Возрастные особенности идентификационных тенденций. Возрастные особенности организма женщин зрелого возраста Возрастные особенности женщин 30 39 лет статьи

После завершения развития организма начинаются процессы инволюции. Они затрагивают все ткани, органы и системы, а также их регуляцию. У большинства людей 35-50 лет начинается остеопороз (разрежение) ткани трубчатых костей, потеря ими солей кальция, истончение кортикального слоя и расширение костномозгового канала, что способствует перелому костей. Возрастная деформация позвонков и истончение межпозвоночных дисков приводят к развитию остеохондрозов и радикулитов. В суставах отмечаются деструктивные изменения хряща, огрубление синовиальной сумки, уменьшение синовиальной жидкости и снижение эластичности связок. Все это способствует возникновению артритов, артрозов, уменьшению подвижности в суставах, появлению суставных болей, разрыву связок.

Возрастные изменения в скелетных мышцах характеризуются их атрофией, замещением мышечных волокон соединительной тканью, уменьшением кровоснабжения и оксигенации (закисление) мышц, понижением функциональной активности мышечных белков, ферментов и ухудшением метаболизма в мышцах. Эти изменения приводят к снижению силы и скорости мышечных сокращений. В тех частях опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, которые в процессе жизни подвергаются умеренным регулярным нагрузкам (бедро, голень, их мышцы), деструктивные изменения выражены в меньшей степени.

Морфологический состав крови, как указывалось ранее, с возрастом существенно не изменяется. И все-таки данные последних лет свидетельствуют об определенной возрастной эволюции показателей периферической крови. После 35-40 лет в стенках сосудов обнаруживается холестерин, а максимум его отмечается в 60-70 лет, что приводит к развитию атеросклероза. Развитию атеросклероза способствуют несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни, стресс. Частота сердечных сокращений после 40-50 лет увеличивается. Уровень артериального давления растет, при этом в большей степени диастолическое, что обусловлено повышением тонуса сосудов; пульсовое давление, естественно, снижается. Одной из наиболее важных медицинских проблем является контроль за динамикой артериального давления у пожилых людей и знание его нормальных возрастных показателей. Профессор Военно-медицинской академии З.М. Волынский с сотрудниками вывели формулу "идеального" артериального давления для людей в возрасте от 20 до 70 лет: систолическое АД=102+0,6-возраст, диастолическое АД= 63+0,4-возраст. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения нормальное артериальное давление у людей зрелого и пожилого возраста не должно превышать 140/90 мм рт. ст. Органы дыхания с возрастом также претерпевают некоторые функциональные и морфологические изменения. Эти изменения выражаются в понижении эластических свойств легочной ткани, уменьшении силы дыхательных мышц и бронхиальной проходимости, развитии пневмосклероза, что приводит к снижению вентиляции легких, нарушению газообмена, появлению одышки, особенно при физических нагрузках. В зрелом возрасте отмечается постепенное снижение почечного кровотока, клубочковой фильтрации, реабсорбции и экскреторной функции канальцев; несколько позднее наблюдается инволюция нефронов. Эти изменения приводят к уменьшению диуреза, хотя он и становится чаще вследствие повышения порога раздражения рецепторов мочевого пузыря, а также отмечается задержка выведения мочевины, мочевой кислоты, креатинина, солей.



Все виды обмена веществ (белковый, углеводный, жировой и минеральный) с возрастом снижаются. Снижение метаболизма обусловлено ухудшением доставки кислорода и питательных веществ к тканям. Названные сдвиги приводят к уменьшению энергообмена и падению физической работоспособности. Пониженный уровень метаболизма сопровождается некоторым снижением температуры тела и кожной температуры, нарушением терморегуляции, особенно химической. По мере старения организма снижаются функции сенсорных систем. Это проявляется в ухудшении зрения, слуха, уменьшении болевой, температурной и тактильной чувствительности рецепторов кожи, повышении порогов вкусовой и обонятельной чувствительности. Наиболее выраженные возрастные изменения претерпевают зрительная и слуховая сенсорные системы. Известно, что с возрастом снижается эластичность хрусталика, и к 45-50 годам аккомодация глаза уменьшается в 4-5 раз. Это приводит к развитию дальнозоркости и понижению остроты зрения; кроме того, повышаются пороги цветоощущения и цветоразличения, сужаются границы полей зрения. Ухудшения функций слуховой сенсорной системы проявляются в том, что уже после 35-40 лет снижается слуховая чувствительность, особенно в области высоких частот.



Как известно, существует два основных механизма регуляции функций - гуморальный и нервный. Гуморальный механизм осуществляется за счет химических веществ, находящихся в циркулирующих в организме жидкостях (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Основными химическими регуляторами функций являются гормоны - физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции.

Большинство желез внутренней секреции созревает довольно рано, но неодновременно. Так, гипофиз своего полного развития достигает уже к 15 годам и все образуемые им гормоны наиболее активны до 40-45 лет, затем активность большинства из них постепенно снижается. Активность некоторых гормонов гипофиза (АКТГ, вазопрессин) с возрастом даже увеличивается.

Надпочечники максимального веса достигают к 35-40 годам. В это время наиболее активна функция их коркового слоя, вырабатывающего в частности, глюкокортикоиды, минералокортикоиды и аналоги половых гормонов. Мозговой слой надпочечников созревает несколько раньше и его функциональная активность (катехоламины) велика уже в детском возраста, достаточна - в зрелом и снижена - в пожилом (после 55-60 лет). Поджелудочная железа (смешанного типа) созревает к 10-12 годам, а с 30-35 лет начинается инволюция, особенно ее эндокринной функции. Это проявляется снижением образования инсулина, что нередко приводит к развитию возрастного сахарного диабета. Несколько позже (с 50-60 лет) ухудшается также и внутрисекреторная функция поджелудочной железы, что подтверждается уменьшением образования и падением активности ее ферментов - липазы, амилазы и протеаз. Возрастное снижение функций эндокринных желез приводит к развитию трех "нормальных" болезней старения - гиперадаптозу, климаксу и ожирению. Гиперадаптоз (избыточность стрессовой реакции) развивается вследствие повышения порога чувствительности гипоталамуса к гормонам защиты (в частности, к гормону надпочечников - кортизону). Поэтому неблагоприятные факторы, которые в молодом возрасте были вполне переносимыми, в пожилом - становятся избыточными. Климакс (прекращение репродуктивной функции) наиболее выражен у женщин и наблюдается после 45-50 лет, хотя эти изменения носят достаточно индивидуальный характер. Физиологическая суть этого процесса состоит в том, что с возрастом повышается порог чувствительности полового центра гипоталамуса к эстрогенам и в конечном итоге нарушается овуляторный цикл.

Нервный механизм регуляции эволюционно более молодой. Он отличается от гуморального тем, что нервные импульсы распространяются по нервным путям с достаточно большой скоростью (от 0,5 до 120 м/с) и идут по конкретным нервным волокнам к строго определенным органам и системам организма. Нервная регуляция функций складывается из сложнейших взаимоотношений безусловных и условных рефлексов.

Центральная нервная система является наиболее устойчивой, интенсивно функционирующей и долгоживущей системой организма. Ее функциональная активность обеспечивается длительным сохранением в нервных клетках нуклеиновых кислот, оптимальным кровотоком в сосудах мозга и достаточной оксигенацией крови. Однако в возрасте после 30 лет нервная система ежедневно теряет 30-50 тысяч нейронов.

Необходимо отметить, что организация занятий физическими упражнениями должна учитывать специфические анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма; играющие существенную роль в проведении занятий физической культурой.

Занятия физическими упражнениями и, связанные с этим изменения функций и эмоциональные реакции, благоприятно влияют на организм людей зрелого возраста. Наиболее ярко положительное влияние проявляется тогда, когда характер, объем, ритм, интенсивность и другие качества упражнений устанавливаются с учетом тренированности, личностных особенностей и функционального состояния занимающихся. В то же время физические нагрузки должны обеспечивать коррекцию возрастных нарушений и профилактику патологических изменений в организме.

Установлено, что люди зрелого возраста, хорошо физически подготовленные, успешно разучивают и запоминают упражнения как при рассказе, так и при показе, поэтому для них аквафитнес рассматривается, как самый подходящий и быстро осваиваемый вид физических занятий. У недостаточно подготовленных лиц запоминание строится преимущественно на показе. Таким образом, способность к разучиванию и запоминанию физических упражнений, а, следовательно, и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста занимающихся, сколько от уровня их физической подготовленности. Наблюдения показывают, что у людей в возрасте 40-50 лет процесс формирования новых двигательных навыков идет достаточно быстро, после 50 лет - замедляется. Роль второй сигнальной системы проявляется на всех этапах образования и осуществления двигательных навыков при постоянном активном влиянии как речевого отчета, так и внутренней речи, связанной с продумыванием упражнений. Для успешного овладения новыми двигательными навыками лицами зрелого возраста большое значение имеет запас разнообразных двигательных действий, приобретенных ранее, в том числе и не связанных прямо с разучиваемыми упражнениями. Как правило, люди, разносторонне физически подготовленные, быстрее и лучше овладевают новыми двигательными навыками. Чтобы успешно выполнить последующее движение, необходимо значительно замедлить предыдущее. Таким образом, образование новых двигательных навыков у лиц рассматриваемого возраста зависит, прежде всего, от запаса ранее приобретенных навыков, активности второй сигнальной системы (внутренней речи) и характера центральной регуляции движений.

– одно из самых важных и радостных событий в жизни женщины. Но, как и все самое важное, это событие влечет за собой не только радость, надежды и чаяния, но и очень много переживаний и страхов. И с возрастом этих переживаний становится все больше и больше. К сожалению, не все тревоги будущих мам, перешагнувших 30-35-летний рубеж, безосновательны.

Наиболее благоприятным для рождения первого ребенка считается возрастной период от 20 до 30 лет. Для последующих родов лучший интервал 3 года. За это время организм женщины успевает восстановиться, то есть пройти период реабилитации после родов.

В акушерской практике имеется специфический термин "возрастная первородящая", которым обозначаются женщины, впервые рожающие в возрасте 30 лет и старше. Однако все больше женщин во всем мире откладывают материнство на четвертый десяток жизни. Причины могут быть разными, но у большинства женщин это желание достичь определенного социального и профессионального статуса, сделать карьеру, прежде чем полностью посвятить себя семье. По образцу других стран, где женщины только начинают рожать в тридцать пять, а иногда и в сорок лет, у нас женщин, родивших первого ребенка в возрасте между 30 и 40 годами, за последние двадцать лет стало в 3 раза больше. Сегодня каждого 12-го ребенка рожает женщина старше 35 лет. За четверть века на 90% возросло число рожениц среди женщин 35-39 лет, на 87% увеличилось число мам, которым 40 лет и больше. Даже такие известные консерваторы, как врачи, ради зрелых мам смягчили свои формулировки: раньше их называли "старородящими", теперь "возрастными". Все чаще и чаще появляются мнения, что "возрастными" следует считать женщин, впервые рожающих в возрасте старше 35 лет. Все бы хорошо, но такая поздняя беременность, увы, таит в себе множество медицинских неприятностей.

Еще не поздно?

Самая главная проблема женщин не слишком юного возраста - это бесплодие. Так, если у женщины младше 30 лет шанс забеременеть в течение одного месячного цикла составляет 20%, то у женщины старше 40 - всего 5%. Около 30% женщин старше 35 лет вообще являются бесплодными. Почему? В первую очередь это связано с возрастными изменениями тканей матки и яичников, влекущими за собой снижение их функциональных особенностей. Ведь ни для кого не секрет, что растем мы максимум до 25 лет, а дальше происходит естественное старение человеческого организма. Оно выражается не только внешне-в наших мелких морщинках на лице и теле. Возрастные изменения организма прежде всего касаются кровеносной системы и при этом проявляются, в первую очередь, в недостаточно работающих органах.

