Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях. Консультация на тему: Консультация (для педагогов, родителей)"Условия, необходимые для развития ребенка дома" Создать необходимые условия для развития

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ

Проект «Навстречу олимпиаде»


«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…

Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А.С. Макаренко)


Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка.

В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.


Для полноценного развития малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребёнка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так, как: в дошкольном возрасте

Игра - ведущий вид деятельности.

Через игру ребёнок осваивает окружающий мир…


Главная цель –

заинтересовать ребёнка деятельностью.

Даже если у малыша не с первого раза, получается, выполнить то или иное задание, ваш ребёнок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это

и есть процесс развития.


  • Все дети разные, семьи разные, условия развития разные.
  • Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.
  • Важнее, как ребёнок умеет пользоваться, применяя их.
  • Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы:
  • внимание
  • память
  • восприятие
  • воображение
  • мышление
  • речь.


  • «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?»
  • раскрашивание по образцу (штриховка в определённом направлении)
  • рисование определённых элементарных узоров по образцу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ и РЕЧИ.

Можно использовать для следующие игры: «Картинки», «Игра в слова», «Угадай, что я загадал?» , «Добавь словечко», «Расставь точки», «Нарисуй такой же предмет», «Отгадай на ощупь», «Чудесный мешочек».

Упражнения: заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок.

Их можно использовать для занятий дома, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.


Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт .

Открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Ведь только выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети - будущее Казахстана. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие республики, о котором в своем ежегодном послании к народу Казахстана говорил наш уважаемый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Семья.(слайд №3 ) Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. При общении с одаренными детьми я заметила, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело здесь, как мне кажется, вовсе не в особых генах гениальности - их ведь природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.Но именно семья, которая изначально очень гармонична, а именно отношения между родителями выстроены на любви друг к другу и к своему еще не родившемуся ребенку. В семьях, воспитывающих одаренных детей, признается высокая ценность образования, у обоих родителей, как правило, не одно высшее образование, а два и более, родители сами являются высокообразованными людьми, которые не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби.

Обычно в таких семьях воспитанием ребенка занимаются не только родители, но и бабушки и дедушки, которые имеют не только высшее образование, но и сами имеют высокий интеллект. (слайд №4 ). В их совместном общении с ребенком, начиная с раннего возраста, представлена познавательная совместная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. В таких разновозрастных семьях присутствует чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку. Такие родители очень чутко реагируют на все увлечения и уделяют особое внимание обучению ребенка, выбирая для него книги, пособия, дополнительную литературу, развивающие игры и т. д., учитывая его возрастные особенности и наклонности. Большинство семей, у которых растут одаренные дети, воспитывают и развивают своих детей до пяти лет, а именно до школы, сами, предпочитая садику и миницентру семью. У ребенка должна быть свобода для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах-ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а,следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Я была знакома с одним ребенком, которого воспитывали именно исследователем. Мальчик разбирал все, что двигалось, постоянно ломал игрушки, в доме у родителей ребенка было сломано все, что могло тикать, играть, говорить, и когда мама с мальчиком приезжали к родственникам в гости, то их встречали такими словами: - “Скорее прячьте все. Митя приехал!”В семь лет он уже мог работать с паяльником, а в восемь на токарном станке под присмотром дедушки. В данное время это уже юноша 28 лет, занимается наукой, имеет ряд патентов и научных трудов, печатается в научном журнале “Прикладная физика”, руководит научной лабораторией нанотехнологий и энергосбережения ресурсов, преподает в аэрокосмическом университете.

Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс.

