Воспитание в ребенке лидерских качеств. Секреты воспитания, или как вырастить лидера Как мальчика развивать лидерские качества

Ребенок - лидер: психологические особенности и воспитание

Воспитание ребенка-лидера требует от родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у малыша и как действовать родителям, учитывая его психологические особенности?

Иногда можно увидеть, как один ребенок умудряется вовлечь в игру всех остальных. «Ну, руководитель растет», «Он у вас точно президентом станет» – такие фразы часто слышат родители ребенка-лидера.

Лидерство или неуправляемость?

В общем-то, в современном обществе лидерство – черта одобряемая, востребованная. Лидерство – это практически синоним успешности. «Воспитываем лидеров» – такой лозунг часто можно услышать в «продвинутых» детских садах, школах, различных молодежных организациях. Но даже прирожденный лидер, пока ему не исполнилось 18, – прежде всего еще ребенок. Это значит, что его нужно воспитывать, помочь ему найти пути развития положительных качеств и учить использованию их во благо самого себя и окружающих.

  1. Одна из распространенных ловушек в том, что родители детей-лидеров иногда ощущают себя в чем-то слабее собственного ребенка и осознанно, либо отказываются от воспитательной функции по отношению к нему. Между тем каждый ребенок нуждается в авторитетах, образцах для подражания.
  2. Приказной тон, причем не только среди сверстников, но и в кругу семьи, своеволие, упрямство, агрессия в ответ на любые ограничения – подобное поведение часто путают с лидерством и называют проявлениями сильного характера. И тогда родители, хоть и страдают от такого поведения ребенка, но в глубине души гордятся силой характера, раскованностью и энергией своего отпрыска.
  3. Если ребенку удается таким способом достигать желаемого, да еще он видит негласное одобрение, способ закрепляется.

Основная проблема в том, что в отличие от лидерства истинного, такое псевдолидерство на деле означает полную несамостоятельность ребенка. Зачем уметь что-то делать самому, если все сделают за тебя?!

Умение ладить с людьми – одно из необходимых лидеру качеств

Как узнать настоящие лидерские задатки?

  1. Лидер действует не истериками и приказами. Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, грамотно объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов. Он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе.
  2. Настоящий лидер – лидер везде. Если ребенок дома всех «строит», а в детском саду предпочитает отмолчаться, скорее всего, это лишь способ взаимодействия с родителями, а не личностная черта малыша.
  3. Ребенок-лидер имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты, причем это может проявиться уже начиная с 3–4 лет.
  4. Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, чем-то занять себя.
  5. Как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано. Ребенок-лидер способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша.
  6. В детском коллективе ребенок-лидер частенько берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.
    «У нас в садике все ребята ссорятся, кому вставать первым, когда мы идем на физкультуру, толкают друг друга, ругаются!» – рассказывает маме четырехлетний малыш. «А ты тоже ссоришься и ругаешься?» – интересуется мама. «Нет, я говорю им, кто должен стоять первым и почему!» – отвечает ребенок. «И они тебя слушаются?» – удивляется мама. «Конечно, я же правильно все им говорю» – отвечает ребенок-лидер.

Как действовать родителям?

  1. Прежде всего, важна последовательность. Если вы говорите ребенку: «Не смей мне приказывать», а через час при нем хвастаетесь своей подруге, что у сына «сильный характер», будьте уверены, он в следующий раз проявит свой «характер» еще ярче.
  2. Вы сами должны осознавать грань и объяснить ее ребенку. Уметь добиваться своего – хорошо, но нужно уметь выбирать для этого методы, не ущемляющие и не обижающие других. Настоящий лидер – тот, кто достигает вершин не за счет других, а вместе с ними. Важно развивать у ребенка-лидера ответственность за команду, ценность общего дела, а не собственных амбиций.
  3. Родителям ребенка с лидерскими наклонностями очень важно помочь своему чаду найти дело, в котором он будет самовыражаться. Для кого-то таким делом становится спорт, для другого школьное научное общество, для третьего – организация выпуска школьной газеты и т. д. Лидерские наклонности, которые не могут реализоваться, часто гложут ребенка изнутри, превращаясь в зависть, тщеславие, ревность к успехам других.
  4. Дети-лидеры часто очень чувствительны к оценкам их деятельности, болезненно воспринимают критику, ошибки и неудачи. Очень важно с малых лет учить ребенка воспринимать критику как стимул к развитию, ошибки – как уроки, а неудачи – как неизбежное побочное явление на пути к цели.
  5. Как ни старомодно это прозвучит, но родителям ребенка-лидера нужно уделять особое внимание воспитанию ценностных ориентиров и представлений о морали и нравственности у ребенка. У вас растет личность, способная повести за собой других, и очень важно, куда именно.

