Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)? Как организовать праздник и подарить всем отличное настроение Когда и как совершать праздничный

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

"Ид - это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба "ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних - это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения "ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а» , что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука» ). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» .

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд» . Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать - сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения - про себя, в Курбан-байрам - вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться - другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время "ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку" за ним. Если не успевает на руку" за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку", такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку"а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после "ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый - 9 раз, второй - 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва"даhу ва нассара "абдаhу ва а"аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на"буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли "ала саййидина Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин ва "аля асхаби Мухаммадин ва "аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима» .

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Алла hу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву . А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар» . А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Ахмад Абдурашидов

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

Сердце того, кто занят богослужением в две праздничные ночи, не умрет в День, когда сердца будут мертвы (Судный день). (Табарани)

Ночи, предшествующие Празднику разговения и Празднику жертвоприношения, предоставляют возможность, которой следует воспользоваться, исполнив богослужения и проявив почтение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что эти ночи – хорошая возможность для совершения богослужений и достижения близости и особой милости Всевышнего. Не стоит их упускать из-за лени и праздности. Нужно полностью воспользоваться представившейся возможностью, усердно поклоняясь Аллаху, прося у Него прощение, читая Коран, дополнительные намазы, произнося салаваты и т. д.

Среди наград, которые последуют за данные действия, наибольшей является та, о которой нам сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха) в приведенном выше хадисе, то есть сердце не будет поражено ужасом и страхом в Судный день.

Сунны Праздника разговения

1. Встать как можно раньше (на самом деле, значительную часть этой ночи следует провести в богослужении).

2. Искупаться (совершить гусль).

3. Почистить ротовую полость мисваком.

4. Нанести итр (безалкогольную халяль-парфюмерию).

5. Надеть лучшую одежду из имеющихся, отвечающую требованиям ислама и сунне.

6. Перед отправлением на праздничный намаз съесть что-нибудь сладкое (например, финики).

7. Как можно раньше прийти в место исполнения праздничного намаза.

8. Перед тем как туда прийти, раздать фитр-милостыню.

9. Лучше совершать праздничный намаз не в мечети, а на площадках, отведенных для проведения данного намаза (их называют словом «идгах»). Но пожилые и больные вполне могут совершить праздничный намаз и в мечети. Не только болезнь и слабость, но также и дождь является уважительной причиной для исполнения праздничного намаза в мечети.

10. Возвращаться с места моления другим путем (не тем, которым приходили).

11. Идти пешком до молельной площадки. Но если она далеко, то можно воспользоваться и транспортом.

Некоторые правила, касающиеся праздничного намаза

1. Если человек присоединился к праздничному намазу, когда имам уже произнес праздничные такбиры, то следует произнести такбиры сразу же после вступления в намаз. Но если человек вступит в намаз, когда имам готовится склониться в руку (поясном поклоне), и опоздавший опасается, что не успеет присоединиться к имаму в руку, если начнет стоя произносить такбиры, тогда ему следует произнести такбиры, уже будучи в руку, отказавшись от тасбиха в руку. Но во время произнесения такбиров в руку поднимать руки, как это делается при произнесении такбиров стоя, не надо.

Если имам выйдет из руку, а опоздавший еще не завершил произнесение пропущенных им такбиров, ему следует прекратить произносить такбиры и выйти из руку, следуя за имамом. В этом случае такбиры, которые он не успел проговорить, произносить не надо.

2. Если человек пропустил ракаат в праздничном намазе, ему следует возместить его следующим образом: после того как имам завершит намаз салямами, молящийся должен встать и совершить один ракаат самостоятельно, произнося аяты Корана и такбиры. Остаток ракаата завершается как обычно.

Совершение праздничного намаза

Праздничный намаз в Ид-уль-фитр производится 1-го числа месяца шавваля. Он состоит из двух ракаатов и двух проповедей (хутб). Он очень похож на пятничный намаз, но есть несколько отличий:

– во время пятничного намаза хутба произносится до совершения двух ракаатов, а в праздник – наоборот: сначала исполняют два ракаата, а затем следуют две хутбы;

Первый ракаат

После того как все приняли намерение, имам произносит открывающий такбир («Алла́ху акьбар») и начинает праздничный намаз. Все поднимают руки до мочек ушей и складывают руки под пупком. Через некоторое время имам произносит три такбира, один за другим с короткими паузами («Алла́ху акьбар»). Мы поднимаем руки и опускаем их по швам после первого и второго такбиров, а после третьего складываем руки под пупком. Далее имам произносит суру «Фатиха», за которой проговаривает отрывок из Корана. Затем он совершает поясной и земные поклоны и поднимается на второй ракаат.

Второй ракаат

Имам произносит суру «Фатиха» и отрывок из Корана и теперь готов для перехода в руку (поясной поклон). Ровно перед переходом в руку он произносит с короткими паузами оставшиеся три такбира, каждый раз опуская руки по швам. Когда имам произносит 4-й такбир, он переходит в руку, далее совершает, как обычно, земные поклоны. После ташаххуда (сидения и чтения «Ат-тахыйя́ту…») и салямов молящиеся остаются сидеть в ожидании хутб имама.

Произнесение хутбы

После двух ракаатов имам встает для произнесения хутбы. Сунной для имама является начать первую хутбу девятью такбирами, а вторую – семью. Он напоминает мусульманам об их обязанностях по отношению к Аллаху, по отношению к себе и своим братьям по вере. Мусульманский праздник – это день счастья и радости. В полной мере его можно оценить, если мы выбросим из наших сердец вражду, ненависть и прошлые обиды.

