Доброжелательное отношение во время работы. Игра как средство формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками (опыт работы). Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию

Опыт проведения классных часов в начальной школе показывает: порой дети не умеют налаживать доброжелательные отношения во взаимодействии друг с другом, перебивают собеседника, переходят на крик, чтобы привлечь к себе внимание. Впрочем, многие взрослые тоже так себя ведут, и эта модель поведения уже отчасти усвоена нашими детьми. Важно научить младших школьников не только высказывать свои мысли, но и слушать других. В данной статье представлены упражнения и игры, направленные на воспитание доброжелательных отношений среди школьников, которые могут быть использованы при проведении классных часов.

При проведении таких классных часов важна организация пространства. Лучше, чтобы дети сели в круг или полукруг — так они все находятся в равных условиях, видят друг друга, что способствует возникновению чувства общности, сплоченности, защищенности, располагает к общению. Такая организация пространства становится для детей символичной, повышает их интерес к происходящему, а именно интерес стимулирует развитие всех психических процессов учащихся, активизирует их деятельность и дает необходимый педагогический результат.

Упражнение «Ласковое имя»


Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать к проявлению доброжелательности во взаимоотношениях с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки.

I этап
Учитель спрашивает у детей, какими ласковыми словами они называют родителей; просит записать эти слова на листках бумаги.

II этап
Ученики по кругу отвечают на вопросы: какими ласковыми словами ты называешь маму, папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика? а как ласково они называют тебя? что ты чувствуешь при этом?

III этап
Ученики по кругу говорят соседу справа комплимент. Упражнение начинается со слов: « Мне нравится в тебе...» или « Мне нравится, что ты...»

Рефлексия
Приятно ли вам, когда вас называют ласковым именем? Тяжело ли называть окружающих ласковым именем? Почему? Хорошо ли было бы, если бы все обращались друг к другу ласково?

Упражнение «Настроение»


Цели: создать условия для изучения самого себя, особенностей и возможностей своей личности; стимулировать к проявлению доброжелательности по отношению к одноклассникам.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

I этап
Учитель говорит, что каждому человеку иногда бывает грустно, и спрашивает у детей, почему, на их взгляд, так происходит.

II этап
Сообщается, что настроение — это или положительное (когда чувствуешь радость, восторг и под.) или отрицательное (когда испытываешь скуку, печаль) эмоциональное состояние человека. Нужно учиться контролировать проявление плохого настроения, чтобы от этого не страдали окружающие. Совместно придумываются различные способы поднять настроение.

III этап
Учитель предлагает детям нарисовать что-нибудь для соседа справа, чтобы поднять ему настроение.

Рефлексия
Какое у вас настроение? Кому понравился рисунок, подаренный одноклассником? Какие новые способы поднять настроение узнали?

Игра «Цветик-семицветик»


Цели: самоактуализация личности, развитие доброжелательных отношений с одноклассниками.
Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, ручки.

I этап
Дети по кругу заканчивают предложение: «Если бы я был волшебником, я бы непременно...»

II этап
Организуется беседа, у кого из ребят желания были полезны для:

  • всех людей на Земле;
  • страны, в которой мы живем;
  • окружающих людей (родителей, родственников, друзей);
  • самого себя.

  • III этап

    Дети рисуют цветик-семицветик, записывают на его лепестках свои желания. Условие: одно из семи желаний должно быть связано с одноклассниками.

    IV этап
    Дети зачитывают желания для себя (если хотят), затем для одноклассников, предполагают, какое из них может сбыться и когда.

    Рефлексия
    Какое задание для вас было наиболее трудным? Что может сделать каждый из вас, чтобы пожелания для нашего класса сбылись?

    Упражнение «Вопросы»


    Цели:
    осмысление ценностей человеческой жизни; изучение самого себя, особенностей и возможностей своей личности; развитие индивидуальности, доброжелательных отношений с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги, ручки.

    I этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы учителя:

  • Зачем нужно ходить в школу?
  • Зачем люди улыбаются друг другу?
  • Зачем делать друг другу подарки?
  • Почему люди совершают плохие поступки?
  • Почему нельзя ходить по газонам?
  • Почему надо убирать в своей комнате?
  • Почему люди любят природу?
  • Зачем нужно читать?
  • Для чего нам музыка?

  • II этап
    Учитель просит детей придумать интересные вопросы и записать их на листках бумаги.

    III этап
    Дети перечитывают составленные вопросы, выбирают из них самый интересный и задают его соседу справа.

    Рефлексия

    Чей ответ на вопрос был самым интересным? Ответ на какой вопрос оказался для вас наиболее трудным? Тяжело ли было задавать вопросы? Для чего люди задают друг другу вопросы?

    Игра «Пиктограмма»


    Цели: изучение возможностей своей личности; развитие воображения, творческих способностей, умения объективно себя оценивать.
    Оборудование: листы бумаги А4 (по 4 для каждого ученика), ручки или фломастеры.

    I этап
    Учитель сообщает: пиктограмма — это графическое изображение всякого рода информации, нарисованный знак. Например, ложка и вилка крест-накрест — столовая; крест — аптека или пункт медицинской помощи. Дети придумывают и рисуют пиктограммы: «У нас дружный класс», «У нас перемена», «У меня плохое настроение», «Мне весело».

    II этап
    Дети демонстрируют нарисованные пиктограммы.

    III этап
    Дети меняются пиктограммами с соседом справа, выставляют друг другу отметки. Затем оценивают себя.

    Рефлексия

    Что нового узнали о себе? О ребятах нашего класса? Чья пиктограмма показалась вам самой удачной?

    Игра «Рюкзак в поход»


    Цели: осмысление ценностей личности человека; развитие чувствительности в восприятии окружающего мира, умения объективно оценивать себя и окружающих.
    Оборудование: рюкзак.

