Консультация «Пазлы — игра для всех. Пазлы как инструмент развития речи Пазлы в развитии ребенка

Развитие ребенка базируется на обучении через игру. Играя, малыш легко и быстро запоминает огромное количество информации, совершенствуя таким образом память и воображение.

К числу игр, которые развивают многие способности крохи, относятся и детские пазлы . Это отличная игра-головоломка как для мальчиков, так и для девочек.

Собирая разрезанное на множество фрагментов изображение животного или персонажа из любимого мультфильма, они развивают множество навыков, которые им обязательно пригодятся в школе и во взрослой жизни.

Как именно эта развивающая игрушка влияет на ребенка, Вам расскажет сайт.

Детские пазлы способствуют развитию внимания и памяти

В возрасте 6-12 месяцев малыш активно исследует окружающую среду посредством зрения, слуха и осязания.

Несмотря на то, что он еще не может самостоятельно собирать детские пазлы , он с огромным удовольствием наблюдает, как это делают родители.

Таким образом, у него развивается внимание. А наблюдая за яркими элементами развивающей игры, ребенок изучает и запоминает цвета.

Когда малыш подрастет и сам сможет собирать пазлы , во время игры в его голове будет удерживаться образ картинки, которую нужно составить. Все это тренирует память.

Развивают логику и пространственную ориентацию

В возрасте от 1 до 1,5 года малыши становятся уже более самостоятельными. Поэтому в этот период они способны собирать детские пазлы своими руками.

Поначалу предложите своему крохе собрать самую простую картинку, состоящую из 2-3 больших фрагментов.

Если Вы дадите своему малышу пазл с множеством мелких деталей, он может случайно проглотить одну из них.

Играя, ребенок знакомится с разными частями одного изображения. И помогая ему их сложить правильно, Вы тем самым способствуете развитию у него пространственной ориентации и логического мышления.

Развивают мелкую моторику и координацию движений

В возрасте от 1,5 до 3 лет у детей активно развивается тонкая моторика пальцев и рук. Поэтому детский пазл придется кстати.

Эта игра состоит из нескольких частей, а значит для того, чтобы их собрать в единое целое, необходимо ими управляться. А это, в свою очередь, развивает моторику пальцев и рук.

При собирании пазла движения рук ребенка становятся точными и осмысленными. Когда малыш пойдет в школу, это поможет ему быстрее научиться писать. К тому же, проблем с почерком и речью не будет.

Кстати, помимо бумажной или картонной головоломки Вы можете предложить своему чаду деревянные доски-вкладыши. Собирая такой пазл, малыш освоит понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Но количество фрагментов такой игры не должно превышать 24.

Формируют и развивают образное мышление и фантазию

В возрасте от 3 до 6 лет дети становятся изобретателями. В этот период они активно создают различные фигуры.

Даже если перед глазами нет образца пазла, они изобретают что-то свое, причем без помощи взрослых. При этом игра развивает их логику, а также формирует образное мышление и воображение.

Чтобы собрать из фрагментов картинку, нужно найти подходящие элементы. Для этого малыш представляет их в голове.

А для того, чтобы визуально представить целую картинку, он подключает свою богатую фантазию. В таком возрасте оптимальным количеством деталей детского пазла является не более 50.

Тренирует способность видеть задачу многогранно

Для того, чтобы правильно собрать детский пазл , необходимо брать во внимание такие факторы, как форма фрагмента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных элементов и конечный результат игры.

Все это способствует тому, что малыш видит задачу с разных сторон. А ведь многогранное видение того или иного задания - качество, которое непременно пригодится в будущем.

Так, при решении определенной задачи, ребенок сможет выбирать стратегию ее решения, а не концентрироваться исключительно на одном варианте.


Детские пазлы развивают коммуникативные навыки

В возрасте от 6 до 10 лет собрать игру-головоломку со сложными элементами одному участнику порой бывает не под силу. Поэтому к игре присоединяются и другие участники.

Это могут быть друзья или родственники. Совместное решение одной задачи делает ребенка более коммуникабельным, особенно если он замкнутый в себе, стеснительный и не общительный.

Детские психологи утверждают следующее: если родители собирают пазлы вместе с малышом, между ними и крохой выстраиваются тесные семейные отношения.

Совместно собирая один пазл, ребенок учиться работать в команде, помогать другим и добиваться поставленной цели, невзирая на трудности.

Все эти навыки понадобятся в будущем, в личной и профессиональной сфере жизни.

И это далеко не все, на что способны детские пазлы . Такая мозаика делает ребенка усидчивым, терпеливым, самостоятельным и аккуратным.

К тому же, она развивает математическое мышление, если у малыша есть задатки к математике, а также открывает в ребенке творческие способности.

