Как работает детский врач в детской поликлинике. Детский врач (педиатр). Когда нужно обращаться к детскому врачу? Как проводится прием у педиатра? Оснащение кабинета педиатра

Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений.

В «Основах законодательства об охране здоровья граждан Российской федерации » выделены три вида лечебно-профилактической помощи населению: первичная медико-санитарная (ПМСП), скорая медицинская и специализированная медицинская. Но есть и другие подходы к классификации видов медико-социальной помощи. Так, по уровню квалификации выделяют доврачебную, первую врачебную, квалифицированную, специализированную и узкоспециализированную помощь.

Лечебно-профилактическую помощь населению разделяют по следующим видам: внебольничная помощь (в основном амбулаторно-поликлиническая), больничная (стационарная, или госпитальная), скорая и неотложная помощь , реабилитационная и санаторно-курортная.

Медицинская помощь детям обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений к которым относятся: детские городские больницы, ведомственные детские больницы, детские областные (краевые) окружные больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические и др.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основной объем лечебно-профилактической помощи детям выполняют детские городские поликлиники. Массовость этого вида помощи определяется тем, что в поликлиниках проводится широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и инвалидности.

Кроме того, только около 20 % всех больных, обращающихся за медицинской помощью, подлежат госпитализации, остальные начинают и заканчивают свое лечение в поликлиниках.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА.

ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА обеспечивает в районе своей деятельности лечебно-профилактическую помощь детям до 18 лет включительно.

Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Городская детская поликлиника может быть самостоятельным учреждением, или на правах структурного подразделения входить в состав детской городской больницы или городской поликлиники

В структуре детской городской поликлиники предусматриваются следующие подразделения:

  • руководство поликлиникой
  • регистратура
  • фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами
  • кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка)
  • кабинеты педиатров и других врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, ревматолога и пр.)
  • дошкольно-школьное отделение
  • отделение восстановительного лечения
  • параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики)
  • дневной стационар и стационар на дому
  • административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках)

Основные функции и задачи детской городской поликлиники:

Детская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:


  • организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми,профилактические осмотры и диспансеризация в установленном порядке, профилактические прививки в установленные сроки, обеспечение бесперебойной работы входящих в состав поликлиники молочных кухонь, проведение лекций и бесед для родителей, занятия в школе матерей и т.д.
  • лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары больниц,на восстановительное лечение в санатории, отбор в специализированные детские ясли-сады,и др.
  • лечебно- профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах
  • противоэпидемические мероприятия (совместно с учреждением роспотребнадзора)
  • правовую защиту детей.

Детская поликлиника имеет в штате должности врачей участковых педиатров, врачей узких специальностей, а также должности врачей для работы в детских дошкольных учреждениях и школах.

Должности участковых медицинских сестер устанавливаются из расчета 1,5 должности на 1 участкового врача - педиатра.

Большую роль в правильной организации работы детской поликлиники играет регистратура, являющаяся очень важным звеном в ее структуре.

В регистратуре на каждого ребенка заводят “Историю развития ребенка” (ф.112), которую передают во все отделения и кабинеты.

Важную роль в организации работы детской поликлиники занимает отделение (кабинет) здорового ребенка , включающее кабинет здорового ребенка и прививочный кабинет, где выполняется основной объем профилактической работы. В этом отделении проводится профилактическая работа с детьми раннего возраста. В кабинете здорового ребенка работают фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической и санитарно-просветительной работе

В кабинете здорового ребенка организуются занятия школ молодых матерей, отцов; проводятся индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей раннего возраста, обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма; работа по профилактике рахита у детей; индивидуальная подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения.

Педиатрическое отделение детской поликлиники осуществляет основной комплекс профилактических мероприятий, направленных на правильное развитие и воспитание детей, обеспечивает лечебные и противоэпидемические мероприятия

Специализированную медицинскую помощь в условиях детской поликлиники оказывают врачи - специалисты. Максимально приближена к детскому населению отоларингологическая, офтальмологическая, хирургическая и психоневрологическая помощь. Специализированную помощь детям оказывают также специализированные диспансеры.

