Методика ознакомления детей с календарем. Модель календарного года-дидактическое пособие. Заговоры: да или нет

Вопросы темы: 1. Что такое календарь с математической точки зрения? 2. Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? 3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? 4. Что такое модель календаря и как её рекомендуют использовать? 5. Методические рекомендации по ознакомлению с календарём? 6. Дидактические игры и упражнения или задания для закреплению понятий, связанных с ориентировкой в календаре? !!! Домашнее задание: изготовить модель календаря и подготовить 3 вопроса по материалу урока для перекрёстного опроса.

Что такое календарь с математической точки зрения? Для учёта больших промежутков времени, таких как дни, месяцы и годы, люди используют календари.

Что такое календарь с математической точки зрения? Календарь – это система счисления продолжительных промежутков времени

3. Какой возраст детей «походящий» для введения календаря как системы счисления продолжительных промежутков времени? В старшей группе дети готовы к знакомству с календарем, т. к. базой являются четкие знания о сутках и их продолжительности. На основе этого детей знакомят – с понятиями "вчера, сегодня, завтра" – с неделей (количество дней, их название, последовательность, цикл) – с месяцем (состоит из недель, определенное количество дней, цикл, соотнесение с временами года – по 3) – с годом (количество месяцев, цикл).

Зачем дошкольника знакомить с календарём (значение ознакомления дошкольника с системой календаря)? В ДОУ необходима систематическая работа по ознакомлению детей с календарем. Это связано с тем, что При ее отсутствии у детей складываются отрывочные, неточные представления о календарном времени; Заучивание названий часто носит формальный характер и не связано с формированием понятий о длительности, текучести, необратимости времени; Систематическое ознакомление с календарем облегчит детям ориентировку в окружающей действительности, в распорядке жизни, будет способствовать формированию психологической готовности к занятиям.

Основной дидактический материал – МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь). О его использовании говорила Ф. Н. Блехер. Модель представляет собой ящик, куда вкладываются листки календаря

МОДЕЛЬ КАЛЕНДАРНОГО ГОДА (отрывной календарь)Ф. Н. Блехер. 1 -7 8 -14 15 -21 22 -28 29 -31 Листки отрывного календаря помечаются полоской определенного цвета, т. е. каждый день недели имеет свой цвет.

Значение модели: - дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени; - ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.

Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа (Рихтерман, стр. 20, нов).

Приемы работы: беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать. Что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку). соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.) связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием моделирование недели, месяца, года дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет" (стр. 21) характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда) напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца использование иллюстративного, литературного материала

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» — по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник — день Луны, вторник — Марса, среда — Меркурия, четверг — Юпитера, пятница — Венеры, суббота— Сатурна, воскресенье — Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая — от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая —от полукруга до полного круга; третья — от круга вновь к форме полукруга; четвертая — от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» — днем, когда «не делают»,— отсюда произошло название «понедельник — день, следующий после «недели»; среда — средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени —лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны Марса, второй месяц — «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый — богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.
В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь — в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год — это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по V ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов. \у Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В 6—7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные.
Овладение знаниями о календарных эталонах предполагает: освоение ребенком умения измерять время, пользуясь общепринятыми приборами времени; овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия мы использовали эти рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9X6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержал цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умели читать, мы каждый листок календаря отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день неде

Ли имел свой цвет (рис. 6). Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря они могли определить («прочитать») каждый день недели. Обратная сторона листка оставалась чистой. Календарь на прозрачной маленькой планке вешался на стене.
Для съемных листков календаря была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек, рис. 7). В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение, 7 листков — 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. На ней записывали название прошедшего месяца и укладывали стопку в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнялись 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнялись и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывали порядок следования месяцев, а в нижнем ряду —дней недели и недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.
Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель — месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Мы провели четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной к школе групп, на которых сообщили необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, и этого было вполне достаточно для обучения навыку пользоваться календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходило в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.
Первое занятие по ознакомлению детей с календарем было проведено 2 января. На занятии мы показали разные виды календаря, рассказали о его назначении.