В частности, у не рожающих долгие годы молодых женщин внутренние половые органы находятся в состоянии функциональной недостаточности и потому подвергаются преждевременному старению. Начиная с 28-30-летнего возраста в маточных трубах женщин возникают изменения мелких артерий; кроме того, с возрастом образуются рубцы и спайки вокруг маточных труб и внутри них. Особенно велика частота таких изменений у женщин, страдающих воспалительными заболеваниями матки, труб, яичников. Это приводит к непроходимости труб, при которой попадание яйцеклетки в полость матки становится невозможным. Бороться с этими изменениями можно с помощью современной микрохирургии. Кроме того, с течением лет все большее количество менструальных циклов проходит без образования яйцеклетки, и наступление беременности в такой цикл, естественно, невозможно. В этот период заметно снижается качество яйцеклеток и увеличивается количество дефектных яйцеклеток. Снижают вероятность беременности, из-за гибели яйцеклеток, курение, химиотерапия, лучевая терапия.

Дополнительным фактором, снижающим репродуктивную способность женщины с возрастом, является еще и уменьшение "маточной фертильности" - способности к зачатию, вызванное снижением притока крови к матке и яичникам, уменьшением восприимчивости матки к гормонам и некоторыми хроническими заболеваниями (миома -- доброкачественная опухоль матки, хронические воспалительные процессы, эндометриоз разрастание эндометрия, внутреннего слоя матки, в нехарактерных для этого местах). Эти заболевания не только препятствуют имплантации эмбриона, но и вызывают проблемы вынашивания наступившей беременности.

А как со здоровьем?

Еще один повод для беспокойства - это обострение всех хронических заболеваний, которые передались женщине по наследству или были нажиты за всю прошлую жизнь, Особую настороженность у акушеров вызывают женщины с сердечно-сосудистыми заболеваниями (артериальная гипертензия - повышение артериального давления, пороки сердца), хроническими заболеваниями легких (пневмония или бронхит, бронхиальная астма и др.) и почек (хронические пиелонефриты), с эндокринными заболеваниями (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников и др.). Ведь если у женщины было какое-то хроническое заболевание, которое вроде и не доставляло ей особых хлопот, во время беременности оно непременно напомнит о себе. И в первую очередь, увы, надо выяснить, не противопоказана ли в принципе беременность при данной патологии.
Такими противопоказаниями могут стать тяжелая форма сахарного диабета, тяжелейшие пороки сердца, онкологические заболевания, тяжелая патология почек.
Но часто желание женщины иметь ребенка гораздо сильнее осознания риска, которому она себя подвергает во время беременности. За 2-3 месяца до предполагаемой беременности следует пролечить хронические заболевания, если это необходимо. Поскольку органы плода формируются в первые 12 недель беременности, лечение хронических заболеваний с началом беременности большой пользы будущему ребенку не принесет. Наблюдаться по беременности женщинам с хронической патологией лучше в специальных центрах.

У женщин старше 40 лет в 3 раза чаще, чем до 30, развивается диабет беременных. У женщин, больных сахарным диабетом, во время беременности увеличивается риск гестоза, мертворождения и специфического поражения плода. Диабет беременных требует соблюдения диеты и выполнения специальных назначений эндокринолога.

Осложнения беременности

Первое, о чем необходимо сказать, - это, конечно, увеличение вероятности выкидыша. Если у женщин моложе 30 риск выкидыша 10%, то у женщин 30-39 лет он составляет уже 17%, а у женщин 40-44 лет возрастает до 33%. Риск невынашивания беременности связан не только с возрастными изменениями всего женского организма, но и с генетическими нарушениями, а также с гормональными особенностями. Возможны и такие проблемы, как хроническая плацентарная недостаточность, предлежание, преждевременная отслойка плаценты. Они являются одной из причин внутриутробной гипоксии плода, рождения маловесного ребенка, а также фоном, на котором развиваются преждевременные и осложненные роды.

Рожаем сами?

