Роль родителя в обучении ребенка. «роль родителей в обучении в условиях введения фгос Родители и дети в современном общем образовании

«Новая школа», «новый учитель», обновлённая школьная инфраструктура, уютные тёплые кабинеты, светлые чистые хорошо оформленные коридоры, доброжелательная атмосфера на уроке, учителя-профессионалы, любящие свой предмет и зажигающие этой любовью учеников, дети, адаптированные к современному ритму жизни, знающие, чего хотят достичь – всё это качество образования, о котором так много говорят в настоящее время. Отрадно, что в нашем государстве сейчас не только говорят об образовании, но и многое делают для повышения его качества. В рамках Комплекса мер модернизации общего образования наша школа в 2012 году из федерального, регионального и муниципального бюджетов получила и реализовала 7641610 рублей 98 копеек:

Капитальный ремонт спортивного зала – 4056100 рублей,

Замена деревянных оконных блоков на металлопластиковые – 2643910 рублей,

Установка узла учёта тепловой энергии – 173224 рубля,

Ремонт помещения пищеблока – 99000 рублей,

Приобретение художественной литературы – 14656 рублей,

Приобретение учебников – 252966 рублей 98 копеек,

Закупка компьютерной техники – 99900 рублей,

Приобретение учебно-наглядных пособий – 18210 рублей и 25820 рублей,

Поставка цифровых микроскопов – 10160 рублей,

Закупка мебели для школьной библиотеки – 99999 рублей,

Поставка туристического оборудования – 40365 рублей,

Обустройство локальной вычислительной сети в соответствии с требованиями – 70000 рублей,

Поставка пищевого оборудования – 21800 рублей,

Курсы повышения квалификации педагогических работников – 15500 рублей

Как видим, огромные средства выделены уже в настоящее время и будут ещё выделены. Но все проблемы сиюминутно решить невозможно, поэтому образовательные учреждения вынуждены обращаться за физической, а порой и финансовой помощью к родителям. Для того чтобы все средства, поступающие от родителей в качестве благотворительного пожертвования на улучшение материально-технической базы школы, можно было легко отследить, операции с ними были прозрачными, мы открыли специальный счёт. Выражаем слова благодарности всем родителям, которые понимают, что они не сторонние наблюдатели образовательного процесса, а непосредственные его участники. Активно работают члены Управляющего совета, только после согласования с ними, распределяются финансовые средства, определяется перечень первоочередных затрат. По согласованию с Управляющим советом в текущем году потрачено:

Закуплены коммутаторы и розетки для локальной сети – 3690 рублей;

Установлен прибор учёта расходования холодной воды – 8675 рублей;

Опломбирование счётчика – 523,39 рублей;

ремонт холодильника в пищеблоке – 4342, 40 рубля;

закупка эмалей и красок для ремонта – 22906 рублей;

электросушилки, символика и мебель для актового зала (трибуна и стол) – 27119 рублей;

оплата за права на программу «Контур-Электрон» – 4300 рублей;

доплата за ремонт комнаты в пищеблоке – 421 рубль;

оплата за расчёты экологии – 797,96 рублей.

Всего с 01.01.2012 от родителей, спонсоров поступило на улучшение материально-технической базы школы – 95443,44 рубля, израсходовано – 81447,19 рубля.

Некоторые родители категоричны. Они ни при каких обстоятельствах не хотят выделять денежные средства на улучшение материально-технической базы школы, и это их право. Но, к сожалению, именно основная часть таких родителей вообще не желают участвовать в учебном процессе. Они считают, что дети определены в школу, вот пусть учителя сами и решают все проблемы: успеваемость ребёнка, пропуски уроков, опоздания, внешний вид детей и многое другое. Да, школа готова со многими проблемами справиться самостоятельно. Но какова же тогда роль родителей? Разве они не должны быть первыми заинтересованными лицами в конечном результате? Всегда говорю, что родители, дети и педагоги должны «плыть в одной лодке», только тогда сможем достичь заветной цели.