    I этап
    Дети по кругу заканчивают предложение: «Поход — это здорово, потому что...»

    II этап
    Учитель просит детей представить, что они отправляются в поход. Для этого надо собрать рюкзак. В центр круга ставится пустой рюкзак. Дети по очереди перечисляют предметы, которые понадобятся всему классу в походе.

    III этап
    Дети отвечают на вопросы: какие человеческие качества важны в походе и почему? Какие человеческие качества в походе мешают?

    Рефлексия
    Чей предмет в рюкзаке оказался самым полезным для всего класса? Какое качество человека особенно помогает в походе? Кто из ребят нашего класса обладает этим качеством?

    Упражнение «Подарок»


    Цели: о
    смысление важности нежного, внимательного отношения к родным, друзьям, другим людям; формирование доброжелательности, щедрости.
    Оборудование: небольшие подарки для одноклассников (открытки, ручки, блокнотики и др.).

    I этап
    Учитель предлагает поразмышлять над вопросом: «Зачем нужны подарки?» Каждый ученик по кругу продолжает фразу: «Подарок — это то, что...»

    II этап
    Учитель говорит, что получать подарки приятно и взрослым, и детям. Подарки могут быть маленькими и большими, дорогими и дешевыми, съедобными и несъедобными и т. п., главное, чтобы они делались от души.

    III этап
    Дети по кругу отвечают на вопросы: какой подарок ты бы хотел получить на день рождения от родного человека? какой подарок лучше всего вручить другу? а человеку, которого ты мало знаешь?

    IV этап
    Дети по кругу дарят своему соседу справа подарок. Отмечается, что делать это надо от души, с пожеланиями, а человек, получивший подарок, должен обязательно за него поблагодарить.

    Рефлексия
    Чем понравился подаренный сувенир? Что было приятнее: дарить или получать подарок?

    Упражнение « Улыбка »


    Цели: развивать наблюдательность; учиться понимать людей, быть доброжелательными и приветливыми с окружающими.

    I этап
    Каждый ученик приносит на занятие фотографию близкого человека (мамы, папы, бабушки и др.). Учитель озвучивает задание: рассказать в нескольких предложениях о родственнике (кто это, какой у него характер, чем он занимается, чем увлекается).

    II этап
    Выступления учеников.

    III этап
    В класс входит не знакомый детям человек. (Учитель может пригласить кого-либо из своих знакомых. ) Этот человек должен обязательно улыбаться. Учитель представляет незнакомца детям и спрашивает их: « Что вы можете сказать об этом человеке» ?

    I
    V этап
    Организуется совместная беседа об улыбке, ее значении при первом знакомстве людей друг с другом, при общении людей. Учитель зачитывает афоризмы: « От улыбки станет всем светлей» , « Улыбка человеку ничего не стоит, но много дает» , « Улыбка обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает» и др.

    Рефлексия
    Как чувствовали себя на занятии? Что нового узнали?

    Упражнение « Добрые слова »


    Цели: способствовать эмоциональному раскрытию каждого учащегося; стимулировать детей к использованию добрых слов в общении друг с другом; развивать умение доброжелательно взаимодействовать с одноклассниками.
    Оборудование: листы бумаги формата АЗ, ручки.

    I этап
    Учитель рассказывает, что на свете есть слова красивые, добрые. Дети вспоминают добрые слова (мама, улыбка, солнце, радость и др.), записывают их.

    II этап
    Дети по кругу называют одно из записанных добрых слов, а сидящий справа одноклассник придумывает с этим словом предложение.

    III этап
    Учитель сообщает, что кроме добрых, красивых слов существуют злые, некрасивые, грубые слова. Они могут расстроить, обидеть человека, разозлить его, поэтому такие слова нельзя употреблять.

    Рефлексия
    Какое доброе слово вы использовали редко, а сейчас будете произносить чаще? Почему люди не хотят слышать злых слов? Какие предложения с добрыми словами особенно запомнились?

    Упражнение « Хороший класс »


    Цели: развивать умение позитивно взаимодействовать друг с другом; учиться быть приветливыми и доброжелательными с одноклассниками.

    I этап
    Дети по кругу завершает фразу: « В нашем классе хорошо, когда...»

    II этап
    Организуется беседа о том, что каждый ученик может сделать для того, чтобы класс был дружным. Каждый по кругу высказывает положительное мнение о классе, продолжая фразу: « Я считаю, что ребята нашего класса молодцы, потому что...»

    Рефлексия

    Что делает класс дружным? А что мешает классу быть дружным?

    Каждый из нас повседневно общается с различными людьми, отличающимися друг от друга темпераментом, характером. Для нас самих и для окружающих важно сохранить доброжелательные отношения, что положительно сказывается на психике, а психическое спокойствие весьма важно для здоровья и долголетия. Это отмечено еще в книге о старости, принадлежащей перу начальника Высшего Медицинского управления в России (1760 г.) Иоганна Фишера. Автор пишет: «Нужно признать, что отсутствие душевного спокойствия гораздо более способствует укорочению жизни, чем наличие всех благоприятных факторов - ее удлинению».

    Еще в средние века было замечено, что одним из факторов, сокращающих жизнь, являются такие чувства, как страх, печаль, уныние, малодушие, зависть, ненависть.

    В прошлом веке отечественные клиницисты говорили о психических травмах (длительные сильные аффекты, горе, страх и т. п.) как причинах болезней (М.Я. Мудров, В.М. Монасеин, А.А. Остроумов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин). А. И. Яроцкий указывал, что острыми заболеваниями, например, нередко заболевают в момент тяжелых душевных переживаний.

