Взаимодействие воспитателя с сотрудниками доу материал на тему. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного учреждения Профессиональное взаимодействие педагога в детском саду

Татьяна Ширяева

На курсах повышения квалификации нам было дано задание придумать

свою оригинальную версию МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ДОО.

Мне не хотелось представлять банальные таблицы и схемы с многочисленными стрелочками и я решила внести немного позитива и «оживить» свою модель, добавить «красок». Мне пришла в голову такая идея, а что если всю модель взаимодействия представить в виде

ЦВЕТКА.

Где кашпо в землей (Администрация ДОО) – символизирует некую опору и основу всей системы взаимодействия,

МОЩНЫЙ СТЕБЕЛЬ

– педагоги: воспитатели, педагог-психолог, логопед, которые создают условия для роста личностного саморазвития ребенка, отходящие от стебля

ЛИСТЬЯ

– медицинский персонал и родители, показывают взаимосвязь и сотрудничество сторон в реализации полноценного и эффективного развития личности ребенка. Сердцевина цветка-условно обозначает ребенка.

ЛЕПЕСТКИ

символизируют 5 направлений развития личности ребенка, прописанные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте . Разные цвета символизируют всестороннее развитие воспитанника ДОО. Значение социума для дошкольника велико, оно подобно

СОЛНЕЧНОМУ СВЕТУ,

способствующему росту растения. Социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Личностно-ориентированная модель определяется как система работы педагога и образовательного учреждения в целом, направленная на максимальное раскрытие и взращивание личностных качеств каждого ребенка.

Вот таким образом я представляю свое видение взаимосвязи общества с ДОО и семьей!

Публикации по теме:

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до

Как известно, весь коллектив ДОУ подчинен общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника. В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности. Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПЕДАГОГОВ ДОУ

Приветствие

Психолог здоровается с аудиторией, объявляет тему занятия, дает информацию о характере предстоящей деятельности, просит участников отнестись с легкостью и понимаем к предстоящим заданиям и, по возможности, принимать участие в играх.

Значимость характера межличностного взаимодействия в ДОУ

Как известно, все мы, и воспитатели, и узкие специалисты и весь коллектив ДОУ подчинены общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника.

В первую очередь, для ребенка важно чувствовать себя в зоне психологического комфорта и принятия, только в этих условиях он сможет раскрыть свои личностные качества и добиться высоких результатов в познавательной и творческой деятельности.

Во вторую очередь следует учитывать свойственную детям эмпатию, то есть способность чувствовать внутреннее состояние человека, находящегося рядом. Поэтому очень важно грамотно выстроить общение со своими напарниками и коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в коллективе.

И самое главное, не стоит забывать, что стиль нашего взаимодействия с коллегами и с родителями является живым примером для подражания детей.

Все воспитатели разные, уникальные в своем роде, каждый по-своему старается внести свой вклад в общее дело.

А сейчас давайте все вместе подумаем о том, какими качествами все-таки на ваш взгляд должен обладать истинный воспитатель.

Упражнение 1 «Воспитатель, какой он?»

Каждому участнику предлагается написать на разных сторонах листочка значимое (необходимое) и нежелательное качество воспитателя.

Психолог их фиксирует и создает «портрет воспитателя» из наиболее часто повторяющихся вариантов. Делается вывод о том, что «идеальные» воспитатели с исключительно положительными характеристиками встречаются редко, а в реальных жизненных условиях можно встретить воспитателей с сочетанием представленных качеств.

В связи с этим, мы порой испытываем потребность «подкорректировать» наших напарников в той или ной мере, но не всегда в силу ряда причин можем себе это позволить.

Зато сейчас у нас есть хорошая возможность в игровой форме потренироваться.

Упражнение 2 «Позитивное представление»

Воспитатели делятся на пары. Участникам предлагается с опорой на положительные качества, указанные на листочке, тактично обозначить наличие отрицательных сторон, с целью их дальнейшей коррекции. Каждый из участников выступает в роли критика по очереди. После завершения работы в паре, участникам задаются вопросы: «Легко ли было подобрать нужные слова, чтобы корректно указать на нежелательные качества собеседнику?», «Какова была внутренняя эмоциональная реакция у педагога в ответ на полученную информацию? Захотелось ли что-то поменять в своем поведении после обращения?»

