Почему ребенок не общается с другими детьми? Что делать если ребенок не ладит со сверстниками Ребенок не общается детском саду

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Народная мудрость гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Действительно, по тем людям, которых мы выбираем для общения, можно многое сказать о нас самих. Хотя эту закономерность иногда слишком упрощают, считая, что качества друга практически совпадают с характеристиками самого человека: грубый выбирает грубого, умный — умного, агрессивный — агрессивного. В реальной жизни, разумеется, не все так однозначно.

Наш внутренний мир и его потребности настолько разнообразны, что другие люди в нашем окружении играют для нас разные роли: с одним мы общаемся, потому что он очень похож на нас, с другим — потому что у него можно поучиться, с третьим — потому что его качества гармонично дополняют наши и можно общаться бесконфликтно, а четвертый, может быть, необходим для того, чтобы чувствовать себя "на высоте" по сравнению с ним или иметь возможность "выпустить пар" в спорах с этим человеком. И это далеко не полный перечень.

Дети — это маленькие взрослые. Поэтому и у них выбор товарищей по игре может быть связан с самыми разными причинами. А свойственное детям непостоянство связей и недостаточное овладение элементарными навыками общения усложняет анализ их взаимных выборов еще больше. И тем не менее каждый внимательный родитель со временем замечает у своего ребенка определенную склонность к играм с теми или иными детьми — сами ребята могут меняться, но все они оказываются схожи по каким-либо признакам. Или наоборот, ребенок может наотрез отказываться играть с какими-то детьми. При этом чаще всего мальчики и девочки объясняют свой отказ незатейливыми аргументами типа: "Не хочу!" или "Мне с ним не интересно!" В некоторых ситуациях такое упрямство ребенка огорчает его родителей и родителей других детей. Они непонимающе восклицают: "Смотри, какой хороший мальчик (девочка)! Ну почему ты не хочешь с ним (ней) поиграть?"

Действительно, почему? Давайте попробуем проанализировать, какие качества могут влиять на выбор партнера по игре.

Начнем с самого, казалось бы, очевидного фактора — возраста. С кем предпочитает играть ваш ребенок — со своими сверстниками, со взрослыми, с ребятами старше себя или с малышами?

Конечно, бывают такие общительные дети, которые легко идут на контакт с любой возрастной категорией и успешны практически в любых ситуациях общения. Но таких детей немного, к тому же и у них все-таки есть свои предпочтения. Если это описание относится к вашему ребенку, то вам можно только позавидовать — ваш ребенок наделен так называемым социальным интеллектом (способностью понимать и прогнозировать поведение людей, замечать и верно истолковывать детали человеческого общения) и не имеет серьезных внутренних конфликтов. Вероятнее всего, он достаточно эмоционально устойчив, имеет положительные установки по отношению к окружающему миру и людям.

Большинство детей предпочитают играть со своими сверстниками. Это вполне естественно, так как уровень их развития находится примерно на одном уровне и интересы чаще совпадают. Такой выбор подкрепляется и современной практикой посещения детского сада, где ребенок общается преимущественно только в своей группе, где собраны его ровесники.

Некоторые дети больше любят играть со старшими товарищами. Родители нередко гордятся этим, считая такой выбор ребенка проявлением его опережающего развития. Иногда стремление к игре со старшими действительно вызвано тем, что ребенок интеллектуально опережает своих сверстников, поэтому те не принимают его в игру (он все слишком усложняет) или он сам давно "перерос" интересы своих ровесников.

Однако причина более успешного общения со старшими детьми может крыться и в другом — в недостаточно хорошо развитых способностях ребенка к общению "на равных". Представьте, что вы общаетесь с несдержанным, капризным или конфликтным взрослым. Как будет протекать ваше общение? Естественно, оно вызовет у вас раздражение, и при первой удобной возможности вы его прекратите. Теперь попробуйте представить аналогичную ситуацию общения, но только с ребенком. В нем вы будете чувствовать себя "выше" и "умнее", что позволит вам набраться терпения и быть снисходительными ко многим негативным проявлениям ребенка. Примерно то же происходит и в общении ребенка со сверстниками и детьми старше себя.

