Развитие мелкой моторики средство формирования речи. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято н

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. На снимках головного мозга видно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Работа над развитием моторики рук дает возможность подготовить ребенка к дальнейшему обучению, позволяет тренировать мускульную память, оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на развитие высших корковых функций (памяти, внимания, мышления, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательности), готовит руку к рисованию и письму.

Коррекционная работа должна быть направлена как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Основная задача заключается в организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму. Кроме того, работа над развитием моторики рук способствует овладению тонко координированными движениями рук, нормализации мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитию тонких двигательных координаций; развитию его слухового внимания; упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.

По мнению М. М. Кольцовой, "систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга" . Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

В последние годы у 66 % детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения, отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, недостаточно развиты речевые навыки, речь не соответствует возрастным нормам .

Организуя работу по развитию ручной моторики у дошкольников, следует учитывать их возрастные особенности. Так при работе с возрастом от 2 до 3 лет - важным этапом в развитии психики ребенка - рекомендовано использовать игры на развитие хватания, соотносящих движений, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, кистей рук, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень .

Основываясь на основные концепции дошкольного воспитания, в работе по развитию мелкой моторики следует придерживаться некоторых правил :

· задания необходимо подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;

· учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности;

· работу проводить регулярно, систематически;

· соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

· в процессе обучения и развития формировать у детей положительную мотивацию посредством создания ситуаций успеха;

· работу по развитию тонкой моторики проводить в системе различных видов занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям, а главное - начиная с раннего возраста ребенка: с первых дней посещения детского сада.

Недостаточно поместить ребенка в речевую среду, чтобы речь его стала развиваться. Необходимо стимулировать его собственную речь. Лучше всего этой цели служат пальчиковые игры и игры-манипуляции, в основе которых народное творчество - прибаутки и потешки. Эти игры хороши тем, что они позволяют многократно повторять маленькие несложные тексты, которые дети быстро запоминают и потом могут проговаривать вместе с воспитателем.

Подборка игр, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук рекомендуется проводить во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток, в свободное время и после сна - по 2-3 минуты. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается по 7-10 минут в день. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: "Сорока - сорока", "Ладушки - ладушки", "Этот пальчик - бабушка", "Этот пальчик хочет спать", "Сидит белка на тележке", "Пальчики у нас попляшут; с детьми третьего года жизни - "Скачет зайка косой", "Моя семья", "Дружные ребята", "Коза рогатая", "Мы капусту рубим", "Ладушки - ладошки", "На дворе мороз и ветер", "Бабушкины ладошки", "Хомка, хомка, хомячок" и другие. В работе с детьми трех лет также часто используется выполнение упражнений с опорой на карточку . Использование таких карточек способствует развитию памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения и наблюдательности.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма . На простых, доступных для выполнения упражнениях дети учатся точно выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом следует следить за тем, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения. Показав упражнение два раза, предлагается ребенку выполнить без показа, по команде. Это развивает его слуховое внимание. На этом же этапе используются игры с воображаемыми предметами.

Для развития мелкой моторики рук детей важно научить также приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей . В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев. Для, более эффективного, самомассажа кисти используются грецкий орех, мячик-ежик, прищепки, су-джок. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

После выполнения самомассажа следуют упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинетического компонента двигательного акта и упражнения, способствующие развитию динамической координации движений пальцев рук. Необходимо уделять особое внимание упражнениям на отработку силы пальцев и кисти рук, упражнениям - играм на расслабление, на переключение позы, на ритмическую организацию движений, специальным упражнениям с речевым сопровождением, играм-манипуляциям, играм-потешкам. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария, а их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

Также в коррекционной работе используются упражнения - игры с различными предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, нитками, шнуровками и т.д.). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость . Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.

Важны упражнения, развивающие графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т.д.). Выполняя их, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память. Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание.

Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, рисованию.

На занятиях в качестве элемента двигательной активности и средства переключения на другой вид деятельности выступают физкультминутки, которые можно проводить в сочетании движений с речью детей. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Таким образом, для полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию тонкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития - формировать положительную мотивацию.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом .

Мелкая моторика - это тонкие произвольные движения пальцев рук.

Почему мы .