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены:

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”. Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строю на основе таких идей-принципов , как:

  • обращение к чувству родительской любви;
  • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
  • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе Совета школы;
  • участие родителей в работе родительского комитета.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые .

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты и многое другое.

Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Такие конференции могут проводиться два раза в учебном году.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому .

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

  • необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
  • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
  • родители не должны ждать под дверью своей участи;
  • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
  • необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
  • родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
  • все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны;
  • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
  • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса . От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Положение о родительском комитете класса

  1. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
  2. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
  3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
  4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
  5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
  6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
  7. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
  8. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.
  9. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Данный материал о семье располагается на сайте школы “Родительская страничка”.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

– Чего нужно избегать родителям при воспитании детей?
– Это тема очень большая, и я, не имея опыта, едва ли могу сказать что-то особое. Есть один общий принцип, который всем известен: невозможно воспитать ребёнка тому, кто сам не воспитан. Поэтому иногда приходится произносить даже такие не совсем приличные слова: «Нельзя, будучи дьяволо́чком, воспитать ангелочка».
И действительно, если в семье каждый живёт по своим желаниям и вкусам, не считаясь с другими; если в ней постоянные ссоры, грубые крики, грязные слова, дикая музыка, всюду беспорядок, всё разбросано; если детей не приучают к труду (убрать комнату, помыть посуду, почистить обувь и т.д.); если вся забота родителей о детях заключается лишь в том, чтобы накормить, напоить, одеть, устроить в школу, институт, и при этом не обращается внимания на нравственную сторону их жизни, на то, чем они интересуются в интернете, что смотрят, читают, – то о каком воспитании может идти речь, чего хорошего можно ожидать от детей?

Всегда и все знали, что одним из самых эффективных средств испортить, развратить ребёнка является вседозволенность и безнаказанность. Это прекрасно понимают и враги человечества, поэтому в настоящее время всеми средствами, в том числе законодательно, они внедряют принципы пресловутой ювенальной юстиции, основное положение которой таково: ребёнок – это божок, а родители – рабы, обязанные исполнять все его желания и прихоти. Так разлагают детей, разрушают устои семьи.

В огромной степени духовные и нравственные задатки ребёнка определяются духовным состоянием его родителей. Святитель Григорий Нисский предупреждал, что по закону природы от страстного рождается страстный, от грешника грешный. Священник Алексий Бургов даже так писал: «По наследству передаются не только черты лица и особенности физической организации, но и психические свойства и наклонности ближайших и отдалённых предков». «В основании часто повторяемого в Библии изречения, что Бог карает грехи отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5; 34, 7; Втор. 5, 9), лежит та мысль, что грех в жизни является не только индивидуальным, но и родовым, почему и проявляется не только в родоначальнике, но и в нисходящих членах рода. В жизни всего чаще встречаются примеры патологической наследственности: известна наследственная передача алкоголизма и других страстей, болезней и психического расстройства, даже страсти к преступлениям».

И конечно же, пример жизни родителей, характер общения между собой и поведения с другими людьми всегда оказываются главнейшими в воспитании детей. Ещё древнегреческий философ Демокрит говорил: «Привычки отцов превращаются в пороки детей».

Пороки отцов реально воздействуют на наследственные свойства потомков, расстраивая их тело и душу. Это проявляет себя различным образом. Воздействие наркоманов, алкоголиков на тело и психику их детей очевидны для всех. Столь же закономерным оказывается и воздействие преступных деяний и тёмных страстей родителей на духовно-нравственные свойства будущего ребёнка, которые проявляются в виде особенной тяги, воспалённого страстного влечения к какому-либо греху. Отсюда понятно, насколько внимательными должны быть родители к своей нравственной жизни, если хотят иметь счастливых детей.

Алексий Бургов , с вящ . Православно-догматическое учение о первородном грехе. Киев, 1904. С. 146.
Там же. С. 43.