Поэтому нередко дети, особенно воспитанные как кумиры семьи и ожидающие к себе симпатии, снисхождения и уступок от всех окружающих, не могут ужиться со сверстниками, зато старшие дети могут находить их позицию очень детской и забавной, что делает их общение бесконфликтным.

А о чем говорит предпочтение ребенком роли старшего товарища в общении с ребятами младше себя? Наверное, время от времени в такой роли приятно побыть каждому ребенку — именно сравнивая себя с младшими, он чувствует себя достаточно взрослым и умелым, поэтому может проявлять по отношению к ним ответственность и снисходительность. Возясь с малышами, дети осознают и этапы собственной жизни, ощущают ее целостность и постоянство своего развития.

Особое значение возня с малышами имеет для девочек. Недаром мальчиков младенцы интересуют гораздо меньше. Дело в том, что в процессе своего полового развития современные девочки имеют не так много возможностей приобщиться к жизни взрослых женщин. При этом девочка все равно отождествляется с мамой, бабушкой, учительницей или старшей сестрой. Маленькие девочки пытаются быть похожими на них внешне, копируют манеры и интонации, но только будучи занятыми важным делом, как женщины (то есть заботясь о малыше и воспитывая его), они чувствуют себя по-настоящему взрослыми.

Как вы видите, общение с младшими детьми может быть не только приятным, но и полезным.

Однако, если ваш ребенок отдает ему абсолютное предпочтение и практически не играет со своими сверстниками, это должно привлечь ваше внимание. Нередко такие ситуации возникают, когда ребенка не принимают его ровесники. Неудачи в общении могут быть вызваны разными причинами: ребенок оказался "белой вороной" в детском коллективе; из-за долгой болезни или поездки "выпал" из общения со своими друзьями, а те обзавелись новыми товарищами; из-за перехода в новую школу, где отношения в классе уже сложились; и, наконец, тем, что ребенок не может или не хочет разделить со своими ровесниками соответствующие их возрасту интересы, увлечения и стиль поведения. В любом из этих случаев ваш ребенок нуждается в помощи чуткого и умного взрослого. Если родители не смогут сами разобраться в сложившейся ситуации, то следует привлечь к этому педагогов и детского психолога.

Среди "домашних" детей можно встретить и таких, которые предпочитают играть только со взрослыми. Зачастую эти ребята имеют хорошо развитую "взрослую" речь (в которой употребляют термины и сложные обороты), "степенное" поведение и весьма интеллектуальные увлечения. Вам кажется, что это портрет одаренного ребенка? Не спешите с выводами! Умственное развитие такого ребенка часто действительно опережает развитие его ровесников (так как он все время общается со взрослыми), но какой ценой это дается? Ведь интеллект — далеко не единственное качество человека, которое проходит ряд этапов развития. Эмоциональному развитию детей следует придавать не меньшее (а в дошкольном возрасте даже большее) значение.

Умники и умницы, о которых здесь идет речь, как правило, с детства лишены возможности общения с другими детьми. Они не посещают детский сад, а находятся дома с бабушкой, мамой или . Совсем не повезло, если братьев и сестер тоже нет. Как вы понимаете, с бабушкой и прочими не порезвишься, не побегаешь и не подурачишься. Поэтому, попадая в детский коллектив в школьном возрасте или раньше, такие домашние дети пугаются . В отличие от игры со взрослыми в них всегда есть непредсказуемость, некоторый риск и соперничество. Соответственно, впервые попавший в такие условия ребенок, особенно тревожный, вряд ли найдет такую игру забавной и бросится в нее "с головой". Если в такую трудную минуту его опасения не развеют близкие взрослые, если не акцентируют его внимание на том, что это очень интересно, полезно и весело, не помогут понять, что здесь происходит и по каким правилам, то велика вероятность того, что ребенок откажется от таких развлечений раз и навсегда.