    И. П. Павлов также отмечал, что нервную систему поражают слишком сильные или сложные раздражители, которые могут вызвать различные болезни. Одним из таких раздражителей является слово. «Слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет, а потому может вызвать все те же действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». Эти положения И.П. Павлова находят подтверждения в жизни. Мы все знаем, как словом можно обидеть человека. Слово, неосторожно сказанное врачом, может вызвать тяжелые переживания, привести иногда к осложнению заболевания. Напротив, умелое использование слова врачом, медицинским персоналом и окружающими в повседневной жизни часто оказывает лечебное действие, и медикаменты, назначаемые врачом с добрым напутствием, действуют эффективнее. Для предупреждения любых заболеваний необходимо всячески беречь нервную систему и с малых лет воспитывать свой характер. На этом настаивал еще Богомолец; он говорил, что чрезмерная раздражительность, ведущая к склоке, сокращает жизнь. Как правило, долголетние люди на жизнь смотрят оптимистично, отличаются жизнерадостностью, общительностью, приветливо относятся к окружающим людям, любят природу, не поддаются унынию и мрачному настроению; черствых, нелюдимых и злых среди них нет. Каждый человек должен вырабатывать в себе гуманное и доброжелательное отношение к окружающим, укреплять и развивать у себя чувства товарищества и коллективизма.

    Для того чтобы поддерживать душевное равновесие, очень важно найти для себя полезный и увлекательный труд, а в свободное время посещать театры, концерты, читать хорошие книги, встречаться с интересными людьми, участвовать в танцах и играх. Все это способствует поддержанию хорошего настроения.

    Мелкие психические травмы, накапливаясь, как ржавчина разрушают сосуды, повреждают органы и создают наклонность к другим заболеваниям. Всякие неприятности в жизни угнетают человека, вызывая тоску, горе, уныние, печаль, а иногда злобу и ненависть. Они часто повреждают нейрогуморальный аппарат, ослабляют защитные механизмы в организме и создают наклонность к ангинам, гриппу, дерматитам, даже раку. Медики давно отмечали, что возникновение рака часто связано с отрицательными эмоциями, угнетением. М.К. Петрова в эксперименте на собаках наблюдала рак, дерматиты и другие заболевания, возникающие в результате невроза.

    Приятное слово, хорошее отношение к человеку повышают работоспособность и придают человеку силу и устойчивость к заболеваниям. Хорошее, бодрое настроение важно как здоровому, так и больному. Врачи могут подтвердить, что и тяжелобольные выздоравливают, если они жизнерадостные, приветливые, добродушные и веселые.

    Для всех возрастов полезно хорошее настроение. Состояние психики оказывает влияние на все функции организма. От глубокой древности дошла до нас поговорка: «в здоровом теле - здоровый дух», и можно добавить: «без здорового духа не может быть здорового тела». Значение бодрого душевного состояния для здоровья отмечено давно.

    Гуфеланд писал: «Из всех телесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое; он благоприятствует пищеварению, кровообращению, испарению и ободряет жизненную силу во всех органах».

    Однако в повседневной жизни мы часто недооцениваем значение схема, зачастую мы бываем чересчур серьезны, недостаточно шутим, мало смеемся. Смех - это признак здоровья, удовлетворения жизнью, это выражение победы над скукой и житейскими трудностями, это лучший спутник рационального отдыха.

    Большое значение для плодотворного труда и отдыха имеют доброжелательные отношения в семье. Одинокий человек никогда не бывает счастлив, ему нужно участие. Большинство долголетних живут дружной семьей; холостяков среди них мало.

    Учеными установлено, что брачная жизнь способствует долголетию, конечно, если семья основана на взаимопомощи, дружеской поддержке.

    Таким образом, большое значение для долголетия имеет сохранение нормального состояния нервной системы, особенно высших отделов ее, которые обеспечивают нормальное состояние нашего организма в окружающей среде.


    Данная глава объясняет как личные наблюдения авторов, так и богатейший опыт жизненной мудрости таких людей, как Л. Вовенарг, Вольтер, Г. Гейне, Д. Дидро, Б. Грасиан, Ж. Лабрюйер, М. Монтень, Л. Н. Толстой, Ф. Честерфилд и др.

    Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

    Хорошее намерение бесполезно, пока не превратится в хорошие дела. Плавт

    Узнайте о принципиальном отличии доброго человека от злого
    Добрый человек — это тот, кто помнит свои грехи и забывает своё добро. Злой же, наоборот, — это тот, кто помнит своё добро и забывает свои грехи.

    Если Вы хотите, чтобы о Вас думали хорошо, думайте об окружающих также хорошо
    Помните, что негативные мысли об окружающих приносят вред самому человеку и ведут его к самоуничтожению, подрывают его жизнерадостность и рассудительность, порождают в нём разрушительное и низменное. Каждая мысль человека, наполненная ненавистью и злобой, подобна яду как для души, так и для физического тела. Всё, что человек внушает другому, влияет в первую очередь на него самого, поскольку в организме человека регистрируется абсолютно всё, что происходит в его уме. То, как человек думает о своих близких, какие чувства он к ним испытывает и как поступает по отношению к ним, определяет в конце концов ход его собственной жизни.Старайтесь помнить, что чем больше добрых дел и намерений к окружающим будет излучать человек, тем больше он их получит в ответ. Это обусловлено тем, что позитивное отношение к людям обычно всегда вызывает у них ответную реакцию.

    Старайтесь быть признательным людям как внутренне, то есть проявите «доброжелательность», так и внешне (проявите «добродетельность»)
    Помните, что добродетельная сила станет частью Вас самих лишь тогда, когда сможете создавать её и управлять ею по собственному желанию.

    Знайте, что добродетель вырастает исключительно из доброжелательности
    Думая о добром и совершая добрые дела, человек накапливает в себе позитивные впечатления, подталкивающие его к добру даже вопреки его же воле. Совершивший много добрых дел и много размышлявший о добре воспитывает в себе непреодолимую склонность к добру, не столько уже в мыслях, сколько в делах и поступках. О доброжелательном и добродетельном человеке обычно говорят, что он «обречен на успех». Дополним же сказанное тем, что такой человек будет «навечно в безопасности».