Детские психологи вывели замечательную формулу: говорите своему малышу не более трех «нельзя» в день, и на каждое из них по три «можно».

  1. Присматривайтесь к тому, кого выбирает ребенок в качестве своих кумиров, «злодеев» или «благородных героев», дело в том, что в «злодействе» лидерство обычно более наглядно и очевидно. Так, например, во времена популярности сериала «Бригада» я, работая в школе, наблюдала, как во многих классах – от 3-го до 11-го – мальчишки-лидеры стали подражать главному герою этого фильма, преступнику, копируя его язык, перенимая ценности. Очень уж ярким и притягательным был образ человека, вокруг которого крутятся другие, подчиняются ему.

А вот что рассказывает мама третьеклассника об особенностях воспитания своего ребенка-лидера.

«Мой сын всегда проявлял склонность к лидерству, еще с детского сада. В классе он староста, ребята прислушиваются к нему. И вот недавно произошел такой эпизод. К ним в класс пришел мальчик из другой школы, и вот по причине того, что он новенький и каких-то еще внешних недостатков, его, как это часто бывает, начали в классе «гнобить». Часть ребят начала насмехаться над ним, устраивать злые шутки. Мой сын, рассказывая об этом, очень переживал. Сказал, что мальчика ему жалко, но он боится, что если не будет участвовать в общей затее, то потеряет свой авторитет. Довольно долго мы обсуждали, что это как раз тот случай, когда он может применить свой авторитет в классе ради благого дела. Это, конечно, сложнее, но так он будет больше уважать себя. Беседы мы вели несколько вечеров подряд. Нужно сказать, что ситуация кончилась хорошо. Как только сын выразил свою позицию в классе, к нему сразу присоединилось много ребят, которые сами сделать это боялись. Те аргументы, что мы подобрали вместе с ним, помогли, он взял новичка под опеку. Мне кажется, он горд собой».

Лидерство – это ответственность, важно, чтобы ребенок понимал это.

Ребенок-лидер дома

Как же общаться с маленьким лидером дома?

Он на все вокруг имеет свой собственный взгляд, стремится помочь или посоветовать. Понятно, что нельзя ограничить ребенка вашими желаниями и потребностями, ему необходимо пространство для мыслей, решений и поступков. Но с другой стороны, родитель всегда остается родителем, а это, по существу, роль лидерская. То есть возникает противоречие…

  1. Ребенок в любом случае должен признавать авторитет родителя
    Лучше всего прийти к следующему компромиссу. Стоит обсуждать непростые ситуации с ребенком на равных, давать ему возможность проявить себя и аргументировать свою позицию. Окончательное же решение в сложных ситуациях должно оставаться за родителем. Например, ребенок настаивает на том, чтобы поздно вечером посмотреть по телевизору кино вместе с вами. Пусть он объяснит, что его заинтересовало – сам фильм или возможность побыть подольше с родителями. Так вы сможете предложить альтернативные варианты («Мы завтра найдем этот фильм в Интернете и посмотрим его в дневное время»). А после твердо скажите, что сейчас он идет спать, поскольку должен соблюдать режим. Можно объяснить ребенку, болезненно воспринимающему, что вы решаете за него: «Когда ты будешь взрослым, ты тоже будешь нести ответственность за свою семью».
  2. Постарайтесь так распределить дела и обязанности , чтобы у ребенка была сфера, за которую он полностью отвечает и принимает решения.
    Например, обязанностью дошкольника может стать вытирание пыли в квартире. Важно дать ему возможность самому составить график такой уборки, выбрать себе «орудие труда». Вы же будете лишь изредка проверять качество работы, но не вмешиваться в сам процесс. С возрастом зону ответственности нужно расширять. Кстати, это наглядно покажет важное правило – чем больше ты умеешь, тем больше ты сможешь сам решать. Ведь часто у ребенка-лидера есть амбиции, не основанные на реальном уровне возможностей.