Некоторые родители скажут об этом: "Вот и хорошо! Зато освободится время на более полезные занятия и на общение с достойными взрослыми". Может быть, это и не трагедия. В конце концов, вырастая, такие дети вполне смешиваются с другими взрослыми, а в плане карьеры иногда и опережают их. "Взрослость" уравнивает всех. Но это только внешне! В памяти ребенка, когда-то проказничавшего с другими детьми, есть такой этап, как детство, а ребенок, игравший только со взрослыми, всегда по сути был взрослым. В отягощенной заботами взрослой жизни ему будет не хватать копилки детских радостей, чтобы иногда отдохнуть, перебирая в памяти ее содержимое.

Так что если вы замечаете, что ваш сын или дочь избегает игр с детьми, то найдите возможность помочь ему (ей) избавиться от страха и начать учиться общению, границы и законы которого не так определенны.

Следующей важной характеристикой товарища по играм является его пол. Принимаются ли в игру дети противоположного пола, зависит от того, о какой возрастной стадии идет речь. Мальчики и девочки проходят в своем сексуальном развитии ряд этапов. Переход на каждый новый виток развития сопровождается, как правило, новым отношением к себе и представителям противоположного пола.

Так, малыши примерно до двух лет еще не замечают отличий между мальчиками и девочками и одинаково реагируют и на тех, и на других.

Затем (в два-три года) происходит осознание своей половой принадлежности. Хотя дети трех-четырех лет могут неплохо играть вместе, уже начинает проявляться предпочтение к партнерам по игре — выбор детей своего пола. В этом возрасте разделяются игровые интересы мальчиков и девочек: первые сосредоточиваются на машинках и пистолетиках, а вторые — на куклах и мини-копиях бытовых приборов. Игры мальчиков уже на этом этапе становятся более шумными и подвижными, чем игры девочек. Играя с детьми того же пола в игры, имитирующие действия взрослых соответствующего пола, ребенок укрепляется в своей будущей роли мужчины или женщины.

Однако некоторым детям интереснее играть с детьми противоположного пола. Чтобы понять, не является ли такой выбор свидетельством трудностей в полоролевом , понаблюдайте за тем, как именно он играет. Если вы заметили, что мальчик играет в куклы, это, разумеется, еще не значит, что у него есть трудности в развитии. Дети этого возраста очень склонны к подражанию в игре, поэтому мальчик просто может копировать действия девочек. Если после кормления и укачивания куклы он переключается на игру в водителя с другими мальчиками, то не стоит беспокоиться. Если же он вообще старается избегать мальчишечьих развлечений и стойко предпочитает общество девочек, то взрослым стоит задуматься. Общается ли этот мальчик с папой или дедушкой? Если да, то какие у них отношения и достаточно ли времени они проводят вместе? Кого хотела мама — сына или дочку? Как это отражается на ее отношении к ребенку? Словом, имеет смысл проанализировать, не мешают ли мальчику какие-то внешние или внутренние конфликты на пути становления его мужественности.

В пять-шесть лет эта тенденция к раздельным играм еще более проявляется. Одновременно с этим возрастает интерес ребенка к детям противоположного пола. Однако для мальчиков уже становится неприемлемым играть в "девчоночьи" игры, поэтому, если и встречаются совместные игры, то часто мальчикам в них может быть заготовлена мужская роль, а девочкам — женская, или же все роли не имеют половых отличий. Так дети могут играть в "дочки-матери", где мальчик будет папой, работающим шофером (или капитаном, словом, будет ездить где-нибудь, не мешая традиционной игре), или же в "магазин", где каждый ребенок — просто покупатель и половые различия не важны.

Так что если ваш сын любит играть с девочками (или дочь — с мальчиками), то прежде всего проанализируйте, какие роли он (она) выбирает в этих играх, а затем постарайтесь понять, что является некомфортным для ребенка в общении с детьми своего пола и не поддерживаете ли вы сами такой выбор. Нередко бывает так, что маме очень нравится иметь мягкого, спокойного сына (и тем самым она неосознанно поощряет его к женскому стилю поведения, который выражается в игре), или папа восхищается тем, что его дочь "настоящая пацанка" (разумеется, девочка будет оправдывать это, чтобы не разочаровать отца).