К сожалению, нерешенные скрытые и явные конфликты в педагогическом коллективе могут стать одной из причин отсутствия мотивации воспитателя к работе. Это проявляется в пассивном отношении к основной деятельности, отказе от использования современных методик, нежелании принимать участия в массовых мероприятиях и т.д.

Упражнение 3 Мозговой штурм «Причины отсутствия мотивации»

Участникам предлагается разбиться на 4 группы и в оперативном порядке в условиях ограниченного количества времени записать возможные причины отсутствия у воспитателей мотивации к работе и, как следствие, проявления ими нежелательных качеств. Все идеи, даже самые неожиданные, фиксируются, а после окончания мозгового штурма, еще раз озвучиваются психологом.

Делается вывод о том, что наряду с общей загруженностью и усталостью, в некоторых случаях имеются и более серьезные причины, на которые сложно повлиять, но к которым следует относиться с пониманием. Также встречаются, может быть, неожиданные причины, обратив внимание на которые достаточно легко изменить ситуацию в лучшую для всех сторону. Все люди разные и каждому требуется индивидуальный подход. Кому-то, возможно, просто необходимо лишний раз услышать доброе слово в свой адрес для поддержания стимула к работе, кому-то хочется иметь подтверждение своих профессиональных заслуг в более существенной форме.

Для наиболее полного погружения в возможные причины того или иного поведенческого и личностного проявления, предлагаю вашему вниманию классификацию воспитателей.

Условно, воспитателей ДОУ можно разделить на 4 типа.

  1. Воспитатель старой закалки : воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией, в работе, как правило, использует морально устаревшие приемы и методы, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении.
  2. Юный энтузиаст : молодой и инициативный воспитатель, не имеющий опыта работы в силу возраста, проявляющий большой интерес и положительное отношение к детям. В работе опирается на современные методики и новые формы взаимодействия с детьми, а прежде всего, на интуицию и здравый смысл. Нуждается в советах и наставничестве со стороны более опытного педагога.
  3. Классический воспитатель : достаточно опытный воспитатель традиционного типа, шагающий в ногу со временем, имеющий собственные наработки и отношение к педагогической деятельности. Ощущает себя успешным, гордится своими творческими достижениями. Считает свое мнение преимущественно верным.
  4. Прирожденный воспитатель : с любовью относится к детям и к своей работе. Без труда находит подход к любому ребенку, проводит очень интересные и увлекательные занятия, направленные на полноценное развитие каждого ребенка, исходя из его наклонностей и предпочтений.

Упражнение 4 «Письмо заместителю заведующей по образовательной работе»

Участники делятся на 4 группы соответственно типам воспитателей. Им предлагается на местах составить письмо-обращение от лица педагога определенного типа к заместителю заведующей по образовательной работе. Для облегчения задачи и более целенаправленной работы, каждой паре участников раздается бланк письма с направляющими вопросами и информацией для размышления. После окончания групповой работы, представитель каждой группы зачитывает результат совместного творчества.

После каждого выступления психолог резюмирует услышанное, делая акцент на самом главном. После прочтения всех обращений делается вывод о том, что в работе с педагогами обязательно нужно учитывать потребности и возможности каждого, стремиться их выявить и принять участие в решении возможных сложностей, идти навстречу.

Упражнение 5 «Приемы конструктивного взаимодействия»

Вниманию участников предлагаются приемы конструктивного взаимодействия. Психолог кратко раскрывает смыл каждого из них.

  • Создание доверительной атмосферы
  • использование простых фраз
  • нейтральные/актуальные для собеседника темы
  • позитивный настрой
  • Компетентное и эмоционально-окрашенное предоставление информации
  • поддержание своего авторитета
  • способность вдохновлять, вести за собой
  • Культура общения
  • внутренняя безмятежность
  • сохранение достоинства в ситуациях эмоциональной провокации
  • Взгляд со стороны
  • способность увидеть себя глазами окружающих
  • Я - высказывание
  • сообщение о своих чувствах «Я огорчена тем, что…»
  • описание ситуации «…до сих пор нет результата...»
  • пожелание «…я хочу, чтобы к следующей неделе …»
  • Активное слушание
  • эхо (дословный повтор последних слов с вопросительной интонацией)
  • уточнение «я правильно поняла, что…»
  • перефразирование «то есть вы хотите сказать…»
  • присоединение (к интонации, жестам, позе собеседника)
  • эмпатия «похоже, новость Вас порадовала…», «вы расстроены…»
  • Предупреждение конфликтов
  • снизить модальность негативных эмоций (авторитарно/подключиться к успокоению)
  • уйти от ситуации (переключиться на другую тему/обратить все в шутку)
  • Позитивное представление
  • подчеркивание положительных качеств и достижений
  • корректное указание на изменение определенного поведения
  • Положительное послание
  • «Я верю, что у тебя все получится!»
  • «В Вашем успехе я не сомневаюсь!»
  • Поддержание инициативы
  • приветствие интереса и стремления педагога к самовыражению
  • рассмотрение и учет всех предложений
  • Привлечение к общему делу
  • включение в реализацию важного мероприятия