Приведем пример занятия:
— Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?
— Новый год. Кончился старый год и начался следующий.
— Какого числа наступил новый год?
— Первое января — первый день нового года. Первое — это число, а январь — это название месяца.
Далее беседа велась по таким вопросам: «Кто знает, какой был день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются календари разного вида и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?»
— Я вам сделала вот такой календарь. По этому календарю вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю вы увидите, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнаете, как он будет называться.
Посмотрите, как много листков на календаре. Каждый листок — это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает, какое число. Это какое число? Под цифрой написано, какой это день недели.
Какие вы знаете дни недели? Какой сегодня день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета полоска. Понедельник — первый день недели — мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел — 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.
Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.
Через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточнили с детьми представление о днях недели, учили их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Дни недели наполнялись конкретным содержанием занятий или других видов деятельности, которые проводились по определенным дням. На этом занятии дети как бы увидели всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе помогала запомнить последовательность дней недели и их названия.
Приводим пример занятия по знакомству с днями недели:
— Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели—это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске.
Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды?
Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их.
Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? И т. д.
На третьем занятии, которое проводилось в первых числах февраля, было уточнено представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносили те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.
Большую помощь в этом оказывал наглядный материал, который использовался различно. Дни недели (в виде цветных карточек) дети раскладывали уже не только по порядку. Им предлагалось, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находили и ставили листки вторника и четверга. Дети устно называли предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагалось назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками.
Представление о месяце формировалось в беседе.
Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяли, сколько недель было в первом месяце года — январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель сосчитал все дни месяца и сообщил, что в январе 31 день. Все листки января были сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уяснили, что январь — первый месяц в году.
Затем воспитатель сообщил, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе с ним выяснили, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считали, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверили еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.
V Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формировалось у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому мы проводили с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии цветов) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели.
Варианты игровых заданий были различные. Предлагалось, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или предлагалось выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»).
Такие игры проводились и в помещении, и на прогулках и служили действенным средством для закрепления знаний дошкольников о днях недели.
Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. Вначале они забывали назвать или месяц, или число, или день; в таких случаях обращались к календарю, чтобы посмотреть дату, иногда вспоминали сведения о вчерашнем дне и определяли настоящую дату. Порой виновато говорили: «Я сегодня забыл посмотреть на календарь». Можно было часто видеть, как дети на календаре и в коробке самостоятельно рассматривают порядок дней недели или стремятся по календарю определить, сколько осталось дней до интересующего их события, и т. п.
В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись названия и порядковый номер нового месяца.
В подготовительной группе, где дети продолжали работать с тем же календарем, в первые дни нового года было проведено последнее, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточнялись представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служила коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год.
Вопросы были те же, что и на первом занятии, но теперь дети отвечали на них самостоятельно. «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?» И т. д.
\/В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания. Они вспомнили, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий, назвали какой. Все знали, что новый год всегда начинается с января. 13 детей из 23 сказали, что новый год начинается с 1 января (тогда как в прошлом году все они считали, что новый год начинается с 31 декабря), 6 детей дали еще более точный ответ — что новый год начинается после 12 часов ночи 31 декабря. Только 4 ребенка продолжали утверждать, что новый год наступает 31 декабря (очевидно, по опыту встречи Нового года).
Все дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырех временах года, соотнося с ними определенные месяцы. При этом четче были знания о летнем и зимнем сезонах, месяцы осеннего и весеннего сезонов могли назвать лишь 50% детей. Дети знали и о количестве дней в неделе, о количестве дней по месяцам. Открывая календарь на новый год, воспитатель произнес строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь — начинается январь».
Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной к школе группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчила задачу обучения. Потребовалось всего четыре занятия и несколько обобщающих дидактических игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Галина Шинаева

Самая трудная сфера действительности для познания ребенка дошкольника - время. Его нельзя увидеть, нельзя услышать, нельзя потрогать. В своей работе мы используем различные средства и способы «материализации» времени. Одним из таких средств является отрывной календарь . Календарь помогает детям легче освоить последовательность и зависимость между разными временными категориями (день, неделя, месяц, год) .

Благоприятное время внесения календаря в группу , это начало календарного года . Дети наглядно видят целый календарь с 365 (в этом году 366) днями. В течение года , отрывая листочки, дошкольники наблюдают как «худеет» календарь , следовательно, год заканчивается.

Чтобы сформировать у детей представления о длительности года и эталонах его измерения, я сделала модель календарного года в виде ширмы раскладушки.

На первой страницы ширмы располагается отрывной календарь и семь кармашков разного цвета по количеству дней недели. Отрывая, каждый день, листок календаря и вкладывая его в определенный карман, дети закрепляют названия дней недели и их последовательность. Семь дней недели с первой страницы отправляются на вторую страницу.

Вторая страница с четырьмя карманами - неделями.


Семь дней недели в каждом кармашке - прошедшие недели месяца. По окончании месяца подсчитывается количество недель. Их четыре.

Листки, собранные за месяц отправляются на третью страницу в соответствующий карман.