С шести-семи лет в сексуальном развитии детей наступает относительно спокойный период. Соответственно и друг к другу мальчики и девочки становятся более терпимы. На какое-то время их всех объединяет общая роль учеников и школьные интересы, игры на переменах чаще всего подвижные у всех ребят. Так что если ваш первоклассник (или второклассник) любит играть с детьми противоположного пола, то в данном возрасте это не очень показательная характеристика. Тем более если речь идет об интеллектуальных играх. Хотя большинство детей все-таки сохраняют в играх предпочтение к "товарищам по полу".

К концу начальной школы снова начинается разделение классов на "мужскую" и "женскую" подгруппы. Взаимные симпатии уже не принято выражать открыто, поэтому отношения между полами иногда напоминают боевые действия с настоящим "полем брани" и вылазками в тыл противника. Если ваш ребенок в этом возрасте предпочитает играть с детьми другого пола, не маскируя свое отношение под "вредоносные" действия, то нужно обратить внимание на то, как к этому относятся его однополые товарищи, замечает ли он эти неписаные правила общения и учитывает ли их. Попробуйте ответить на вопрос, к кому себя чувствует ближе ваш ребенок — к мальчикам или девочкам — и чего он добивается, "изменяя" своему "лагерю". В каждом человеке есть и мужские и женские качества, но, возможно, их соотношение слишком изменено или не складываются его отношения в своей подгруппе. В любом случае такому ребенку нужно помочь адаптироваться в детском коллективе.

В подростковом возрасте происходит окончательное становление половой идентичности: юноша и девушка принимают свою половую роль и стиль поведения, связанный с ней. Совместным невинным играм больше не находится места в их жизни. Девочки "кучкуются" и развлекаются вместе, правда, нередко стараются сделать так, чтобы это было на глазах у мальчиков. Мальчики продолжают играть друг с другом. Если подростки организовывают совместные игры, то, как правило, они обязательно имеют легкий эротический оттенок (недаром чаще всего это спортивные игры). Так что если ваш сын или дочь именно в этом возрасте вдруг полюбили играть (не важно, на компьютере или в спортзале) с представителями противоположного пола, то это показатель их нормального полового развития.

Еще один интересный аспект для анализа — количество детей, с которыми ребенок предпочитает играть одновременно. Так же, как и взрослые, некоторые дети любят быть членами большой шумной компании, а некоторые — тихо поиграть с одним-двумя партнерами. Вряд ли можно считать какую-то из этих позиций более выигрышной. Но и та, и другая — показательны. Первая говорит о том, что ребенок скорее склонен к экстраверсии — то есть его личность больше направлена на людей и предметы окружающего мира, он весьма общителен, хорошо адаптируется в обществе, умеет проявлять гибкость при взаимодействии с разными людьми.

Если же ребенок больше удовольствия получает от игры с одним или двумя детьми, то, скорее всего, он — интроверт. То есть его личностные интересы сосредоточены на собственном внутреннем мире, ему более ценно то, что происходит в его душе, чем в мире, он склонен к самоанализу. Такая позиция иногда может сочетаться с некоторой замкнутостью, но зато внутренний мир таких людей может быть богат и гармоничен.

Кроме этих личностных характеристик, дети могут отличаться в игре и склонностью к соревновательности или сотрудничеству, предпочтением интеллектуальных или подвижных игр, акцентированием внимания на отношениях или предметах. Поэтому перечисленные качества также могут стать причиной, по которой ребенок отвергает совместные игры с некоторыми детьми. Все эти различия влияют на то, с кем приятнее играть ребенку. Однако заметим, что если у ребенка хорошо развиты коммуникативные навыки (умение общаться), то разница личностных игровых предпочтений не должна приводить к серьезным конфликтам или одиночеству — он всегда сможет договориться о чередовании интересных и неинтересных ему игр, найти прелесть в играх с иным, чем он сам, человеком.

