Пренатальное развитие ребенка. Новорожденность. Врожденные формы психики и поведения. Такие разные родители

Ученые доказали, что фундамент для будущего развития ребенка закладывается очень рано – в возрасте до шести лет. В этот же период включается и пренатальное развитие малыша – крайне важный этап до его рождения. У будущей мамы есть возможность помочь маленькому человечку развиваться и узнавать мир еще до того, как она первый раз возьмет его на руки.

Значение пренатального развития

Зачем нужно заниматься пренатальным развитием малыша? Изучая высшую нервную деятельность человека, ученые доказали, что не используемые области мозга со временем атрофируются. При этом значительная часть этого процесса заканчивается до достижения ребенком возраста семи лет. Однако результаты последних исследований позволили обнаружить, что в мозге абсолютно здоровых новорожденных младенцев тоже встречаются атрофированные нейроны. Ученые пришли к выводу: человеческий мозг готов воспринимать информацию еще до рождения. И, если информации недостаточно – соответствующие отделы мозга начинают атрофироваться за ненадобностью.

Вывод ученых подтверждает и поведение будущих мам. Женщины всегда догадывались, что малыш, еще находясь в животе у мамы, многое слышит и понимает. Мамы разговаривают со своими еще не рожденными детишками, поют им песенки, рассказывают сказки. Еще 2000 лет назад в Древнем Китае беременные женщины собирались вместе, чтобы петь хором – по несколько часов подряд. Аналогичные обычаи существовали и в Древней Японии, и в Европе.

Пение для пренатального развития малыша

Пение имеет огромное значение для пренатального развития малыша. Во-первых, малыш слышит мамин голос, а это – самый приятный и успокаивающий для него звук. Встраивая в слова песни имя будущего ребенка (или называя его постоянно одним и тем же ласковым прозвищем – Комочек, Кнопка, Ягодка и т.д.), мама обращается к малышу-эмбриону, запуская интеллектуальную деятельность его мозга, заставляя концентрировать внимание. Детские песни (потешки, колыбельные, и т.д.) с незамысловатыми словами, повторяющимися многократно, помогают малышу осваивать родной язык еще в материнской утробе.

Во-вторых, пение помогает правильному дыханию мамы – то есть дыханию, полезному для физиологических процессов будущего ребенка. Ученые считают, что вибрации, вызываемые дыханием беременной женщины, играют ключевую роль для физиологического и психологического развития эмбриона. Пение «запускает» важные функции маленького организма, положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.

Можно, конечно, просто петь любимые песни – малыш будет слышать ваш голос, получать важную информацию из слов песни, вибрации при пении действуют на него как приятный массаж. Однако чтобы добиться тех самых «чудесных» результатов, о которых говорят специалисты по пренатальному развитию , петь нужно правильно.

Правила пения будущему ребенку таковы:

  • Песенные занятия нужно проводить регулярно , в одно и то же время – малыш привыкает к занятиям, ждет их и готов к восприятию
  • Песенки должны быть осмысленны . Утром мама поет приветственную песенку, вечером – колыбельную. Начинать нужно с самых простых песенок, затем, с каждым следующим месяцем, музыка становится все сложнее – и по ритму, и по смыслу. В последнем триместре малышу уже вполне можно петь о разных странах, о животных и растениях, о городах и машинах
  • В песенные занятия необходимо включать движения. Все эти движения привязаны к фрагментам песни и повторяются изо дня в день – так малыш привыкнет к ним и запомнит. Например, обращаясь к солнышку, можно протягивать руки к окну, в куплете про дерево – поднимать их вверх. Включайте в песни танцевальные движения, которые вам нравятся, но соблюдайте осторожность – все-таки беременность влечет некоторые ограничения
  • Каждую неделю-две нужно вносить в репертуар новые песни . Однако, больше двух новых песен в неделю предлагать малышу не стоит. Если какая-то песня нравится ребенку больше других (мама может понять это по его реакции), пойте ее чаще
  • Обязательно хвалите малыша за его реакцию на песню (ритмичные шевеления) – поглаживайте животик, говорите «молодец», «умничка», и т.д.
  • Перед сеансом пения необходимо наладить дыхание : на 4 счета - вдох, на 4 счета – выдох

Пример песенки-колыбельной для пренатального развития:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Во время пения нужно глубоко и ритмично дышать и поглаживать живот по часовой стрелке.