Специальные школы(слайд №5 ) со специальными классами и литературой, а также специальные учителя, обладающие дивергентным мышлением. Понятно, что для воспитания креативного подростка нужно самой быть творческой личностью, имеющей нестандартное мышление. Необходим свободный и творческий учитель (слайд №6 ). Потому как не все учителя готовы работать, а вернее понять и принять одаренного ребенка, у таких учащихся помимо их способностей в академических познаниях и необычности выстраивания логических связей имеется и достаточное количество проблем: и поведенческих и личностных (слайд 7 ). Все чаще по моим наблюдениям эти дети гиперактивные. Они способны “слушать затылком”, им тяжело сдерживать себя, когда как им кажется, что простейшую информацию не могут понять другие дети. Им тяжелее выстраивать контакты внутри класса, поскольку им не интересно общаться со сверстниками, а подчас и дети их не понимают, а потому отстраняются от них. Эта дистанция еще и может быть связана с постоянными критическими репликами в адрес ребенка по поводу поведения со стороны учителя, особенно в начальных классах, ведь он действительно мешает ведению урока. С возрастом этих проблем становится меньше лишь в том случае, если ребенок становится “как все”. В противном случае жизнь ребенка всегда наполнена стрессами. Поэтому к педагогу, работающему с одаренными детьми, предъявляют особые требования, связанные с необходимостью применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию, а именно: ответственность, способности к обучению, система ценностей, интерес к работе с молодежью, психологическая зрелость, уровень творческого мышления, личностные качества. При нынешней системе образования возможности для творческой самореализации человека весьма ограничены, потому что, как правило, сейчас уделяется больше внимание трансляции готовых знаний ученику, тем самым школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом деятеля и творца. Все уроки в спецшколах должны быть связаны с жизнью, а для этого необходимо уделять большое внимание практике. Учить детей жить в реальном мире и использовать реально полученные знания, а не виртуальные картинки и теоретическую неразбериху. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Зачастую неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их измерение. Сегодняшняя классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. В моей практике был случай, когда родители отдали своего шестилетнего ребенка в первый класс отлично подготовленным: ребенок считал, знал таблицу умножения, читал, писал, хорошо сочинял, но уже в конце первого класса родители с ужасом заметили, что их сын стал плохо считать и писать. На вопрос, заданный учителю, что же случилось с их с ребенком, казалось бы, что его интеллект должен расти исключительно вверх, а не падать вниз, учитель ответила, что детей слабых в классе много и ей приходится больше внимания уделять им, а ваш ребенок справлялся самостоятельно. Благодаря такой тактике способному ребенку стало скучно учиться, он не желал ходить в школу и возненавидел учителя. Поэтому я считаю, что одаренные дети должны отбираться в спецшколы и учиться в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Да и в специальной литературе пишут и многие психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам или травле. Но я не согласна с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками, это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Часто дети с художественными и артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем классе, школе и их всячески поддерживают учителя. Такие дети встречались мне довольно часто.

Институты, университеты (Слайд №8 ) В процессе обучения одаренных детей в вузе важную роль играет практическая деятельность, соединенная с научно-исследовательской работой. Как пишет М Голд: “Студент, который во время учебы в вузе лишь следует предложенному преподавателем списку литературы и выполняет его задания, вряд ли будет способен к дальнейшему личностному и профессиональному развитию”. В республике должно быть больше научных центров, которые могли бы сопровождать одаренных детей для дальнейшего обучения в престижные университеты страны бесплатно. Творческие работы студентов должны носить исследовательский характер и касаться вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести студентам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации педагога.

Заключение

Я использую метод проектов на уроках технологии вот уже 8 лет, и за этот период мои учащиеся добились очень хороших результатов. Проектная работа предусматривает творческую защиту. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских конкурсах и конференциях, получили широкое признание и оформлены в альбомах. Как видно из приведенного опыта, способы работы с одаренными детьми стали составной частью функционирования моей преподавательской работы

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и искать ответы. Это будущее - дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по- своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей- архиважный вопрос. Талантливые люди - главное богатство общества. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у Казахстана будущего, если нет настоящего у его подрастающего поколения.

Будущее одаренных детей в руках взрослых (слайд №9 ), и мы сегодня, строя для них счастливую жизнь, не должны забывать о том, что семья - это фундамент, школа и учитель - стены, а институты и университеты - крыша. Но на этом развитие каждого одаренного ребенка не заканчивается, ибо это развитие бесконечно, если есть слово “само” (слайд №10 ). Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня-это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Как говорил Беджамин Блум: “Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми”

Литература.