Всех заботливых и любящих родителей будет волновать замкнутость их малыша. И не зря. Тот факт, что ребенок не хочет общаться с детьми, может стать признаком серьезной проблемы, которая в будущем повлияет на становлении его личности и характера. Однако существует и другая версия замкнутого поведения. Причина необщительности может быть в особенностях Далеко не каждый родитель способен определить, в каком именно случае малышу нужна поддержка. Поэтому необходимо разобраться в причинах, которые принуждают ребенка отвергать общение со сверстниками.

Проблема детской замкнутости

Технический прогресс повлиял на то, что многие люди стали уделять все больше внимания своим гаджетам вместо общения с друзьями и родственниками. Именно поэтому современные дети намного стеснительней предыдущего поколения. Еще пару десятков лет тому назад малыши резвились во дворах, играли в куклы, догонялки и многие другие игры. Сейчас же дети видят, что родителям достаточно одного разговора за завтраком, а в остальное время их занимают ноутбуки и телефоны.

Сначала взрослые пытаются отвлечь свое дитя мультфильмами, включая их в любое время дня, а затем задаются вопросом: "С ребенком не дружат, что делать и как это изменить?" Необходимо больше общаться с малышом, играя с ним в игры, которые улучшат его коммуникативные навыки.

Определение замкнутости

Замкнутость - это не проявление психического заболевания. Это всего лишь срабатывание защитного механизма, который проявляется в тех ситуациях, когда ребенку хочется оградить свой маленький мир от внешних проблем. Замкнутость довольно редко передается по наследству. Эта черта характера является приобретенной. Чаще всего ребенок не хочет общаться с детьми из-за стрессовых ситуаций, которые сильно повлияли на его восприятие.

Они могли случиться в детском саду, дома или же на улице, в момент игр со сверстниками. Многие родители отмечают, что малыш может стать стеснительным и замкнутым довольно резко. Еще вчера он был активным и общительным, а сегодня ребенок не хочет общаться с другими детьми и отвергает их попытки подружиться. Это еще раз подтверждает тот факт, что замкнутость - сигнал родителям о том, что малыша что-то тревожит.

Что приводит к зажатости и нежеланию общаться

Вручая ребенку в руки планшет, чтобы отвлечь его очередным просмотром мультфильма, взрослые, сами того не понимая, развивают в нем замкнутость и нежелание общаться со сверстниками. Такой образ жизни дает понять малышу то, что общаться с кем-то - это лишняя трата времени. Гораздо лучше сидеть в сторонке и заниматься своими делами. Тем более когда на телефоне есть такие интересные игры, а в планшете веселые мультфильмы, которые отлично отвлекают от реальной жизни. Из-за доступности гаджетов ребенок не хочет общаться с детьми и предпочитает уединение. Поэтому родителям следует ограничить использование им планшета или смартфона.

Симптомы застенчивости

Распознать замкнутого ребенка довольно просто. Излишняя застенчивость и закрытость проявляются в следующем:

  • разговаривать. Он становится тихоней и практически ни с кем не контактирует. Если ему и приходится к кому-то обращаться, он делает это очень тихо или шепотом.
  • Ребенок не хочет общаться со сверстниками. Это может проявиться при переходе в новый детский сад, подготовительную группу или школу. Ему тяжело дается общение с детьми на новой игровой площадке, он все чаще предпочитает коллективным играм самостоятельное копание в песочнице.
  • Он никогда не выражает собственное мнение, всегда и во всем слушается родителей и никогда не бунтует. Тихий и спокойный ребенок может казаться для многих взрослых идеальным, из-за этого мало кто замечает, что его зажатость и замкнутость переходят допустимые границы.
  • Ребенок не умеет дружить. Это должно насторожить родителей, ведь именно в детском возрасте человеку свойственно быть максимально дружелюбным и расположенным к общению.
  • Его привлекают странные хобби. К примеру, вместо того чтобы, как все дети, просить котенка или щенка, ребенок мечтает о пауке или змее.
  • Повышенная эмоциональность. Любая неудача заставляет его лить слезы.