Третья и четвертая страницы ширмы с двенадцатью кармашками – месяцами. Кармашки разного цвета. Зимние месяцы синего цвета, весенние - зеленого, летние - красного и осенние желтого цвета.


Из месяцев последовательно складывается год.


Так дошкольники постепенно осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени (день, 7 дней-неделя,4 недели-месяц, 12 месяцев - год) .


Публикации по теме:

Офорление уголка природы к новому учебному году Дерево "Времена года"Изготовление: 1. Распечатать на принтере или нарисовать 4 дерева, отразив.

Хочу поблагодарить свою коллегу за интересный материал. Вот какое дерево получилось у меня. Материал: картон, белая бумага, клей- гель.

Дидактическое пособие состоит из дерева и меняющихся деталей по временам года (цветочки, листья, снежинки). Дидактическое пособие будет.

Сегодня я хочу вам представить дидактическое пособие для изучения времен года. Это куклы, в наряде каждой и показаны приметы осени, зимы,.

Данное пособие можно использовать в самостоятельной деятельности, а также на занятиях по речевому развитию, в совместной деятельности по.

Цель: учить видеть признаки сезонных изменений. Расширять кругозор. Развивать тактильную память, внимание. Развивать мелкую моторику, речь,.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Времена года» Пособие используется для изучения и закрепления представлений о временах года Воспитатель Кускова Наталья.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Календарь»

Цель : практическое использование календаря .

Задачи :

Закреплять знания о последовательности календарных месяцев , смене времен

года и сезонных изменениях, выявлять и исправлять ошибочные

Представления;

Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи;

Закрепить знания о дате своего рождения;

Вызвать заинтересованность к изготовлению календаря для группы ;

Методы и приемы : игровой, наглядный, практическая деятельность,

проблемно-поисковая деятельность

Материалы и оборудование : выставка календарей (отрывные, настенные,

карманные, перекидные, ежедневные) ; картинки– листочков календаря

последние дни года(по количеству детей), карандаши, краски, пластилин,

кисточки по количеству детей.

Структура НОД

  1. Организация детей - 1 мин

  2. Вводная часть- 5мин

а) игра «Цветочек аленький»;

б) загадка про календарь;

в) история появления календаря (рассказ с использованием презентации)

г) виды календарей (выставка)

  1. Основная часть -15 мин

а) рассматривание календарей

б) дыхательная гимнастика;

в) дидактическая игра «Какое время года»

г) поисковая деятельность: определить день рождения Мишутки с

помощью календаря;

д) физкультминутка «Дни недели»

  1. Заключительная часть – 5мин

а) беседа, какой праздник приближается

б) пальчиковая игра

в) творческая работа по изготовлению календаря

  1. Окончание НОД – 1мин

Подведение итога, анализ выполненной работы

Ход НОД :

    Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня гости, давайте

поздороваемся.

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Подарите кусочек тепла и хорошего

настроения. Давайте сыграем в нашу игру;

2. Наш цветочек аленький, был когда-то маленький.

К солнцу потянулся, под дождиком согнулся.

Стал расти, расти, расти и на солнышке цвести.

Вырос он на радость людям, все его мы очень любим.

Молодцы. Ребята, вы любите загадки разгадывать?

ЗАГАДКА

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

Сегодня мы поговорим о календарях. Человек с древних времен пытался постигнуть тайну времени. Наблюдал за изменениями, которые происходили вокруг: в природе, наблюдал за Солнцем, Луной и звездами. Так люди придумали календарь. Время, как воздух - мы не видим его, но оно регулирует нашу жизнь.

Первый календарь появился очень давно, 30 тысяч лет назад. Он был сделан из гигантских плит, которые располагались по кругу. Плит было 12.

Как вы думаете, почему? (12 месяцев)

Затем люди придумали календарь поменьше, из камней, он был тоже круглой формы

Через много лет люди придумали бумажный календарь (в виде книги)

Сейчас много различных календарей

Настенные календари, настольные, календарь- пирамида, карманные календари

С помощью календаря мы узнаём какое число, день недели, месяц, год.

3. Сегодня я принесла вам настенный календарь. Давайте рассмотрим его.

На нём видно сразу все 12 месяцев. Это целый год.

Обратите внимание, цифры на календаре чёрного и красного цвета. Как вы думаете, почему? (чёрным цветом обозначают рабочие дни, а красным выходные и праздничные дни)

Посмотрите, этот календарь тоже настенный. На нём видно только три месяца:

Настоящий (в середине), прошедший (наверху) и будущий (внизу)

На календаре есть передвижное окошко, которое показывает какое сегодня число.

А ещё есть магнитный календарь, который можно прикрепить на холодильник.