    Будьте не только доброжелательны, но и добродетельны, творите добро
    Опыт учит, что говорить бывает обычно легко, действовать же намного труднее. Старайтесь, чтобы Ваши добрые слова не затмили Ваши добрые дела. Помните, что добрые дела остаются, добрые же слова, как правило, забываются. Порядочность обнаруживается исключительно в конкретных делах, а не в высокопарных словах.

    Восхищайтесь людьми, которые Вас окружают
    Помните, что уникальны и неповторимы не только Вы сами, но и те, кто находятся рядом с вами.

    Изменитесь в лучшую сторону, а затем станьте «зеркалом» для собеседника
    Станьте «зеркалом» для собеседника — покажите ему, что Вы видите его неограниченные возможности.

    Искренне радуйтесь успехам окружающих Вас людей
    Когда человек радуется успехам тех, кто его окружает, он невольно открывает двери собственному счастью и благополучию. Помните: то, что является благом для самого человека, обычно приносит благо и другому.

    Желайте другим людям богатства и благополучия, и Вы сами получите то, что желаете окружающим
    Приведённое выше положение лишний раз подтверждает принцип магнетизма: «Что отдал, то твоё». В жизни реально так и происходит — то, что желаешь другим, обычно получаешь и сам. Когда человек желает окружающим благополучия и богатства, он наполняет свои мысли богатством и благополучием. А, как известно, мысли имеют уникальное свойство — материализовываться в действительность.

    Откажитесь от намерения мстить своим обидчикам, будьте выше этого
    Эмоционально зрелый человек никогда не будет негативно реагировать на критику и нападки в свой адрес. Тот же, кто опускается до того уровня, когда может отплатить тем же (то есть возражением или аналогичным упреком), автоматически опускается до умственного развития своего обидчика. Помните, что слова и дела окружающих Вас людей только тогда способны задеть Вас, когда им придают значение. Овладейте особой мудростью и зрелостью по отношению к людям, ибо это поможет вам, придерживаясь своей точки зрения, преодолеть привычку быть грубияном и невежей.

    Научитесь благовоспитанно игнорировать тех, кто неприятен, груб и плохо воспитан
    Приветливо и решительно отказывайтесь общаться и сотрудничать с теми, кто эгоистичен, несдержан и груб. Постарайтесь таких людей не принимать в свой круг общения. Если этого избежать невозможно, то научитесь ненавидеть исключительно благовоспитанно.

    Негативно высказываясь о другом человеке, Вы сами изменяетесь к худшему
    Помните, что оглашение другому его ошибок, напоминание ему о недостатках внушает, прежде всего, Вашему внутреннему миру такие же негативные мысли и отрицательные черты.

    Загляните «внутрь» самого себя, и Вы сможете убедиться в том, как много там нужно совершенствовать
    Для того чтобы изменить себя к лучшему, необходимо сначала осознать собственное несовершенство. Без этого процесс самосовершенствования практически невозможен. Помните о том, что осознание собственного несовершенства непременно приблизит Вас к совершенству. Если Вы хоть однажды честно заглянете себе в душу, то наверняка столкнётесь с таким количеством несовершенств и слабостей, что Вам на всю жизнь хватит работы, чтобы сначала привести в порядок самого себя.

    Умерьте свою антипатию к людям
    Это касается даже и тех, кто объективно заслуживает осуждения. Помните, что для совершенного человека нет худшего поступка, чем
    неприязнь к лучшим, чем он сам. Постарайтесь не забывать о том, что презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств. Помните, что, если Ваш недуг будет выходить через уста, в опасности окажется Ваше доброе имя.

    Избегайте негативных мотивов по отношению к окружающим
    Помните, что негативные мотивы собственного поведения имеют вредные последствия в первую очередь для Вас самих. Поскольку то, что Вы делаете для своего ближнего, подталкивает его сделать то же самое по отношению к вам.

    Не только «благословите» (то есть говорите слова, несущие в себе благо), но и «благодарите» (дарите благо) своим «учителям-обидчикам»
    Подарите благо своему недругу лучше в виде какого-то конкретного подарка. Как определить этот подарок? А для этого нужно ответить на вопрос: «Что конкретно своими действиями пытался забрать у меня этот человек, вызвавший это негативное чувство к нему? ». Выводящий меня из равновесия («тиран») хочет сделать из меня «жертву» и подпитаться моей энергией. Именно то, в чём конкретно нуждается «тиран», и нужно дать ему в виде «мысленного подарка»: тот, кто меня раздражает, нуждается в спокойствии (именно это ему и следует подарить); бандит, угрожающий мне, нуждается в смелости и уверенности в завтрашнем дне (это совсем нетрудно ему дать в виде «мысленного подарка»); если кто-либо хочет забрать у меня радость, уверенность и другие мои
    «позитивные» энергии и силы — подарим их своему обидчику сами и сделаем это от чистого сердца. Помните, что если Вы сформировали образ подарка правильно, то есть подарили человеку именно то, что нужно, и передали это с любовью, то Вы увидите плоды благоприятного изменения своего обидчика, причём они будут не только «налицо», но и «на его лице».

    Будьте добродушны и доброжелательны — это существенно повысит Вашу безопасность и энергетическую целостность
    Установлено экспериментально, что на людей, желающих блага и добра людям (благо- и доброжелательных), не действует ни «сглаз», ни «порча», ибо они защищены от этих негативных энергетических сил Божественной энергией добра и любви, которая по своей энергетической силе и мощи не сравнима ни с чем в мире. Научитесь благодарить — это сделает Вас свободными. Искреннее благодарение избавит Вас от порока, имя которому — гордыня. Это освобождает Вас (делает «свободными») от тех негативных, отрицательных энергий, которые раньше удерживали Вас «внизу», не позволяли Вам подняться «выше» туда, где нет низменных чувств и переживаний, где человек испытывает восторг, радость и окрылённое счастье. Акт благодарения означает подтверждение того, что Вы принимаете сложившуюся ситуацию без претензий и обид.