Для достижения лучшего результата можно пойти на специальные занятия по пению для беременных – на них обучают правильному дыханию при пении, правильным движениям, будущим мамам предлагают песни для любого триместра беременности.

Классическая музыка для пренатального развития

Что касается классической музыки, ее значение для пренатального развития не подлежит сомнению в современной медицине. Американские ученые в ходе проведенного исследования сделали вывод, что даже десятиминутное прослушивание классической фортепианной музыки будущей мамой стимулирует мозговые процессы малыша. Было обнаружено, что ребенок в материнской утробе реагирует на музыку убыстрением сердцебиения, при этом, на отдельные ноты, взятые из мелодии, никакой реакции зафиксировано не было.

Большинство специалистов пренатального развития сходятся на мнении, что на пятом месяце беременности малыш начинает различать звуки внешнего мира. Вибрации, возникающие при прослушивании музыки, он чувствует даже на более раннем этапе. Прослушивать классическую музыку будущая мама может с самого начала беременности – ведь музыка успокаивает, а все ее эмоции передаются малышу.

Музыка, полезная на любом сроке беременности:

  • для снятия раздражения - «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха;
  • от головной боли - «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина;
  • от бессонницы - «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;
  • для успокоения - «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта.

Начиная с пятого месяца, можно начинать «занятия» классической музыкой уже с малышом. Правила для музыкальных занятий во многом совпадают с правилами пения:

  • Регулярность занятий. Прослушивайте классическую музыку регулярно, в одно и то же время.
  • Правильное дыхание. Дышите глубоко, спокойно и ритмично – под музыку.
  • Выбор музыки. Выбирайте ту музыку, которая нравится малышу, на которую он реагирует, ритмично двигаясь.
  • Общение с малышом. Во время прослушивания можете разговаривать с малышом тихим, спокойным голосом, легонько поглаживать животик.

Когда малыш появится на свет, он будет знать и любить классические композиции, которые вы проигрывали ему до рождения. Дети, которых «воспитывали» на классической музыке в пренательном периоде, и после рождения обычно легко успокаиваются и засыпают под любимые мелодии. Кроме того, такое «воспитание» благоприятно сказывается на формировании музыкального слуха ребенка.

Надо заметить, что к понятию «классическая» в данном контексте можно отнести и духовную музыку. Эта музыка прошла испытание временем, она эффективно воздействует на эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Если такая музыка нравится будущей маме, она принесет пользу и малышу.

Стихи и сказки для пренатального развития

Когда мама рассказывает своему будущему малышу сказку или просто разговаривает с ним, он, как правило, успокаивается, затихает, «прислушивается». В это время запускаются активные процессы в головном мозге малыша, он запоминает отдельные слова, реагирует на фразы и интонации.

Специалисты по пренатальному развитию рекомендуют читать народные детские сказки – они, кроме смысловой нагрузки, обладают напевностью звучания. Это успокаивает малыша и вызывает благотворные вибрации, как при пении.

Стихи для еще не родившегося малыша должны быть короткими, ритмичными и запоминающимися, с повторяющимися словами и фразами. Стихотворный ритм благоприятно влияет на интеллектуальные процессы малыша, способствует более эффективному запоминанию слов.

Для пренатального развития подойдут детские стихи и потешки.

Примеры стихов:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Прибегут гусятки –

Ущипнут за пятки!

Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


Кошка целый день лежит,

Кошка мышку сторожит.

Мышка смотрит за окошко:

Не ушла ли еще кошка?

Пренатальное развитие малыша - важный период в его жизни. На этом этапе закладывается потенциал для его психологического и интеллектуального развития. Начинайте дарить малышу внимание, любовь и ласку еще до его рождения!

Период пренатального развития - это период от зачатия до рождения (Г. Крайг).

Созревание будущего младенца происходит в строго контролируемой среде - матке, но даже и здесь внешняя среда оказывает влияние на его . Ожидания и опасения, достаток и лишения, стабильность и потрясения, здоровье и болезни в тех семьях, где предстоит родиться детям, влияют не только на их последующую жизнь, но и на пренатальное развитие.

Большинство врожденных дефектов обусловлено воздействием средовых факторов в течение пренатального периода или во время родов, а также взаимодействием факторов наследственности и среды (Г. Крайг).

Ученые выделяют три главные факторы риска, которые оказывают сильное влияние на весь ход внутриутробного развития: питание, и возраст матери (Р. Кайл).