А вот отрывной календарь. Посмотрите, у него каждый листок это один день, и сколько их много?! 365 – столько дней в году. Ребята вы знаете, что Земля вращается вокруг Солнца и за 1 год делает один оборот вокруг него.

Вопрос: прошло 3 года. Сколько оборотов сделала земля вокруг Солнца?

Молодцы, правильно 3

День проходит, и листок отрывают, календарь становится всё тоньше и тоньше. Давайте оторвём по листочку.

Дыхательная гимнастика

Посмотрите, у вас есть листок отрывного календаря. На нём написано число, день недели, месяц. Про время говоря, что оно летит. Сейчас мы подуем на листочки. Воздух вдыхаем носом, выдыхаем ртом.

Стук в дверь и громкий плач.

Ой, ребята, что-то случилось. Я сейчас посмотрю.

В-ль : Посмотрите, дети, к нам пришел Мишутка. Он очень расстроен, я кое как его успокоила.

Мишутка : Здравствуйте ребята.…Забыл, день рождения свой забыл! Хотел пригласить друзей к себе в гости, а теперь все веселье пропадает! Может быть вы сможете мне помочь? (Да)

В-ль : Как, ты не знаешь, в каком месяце родился?

Мишутка : Знаю – зима! (Нет, это не месяц, а время года) .

В-ль : Правильно, ребята, а ты, дружок, не огорчайся, я думаю, что мы вместе во всем разберемся и найдем дату твоего рождения, ведь дети наши много знают и о днях недели, и о месяцах, и о временах года, и даже о календаре !

Какое сейчас время года?

Какое был до этого?

Какое время года будет следующим? (ответы детей)

В-ль : Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы! А теперь давайте вспомним, как называется первый осенний месяц? (Сентябрь) . Назовите приметы осени.

Мишутка : Стало жарко и все люди купаются (Нет, не правильно, стало холодно, лужи покрылись корочкой льда, идет листопад, птицы улетают на юг).

В-ль : Назовите приметы зимы (Много снега; сильные морозы; люди тепло одеты)

А приметы весны? (Сильнее пригревает солнышко, и появляются первые цветы; висят сосульки; прилетают птицы и вьют гнезда)

Мишутка : Вспомнил! Летом все купаются! (Да, летом на пляже)

Я точно помню, что я родился зимой, но не в Новый год. Хотя тоже какой-то праздник был!

В-ль : Так, уже ближе к истине. Не волнуйся, скоро мы найдем ответ, а пока поучись с нами, послушай, а можешь и поучаствовать с нами в беседе.

Один год разделён на месяцы и времена года. Сколько их? Давайте перечислим.

Мишутка : Я вот все смотрю на календарь , смотрю…а почему некоторые дни выделены красным цветом? (Это выходные; еще праздники, когда все отдыхают и не ходят в садик и на работу)

В-ль : Да, это субботние, воскресные и праздничные дни. Ну, Мишутка, раз ты родился зимой, то по календарю это могут быть только три месяца, какие, ребята? (Декабрь, январь и февраль) . И праздник был, значит он отмечен красным цветом, но не Новый год. (Дети ищут по календарю еще зимние праздники – Ура! Нашли)

В-ль : Молодцы! Это 23 февраля, праздник защитников отечества! Календарь помог нам решить трудную задачу!

Мишутка : Точно! Вспомнил! Как бы опять не забыть…

В-ль : А чтобы не забыть надо иметь что ( Календарь ) . Да, мы на память тебе решили подарить карманный календарик , а день твоего рождения, на всякий случай обведем карандашом.

Мишутка : Спасибо, дети! Теперь надо подготовиться ко дню рождения . Давайте поиграем.

Проводится физминутка «Дни недели » , дети выполняют соответствующие движения.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл,

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу - воскресенье

Целый день я отдыхал

Мишутка : Я тоже хочу знать, когда вы родились! (Дети отвечают) . Столько много дат я не запомню! (Надо в мишуткином календарике нарисовать )

4. В-ль : Ребята, а какой ещё приближается праздник, который мы все любим? (Новый год)

Давайте посчитаем, сколько дней осталось до нового года? А может мы свой календарь сделаем и каждый день будем листочки отрывать.

Перед началом работы Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1,2,3,4,5 – захотели поиграть.

Разбудили дом соседей –

6,7,8,9,10 – веселятся все кругом.

Но пора вернуться в дом.

10,9,8,7,6 – калачиком свернулся.

5 – зевнул и отвернулся,

4,3,2,1 – снова в домике мы спим.