Роды у женщин после 30 также имеют свои особенности, среди которых большая вероятность слабости родовой деятельности, больший риск разрывов мягких родовых путей вследствие уменьшения эластичности тканей, кровотечения.

Из-за слабой родовой деятельности роды могут заканчиваться кесаревым сечением . Врачи считают этот метод более щадящим как для здоровья ребенка, так и для здоровья самой матери. Однако убеждение, что на четвертом десятке естественным путем никто не рожает, - это миф. Если речь идет только о возрастном факторе, роды проходят через естественные родовые пути. Решение о плановом кесаревом сечении вытекает обычно из совокупности факторов. Например, у женщины длительное время наблюдалось бесплодие, и опасения за жизнь долгожданного малыша очень сильны. Это серьезный аргумент в пользу кесарева сечения.

Трудными и продолжительными роды становятся для тех женщин, у которых с возрастом уменьшается упругость мышц и эластичность суставов. Для "поздних" мам особенно актуален активный образ жизни: больше движения, плавание, специальная гимнастика, особенно упражнения на тренировку мышц промежности.

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью?

По мнению И.С. Кона, "никто не может реализовать себя полностью", и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых, развивая мысль И:С. Кона, отмечает, что у человека "на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение... Оглядываясь на пройденный путь, на свои достижения и провалы, он видит,

как при уже сложившейся и внешне благополучной жизни несовершенна его личность. Как мало сделано, хотя пройден уже изрядный отрезок жизненного пути, как много времени и сил потрачено "напрасно", насколько мало он реализовал свои способности и возможности... Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности".

Согласно А.В. Толстых, "при этом человек видит, что "отпущенные ему возможности", их реальное поле постепенно суживается - он уже не может "сделать все", не волен повернуть развитие своей личности в произвольном направлении. Его "сковывают" семья, профессия, привычный образ жизни... Найдя себя во взрослой жизни, утвердившись в ней как муж, отец, профессионал, общественный деятель, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь".

Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит "переоценка ценностей" и "пересмотр собственной личности", то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле "отпущенных человеку возможностей". Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность "к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям" не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которой иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

В то же время проблема смысла жизни возникает не только в рассматриваемом кризисном периоде. Зачастую она появляется уже в начале молодости, а иногда, при личностной неразвитости - даже в подростковом возрасте. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости.

Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении священы исследования В. Франкла, Он пишет:

"Сегодняшний пациент уже не столько страдает от неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме.

Я бы хотел просто процитировать здесь пару фраз из письма, которое написал мне один американский студент: "Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось..." Что касается поколения сегодняшних взрослых, я офаничусь лишь ссылкой на результат исследования, проведенного... на выпускниках Гарвардского университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то что за это время они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной и счастливой жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла".

Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В.Франклу, "смысл- это то, что имеется в виду: человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа". Эта формулировка хорошо согласуется с феноменологией смысла, вытекающей из психологической теории деятельности. Смысл.как психологический феномен возникает тогда, когда в составе деятельности появляются операции и соответствующие им цели, не совпадающие с мотивом. Напомним, что операция - это действие, выполняемое определенным способом в зависимости от условий (ситуации). В отличие от деятельности, составляющие ее действия обычно направлены не на сам предмет потребности (мотив), а на цели, которыми опосредствуется его достижение. Достижение цели опосредствует или, по Франклу, имеет в виду достижение мотива. Подчеркнем, что имеет в виду не сам мотив, а именно его достижение, ведь "имеет в виду" в данном случае означает фактопосредствования мотива целью. Смысл, таким образом, это то. что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву (если цель и мотив как это обычно бывает, не совпадают).

Отсюда следует, что проблема смысла во всех своих вариантах от частных до глобальнрго - смысла жизни -возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

В действительности, следовательно, мы имеем проблему не смысла как такового, а проблему депривации мотива. Она возникает из-за неверно поставленных целей, достижение которых по замыслу должно было реализовать мотив. Но что же это за мотив, депривация которого вызывает проблему смысла жизни?