Тератоген - это специфический фактор, нарушающий нормальное развитие плода (например вирус, химический препарат). Так, краснуха может вызвать умственную отсталость, поражение зрения, слуха, сердечной деятельности; никотин - задерживает рост, влияет на умственные способности; излучение - задерживает рост, вызывает лейкемию, задерживает умственное развитие.

Принципы действия тератогенов:
1) воздействие тератогенов зависит от генотипа организма;
2) воздействие тератогенов изменяется на разных этапах внутри-gутробного развития;
3) каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;
4) повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут проявиться в дальнейшем.

Новорожденность (0-2 месяца)
С рождения ребенок наделен способностью слышать и видеть, различать вкус и запах, чувствует прикосновение, давление и боль.

Доношенные дети обладают целым рядом врожденных (безусловных) рефлексов, которые помогают ему приспособиться к новым условиям. Это пищевые рефлексы, защитные, ориентировочные. К концу первого месяца жизни появляются и первые условные .

Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно слиты с . Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Так, при резком звуке ребенок прекращает движение, замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе.

Движения рук младенца направлены к предмету, ощупывание предмета появляется на 4-м месяце. В 5-6 месяцев ребенок может схватывать предмет. Хватание - первое целенаправленное действие, является основой манипуляции с предметом. После 7 месяцев развиваются «соотносящие» действия. После 10 месяцев - первые функциональные действия. К одному году ребенок встает на ноги. На протяжении этого возраста наблюдается эмоциональное развитие. Первым является узнавание, после 8 месяцев появляется воспроизведение - восстановление в памяти образа.

Основные психологические новообразования первого года жизни:
- освоение вертикальных поз сидения и стояния;
- зрительно-моторные манипуляции;
- формирование потребности в общении;
- формирование фонетического слуха (по В.Г. Каменской).

Возросшие сенсорные и двигательные возможности ребенка вступают в противоречие с системой отношений к нему, как к слабому и беспомощному существу, что порождает кризис первого года жизни.

Младенцы, у которых родители сохраняют прежние отношения с ними, не признавая новых черт в их поведении и появившегося стремления к самостоятельности, отличаются повышенной раздражительностью и высокой тревожностью. В дальнейшем после выхода из кризиса они характеризуются недоверием к своим возможностям и своему окружению.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами.

Форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой деловое сотрудничество со взрослыми по поводу действий с предметом.

Ведущая раннего возраста - предметно-орудийная деятельность. Особенно значимыми для психологического развития считаются орудийные и соотносящие действия (пить из кружки, рисовать карандашом, складывать матрешку, вкладывать фигурки в отверстие). Вначале взрослый знакомит ребенка с основной функцией предмета. Однако большое значение в психическом развитии раннего возраста имеет и использование полифункциональных предметов (так кубик может стать хлебом или утюгом). Замещающее действие свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из предпосылок развития игры.

Зарождение новых видов деятельности
Внутри ведущей начинают складываться новые виды деятельности. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Предметная игра - одна из ранних форм игры, представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей. Затем она перерастает в сюжетно-отобразительную (И.В. Шаповаленко), когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения в повседневной жизни. В конце 2-ого года жизни ребенок воспроизводит действия конкретного взрослого из своего окружения.

Рисование проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; изображение по замыслу.

Развитие познавательных психических процессов
ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность.

Зрительное восприятие носит непроизвольный и избирательный характер. Затем накапливается запас представлений о свойствах предметов, становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу - по форме, величине, цвету.

Внимание и память носят в основном непроизвольный характер и вплетены в деятельность.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное.

Раннее детство - сензнтивный период для . Речь начинает выступать как основное средство познания. К 2 годам активный словарь ребенка составляет 200 слов, а к 5 годам - примерно 1200-1500 слов. После 1,5 лет появляются двухсловные предложения. К 3 годам - предложения полные и распространенные.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис 3 лет протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания. Проявляется потребность в реализации и утверждении собственного «Я» («Я сам»). Симптомы кризиса (по Л.С. Выготскому): негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест, обесценивание, деспотизм.

У детей начинает формироваться и автономия (независимость и самостоятельность).

Чувство стыда и неуверенности возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают попытки самостоятельности.

Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье . Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный» . Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением . Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика « BabyPlus»

Методика Брента Логана , директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков , которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus» , отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства , она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела :

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам:

На ранних этапах эмбриогенеза закладываются предпосылки психического отражения мира.