Например, первоклассник может требовать не контролировать выполнение домашних заданий, а сам потратит много времени на игры и просмотр телевизора и не успеет, как следует позаниматься. Тогда вы можете сказать: «Я не буду вмешиваться в сами твои задания, пока ты не попросишь, но твой день мы пока будем планировать вместе, ты еще недостаточно хорошо чувствуешь время и умеешь его организовать».

  1. Не соревнуйтесь с ребенком.
    Иногда родители, если они сами лидеры по натуре, неосознанно начинают устраивать домашнее соревнование «Кто главный?» Очень важно избегать такой ситуации. Чему нужно учить ребенка-лидера, так это сотрудничеству, а конкуренции он научится и сам. «Мы идем в кино!» – говорит папа. «Нет, пойдем на каток!», – настаивает ребенок. И такие споры каждый день, цель их часто лишь в том, чтобы увидеть, кто же кого переспорит. «Давай вместе!» – чаще говорите ребенку-лидеру. Пусть он услышит ваше мнение, а вы услышьте его и примите решение сообща.
  2. Помогайте выстраивать отношения братьям/сестрам.
    В семьях с несколькими детьми соревнования» между ними – тоже не редкость. Важно найти для каждого из детей свою «нишу», где он проявит себя и станет первым. Один ребенок может быть очевидным лидером в точных науках, а другой в творческих занятиях. Объясняйте детям, что настоящий лидер всегда стремится помочь другому человеку в том, в чем он наиболее успешен.

Запереть ребенка-лидера в рамках ваших собственных желаний и потребностей – смерти подобно. Ему необходимо поле деятельности. С другой стороны, вы всегда остаетесь родителем, это особая роль, и здесь тоже нельзя упускать своего лидерства. Ребенок в любом случае должен ценить ваш авторитет и слушаться вас, несмотря на то, что порой у него существует свой собственный взгляд на вещи.
Ищите компромисс . Просто сядьте и, набравшись терпения, обсудите проблему с ребенком как взрослый с взрослым. Он должен почувствовать не просто доверие и теплоту, но еще и уважение. Желаю Вам УСПЕХОВ и ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, ЛЮБИТЕ друг друга!


Кто из родителей сегодня не мечтает развить в ребенке лидерские качества? Наверное, только очень немногие. Ведь эти качества помогают добиться в жизни того, что дает счастье и успех.

И мы искренне полагаем, что лидером может стать каждый ― надо только узнать, как воспитать ребенка лидером, и применять в его воспитании некоторые .

Так ли это на самом деле?

Лидерство лидерству рознь?

Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители.

Но если родители не будут иметь четкого представления о том, что такое истинное лидерство, им не избежать путаницы в желаниях и результатах. Так, у одних вместо лидера вырастет капризное существо, которое привыкло всего добиваться истериками. А у других ― агрессивный подросток, нисколько не похожий на лидера, однако третирующий своим поведением семью и близких.

Где взять это четкое представление? Лично я получила его только после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. До этого меня, как и многих, раздирали противоречия, я делала выводы, исходя из личного опыта и наблюдений. Всматривалась в своего ребенка и думала: «Ну, кто же ты? На кого похож? Кем будешь, когда вырастешь? И как мне тебя воспитать лидером

Тогда я еще не знала, какой сюрприз преподнесла мне природа.

Кого называют лидером? Того, кто руководит группой людей, кто пользуется в этой группе авторитетом. Того, кто умеет влиять на других.

В системно-векторной психологии лидер ― это представитель кожного вектора . Описание его слишком объемно, чтобы я могла перечислить все особенности его в одной статье, но некоторые нужно упомянуть обязательно.

