Игры время суток утро день вечер ночь. Занятие в старшей группе «Части суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнение «Длинная и короткая»

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы. Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.

Цели: систематизировать имеющиеся у детей представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности, закреплять умение выполнять аппликацию с использованием клея-карандаша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Части суток»

«Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, двигательная.

Цели: систематизировать имеющиеся у детей представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности; закреплять умение выполнять аппликацию с использованием клея-карандаша.

Планируемые результаты: имеет элементарные представления о частях суток; различает части суток в зависимости от положения солнца на небе и от видов деятельности людей; умеет работать в группе; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками; группирует виды деятельности по отношению к частям суток; проявляет интерес к художественной деятельности (аппликации)

Материалы и оборудование: картинки для аппликации, подготовленные фоны для аппликации, картинка с изображением паровозика, презентация, музыка

1. Вводное слово воспитателя (погружение в проблему)

Ребята, когда я сегодня шла на работу мне ворона рассказала такую необычную историю! Хотите послушать? (Дети: Да) – Вчера, в зимнем лесу, один зайчонок проснулся, умылся, почистил зубки и пришёл в детский сад. На небе сияли звёзды и луна, летала и ухала сова, но дверь в детский сад была закрыта, и в окошках не горел свет. Как вы думаете, почему? (Дети: на улице была ночь) Действительно, зайчонок перепутал утро и ночь. А что нужно, чтобы с вами не произошла такая история? Конечно, вам нужно научиться отличать утро, день, вечер и ночь друг от друга. Вы хотите научиться различать части суток? Тогда мы с вами отправляемся в волшебную страну Время. Итак, в путь.

2. Двигательное упражнение «Паровозик»

А поедем мы с вами на паровозе. Машинистом будет ….. Машинист давай сигнал и поехали. Музыка паровозик. Внимание, остановка, прошу всех выйти из вагонов и сесть.

3. Систематизация имеющихся представлений детей о частях суток

Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши детки просыпаются,

В детский садик собираются.

Когда это бывает?

Дети: утром.

Давайте посмотрим с вами на экран. (Слайд 2-4 в сопровождении песни «Утро начинается» из м/ф «Чучело-мяучело»)

Итак, что делает солнышко утром? (Дети: встаёт, просыпается, поднимается). - Да, оно ещё не высоко в небе, а только начинает подниматься. (Слайд 5 картинка 1)

А что мы с вами делаем утром? (Дети: просыпаемся, завтракаем, делаем зарядку, умываемся) – Действительно, мы с вами просыпаемся (Слайд 5 картинка 2), умываемся и чистим зубы (Слайд 5 картинка 3), делаем зарядку (Слайд 5 картинка 4), завтракаем (Слайд 5 картинка 5) и идём в детский сад.

А теперь снова в путь. Паровозик, готов? Машинист, подавай сигнал. Музыка паровозик. Остановка, садитесь, пожалуйста.

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку пошли дети.

За утром к нам приходит день. (Слайд 6-8 в сопровождении песни «Какой чудесный день» из м/ф "Песенка Мышонка" слова: Карганова Е., музыка: Флярковский А.)

Ребята, что солнышко делает днём? (Дети: светит в небе) – Правильно, оно высоко на небе, ярко светит, поэтому на улице днём светло. (Слайд 9 картинка 1)

Полон день забот, хлопот,

Быстро времечко идёт.

Надо только захотеть,

Сможешь многое успеть.

Что же мы с вами можем успеть сделать днём? (Дети: поиграть, погулять, почитать, поспать и др.)

Действительно, днём мы можем рисовать (Слайд 9 картинка 2), читать (Слайд 9 картинка 3), гулять (Слайд 9 картинка 4), играть (Слайд 9 картинка 5), обедать (Слайд 9 картинка 6) .

А хотите поиграть? Хорошо, я буду говорить вам что-то. Если это происходит утром вы, поднимаете ручки вверх, если днём - хлопаете в ладоши. Ну что, начнём:

Солнышко высоко в небе.

Девочка делает зарядку.

Мальчик идёт гулять.

Дети умываются.

Солнышко просыпается, встаёт.

Дети обедают.

Молодцы. А теперь снова в путь. Машинист, поехали. Новая остановка, прошу всех выйти из поезда.