Ребята на листочках рисунки не цветные. Я вас попрошу раскрасить листочки. Для этого выберите по желанию; краски, цветные карандаши, пластилин.

Творческая работа детей.

5. Итог НОД

Как называются календари, которые висят на стене? (настенные)

Как называются календари, которые стоят на столе? (настольные)

Как называются календари, которые можно положить в карман? (карманные)

Я вам дарю карманные календарики (раздать)


Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа «семь» - по числу видимых небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце). В те времена дни недели так и определялись: понедельник - день Луны, вторник - Марса, среда -- Меркурия, четверг - Юпитера, пятница - Венеры, суббота - Сатурна, воскресенье - Солнца.
Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая - от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая - от полукруга до полного круга: третья - от круга вновь к форме полукруга; четвертая - от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось седмицей или неделей у славян.
Каждый день недели по-разному называется на разных языках. В языках европейских народов сохранились названия дней недели в основном по названию планет. На Руси еженедельный свободный праздничный день назывался «неделей» - днем, когда «не делают», - отсюда произошло название «понедельник - день, следующий после «недели»; среда - средний день; вторник, четверг, пятница названы были порядковыми номерами этих дней недели. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным (назывался «сабат», т. е. отдых). В настоящее время слово «неделя» означает весь семидневный период.
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, от новолуния до новолуния, в древние времена определялся в 30 дней. Так возникла единица измерения времени - лунный месяц. Первоначально месяцы не имели названий, обозначались порядковыми номерами (год состоял из 10 месяцев). Затем первый месяц года (год начинался с марта) стали называть «мартиус», в честь бога войны Марса, второй месяц - «априлис», что означало раскрытие почек на деревьях. Третий месяц был посвящен богине Майе, четвертый - богине Юноне. Так появились названия месяцев: март, апрель, май, июнь.
В VII в. до н. э. была проведена реформа римского календаря, в году стало 12 месяцев, первый из них был январь - в честь двуликого бога Януса, который мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее. Число дней в месяцах колебалось от 28 до 31.
Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год - это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0 часов 0 минут 0 секунд 1 января. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.
В какой степени дети овладевают этими мерами времени, понимают ли их реальное содержание, знают ли количественную характеристику каждой меры, последовательность и взаимосвязь системы мер? Мы провели обследование уровня знаний детей об этих мерах времени. Одним из методов обследования была индивидуальная беседа, в ходе которой ребенку задавали вопросы: «Какое сегодня число? Как узнать, какое сегодня число?» Отвечая на первый вопрос, примерно 20% детей правильно называли дату, другие называли случайное число или день недели, иногда отказывались отвечать. На второй вопрос 55% детей отвечали: «По календарю», т. е. знали этот прибор измерения времени. Они ссылались на взрослых, которые пользуются календарем: «У мамы в сумке есть листочек, он называется календарь, она посмотрит и узнает, какое число».
В целях выяснения знаний детей о днях недели задавали такие вопросы: «Какие ты знаешь дни недели? Какой сегодня день недели?» Ответы детей показали, что названия дней недели усваиваются неравномерно.
Такие дни недели, как воскресенье, суббота, пятница, понедельник, дети знают лучше, чем вторник, среда и четверг. Следовательно, названия дней недели усваиваются ребенком в связи с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием в разные дни недели. Так, около 80% детей знали дни недели - понедельник и пятницу. Другие дни недели часто путали, заменяли название одного дня недели другим, или вместо дня недели называли месяц, время года и даже какой-либо праздник, или говорили «сегодня», «завтра». Иногда называли день недели порядковыми числительными, а то и просто по характеру погоды (пасмурный день, солнечный день). Некоторые дети отказывались отвечать, так как не знали такого обобщающего понятия, как «неделя» («Я только дни знаю, а неделю не знаю»). Все это свидетельствует о том, что сама постановка вопроса о дне недели для детей часто неясна. Владея некоторыми конкретными представлениями, дети затруднялись в соотнесении их с нужным понятием. Знания их о разных временных отрезках неточны и никак не систематизированы. Даже в старших группах, как правило, дети не могли назвать все дни недели, и только 30-40% детей подготовительных групп назвали все дни недели в их последовательности.
Мы выясняли также, знают ли дети последовательную связь дней недели. По характеру ответов на вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?» -выяснилось, что дети лучше знали предыдущий, прошедший день, чем настоящий, не говоря уже о будущем.
Нас интересовало, как ребенок обосновывает названную им последовательность («Почему ты так думаешь?»). Обоснования эти были различны: здесь имели место и запоминание, и связь с содержанием деятельности в различные дни («Вчера была среда, я была на музыке»), и ссылка на календарь («По календарю смотрю»). Интерес представляли и те объяснения, в которых устанавливалась последовательность чередования дней недели с опорой на порядковые числительные («Сегодня четверг - четвертый день, а завтра будет пятый, значит, пятница»). По-видимому, общий корень этих слов способствовал их осознанию и запоминанию.