1. О.М. Дьяченко “Одаренный ребенок”. М. 1997.

3. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении.Р.Гильмеева, И. Сибгатуллина;учебно-методическое пособие, 1998.

3. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры.М.,Просвещение, 1990.

4. И. Ю. Калугина.Возростная психология, М., издательство УРАН, 1998.

5. А. М.Матюшин. 2 Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала”.

6. Н. Г.Каримова. “Работа с одаренными детьми” доклад. 2012.

Виктория Савельева
Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях

Многие родители зачастую думают, что развитием ребенка должен заниматься детский сад, потом школа. Занятия с ребенком занимают много сил и времени. Для этого нужны специальные знания. Но как говорится «Все гениальное – просто!» . На самом деле родителям потребуется лишь правильно подобрать необходимый материал и создать условия , при которых ребенок с удовольствием будет заниматься полезными упражнениями (причем самостоятельно) .

Развивать мелкую моторику можно разными способами. Существует огромное количество игр, упражнений, заданий. И здесь самое важное – это то, чтобы ребенку хотелось этим заниматься, ему это нравилось, а не мама и папа заставляют его!

Здесь необходимо учитывать ряд психологических моментов, особенностей, хитростей, которые просты, но эффективны.

Рабочий уголок ребенка .

Рабочее место должно привлекать ребенка . Ребенку должно быть удобно и комфортно сидеть (правильная высота стола, стула, освещенность) . Необходимо приучить ребенка поддерживать на столе порядок. Для этого желательно купить или самостоятельно изготовить подставки для ручек и карандашей (яркие, красивые, с изображением различных сказочных героев в зависимости от пола и возраста ребенка , лотки для книг и тетрадей. Обязательно должен быть контейнер (корзина) для мусора (приучаем к порядку) .

Цветные карандаши.

Должны находиться всегда на видном и доступном для ребенка месте в вертикальной подставке, чтобы ребенок мог свободно выбирать цвета. Всегда подточены! Карандаши основных и оттеночных цветов. Чем больше, тем лучше. У ребенка должна быть возможность выбора! Полезно иметь карандаши разной толщины (тонкие и толстые) . Интересны будут ребенку акварельные карандаши, когда рисунок нарисован карандашами, а потом водой размывается, словно красками.

Восковые мелки.

Полезны для развития кисти ребенка . При рисовании мелками требуется определенный нажим, что способствует укреплению мускулатуры.

Полезно приучать ребенка рисовать разными видами красок (акварельными, акриловыми, гуашью) на разных поверхностях (бумага, деревянные пластиковые заготовки, фарфор и т. д.) .

Фломастеры, маркеры, текстовыделители.

Желательно приучать ребенка раскрашивать рисунки цветными карандашами, а обводить, дорисовывать небольшие детали фломастерами. При работе с карандашами лучше развивается мелкая мускулатура , т. к. требуется больший нажим, чем при работе с фломастерами. Ребенку понравится рисовать не только на горизонтальной поверхности (за столом, но и на вертикальной (маркерные доски, мольберты) .

Пластилин, масса для лепки, соленое тесто, глина.

Прекрасный материал для развития мелкой моторики , усидчивости, воображения ребенка . Необходимо позаботиться о качестве материала. Пластилин должен хорошо лепиться, не пачкать руки, не иметь резкого запаха, в наборе присутствовать достаточное количество цветов.

Цветная бумага, бархатная бумага, фольга, картон.

Бумага должна быть яркой, ровной, чистой. Для удобства пользования можно сложить в специальную коробку, чтобы ребенок мог свободно выбирать нужный материал.

В зависимости от возраста ребенка – клей ПВА , клей-карандаш. При необходимости баночка для клея , кисточка, салфетка. Главное – клей не токсичный.

Можно предложить ребенку как обычные (с тупыми безопасными концами, так и фигурные (для возможности делать различные фигурные разрезы – волнистые, зубчиками и т. д.).

Бумага для рисования. Альбомы.

Листы и альбомы разных размеров, листочки для записей разных цветов, блокноты.

Дыроколы.