Публичное выступление

Взаимодействие семьи и школы

Есть вечные темы нетеряющие своей актуальности, не только в педагогике, но и в обществе в целом.

Одна из таких тем «Взаимодействие семьи и школы».

Права и обязанности родителей определены:

в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

– главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

–в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».

Понятие «воспитание» сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила. «Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны»

(В.А. Сухомлинский).

Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. А задача учителя, классного руководителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка. Эффективное воспитание возможно только тогда, когда происходит доверительное, личностное, деловое общение и взаимодействие взрослых и детей.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок . Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Условием правильного воспитания, счастливого детства, источником благополучия ребенка в семье является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть, уверен, что его, кто-то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство душевного комфорта, защищенности. При этом ребенок легко овладевает знаниями, активнее постигает мир. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь формирует чувство долга, отзывчивости, учит человека культуре чувств, пониманию добра, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Однако родительская любовь может быть разной: любовь, связанная с чувством родительского долга, ответственностью за формирование детской личности, амбициозной и даже неразумной .

Амбициозные родители - не самые плохие родители, ведь они, как правило, совершенно искренне хотят сделать все от них зависящее не столько для себя, сколько именно для блага своего ребенка. Однако при этом они, к сожалению, слишком сильно перегибают палку.

У родительской амбициозности есть несколько причин. Выделим две из них.

  • Первая причина – стремление к статусу

Родители изо всех сил стараются сделать все для счастья своего ребенка. Хотят, чтобы он занял высокое положение, был богат, знаменит и т.д., считая все это гарантией его будущего счастья. Достижения ребенка тешат их больное честолюбие. Для таких родителей ребенок - это собственность, им можно без конца хвастаться как друзьям, так и врагам: он прекрасно играет на скрипке, учится в английской спецшколе, ездит на каникулы во Францию, занимается в элитарном спортклубе и так далее и тому подобное. Но при этом, как ни странно, сам ребенок, его чувства, наклонности и желания родителей интересуют меньше всего.

  • Вторая причина – нереализованные мечты

Мамы и папы считают, что ребенок должен вырвать у жизни все то, что в свое время не удалось им. Родителей захлестывает спортивный азарт: ребенок должен лучше всех учиться, кататься на коньках лучше ребенка соседа, рисовать не хуже Даши, играть на пианино лучше Миши, прославиться, неважно в чем - в спорте ли, науке или музыке. Их ребенок должен быть лучше всех! Родители ориентируют ребёнка на бой с жизнью, причём по всем линиям без исключения! Свои нереализованные в детстве мечты родители, став взрослыми, стремятся воплотить в жизнь за счёт своих же детей.

Такие родители выливают на чадо океан своей любви, в котором он рискует захлебнуться.

Нездоровые амбиции родителей могут подтолкнуть ребёнка к лжи и изворотливости.
Часто родители идеализируют ребёнка, безосновательно приписывая ему несуществующие совершенства, не хотят видеть и скрывают его недостатки.

Ребёнок следует их примеру, его самооценка становится завышенной. И однажды это может привести к плачевному результату: обязательно найдётся тот, кто укажет на недостатки и спустит с небес на землю. Причём сделает это в грубой форме. Результатом могут стать психические расстройства.

Задача школы, научить родителей, видеть в ребёнке личность. Показать, что

родительская любовь должна выражаться в любви к личности ребёнка, уважении к его жизненному выбору, даже если он совершенно не совпадает с выбором родителей.

Философ XIX века Дмитрий Писарев заметил: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке начиная с той самой минуты, когда ребёнок почувствовал своё «Я» и отделил себя от окружающего мира».

Вот в чем суть: любовь к ребенку подразумевает еще и уважение!

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе, жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации. Строить взаимодействие с родителями на основе таких идей-принципов, как:

Обращение к чувству родительской любви;

Умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

Уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Школа может дать многое для духовного роста родителей. Прежде всего, помочь родителям убедиться в достоинствах их ребёнка, признаться самим себе в том, чем богат их ребёнок, в чём их родительская заслуга, чем в ребёнке они сильны, что надо беречь и укреплять.