Для выявления понимания последовательности чередования дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке детям задавали вопросы типа: «Какой день бывает до понедельника и после понедельника?» (Так о всех днях недели.) Ответы показали, что порядок следования отдельных дней недели усваивается детьми сравнительно легче тогда, когда они знают названия всех дней недели в их последовательности. Примерно половина детей называли, какой день будет до и после названного, они восстанавливали в памяти цепочку слов-названий дней недели и безошибочно определяли предыдущий и последующий дни. Остальные дети испытывали различные трудности в установлении взаимосвязи в прямом и обратном порядке следования дней недели. Часто они про себя называли всю цепочку названий и, дойдя до указанного дня, называли громко следующий день. При этом им было значительно труднее назвать предыдущий день.
Нас интересовал также вопрос, знают ли дети, сколько всего дней в неделе. Только 50% детей подготовительных групп знали, что в неделе 7 дней, остальные (в том числе все дети старших групп) называли случайное количество дней. Некоторые дети утверждали, что в неделе всего 6 дней, так как воскресенье - выходной день и он не считается.
Для выяснения того, в какой мере дети знают названия месяцев, их последовательность, были заданы следующие вопросы: «Какой сейчас месяц? Какой месяц был до него? Какой месяц будет после него? Сколько всего месяцев в году?»
Дети старших групп не знали, какой сейчас месяц. В подготовительных группах около 20% детей правильно называли текущий месяц. Прошедший месяц называло большее количество детей: 10% в старших группах и 30% в подготовительных. Это можно объяснить тем, что название прошедшего месяца дети слышали неоднократно. Будущий месяц не мог назвать практически никто.
Отвечая на вопросы, дети включали в ответы и названия времен года, и порядковые номера, и названия праздников. Так, например, на вопрос: «Какой сейчас месяц?» (октябрь) - следовали такие ответы: двадцатый, октябрьский, осенний, второй месяц, новый год и т. п. На вопрос о количестве месяцев в году подавляющая часть детей совсем не отвечала, только некоторые давали правильные ответы. 35% детей называли случайные числа (7, 4, 3, 2, 1, 10, 40), при этом чаще всего называлось число 3.
Когда детям было предложено назвать все месяцы по порядку, только половина из них пыталась дать ответ. Правильно назвали все месяцы в последовательности 5% детей старших групп и 20% детей подготовительных групп. Остальные называли только некоторые месяцы, не соблюдая никакой последовательности. При этом наряду с названиями месяцев перечисляли и названия времен года: «Январь, февраль, ноябрь, март, лето, апрель, осень». Чаще встречаются среди названных детьми сентябрь (причем некоторые считают, что сентябрь - первый месяц в году), октябрь, ноябрь, апрель, март. Реже всего дети называли декабрь и январь. Неравномерность в усвоении детьми названий месяцев, как и дней недели, объясняется, очевидно, разным содержанием деятельности, эмоциональных переживаний, в связи с чем одни месяцы запоминаются больше других. Так, сентябрь связан с переходом в новую возрастную группу, с началом учебного года в школах, о котором дети много слышат, март - с «маминым праздником» и т. п. Январь, связанный с посещением новогодних елок, чаще и называется детьми как «новый год».
Как видим, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, что является сильнейшим мотивом обучения. В б-7 лет ребенка интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.
Наконец, знакомство с календарем необходимо в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой). Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;
2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.
В «Программе воспитания в детском саду» в разделе «Развитие элементарных математических представлений» для старшей группы рекомендуется «научить детей последовательно называть дни недели. Определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра». В подготовительной к школе группе рекомендуется «закреплять знание последовательности дней недели и времен года. Знакомить с названием текущего месяца».
Мы считаем, что знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе.
Для того чтобы эта сложная система взаимосвязанных единиц времени могла быть четко осознана детьми, мы представляли ее в виде модели календаря, отражающей в материальной форме отношения между единицами времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Ф. Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
При создании модели календаря как наглядного пособия мы использовали эти рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9x6,5 см закрепили так, чтобы их легко было снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержал цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умели читать, мы каждый листок календаря отметили полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет (рис. 9). Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели, по цвету полоски на листке календаря они могли определить («прочитать») каждый день недели. Обратная сторона листка оставалась чистой. Календарь на прозрачной маленькой планке вешался на стене.