Все эти симптомы должны рассказать родителям о том, что малышу нужны их помощь и поддержка. Определив их, не стоит нападать на ребенка с вопросами о том, почему он так себя ведет. Нужно постараться деликатно войти к нему в доверие, поговорив на отвлеченные темы.

Нежелание общаться и темперамент ребенка

Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.

Существуют следующие типы темперамента:

  • Сангвиники.
  • Холерики.
  • Флегматики.
  • Меланхолики.

Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты - это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.

Многие родители полагают, что замкнутость ребенка - это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.

Как определить настоящего интроверта

Дети, которые являются интровертами с самого рождения, не имеют проблем с самооценкой. Они достаточно легко общаются со сверстниками, но вместо этого общения всегда предпочтут уединение. Ребенок-интроверт всегда уверен в себе, легко находит с другими детьми, но вместе с этим не ищет новых друзей и знакомств. Лишь встретив наиболее достойный объект для дружбы, он пойдет ему навстречу и соизволит познакомиться. Только заинтересовав интроверта, можно найти к нему подход и попасть в число приближенных людей. Родителям такого малыша не придется задаваться вопросом: "Как научить ребенка дружить?" Поэтому не стоит оправдывать стеснение и замкнутость темпераментом.

Застенчивый и замкнутый интроверт

Другие малыши могут иметь признаки интроверсии в своем темпераменте, но при этом еще и обладать повышенной застенчивостью и замкнутостью. Такие дети боятся больших скоплений людей, переживают, когда к ним обращаются, а также начинают теряться в общественных местах. Несмотря на то, что интроверсия - это врожденная предрасположенность, которая не поддается корректировке, замкнутость можно преодолеть. Нельзя оставлять все как есть. Если не помочь ребенку в его проблемах с общением, это может навредить его будущему. Взрослея, человеку становится все труднее перебороть свои страхи и комплексы. Поэтому родители должны помочь малышу справиться с этим в детстве. Кроме них, сделать это будет некому.

Детская замкнутость - норма или отклонение?

Когда ребенок не хочет общаться с детьми, многие родители считают это обычной стеснительностью, которую малыш перерастет самостоятельно. Тем не менее детские психологи считают излишнюю замкнутость серьезным недостатком, который может негативно повлиять на ребенка в будущем.

Каждый человек склонен к проявлению стеснительности. Однако существует разница между ее проявлением в отдельных случаях (в кабинете врача, на свидании, во время выступления на публике) или же в ситуации, когда человек страдает от нее постоянно. Например, если ребенок боится лишний раз подойти к сверстникам, чтобы поиграть или поговорить, необходимо помочь малышу преодолеть дискомфорт и страх общения.

Последствия стеснительности и нежелания общаться

Замкнутость ребенка может стать причиной следующих проблем:

  • Малыш будет подвергаться критике других детей. Слишком стеснительные всегда становятся предметом нападок и насмешек сверстников.
  • Оттого что ребенок постоянно будет ощущать тревогу и волнение, может развиться хроническая нервозность и депрессия.
  • Замкнутому малышу будет намного труднее реализовать свой потенциал и проявить таланты. По мере взросления стеснительность станет еще более тяжелой и ярко выраженной. Это не даст человеку достичь успеха в какой-либо отрасли.
  • Могут возникнуть проблемы личного характера. Замкнутые люди чаще всего остаются одинокими на протяжении всей жизни, они не вступают в брак и не заводят детей.

Именно из-за этих причин необходимо сделать все, чтобы помочь ребенку преодолеть психологический дискомфорт, связанный с нежеланием общаться с другими детьми.