Сам же процесс эмбриогенеза гарантирует неонатанту относительное постоянство среды независимо от того, происходит ли процесс внутриутробно или развитие оплодотворенного яйца осуществляется непосредственно во внешней среде. Здесь лишь можно отмечать разную степень обособленности эмбриона от внешней среды: у теплокровных плацентарных животных она максимальна. Собственно говоря, эмбриону нет необходимости отражать внешнюю среду, поскольку она (в идеале) комфортна и резко не меняется. Поэтому справедливо утверждение о том, что психика эмбриона - это вещь в себе. Она есть продукт саморазвития, а не следствие воздействия на организм плода среды обитания. Тем не менее по мере формирования органов у плода появляется необходимость установления и расширения связей со внешним миром. В этом процессе психика и выступает неким посредником между средой и организмом.

Несмотря на то, что роль среды в психическом развитии неонатанта очевидна, ее не следует преувеличивать. Существуют достаточно убедительные экспериментальные доказательства того, что развитие психики и поведения плода не прекращаются в случае его полной изоляции от среды обитания.

Значение эмбриогенеза для формирования психической деятельности состоит в том, чтобы подготовить морфофункциональную основу неонатанта для отражения мира после его рождения. В процессе пренатального развития формируются сенсорные, сенсомоторные системы и двигательный аппарат плода. Пренатальное развитие отмеченных систем жестко детерминировано наследственной основой, что находит проявление в спонтанной двигательной активности эмбриона и плода. Эта активность незначительно, но все же корректируется внешней средой. И это служит основанием для того, чтобы говорить о существовании явления эмбрионального научения.

Изучение процесса эмбриогенеза у животных с разной эволюционной организацией показало, что движения эмбриона выступают универсальным явлением, свойственным как беспозвоночным, так и позвоночным животным.

Появление у эмбриона того или иного органа с мышцами обязательно сопровождается мышечными сокращениями. Эти сокращения мышц являются единицами будущих сложных поведенческих актов. В процессе эмбриогенеза мышечные сокращения эмбриона или плода еще не несут адаптивного предназначения во взаимоотношениях плода со внешней средой, как это имеет место в постнатальный период онтогенеза.

Однако любое правило имеет исключения. Например, у выводковых птиц птенцы перед выклевом должны иметь натренированные движения головы, шеи и клюва, чтобы в нужный момент разбить скорлупу яйца. Помимо этого, к моменту появления на свет птенец запечатлевает голос матери-наседки. Процесс звукового импринтинга протекает в последние дни эмбрионального развития птенца. Наседка при насиживании постоянно посылает звуковые сигналы, и эти сигналы воспринимаются эмбрионом, т. е. для куриного эмбриона характерно прямое психическое отражение по крайней мере некоторых элементов внешней среды обитания.

Следует отметить, что плодам млекопитающих не свойственна подобная психическая активность. Возможно, что вследствие укороченного эмбриогенеза (в сравнении с выводковыми птицами) детеныши млекопитающих (по крайней мере, незрелорождаемые) рождаются на более ранних стадиях онтогенетического развития, т. е. с неподготовленной морфофункциональной основой сенсомоторной системы.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся . Оплодотворенная икра низших позвоночных является удобным объектом для изучения психического развития и поведения животных в пренатальный период онтогенеза. На эмбрионах рыб показано, что движение зачатков органов возникает в строгой последовательности по мере созревания нервных связей. Эти движения возникают спонтанно и имеют эндогенные причины. После формирования сенсорных систем (тактильной, зрительной) у эмбриона наблюдают движения, спровоцированные экзогенными факторами (механическое раздражение, свет). Эти движения имеют дифференцированный характер. Внешне они проявляются в форме подергивания отдельных частей тела, изгибания, вращения. В конце инкубации эмбрион демонстрирует «клевки». Клевки и изгибания тела способствуют выходу эмбриона из яйца в конце развития.

У земноводных животных в процессе эмбриогенеза отмечают аналогичные рыбам поведенческие проявления. Дополнительно у земноводных после формирования конечностей наблюдают гребковые движения. Вначале они совмещаются с генерализованными движениями всего тела. Эти сложные движения первоначально имеют эндогенные причины. Позже у эмбриона возникают координированные плавательные движения, характерные для свободно живущих головастиков.