    Научитесь возвышать «чужие стены» и принижать «собственные горы»
    Цените свою уникальность, но не делайте это за счёт возвышения над другими. Осознайте, что другие — это тоже творения единой и всемогущественной Божественной силы и так же, как и Вы, по-своему уникальны и неповторимы.

    Воры, грубияны и прочие «негодяи» — это наши учителя. Научитесь любить и благодарить их
    За что же надо любить и благодарить вора? За то, что учит нас уважительно относиться к деньгам, как к своим, так и к чужим. За что же надо любить обидчика? За то, что он нам подсказывает, как правильно (уважительно) относиться к себе и окружающим. Любите своих обидчиков, в том числе и тех, кто сделал нам особенно больно, ведь именно они указали нам на слабые места и подсказали то, что необходимо конкретно нам в себе изменить.

    Принося людям подарки, подарите радость и себе
    Получается, как утверждает в своих книгах доктор В. Синельников, удивительная трансформация; «дар — рад», то есть «даруя — радуешься».

    Научитесь не только дарить, но и принимать подарки
    Помните, что, если Вам что-то искренне дарят, значит, Вы этого достойны. Примите это с благодарностью. Если кто-то что-то делает для Вас, это нужно, может, не столько Вам, сколько ему самому.

    Порадуйтесь успеху другого, этим Вы притянете успех и к себе
    Воспринимайте успехи окружающих как добрый знак того, что и Вас скоро ждёт аналогичный успех.

    Быть добрым выгодно, в том числе и в материально-финансовом плане
    Когда Вы добродетельны (делаете добрые поступки) «по законам отражения» («законам отдачи»), эти же добрые дела к Вам обратно и возвращаются. Именно так материализуются добрые помыслы, намерения и поступки. Главное здесь — не ставить себе цель именно таким образом обогатиться, всё доброе должно исходить от открытого сердца, преисполненного любовью к окружающим.

    Общаясь с людьми, старайтесь всегда помнить о «законе отражения»
    Согласно «закону отражения» каждый человек, который встречается в Вашей жизни в той или иной степени отражает какую-то Вашу личностную черту. Например, если Вам встретился «как бы случайно» грубый и сквернословящий человек, значит, это в какой-то степени есть и в Вас. Нужно только повнимательнее в себя заглянуть. Если Вам попался тот, кто легко обижается, значит, какая-то непроявленная обида кроется и в Вас. Научитесь благодарить всех, кто встречается у Вас на пути, поскольку они явно показывают те Ваши качества, над которыми нужно работать. Если же благодаря полученной «подсказке» со стороны Вы изменились к лучшему и Вам уже длительное время не попадаются люди — носители определённого отрицательного качества, значит, Вы реально изменили себя к лучшему.

    Помните, что умный учится у всех и у каждого
    Нет таких людей, которые не могли бы хоть чему-то научить Вас. Пусть добрый человек научит Вас быть добрым, злой же пусть научит Вас как не нужно быть злым, а если точнее, он научит Вас тоже доброте и порядочности. Отсюда следует, что раздражительный человек должен учить нас спокойствию, жадный — щедрости, грубый — вежливости и культуре поведения.

    Научитесь любить людей с отрицательными качествами
    Это необходимо делать потому, что эти люди — Ваши реальные «учителя», они учат Вас тому, как не следует поступать. Следуя этой логике рассуждения, необходимо: полюбить вора, который украл у Вас деньги, за то, что он учит уважительному уважению к деньгам, как к своим, так и к чужим; полюбить своего обидчика за то, что он учит Вас быть хозяином собственных эмоций, чувств и переживаний. Этот перечень можно и нужно продолжить, и повнимательней посмотреть на тех, кто же Вас окружает в повседневной деятельности. Найдите своих как достойных, так и «недостойных» подражания учителей и научитесь у одних, как следует поступать в жизни, у других же — каким не следует быть.

    Будьте великодушны и сострадательны к людям
    У кого велик запас духовного, тот с каждым новым делом растет, и окружающие обнаруживают у него всё больше и больше достоинств. Помните: насколько человек зрел, настолько он личность.

    Овладейте таинством любви к ближнему
    Исключительно от Вас зависит то, что любому человеку, который Вас обвиняет, ругает или делает зло, Вы можете ответить: «Мир тебе! ». В этом и состоит таинство любви к ближнему, то есть в особой Вашей готовности проявить доброжелательность и уважение к любому, кто Вас окружает. Ведь любой другой так же, как и вы, рождён божественным началом. Любить мир означает любить всё, что создано этим миром.

    Откажитесь от приобретённой привычки сердиться на окружающих
    Когда Вы сердитесь на людей, Вы невольно привлекаете к себе из внешнего энергетического пространства все токи зла и негативизма.

    Будьте мудры, преодолейте в себе озлобленное отношение к людям
    Дух отрицания и злобы обычно сам себе подписывает приговор. И действительно, от злобы, что направлена на людей, как правило, страдает сам злодей.

    Сформируйте в себе благодатное отношение абсолютно ко всем окружающим
    Ищите в жизни то, за что можно быть благодарным. Помните, что когда человек что-то ищет, он обязательно это находит.

