Условия формирования положительного отношения к труду взрослых детей старшего дошкольного возраста. Формирование у учащихся положительного отношения к труду Воспитание положительного отношения к труду взрослых

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Ещё задолго до поступления в школу дети знакомятся с трудом взрослых, пытаются участвовать в окружающей их жизни. У ребят с младшего возраста надо развивать положительные отношения к труду: готовность к трудовому усилию, стремление быть полезным близким, окружающим вообще, добросовестность в выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за чистотой и порядком в помещении, на улице. Всё это составляет основу положительного отношения к труду детей 5-6 лет.

Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труженикам, бережного отношения к результатам их труда. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Однако важно, что положительное отношение ребёнка к труду сформируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, дающей возможность на собственном опыте постичь радость труда.

Обычно взрослому без большого труда удаётся вызвать у ребёнка 5-7 лет желание потрудиться. Это обусловлено стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов позволяет родителям использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудится систематически, добросовестно и без напоминания выполнять свои трудовые обязанности ребёнок сможет лишь тогда, когда мать, отец, чётко определяют поручения или обязанности, контролируют, как они выполняют, оценивают качество работы.

Отношение детей к труду зависит от того, какими побуждениями они руководствуются, выполняя то или иное дело, для кого т.е. какова цель. Здесь выступают трудовые умения и навыки и отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым эта трудовая деятельность предпринимается (общенародный праздник, возвращение после болезни друга, долго непосещаемого детский сад).

Детский труд должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать выработке у них сознания и начального чувства долга.

Для воспитания у детей труда положительного отношения к труду важно учить их применять усвоенные трудовые навыки по своей инициативе, даже когда не просят что-то сделать, ставить их перед необходимостью трудиться повседневно.

Однако не следует забывать о том, что это ещё маленькие дети. У них не достаёт ни знаний, ни умений, а волевые качества ещё только формируются, поэтому очень важно общение ребёнка со взрослым в процессе совместной деятельности. Непринуждённое общение детей с матерью, отцом в процессе совместного труда (приготовление пирожков, мытьё посуды, склеивание книг, уборка квартиры) создаёт благоприятную обстановку для решения родителями многих трудных вопросов. Так взрослый привлекает внимание ребёнка к самому главному, к наиболее удачным приёмам своей работы к хорошим результатам труда ребёнка, а также к тому, что не получилось к недостаткам в работе.

Зоркий взгляд взрослого своевременно заметит ослабевающие усилия или старание ребёнка и создаст стимул для их восстановления, поможет довести дело до конца. Правильно поступают те родители, которые стремятся поддерживать в процессе труда бодрое настроение детей. Разговаривая с ним, выражая в репликах, замечаниях свои чувства, взрослый создаёт атмосферу радости уверенности в себе. И не нужны здесь ни специалисты беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая радостная, активизирует ребят.

Родителей нередко огорчает, что ребёнок неохотно трудится, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду по хозяйству и самообслуживанию надо путём повышения их заинтересованности, увлечённости трудом, используя для этого и игровые формы организации труда.

Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Однако ребёнку нравится, когда обыгрывается действительно нужное, серьёзное дело, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде и игре ребёнка как исполнители или «заказчики».

Очень серьёзно нужно относиться к тону разговора с детьми 5-6 лет. Они даже обижаются, если взрослые начинают говорить с ними как с маленькими, снижают к ним требования, подчёркивают игровой характер труда. Дети быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости.

Нельзя не отметить большого внимания на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда, подбор орудий труда, выбор удобного места и др.

Непременное условие положительного отношения к труду – его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

Трудолюбие как основа воспитания положительного отношения к труду

Во все времена и на всех этапах развития общества главное заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет не эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Цель: рассмотреть условия формирования трудолюбия у старшеклассников; изучить особенности трудового воспитания учащихся.

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «трудолюбия».

2 . Оценить исходный уровень сформированности навыков труда у старшеклассников.

Трудолюбие - черта характера, состоящая в положительном отношении

к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога - практика/ сост. С. Ю. Головин).

«К сожалению, среди современных школьников еще довольно часто встречаются ребята, не обладающие трудолюбием, привычкой к труду, напряженной работе, постоянным умственным и физическим нагрузкам. Более того, немалая часть из них не имеет даже самых элементарных трудовых навыков». (Алексеев С. Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда.)

Чтобы любить труд, надо уметь трудиться; чтобы трудиться с интересом, нужно, чтобы труд привлекал. Как же это обеспечить?