Узорные дыроколы с разными рисунками. Позволяют ребенку оформлять свои открытки, рисунки.

Раскраски.

В зависимости от возраста ребенка рисунки разных размеров, сложности. Но самое главное – чтобы раскраска нравилась ребенку ! Можно распечатывать самостоятельно из интернета рисунки по желанию ребенка .

Игры с водой.

Можно ребенку предложить разные емкости, желательно прозрачные. Ребенок с удовольствием (а главное – с пользой) будет переливать воду из маленькой бутылочки в большую, из большой емкости в маленькую с помощью воронки и т. д. А если добавить жидкое мыло и хорошо взбить пену, получится новая забавная игра, в которой ребенок делает горки , башни из пены.

Игры в теплой комфортной воде имеют психотерапевтический эффект. Вода хорошо успокаивает ребенка .

Игры с крупой.

На большой поднос можно насыпать манку, гречку, рис, пшено и «рисовать» пальчиком разные узоры.

Игры с макаронами.

Можно выкладывать разные картинки из макарон разных форм и размеров. Из макарон в виде трубочек можно сделать, например, бусы.

В аналогичные игры можно играть с пуговицами.

Мозаика. Пазлы. Кубики. Конструкторы.

Выбор данного вида детского творчества огромен. Перечисленные игры обязательно должны быть в арсенале ребенка . Они очень хорошо развивают зрительно-пространственную ориентировку, мелкую моторику, логическое мышление, воображение. Материал подбирается в зависимости от возраста ребенка , возможностей родителей. Хранить в отдельных прозрачных контейнерах для свободного доступа и выбора.

Все перечисленные материалы и работа с ними доступны каждой семье, они очень просты в применении, но очень эффективны. Ребенок сам будет играть и заниматься своим развитием ! Родители смогут заняться своими делами. Задачей родителей становится только контролировать ребенка и в случае необходимости оказать ребенку небольшую помощь .

Публикации по теме:

Образовательная область: «Познавательное развитие». Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность. Цель: выявление необходимых.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста».

Педагогические условия гендерно ориентированного сопровождения физического развития ребенка дошкольного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвинут один из основных принципов дошкольного.

Информационный буклет для родителей «Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях» Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Как объяснить малышу, привыкшему к садику или находящемуся постоянно.

Как проводить дидактические игры по развитию сенсорных способностей ребенка в домашних условиях. Консультация для родителей В данной консультации, предложен ряд специальных обучающих заданий, использование которых даст дополнительный развивающий результат. Для.

В результате внимательного чтения этой статьи Вы будете правильно отбирать познавательные видео и презентации для развития речи Ваших детей. И создавать сами презентации, которые действительно будут полезны и будут развивать ребенка, а не станут пустой тратой времени и сил. А также не будете тратить лишние деньги на покупку того, что совершенно не нужно Вашему малышу, и будете понимать, а что нужно.

Малыш смотрит презентацию без мамы и развивается сам. Возможно ли это?

Сначала давайте договоримся о понимании того, бывает ли так, что «обучающее видео само развивает ребенка», пока мама занимается своими делами. Ведь этот рекламный слоган известен сейчас всем и многие в него искренне верят.

Увы, это всего лишь рекламная уловка, а истина другая — ни одна видеопрезентация не может развивать речь ребенка, если она не сопровождается совместным обсуждением и совместными действиями в ходе просмотра или после просмотра видео или слайдов! И это касается любого возраста ребенка. Если ребенок молчит и просто смотрит на экран с кадрами, пока мама занята своими делами, то его речь не развивается от этого просмотра!

Почему же малыш так внимательно смотрит на экран? Многие считают, что это оттого, что ребенок — умница, он хочет учиться уже с пеленок, он всё запоминает и узнаёт. Это тоже не так. Малыш внимательно смотрит на экран потому, что ему нравятся мелькающие кадры – то есть ему нравится «режим клипового восприятия», который завораживает и затягивает так, что не оторваться. Именно это мелькание как раз и отвлекает внимание от слова и его звучания и не развивает, а, наоборот, тормозит развитие речи. Поэтому говорить о том, что есть «презентации для развития речи 0+», которые малыш смотрит и развивается сам – бессмысленно. Это просто рекламная уловка. Надо понимать, что этого вообще в природе не бывает и противоречит базовым законам развития ребенка, выявленным и общепринятым в мировой детской психологии.