Приведем еще одну цитату из книги В. Франкла "Человек в поисках смысла":

"В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла... И все же дело доходит до экзистенциального вакуума. И это - в сердце общества изобилия, которое ни одну из базовых, по Маслоу, потребностей не оставляет неудовлетворенной... "Мне 22 года, - писал мне один американский студент, - у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл".

Легко видеть, что все предметы потребностей, перечисленные в письме, представляют собой эгоистические мотивы и мотивы удовольствий и развлечений. Ни одной сущностной связи с миром в нем не указано. Но, как было показано нами выше, ни принцип удовольствия, ни принцип реальности, контролирующие названные в письме мотивы, не отвечают уровню развития психики человека.

Человек обретает способность быть самим собой, согласие с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание.

Во всех других случаях - при эгоистической направленности личности, промежуточной между нею и гедонистической, духовно-нравственной, а также промежуточной между духовно-нравственной и эгоистической - человек, имея сложный и трудный или сложный и "как бы легкий" жизненный мир, стремится к своей личностной целостности, вследствие чего появляется жизненный замысел. Жизненный замысел представляет собой совокупность целей, направленных на оптимальный (с точки зрения субъекта) вариант жизни, на преодоление сложности внутреннего мира и (если она есть) трудности внешнего, т.е. на максимально возможную гармонизацию жизни. По существу, речь идет о целях, направленных на обретение согласия с миром и способности быть самим собой, хотя и в субъективном их понимании, далеко не всегда адекватном развитию сущности человека.

Согласие с миром, способность быть самим собой (напомним, что это один и тот же феномен, выражающий единство внешнего и внутреннего в сущностной форме жизни) - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни ("экзистенциальный вакуум") возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласию человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы.

Эгоистические мотивы, как и мотивы удовольствий, неадекватны согласию с миром, ведь они входят в структуру сложного и обычно трудного жизненного мира, для которого характерны внутренние противоречия и внешние трудности. Кроме того, они также подвержены привыканию и пресыщению, примером чего может служить ситуация, представленная в цитированном выше письме американского студента В. Франклу.

Исключение составляют случаи, когда тот или иной эгоистический мотив приобретает гипертрофированную, несопоставимую с другими побуждениями значимость. Это случаи патологического "опрощения" жизненного мира - он превращается в простой и трудный, без внутренних ограничений. Сложность (внутренние препятствия) исчезает, но возрастает значимость трудности, с которой связан страх потери предмета потребности. Вспомним последние годы, да и всю жизнь обладавшего огромной властью диктатора Сталина.

Обсуждая проблемы смысла жизни, B. Франкл подчеркивает, что именно его потеря влечет за собой алкоголизацию и наркоманию: "."Гипертрофированная тяга к наслаждению может быть прослежена до своего источника -- фрустрации другого, более фундаментального мотива",

Вместе с тем субъективное переживание наслаждения при данных патологиях он отождествляет с переживанием счастья, т.е. с переживанием реализации того самого "фундаментального мотива" - сущностных сторон жизни, дающих радость бытия и наполняющих жизнь смыслом. Приводя в пример алкоголика, он пишет: "...Счастье было результатом того, что обходным биохимическим путем, с помощью алкоголя он получал удовольствие".

Здесь в плане субъективного переживания, "ощущения" принцип удовольствия распространен не только на первичный, низший уровень мотивации, но и на высший, собственно человеческий, подконтрольный принципу ценности и принципу сущностности. Аналогична и позиция Е. Радова (см. предыдущую главу).

Правда, В. Франкл тем не менее противопоставляет духовность собственно человеческой мотивации этому первичному уровню: "...Если духовные основания подменяются химическими причинами, то следствия оказываются лишь артефактами. Прямой путь кончается тупиком". Но все же говорить здесь о "прямом" пути представляется нам неправомерным.