    Будьте не столько доброжелательны, сколько добродетельны к людям
    Слово «доброжелательность» означает в прямом его смысле «желать добра» — «добродетельность» же подразумевает «делание добра», то есть предполагает конкретные добрые дела и поступки. Помните, что «быть добрым» и «быть добродетельным» не есть одно и то же. Бездействие в доброжелательности можно во многом считать грехом человека. Вот почему так важно не проходить мимо людей нуждающихся, мимо людской скорби и нищеты.

    Помните, что «земля, не засеянная весною, на весь год останется бесплодною»
    Так и от нас окружающие вряд ли дождутся добрых дел, если в настоящие дни — «здесь и сейчас» — мы не посеем в себе семян добра, внимания и любви к людям. Каждый поступок человека по отношению к окружающим служит во благо либо во вред им и имеет реальное значение, порой гораздо большее, чем мы предполагаем.

    Поймите, что добрые дела начинаются с добрых мыслей
    «Не убивай» — гласит закон. Однако необходимо не только не убивать другого человека, но и не гневаться на него; не только не грешить на деле, но и в мыслях. Остерегайтесь необдуманным словом оттолкнуть от себя того, кому Вы хотите помочь.

    Постарайтесь быть радостным светом на пути других
    Ищите то, чем можно порадовать, а не огорчить человека. Старайтесь начинать и заканчивать встречу с каждым в радости. Чаще говорите окружающим слова согласия и одобрения: «да», «верно», «согласен» — это сближает и объединяет. Установлено экспериментально, что доброжелательные люди говорят в пять раз больше «да», чем «нет».

    Делая добро людям, не ждите ответной награды
    Одни люди, если окажут кому-нибудь услугу, ждут себе за это награду или благодарность. Другие, хотя и не ждут награды и благодарности, всё-таки не забывают то, что они сделали, и считают тех, кому они сделали добро, своими должниками. Но истинное добро — это то, которое сделано не для другого, а для себя, и человек, сделавший его, не ищет награды, а делает добро так, как плодовое дерево, которое выращивает свои плоды и вполне довольно тем, что плодами этими пользуются те, кому они нужны. Делайте добро тайно и жалейте, когда про него узнают, — этим Вы научитесь радости творить добро. Сознание доброй жизни без одобрения за неё людей есть лучшая награда доброй жизни.

    Обычно человек замечает в своём собеседнике то, что характеризует его самого
    Добрый увидит и оценит в другом исключительно доброту. «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у вас ». Недобрый, злой и завистливый человек непременно заметит в другом те пороки, какими наделён он сам. «Ведь у павлинов видят люди злые не красоту, а ноги их кривые ».

    Ценность прожитых дней измеряется наполненностью их добротой
    Если Вы не украсили свой день простой добротой к кому-нибудь, считайте, что Ваш день пропал. Ценность прожитых дней измеряется, пожалуй, единственной валютой: где и сколько Вы выткали за день нитей любви и добра. Научитесь если и критиковать окружающих, то так, чтобы любое Ваше обличение было не только справедливым, но и преисполненным любовью.

    Никакая энергия, посланная человеком в доброте, не может пропасть в мире
    Добрая энергия всегда найдёт своего адресата и окажет ему помощь. Эта энергия добра способна если не освободить, то уж точно облегчить страдания человека, мимо которого она мчится. К энергии зла невосприимчив добрый человек, ибо энергия зла опутывает только тех, кто сам преисполнен гнева и раздражения к людям. Используйте имеющееся богатство исключительно на пользу ближ-
    них.

    Подарите себе удовольствие дарить радость людям
    Если Вы встретили человека и не смогли сказать ему утешительного слова, Вы потеряли возможность испытать момент особого счастья в жизни. Почувствуйте и полнее осознайте то, что блаженнее отдавать, чем принимать.

    Поселите в своём доме «радость действия»
    Научитесь не только говорить радостные, одобряющие слова, но и делать то, о чем говорите. Помните, что лучший вид слова — это дело.

    Если Вы хотите убедить кого-либо в чем-то — убеждайте не словом, а делом
    Если Вы хотите убедить человека в том, что он живёт не так, как следует (на Ваш взгляд) жить, — не убеждайте его словами, сами живите хорошо. Помните, что люди верят лишь тому, что видят.

    Почаще напоминайте себе о важнейшем своём долге — «долге служения людям»
    Увы, но мы часто избегаем ответственности, говоря, что не можем взять её на себя. Но избегая её, мы встречаем иногда несравненно
    большие затруднения. Помните, что нам будет дано достаточно сил для выполнения всего, что на нас возложено. Но когда мы уклоняемся от обязанности в оказании помощи окружающим, мы уже не можем рассчитывать на помощь вселенских сил, и, несомненно, нам будет намного труднее достичь своих жизненных целей, когда мы опираемся только на собственные силы.

    Овладейте мудростью понимания того, что никто в этом мире ни в чем не виноват
    Помните, что каждый делает своё дело исходя из собственного понимания добра. Уважительно отнеситесь к сложившимся убеждениям тех, кто Вас окружает.

    Откажитесь от желания изливать на окружающих людей гнев, обиду и раздражение, даже если они были источником этих негативных состояний
    И даже если случится, что кто-либо сознательно сделает Вам пакость, поблагодарите его за тот урок, который Вы вынесете , преодолевая это зло и не выплёскивая его на обидчика. Помните, что носить в себе зло на кого-либо означает вредить в первую очередь самому себе.