Влияние характера на замкнутость

Типы характера также влияют на уровень стеснительности ребенка. Если он с раннего детства предпочитает тихие игры шумным, скорей всего, это лишь проявление его личных предпочтений. В таком случае нельзя заставлять ребенка общаться со сверстниками через силу, это нарушит его психологический комфорт. Нужно постараться максимально заинтересовать его в этих играх, чтобы ему самому захотелось в них участвовать. Можно пригласить пару-тройку его друзей домой, чтобы в комфортной обстановке ему было легче проявить свои социальные навыки. Также это поможет родителям определить, почему дети не дружат с их ребенком.

Совсем иначе нужно действовать, если по типу характера малыш бойкий, энергичный и активный, но в силу каких-то обстоятельств поменялся в поведении. В таком случае каждый ответственный и любящий родитель должен узнать причину того, почему ребенок не хочет играть с другими детьми. Нужно мягко и деликатно с ним пообщаться. Быть может, он сам расскажет о том, что его расстроило. Скорей всего, малыш поругался с кем-то из друзей и находится в обиде на них. Не желая с ними общаться, он лишь проявляет свой характер, давая понять обидчикам, что они поступили с ним неправильно.

Большинство специалистов советуют родителям замкнутых детей придерживаться следующей линии поведения:

  • Не говорить ребенку о том, что у него проблемы. Иначе это приведет к развитию комплексов.
  • Необходимо оценить обстановку в семье, чтобы убедиться в том, что причина замкнутости не в ней.
  • Хвалить ребенка за выражение собственного мнения. Нужно спрашивать его совета, делиться важными семейными темами. Он должен почувствовать себя полноценным членом общества, мнение которого учитывают и ценят.
  • Нужно без навязывания стараться улучшить коммуникативные навыки малыша. Приглашать его сверстников домой, помогать ребенку вливаться в новый коллектив.
  • Присмотреться внимательно к поведению и одежде малыша. Задаваясь вопросом о том, почему дети не хотят играть с ребенком, нужно убедиться в том, что он не имеет сильных отличий, которые слишком его выделяют. Это может быть необычный стиль в одежде или его речь. В таком случае необходимо устранить причину, которая вызывает у малыша трудности в общении и отталкивает других детей.

Множество писем от родителей приходит такого содержания: ребенок не играет со сверстниками, не хочет идти к детям. Это касается детей двух - трех лет примерно, хотя отдельные родители начинают уже с года волноваться. Родители объясняют, подталкивают, сами подают пример (некоторые даже играют в песочнице, чтобы показать, как это здорово). И ничего не помогает, ребенок плачет, идти к детям не хочет. Родители в отчаянии, им кажется, что ребенку грозит одиночество в детском коллективе, а затем и в жизни. Так ли это?

Особый возраст

Дети, приблизительно до трех лет играют не вместе с другими детьми, а скорее РЯДОМ с ними. Они очень мало интересуются взаимодействием с другими малышами. Обычно их интерес к ним сводится к идее: «у него в руках нечто интересное, надо пойти и забрать» . Совместную игру малыши организовать не могут, так как для такой игры нет достаточных социальных умений. Со старшими детьми или взрослыми они играют охотно, а с ровесниками нет. Старший берет на себе ведение игры, организует ее, направляет. А малыши еще слишком малы для организованной игры.

Большинство детей в возрасте до трех лет не интересуются другими детьми - ровесниками. Интерес к другому ребенку, как к партнеру по игре отсутствует.

Бывают, правда, дети, которые тянутся к общению с самого раннего возраста. Но они исключение из правил. Однако, родителям «некоммуникабельных» детей кажется, что все кругом играют вместе, только один их ребенок в стороне. Обычно это не так, дети играют не вместе, а РЯДОМ друг с другом.

Давление взрослых

Чем больше родители волнуются, что у ребенка не получается дружить в песочнице, тем больше активности они проявляют в этом отношении. Они буквально выталкивают ребенка в контакт, к которому он совершенно не готов. Они насильно подводят его к детям, пытаются с кем – то знакомить, преувеличенно эмоционально восхищаются: «а, как детишки весело играют, пошли к ним»! (ребенок, кстати, при этом фальшь и волнение родителей чувствует прекрасно, его не обманешь в том, что касается ваших реальных чувств). Эффект всегда обратный: чем вы больше настаиваете, тем меньше ребенку хочется общаться с другими детьми на площадке. Он об этом общении не просил, оно ему пока не нужно, оно нужно маме!