Чтобы организовать плодотворное сотрудничество с родителями педагоги должны следовать трём основным направлениям:

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей;

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

Родительские лектории;

Конференции;

Индивидуальные или тематические консультации;

Родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

Дни творчества детей и их родителей;

Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

Помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

Участие родителей класса в работе Совета школы; Управляющего совета;

Участие родителей в работе общешкольного и классного родительского комитета.

Заключение

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

В улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

В том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

В осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и должны стремиться.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.


Малышева Елена Витальевна,
ГБОУ СОШ № 359

Цель : Показать значимость семьи в процессе обучения младших школьников.

Задачи : Проанализировать отношение родителей к развитию у детей интересов

В процессе обучения.

Изучить взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к

Обучению.

«Благородный человек предъявляет требования к себе.
низкий человек предъявляет требования к другим»
Конфуций.

Современный образовательный процесс предполагает двустороннюю ответственность: и учителей, и родителей учеников. Какова же роль семьи в обучении?

Ведь никто, покупая даже обычный мобильный телефон, не сетует, что придётся соблюдать определённые условия для того, чтобы он исправно работал. Вне зависимости от его цены. А 11 лет учёбы-это посерьёзнее мобильника. Почему же отдавая ребёнка в 1-й класс, многие родители уверены, что за конечный результат отвечает исключительно школа? Придётся признать: у мам и пап учеников тоже есть обязанности. Если они не будут ими пренебрегать, их дети избегут многих проблем.

Итак, родители должны:

1. Следить чтобы ребёнок пришёл в школу с необходимыми школьными принадлежностями и выполненным домашним заданием.

2. Посещать родительские собрания, консультации, участвовать в делах школы и класса.

3. Обучать ребёнка навыкам конструктивного поведения в обществе, рассказать, что и у других детей есть права.

4. Объяснить важность и значимость учения. Если бы ребёнок был « полым сосудом», заполнить его знаниями не составило бы труда. Но он личность, и формирование его мировоззрения-наш общий труд.

Учитель обязан дать знания, а родитель-проконтролировать, чтобы у ребёнка были все возможности (и, конечно, желание) их получить и усвоить.

Правило второе: ваша помощь в выполнении домашнего задания детям необходима!

Порой родители искренне не понимают, почему ребёнок не делает уроки сам. И при этом обычно говорят: « Мой такой несамостоятельный, но ведь это его дело, а не моё». И как главный аргумент: « Со мной-то, когда я учился, никто не сидел!» Вряд ли, конечно так и было, особенно в начальной школе. А с учётом того, что современные программы усложнились и времени на усвоение даётся меньше, помогать необходимо каждому ребёнку. Даже самому способному. Хотя в перспективе у нас вполне определённая цель: научить его работать самостоятельно. Как? Учим выполнять домашнее задание пошагово.

1 шаг. Определяем правила: объясняем, как организовать рабочее место, когда лучше садиться за уроки. Важно: правила вырабатывать необходимо сообща, чтобы ребёнок понял, зачем всё это надо. И чем подробнее вы вместе отработаете технологию сейчас, тем легче вашему школьнику будет потом делать всё самостоятельно. И не забывайте поощрять его за качественное выполнение домашнего задания.

2 шаг. Совместно-раздельная работа. Пусть ребёнок посильную часть задания выполнит самостоятельно. Потом вместе оцените работу. Не придирайтесь к мелочам! Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача-дать ребёнку почувствовать собственные возможности.

3 шаг. Самостоятельность под контролем: постепенно доверьте ребёнку готовить домашнее задание без вашей помощи. Вы должны лишь находиться где-то рядом, чтобы помочь вашему ученику сконцентрироваться. А потом нужно проверить выполненные задания. Совет: на рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать.

