Конспект занятия по ручному труду. Внеклассное практическое занятие по труду. Ход трудовой деятельности

Ольга Чурикова
Конспект занятия по трудовому воспитанию. Хозяйственно-бытовой труд

Цель : формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи :

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать , что работа подгруппы, в которой трудишься , является частью общего дела коллектива.

2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда , совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

3. Закреплять умения рационально пользоваться материалом и оборудованием для труда , соблюдая технику безопасности.

4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда .

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному .

Индивидуальная работа активизировать речь Вани, Оли, Никиты.

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование : тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло , подносы, клеенка, веревка, прищепки, тазы, тряпочки для воспитателя , фартук для воспитателя .

Предварительная работа : беседа о труде , заучивание пословиц и поговорок о труде , чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры. Методы и приемы : беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Прогнозируемый результат : в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников ; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход трудовой деятельности:

1 часть. Дети заходят в группу. Неожиданно звучит голос Феи Чистоты. (Дорогие ребята я фея Чистоты. Я путешествую по миру и скоро приеду к Вам). А как готовимся к встречи гостей? (дети : убираемся, готовим угощение) А еще как? Ребята а что нам поможет в работе? (музыка, пословицы, поговорки)

Воспитатель : Ребята, а вы знаете пословицы (да) Кира какую пословицу знаешь ты? Кирилл а ты какую пословицу знаешь? И я знаю пословицы, кто любит труд того люди чтут . Как много вы знаете пословиц! С чего начнем приготовления? (дети с уборки) .

Воспитатель : Давайте выберем что будем убирать (протирать пыль, стирать, протирать стулья) .

Воспитатель :

1 бригада - протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки

2 бригада - стирает кукольное белье

3 бригада - моет стульчики

Воспитатель : Ребята что же нужно для работы? (тазики, тряпки и т. д.)

Приготовьте пожалуйста свои рабочие места. (дети готовиться)

Воспитатель : предлагаю распределить обязанности : кто, что будет делать, говорит. Ребята расскажите, кто, чем в вашей бригаде будет заниматься? (Юра наливать воду в таз, Арина стирать и т. д.)

Воспитатель : От работы каждого в отдельности будет, зависит качество выполненной работы всей бригады.

2 часть : Практическая работа.

Воспитатель : Молодцы ребята! Расскажите пожалуйста что ваша бригада будет выполнять?Давайте посмотрим все ли у вас готово. (воспитатель показывает иллюстрации) . Все готово, начинаем трудиться .

В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы , помогает в организации, напоминает порядок работы.

Воспитатель : Удобно ли вам? Почему с тряпочки вода течет? Зачем вы стулья переносите? Кто у вас отвечает за расстановку книг на полки? Ребята да у вас работа то кипит! Молодцы! Какие труды такие и плоды ! Без дела слабеет сила! Птицу узнают в полете, а человека в труде !

3 часть : Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

Воспитатель следит , чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда . Бригада, закончившая первой подходит к другим бригадам, предлагает свою помощь

Воспитатель :Ребята, какие вы молодцы, с работой справились. Давайте посмотрим какие у нас стали стулья? (чистые, красивые) А давайте посмотрим что же делают у нас другие бригады?

Воспитатель :Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Воспитатель : Что делали вы? (обращаюсь к каждой бригаде) Ребята вам понравилось трудиться ? Что вам большего всего понравилось? Чем хотелось бы вам заниматься в дальнейшем?Давайте посмотрим как стало у нас в группе? (осмотр группы) .

Воспитатель . Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Поздравляю ребята, работа закончена.

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
  • Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
  • Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.

Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.

План занятия

Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках.
2. Мишка с мешком.

Основная часть
1. Игра «Стираем» .
2. Беседа о процессе труда.
3. Готовим рабочее место.
4. Процесс труда.

Заключительная часть
1. Минутка шалости.
2. Минутка тишины (стихи).
3. Оценка результата труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!

Воспитатель: — А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья

(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).

Воспитатель: — Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?

Мишка: -Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?

(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).

Воспитатель: — Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
— Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!

Физминутка
(Имитация движений).

Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?

Воспитатель: — Что же мы решили с вами сделать?(Вымыть игрушки для медвежат).

Мишка: — Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!

Воспитатель: — Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
-Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
— Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
— Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.

(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).

Самостоятельный процесс труда.

Воспитатель: — Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!

Минутка шалости (под музыку).

Минутка тишины:

Воспитатель: — Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.

В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.

Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!

Воспитатель: — Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
— Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?

Воспитатель: — Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.

Мишка: Спасибо вам!

  1. Воспитание трудолюбия, желания приносить людям радость и счастье своим трудом; воспитание заботливости, настойчивости в достижении цели, взаимопомощи.
  2. Привитие навыков влажной уборки класса, стирки белья.

Средства обеспечения темы

  • Тазы и тряпки по количеству детей.
  • Стиральный порошок.
  • Полотенце.
  • Магнитофон.
  • Плакат с пословицей на доске “Делу - время, а потехе - час”.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сядет тот, кто назовет пословицу о труде.

Дети. “Труд кормит, а лень портит”; “Труд кормит и одевает”; “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”; “Скучен день до вечера, когда делать нечего”.

II. Сообщение темы

У . Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии, будем стирать полотенца, вытирать пыль с мебели и подоконников.

Как вы понимаете смысл слова “трудолюбие”?

Д. Трудолюбие - это любовь к труду.

У. О ком говорят, что он “трудолюбивый человек”?

Д. О человеке, который любит и умеет трудиться.

III. Вступительная беседа

У. Как вы думаете, наших детей в классе можно назвать трудолюбивыми?

У. А как вы об этом узнали?

Д. По действиям, которые они совершают.

У. Расскажите о том, что полезного мы сделали в классе за последнее время.

(Ответы детей.)

У. Конечно, дети, мы умеем с вами много трудиться и немного отдыхать, поэтому и занятие наше называется “Делу - время, а потехе - час”.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)

IY. Заходит Чистота

Добрый день! Я - Чистота!
С вами быть хочу всегда.
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтоб стали мы друзьями.

У. Это Филипп, Катя, Женя, Никита и Андрей.

Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесет нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный,
Мой совет совсем несложный -
С грязью будьте осторожны! (Заходит “Грязь”)

Грязь. Вы про грязь? А я у вас.

(Грязь все время чешется. Направляется к Чистоте.)

Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!

Ах - ах - ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженное ела,
Это - в луже посидела.
Это клей, а здесь - чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет -
Лучше платья просто нет.

(“Грязь” здоровается с детьми за руку. “Чистота” следом вытирает детям руки полотенцем, а “Грязь” говорит, чтобы подавали руки. “Чистота” оттаскивает “Грязь” от детей).

Вы не вымыли посуду?
Значит, скоро я прибуду.
Если пол вы не помыли -
Меня в гости пригласили.
Перестаньте убираться,
Окна мыть, белье стирать.
Ненавижу тряпки, щетки,
Я, друзья, боюсь щекотки.
Забираюсь в уголки,
Там где пыль и пауки.
Чистоту я не терплю,
Тараканов, мух люблю.

У. Ты не права “Грязь”. Наши дети любят чистоту, порядок, любят вытирать пыль, мыть пол и стирать.

Г. Нет, нет, нет! Я вам не верю.

У. Это мы сейчас проверим

Y. Ребята, давайте покажем, как мы умеем протирать пыль с мебели и подоконников, мыть парты. Но сначала надо вспомнить правила коллективной работы:

  • договорись с ребятами об общем плане работы и ее результатах;
  • распределите между собой работу по справедливости, это значит легкий и тяжелый труд разделить поровну;
  • каждый выполняет свою работу старательно и быстро;
  • помоги тому, у кого не получается;
  • если закончил работу раньше, помоги тому, кто не успел.

У. Теперь сами распределите, кто где будет протирать пыль.

Прежде, чем протирать пыль на подоконнике, что нужно сделать? (Убрать цветы, а после протирания пыли поставить их на место).

YI. Практическая работа. (Звучит “легкая” музыка). Перед трудом один из учеников показывает, как надо мочить и выжимать тряпку.