Рассмотрим вначале первое из условий. По поводу него возможны возражения: всему на свете научить нельзя. Что же, чему ребенка научили, к тому он и будет относиться с любовью, а чему не научили? Очевидно, надо научить каким-то общим действиям, которые облегчают труд, делают его осмысленным и привлекательным. И, прежде всего, научить ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ ее достижения, оценивать результаты своей деятельности. Именно этому мы учимся на уроках технологии. Важно не просто требовать выполнения задания, а помочь освоить те приемы рациональной деятельности, благодаря которым учащийся сможет выполнить задачу: научить планировать выполнение домашних заданий, выбирать последовательность работы, самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?», чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, чтобы учебный материал запомнился.

«Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда, формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений». (Психологические основы трудового воспитания школьников Э. А. Фарапонова).

Что же нужно, чтобы развить у учащихся потребность в труде? Прежде всего - это организация трудовой деятельности, потому что любое качество личности развивается и формируется в том виде деятельности, который этого качества требует. Иначе говоря, воспитать потребность в труде без включения в сам труд просто невозможно.

Знания, умения, практические навыки - необходимая предметная основа для отношения к труду как к потребности. Чем совершеннее умения, чем выше мастерство, тем свободнее чувствует себя человек в освоенном виде деятельности, тем большее удовлетворение доставляет ему работа.

Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда - все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать? Это не скупиться на добрые слова, поощрительную улыбку, чтобы дать почувствовать ученикам, как дорого то, что сделано его руками!

Истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых.

Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. (Словарь психолога -практика/ сост. С. Ю. Головин).

Формируя у детей трудолюбие, я учу их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком мною, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность учащихся, следует избегать непосильной для них работы.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется мною. При этом имею в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагаю я, так как здесь основной задачей является научить тому, чего учащийся еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, даю ему пример, упражняю ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаю вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Учащихся ставлю в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у учащихся в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую положительные взаимоотношения между учащимися.

При организации труда я руководствуюсь «Рабочей программой по парикмахерскому делу», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Нина Дырнаева
Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду

Педагогические условия, способствующие формированию положительного отношения детей к труду в условиях Дошкольного учреждения .

Простого знания того, как выполнит ребёнок задания той или иной методики недостаточно. Чтобы точнее оценить уровень его развития, следует сопоставить его результаты с возрастной нормой в опытно-экспериментальных работах по трудовому воспитанию . И станет понятно, отстаёт от неё или соответствует этой средней норме. Практикум – это очень важное звено в профессиональном росте педагога.

Прикладные материалы по диагностике трудового воспитания детей могут быть использованы : с целью научного исследования, с целью проверки успешности работы воспитателя или конкретной воспитательной программы ; использоваться самим воспитателем для того , чтобы лучше ориентироваться в собственной работе и получить представление об индивидуальном уровне и особенностях каждого ребёнка, что могут делать и родители; наконец, для информации родителей об уровне развитости их ребёнка.

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности и выявлении противоречий педагогического процесса. Индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей.

Личность ребёнка надо рассматривать с различных сторон и поставить целостное представление о нём. Надо сделать правильную диагностику

К традиционным методам относятся беседы , анализ детских работ, анкетирования, тесты, изучение документации. Имеются специальные методики педагогической диагностики, позволяющие выявить эмоциональное благополучие ребёнка среди сверстников.

Детям нужно не только хорошее объяснение, но и хорошо организованные упражнения в осуществлении этих норм. На практических занятиях по трудовому воспитанию мы применяем основные методы изучения развития детей :

Никогда не надо пытаться работать с детьми через силу, без его добровольного желания – мы получим неверные результаты. Не надо упоминать, что мы проверяем ребёнка. Это приведёт к напряжённости, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, но при условии, что ребёнок сумеет сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно покажется ему скучным или трудным . Мы должны заинтересовать ребёнка и добиться его внимания. Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы.

Важным моментом является этика проведения диагностики. Диагностика даёт знать, над чем работать в течение года. Неправильная диагностика губительно сказывается на судьбе детей.

Диагностика сформированности положительного отношения детей к труду .

Трудовое воспитание является составной частью нравственного воспитания . Достижение трудовых целей , их результаты доставляют радость детям, вызывает эмоциональный отклик. А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовой деятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети, иногда это слабое физическое состояние ребёнка. «Большей же частью, - писал А. С. Макаренко, - лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию ». Деятельность трудолюбивых детей мы используем в качестве примера для тех, кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняются от любого поручения или не доводят дело до конца, а если и выполняет поручение, то с большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей мы используем такие приёмы : привлечение к совместной работе, показ, пояснение, стараемся найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать : если ребёнку тяжело, то найти ему такое задание, которое ему по силам; помнить, что ребёнку тогда интересно с нами, когда нам интересно с ним; чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.