Упражнение 6 Проблемные ситуации между участниками образовательного процесса

Ситуация 1

Воспитатель с большим стажем работы с высшей категорией использует морально устаревшие приемы и методы работы с детьми, основанные на диктатуре воспитателя, неукоснительной дисциплине, беспрекословном подчинении, что не способствует раскрытию личности ребенка и проявлению его индивидуальных особенностей. Данное положение удивляет и возмущает юного педагога-энтузиаста. Ведь, согласно современным стандартам, в ДОУ необходимо создавать условия для поддержки разнообразия детства, инициативы детей в различных видах деятельности, учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, содействовать сотрудничеству детей и взрослых, признавая ребенка полноценным участником образовательных отношений. Плюс к тому, на фоне диктатуры напарника, начинающему педагогу трудно удерживать авторитет перед детьми. С учетом столь разного подхода, грандиозные планы о совместной реализации проектов с использованием современных технических средств и методов представляются затруднительными. Что следует предпринять молодому специалисту, чтобы добиться от напарника положительного отклика и поддержи в начинаниях?

Ситуация 2

В группе имеется ребенок, который отличается стремлением к лидерству, сообразительностью, низкой произвольностью поведения и агрессивными проявлениями своего недовольства чем-либо. Случай физической агрессии, произошедший накануне по отношению к другому ребенку группы, вынуждает воспитателя обратиться к родителям обидчика. Мама ребенка, в процессе разговора проявляет неустойчивость эмоционального состояния путем смены настроения (это может быть защитная реакция, растерянность, гнев, отчаяние). Как педагогу корректно донести информацию до мамы ребенка и прийти к конструктивному решению проблемы?

После проигрывания каждой ситуации проводится обсуждение участниками и наблюдателями.

  • Удалось ли воспитателю прийти к поставленной цели?
  • Каким образом?
  • Остались ли довольны педагоги результатом взаимодействия?
  • Легко ли было собеседникам слышать критику в свой адрес и вносить изменения в привычные установки?

Делается вывод о том, что в работе воспитателя приходится сталкиваться с решением множества проблемных ситуаций, в том числе и конфликтов между педагогами и другими участниками образовательного процесса. Поэтому стоит использовать психологические приемы взаимодействия с людьми, и к каждой ситуации стараться найти особый подход, с учетом множества нюансов, сохраняя при этом спокойствие и демонстрируя своим поведением оптимизм и достоинство.

С какими бы сложностями в работе ни сталкивался воспитатель, его эмоциональное состояние часто зависит от теплоты общения в коллективе.

Старайтесь с пониманием относиться друг к другу, делитесь опытом работы, прислушивайтесь к мнению коллег.

Будьте оптимистичны и сохраняйте культуру общения, тогда ситуация обязательно разрешиться наилучшим для вас образом.

А если проблема кажется вам неразрешимой, то всегда можно обратиться за помощью к заместителю заведующей по образовательной работе, которая точно сможет дать дельный совет, вдохновить и повести за собой.


Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель Растрогина Г.С.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

  • контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;
  • соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;
  • обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;
  • учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;
  • производится совместный ежедневный утренний прием детей;
  • участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;
  • санитарно-просветительская работа родителей;
  • соблюдением графика получения пищи группой;
  • ведение табелей на питание детей по группе;
  • организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

  • участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;
  • участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;
  • одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;
  • совместная работа с детьми;
  • взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.


      Проблемы и терминология психолого-педагогического взаимодействия

      Модели взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

      Психолого-педагогические условия взаимодействия в ДОУ

      Профессионализм как основной компонент успешного, эффективного психолого-педагогического взаимодействия.

1. Проблемы и терминология психолого-педагогического взаимодействия

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.

Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к школе.

Психолого- педагогическое взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.