    «Эхо в нашей жизни», или «подобное рождает подобное»
    Однажды отец с сыном гуляли в горах. Вдруг сын упал, поранился и закричал: «А-а-а-а!». К своему удивлению, он услышал, что какой-то голос где-то высоко в горах повторил за ним: «А-а-а-а!». Заинтересовавшись, он закричал: «Кто ты?». И в ответ услышал: «Кто ты?». Рассердившись на такой ответ, он прокричал: «Трус». И эхо вторило ему. Потом он посмотрел на своего отца и спросил: «Что это такое?». Отец улыбнулся и сказал: «Послушай, сынок». После этого он обернулся к горам и крикнул: «Ты мне нравишься!». И голос ответил ему: «Ты мне нравишься!». И снова отец крикнул: «Ты — молодец!». И голос вторил ему: «Ты — молодец!». Мальчик был очень удивлен, но ничего не понял. Тогда отец объяснил ему: «Люди называют это ЭХОМ, но на самом деле это ЖИЗНЬ. Тебе отвечают тем же, что ты сказал или сделал. Твоя жизнь — это всего лишь отражение твоих поступков ». «Подобное рождает подобное», — гласит известный принцип отражения. Если Вы хотите, чтобы Вас любили больше, наполните сначала своё сердце любовью и научитесь любить окружающих. Такая взаимосвязь существует по отношению ко всему в жизни, к каждому её аспекту; жизнь вернёт Вам все, что Вы отдали ей. Ваша жизнь — это не случайное совпадение, это отражение Вас самих.

    Излучайте тепло, теплее будет и Вам самим
    Подарите случайному прохожему свою улыбку, внимание и тепло и произойдет то, что описал в своих строчках известный поэт Р. Рильке:
    На станции унылой кто-то вдруг
    Кивнул кому-то.
    Лёгкое движение.
    И кажется, обласкан ты, как друг.
    Рожденье взгляда...
    В чем его значенье?

    Станьте для окружающих неиссякаемым источником любви и добра
    Как известно, из сладкого источника не потечёт горькая вода — так и из доброго сердца не вырвется ни одного злого слова.
    Ободряйте же окружающих словом искренней похвалы. Радуйте их словом ласки и тепла. Смягчайте страдания нуждающихся словом сочувствия. Воспламеняйте их сердца словом веры. Освещайте все вокруг словом благодарности.

    Помните, что «доброе дерево» узнается по добрым плодам
    Научитесь нести доброе начало не только словами, но и делами.

    «Не сейте ветер, ибо пожнете бурю»
    Тот, кто сеет семена гнева и раздражения, пожнет бурю ненависти и отторжения. Доброе семя — это доброе слово. Доброе слово внесёт в Вашу жизнь «сначала зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе», и таких зерен будет множество.

    Творите добро — это прекрасно
    Будьте щедры по отношению к окружающим на добрые чувства и высказывания, в которых есть слова «дорогой» или «дорогая»: Прекраснейшее слово «дорогой»…
    Как много чувств оно одно вмещает,
    И радостью как душу освещает,
    Соперничая с радугой-дугой.
    Л. Татьяничева

    Почаще напоминайте себе, что «дверь к людям открывается наружу»
    Чтобы получить добро, радость и счастье, необходимо сначала это же отдать, ибо верна истина (это подтверждено вековой практикой) — невозможно получить, не отдавая. Отдать можно лишь то, что сам имеешь. Вот почему, прежде чем отдать, нужно приобрести самому, а приобретать доброе начало необходимо изначально внутри себя , то есть путём доброго отношения к окружающему миру и людям.

    Человек, желающий людям зла, наказывает в первую очередь сам себя
    Следуя известному правилу: «Что отдал — то твоё», легко догадаться, что может получить в ответ тот, кто отдаёт людям зло, ненависть и отвращение.

    Помните, что «закон отдачи» существует, отдающий может и должен получить
    Любой Ваш поступок (хороший или плохой) через тысячи причинно-следственных связей бумерангом всегда возвратится к Вам же. Вот уж поистине: «Что отдал — то твоё!». Помните: то, что мы посылаем в жизнь других, возвращается в нашу собственную.

    Измените в себе привычку менять человека без его готовности и желания
    Помните, что невозможно изменить человека, пока он сам этого не захочет, ибо ничьи глаза нельзя открыть насильно. Это лишний раз подтверждает классическое изречение: «Ученик готов — учитель пришёл». Откажитесь от соблазна вводить неподготовленного человека в мир новых идей и духовных ценностей, которые ему пока ещё чужды. Это будет губительно для него.

    Будьте особо терпимы к явно несовершенным людям
    Иногда приходится просто зажмуриваться, глядя на несовершенство существа, имя которому — человек. Постарайтесь найти в этой ситуации и высочайшую степень эмпатии к такому человеку, и не проронить ни слова обвинения или упрека в его адрес.

    Поймите, что не всегда Ваша любовь к людям победит мгновенно, не всегда и не все сразу её примут с открытым сердцем
    Будьте терпимы к тому, что иногда Ваши сопереживание и любовь к людям не достучатся до адресата и Вы не получите обратного позитивного отклика. Пусть это сохранит в Вас веру в истинность утверждения «Что отдал — то твоё!». Для того чтобы заработала обратная связь, нужно просто «дать время времени». Воплощая свою добродетельность, не ждите мгновенных, восходящих прямо сейчас плодов своей работы. Заботьтесь не о «плодах», а о том, чтобы у Вас хватило духовных сил получить награду или похвалу за свой труд.

    Научитесь правильно отвечать на критику в Ваш адрес
    В ситуации, когда кто-то Вас критикует (даже без всяких на то оснований), необходимо простить и поблагодарить критикующего. Это необходимо сделать, во-первых, для того, чтобы помочу ему отчасти освободиться от собственной агрессии и трудностей, с которыми он борется, решая проблемы земного существования; во-вторых, чтобы облегчить процесс собственного совершенствования. Пожелание критикующему «всего тебе хорошего» будет правильным и исключительно благим как для него, так и для Вас самих.

    Делайте хорошее, не обещая хорошего
    «Друзья мои, я потерял день!» — произнес однажды известный римский император Тит за обедом, когда вспомнил, что за целый день никому не сделал ничего хорошего. Старайтесь как можно чаще творить добро и совершать добрые поступки, и Вы испытаете особую радость — радость дарить доброе и светлое.