Мы помним, что неудача в жизни бывает двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы этого избежать, наш ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Детям, которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь, чтобы они видели результат своего труда и радовались этому результату. Наблюдая за детьми, нетрудно заметить , что некоторые охотно берутся за дело , умеют быстро и аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца. Однако трудовые умения и интерес детей к труду не всегда являются показателем лучших черт его характера. У некоторых детей замечалось зазнайство, они уверенны, что лучше них никто ничего не сделает. Чтобы преодолеть эту самоуверенность, мы предъявляем к ребёнку более высокие требования, постоянно подчёркивая, что если научились хорошо работать, то нужно научить этому товарищей. Обращаем внимание таких детей на хорошую работу других детей, которые, не хватаясь, тоже хорошо выполнили порученное дело. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. Большое значение уделяем индивидуальному подходу.

Наблюдение за деятельностью детей.

Перед началом уборки воспитатель проводит беседу , в процессе которой обсуждается, что можно сделать для того, чтобы в группе стало чисто. Затем следуют ответы детей. Необходимо одобрить тех, кто внёс предложения по поводу уборки. В конце обсуждения воспитатель обращается к детям , вносит мотивацию значимости предстоящей работы. («В группе всегда должно быть чисто, уютно, т. к. мы здесь и играем, занимаемся, живём целый день. Неприятно находиться в помещении, если в нём пыльно»). Также воспитатель разъясняет содержание предстоящей работы : протирка столов и стульев, подоконников, в уголке природы накормить рыбок, протереть пыль с листьев растений.

Воспитатель ещё раз уточняет : «Каждый из вас должен протереть свой стул и стол, подоконники, а затем поработаем все вместе». Предлагает начать работу.

Мы с детьми учимся присматриваться к многоцветности реального мира. У детей развивается связная речь, разговорная речь, идёт накопление словарного запаса. Мир очень многообразен и красочен. Это лишь часть нашей кропотливой работы с детьми, где мы с ними ищем и познаем, творим и фантазируем, учимся и мечтаем. На практике знакомить детей с природой, развивать их трудовые способности необходимо с учётом индивидуальности каждого ребёнка, мы помним, что как бы это не делали, в нас живёт одна и та же мысль, цель, которую мы можем решать непременно. Исследования ведём так, чтобы дети расставались с исследованием в хорошем настроении и стремились к продолжению занятий в следующий раз.

В начале года нами была проведена диагностика по определению понятий, мышления по отношению к окружающему миру . Далее в течение учебного года мы постепенно усложняли задания, применяя трудовое воспитание . В экспериментальной группе дополнительно занимались, часто проводились беседы, экскурсии (в пожарную часть) просматривались фильм о труде взрослых , читали книги. Постепенно вводились объекты наблюдения, расширялись знания по следующей серии вопросов анкеты.

Проведённые экспериментальные исследования показали значительные отличия работоспособности детей в экспериментальных группах. Вся учебно-воспитательная работа у нас строится на основе единства знаний, умений, убеждений и действия, слова и дела. Очень важно иметь с детьми тесный контакт и взаимопонимание.

Эффективным методом в процессе обучения и воспитания являются анкетирования. При помощи них мы определяем уровень развития детей. Серия вопросов анкеты развивает мышление детей, их отношение к окружающему миру , расширяет и углубляет знания, кругозор. В этом помогают разнообразные пособия с разработанными вопросами анкеты по определённому возрасту детей. По выставленным баллам на каждый вопрос воспитатель может сравнить знания и умения, составить диаграмму развития детей. Эта диаграмма показывает конкретно над чем необходимо работать. Так же важную роль играет этические беседы. Важным методом в процессе обучения и воспитания являются наблюдения .

Руководитель труда продумывает и планирует весь ход предстоящей трудовой деятельности , устанавливает формы и методы контроля , учёта и поведения итогов труда .

Особенно ценно то, что в опытнической работе у детей формируется творческое отношение к труду , которое проявляется в любознательности, наблюдательности, интерес к делу, в стремлении познать неизвестное, применить рациональные приёмы в работе. У детей возникает собственный опыт приобретения и применения знаний на практике.

Подготовка подрастающего поколения к труду на современном этапе представляет сложную комплексную проблему, в которой тесно переплетены социальные, педагогические и психологические аспекты воспитания .

Воспитание положительного отношения к нему предусматривает, прежде всего, воспитание морально-волевых качеств в процессе труда : трудолюбия , привычки к трудовому усилию , ответственности, готовности помочь, умения включаться в труд , не ожидая, напоминая и не избегая неприятной работы.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе , бережное и заботливое отношение к ней . У детей развиваются интерес к трудовой деятельности , сознательное, ответственное отношение к ней . В коллективе дети приучаются трудиться сообща , помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания . Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия . Трудясь в природе , дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе , труд становится осмысленным и целенаправленным.