В научной литературе подробно описано развитие двигательной активности эмбрионов хвостатых амфибий, например, амбистомы. Задолго до вылупления эмбрионы совершают плавательные движения разной степени сложности. Вначале фиксируют изгибания тела в форме буквы «С», позже изгибы приобретают форму латинской буквы «S». На следующем этапе развития в плавательные движения вовлекаются конечности, причем все эти движения ритмичны и возникают вследствие внутренних причин.

Доподлинно известно, что сложные по биомеханике движения эмбриона амбистомы созревают без научения и даже тренировки. Исследователи выращивали эмбрионы амбистомы в анестезирующем растворе ацетонхлороформа. В условиях опыта эмбрионы были лишены возможности совершать локомоторные действия длительное время без торможения процессов роста и морфогенеза. После того, как икру переместили в нормальные условия, т. е. сняли действие ацетонхлороформа, эмбрионы восстановили двигательную активность. Причем характер их движений (ритм, последовательность, координация) не отличался от движений контрольных эмбрионов, не подвергавшихся воздействию анестетика и имевших возможность тренировать движения.

Эндогенное происхождение локомоторной активности эмбриона доказано и такими интересными опытами. У эмбриона саламандры пересаживали зачатки конечностей таким образом, что конечности оказывались повернутыми в обратную сторону. После выклева у молоди направленность движений была нарушена. Молодые ящерицы пятились назад от раздражителей, которые у контрольных животных вызывали положительную двигательную реакцию. Результаты опыта говорят о том, что эмбриональные движения конечностей не имеют адаптивного значения для плода.

Похожие опыты проводили и на лягушках. Эмбрионам хирургическим путем на 180° разворачивали зачатки глазных яблок. В результате оптокинетические реакции выклюнувшихся головастиков оказались смещенными назад.

Таким образом, у низших позвоночных движения эмбрионов обусловлены внутренними причинами. Они не имеют адаптивного значения и служат целям функционального созревания структур, обслуживающих поведение животного на более поздних этапах онтогенетического развития.

Птицы . Удобным объектом для изучения эмбрионального поведения птиц служат оплодотворенные куриные яйца. Период инкубации у кур при оптимальном температурном режиме занимает всего три недели. Изменения в двигательной активности эмбриона можно наблюдать невооруженным глазом. На второй день инкубации у зародыша появляется сердцебиение. На четвертый день у куриного эмбриона возникает спонтанная двигательная активность. На этом этапе развития движения генерализованного характера начинаются с головного конца и распространяются по эмбриону в каудальном направлении. По мере формирования отдельных частей тела у эмбриона можно заметить самостоятельные движения головы, хвоста, глазных яблок, конечностей.

Американский исследователь Цин Янг Куо еще в 1920-е гг. подробно изучил хронологию и закономерности развития поведения куриного эмбриона. Причем он экспериментально доказал значение влияния внешней среды на развитие эмбриональной двигательной активности. Ц. Я. Куо разработал оригинальные методики исследований. Он перемещал эмбрион внутри яйца, наносил раздражители на разные части эмбриона, устраивал прозрачные окошки в скорлупе, через которые вел наблюдения. Он показал, что первыми движениями были движения головы к груди. Через день голова начинает поворачиваться в стороны. А спустя 4 дня после появления первых движений у эмбриона обнаруживаются первые экстероцептивные рефлексы. Исследователь обнаружил, что у куриного эмбриона ритм открывания и закрывания клюва синхронизирован с ритмом сердечных сокращений. Однако спровоцировать движения клюва можно раздражением любой части эмбриона.

Наблюдая за развитием движений ног у куриного эмбриона, Ц. Я. Куо пришел к неожиданному выводу. Передвижение цыплят и взрослых кур шагами (а не прыжками) предопределяется особенностями эмбриогенеза. У куриного эмбриона желточный мешок примерно с 11-го дня инкубации надвигается на брюшную сторону зародыша, чем сильно затрудняет движения ног. В результате ноги остаются в согнутом положении до конца развития. Причем одна нога располагается поверх другой. Однако верхняя нога имеет большую свободу движений по сравнению с ниже расположенной конечностью. Поэтому подвижность правой и левой ноги цыпленка к моменту выклева неодинакова. Цыпленок может переставлять ноги только по очереди. Вначале движение совершает более подготовленная нога.

