Новый год у буддистов. Буддисты россии встретят новый год по лунному календарю. Навестить родных и вывесить Хий Морин

Празднование Нового года для каждого народа, независимо от вероисповедания, большой праздник. К этому дню приурочены различные торжества, направленные на духовное очищение, обновление и настрой на благополучие в будущем году. Для буддистов предновогоднее и все праздничное время очень насыщено различными ритуальными торжествами, которые призывают людей к духовному очищению и возвышению. Эта традиция связана со слиянием буддизма и обычаев, принявших его народов. К примеру, тибетцы приняли эту религию только в пятнадцатом веке. Новый год был приурочен к религиозному празднику Монлам или Великая Молитва.

Новый год или Сагаалган отмечается двумя неделями молитвы в честь победы божественного Будды над лживыми учениями и их сторонниками и его пятнадцати подвигов. Буддийский Новый год в 2017 году встретят как всегда торжественно в конце зимы.

В предпраздничный период во всех храмах проводятся трехдневные молитвы в честь десяти божеств, которые защищают буддийское учение. Отдельно превозносится хвала главной покровительнице Шри-Дэви. Праздничная служба совершается в преддверии Нового года и требует специальной подготовки. Истинные буддисты должны провести всю ночь перед совершением таинства в бдениях до шести утра. В это время в храмах идет молитва, но можно и дома читать мантры и предаваться раздумьям. Если вы не уснули и совершили все необходимые действия, то богиня даст свое благословение и поможет в решении самых неразрешимых проблем. Молебен в храме продолжается целые сутки и завершается поздравлениями с наступившим Новым годом.

Как и принято, в этот праздник дома накрывается богатый стол, но у буддистов есть одна особенность - там непременно должна присутствовать пища белого цвета, обычно это молоко и кисломолочные продукты.

То, какого числа будет Буддийский Новый год 2018, определяется первым весенним рождением новой луны, которое регламентируется лунным календарем. Точной даты у праздника нет, она может выпасть на конец января, весь февраль и до середины марта. Каждый год торжество приходит в разный день недели и число.

Буддийский Новый год 2018, дата которого выпадает на 16 февраля , обещает быть бурным, многогранным. Это определяется покровителем наступающего периода огненным Петухом. Период, в который Петух вступит в свои права, начинается не с 1 января, а именно с 28 января. Позже буддийского приходит только , который приходится на 21 марта и называется Новруз.

Жестким требованием является проведение первого дня наступившего года в кругу семьи. Дома все придаются радости и молитвам. Ходить в гости можно начинать только на второй день года. Праздничные дни продолжаются в течение тридцати дней, это время называется Белый месяц и используется для проведения различного рода торжественных обрядов.

Каждый человек мечтает на Новый год о благополучии и удаче. У буддистов есть специальная традиция, которая по поверьям должна принести в дом все блага. Обряд запуска коней, которых принесет ветер удачи, и заключается он в следующем. Изображение символического коня освещают в буддийском храме и вешают либо на дверь, либо на крышу над домом, чтобы он колебался от потоков ветра. Дом, над которым развивается такое изображение, обязательно посетит удача, и божества обратят на него внимание.

Новый год – праздник очищения и духовного обогащения для буддистов, а также огромного желания мира и благополучия для себя и всех окружающих.

04.02.2013

По буддийскому лунному календарю Новый год наступает в первое весеннее новолуние или в 1-го числа первого лунного месяца. Как правило, оно выпадает на конец января – начало марта. Буддийские ламы-астрологи каждый год заново рассчитывают точную дату празднования. В этом году, согласно их расчетам, Бурятия встречает Новый год 11 февраля 2013 года.