Как наступит вечер, солнышко садится,

Засыпают травы, замолкают птицы.

Следом за днём приходит вечер (Слайд 10-12 в сопровождении музыки С. Прокофьева «Вечер»).

Что же делает солнышко вечером? (Дети: оно садится, опускается)

Конечно, солнышко садится, оно уже не светит так ярко, как днём, поэтому становится всё темнее. И чем ниже опускается солнышко, тем темнее на улице. (Слайд 13 картинка 1)

Уже за окошком темнеет,

И вечер зевнул на ходу.

Из детского сада спешу я скорее,

Я к маме любимой иду. (М. Садовский)

Что вы делаете вечером? (Дети: играем, смотрим телевизор, едим, рисуем, читаем)

Да, вечером вы дома можете посмотреть немного телевизор (Слайд 13 картинка 2), порисовать (Слайд 13 картинка 3) или поиграть в спокойные игры (Слайд 13 картинка 4), поужинать (Слайд 13 картинка 5), почитать с мамой или папой (Слайд 13 картинка 6) или помыться в ванной (Слайд 13 картинка 7).

Ребята, наш поезд устал и отправляется на свою последнюю остановку. В путь. Приехали прошу всех сесть.

В небе звёздочки горят,

Птицы спят и рыбы спят,

Спят цветы в саду на грядках,

Ну а мы в своих кроватках.

Когда это бывает? (Дети: ночью)

Правильно, следом за вечером приходит ночь. (Слайд 14-16 в сопровождении песни колыбельной медведицы из м/ф "Умка" )

Что солнышко делает ночью? (Дети: его нет, оно спит, оно село)

Правильно, оно село, его не видно. А что мы можем увидеть на небе ночью? (Дети: луну и звёзды) – Да (Слайд 17 картинка 1)

А что люди, животные и птицы делают ночью? (Дети: спят) – Правильно, спят (Слайд 17 картинка 2)

А теперь нам нужно разделиться на две команды и поможет нам в этом волшебный цветок. Сейчас каждый из вас оторвёт по одному лепесточку. У кого красные лепестки садятся за тот стол, на котором красная корзинка, а у кого жёлтые – за тот, на котором жёлтая корзинка. На столе лежит лист бумаги, разделённый на две части, одна его половина – голубая, а другая – чёрная. Как вы думаете, что это значит? В корзиночках лежат картинки с изображением людей и животных, все они что-то делают: играют, спят и т. д. Как вы думаете, что мы будем с вами делать? Да, ребята, вам нужно правильно приклеить картинки, то, что можно делать днём – на светлую половину, а что ночью – на тёмную. Всё понятно? Тогда приступайте. Не забывайте, что намазываем клеем мы картинки на клеёнке, а не на работе.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Всё ли здесь правильно? А здесь?

Молодцы, садитесь, пожалуйста на стульчики.

Но есть птица, которая не спит ночью.

Угадайте, что за птица

Света яркого боится.

Днём спит, ночью летает

Ухает и всех пугает.

Дети: сова

Правильно Слайд 18

Давайте все встанем и расскажем стихотворение про сову.

4. Физминутка «Сова»

Совушка-сова, дети машут руками, изображая крылья

Большая голова рисуют в воздухе руками большой круг

На суку сидит, присели

Головой вертит повороты головой влево - вправо

Во все стороны глядит

Да вдруг как полетит. дети встали, побежали, при этом машут

Руками, как крыльями.

5. Последовательность частей суток.

Ребята, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, а помогут нам вот эти картинки. Части суток всегда наступают в определённом порядке, они не могут поменяться местами. …, подойди ко мне, давай с тобой подумаем, какую картинку нужно повесить первой. Девочка проснулась. Почему? Да, потому, что это утро. Что ёще можно делать утром? Садись, умница. Иди ко мне …. Какая картинка будет следующей? Девочка играет. Когда это происходит? Днём. Что ещё можно делать днём? Отлично. Теперь подойти, пожалуйста,….. к доске. Что будет дальше? Девочка читает. Какое это время суток? Вечер. Правильно, что ещё можно делать вечером? Садись, молодец. Ну и осталась последняя картинка. Подойди ко мне ….. Давай с тобой повесим эту картинку. Что на ней изображено?

Девочка ложится спать.

Мы повесили все картинки.