По современным представлениям, движения куриного эмбриона вызваны спонтанной ритмической активностью нервных клеток спинного мозга. По мере созревания ЦНС движения эмбриона становятся все более и более сложными. Однако эту сложность (точность, последовательность, силу, координацию в целом) предопределяет уровень зрелости головного мозга. К моменту выклева цыпленок обладает способностью наносить сильные и целенаправленные удары клювом по скорлупе, что обеспечивает ее разрушение.

Млекопитающие . Современные представления об эмбриональном поведении млекопитающих не столь детализированы, как в случае с низшими позвоночными и птицами. Этому имеются объективные причины. Зародыш млекопитающих развивается в утробе матери, что усложняет изучение его поведения. Непосредственные визуальные наблюдения возможны лишь после извлечения эмбриона из утробы матери, что резко понижает объективность получаемых данных. Большинство экспериментальных результатов были получены на эмбрионах грызунов именно таким методом, т. е. за счет прерывания беременности.

При двухмесячной беременности у морских свинок первые движения эмбриона в виде подергивания мышц шейно-плечевого отдела регистрируют на 28-й день с момента оплодотворения. Позже возникают движения головы, глаз, конечностей. За неделю до рождения плод морской свинки демонстрирует рефлекторные ответы на механические раздражения разных участков тела.

Специалисты рассматривают плаценту как источник различных гуморальных стимулов (O 2 и CO 2 , гормоны, питательные вещества). И эта точка зрения имеет экспериментальную доказательную базу. При воздействии на эмбрионы морской свинки женского пола гормоном тестостероном в поведении половозрелых самок преобладают элементы полового поведения самца. Возможны и изменения поведения самцов по женскому типу после аналогичных экспериментальных воздействий на эмбрион женскими стероидами. Следовательно, половые гормоны в эмбриогенезе оказывают влияние на формирование структур ЦНС, регулирующих сексуальное поведение взрослых животных. Как известно, плацента выступает продуцентом огромного количества стероидов.

Многие поведенческие проявления эмбриона млекопитающих проявляются «в готовом виде» после морфологического оформления соответствующих мышечных структур. Сюда относят сосательные движения плода в утробе матери, движения глазных яблок, движения конечностей и др. Эти движения созревают сами собой и не нуждаются в пренатальной тренировке.

Подобные готовые стереотипы пренатального поведения могут иметь и очень сложный характер. Так, новорожденный кенгуренок покидает матку самки на довольно ранней стадии эмбриогенеза. Его эмбриональное развитие завершается фактически в сумке матери. Несмотря на то что рождается кенгуренок чрезвычайно неразвитым, он самостоятельно перебирается в сумку матери, демонстрируя при этом уникальные двигательные способности и умение ориентироваться в незнакомой среде. Его движения из половых путей самки по направлению к ее сумке осуществляются на основе отрицательного гидротаксиса. После выхода из родовых путей эмбрион, цепляясь за шерсть, направляется к сухому участку на теле матери, которым в данной ситуации является ее живот. Ноги, прихвостовая область у самки после разрыва плодных оболочек и отхода околоплодных вод становятся сырыми и служат отрицательными стимулами для плода кенгуру. Новорожденный отыскивает вход в сумку и самостоятельно проникает в нее. Затем он отыскивает сосок, присасывается к нему и надолго остается в сумке в таком положении.

Столь сложное поведение незрелого детеныша кенгуру имеет в своей основе генетически фиксированную программу действий. Удивительно то, что эта программа работает, несмотря на крайне слабо развитую нервную систему детеныша кенгуру. На этой стадии развития нервные структуры проявляют лишь спонтанную импульсную активность. Центральный аппарат движений у плода к этому времени еще не сформирован. Пока не поддается научному объяснению способность новорожденного кенгуренка демонстрировать отрицательный гидротаксис и распознавать шерсть на брюхе матери. Ведь до рождения у него не было возможности познакомиться с сухими объектами и шерстью. До разрыва плодных оболочек детеныш постоянно пребывал в жидкости и с твердыми объектами не соприкасался.

Роль матери и условий, в которых вынашивает плод беременная самка, убедительно показывают опыты на лабораторных крысах. Если в процессе развития беременности самок периодически подвергать стрессовым воздействиям, то у них рождаются пугливые и избыточно возбудимые детеныши. Состояние крысят не изменяется в лучшую сторону и в случае, если их выкармливает другая самка, не подвергавшаяся экспериментальным воздействиям.