Празднование Нового года – Сагаалгана(в пер. Белый месяц) – в Бурятии традиционно начинается на 29-й день двенадцатого лунного месяца. В этот день, 9 февраля, в монастырях и дацанах пройдет особый обряд очищения и устранения всех препятствий с помощью огня — Дугжууб. Подготовка к этому обряду проводится в каждой семье и включает в себя обтирание тела свежеизготовленным тестом, что символизирует избавление от негативных мыслей и поступков. Затем из этого теста лепят фигурки человечка и относят в храм, где складывают в ритуальный костер. Ламы и монахи проводят специальную церемонию очищения и растворения негативных энергий и зажигают костер. Считается, что все негативное и все препятствия сгорают в этом костре.

На следующий день, 10 февраля, во всех дацанах Бурятии пройдут хуралы (церемонии), посвященные защитнице учения Будды — Балден Лхамо. На хурал принято приносить молоко, свежезаваренный чай, пищу и другие подношения Балден Лхамо. Для того, чтобы получить ее благословение, в эту ночь не ложатся спать – можно медитировать и читать мантры дома, можно присутствовать на церемониях посвящения в храме. Считается, что обращение к защитнице Балден Лхамо в эту ночь имеет особую силу – оно может помочь в устранении трудностей и решении сложных вопросов. Весь день и всю ночь в дацанах идут торжественные службы, которые завершаются утренним хуралом Сидор Лхамо в честь наступления Сагаалгана.

В 6 часов утра, после завершения молебна в домах устраивают застолье. На праздничном столе обязательно присутствует белая пища – творог, молоко, масло, сметана. Первый день принято проводить в кругу семьи. Празднование Белого месяца продолжается вплоть до полнолуния. В это время ходят в гости к друзьям и родственникам, обмениваются подарками, устраиваются застолья. В храмах каждый день проходят праздничные службы.

Тува также встретит традиционный Новый год 11 февраля. Он называется Шагаа и символизирует начало новой жизни.

Как и в Бурятии, важную часть праздника занимает обряд очищения огнем – Сан Салыр. Принято считать, что участвующим в нем, в новом году будут покровительствовать добрые божества и сопутствовать успех и удача. Шага также празднуют в течение месяца. В это время тувинцы устраивают обильные угощения для друзей и родственников. Здесь также особое место на праздничном столе занимают молочные или «белые» продукты такие как заквашенное молоко (хойтпак), сушеный творог (курут).

В Калмыкии уже отметили Зул (праздник здесь прошел 8 декабря). По традиции вся семья с раннего утра готовит национальные угощения (борцоги, чай). Потом все посещают утренний праздничный хурал в храме. По возвращении, можно отправиться в гости. Но после захода солнца вся семья обязательно собирается за праздничным столом и вместе встречает Новый год. А 11 февраля также будет отмечаться праздник Цаган Сар (Белый месяц), перед этим праздником принято делать большую уборку в буддийских храмах и дома, также проводят различные очистительные обряды. Это традиционное время для посещения родственников и приготовления борцоков (традиционного блюда).

Истоки традиции празднования буддийского Нового года и в Калмыкии, и в Бурятии и Туве лежат в Тибете, откуда в 7 веке в Россию пришло буддийское учение, а с ним – и традиционные буддийские обряды встречи Нового года. Расчет точной даты праздника по астрологическим таблицам берет свое начало в Тибете. Однако из-за разницы в вычислениях они могут не совпадать в разных странах. В этом году тибетский Новый год будет отмечаться…

В канун праздника проходит череда очистительных обрядов. Так, например, бурятский обычай лепить фигурку человечка своими корнями лежит в схожих тибетских обрядах очищения. На 22-й день 12-го месяца тибетцы готовят из теста линга — фигурку человечка, к которой крепятся шерстяные и шелковые кусочки ткани, украшения и монетки, а затем призывают злых духов войти в линга. А на 29-й день двенадцатого месяца в дом приглашают ламу, который должен унести фигурку.

В монастырях в канун Нового года разыгрывается мистерия Чам, которая включает танцы лам в масках, символизирующие окончание старого года и удаление препятствий в новом году, мирян с мечами, а также торжественное выбрасывание линга. Празднование Лосар продолжается в течение двух недель, в течение которых в монастырях проходят церемонии благопожеланий.