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание , в особенности у детей городских . Сейчас вся обувь у детей на липучках , куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям , а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками : перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи . Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

Следствие слабого развития общей моторики , и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием .

Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей .

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка : кроме усвоения новой информации , приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте , но и в старшем, и даже в начальных классах.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития , т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи . Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук , оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы) . Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи , мышления и психического развития .

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка , способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка .

Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей .

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.). Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики .

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры» .

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Мелкую моторику рук развивают :

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами , которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;

Игры, где требуется что - то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия т. д.;

Рисование;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей .

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки, которые предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребё нка : пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т . д.

Для этого необязательно покупать дорогие игры - достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки . Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, из различных круп, макаронных изделий, ваты делают сенсорные подушечки. Используют для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т. п.

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Можно воспользоваться обыкновенными макаронами различной формы , пуговицами, прищепками и другими мелкими предметами , которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Конечно, такая забава должна происходить только под присмотром взрослых. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.

Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь . Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику . Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи . Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе : много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Воспитатель группы № 9 Плотникова О.Н.

Нурулина Альбина Амамбаевна

МДОУ детский сад № 114

г. Магнитогорск, Челябинская обл.

воспитатель

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи

детей в раннем возрасте

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

Рисование карандашом (фломастером, кистью);

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек;

Лепка из пластилина и теста.

Игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и взрослого . Ведь проведение таких игр, подразумевает теплые нежные прикосновения, поглаживание маленьких пальчиков, щекотание. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций.

На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства можно составить картотеку «пальчиковых игр», куда войдет практический материал различных авторов.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

Работа должна быть систематичной и постоянной;

Работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

Работа должна соответствовать возрастным требованиям;

Работа должна приносить ребенку радость.

Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов . Пособия подбираю с учетом лексической темы.

Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам.

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.

И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая и в дальнейшем развитие мелкой моторики, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей

младшего дошкольного возраста»

Моя работа направлена на развитие мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста.

Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

В.А.Сухомлинский говорил “ Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев”. Другими словами: “чем больше мастерства в деиской руке, тем умнее ребёнок”. С этим высказыванием трудно не согласится – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, значит чем лучше моторика, тем успешнее будет развиваться речь, и не только она, а и память, мышление, внимание.

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Мелкая моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.

Для чего мы развиваем мелкую моторику рук у детей.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.) . Пластилин или тесто тоже могут стать отличным способом развития мелкой моторики.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых) ;

Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия т. д. ;

Рисование;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Целью своего профессиального развития в рамках методической системы считаю: выбор, изучение и применение педагогических методов и приемов для развития мелкой моторикивук и речи младших дошкольников.

Выбор технологий и методов осуществляю на основе возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей.

Основной формой организации является игровая деятельность. В процессе образовательной деятельности осуществляется постепенный переход от формирования новых знаний и умений к их применению.

Цель педагогической системы: развитие мелкой моторики рук и речи детей младщего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики и развивающих игрушек.

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.

Развивать тактильную чувствительность рук детей,

Разработать план работы по развитию мелкой моторики и речи младших дошкольников.

Работу организую через совместную, индивидуальную и самостоятельную деятельность с детьми и работу с родителями.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

Пальчиковые игры;

Игры с предметами;

Нетрадиционное рисование;

Дидактические игры и игрушки.

Игре придаю большое значение, как средству создания эмоциального подъёма, положительных эмоций и радости.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются:

Пальчиковые игры;

Игры с предметами (пирамидки, вкладыши, счёты, матрёшки, мозаики, карандаши, крышки, счетные палочки, бассейны с разными наполнителями и др.)

Игры шнуровки;

Игры с прищепками;

Игры с песком и др.

Для совершенствования мелкой моторики необязательно покупать дорогие игры – достаточно воспользоваться остатками тканей, и получатся оригинальные развивающие игрушки. Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани, чтобы ребёнок поглаживал их. Также можно сшить лоскутные мячики и набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Можно самостоятельно из самых простых предметов сделать многочисленные пособия для игр. Например, я, из различных круп, макаронных изделий, ваты сделала сенсорные подушечки. Использую для игр прищепки, бусины, пуговицы, ленты, шпагат, карандаши, орехи, пустые коробки, пробки и т.п.