Вы вполне можете устроить со своим чадом совместные семейные вечера, где вместе с ним будете собирать занимательную картинку, развивая таким способом интеллектуальные и физические способности своего малыша.

Такая игра наверняка принесет огромное удовольствие и Вашему чаду, и Вам.

Вам может быть интересно: Упражнения для пресса в нашем видео.

, » Роль пазлов в развитии ребенка

Роль пазлов в развитии ребенка

         3461
Дата публикации: Август 12, 2013

    

Вы, наверное, слышали, что головоломки-пазлы полезны для детей, для их когнитивного развития, в самом деле, если вы подарите пазл своему ребенку, это будет захватывающим событием для него, а также поспособствует его раннему развитию. Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Это большой урок для детей, это качество пазла тренирует настойчивость, ребенок, да и взрослый человек, будут собирать пазл столько раз, сколько нужно для того, чтобы собрать его полностью! Не стоит забывать, что как пазлы, так и другие развивающие игрушки для малышей , представляют собой отличный способ изучения научных методов (наблюдение, предположения, тестирования, заключения). Дети готовят себя для более сложных задач и их решений в дальнейшей жизни. Кроме того, пазлы воспитывают самоконтроль. В большинстве игр, игроки застряют, пока задача не будет решена. Это сохраняет энтузиазм и даже мотивирует человека к решению проблемы. Дети проводят много времени в нагрузках, таким образом они осваивают крупную моторику (бег, танцы и т.д.) в период раннего детства, но они также должны сосредоточиться на мелкой моторике (хватание, удерживание, манипулирование предметами и т.д.), в этом могут помочь многие игрушки, можно попробовать, например, гаргамель . Как раз, пазлы, в основном, были созданы для такого развития. Позволяя детям осваивать медленное размещение части пазла, перетаскивание, перебирание и поиск нужного элемента, дает им возможность улучшить свои навыки малой моторики. В раннем возрасте, детям, трудно игнорировать творческие аспекты, необходимые для сборки головоломок. Просто, пытаясь собрать головоломку, дети начинают проявлять творчество на многих уровнях. Добавьте к этому красиво расписанные рисунки на пазлах. Это все является ключевым моментом в развитии творчества и абстрагирования детей. Хотя многие думают, что пазлы, это головоломка для одного человека, это, на самом деле, не так. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Сегодня уже невозможно представить себе детскую игровую без составных картинок - пазлов, картинок на кубиках и т.д. Они продаются и в магазинах игрушек, и в книжных киосках. Особенной популярностью пользуются пазлы в коробках с многообещающими надписями: «Развивают внимание, зрительное восприятие, образное
и логическое мышление, зрительную память, усидчивость, целеустремленность…» и много что еще. Складывается представление, что составные картинки могут все. Без них развитие ребенка просто невозможно. Действительно ли это так, и зачем нужны составные картинки и нужны ли?
Попробуем разобраться.

Пазлы как кусочки интеллекта

С оставные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение - психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге - работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом - только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок - не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка - это знак предмета , его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции : удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте , возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

М ногие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно - сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное - не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова - как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

С оставные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того - форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет - то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности - предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.

Пазлы

В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Одно из базовых свойств восприятия - стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы - как узор, половинку чайника - чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек - продолжил повествование.

Пазл, где каждая деталь «равна» отдельному образу

Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей - довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Продолжение следует

Все мы знаем, что пазлы полезны для развития ребенка. В самом раннем возрасте детки начинают играть с самыми простыми пазлами из крупных простых фигур, которые вставляются в отверстие соответствующей формы. А затем осваивают и более сложные головоломки, складывая изображения из неровных кусочков мозаики.

Такие детские игры и игрушки действительно стоят того, чтобы на них потратиться, ведь пазлы и головоломки развивают три группы базовых навыков ребенка:

Физические навыки - от держания деталей пазла, их поворачивания и складывания.

Когнитивные навыки - чтобы сложить пазл, нужно подумать и найти решение.

Эмоциональные навыки - пазлы учат терпению и достижению поставленной цели.

Эти три группы навыков являются основой для развития полноценной личности. Помимо этого такие игры-головоломки в кругу семьи или с друзьями развивают ребенка социально - учат работать в команде, взаимодействовать и искать решение проблемы сообща.

А теперь рассмотрим подробнее, какие специфические навыки каждой из этих трех групп помогают развивать игрушки-пазлы…

Физические навыки

. Зрительно-моторная координация - развивается сильная связь между тем, что видят глазки ребенка, что делают его ручки и с чем его мозг связывает эту информацию.

. Крупная моторика - крупные пазлы и сортеры развивают крупную моторику до тех пор, пока можно будет начать работать над мелкой.