Дошкольно-школьное отделение детской поликлиники организуется для оказания лечебно- профилактической помощи детям в детских дошкольных учреждениях и школах. Руководит работой врачей педиатров и медицинских сестер,обслуживающих дошкольные учреждения и школы заведующий дошкольно-школьным отделением, который осуществляет тесный контакт со всеми подразделениями детской поликлиники, с подростковым кабинетом городской поликлиники, учреждением

Отделение восстановительного лечения . Целью восстановительного лечения детей является возвращение больного в характерные для его возраста условия жизни, воспитания, учебы, занятий спортом, общения со сверстниками, а при отсутствии такой возможности - обеспечение стойкой компенсации нарушенных функций и адаптации к новым условиям. Проведение восстановительного лечения направлено на предупреждение и снижение инвалидности в детском возрасте.

Отделение восстановительного лечения создается в составе одной или нескольких крупных поликлиник для лечения последствий заболеваний органов дыхания, нервной системы, а также врожденных и приобретенных болезней опорно-двигательного аппарата. В состав отделения восстановительного лечения входят: кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, иглорефлексотерапии, для сурдологопедических занятий и пр.

Основной задачей этого отделения является проведение комплекса лечебно- оздоровительных мероприятий восстановительного лечения с учетом характера, степени и тяжести заболевания, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Детская поликлиника работает по территориально-участковому принципу. Это означает, что весь район обслуживания поликлиники разделен на участки с определенной численностью населения, за каждым из которых закреплены свой постоянный участковый педиатр и медицинская сестра. Территориальный педиатрический участок является основной структурной единицей поликлиники. На больного ребенка первого года жизни наблюдает ежедневно

Детская поликлиника организует проведение патронажей беременных совместно с женской консультацией с момента взятия беременной на учет, проводит занятие школы молодых матерей.

Наблюдение за детьми проводится с учетом возраста ребенка и состояния здоровья.

Значительное место в этой работе занимает патронаж. Согласно существующему положению фельдшер (акушерка) ФАПа посещает новорожденного в первые 3 дня после выписки из родильного дома; если в семье родился первый ребенок, то его посещают в первый же день после выписки, а в дальнейшем через 2-3 дня в течение первой недели и еженедельно в течение первого месяца жизни.

Кратность наблюдения детей первого года жизни фельдшером (акушеркой) ФАП:

1-й месяц - только на дому - 5 раз;

2-й месяц - на дому - 3 раза;

3-4-й месяцы - наблюдение на дому - 2 раза в месяц;

6-12-й месяцы - наблюдение на дому - 1 раз в месяц.

Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, фельдшер (акушерка) должен видеть ребенка в течение первого года жизни 12 раз на профилактических приемах врача и 20 раз при патронаже на дому.

Уровень развития и состояния здоровья детей 2-го года жизни оценивают 4 раза в год (1 раз в квартал), на 3-ем году жизни - 2 раза в год (1 раз в 6 месяцев), затем 1 раз в год.

Врачи - специалисты (хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог) осматривают детей на первом году жизни, в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, в 3-ем, 6-ом и 8 классах, невропатолог - на первом году жизни, перед поступлением в школу, и в 8 классе, прочие специалисты - по показаниям.

Все дети из двоен, недоношенные, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей с патологией беременности и родов, дети из неблагоприятных социально-бытовых условий относятся к группам риска и наблюдаются по индивидуальному плану.

Диспансеризация здоровых детей на первом году жизни , кроме ежемесячного профилактического осмотра, заключается в консультациях, ортопедов в 1, 6 и 9 мес, в консультации окулиста в 1 мес. В 3 или 6 мес следует сделать анализ крови для выявления анемии.

В 1 год ребенок осматривается окулистом, ортопедом, психоневрологом, следует сделать анализ крови, мочи.

Ежемесячно - антропометрия (измерение массы тела, роста, окружности груди и головы), отмечать психофизическое развитие.