Спасибо вам, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились.


Все чаще в нашем обществе наблюдается картина, когда дети не могут четко сказать, какое сейчас время года или время суток. Возможно, малыш и слышал эти слова в речи взрослых и даже употреблял в собственной, но не может соотнести утро, день, вечер, ночь и их признаки. Иногда это происходит не от незнания, а от отсутствия в представлении ребенка целостной картины в природе в данный период.

Основные правила

Как правило, утро, день, вечер, ночь ассоциируются у малыша с действиями, которые производит в это время он или окружающие его люди.

  1. Так, утром он идет в детсад, а мама на работу;
  2. днем он обедает и спит;
  3. вечером мама приходит с работы, забирает его из детсада;
  4. ночью он должен спать.

Ребенку не очень интересно, что в это время происходит в природе, а наблюдать полную картину каждого времени суток порой бывает некогда родителям. Однако малыша всему можно и нужно научить.

Для этого предлагаем вам картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь». Обучение по ним можно проводить различными способами.

  • Во-первых, можно опереться на методику Домана и показывать ребенку картинки в течение нескольких секунд, давая вслух названия времени суток. Постепенно малыш запомнит картинку и будет различать утро, день, вечер, ночь по их признакам в природе.
  • Во-вторых, картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно повесить в разных частях комнаты, и, подходя к одной из них, рассказывать ребенку о времени суток.
  • В-третьих, просто выберите картинки и побеседуйте о них с малышом: рассмотрите все детали, обговорите их и прокомментируйте. Так, постепенно утро, день, вечер, ночь для ребенка будут связаны не только с повседневными занятиями – малыш научится понимать природу и видеть в ней красоту.

Картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно скачать и распечатать с нашего сайта. Идеально, если для занятий по ним вы будете отводить строго определенные часы в одно и то же время суток. Так, утро вы изучаете утром, сравнивая картинку на рисунке с видом за окном и находя сходные характеристики. Также поступаем с другими картинками. Все признаки ночи можно наблюдать вечером в зимнее время, когда еще не поздно и малыш не спит.

Обсуждаем картинки с ребенком

После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.

Попросите малыша сказать:

  1. что происходит на небе ночью,
  2. как наступает утро,
  3. почему становится светло,
  4. почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.

Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!

И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток. Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.

Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.

Подборка бесплатных материалов

Режим дня ребенка

Тематическое занятие из Школы семи гномов по теме: Распорядок дня ребенка.
Плакат: Режим дня школьника. Распорядок дня дошкольника.
Распорядок дня дошкольника.

Раскраски по теме

«Утро, день, вечер, ночь» — распорядок дня:


Цели:

Познакомить детей с назначением часов, разными видами часов.
Учить детей наблюдать за предметами.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3», умение считать и обозначать цифрой результат счета.
Формировать устойчивые представления о величине (длинный-короткий, широкий-узкий. большой-маленький), количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в конструировании, лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Развивать умение повторять движения за воспитателем.
Развивать моторику, зрительное сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Часы настенные, наручные, песочные. Будильник.
Картинка с изображением геометрических фигур, циферблаты часов в виде этих геометрических фигур.
Картинка-схема с изображением часов с гирями в воде геометрических фигур, вырезанные из цветного картона геометрические фигуры.
Строительный материал (кирпичики, арки, цилиндры, треугольные призмы).
Цветное силуэтное изображение часов из плотного картона, гири в виде шишки и гриба, прикрепленные на общую веревочку.
Пластилин, горошины, палочки.
Песок, воронки, прозрачные бутылочки.
Картинка-фон с изображением основания песочных часов разного цвета, силуэтные изображения колб с песком разного цвета.
Пуговицы разного цвета, двух размеров, изображение наручных часов с кругами того же цвета и размера.
Вырезанные из бумаги круги, циферблаты, ремешки; клей, скрепки.
Часы и ремешки к ним: широкий, средний, узкий.
Цифры. Картинки с изображением наручных часов с разным количеством дырочек в ремешках.
Пальчиковые краски, картинка фон с пустыми кругами возле цифр на циферблате и пустой рамкой-окружностью часов.
Цветные прищепки, часы, вырезанные из плотного картона.
Аудиозапись: «Часы! Бом!», Е. Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Что в сундуке?