0 20 сентября 2016, 11:45

Организация любого праздника достаточно трудоемкий процесс. Ведь мы все хотим, чтобы долгожданный день рождения, девичник, тематическая вечеринка или любой другой важный день были идеальными и, самое главное, необычными.

Кто-то обращается за помощью к профессионалам, другие же решают организовать все самостоятельно. И в этот момент главное — понять, насколько у вас крепкие нервы, хватит ли вам терпения и не пойдет ли все прахом из-за отсутствия нужных вариантов. Сервис выбора компаний собрал несколько полезных советов, а также подобрал необычные места для проведения праздника, который запомнится надолго и не только головной болью от подготовки.

Ключевые моменты

Решите сразу, чего вы хотите от мероприятия — теплой дружеской встречи или же развеселых масштабных гуляний богатых и знаменитых. Исходя из этого можно будет определиться с количеством гостей. Уточняйте у своих друзей сразу — будут ли они с детьми или можно рассчитывать на исключительно "взрослый праздник" с тем самым "блэкджеком".

Создайте общий чат в удобном для вас мессенджере, чтобы сэкономить время на детальном объяснении каждому важных пунктов из программы грядущего праздника.

Ответственно подойдите к распределению бюджета и обязательно подумайте о непредвиденных расходах, которые возникают в самых неподходящих моментах. Например, кто-то может без предупреждения прийти +1 и вам срочно придется решать вопрос с достаточным количеством напитков или еды. Определившись с количеством гостей и тематикой грядущего мероприятия, можно приступать к поиску подходящей площадки.

Заглянуть на огонек

Кафе, ресторан, бар, банкетный зал или же клуб загородного отдыха - подходящих мест для проведения праздника или вечеринки сейчас очень много, и сходу не поймешь, какое из них лучше. В этой ситуации положиться можно разве что на мнение посетителей. Например, на сервисе "Фламп" можно найти или бар в нужном вам районе и выбрать подходящее место по рейтингу, местоположению, среднему чеку, кухне и другим параметрам.

Впрочем, хорошо отпраздновать можно и дома. Поэтому если вы организовываете небольшой праздник "для своих" и ваш дом (квартира) позволяет устроить home party, то почему бы не воспользоваться этим? Например, можно устроить обычную дружескую встречу с коктейлями и приятной музыкой. Только заранее позаботьтесь о достаточном количестве легких закусок и попробуйте удивить гостей не только прекрасным музыкальным сопровождением, но и, например, необычным пуншем.

Костюмированные вечеринки также не теряют своей актуальности. И тут не обязательно поводом для этого должен служить Хэллоуин. В Москве много мест, где можно взять в аренду карнавальные костюмы и на один вечер почувствовать себя Суперменом, Энди Уорхолом или же Марией-Антуанеттой.

Нестандартный подход

Когда ничто из ресторанов и кафе не подходит, а "домашняя вечеринка" никак не вписывается в ваш интерьер и планы, то можно устроить праздник в фотостудии. Многие московские студии работают круглосуточно и предоставляют свои помещения под мероприятия. А чтобы гости не остались голодными, закажите кейтеринг, который снимет с вас все заботы по приготовлению еды. Так, организовав праздник в фотостудии, вы получите уютное и атмосферное место, возможность получить красивые фотографии на память и избавите себя от лишних хлопот по организации.

В полосатых купальниках

Если ваш праздник не совпадает с прекрасными солнечными погодными условиями, а вам ой как хочется морской тематики, то можно отправиться в аквапарк. Несколько часов, проведенных на крутых горках, зададут веселый настрой празднику. После такого сразу захочется продолжить веселье в каком-нибудь хорошем баре или ночном клубе. Можно, конечно, выбрать классное место заранее, забронировать там столик и после аквапарка не спеша отправиться туда. Или же вы можете довериться судьбе и действовать по ситуации. Например, найти подходящее заведение поблизости с помощью мобильного приложения "Флампа" (0+).

Приятные мелочи

В преддверии праздника стоит позаботиться о рассылке приглашений всем гостям. Будут они электронными или печатными - решать вам. В распечатке красивых приглашений помогут многочисленные типографии и фотоцентры, которые способны напечатать приглашения как по вашему эскизу, так и создать совершенно новый и оригинальный вариант. Иногда, гостям приходят не просто приглашение на праздник, но и какой-то приятный сюрприз. Например, можно дополнительно разослать всем капкейки или же печенья макарони.

Думаем о себе

За несколько дней до праздничного дня уделите время себе. Самая приятная часть подготовки — поход в салон красоты, чтобы блистать на празднике. Не стоит экспериментировать с собой в преддверии мероприятия. Идите к проверенным мастерам и делайте привычные процедуры, чтобы избежать ненужного раздражения, покраснения на коже и не прятать под шапкой неудавшееся окрашивание.

Как видите, организовать торжественное и необычное мероприятие не так уж и сложно. Главное, знать, где искать все необходимое. Можно, конечно, выбирать подходящие места в социальных сетях, следовать рекомендациям знакомых, заходить на сайты понравившихся заведений, звонить им… Но, согласитесь, таким образом на подготовку праздника может уйти немало времени. Куда удобней, если все интересующие компании собраны в одном сервисе - с поиском, отзывами и полным списком предлагаемых услуг.

Фото Арина Мостовщикова

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

(Салат-уль-‘ид)

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.

С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю - 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.

После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.

Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.

До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».

Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.

В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.

Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.

Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.

Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.

Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.

«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,

отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,

— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.

Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.

Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.

Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».

Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.

Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.

Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.

При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.

Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.

В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.

Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм