах.
Высказывание
предположений детей
­ Послушайте притчу.
­В давние времена была семья – сто
человек, и в ней царили мир, любовь и
согласие. Молва об этом долетела до
правителя. И он спросил у главы семьи: «Как
вам удается жить, никогда не ссорясь, не
обижая друг друга?» Старец взял бумагу и
написал на ней что­то.
­Как вы думаете, что написал старец?
­Правитель посмотрел и удивился: на
листе 100 раз было написано одно и то же
слово ПОНИМАНИЕ. (слайд 11)
­ Только тот, кто понимает другого,
может идти на компромисс и выходить из
затруднительных положений без конфликтов.
Такой человек в жизни будет настоящим
другом.
Упраж­
нение
«Бутон».
Закройте глаза, представьте
себе весенний день,
светит
солнышко, дует тёплый ветерок, вы
сидите на полянке, вокруг вас
много­много цветов.
Найдите
самый красивый цветок, который
близок вашему сердцу. Назовите
его своим именем, рассмотрите
своё имя.
Каждый из вас
неповторим. Сделайте глубокий
вдох, возьмитесь за руки, вместе
поднимите руки вверх. Вот какой
получился у нас сад имён! Вместе
мы целая поляна на нашей планете!
А теперь крепче возьмитесь
за руки. Постарайтесь вместе
одновременно встать, не отпуская
рук.
– Вот какой расцветающий

Делятся со своими
чувствами
Раскрашивают
колоски.
(Жёлтые)
(Зелёные)
к
из
и

Личностные
УУД:
способность
самооценке
исходя
социальных
личностных
ценностей,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор

Рефлексия

бутон получился у нас. Бутон
нашей дружбы!
– Откройте глаза.
– Молодцы!
– Что вы чувствовали при
выполнении этого упражнения?
– Давайте всегда дарить тепло
друг другу.

какие?
­ Дети, у вас на партах лежат
колоски, мы сейчас составим из них
пшеничные
букеты.
­ Когда пшеница созревает, каким
цветом становятся колоски?

­ А когда она еще не созрела, то
колоски

­ Подумайте, вы уже научились
дружить, ваши колоски созрели для
настоящей
дружбы?
­ Если “да”, то раскрасьте колоски
желтым цветом, если кто­то еще не
созрел,
а только учится быть
раскрасьте
настоящим другом,
зеленым
цветом.
­ Судя по вашим ответам и
высказываниям, вы будете настоящими
друзьями и перенесете школьную
дружбу
взрослую
жизнь. Исследованиями и опросами
установлено, что лучшие друзья – это
друзья
школы.
­ А еще, если вы хотите больше узнать
про настоящую дружбу, предлагаю вам
взять в
библиотеке имени М.
Трубиной книги о друзьях и дружбе.
детства,
во
и

­На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого, ­
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Подарим друг другу песню Константина Костина
«Лети, лети, лепесток».
­ Желание сегодня будет одно у нас,
Пусть будет друг настоящий рядом.

Использованная литература
1. Стандарты второго поколения. Концепция духовно­нравственного развития и
воспитания личности гражданина России./ А. Я. Данилюк А. М. Кондаков, В. А.
Тишков.­ Москва «Просвещение», 2009.
2. Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы­составители Л. С.
Бескоровайная, О. В. Перекатьева. Изд. 3­е – Ростов н/Д: изд­во «Феникс», 2004. – 352с.
3. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе. – СПб.: СПб АППО, 2007. – 135
4. Сухин, И. Г. Развивающие кроссворды для детей 7 ­12 лет в стране сказок и
приключений. – М.: АРКТИ, 2004.
5. Учебно­воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий,
занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1/авт.­сост. Н. А. Касаткина. –
Волгоград: Учитель, 2005. – 253 с.
6. Учебно­воспитательные занятия в группе продлённого дня: конспекты занятий,
занимательные материалы, рекомендации. Вып.2/авт.­сост. Н. А. Касаткина. –
Волгоград: Учитель, 2005. –382 с.
7. Козловская, Л. И. Организация досуговой деятельности учащихся. – Режим доступа:
http//festival. 1september.ru