Кожники обладают гибким телом и гибкой психикой. Во всем они предпочитают логику, они лаконичны и легки в общении. Человек с кожным вектором испытывает внутреннюю потребность в контроле, ограничении, запрете. Он умеет и любит экономить, а также контролировать как себя, так и других. Кожник обладает высокими адаптивными способностями и быстро находит общий язык с другими людьми. Соревноваться, стремиться быть первым ― его природное желание, которое позволяет ему стать лидером. Как и необходимость в финансовом успехе и благополучии.

Но это взрослые. А дети? Какие они? Какова будет характеристика ребенка лидера?

Во многом такие же, но со своими особенностями. Выше ― портрет развитого человека с кожным вектором, и прежде, чем стать таковым, ему необходимо пройти несколько этапов развития ― от рождения и до пубертата. И от того, насколько гладко они пройдут, будет зависеть очень многое ― вплоть до того, станет ли ваш малыш лидером, реализовав свой природный потенциал, или нет.

Здесь уже, наверное, подошло время рассказать о том, как из ребенка сделать лидера. Но я хочу привести в пример свой личный опыт, который, возможно, окажется вам полезным.

Когда я прошла тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сыну было около 3 лет. Уже на лекции по кожному вектору я стала узнавать во многих описаниях Юрия своего сына. Но в полной мере кожные качества проявились со временем ― когда ребенок попал в детский коллектив.

Я переживала, как же он адаптируется к детскому саду, ведь он всегда был любителем посидеть у мамы на ручках. Кстати, малыш с рождения любит тактильный контакт: успокаивается после поглаживаний, если сильно возбужден, просит перед сном почесать спинку. Все это ― тоже свидетельства наличия кожного вектора.

Так вот, проблем с адаптацией не возникло: ребенок быстро влился в коллектив, хотя до этого не имел никакого опыта общения с другими детьми. Наблюдая за ним со стороны, я поняла, что трудностей при сближении с незнакомым ребенком он совсем не испытывает: первым начинает диалог без предисловий и расшаркиваний, быстро подстраиваясь под интересы сверстника.

Это умение быстро подстраиваться, менять свое мнение или позицию в зависимости от ситуации ― яркая кожная черта сына, характеристика ребенка лидера. Мама не хочет играть с ним в машинки? Хорошо, у нас есть еще паззлы, мягкие игрушки, альбомы для разукрашивания ― пусть мама выберет, что ей нравится. Бабушка запрещает смотреть мультики? Ладно, не проблема, пусть тогда бабушка почитает что-нибудь вслух.

Ребенок не запоминает и не копит никаких обид. Еще до тренинга я волновалась: а вдруг он будет таким же обидчивым, как я в детстве? И искренне удивлялась тому, что малыш вовсе не обижается, если мама ему что-то запрещает. Я, помню, еще довольно долго ожидала, что он мне припомнит все свои обиды, но теперь только улыбаюсь этим воспоминаниям: я судила ребенка через себя, не понимая, что у него нет от природы такого «механизма», потребности и умения обижаться.

Для сына очень важно делать все быстро. Но не просто быстро, а быстрее всех. Кто первым съел в саду свой обед? Конечно, мой ребенок. Кто первым нарисовал домик по заданию воспитательницы? Естественно, он. Кто первым поднялся по ступенькам до двери квартиры после прогулки? Он.

Если бы я благодаря тренингу не понимала, почему сыну так принципиально важно все делать первым, я бы точно попыталась его перевоспитать. Как бы это ни звучало, но я честно себе в этом признаюсь: я бы постаралась переделать его, изменить его природу. Почему? Не со зла, конечно. А потому, что сама я все люблю делать по очереди, по порядку, и уж точно не на бегу.

Раньше я бы возмутилась: «Кто же так быстро ест? А зачем быстрее всех рисовать?! Ведь в рисовании важна не скорость, а качественный итоговый результат! Зачем носиться по подъезду, соседей пугать?» Сейчас я улыбаюсь, глядя на то, как мой ребенок постепенно развивается в своем стремлении быть первым, в своем желании стать лидером, успешным и реализованным.

Помогаю ли я ему в этом? Еще бы. Я пользуюсь знаниями, полученными на тренинге по системно-векторной психологии (а когда что-то забуду, прохожу его снова, тем более что по кожному вектору лекция бесплатна). И затем, зная, как вырастить лидера из своего малыша, применяю эти знания на практике.

Мои методы воспитания

Что я делаю?

Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).

Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану. Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный). Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».

Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера. Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре. Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.

В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме. Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует. Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.

  • Еще больше теории по воспитанию лидера в статье: «Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором»

Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера.

Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.

В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.

Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.

В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.

Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия. Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере. Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.

Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .

Ольга Юрковская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Для начала следует упомянуть две очень важные вещи:


  1. Успешными в жизни могут быть только лидеры. К примеру, какой-то человек может от природы не обладать харизмой или агрессией, но может быть отличным специалистом в той или области, тем самым становясь успешным лидером в определенном деле.

  2. Семейное воспитание – это не тоже самое, что воспитание лидерства. Семейное воспитание – это, в первую очередь, воспитание и становление личности, раскрытие и совершенствование того, что у ребенка есть. Ребенок вполне может не обладать лидерскими качествами, так что лидерство может быть не тем путем.

И все же, как помочь ребенку стать лидером, если он предрасположен к этому?

Лидер этот тот, кто умеет принимать решения. Лидер должен вести за собой и точно знать, куда ему надо идти. Для того, чтобы развивать такое качество, необходимо тренировать в ребенке навык принятия решений. Ребенок должен сам решать – что именно ему одевать, куда отправить на прогулку или в какие игрушки ему играть. Если вы видите ситуацию, при которой ребенок сможет принять самостоятельное решение, спросите его мнение или промолчите, давая ему возможность сделать выбор самостоятельно. Конечно, некоторые решения, которые или время здоровью, или бьют по финансам, вы можете оспорить, но суть в том, что чем больше решений он сможет принять, тем лучше.


Лидер – ответственный человек. Во взрослой жизни необходимо быть ответственным не только за себя и свои поступки, но также и чувствовать это чувство по отношению к тем, кто идет за лидером. Понятно, что безответственные решения могут навредить людям, а за каждое из них придется отвечать лично лидеру. Необходимо дать ребенку понять это, пока цена за безответственность еще достаточно мала. Если ребенок какое-то неправильно, но он может понести ответственность – дайте ему право на ошибку. К примеру, он не хочет делать уроки, тогда следует один раз напомнить, что он должен их сделать как можно раньше, чтобы и погулять, и выспаться. Но только один раз. Если он не сделает их вовремя, он поздно ляжет спать, он не выспится, он будет сонным завтра, его будет тяжело будить. Все это будет, но ведь от этого никто не умер. Но, зато ребенок поймет, что нужно правильно рассчитывать время на труд и отдых.


Лидер – человек понимающий. Настоящий лидер должен уметь вести за собой людей и управлять коллективом, так что следует обратить особое внимание на адаптацию ребенка в социальном плане. Следует разбирать вместе с ребенком конфликты и сложности, которые происходят между ним и другими подростками, вместе с ним придумывать различные модели поведения и хвалить его, если он поступает правильно. Необходимо предоставлять ребенку возможность попробовать себя в секциях, кружках, соревнованиях, если, конечно, они интересны ребенку.


Лидер – человек с повышенной самооценкой. Помните о том, что лидер всегда должен быть уверен в себе и в своих силах. Он должен выдерживать конкуренцию и критику, уметь справляться с ошибками и уметь убеждать других. Для того, чтобы воспитывать самооценку, необходимо всегда отмечать каждое его достижение и поддерживать его. Но хвалить тоже надо умеючи, то есть только тогда, когда он действительно старался и прилагал значительные усилия, а не просто так, без дела. В противном случае, это будет уже самоуверенный человек, которого жить жестоко побьет.


Внимание! Если ребенок не проявляет никаких лидерских качеств, не стоит его переделывать, потому что тогда ребенок будет чувствовать себя неполноценным, ущемленным и даже ущербным.