Взаимное влияние чего-то на что-то (или кого-то на кого-то), а также, в случае человеческого взаимодействия - совместное действование. (Пример: Игроки команды, наконец, наладили между собой взаимодействие и начали играть, как следует).

Взаимодействие может быть физическое (предметное или телесное) и социальное (информационное, ролевое, психологическое).

(Пример1: Ребенок играет игрушкой, игрушка организует его игру - у ребенка предметное взаимодействие. Если для ребенка игрушка только предмет, это одно, а если он играет в солдатики и организует бой - у него социальное предметное взаимодействие. Он уже - командир войска солдатиков .

Пример 2: Когда человека физически тащит толпа, это вариант скорее физического (телесного) взаимодействия, если он увлечен ее настроением и начинает шуметь вместе с другими - это скорее взаимодействие социальное).

Взаимодействие может быть безличное (ребенок с игрушкой, толпа с толпой) или личное.

Личное взаимодействие - всегда социальное. Личное взаимодействие между людьми может происходить на разных уровнях. Легкий, поверхностный уровень - общение. Более глубокий уровень взаимодействия - отношения.

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Каждая из этих характеристик имеет свое содержание, но только их комплексная реализация в воспитательном процессе обеспечивает его эффективность.

К интегративным характеристикам любого взаимодействия, в том числе и педагогического, относят срабатываемость и совместимость.

Срабатываемость характеризует согласованность в действиях, обеспечивающую их успешность с позиций количества, качества, скорости, оптимальной координации действий контактирующих сторон на основе взаимного содействия.

Совместимость выражается в максимально возможной удовлетворенности партнеров друг другом, эмоциональной поддержке.

В связи со сложностью и многосторонностью воспитательного процесса, большим количеством его участников выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.

В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:

1. По субъекту и объект-субъекту: личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т.д.); коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т.д.).

2. По направленности взаимодействия: прямое и косвенное.

4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.

5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.

6. По типу взаимосвязи: «на равных», руководство.

7. По характеру взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность(безразличие, равнодушие, безучастность) , конфронтация, конфликт.

Кроме этого выделяют и такое взаимодействие, как

случайное или преднамеренное, частное или публичное, длительное или кратковременное, вербальное (речь) или невербальное (язык жестов), продуктивное и непродуктивное.

Каждый из типов взаимодействия оказывает соответствующее влияние на психологическое состояние взаимодействующих сторон.

Так, продуктивное взаимодействие приносит удовлетворенность, приводит к откровенности, искренности, открытости.

Непродуктивное – сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, приводит к недоверию, скрытности, враждебности.

Все типы взаимодействия взаимосвязаны, они сопутствуют друг другу, при изменении условий переходят друг в друга.

В конкретной педагогической ситуации задача педагога состоит в поиске ведущего, оптимального типа взаимодействия. Быстрая сменяемость ситуаций обуславливает динамику характера взаимодействия участников воспитательного процесса и требует принятия оперативного решения.

В организации педагогического взаимодействия педагогу принадлежит руководящая роль (в скрытой или открытой форме), но это не означает пассивности воспитанников, так как их стремления, интересы, потребности зачастую определяют выбор содержания и форм работы воспитателей.

Эффективное взаимодействия – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия - обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний) , преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.

«Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь». (Я. Корчак)

Сотрудничество как основа взаимодействия - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей.

Сотрудничество характеризуется:

    пространственным и временным соприсутствием,

    единством цели,

    организацией и управлением деятельностью,

    разделением функций, действий, операций,

    наличием позитивных межличностных отношений.

Приемы педагогического сотрудничества - одновременно регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенным способом педагогического сотрудничества при решении различных задач является обсуждение, проблемный вопрос.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от «Об образовании».






Коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции; индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы; наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.




Направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.










Выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики; информационные стенды; мастер-классы по различной тематике; участие родителей в образовательном процессе, в развитии учреждения; организация родительских клубов по интересам.


Рисование на тему: «Какая я мама?»; формулировка своей концепции воспитания; анализ собственных педагогических находок, неудач; обмен опытом в кругу единомышленников; создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке; метод проектов (родители подключаются к выполнению совместно с ребенком определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом).






Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования активных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у родителей формируется культура общения, независимое мышление. Родители чувствуют себя активными участниками образовательного и воспитательного процессов. Творчески организованная работа нацеливает родителей на использование своих знаний в конкретных ситуациях и помогает провести самоанализ деятельности.


Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.