YII. Подведение итогов труда

У. В классе стало чисто и светло. И на душе стало веселее, потому что вы старательно, качественно протерли пыль.

YIII. У . Давайте поиграем в игру “Подскажи словечко”. Я буду говорить начало фразы, а вы ее конец.

  • Не сорите на… (пол, парту).
  • Стирайте мел с доски влажной … (тряпкой).
  • Пол подметайте влажной … (тряпкой).
  • Почаще проветривайте … (класс).

А теперь я хочу проверить, как вы знаете правила поведения в школе. Предлагаю игру “И я”. Если я назову правильный поступок, скажите: “И я”. Если нет - молчание.

  • Я в школу прихожу аккуратно одетым.
  • Я редко беру в руки расческу.
  • Я все школьные вещи содержу в порядке,
  • Я в школу прихожу вовремя.
  • Я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех.
  • Я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс.
  • Я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе.
  • Я всегда перебиваю говорящего.
  • Я всегда благодарю за помощь.

Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе и научились их выполнять.

Г. Мне у вас не нравится,

В другую школу надо мне отправиться.

9. У . Не торопись, “Грязь”, мы тебе еще не все показали. Мы умеем стирать полотенца.

Г. Нет, нет, нет! Я вам не верю!

У. И это мы сейчас проверим.

Ребята, что нужно для стирки? (Вода, стиральный, порошок, тазик).

Практическая работа: стирка полотенец и вывешивание их на веревку с показом и объяснением учителя.

X. Подведение итогов

У. Все вы трудились добросовестно, с желанием, помогали друг другу; каждый получает за работу пятерку. У нас в классе стало чисто, светло, радостно от того, что все выполняли одно общее большое дело.

XI. У . Я знаю, что вы выучили стихи о труде. Расскажите. (Дети рассказывают стихи о труде).

Г. Плохи совсем мои дела,

И здесь друзей я не нашла.

(Машет обреченно рукой и уходит).

У. Почему “Грязь” ушла? (Ответы).

XII. Чистота. Запомнить нужно на всегда:

Дети. Залог здоровья - чистота!

(Чистота дарит всем детям по кусочку мыла).

Стихи о труде

Полюбуйтесь-ка, игрушки.
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою.

Научу обуваться и братца

Я умею обуваться,
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот с правой ножки.

Платочки

Я один у мамы сын,
Нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь:
Постирать платочки.
Мыло пенится в корыте,
Я стираю - посмотрите.

Мама на кухне стирала бельё,
А котик усатый смотрел на неё.
Мама устала, пошла отдыхать.
А котик взял мыло и начал стирать.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности.

образовательная область «Познание»

раздел «Ручной труд»

Тема: «Подсолнухи»

специальная (коррекционная) подготовительная к школе группа

Выполнила: воспитатель высшей категории МАДОУ д/с №7 г. Туймазы Муфтиева И.Р.

г. Туймазы

2013-2014 учебный год

Программное содержание:

Учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру.

Закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу.

Совершенствовать умение анализировать образец, выделять основные части поделки.

Совершенствовать навыки работы детей с природным материалом, бумагой, ножницами, клеем ПВА.

Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Продолжать учить проявлять аккуратность в работе.

Развивать самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

Развивать воображение и творческие способности.

Воспитывать у детей уважение к результатам труда.

Словарная работа: подсолнух, подсолнушек, солнце, семечки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением подсолнухов.

Материал:

Игрушка - подсолнух, образец – поделка «подсолнух», природный материал (семена подсолнуха, полоска картона зеленого цвета 2*20 см, круги из картона серого цвета d=11 см, цветная бумага зеленого цвета 14*14 см, цветная бумага желтого цвета 7*20 см, шаблоны лепестка и листика, ножницы, клей ПВА, кисти клеевые, клеенки, салфетки, поднос.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Сегодня к нам в гости пришел подсолнушек.

Подсолнушек: Здравствуйте, друзья! Мы с подружками узнали, что у вас в детском саду очень хорошо, весело, уютно, и решили сами посмотреть, как вы тут живете, чем занимаетесь, но пока добирались до вашего детского сада, все порастерялись.