Это, конечно же, не прямой путь, это путь не к счастью, а путь в никуда. Как психологический феномен алкоголизация и наркомания, по существу, идентичны гипертрофированным биологическим потребностям. Они имеют ту же природу, что и обострившиеся на грани потери жизни витальные биологические потребности: жажда, голод, нехватка кислорода и т.п. Отличие лишь в том, что вопрос жизни или смерти поставлен здесь в результате прямой физиологической (биохимической) зависимости. В условиях данной патологии и возникает полный уход от всего остального - важно лишь то, что ведет к "спасению". Отсюда и "провалиться всему этому миру..." (Е. Радов).

В молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. Очень многое было предопределено в юности, когда окончательно решались вопросы самоопределения. Однако роль молодости для всей последующей жизни трудно переоценить. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, дают начало будущему поколению. В молодости практикой самой жизни проверяется правильность сделанного ранее выбора жизненного пути; приобретается профессиональное мастерство. Молодость - это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Существуют предрассудки, что после достижения определенного возраста, не принято одеваться или вести себя так, как раньше. Возрастные стереотипы в основном направлены на девушек после 30 и 40 лет. Существуют тысячи табу для женщины определённого возраста: короткие шорты, тату, пирсинг, вызывающий макияж… Но что, если внешние данные позволяют выглядеть молодо и соответственно себя вести и одеваться?

Стереотипы для девушек после 30 лет

  1. Можно ли надевать молодежные вещи? Конечно, девушке в 30 лет не следует ходить в мини-юбке и коротких шортиках. Нежелательно носить короткие кофточки, открывающие область живота. Такую одежду можно надеть на природу. Бутафорные украшения тоже попали под запрет. В 30 лет девушке подойдет элегантный стиль, а не рваные джинсы с футболкой с ярким принтом.
  2. В 30 лет личная жизнь не под запретом. Но прилично ли быть незамужней в этом возрасте? В селах принято считать, что девушка к 30 годам уже обязательно должна познать семейный быт. И неважно, развелась ли она или все еще замужем. Хотя для городских девушек ничего подобного не придумано, они могут жить в своё удовольствие хоть до самой пенсии. То же касается и утверждений, на подобие » до 30 лет девушка обязательно должна родить». В 20 лет можно создать семью и разочароваться в своем выборе, сделанном по «глупой» молодости. Свою судьбу можно встретить и в 35 лет, быть счастливой и любимой женщиной, и только потом родить ребенка.
  3. Можно ли девушке после 30 лет надевать купальник с трусиками стринги? Скорее всего, в этом возрасте у женщины есть муж и ребенок. А попа является интимной частью. Да и фигура девушки уже не та, как в 20 лет – тело приобретает округлую форму, заметны признаки целлюлита, оно вам надо?
  4. Нельзя задерживаться на деловые встречи. Это портит репутацию в глазах деловых партнеров. Успешная женщина должна правильно распределять свое время. Отговорки, которые были уместны в 20 лет уже не подходят.

С девушками в 30 лет все понятно. А как дела обстоят с 40-летними женщинами? В этом возрастном периоде женщина уже должна знать как стать успешной и счастливой. И знания эти она должна получить не из книжек, а из жизненного опыта. Женщина в 40 лет способна сама решить свои проблемы. Она понимает психологию мужчины, находит логическое объяснение его поступкам. Они больше не «закрытая книга» для нее. Низкая самооценка нехарактерна сорокалетней женщине, она знает себе цену.

Стереотипы для женщин после 40 лет

  1. Длинные волосы неуместны, ведь короткая стрижка делает женщину моложе. Но выбор прически должен быть индивидуальным! Можно попросить совета у опытного парикмахера. А седина и вовсе делает вид женщины неухоженным, поэтому рекомендуется использовать краску для волос. Светлые оттенки делают женщину моложе, но главное подобрать подходящий для вас тон волос.
  2. Интимная жизнь после 40 лет невозможна. Зрелые женщины тоже имеют право на интимную жизнь, и нуждаются в ней ничуть не меньше «молодых». И в этом нет ничего постыдного.

Важно всегда понимать, что женщину характеризует не цифра в паспорте, а ее состояние души. Если вы жизнерадостны и в хорошей физической форме — никакие стереотипы не важны! Живите в своё удовольствие!