Помните: все эти навыки вырабатываются не скоро. И вообще, кому-то поддержка нужна только на старте, кому-то-на протяжении 11 лет обучения. И оказывать её необходимо ровно столько, сколько требуется.

Главная ошибка родителей -делать домашнее задания за детей. А надо помочь разобраться в непонятном материале, организовать процесс. А после того, как ребёнок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему похожее задание для самостоятельного выполнения, чтобы отработать и закрепить навык.

По количеству времени, которое дети проводят в школе, можно сказать, что школа-это второй дом. Всем, кто работает в школе, хочется, чтобы детям было комфортно, уютно, тепло и сытно. Но! Если ребёнку неинтересно и тяжело учиться, у него нет друзей, зато есть конфликты с педагогами, на дом это похоже мало. Конечно, есть дети, которые в школе себя чувствуют намного лучше, чем дома. Но в целом стоит признать: образовательное учреждение-достаточно жёсткое заведение, тут есть правила, которым надо неукоснительно следовать, свой ритм, режим. Школа ориентирована на среднестатистического ученика, а значит, все, кто выделяются в ту или иную сторону, могут испытывать дискомфорт. А уж если при всём этом ваш ребёнок не такой, как все-не хочет общаться с ребятами, не умеет сам себя занять, несправедлив в игре,-тут и самая комфортная среда бессильна.

Что же надо сделать родителям на этапе адаптации ребёнка к школе, чтобы она хотя бы отчасти стала вторым домом?

1. Поиграть с ребёнком «в школу»-это поможет ему быстрее усвоить правила новой жизни. Научить самостоятельно собирать портфель, убирать форму, делать уроки.

2. Принимать участие в классных мероприятиях: так дети увидят, что родителям важно происходящее в школе, а также усвоят, что активная позиция-это хорошо и верно.

3. Научить мирно решать конфликты (проиграть типичные ситуации)

4. Помогать в освоении нового: ведь умения и навыки у ребёнка без помощи родителей формируются трудно и долго.

5. Повторять дома, что пройдено в школе в игровой форме, чтобы ребёнку самому была интересна эта работа.

6. Не сравнивать с другими детьми, не требовать от него больше, чем он может в данный момент. Иначе может появиться тревожность, которая мешает успешности.

7. Соблюдать режим дня.

8. Хвалить даже за самые маленькие достижения.

9. Научить правильно относиться к неудачам: объяснить, что без ошибок и трудностей в жизни не обойтись.

10. При необходимости (если самостоятельно проблему не решить) обращаться к психологу.

Часто родители допускают ошибки, не понимая этого. Ненормально, когда мама чуть ли не с садика ждёт от ребёнка только побед, только отличных результатов, а чадо обыкновенное, звёзд с неба не хватает. И вот это чадо, изо всех сил хочет угодить маме, но не получается, а ей «такой неуспешный не нужен». Как следствие, у ребёнка формируется тревожность, он начинает бояться сделать ошибку, отвечать у доски.

Связь причины и следствия неизбежная: страх блокирует голову, и в итоге успеваемость ещё понижается. Так взрослые сами «крадут» хорошие оценки у своего ребёнка.

Важный момент: тройки и двойки не показатель «глупости» и «лени»-это сигналы о проблемах, с которыми ребёнку хорошо бы справиться. Так что. Увидев в дневнике плохие оценки, не спешите гнобить своего школьника.

Попробуйте отнестись к ситуации по-другому. Для начала признайте сами и объясните детям: ошибки допустимы! Но их надо обязательно исправлять. А для этого ребёнок должен быть не затравленным и забитым, а спокойным и уверенным в том, что сможет решить проблему. Так что «разбор полётов» важно проводить в доброжелательном тоне.

Литература : Азаров Ю.П. Семейная педагогика, Москва 1993 г.

Аркин Е.А. Родителям о воспитании, Москва 1957 г.

Болсуновская Н.В. Школа-реальность и мифы, Москва 2011 г.