Видео по теме

В любом коллективе так или иначе выделяется лидер. Это человек, к мнению которого прислушиваются другие, который способен задать общее настроение, умеет правильно ставить задачи и достигать цели, достаточно коммуникабельный и проницательный, чтобы располагать к себе людей.

Основные качества лидера

В первую очередь лидер способен объективно оценить свои возможности, ошибки и пути их исправления, рассчитать возможные риски, оставаться уверенным и спокойным в любой ситуации.

Настоящие лидеры никогда не забывают о саморазвитии. Только ежедневное развитие обеспечивает движение вперед. Необходимо регулярно читать книги и познавательные статьи, кроме того, в интернете достаточно лекций с возможностью бесплатного ознакомления на самые различные темы. Стоит наблюдать за свершениями и работой людей, которые заслужили уважения и признания. Рекомендуется изучить, как они принимают решения, чем руководствуются, как реагируют в стрессовых ситуациях.

Способы становления лидера

Самой главной особенностью лидера является сохранение индивидуальности и собственных персональных качеств. Не стоит притворяться другим человеком, напротив, необходимо объективно оценить наличие способностей, талантов, развивать и делать основной упор на них.

Следует также выявить основные недостатки, присущие характеру и поведению, конкретизировать их и начать работу по их устранению. Для этого необходимо взглянуть на себя со стороны с точки зрения самого строгого критика, возможно также обратиться к близким родственникам или друзьями, чтобы они со стороны смогли обозначить основные проблемы. Обязательным условием является честное и искреннее принятие своего несовершенства.

Помимо это, чтобы не разочароваться и не бросить начатое в самом начале пути, стоит ежедневно записывать успехи, небольшие победы над собой, рассмотреть, благодаря каким качествам их достижение стало возможно и продолжать их совершенствовать.

Необходимо регулярно поддерживать уверенность в себе. Посторонние интуитивно чувствуют сомнения, поэтому необходимо не только изучать навыки коммуникаций, но и быть уверенным в выборе точки зрения, придерживаться самообладания, всегда смотреть собеседнику в глаза. Кроме того, стоит четко, ясно и структурированно излагать свои доводы.

В случае проблем не следует винить себя, а тем более других людей или обстоятельства. Стоит объективно оценить ситуацию и, сохраняя спокойствие, рассмотреть возможные варианты решения.

Таким образом, лидер – это, в первую очередь, состояние сознания и уравновешенность души, которые может достигнуть каждый.

Как это ни странно, но именно от любящей матери зависит, каким вырастет ее сын - ответственным за себя и свою семью или до старости остающимся маменькиным сынком.

Мальчику следует оказывать поддержку и давать возможность проявлять инициативу. Так он обретет понимание своей внутренней ценности как духовного существа. У него должен быть сформирован здоровый подход к жизни, базирующийся на основе таких добродетелей как честность, уважение, доброта и сострадание.

В подростковом возрасте мальчику нужна дисциплина, также ему пойдет на пользу какая-нибудь социальная работа (может быть полезна даже служба в армии) либо какая-то благотворительная, религиозная деятельность.

Особенно важно бывать с мальчиком на природе, чтобы он смог обрести навык взаимодействия с миром природы. Пешие прогулки, походы, садоводство, связь с растениями, камнями и звездами расширит его кругозор и сделает более чувствительным к жизни в целом, ведь она включает в себя изучение не только экологии, но также и традиционной духовности.

Чем раньше мама начнет поощрять «мужские» поступки своего сына, тем лучше. Особенно это важно, когда мальчик проходит периоды так называемых возрастных кризисов развития:

«кризис трех лет», когда закладывается личность ребенка и он становится чересчур самостоятельным, непослушным и даже агрессивным;

«кризис готовности к школе», когда познавательная активность акцентируется на предметном и информационном освоении мира;

и очень важный «кризис подросткового возраста», когда «кровь бродит», а учеба отступает на второй план.

Необходимо понимать, что в эти переломные периоды самооценка мальчика особенно неустойчива.

Во-первых, ваш сын в начале каждого кризиса вступает в новую для себя сферу, а это всегда тревожно.