Хорошо на развитие мелкой моторики руки ребёнка влияют игры с различными небольшими предметами. Для этого использую обыкновенные макароны различной формы, пуговицы, прищепки и другие мелкие предметы, которые так любят перебирать пальчиками маленькие дети. Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно вместе с детьми выложить солнышко, котика или домик.

Малыши любят перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно предложить ребёнку поиграть самыми простыми предметами обихода. Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и горох. Надо показать ребёнку, как можно перекладывать их ложкой или горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Лепка из любого пластичного материала успешно развивает мелкую моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, легко изменяет по своему желанию. Основным инструментом в лепке являются руки. Из одного комка пластилина или солёного теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы. В процессе лепки можно использовать различные природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для дальнейшей игры.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.


Сваткова Лариса Александровна

старший воспитатель, воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 компенсирующего вида

Петродворцового района Санкт - Петербурга

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет особых нарушений слуха и зрения или поражения центральной нервной системы.

В чем же причина патологии речи, а также задержки интеллектуального развития детей?

Родители часто считают, что развитие речи ребёнка зависит от степени речевого общения с ним, конечно, это очень важно. Но обратимся к медицине! Учёные исследовали мозг человека и доказали, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью руки. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны, и, следовательно, тренировка тонких движение пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей и развитие интеллектуальных способностей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то речевое и интеллектуальное развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучали такие крупнейшие учёные, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

В ходе развития человеческого общества, движения пальцев рук оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, которые постепенно стали сочетаться с возгласами и выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она ещё долгое время была связана жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались, так как люди выполняли более сложную и тонкую работу. В этой связи, в мозге человека происходило увеличение двигательной проекции кисти руки. Развитие функции руки, речи и интеллекта у людей шло параллельно. У ребёнка развитие идёт примерно в такой же последовательности. Сначала развивается движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности (для определённого возраста), начинается развитие речи ребёнка. Поэтому очень важно с самого рождения ребёнка не только словесно с ним общаться, но и делать массаж как общий, так и массаж кистей рук и пальцев. Необходимо давать ребёнку в руки погремушки, игрушки большие, а затем и мелкие, делать простые упражнения с шариками, палочками, совместное складывание пирамидок, расстёгивание и застегивание крупных пуговиц и молний, также необходимо проводить игры с пальчиками по русским народным потешкам. Не надо бояться давать малышам карандаш и краски. Маленькие дети очень любят рисовать пальцами, обмакнув его в краску (в настоящее время есть краски специально для пальчиков), так как им ещё тяжело овладеть кисточкой. Для маленьких детей пальчиковые занятия и игры не должны быть продолжительными и очень важно, чтобы были использованы яркие предметы и игрушки.

Учёные отметили, что когда человек не находит нужных слов для объяснения, то он часто помогает себе жестами, и наоборот, когда ребёнок, а порой и взрослые сосредоточенно рисуют, пишут, выполняют какую-либо кропотливую работу, непроизвольно высовывают язык. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Уровень развития координации движений рук и мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению, поэтому, чем раньше мы научим работать ребёнка руками, тем быстрее мы добьёмся результатов в развитии речи, и общем интеллектуальном развитие ребёнка, тем быстрее и качественнее подготовим руку к письму.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

Как увлечь ребёнка работать собственными руками и пальцами? Прежде всего, необходимо показать детям, что при помощи наших рук и пальцев можно показать множество забавных зверюшек, знакомых предметов, рассказать стихи и даже целую сказку. Далее предложить ребёнку самостоятельно выполнить небольшие упражнения руками и пальчиками. Например, показать «солнышко», «цветочек», «птичку», «зайчика» и т.д., вспомнить или выучить игры - потешки и небольшие стишки - «Сорока - белобока», «Мои пальчики - семья» и т.д. После того, как дети начинают проявлять интерес к пальчиковым играм, предлагаем им сделать массаж рук. Например, «Настенька, твои ручки сегодня много трудились, они очень устали, давай мы их пожалеем, погладим, все пальчики устали и большой - дедушка, и указательный - бабушка, и средний - папочка, и безымянный - мамочка, и мизинчик - доченька». Сначала, в течение дня сам педагог делает массаж каждому ребёнку, но со временем дети привыкают и делают его сами, сопровождая маленькими стишками, придуманными или подобранными педагогом. Работу по развитию тонкой моторики рук необходимо проводить в течении всего дня, эту работу можно включить в любой режимный момент, главное, чтобы ребёнку это доставляло радость, удовольствие, чтобы развивало не только руки ребёнка, но и мыслительные процессы. Я предлагаю примерное распределение работы по развитию координации рук и мелкой моторики в течение дня:

Утро - приём детей:

  • массаж кистей рук и пальцев;

Утренняя гимнастика:

  • упражнения для развития кистей рук и пальцев;
  • массаж рук;

Выполнение «Мудр» (старший возраст)

Культурно - гигиенические навыки:

  • закаливание кистей рук, обливая их холодной водой, растирание полотенцем;
  • выполнение забавных фигурок пальцами;
  • заучивание стишков и потешек, используя движение рук и пальцев;
  • «Расскажи стихи руками»

Занятия:

  • перед занятием и во время физминутки - самомассаж, пальчиковая гимнастика и игры;
  • работа с ножницами, карандашом и ручкой в рабочих тетрадях и альбомах;
  • выполнение руками различных заданий, развивающих тонкую моторику.

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки:

  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, крючков и кнопок;
  • шнуровка ботинок, завязывание шнурков;
  • заучивание потешек, пальчиковых игр;
  • индивидуальная работа по развитию тонкой моторики рук — самомассаж, лепка снежков, рисование мелками и палочками, игры с природным материалом;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • «Расскажи стихи руками».

Коррекционная работа и совместная деятельность во 2 половине дня:

  • пальчиковые игры и упражнения;
  • развивающие игры;
  • рисование на крупе;
  • пальчиковая гимнастика и игры;
  • индивидуальная работа с пристёжками,
  • шнуровками, ножницами, клубочками, палочками, крупой, бросовым материалом и т.д.
  • выкладывание из геометрических фигур, мозаики, спичек, пуговиц, ниток и т.д.
  • работа с трафаретами, печатками, шаблонами, штриховками, раскрасками и т.д.
  • выкладывание мозаики, из спичек, пуговиц, геометрических фигур и т.д.
  • работа в изо уголке (рисование, лепка, ручной труд, используя различный материал)
  • работа в индивидуальных графических тетрадях, альбомах, раскрасках и т.д.
  • работа с конструктором различного типа.

Все эти задания, я обязательно связываю с лексической темой, по которой мы работаем данную неделю. Например, лексическая тема «Посуда» - показываем руками и пальчиками разные виды посуды, лепим и рисуем посуду, отгадываем загадки и учим стихи о посуде, помогая руками, развивающие игры по данной теме и т.д. Выполнение всех заданий сопровождается речью педагога и ребёнка, тем самым ребёнок пополняет свой словарный запас, учится связно говорить, выражать свои мысли. Утром, придя на работу, я стараюсь приготовить каждому ребёнку такие задания, которые ему будут наиболее интересны. Например, девочки с удовольствием занимаются с клубочками и ниточками, любят рисовать на крупе и сортировать её, в старшем возрасте девочки любят играть с бумажными куклами - одевать их, моделировать и раскрашивать им одежду, играть с фантиками, перьями, бусинками и т.д. У мальчиков, другие интересы. В старшем возрасте мальчики любят делать постройки из конструктора, больше всего их интересует мелкий конструктор, из которого можно сделать разную технику. Некоторые мальчики любят играть в шашки и стараются научить других ребят. Так же мальчики с большим интересом раскрашивают различные виды транспорта в раскрасках, знакомясь с новыми видами транспорта, узнавая новую военную технику и спецтехнику. Мальчики средней группы с интересом выкладывают из палочек, геометрических фигур, работают с разрезными картинками, фантиками, играют с мелкими игрушками, шариками, любят заниматься с ключиками, винтиками, шурупами и т.д.

Занимаясь на первый взгляд простыми, но очень важными делами, дети не только развивают свои пальчики, пополняют словарный запас, но и получают новую информацию об окружающих предметах: материале, из которого они сделаны, его свойствах и качествах, назначении, как можно использовать и т.д., развивают память и внимание, логическое мышление и фантазию, т.е. развивают свой интеллект, у детей появляется первый жизненный опыт.