Для съемных листков календаря была изготовлена коробка с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек, рис. 10). В ячейки нижнего ряда дети складывали последовательно листки -дни недели, по 7 листков в каждое отделение. 7 листков - 7 дней недели в каждом отделении создавали у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца подсчитывалось количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, скрепляли стопкой. На ней записывали название прошедшего месяца и укладывали стопку в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так постепенно заполнялись 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнялись и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывали порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок их следования.
Предложенное пособие служило моделью календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражалась взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами снимали листки календаря и складывали из суток неделю, из недель - месяц, затем определяли место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывался год. Дети в любой момент могли подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени. Мы провели четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщили необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем, и этого было вполне достаточно для обучения навыку пользоваться календарем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний происходило в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря. Первое занятие по ознакомлению детей с календарем было проведено 2 января, на котором мы показали разные виды календаря, рассказали о назначении его.
Приведем пример занятия:
- Дети, какой праздник мы все отмечали недавно?
- Новый год. Кончился старый год и начался следующий.
- Какого числа наступил новый год?
- Первое января - первый день нового года. Первое - это число, а январь - это название месяца.
Далее беседа велась по таким вопросам: «Кто знает, какой был день недели первого января? Какое сегодня число и день недели? Как все это можно узнать? У кого дома есть календари? (Показываются календари разного вида и поясняется их назначение.) Зачем дома нужен календарь?»
- Я вам сделала вот такой календарь. По этому календарю вы каждый день будете узнавать, какое сегодня число, какой день недели. По календарю можно посмотреть и узнать, сколько дней осталось до субботы или до праздника. По календарю вы увидите, когда закончится январь и наступит следующий месяц, узнаете, как он будет называться.
Посмотрите, как много листков на календаре. Каждый листок - это день. Вот как много дней должно пройти, чтобы наступил опять новый год. Что вы видите на листке календаря? Цифра показывает, какое число. Это какое число? Под цифрой написано, какой это день недели.
Какие вы знаете дни недели? Какой сегодня день недели? Читать вы еще не умеете, поэтому на нашем календаре есть цветные полоски. Для каждого дня недели определенного цвета полоска. Понедельник - первый день недели - мы узнаем по синей полоске. Этот день уже прошел - 1 января, понедельник. Мы снимем этот листок. Сегодня 2 января, вторник, на листке желтая полоска. По желтой полоске вы будете узнавать вторник. Этот день еще не прошел, и этот листок еще нельзя снимать. Кончатся сутки, и мы завтра, когда придем в детский сад, снимем листок календаря и узнаем, какой день будет следующий и какое будет число.
Сейчас повесим наш календарь на стенку и каждый день перед занятием будем снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.
Через неделю после первого было проведено второе занятие, на котором уточнили с детьми представление о днях недели, учили их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Дни недели наполнялись конкретным содержанием занятий или других видов деятельности, которые проводились по определенным дням. На этом занятии дети как бы увидели всю неделю, представленную в виде последовательно разложенных на доске семи листков календаря. Связь между названием дня и его местом в неделе помогала запомнить последовательность дней недели и их названия. Приводим пример проведения занятия по знакомству с днями недели:
- Дети, сосчитайте, сколько листков календаря мы положили на доске. Семь листков, семь дней составляют неделю. Посмотрите, какие это дни недели. (Листки по порядку расположены на доске.) Первый листок, первый день недели - это понедельник, мы его узнаем по синей полоске. Как называется второй день недели? Как вы думаете, почему второй день недели называется вторник? Вторник мы узнаем по желтой полоске. Теперь найдите третий день недели. После вторника какой день недели? Какого цвета полоска на листке среды? Как называется четвертый день недели? Какая по цвету полоска обозначает четверг? (Так же о пятнице.) Эти пять дней рабочие. Назовите их. Найдите на нашей неделе среду. Почему третий день называется среда? Потому что это середина недели. Есть еще два выходных дня, они называются суббота и воскресенье. Какого цвета полоски их обозначают? И т. д.
На третьем занятии, которое проводилось в первых числах февраля, было уточнено представление о неделе, о названии дней недели. Дети соотносили те или иные занятия, события своей жизни с определенными днями недели. Они свободно называли дни недели, причем в любой последовательности.