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. "Белый месяц" (Шагаа или Сагаалган) и Новый год по лунному календарю (год обезьяны) встречают в ночь на вторник российские буддисты, с этим священным праздником их поздравил глава Буддийской традиционной сангхи Пандито Хамбо-лама XXIV Дамба Аюшеев.

Буддийский новый год Сагаалган — праздник белой молочной пищи, почитания старших, обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. В традиции тибетско-монгольского буддизма Сагаалган является первым из шести самых важных ежегодных праздников — хуралов.

Современное религиозное содержание буддистский Новый год приобрел в начале XV века, когда известный реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелугпа (последователями которой являются большинство российских буддистов) лама Чже Цонкапа (или Цзонхава) разработал правила проведения праздников в дацанах. К Новому году он приурочил Монлам Ченмо — Великий молебен, который посвящен 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни в индийском городе Шравасти, и длится 15 дней (в 2016 григорианском году с 9 по 23 февраля).

"Уходящее время овцы в стихии дерева было весьма строгим и даже необузданным — все мы стали свидетелями этих непростых событий. Но этот год также был полон и событий добрых, позитивных", — говорится в поздравлении верховного ламы. Он также пожелал верующим в новом году красной обезьяны, который продлится до 26 февраля 2017 григорианского года, "сохранять здоровье, ясность ума и спокойствие сознания".

Пятнадцать чудес Будды

Поскольку монголы, буряты и тувинцы являются последователи той же школы, что и тибетцы, то и у них в течение первых двух недель после наступления Нового года в храмах ежедневно проводятся службы в честь одного из 15 чудес Будды.

В первый день первого весеннего месяца он воткнул в землю свою зубочистку, из которой выросло огромное дерево, заслонившее кроной весь небосвод, Солнце и Луну. На ветвях дерева висели огромные плоды, подобные сосудам, вмещающим пять ведер воды. На второй день мановением руки Будда сотворил по обеим сторонам от себя высокие горы с фруктовыми деревьями: по правую руку Будды люди собирали и вкушали эти плоды, а по левую руку от него паслись стада.

На третий день он ополоснул рот водой и выплюнул эту воду на землю. Вода сразу превратилась в озеро, в котором цвели огромные лотосы, наполнявшие своим благоуханием всю округу. На четвертый день по воле Будды из озера раздался громкий голос, который проповедовал священное учение. На пятый день Будда улыбнулся, и от его улыбки разлился свет в 3 тысячах миров, а все, на кого упал этот свет, стали благословенными.

На шестой день все последователи Будды познали мысли друг друга и узнали о воздаянии, которое ожидает их в грядущем за совершенные добродетели и прегрешения. На седьмой день Будда предстал перед учениками в окружении властителей всего мира, которые вместе с приближенными воздавали ему хвалу и почести. Все это время лжеучителя были бессильны произвести какое-либо чудо, мысли их путались, языки онемели, а чувства были подавлены.

На восьмой день Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и перед ним появились пять свирепых чудовищ: они начали разрушать сидения лжеучителей, а появившееся божество Ваджрапани прогнало отступников своей ваджрой — грозным оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешла на сторону Будды.

На девятый день Будда предстал выросшим до небес и проповедующим учение обитателям всех миров. На десятый день он стал видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал в них свое учение. На одиннадцатый день тело Будды обратилось в свет, который наполнил своим сиянием тысячи миров. На двенадцатый день из тела Будды вышел золотой луч, который осветил царства 3 тысяч миров, а все, кого коснулся свет, прониклись учением.

На тринадцатый день Будда испустил из пупа два луча, которые поднялись на высоту семи саженей, и каждый луч был увенчан цветком лотоса. Затем на этих лотосах появились отражения Будды, которые тоже испускали по два луча, оканчивающихся лотосами — и на них появлялись отражения Будды, и так продолжалось, пока лотосы и Будды не заполнили всю Вселенную. На четырнадцатый день Будда мановением руки сотворил огромную колесницу, которая достигла мира богов. Из нее образовалось множество других колесниц с отражениями Будды, а их сияние наполнило светом все миры.