Надень кофточку, маме холодно! Анекдот

И ребенок занят не естественным освоением мира людей, а сопротивлением родителю, который почему - то пытается осчастливить его игрой с другими малышами. А он боится, не хочет и не понимает, почему его заставляют быть там, где не комфортно!

Судите сами: у ребенка пока не сформировалась потребность в этих чужих и не понятных для него существах - других детях. Они непредсказуемы (в отличие от близких взрослых), они заняты не им а собой, и ребенку неясно вообще, есть ли какая – то от них польза.

Представьте себя в такой ситуации. Вы попадаете в чужое общество, где люди общаются по совершенно неясным для вас правилам. Неизвестно, агрессивны ли они, что от них ждать, захотят ли они общаться с вами… Что вы будете делать? Броситесь сразу общаться? Для некоторых людей это так, они сразу идут на контакт. Но для подавляющего большинства комфортнее осмотреться, понаблюдать, освоиться в тени, не привлекая к себе излишнего внимания.

Это же касается ребенка. В то время, когда вы настойчиво толкаете его к общению, его естественная потребность – наблюдать (желательно на расстоянии). И заниматься тем, что в данный момент интересно ему, а не тем, что интересно вам. Он еще толком не знает, кто такой он сам, что такое мир вокруг него, что такое другие люди. И он познает все это, а для этого познания нужно время.

Истоки проблемы

Как правило, в возрасте до трех лет у детей особенных нарушений в общении не наблюдается (если нет врожденных патологий характера). Есть более или менее общительные дети, кто – то созревает для общения раньше, кто-то чуть позже. Если ребенку не мешать, он сам естественным путем дойдет до потребности в общении со сверстниками.

Проблема обычно заключена в родителях, большинство тех, кто повышенно тревожен в отношении детской коммуникабельности сами имеют или имели проблемы в общении. Как правило, им тяжеловато с людьми, часто они застенчивы. И для них видеть, как не общается их ребенок очень тяжело. Это как бы воплощение их собственной неловкости в контактах. И они стремятся «спасти» ребенка от того, что причиняет боль лично им.

Если вас сильно волнует общительность вашего ребенка, подумайте, не проецируете ли вы на него собственные трудности. Буквально волнуетесь ЗА НЕГО (то есть ВМЕСТО него: он в порядке, а вам за него одиноко).

Как быть

Лучшее, что можно сделать в ситуации, когда ребенок не хочет общаться – оставить его в покое и позволить ему наблюдать за другими детьми с комфортного для него расстояния. Не ведите его к детям, если он этого не хочет, останьтесь на том расстоянии от детской площадки, на котором ребенок спокойно играет. Это касается только детей до 3 лет, в другом возрасте тактика должна быть уже другая!

Вы должны обеспечить ребенку легкий доступ к другим детям, но не тащить его в контакт с ними насильно. Не стоит гулять с ним в отдаленных уголках парка, наилучшим решением была бы прогулка поблизости от детской площадки. Даже если ребенок занят своим делом, он все равно видит других детей, составляет свое представление о том, кто они. Сегодня он наблюдает, завтра он захочет к детям присоединиться.

Постарайтесь не давить на ребенка, даже «незаметно». На давление ребенок отреагирует сопротивлением.

Также полезной тактикой было бы ходить в гости и другие интересные места вместе с ребенком, не ограничивая его опыт привычной обстановкой.

Ребенка, который не играет с другими можно также спокойно вводить в детский коллектив (после трех лет). Именно там (а не дома с мамой) у него образуется понятие, что дружить и общаться весело. Невозможно на пальцах пояснить, что быть с другими детьми хорошо, ребенка самого должно потянуть к этому общению. И это произойдет обязательно, если не мешать естественному ходу дела!

© Елизавета Филоненко