Проблема трудового воспитания – не очередная скоротечная компания, а большая поистине государственная проблема. Решать её нужно, серьёзно, квалифицированно, но научной основе. Трудовое воспитание не удел отдельных специалистов, это - повседневная педагогическая деятельность каждого воспитателя .

Как говорилось выше, более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, воспитание отношения к труду.

В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.

Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение, приобретают и широкие социальные мотивы.

В сложной структуре мотивов на уроках труда общественные мотивы труда должны быть ведущими, подчиняющими остальные мотивы.

Формирование общественной направленности труда часто сопряжено с трудностями. Во-первых, у младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность, ему хочется сделать для себя и оставить поделку себе, во-вторых, не использованная по назначению поделка, т. е. труд ученика, затраченный впустую, может сформировать такую черту, как равнодушие, безразличие к труду.

Для формирования общественных мотивов ученику очень важно четко знать, что и для чего он делает. Поэтому содержание общественно полезного труда в младших классах должно быть очень разнообразным: изготовление поделок для подшефного детского сада, ясли, подарок маме к 8 Марта и т. д.

Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.

Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.

Предметом коллективной деятельности в школьные годы все чаще становятся аппликация и конструирование. В процессе подготовки к сборам, праздникам («Красная звездочка», новогодняя елка), к занятию-игре «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» и т. д. дети с удовольствием выполняют аппликации, фотомонтажи, конструируют макеты. Для этого они должны быть поставлены в условия, при которых можно убедиться, что без предварительного планирования общая работа едва ли будет эффективной.

Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.

С учетом вышеизложенных рекомендаций и обобщения передового опыта педагогов по исследуемой проблеме была создана система занятий для младших школьников с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда на пользу людям.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

  • 1. Трудовое воспитание младших школьников является составной частью процесса воспитания подрастающих поколений, системой педагогических воздействий, направленных на формирование у учащихся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, соответствующих умений и навыков, общей трудовой культуры. Оно осуществляется в целостном педагогическом процессе в условиях тесного взаимодействия школы, семьи и общественности и учитывающем индивидуальные и возрастные особенности школьников.
  • 2. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что существует своеобразие трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста. Оно определяется, прежде всего, возрастными особенностями (важное место в жизни ребенка занимает игра, познавательная деятельность происходит в учебе, большую роль играет личность учителя, преобладание конкретно-образного мышления, дети этой возрастной категории предпочитают физический труд умственному и т. д.), трудовыми и этнокультурными традициями народа.
  • 3. Основными типичными трудностями учителей начальных классов в организации трудового воспитания учащихся являются следующие: педагоги имеют недостаточную теоретическую, методическую, практическую готовность к трудовому воспитанию, слабо владеют аналитическими, диагностическими, прогностическими, информационными, конструктивными, организационными умениями; в школах сегодня нет единой общепринятой программы по трудовому обучению и воспитанию.
  • 4. В трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения.

Совершенствование системы трудового воспитания учащихся, на наш взгляд, возможно при внедрении научно обоснованной системы трудового обучения и воспитания. С учетом современных требований, предъявляемых обществом к трудовой подготовке школьников, нами была разработана модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников, включающая в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, средства и результат. Цементирующей ее основой является цель, которую мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников?

  • 5. В качестве критериев трудовой воспитанности в нашем исследовании выступали: отношение к труду, учебе, к людям, самому себе и коллективу;
  • - повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителя начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;
  • - этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;
  • - вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности; побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;
  • - оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;
  • - осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • - организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

Задачи:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатом труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий: Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 20й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателей решить более сложные задачи трудового воспитания:

Приучать детей договариваться о предстоящей работе;

Работать в нужном темпе;

Выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг с другу с просьбой, договориться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию(*умение и желание доводить начатое до конца, стремление сделать его хорошо).
  4. Разъяснить детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  3. объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т.п.).
  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративного - прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  5. объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  7. Учить доводить начатое дело до конца.
  8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
  3. Расширить представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  4. Формировать потребность трудиться.
  5. Воспитывать любовь к труду.
  6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыкав в различных видах труда. Формируется осознание отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформировать навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

1-я младшая

Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

2-я младшая

  1. т.п.).

Средняяя

  1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратным, опрятными.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
  5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
  6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
  7. Учить детей полоскать рот после еды.
  1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
  2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью(мыть, протирать, чистить, убирать на место).
  3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
  5. Развивать желание помогать друг другу.
  6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
  7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
  8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставит на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью.
  2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить самостоятельно готовит материалы и пособия к занятии.
  4. приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.