На пятнадцатый день Будда наполнил едой все сосуды в городе. Еда в каждом сосуде отличалась по вкусу, и люди ели с удовольствием. Затем Будда рукой коснулся земли: она разверзлась и все увидели ад, в котором страдали души стремившихся получать от жизни только наслаждение. Увидевшие муки ада смутились, и Будда продолжил проповедовать свое учение.

На смену года Деревянной Козы по восточному календарю приходит год красной Огненной Обезьяны , который начнётся 9 февраля 2016 года - после завершения первого полного цикла Луны, считая от дня зимнего солнцестояния. Встречать очередной восточный Новый год будут на рассвете 9 числа (начало первых суток лунного месяца).

Обыкновенный цикл лунного календаря — 12 лет. Полный, или Большой, цикл — 60 лет. Он состоит из пяти обыкновенных циклов по 12 лет. Каждый 12-летний цикл основывается на легенде. В ней говорится, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крысе, Быку, Тигру, Зайцу, Дракону, Змее, Лошади, Овце, Обезьяне, Петуху, Собаке, Свинье.

Приближается большой праздник - Сагаалган. Вашему вниманию наиболее подробная инструкция как нужно встречать этот светлый день.

Как правило, подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника. Впрок заготавливают молочную пищу - сметану, аарсу, масло - мясо и другие продукты. Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят. Идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.

Сагаалган - день рождения каждого монгола. Вспомните, как к нему готовимся. Монгольские народы утверждают: как встретишь новый год, так его и проведешь.

ДУГЖУУБА - сжигание грехов

В 29-й день по лунному календарю - в этом году он выпадает на 7 февраля - проводится обряд "Дугжууба" , символизирующий уничтожение в огне врагов веры, и который стараются посетить все буддисты.

В ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают свое тело, после чего бросают их в месте, где будут сжигаться весь Сор.

Обряд "Дугжууба" проводится в дацанах обычно за два дня до Сагаалгана. Для этого обряда изготавливается Сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы.

Под ритуальные молитвы в Сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают ее на костре.

Борьбу с врагами веры, символизирует и обряд линга : для него тоже лепится фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва приносимая владыке смерти Яме.

На следующий день после «Дугжуубы» - тридцатый день по лунному календарю - в дацанах проводится хурал "Мандал Шива". Последний день нового года по лунному календарю (8 февраля ) является «закрытым днем» (бутуу удэр) .

Бутуу удэр

В этот день нужно по новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда , а также "табаг " - ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир и др.), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок сливочного масла. В этот день необходимо обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш дальнейший путь в этой и в следующих жизнях.

Праздничное убранство юрты.

В "бутуу удэр" категорически запрещается поднимать пыль в доме - проводить уборку дома необходимо заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирание, делать добрые поступки.

Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса.

Встречать Сагаалган нужно, как следует подготовившись к нему - с чистыми помыслами, в чистом месте.

Не проспите рассвет!

В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано - в 4-5 часов утра . По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо , которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот - приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.

После утреннего умывания необходимо зажечь зула , воскурить санзай или хужэ (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (подношение в виде чая, молока, или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами «Ом А Хум» .

После этого буддисты отправляются в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.

Навестить родных и вывесить Хий Морин

Первый день Сагаалгана принято начинать с обхода округи с поздравлениями родителям , преподносить им хадак, подарки . Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетыми, застегнутыми на все пуговицы.

Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращенные кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти - уважение к старости и мудрости.

Если встречаются родственники, то одна рука остается наверху, а второй рукой поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины - по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.

В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.

В дни Сагаалгана, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров" - с использованием изображения "коня ветров" (Хий морин ), освященного у ламы.