Давайте обговорим это подробнее по каждому возрасту детей.

Презентации по развитию речи для младенцев и самых маленьких деток раннего возраста (0+, 1+)

В Интернете море презентаций по развитию речи детей до года или детей раннего возраста (с года до трех лет). Что чаще всего представляет себя такая презентация? Это набор слайдов, который сопровождается голосом диктора. Например: «Солнцезащитные очки» — и показывается соответствующая картинка, «пляж» — и новая картинка, «море» — третья картинка, «замок» — четвертая картинка и так далее. Или показываются и называются картинки на одну тему: морковка, свекла, лук, картошка. Или показываются картинки, изображающие разные действия или признаки и они называются.

Давайте посмотрим, нужна ли такая презентация младенцу. Мнение специалистов – абсолютно не нужна! И даже вредна, причем вредна не только для зрения (это само собой разумеется, так как орган зрения в этом возрасте еще формируется и еще не окреп)! Приведу факты в доказательство этого утверждения и интереснейшие результаты исследований, которые нужно знать любой маме и любому педагогу.

Главный фактор, который руководствуется эта реклама – это продажа продукции. Никого не волнует, действительно ли ребенок развивается в ходе просмотра этих презентаций. Волнует другое – продать их родителям, которые поверят, что это так, и что такая продукция будет полезна малышу и даст так нужное всем нам свободное время! О! Это наверное самое главное сейчас – занять малыша и сделать в это время свои дела! Хорошо если удастся занять на 20 минут, а если на час – ведь малыш может и час смотреть на экран! А тут авторы еще и говорят, что не просто будет смотреть, а еще и разовьется от этого просмотра! Как здорово! Мечта сбылась! Популярность подобных американских видео для развития младенцев очень большая, как и доход от их продажи. Сейчас есть много российских подобных видео, а также такие видео делают сами мамы для своих деток. Ведь, судя по рекламе, это просто мечта – ребенок сам себе развивается, а в это время мы – взрослые – занимаемся своими делами!

Но… В этой бочке меда в виде свободных минут родителей есть даже не ложка, а много бочек дёгтя. Сначала несколько фактов: Большинство подобных видеопрезентаций пришли к нам из Америки. Но американские педиатры (Американская Академия Педиатрии) рекомендует полностью (!) запретить просмотр телевизора и видеопрограмм детям до двух лет. А с 3 до 5 смотреть только качественные программы 30 минут в день не более. Нет никаких фактов, доказанных наукой, о пользе видеопрезентаций «по развитию речи» для младенцев. Зато есть другие факты. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает однозначную рекомендацию: категорический запрет на просмотр видеопрезентаций, как и другой видеопродукции, до трех лет. Это наводит на размышления, ведь видео, которые у нас продаются и взяты за основу таких презентаций как раз есть слепок с американского оригинала. Почему же их так активно распространяют у нас?

Результаты исследования

Исследование 1

Расскажу об очень интересном психологическом исследовании. Обязательно дочитайте его результаты до конца, и взгляд на развитие речи малыша у Вас перевернется и будет ясно видно, может ли видео развивать малыша без присутствия взрослого! Исследование проводилось в нашей стране в доме ребенка. В эксперименте участвовали детки от 10 до 15 месяцев, не умеющие говорить (то есть без активной речи).