Воспитатель: Не огорчайся, подсолнушек! Как раз сегодня мы с ребятами собирались делать замечательные поделки, а какие, пусть они догадаются. Я сейчас загадаю загадки, а вы, ребята, попробуйте их разгадать.

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Выросло на грядке

В огороде на дорожке,

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашей гостье и сделаем для нее много красивых желтых подсолнухов, чтобы ей не скучно было возвращаться домой. А ты, подсолнушек, присоединяйся к нам.

Познакомить детей с темой занятия. Сказать, чем они сегодня будут заниматься.

Показ способов работы.

Показать образец готовой поделки «подсолнуха». Рассмотреть его и предложить детям назвать части подсолнуха (стебель, листья, лепестки, сердцевина). Обратить внимание на то, какой материал использован для сердцевинки (семена подсолнуха) .

Напомнить правила работы с ножницами, клеем, бумагой.

Воспитатель: Кто мне скажет, как нужно обращаться с ножницами? (Ответы детей).

Про ножницы.

У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучу неприятностей.

А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.

Воспитатель: А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про клей.

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают. Вот он какой - клей ПВА.

Воспитатель: Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)

Дополнение воспитателя.

Про бумагу.

Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.

Пальчиковая гимнастика «Подсолнух»

Приступим?

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Ноги? На месте! Руки? На месте!

Локти? У края! Спинка? Прямая!

Предложить детям:

1. Нанести клей на один круг и уложить на него семена подсолнуха, положить сверху лист бумаги и аккуратно прижать рукой, чтобы семена приклеить.

2. Полоски цветной бумаги сложить пополам два раза. На верхнюю сторону положить шаблон и обвести его.

3. Вырезать силуэты лепестка и листика нужное количество.

4. Наклеить лепестки подсолнуха по краю второго круга.

5. Приклеить стебель (зеленую полоску) к кругу с лепестками.

6. Намазать клеем круг с лепестками подсолнуха и приклеить на него круг с наклеенными семенами подсолнуха. При этом нужно быть особенно осторожным, чтобы не потерять слишком много семечек.

7. Приклеить листики подсолнуха к стеблю.

Зрительная гимнастика.

Вверх ты, солнышко подними

На нее ты посмотри,

Вниз ты, солнышко опусти

На нее ты посмотри.

Влево, вправо, влево, вправо

Только глазками смотри

Ай-да, дети, молодцы

Глазками моргают

Глазки закрывают.

Самостоятельная работа детей. Необходимые пояснения в ходе работы.

Физминутка:

Во дворе растет подсолнух.

Утром тянется он к солнцу

К солнцу тянется он тоже

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Анализ детских работ.

Вместе с гостьей рассмотреть готовые поделки. Полюбоваться подсолнухами, выбрать самые красивые. Объяснить, почему они получились такие красивые. Обратить внимание на аккуратность расположения лепестков друг на друга, на аккуратность наклеивания деталей поделки и, на прочность их крепления. Особо отметить те поделки, которые дети выполнили самостоятельно.

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Выросло на грядке

Маленькое солнышко. (Подсолнух)

В огороде на дорожке,

Под моим окошком,

Расцвело сегодня солнце

На высокой ножке. (Подсолнух)

Посадили зернышко - вырастили солнышко.

Золотое решето черных домиков полно.

Во дворе растет подсолнух.

Утром тянется он к солнцу

(дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй - похожий,

К солнцу тянется он тоже

(дети встают на другую ногу и тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу,

Не задень случайно друга.

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

(вращение прямых рук вперед и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

У подсолнуха ладонь о-го-го! (показать левую ладонь)

Сто семян в ладони щедрой у него (постучать пальцами)

В тесноте, да не в обиде все сидят, (сжать ладони в плотный кулак)

С ясным солнышком о лете говорят. (Поднять обе руки наверх, растопырить пальчики) .

Вверх ты, солнышко подними

На нее ты посмотри,

Вниз ты, солнышко опусти

На нее ты посмотри.

Влево, вправо, влево, вправо

Только глазками смотри

Ай-да, дети, молодцы

Глазками моргают

Глазки закрывают.