Презентация к родительскому собранию "нравственное воспитание в семье". «Роль семьи в духовно- нравственном воспитании личности учащегося» - презентация «Методы и условия нравственного воспитания ребёнка

Слайд 1

© Кожевникова А.А 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Свердловской области «Свердловский областной педагогический»
Родительское собрание на тему: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Слайд 2


Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение. Эрих Фром

Слайд 3

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Слайд 4

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Что же представляет собой нравственное воспитание? Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума. Формирование отношения к добру и злу. Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Нравственное воспитание - это систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

Слайд 5

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Нравственные потребности начинаются:
С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.
Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Слайд 6

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы».
Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

Слайд 7

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Слайд 8

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
Существует 5 законов семейной жизни:
Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Слайд 9

© Кожевникова А.А. 34н ГБОУ СПО СО «СОПК», Екатеринбург 2015
Дети - свидетели, они учатся жить у жизни. Если: Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть). Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным). Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины). Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других). Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным). Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым). Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей). Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя). Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым). Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).

Семья – основа нравственного воспитания

1.1. Нравственные категории и добродетели.

Что такое нравственность ? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью?

Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, которые характеризуют а) нравственные нормы, б) нравственные ценности, в) нравственные качества, г) нравственные принципы, д) нравственные идеалы.

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, добросовестность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, злость, предательство, стяжательство, приобретательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, лицемерие, мелочность, снисходительность, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, верность, стыд, безверие и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, которые угрожают жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Но когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.

Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Секрет нравственности состоит в том, что она формируется только изнутри - через самоконтроль, и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения ;

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

На фоне социально-общественных изменений, происходящих в нашей стране, оформилась цель, определённая как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечности, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Хаотичное явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Нравственные ценности ребёнка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

Семья – вечная форма организации интимной и сокровенной человеческой жизни, взаимодействия, общения людей, развития их личности и что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам. О семье рано или поздно приходится размышлять всем.

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Главное в вопросе о семье – это непрерывный физический и душевный труд супругов ради блага семьи. В этом труде и выражается их настоящая любовь друг к другу. Ведь только для общения с детьми сколько нужно душевных сил, выдержки и терпения. Семья в чём-то и радость, но прежде всего крест, который добровольно, с большим или меньшим достоинством, несёт каждый человек, имеющий семью. Хорошая семья-спасение от бездуховности, безнравственности, безделья.

Удовлетворение страсти, достижение материального благополучия, жертвование собой во имя детей и близких – всё это есть форма жизни семьи, которая легко может разрушиться. Если ни страсть, ни жертвенное исполнение долга перед детьми, ни закон не способны обеспечить стабильное существование семьи, то, что же делает её устойчивым объединением людей. Главное, что объединяет супругов, делает их близкими – это духовное родство, духовные связи, возникающие между ними.

Любовь – это высшее чувство, которое представляет собой сложное переплетение человеческих мыслей, психических состояний, эмоций. Любовь – одновременно страсть, уважение, забота, сострадание, милосердие, самопожертвование. Поэтому она и есть высшее выражение духовности.

Любить – значит радоваться возможности сделать благо любимому и получить от этого ни с чем несравнимое нравственное удовлетворение. Такая любовь чаще всего рождается благодаря семье.

Заботливость друг о друге, искренняя ласка, раскованность в интимных отношениях – всё это образует основу семейного счастья, нравственно-эстетическую гармонию семейных отношений.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво.

Поведение маленького ребёнка строится главным образом на подражании старшим. Если родители любят читать, увлекаются музыкой, театром, их интересы захватывают и детей. Если родители хотят воспитать у детей высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими.

«Не думайте, - писал А. С. Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение» .

Необходимо обратить внимание на то, что не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. В любви к детям очень важно соблюдать чувство меры.

Разумная любовь к детям проявляется в нежности, не доходящей до заласкивания, в заботе, не ведущей к потачкам, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением к личности ребёнка. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Подписи к слайдам:

Семья – основа нравственного воспитания

Что такое нравственность?

Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Спасибо за внимание!


КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Родительское собрание

«Нравственное воспитание детей в семье»

Доклад

«Методы и условия нравственного воспитания ребёнка

в семье»

Составитель: воспитатель

Филимонова

Ольга Ивановна


Цели:

Рассмотреть методы и условия нравственного воспитания детей в семье;

Показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьёй и в семье.


Методы и условия

нравственного воспитания

ребёнка в семье:


Атмосфера любви.

Семья – любви великой царство.

В ней вера, преданность и сила.


Атмосфера искренности.