. Мелкая моторика - мелкие выверенные движения (как движения пальчиками, чтобы повернуть и поставить кусочек пазла на место) развивают мелкую моторику и готовят детскую ручку к письму.

Когнитивные навыки

. Понимание окружающего мира - нет лучшего способа помочь ребенку понять окружающий мир, чем непосредственное взаимодействие с миром вокруг него.

. Распознавание форм - в первых детских пазлах используются простые формы (треугольники, квадраты, круги), а далее - все более сложные до стандартной формы детальки пазла.

. Память - ребенок должен запоминать, какие фигурки подошли, а какие - нет, чтобы в последствии решать головоломку быстрее.

. Решение проблем - каждый кусочек пазла или подходит, или нет. Для решения головоломки малышу приходится сильно думать.

Эмоциональные навыки

. Достижение целей - первая из них - решение пазла, а вторая - построение стратегии, по которой можно решать подобные головоломки.

. Терпение - для решения головоломки нужна усидчивость и терпение, которое как раз вырабатывается во время таких игр.

Пользу игры с пазлами для малышей невозможно переоценить. Все мы в них играли, и покупка такой игрушки для ребенка будет более чем оправданной тратой!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29 «БЕРЕЗКА» ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Дидактическая игра

«Логопедические пазлы»

по развитию речи детей дошкольного возраста

с речевыми нарушениями

Учителя-логопеды:

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма де­ятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Невозможно недооценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовиться к успешному усвоению русского языка в школе. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления. Помогают в игровой форме решить умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Именно в дидактических играх формируется познавательная деятельность дошкольников, закрепляются, активизируются и приво­дятся в систему знания. Дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной задаче.

Изучив методические пособия, предлагаемые книжными издательствами, мы столкнулись с проблемой, что во многих пособиях и дидактических играх, например, по автоматизации звуков, картинки не подобраны с учетом последовательности постановки и закрепления правильного звукопроизношения. Другими словами, содержат звуки, которые ребенок еще не произносит. А многие слова имеют сложную слоговую структуру, которую не под силу произнести ребенку с нарушением речи.

Учитывая вышеизложенные проблемы, мы решили систематизировать имеющийся у нас материал и представить его в виде игры: «Логопедические пазлы».

Новизна игры заключается в том, что весь материал представлен поэтапно, т. е. картинки подобраны с учетом последовательности закрепления правильного звукопроизношения. Например, при автоматизации звука Р имеются игровые поля, где звук закрепляется сначала в словах со стечением согласных, далее в прямых слогах, обратных слогах, в сложных словах.

Цель игры: коррекция звукопроизношения, лексико-грамматической

стороны речи, слоговой структуры слова.

Задачи:

· закреплять поставленные звуки в словах с прямыми и обратными слогами, в словах со стечением согласных;

· расширять активный словарь детей;

· закреплять и совершенствовать лексико-грамматические категории;

· развивать навыки употребления слов сложной слоговой структуры;

· развивать психические процессы.

Игровой материал представлен в виде карточек-пазл, в количестве 20 штук. Карточки напечатаны на плотной бумаге и заламинированы, поэтому удобны для дезинфекции и обработки. Все слова – названия картинок содержат нарушенные у детей звуки.

Играть могут от 1 до 4 человек. Каждому играющему предлагается «построить домик» определенного цвета из «кирпичиков» (пазлов). Во время игры ребенок называет правильно картинки и выполняет задание логопеда . Например:

· «назови картинку ласково»,

· «назови со словами мой, моя, моё»,

· «один-много»,

· «скажи какой» и т. д.

Если играет 2 и более ребенка, то дети по-очереди называют картинку (выполняют задания). Ребенок, назвавший картинку неправильно, либо неверно выполнив задание – пропускает ход. Выигрывает тот, кто первый построит свой «домик».

Игра может быть использована как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Пособие адресовано логопедам ДОУ, воспитателям логопедических групп и родителям детей с нарушениями речи.

Яркие, красочные рисунки сделают усвоение предложенного материала доступным и интересным для детей.

Список использованных источников:

1. Богомолова произношения у детей. - М.: 1979.

2. Комарова звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

3. Комарова звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

4. Комарова звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

5. Комарова звука Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

6. Комарова звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

7. Комарова звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

8. Комарова звука З в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. - М.: ГНОМ и Д, 2009.

9. , «Альбомы по автоматизации свистящих звуков».- М.: Гном и Д, 2006.

10. , «Альбомы по автоматизации шипящих звуков».- М.: Гном и Д, 2006.

11. , «Альбомы по автоматизации звуков Л, Ль».- М.: Гном и Д, 2006.

12. , «Альбомы по автоматизации звуков Р, Рь».- М.: Гном и Д, 2006.

13. Ресурсы интернета, находящиеся в свободном доступе.