Психическое отражение в эмбриональный период ограничивается процессами созревания ЦНС. Причем созревание нервной системы эмбриона происходит неравномерно. Выделяются критические периоды формирования и созревания отдельных структур ЦНС. Важно иметь в виду, что в эти критические периоды эмбриогенеза нервная система чувствительна к воздействию биологически активных веществ и факторов внешней среды.

Выдающийся отечественный эмбриолог П. Г. Светлов экспериментально доказал наличие и биологическое значение критических периодов в индивидуальном развитии организма. Он подробно изучил на грызунах два критических периода: первый, предшествующий имплантации зародыша в эндометрий, и второй, имплантационный период.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • базовые понятия, относящиеся к пренатальной психологии;
  • содержание основных периодов пренатального развития;

уметь

  • характеризовать факторы пренатального развития, описывать критические периоды пренатального развития;
  • анализировать значимость пренатального периода для психического развития детей;

владеть

Навыками анализа практических ситуаций с позиций пренатальной психологии, проведения психолого-просветительской работы.

Характеристика периодов пренатального развития

Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.

Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.

В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).

Таблица 3.1

Периоды пренатального развития

Сроки беременности

Предымплантационное развитие

1-я неделя

Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения

Имплантация

Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки

Органогенез и плацентация

10-й день – 3 месяца

Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона)

Фегогенез

3-9 месяцев

Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем

Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.

Имплантация происходит примерно на 7-8-й день после оплодотворения. Слизистая оболочка матки к моменту имплантации содержит все вещества, необходимые для питания зародыша. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается период органогенеза и плацентации, который завершается примерно к третьему месяцу внутриутробной жизни. В этот период быстро развивается зародыш и его защитные оболочки (табл. 3.2). Из наружного слоя клеток зародыша образуются поддерживающие структуры для его питания и защиты от негативных факторов, а из внутреннего слоя клеток начинается развитие различных органов. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, формируются зачатки всех важнейших органов и систем.

Таблица 3.2

Длина и масса плода в зависимости от срока беременности (средние показатели)

К поддерживающим структурам относят плаценту, при помощи которой происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. Плацента формируется частично из клеток стенки матки, а частично из наружного слоя клеток зародыша. Она заменяет функцию легких, органов пищеварения, почек, кожи и других органов плода. Процессы обмена в плаценте весьма интенсивны, особенно в ранних стадиях развития. Плацента имеет две поверхности: материнскую, прилегающую к стенке матки, и плодовую, обращенную внутрь, в полость амниона. Амнион, или

водная оболочка, представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами, образующимися в результате секреции эпителия амниона. Избыток вод удаляется через поры амниона, при этом обеспечивается постоянство их состава. Они содержат белки, жиры, липиды, углеводы, микроэлементы, к которым примешиваются моча плода, чешуйки его эпидермиса и пушковые волосы. По мере роста плода происходит относительное уменьшение количества вод. Околоплодные воды создают условия для свободного развития плода и его движений, защищают его от неблагоприятных внешних воздействий, участвуют в обмене веществ, предохраняют от сдавления между телом плода и стенкой матки пуповину. Пуповина – это шнуровидное образование, в котором проходят две артерии и одна вена плода, несущие кровь от плода к плаценте и обратно.

Фетогенез начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода. В этот период происходит быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.

Происходит интенсивное развитие эндокринной системы и выявляются первоначальные функции желез внутренней секреции. Половые железы формируются в первой половине внутриутробного периода, чему способствуют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.

С конца третьего месяца беременности появляется кроветворная функция костного мозга. Легкие как орган дыхания не функционируют, внешнее дыхание осуществляется через плаценту. В пренатальном периоде происходит иннервация легких и других частей тела, участвующих в акте дыхания и происходят нерегулярные дыхательные движения, являющиеся подготовкой к будущему внеутробному дыханию.

Начинается деятельность органов пищеварения. Примерно с четвертого месяца печень начинает вырабатывать желчь, в кишечнике плода образуется меконий (первородный кал). Однако в основном функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери.

Особое значение для будущего психического развития ребенка имеет формирование структур центральной нервной системы, в частности головного мозга. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Развитие центральной нервной системы у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс. На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она сначала имеет вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору. К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

По мере созревания структур нервной системы происходит развитие сенсорных процессов. К 20-й неделе беременности развиваются органы вкуса и обоняния. Примерно с шести-семи месяцев начинает работать вестибулярный аппарат, плод ощущает прикосновение и боль, реагирует на звук и свет.