Ход эксперимента: В течение нескольких месяцев дети слушали одну и ту же аудиозапись радиопостановки сказки Андерсена «Дюймовочка» (специально был выбран текст, не понятный малышам). Экспериментатор приносил малыша в комнату, включал запись, был очень доброжелателен и очень сосредоточенно слушал сказку вместе с малышом. Сначала дети не слушали аудиозапись, отвлекались, пытались стянуть простынку, то есть аудиозапись их совсем не занимала, некоторые чуть не засыпали. Постепенно детки (напоминаю, что это дети – сироты из дома ребенка) стали узнавать экспериментатора, тянуться к нему, проситься на ручки, с удовольствием шли в комнату для прослушивания. Дети во время прослушивания сказки стали оборачиваться на экспериментатора, смотреть на его губы, сосредоточенно слушали звуки записи, улыбались, удивлялись, вокализировали. После двадцатого такого индивидуального «занятия – прослушивания» у половины детей появились первые осмысленные активные слова, обращенные к экспериментатору. После 30 прослушивания детки эмоционально реагировали на каждую фразу, ждали знакомых голосов из спектакля, радовались приходу экспериментатора и плакали, когда он уходил. Во время прослушивания ликовали, подолгу смотрели на источник звука. У многих молчавших деток появился лепет. После прослушивания записи происходил взрыв голосовой активности. То есть аудиозапись явно стала источником приятных переживаний!

Тогда исследователи решили проверить, что влияло на взрыв речевой активности младенцев – многоразовое прослушивание одной и той же аудиозаписи или общение со взрослым. Для эксперимента были взяты другие дети того же возраста, не владеющие речью (то есть детки молчали). Но прослушивали детки в этой серии эксперимента сказку по-другому. Взрослый во время прослушивания уходил за ширму, и детки его не видели. Результат был плачевный. Дети так и не научились сосредотачиваться на прослушивании аудиозаписи. Ни бурной радости, ни бурной двигательной активности, ни речевой активности у них не возникло. Дети избегали экспериментатора и не выказывали ему никакого расположения.

Тогда исследователи задали третий вопрос себе – а может быть тогда на детишек повлиял не взрослый, а то, что это сказка, то есть текст. И что этот текст много раз повторялся ребенку? И провели для выяснения этого вопроса третью серию экспериментов.

В ней деткам в тех же условиях давали прослушать отрывки из музыки Сергея Прокофьева («Петя и волк»). Взрослый также как и раньше приносил малыша в комнату, включал магнитофон и уходил за ширму на время прослушивания. Результат был также плачевным. Одни малыши слушали, другие совсем не слушали. Изменений в речевой активности у детей не наблюдалось.

Так стало ясно, что для развития активной речи малыша нужен именно взрослый! Слушание аудиозаписи действительно стимулирует речевую активность, но только в том случае, если взрослый также как и ребенок выступает в роли ее активного слушателя. Именно взрослый и общение с ним влияет на развитие умения говорить и слушать речь.

Примечание для любознательных. Кстати, была еще четвертая серия этого очень интересного эксперимента, в которой сравнивались две группы деток – из семьи и из дома ребенка. Оказалось, что первый тип занятий (совместное прослушивание взрослым и ребенком сказки) оказывал равное и одинаковое влияние на всех деток. А вот к музыке малыши отнеслись по-разному. Малыши из семьи увлеченно слушали «Петю и волка», активно лепетали, смотрели взрослому в глаза, ликовали, желали и дальше слушать музыку. А детки из детдома вообще не реагировали. Что подтвердило тезис о том, как важна среда в развитии малыша, в том числе и музыкальная среда.

Исследование 2.

Еще одно исследование, проведенное за рубежом, и его результаты. Был проведен эксперимент с детьми раннего возраста, в ходе которого малышам предъявлялись слова в трех разных ситуациях: 1) комментирование взрослым активных действий ребенка с реальными предметами (то есть когда малыш играл, взрослый называл предметы, признаки, действия), 2) разговор со взрослым по скайпу (малыш смотрел на экран и реагировал лепетом), 3) презентация с голосом диктора. А потом сравнили – какие слова дети стали быстрее узнавать на слух и говорить?

Отгадайте, какая группа слов была лучше усвоена? Да, слова первой группы были активно усвоены детьми, легко вошли в их пассивный словарь (понимаемые слова), а потом в активный словарь (малыши их начали говорить). А вот слова последней группы «прошли мимо» деток, хотя презентация их привлекала, и они ее с удовольствием смотрели. Делаем выводы.