Большую помощь в этом оказывал наглядный материал, который использовался различно. Дни недели (в виде листков календаря) дети раскладывали уже не только по порядку. Им предлагалось, например, найти смежные дни к карточке «среда», и они находили и ставили листки вторника и четверга. Дети устно называли предшествующий день (например, перед понедельником бывает воскресенье) или следующий день (за вторником бывает среда). Или предлагалось назвать пятый день недели, и дети проверяли свой ответ, пользуясь карточками. Пользуясь разложенными в коробке по неделям листками календаря и считая стопки, дети определяли, сколько недель было в первом месяце года-январе (четыре недели и 3 дня). Воспитатель сосчитал все дни месяца и сообщил, что в январе 31 день. Все листки января были сложены в одну стопку и положены в первую слева ячейку верхнего ряда коробки. Так дети уяснили, что январь - первый месяц в году.
Затем воспитатель сообщил, что следующий, второй месяц называется февраль, что и в этом месяце дети будут каждый день снимать листки с календаря и складывать их в коробку. При этом дети вместе с ним выяснили, с какого дня недели начнется февраль месяц. Некоторые дети считали, что первое февраля должно быть понедельником. Тогда воспитатель спросил, каким днем кончилась последняя неделя января. Проверили еще раз по карточкам, это был понедельник. Значит, первая неделя февраля началась со вторника.
Умение определять дату по календарю и особенно называть дни недели формировалось у детей постепенно. Так, после проведения двух занятий по календарю и месячного пользования им лишь 43% детей старшей группы смогли правильно назвать текущий день. Поэтому мы проводили с детьми разные дидактические игры с карточками (основанные на соответствии цветов) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Варианты игровых заданий были различные. Предлагалось, например, поставить дни недели парами с рядом стоящим днем (игра «Найди пару»). Или к названному дню найти дни, смежные (рядом стоящие) с ним (игра «Найди соседей»). Или предлагалось выложить карточки по порядку дней в неделе, начиная с любого из дней (игра «Чья неделька быстрее соберется»). Использовали также словесную дидактическую игру «Дни недели» из сборника Ф. Н. Блехер «Дидактические игры» (М., 1948). Такие игры проводились и в помещении, и на прогулках и служили действенным средством для закрепления знаний детей о днях недели.
Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. Вначале они забывали назвать или месяц, или число, или день; в таких случаях бежали к календарю, чтобы посмотреть дату, иногда вспоминали сведения о вчерашнем дне и определяли настоящую дату. Порой виновато говорили: «Я сегодня забыл посмотреть на календарь». Можно было часто видеть, как дети на календаре и в коробке самостоятельно рассматривают порядок дней недели или стремятся по календарю определить, сколько осталось дней до интересующего их события, и т. п.
В конце каждого месяца с детьми проводилась небольшая беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось количество прошедших месяцев с начала года и уточнялись название и порядковый номер нового месяца.
В подготовительной группе, где дети продолжали работать с тем же календарем, в первые дни нового года было проведено последнее обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточнялись представления о календарном годе (сколько в году месяцев, какие). Наглядным материалом для занятия служила коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год. Вопросы были те же, что и на первом занятии, но теперь дети отвечали на них самостоятельно. «Какой праздник на днях мы все отмечали? Какой год кончился? Какой год наступил? Когда начался новый год? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года?» И т. д.
В результате пользования календарем в течение года дети приобрели систематизированные знания. Они вспомнили, что недавно был новогодний праздник, что один год кончился и наступил следующий, назвали какой. Все знали, что новый год всегда начинается с января. 13 детей из 23 сказали, что новый год начинается с 1 января (тогда как в прошлом году все они считали, что новый год начинается с 31 декабря), 6 детей дали еще более точный ответ - что новый год начинается после 12 часов ночи 31 декабря. Только 4 ребенка продолжали утверждать, что новый год наступает 31 декабря (очевидно, по опыту встречи Нового года). Все дети знали, что в году 12 месяцев, что первым месяцем в году является январь, а последним декабрь. Знали они и последовательность месяцев, могли определить, которым по порядку является тот или иной месяц. Многие ориентировались и в четырех временах года, соотнося с ними определенные месяцы. При этом четче были знания о летнем и зимнем сезонах, месяцы осеннего и весеннего сезонов могли назвать лишь 50% детей. Дети знали и о количестве дней в неделе, о количестве дней по месяцам. Открывая календарь на новый год, воспитатель произнес строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь - начинается январь».
Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной к школе группе по усвоению календаря в течение полутора лет требовала ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Работа с календарем и моделью календарного года в виде коробки с разложенными в ней листками, систематизирующими недели и месяцы, намного облегчила задачу обучения. Потребовалось всего четыре занятия и несколько обобщающих дидактических игр для того, чтобы у детей сформировались четкие представления о длительности года и эталонах его измерения.

Т.Д.Рихтерман, "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста", М., 1982.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?