В сундуке находится какой-то предмет. Послушайте про него загадку и постарайтесь отгадать - тогда узнаете, что в сундуке.

Время-времечко бежит,
Деткам подрастать велит.
Этот предмет звучит вот так:
Тик-так, тик-так!

Наблюдение за настенными часами

Дидактическая игра «Подбери циферблаты к часам»

Подберите циферблаты к часам подходящие по форме. На какую геометрическую фигуру похожи эти часы? (Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

Конструирование «Собери часы»

Выложите изображение часов из разных геометрических фигур.

Изобразительная деятельность «Часы»

Дети наклеивают, а затем делают стрелки из пластилина.

Конструирование «Часы на башне»

В основание башни поставим кирпичик, на кирпичик сверху поставим арку, затем цилиндр с часами и сверху - призму-крышу.

Упражнение «Длинная и короткая»

Вытяните из часов гирю-шишку - сделайте ее веревочку длинной. А какой стала веревочка с гирей-грибком? Короткой. А как сделать, чтобы веревочка с грибом стала длинной? Вытянуть ее. Какой теперь стала веревочка с шишкой

Лепка «Часы»

Дети лепят лепешку-часы (круговое раскатывание, сплющивание). Из горошин выкладывают и вдавливают по окружности цифры, из двух палочек делают стрелки, накладывая их и вдавливая.

Игра с прищепками «Часы»

Прикрепите прищепки возле каждой цифры.

Динамическая пауза «Часы»

Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так.
(Наклоны головы то к левому, то к правому плечу)

Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Раскачивание туловища, с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так, тик-так.
(Руки на поясе, наклоны влево-вправо)

Наблюдение за песочными часами

Упражнение «Насыпь песок через воронку»

Дети вставляют воронку в горлышко прозрачной бутылочки и насыпают в нее песок.

Дидактическое упражнение «Песочные часы»

Разложите песочные часы на подставке. Какого цвета песок в часах, такого цвета должна быть подставка.

Наблюдение за наручными часами

Игра с пуговицами «Укрась часы»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера

Аппликация «Наручные часы»

Приклейте циферблат на круг, затем круг с циферблатом приклейте к ремешку. А теперь взрослые с помощью скрепок соединят концы ремешка.

Дидактическая игра «Подбери ремешки к часам»

Вот ремешки для часов. Они одинаковые или разные? Разные. Вот самый широкий, вот самый узкий. Подберите ремешки к часам по размеру.

Дидактическое упражнение «Сколько дырочек в ремешке?»

Сосчитайте, сколько дырочек в ремешке самых больших часов? Три. Обозначьте цифрой.

А сколько дырочек в ремешке средних(маленьких) часов? Две (одна). Обозначьте цифрой.

Наблюдение за будильником

Пальчиковое рисование «Красивый будильник»

Дети оставляют отпечатки-точки в пустых кругах возле цифр на часах, раскрашивают, обводя рамку часов пальчиком с краской.

Подвижная игра «Ночь-утро»

Пока будильник молчит, дети лежат на ковре - спят, когда будильник зазвонит - встают на ноги и делают зарядку - повторяют движения за воспитателем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Часы! Бом!»

Дети слегка постукивают палочками по барабану, на слова «Бом» бьют сильно и громко.

Время суток для детей, для взрослых и для всей растительной и живой природы состоит из четырех отрезков времени: утро, день, вечер и ночь. Каждый временной промежуток отличается друг от друга положением солнца, расположением стрелок на часах, нашими делами и занятиями.

Так, утром мы просыпаемся, чистим зубы, завтракаем и готовимся ко дню. Днем ходим на занятия, обедаем, делаем уроки и посещаем кружки. Вечером играем, отдыхаем, ужинаем и готовимся ко сну. А ночью мы сладко спим.

(Некоторые картинки, на которых появляется курсор-ручка, можно скачать в большом размере. Для этого нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

Презентация для детей: время суток

УТРО

В деревнях с самого раннего утра, как только встает солнышко всю округу будит петушок своим громким «Ку-Ка-Ре-Ку»! А в городе рано утром звенит будильник, сообщая, что пора вставать.

Время суток, когда солнце показывается над горизонтом, называется утро, которое наступает с рассветом. Солнышко только поднимается над горизонтом, поднимается над деревьями и крышами домов все выше и выше, дарит нам свои яркие лучи и солнечную улыбку.