Во-вторых, между мальчишками обостряется конкуренция («кто сильнее», «кто дальше плюнет или пописает», «у какого папы больше машина»), которая достигает своего максимума у подростков («кто круче»). Ничего не поделаешь, такими нас создала природа. У девочек конкурентные отношения тоже есть, но они существенно более сглажены.

Особо ценными для почти любого мальчишки будут комплименты, сделанные мамой по поводу его физической силы. «Молодец! Ты у меня настоящий мужчина! Ты прямо как папа - настоящий мастер! Я горжусь тобой! С тобой мне не страшно в грозу! Ого, какой ты сильный, а я и не думала! Ты такой смелый! Я верю в тебя!» Эти и подобные им слова, сказанные с соответствующим выражением, никогда не потеряют свою волшебную силу, даже когда ваш маленький «зайчик» уже вырастет. Не скупитесь на них.

Наверное, не стоило бы упоминать о том, что мама должна научить сына полезным навыкам: пришить пуговицу, помыть посуду, сварить картошку, подмести пол. Настоящий мужчина должен уметь делать все - эту мысль мама должна заложить своему сыну с детства. Безусловно, лучшим ее подтверждением могут быть действия папы. Но если в силу обстоятельств папа хорошо умеет только говорить по телефону и работать на компьютере, то вы можете рассказать сыну, что лучшие модельеры и портные - это мужчины, что подавляющее большинство шеф-поваров в ресторанах - это также мужчины.

Кстати, мама вполне может привлекать сына к приготовлению пищи. Только не поручайте ему неинтересную и грязную работу. Старайтесь все превратить в творческую и увлекательную игру, не забывая при этом следить за соблюдением техники безопасности. «А что бы ты еще добавил в суп?» «А как ты считаешь, соли достаточно?» «Слушай, могу я положиться на твой нос? Выбери, пожалуйста, специи для курицы на твой вкус». «Вот из этого куска теста ты можешь вылепить что угодно, и потом мы положим это в духовку». «А кто мне откроет банку консервов?»

В жизни бывает всякое, и если вы воспитываете сына одна, то постарайтесь обеспечить ему максимально возможное мужское влияние - вашего отца, брата или какого-либо другого авторитетного для мальчика мужчины. Ничего не поделаешь, мужское общество является необходимым условием для нормального формирования психики мальчика. И еще - какие бы ни были ваши отношения с отцом ребенка, никогда не говорите сыну ничего негативного о нем…

Мама должна как можно раньше приучать сына к особо уважительному и внимательному отношению к себе и к женщинам вообще, формируя тем самым у него мужское самосознание. Мальчика надо научить не только заботиться и помогать девочкам и женщинам, но и ухаживать за ними, понятно и красиво проявлять свои нормальные мужские чувства. Кроме того, мама должна помнить, что, так же как отец для девочки, так и мама для мальчика - первый и самый главный объект противоположного пола, который он встречает в своей жизни. Образ мамы накрепко впечатывается в его подсознание, обновляется и обогащается по мере взросления сына, и потом, когда мальчик станет юношей, этот образ окажет существенную роль при выборе им спутницы жизни. Именно поэтому маме следует постоянно следить за своей внешностью для того, чтобы ее сын в любой момент мог подтвердить изначальную истину: его мама - самая красивая.

Лидер - мальчик , имеет мужскую лидерскую позицию, то есть мальчик старается добиться поставленных целей, через свою настойчивость, упорство. Достигает своей цели, как бы ему тяжело не было.

Ваша задача - помочь сыну как можно раньше найти свою неповторимую индивидуальность и реализовать ее.

Дорогие заботливые мамы, если вы действительно желаете добра своему ребенку, если вы хотите, чтобы сын уважал вас не только как маму, но и как интересную личность, то больше думайте о себе, работайте над собой, взрослейте вместе с сыном. Мама - это самая нужная и благородная профессия в мире. Но не забывайте при этом и о других профессиях, о том, что вы не только имеете право на свою реализацию в других областях, но это является вашей обязанностью именно для того, чтобы быть полноценной мамой своему сыну. Если вы будете счастливы в личной и в профессиональной жизни, то никогда не сделаете из сына «маменькиного сынка».