Выводы

Фильмы для обучения речи младенцев от нуля до года созданы вопреки законам развития ребенка. Дело в том, что интеллект ребенка развивается в его активных действиях с предметами в реальном мире, в его собственном опыте. А не в просмотре мелькающих картинок. Привычка к пассивному восприятию действительности в режиме клипового восприятия ведет к искажению внутреннего мира маленького человека. Он уже не стремится сделать открытие сам, потянуться, доползти до предмета, обследовать его, пообщаться активно со взрослым – он просто пассивно ждет. И это еще не всё. Малыш привыкает к такой гиперстимуляции и потом постоянно ее требует. Позже становится невозможно сосредоточить внимание ребенка, он гиперактивный, неспокойный, часто с истериками, требует постоянного шума и уже привык к нему.

В чем еще минусы таких презентаций? Они изначально настраивают взрослых, что ребенок – это пустой сосуд, в который надо просто «влить» побольше информации. И ведь это не так! Малыш – это активный человечек – исследователь, и именно в его активности залог его счастливого будущего и база его полноценного развития! Всё нужное для развития речи малыша есть вокруг него – это ближайшие предметы, их свойства и качества и активные действия ребенка с ними, общение с близкими взрослыми, комментирование взрослыми действий малыша.

Если же мы показываем на слайдах малышу те явления, которые он еще не видел вообще, и требуем лишь повторения слов из презентации (называния предметов), то таким образом приучаем его лишь к повторению чужих мыслей, а не к выражению своих собственных мыслей и чувств! А вот если он привык к тому, что слово идет из его собственного активного опыта – это уже совсем другое слово, оно живое по природе своей!

Поэтому мое убеждение – презентации для развития речи детей раннего возраста не нужны! А как развивать речь малыша в интересном для мамы и малыша общении– мы говорим на Это очень просто, доступно всем, проверено многими поколениями! Только вот за дорого это не продашь, ведь истинное счастье и любовь к малышу не продается! Поэтому и продаются и рекламируются сейчас вместо живого общения — общение виртуальное с неизвестным диктором на экране компьютера.

В следующий раз мы поговорим о презентациях для детей постарше – с 3 до 7 лет.

До новых встреч на «Родной тропинке»! Я буду рада, если Вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и поможете им избежать ошибки. Вы не представляете, какое количество мам надеялись на эти презентации для развития речи, поддавшись на рекламу, и получили грандиозные проблемы с детками! Они мне пишут в письмах, что искренне верили, что видеопрограммы развивают младенцев и очень часто их ставили для просмотра детям – «развивали с пеленок», причем героически и интенсивно. И ждали «гения». Но результат получили плачевный и сейчас возвращаются к азам – потешкам, колыбельным, комментированию действий малыша и своих действий – словом, к тому, что всегда веками сопровождало жизнь ребенка в первые годы и давало прекрасные результаты.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года) , для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

  1. принцип - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
  2. принцип - взаимодействие ДОУ и семьи
  3. принцип - создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей
  4. принцип - организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста) , а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.
  5. принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.
  6. принцип - поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру) .

ИГРА - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагоги нашего детского сада №16 «Березка» руководствуются следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,

педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников наши педагоги: - создают в течение дня условия для самостоятельной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; - наблюдают за играющими детьми и стараются понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечают детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

Косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей) . Игровая среда, которую организуют наши воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагогами постоянно обновляются игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах разнообразное, оно легко трансформируется. Дети имеют возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В нашем детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр имеется большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Магазин» , «Гараж» .

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащены кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках. Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями. Строительно-конструктивные зоны - любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний» , «Чего не стало» , «Найди отличия» , «Закономерности» , «Последовательность» , «Найди предмет, как в образце» , «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо» , «Что к чему» , «Ассоциации» , «Все профессии важны» , «О чем речь?» , «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Хотелось бы отметить, что по итогам муниципального конкурса музыкальных уголков, который проходил в 2014-15 учебном году, детский сад №16 «Березка» занял первое место.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников силами педагогов и родителей создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.) . Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе-проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
  • позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;
  • организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных вида деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.