Зимой утро начинается позже, а летом раньше. И еще летом, на траве бывает утренняя роса. Это когда на трава мокрая, как будто прошел дождь, а на самом деле никакого дождика не было, просто за ночь воздух остыл и превратился в маленькие капельки воды, которые осели на листочках и травинках.

Утро начинается с пробуждения. Просыпаются растения, раскрывая свои бутоны, просыпаются животные и птицы, вылезая из своих норок и вылетая из своих гнезд. Утром надо встать с постели, аккуратно застелить ее. Затем пойти умыться, почистить зубы, сделать зарядку и собраться в детский сад или школу. А тем временем на кухне утром нас уже ждет завтрак, который приготовила мама.

ДЕНЬ

Днем человек бодрствует. Дети играют во дворе дома или детского сада, школьники учатся и после уроков возвращаются домой, а взрослые тем временем работают. Маленьким детям днем положено немного поспать после обеда, а школьникам постарше сделать уроки, чтобы до вечера можно было заняться любимыми делами и пойти погулять.

Днем солнце поднимается высоко в небо и совершает движение с востока на запад по небосклону, постепенно опускаясь после обеда к горизонту. Летом солнце высоко поднимается над горизонтом, а зимой невысоко и быстро садится.

В дневное время суток для детей проходят занятия в детском саду и в школе, после чего наступает обеденное время. Обед состоит из перового, второго и третьего, после чего нужно немного отдохнуть, а для детей помладше предусмотрен «тихий час».

Ближе к вечеру наступает время полдничать. Полдник это небольшой ужин, который состоит из булки с чаем или фруктов с соком, после чего можно пойти гулять.

ВЕЧЕР

Вечером солнышко опускается все ниже и ниже и садится за горизонт. Это время суток называется вечер. А когда солнце исчезает за горизонтом можно наблюдать красивый закат. Он может быть ярким в желто-красных лучах. Зимой вечер наступает рано и солнышко садится быстро, а летом вечереет долго и солнце садится медленно.

Растения, животные и птицы готовятся ко сну. Цветы закрывают свои бутоны, животные забираются к себе в норки, муравейник в лесу закрывается, а птицы поют колыбельные возле своих гнезд.

Вечер это время, когда дети приходят с прогулки, а взрослые с работы. Это время ужина, после которого можно немного поиграть, посмотреть телевизор или почитать интересную книгу.

С вечера нужно подготовиться к завтрашнему дню, собрать одежду, книги в школу, почистить зубы и ложится спать. После вечера наступает самое темное время суток - ночь.

НОЧЬ

Ночью все люди, животные и растения отдыхают, чтобы набрать сил на следующий день. Люди спят в своих кроватях под теплым одеялом, собачки и кошки сворачиваются калачиком на своих уютных местах, птицы прячутся в ветвях деревьев, а у растений закрыты бутоны. Некоторые животные, такие, как совы, которые спят днем, ночью бодрствуют, но большинство животных ночью спят в своих гнездах и норках. Ночь это время тишины, отдыха и сладких снов.

Солнце прячется далеко за горизонтом и вокруг очень темно. Зато теперь на небе можно разглядеть звезды и на какое-то время выходит месяц. Днем звезды и луну невидно из-за яркого солнечного света, зато ночью в полной темноте они выступают во всей своей красе.

Ночью на небе появляется месяц. Это луна - наша спутница планеты Земля. Месяц бывает полным - называют полнолуние. Бывает в форме растущего или убывающего полумесяца. А может и совсем не быть - называется новолуние. В то время пока у нас длится ночь, на другой части земного шара светит солнце и вовсю идет день.

Задания-игры для детей про время суток

Картинка часы для детей. Распечатай и вырежи картинку часы-будильник. Аккуратно вырежи стрелки, сделай посередине циферблата отверстие и закрепи стрелки на часах ниточкой. Теперь можно показать, который сейчас час! И что сейчас: утро, день или вечер?

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка для скачивания)

А здесь уже готовые часы со стрелками в формате PSD для программы PhotoShop - скачать часы со стрелками (файл в архиве clock.rar 518Kb)

Часы с картинками времени суток

(Нажмите мышкой на рисунок, чтобы открылась большая картинка)