На следующих месяцах беременности происходит дальнейшее формирование головного мозга плода, созревание и дифференцировка нервных клеток. Созревание нейронов и миелинизация нервных волокон (образование их мякотной оболочки, обеспечивающей проводимость нервного возбуждения) происходят интенсивнее всего в тех отделах, которые в первую очередь необходимы новорожденному ребенку. Созревание мозговых структур происходит "сверху вниз": от мозгового ствола к среднему мозгу, а затем к большим полушариям головного мозга. К 37-й неделе пренатального развития процессы миелинизации завершаются в спинном мозге, мозговом стволе и среднем мозге.

К концу внутриутробной жизни формируется сложная и многофункциональная центральная нервная система, позволяющая новорожденному различать тактильные прикосновения, температурные, звуковые, зрительные раздражители, а также адаптироваться к новому типу питания. В коре больших полушарий головного мозга появляется все больше складок, извилин и борозд. Недифференцированные нейроны трансформируются в более зрелые. Происходит усложнение морфологической дифференцировки коры больших полушарий головного мозга.

По данным лаборатории цитоархитектоники Института мозга, масса мозга у плода в 18 недель равна 67 г, у плода в 24 недели – 127 г, в 32 недели – 170 г. В дальнейшем продолжается более быстрое развитие мозга плода и в 40 недель масса мозга плода составляет 382 г. Анализ динамики массы мозга плода в различные периоды пренатального развития свидетельствует о том, что масса мозга от 22-й недели беременности до родов (40 недель) увеличивается в среднем в пять раз. Происходит увеличение поверхности коры больших полушарий (с 24-й недели гестации до рождения увеличивается в среднем в три раза). Поверхность лобной области головного мозга к 40-й неделе беременности в левом полушарии равна 2772 мм2, в правом – 2630 мм2, что составляет 13% лобной зоны головного мозга взрослого человека.

Такая же закономерность существует и относительно площади коры лимбической области и гиппокампа. В III триместре внутриутробного развития плода у него становятся значительно больше размеры поверхности коры височной доли головного мозга (слуховая зона коры). Интегративные функции коры больших полушарий обеспечивают функционирование центральной нервной системы плода в адаптационно-приспособительных реакциях и способствуют установлению динамических взаимосвязей различных корковых и подкорково-стволовых систем мозга. Нарушения в развитии головного мозга в III триместре беременности может существенно снизить адаптационно-защитные возможности плода, что в дальнейшем может привести к отклонениям психического развития.

Развитие спинного мозга происходит одновременно с развитием головного мозга. Созревание мотонейронов, которые иннервируют скелетные мышцы, осуществляется быстрее нейронов мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. В III триместре беременности спинной мозг плода является достаточно дифференцированной анатомо-морфологической структурой, регулирующей движения плода, включая рефлекторные движения новорожденного ребенка. Общей закономерностью формирования нервной системы в пренатальный период является более раннее формирование и дифференциация структур спинного мозга, чем вышележащих отделов центральной нервной системы, что соответствует более раннему становлению спинно-мозговых рефлекторных механизмов. Типичной особенностью развития головного мозга человека в целом является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые выполняют наиболее важную роль в психической деятельности.

Практический пример

Американские исследователи провели интересный эксперимент с беременными женщинами, которые примерно за месяц-полтора до предполагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение "Кот в шляпе" (общее время декламации – пять часов). Новорожденным детям этих женщин на третий день жизни надевали наушники и давали соску-датчик, соединенную с механизмом, переключающим звучащий текст в зависимости от характера сосательных движений. Осуществляя сосание с разной частотой, дети могли слушать либо голос матери, либо другой женщины, читающей стихотворение. Дети предпочитали сосать с той частотой, которая позволяла им слышать голос матери. При возможности выбора между данным рассказом и другим, тоже прочитанным матерью, дети выбирали тот, который слушали в последние месяцы беременности "Кот в шляпе". По результатам эксперимента ученые сделали вывод о том, что ребенок узнает голос матери еще в утробе и может дифференцировать различные тексты, возможно благодаря их различным интонационным и темпо-ритмическим характеристикам. Таким образом, можно утверждать, что уже в пренатальном периоде начинает функционировать слуховая память.

К девятому месяцу беременности развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию. В это время снижается темп прироста массы, клетки плаценты начинают дегенерировать и начинается процесс родов.