    Преодолейте желание осуждать людей, ибо приговор, который Вы выносите окружающим, будет вынесен в первую очередь Вам
    Увы, многие просто забывают классическое: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы ». Помните о том, что Ваш ум — это своего рода творческий медиатор: всё, что Вы внушаете, советуете и делаете другому, влияет и на Вас самих. Поверьте в то, что все хорошее, что Вы сделаете людям, будет возвращено Вам в равной мере. Поймите, что Ваше отношение к людям формируется Вами же, то есть от Вас самих будет зависеть, какой тип взаимоотношений будет преобладать в общении с окружающими.

    Откажитесь от негативной привычки вводить в заблуждение окружающих, ибо этим Вы обманываете себя
    Помните, что тот, кто намеренно вводит в заблуждение и обманывает своего ближнего, в первую очередь совершает обман по отношению к себе.

    Знайте, что позитивная установка к окружающим всегда вызывает у них ответную реакцию
    Убедитесь в истинности жизненных наблюдений о том, что:
    чем больше добрых намерений Вы будете излучать окружающим людям, тем больше Вы будете получать их в ответ;
    чем больше любви и добра будет исходить от Вас, тем больше их придёт к Вам со всех сторон.

    Людскую доброту увидит лишь тот, у кого открыто сердце, кто переполнен любовью к людям
    Эта мысль замечательно выражена в уже известных читателю строках, ещё раз повторим их на страницах данного пособия: «Доброту людскую видит глаз, если сердце доброе у Вас». Почаще высказывайте людям удивительное по силе доброты и любви пожелание С. Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет ».

    по книге Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина Улыбнись на счастье! Питер 2008
    также еще по книге ссылки:

    Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения. 9 игр для дошкольников. Учимся взаимодействовать друг с другом.

    Эта игровая копилка – приложение к статьям Н.М. Бариновой из цикла «Детская психология»:

    Играем с детьми: укрепляем дружеские отношения.

    Игра 1. «Солнышко дружбу освещает»

    Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

    Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается на стене.

    Игра 2. «Ласковое имя»

    Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

    Дети, при помощи взрослого называют варианты ласкового имени каждого участника игры, например: Миша, Мишенька, Мишутка, мама, мамочка, мамуля.

    Игра 3. «Угадай животное»

    Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.

    Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

    Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.

    Игра 4. «У птички болит крылышко»

    Цель:

    Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Взрослый предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее со словами: «Птичка … (Миша, Лена) хорошая». Затем другие дети тоже «жалеют птичку».

    Игра 5. «Покажу, как я люблю»

    Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

    Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга.

    Игра 6. Невидимая нить.

    Цель: сплочение.

    Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

    Игры, направленные на снижение агрессии у детей

    Игра 1. «Выбиваем пыль»

    Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

    Игра 2. «Падающая башня»

    Дети по очереди из подушек строят высокую башню. Надо штурмом взять её — (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!».

    Игра 3. «Ругаемся овощами»

    Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»

    Подготовила игры Баринова Наталья Михайловна — один из авторов нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!»

    • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
    • практикующий детский психолог,
    • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
    • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
    • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
    • преподаватель детской психологии в вузе.

    Как играет с детьми и родителями Наталья Вы увидите в этих видео. И заодно познакомитесь с двумя замечательными играми, которые укрепляют доверие и доброжелательные отношения взрослого и ребенка и помогают научиться договариваться друг с другом.

    Поговорим о доброжелательности, это наша тема сегодня. Расскажем о значении, синонимах, а также о том, почему сначала людям все же лучше верить.

    Значение

    Чтобы понять существительное «доброжелательность», нужно обратиться к соответствующему прилагательному. Словарь говорит нам, что значение последнего следующее: «Желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный».

    Соответственно, существительное «доброжелательность» - это определенное качество личности или общения с определенным человеком. Есть такие люди на свете, которые изначально ко всем настроены благожелательно до той поры, пока человек их не разочарует. Такое случается довольно часто. А бывает и так, что человек не разочаровывает, тогда доброжелательность - это качество, которое сохраняется на долгие годы. Можно даже сказать, что это мерило отношений: если с некоторыми людьми человеку удается ладить, другими словами, сохранять к ним расположение, то таких приятелей стоит ценить, ибо дружба - это редкая птица, особенно во взрослой жизни.

    Синонимы

    Конечно, разбор значения слова «доброжелательность» не будет полным без лингвистических аналогов. Мы не может их пропустить, поэтому вот они:

    • расположение;
    • благосклонность;
    • благожелательность;
    • приветливость;
    • обходительность;
    • дружественность;
    • дружелюбность.

    Много замечательных слов есть в русском языке, чтобы заменить при случае наш объект исследования, и все они будут выражать благосклонное отношение к человеку или людям.

    Например, неплохо, если молодой учитель благожелательно настроен к своему первому классу. Конечно, педагог - это работа на износ, и когда наступит время, он, может быть, устанет сильно от работы и ее рутинности, но пока у него есть энтузиазм - будет и доброжелательность, это довольно очевидно.

    Почему надо быть добрее?

    Благожелательность - ценное качество, когда дело касается общения. И животные, и люди любят ласку. Нет ничего плохого в том, чтобы быть добрее друг к другу. Другое дело, что люди звереют от нехватки денег, бесконечной гонки и конкуренции. Прямо скажем: современный мир - это не лучшая почва для вежливости и расположения. Но все равно нужно быть тактичным, правда, это бывает сложно.

    Но ничего, ведь трудности закаляют. Оттолкнуть человека просто, а затем убедить его в том, что вы человек неплохой - трудно. Поэтому лучше начинать с доброжелательности - это беспроигрышный вариант. Если что-то пойдет не так, то всегда можно уклониться от общения с тем или иным человеком, но людям нужно давать хотя бы один шанс.