"Хий морин" привязывают к дереву или помещает на крыше дома таким образом, чтобы оно развевалось на ветру.

Считается что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Буддийский новый год начинается с первого дня астрологической весны. Он находится между 22 декабря и 21 марта, то есть между днём весеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Потому что зимнее солнцестояние с астрологической точки зрения – это середина зимы, а 21 марта – середина весны. Получается, что первый день весны находится где-то в пределах 7-8 февраля. И ближайшее к этой дате полнолуние считается первым днём Нового года. Лунный календарь не совпадает с солнечным, и поэтому дата может сдвигаться. В этом году буддийский Новый год – год Синей лошади – выпал на 31 января.

Об отличии от русского Нового года

Новый год во всех культурах связан с переменами. С точки зрения буддизма понятие «новый год» находится, прежде всего, в сознании человека. Стоит начать жить по-другому, настроить себя на позитивный лад и оставить все неприятности в старом году. История проведения праздника уходит в глубь веков. Если говорить об отличиях, то буддийский Новый год празднуется в рамках ритуалистики, связанной с основателем учения – Буддой Шакьямуни. Во всех храмах проводится многодневный молебен-восхваление 15 побед Будды – Монлам Ченмо.

О том, как празднуют

Главный обряд – это торжественные проводы старого года. Мы оставляем свои проблемы и несчастья, начинаем жизнь с чистого листа. Символическое прощание с «плохими аспектами» – центральный праздничный ритуал. Он проводится ежегодно. В начале февраля ламы начинают читать специальный молебен Дугжууба, а потом разводят ритуальный костер. Таким образом «вызывается» божество смерти – Ямараджа – для того, чтобы ублажить его. Все живые существа движутся к смерти, а несчастья – голод, бедность, изнашиваемость организма, нервы – укорачивают их жизнь.Мы, буддисты, верим, что людские невзгоды идут от этого божества. Оно управляет людьми. Когда человек перестаёт сопротивляться, «владыка смерти» приходит и забирает его к себе. В этот момент наступает физическая смерть.

Ритуальный костер символизирует кратковременный выход Ямараджи из подземного мира. В этот момент мы делаем ему подношение и просим, чтобы все несчастья уходящего года сгорали, а сам он оставался спокоен и дал возможность людям стать счастливыми. Тогда его влияние ослабевает. Миряне обтирают свои тела тестом, представляя, что из них вытягивается всё плохое. Потом они сжигают кусочки теста, а, следовательно, и свои несчастья в другом костре, который зажигается во дворе храма.

Об ограничениях в праздники

Постов в буддизме нет. Это связано с тем, что человек сам решает и управляет собственной жизнью. Чем больше он совершает добрых поступков, тем яснее возможность улучшить собственную карму.

О легендах

Легенд много. Прежде всего, они связаны с самим Буддой. Ещё есть двенадцатизвериный цикл. Он рассказывает, как Будда пригласил себе на день рождения всех животных, которые захотят прийти сами. Пришло 12 зверей, и каждому животному Будда подарил по одному году управления.

А вообще в буддийских семьях есть много новогодних сказаний, сказок. Их смысл – в наделении себя новыми добрыми качествами. Забудьте о накопленных неблагих качествах – страсти, алчности, зависти, ненависти, злобе, отрицательных переживаниях, унынии, страхе. И настраивайте себя на спокойное, ясное понимание мира и гармоничное существование. Потому что в новый год мы даём шанс своему сознанию стать счастливым.

О пожеланиях

Согласно буддизму, если человек делает добрые дела, то результат его деятельности будет надежнее и быстрее. Плохие дела лишь удлиняют путь к просветлению. Это важно понимать. Добрые дела очень надежны и фундаментальны. Не ждите вознаграждения немедленно. Просто в будущем эти аспекты будут продолжаться. В наступающем году благоприятно создавать семью, заводить ребенка. А тем, у кого есть дети, обратить внимание на их воспитание. Направляйте свою молодую энергию в этом направлении.