Родители… не должны лгать детям.


Разъяснение.

Воздействие словом .


Большой ошибкой в семейном

воспитании являются упреки.

Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.


Крайней мерой воздействия

В.А. Сухомлинский считал

наказание .

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, если оно заставляет задуматься над своим поведением, над отношением к людям.


Порицание.

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.


Запрещение.

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя».



Регулярный труд в присутствии ребёнка .

Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает имитировать это в игре.


Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка:

роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.


Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми .


Родителям необходимо обращать внимание

на целомудрие семейных отношений.


Семья - это:

  • и трудовой коллектив,
  • и моральная опора,
  • и высшие человеческие привязанности,
  • и пространство для отдыха,
  • и школа доброты,
  • и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
  • мораль и вкусы,
  • манеры и привычки,
  • мировоззрение и убеждения.
  • характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.


Cлайд 1

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе Общешкольное родительское собрание МБОУ СОШ № 106 9 февраля 2012г *

Cлайд 2

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский *

Cлайд 3

Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. *

Cлайд 4

Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе. *

Cлайд 5

Цель духовно- нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 6

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 7

Базовые национальные ценности: Патриотизм; Социальная солидарность; Гражданственность; Семья; Труд и творчество; Наука; Религия; Искусство и литература; Природа; Человечество. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России *

Cлайд 8

В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? Нарушены устои семьи: иерархия семейных взаимоотношений; традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей; родовые и семейные связи между поколениями. *

Cлайд 9

Данные независимого исследования «Семья и общество» (НИИ Семьи и воспитания 2010г) Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей % Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 80,2% Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи 55,4% Недостаточное знание членами семьи друг друга 53% Отсутствие возможностей контролировать поведение детей 53,3% Отсутствие взаимопонимания с детьми 45,7% *

Cлайд 10

Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей. *

Cлайд 11

Результаты анкетирования учащихся 5б класс № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 26 0 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 25 1 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 22 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 22 4 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 25 1 *

Cлайд 12

Результаты анкетирования учащихся 6а класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 19 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 10 11 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 17 4 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 10 11 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 20 1 *

Cлайд 13

Результаты анкетирования учащихся 6в класса(21) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 21 - 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 17 4 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 19 2 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 12 9 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 21 - *

Cлайд 14

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов(51) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 49 2 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 38 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 31 20 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 28 23 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 50 1 *

Cлайд 15

Результаты анкетирования учащихся 8-х классов(60) № вопросы Да нет 1 Интересуются ли родители твоими школьными делами? 59 1 2 Помогают ли родители тебе в учёбе? 47 13 3 Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 45 15 4 Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 43 17 5 Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 41 19 *

Cлайд 16

Я люблю своих родителей: Они всегда помогут, всегда рядом; За всё хорошее; За всё, что они делают для меня; Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту; За то, что они лучшие; За заботу и понимание, за любовь которую они дают; Потому, что они подарили мне жизнь; Они меня понимают; Не знаю; Странный вопрос! Все их любят! *

Cлайд 17

Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность СЕМЬЯ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ *

Cлайд 18


Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников положительной и отрицательной информации. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников положительной и отрицательной информации. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе.




Идея Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В.А.Сухомлинский. Суть Моральные идеи становятся достоянием каждого ребёнка, превращаются в нормы и правила поведения. Содержание Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, толерантность, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.


Приобщение детей к социальному опыту и культуре; - Воспитание правильного взаимодействия с природой и социальной средой; - Ф ормирование знаний о природе, человеке и обществе; - Социальное развитие школьника; - Ф ормирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции и общей культуры; - В оспитание высших духовно-нравственных чувств.




Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим.


Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, нотации далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие


Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.


Элементы нравственных потребностей Отзывчивость; Отзывчивость; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла;


Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Этапы формирования совести воспитание у ребёнка чувства стыда; развитие понятий «моральный долг» и «ответственность».


Как воспитать нравственные потребности? Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.


Факторы воспитательного потенциала семьи материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; культурно-образовательный уровень родителей, культурно-образовательный уровень родителей, морально-психологический климат; морально-психологический климат; авторитет отца и матери у детей; авторитет отца и матери у детей; доверие детей к родителям; доверие детей к родителям; единство требований в семье. единство требований в семье.


Причины педагогических ошибок родителей неполная семья; неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь излишняя порочная родительская любовь


Методы нравственного воспитания Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.


Разъяснение. Воздействие словом. Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Порицание.. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.


Основные правила нравственного воспитания Не делайте того, чего не желаете себе Не делайте того, чего не желаете себе Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.