Под особое диспансерное наблюдение должны быть взяты:

Дети с железо дефицитной анемией алиментарно-инфекционной этиологии осматриваются (с контролем анализа крови) 1 раз в 2 нед, в период ремиссии — 1 раз в 3 мес.

Наблюдаются дети с анемией в течение 1 —1/2 лет, с учета снимаются через год после нормализации анализов крови, проведенных с интервалами 1, 2, 3 мес после курса лечения. Профилактические прививки разрешаются через 6 мес после нормализации анализа крови.

Дети с гипопластической и гемолитической анемиями наблюдаются с контролем анализа крови 1 раз в месяц. С учета они не снимаются, профилактические прививки им противопоказаны. Если при микросфероцитарной анемии была сделана спленэктомия, то при отсутствии рецидива дети с учета снимаются через 2 года.

Дети с рахитом в разгар заболевания осматриваются 1 раз в 2 нед, в фазе реконвалесценции — 1 раз в месяц.

С учета дети с рахитом снимаются через 12 мес при отсутствии рецидивов.

Дети с хроническими расстройствами питания (гипотрофия и избыточная масса тела) осматриваются 1 раз в 2—3 нед.

Дети с аномалиями конституции (экссудативный и лимфатический диатезы) наблюдаются 1 раз в месяц, их следует консультировать со специалистами — дерматологом и аллергологом. Этим детям 2 раза в год производят анализы крови, мочи, копрологические исследования, следят за динамикой массы тела. При наблюдении за указанными детьми следят за состоянием кожи, слизистых оболочек, за лимфатическими узлами, увеличением вилочковой железы (по данным рентгенологического обследования — 1 раз в 6—8 мес). Дети с выраженными кожными проявлениями экссудативного диатеза и увеличенной вилочковой железой отводятся от профилактических прививок до 1/2—2 лет и снимаются с учета в зависимости от проявлений диатеза.

Дети, перенесшие острое респираторное заболевание до 3 мес , повторно болеющие ими и перенесшие пневмонию до 1 года, находятся на диспансерном наблюдении до 1 года. Осматриваются они в первом полугодии 2 раза в месяц, во втором — 1 раз в 2 мес. Критерием эффективности наблюдения является снижение частоты рецидивов и повторных заболеваний пневмонией и острыми респираторными инфекциями. Снятие с учета детей, перенесших пневмонию и повторно болеющих, проводится спустя 10—12 мес после клинического и рентгенологического выздоровления.

Дети, перенесшие острое кишечное заболевание , наблюдаются 1 раз в 2 — 3 нед с учетом стула, динамики нарастания массы тела. Проводятся исследования кала на кишечную флору, копрологическое исследование, анализ крови. С учета они снимаются при перенесенной дизентерии через 1 мес, при перенесении сальмонеллеза — через 3 мес при условии отрицательных бактериологических анализов.

Дети с внутричерепной родовой травмой в периоде новорожденности должны быть осмотрены невропатологом, по его назначению проводится лечение, при необходимости организуются консультаций окулиста, хирурга, оториноларинголога. В первом полугодии их осматривают 1 раз в 2 нед, во втором — 1 раз в 3 мес. Психоневролог осматривает детей 1 раз в 2 — 3 мес, окулист — 1 раз в 6 мес. Профилактические прививки и снятие с учета производятся только по заключению психоневролога.

Дети недоношенные и близнецы с весом 2—2,5 кг наблюдаются на 1-м месяце еженедельно, в возрасте 1—6 мес — 1 раз в 2 нед, во втором полугодии — 1 раз в месяц. На 1-м месяце жизни рекомендуются консультации хирурга, ортопеда, невропатолога, окулиста.

Критерием эффективности наблюдения за недоношенными и детьми из двойни является правильное психофизическое развитие ребенка, который по всем основным показателям должен догнать к 1 году своих сверстников.

Группы здоровья:

1- Здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции.

2- Здоровые дети, с неблагоприятным генеалогическим анамнезом (IIА группа); с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие 1 тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и т.п. (IIБ группа).

3- Дети, страдающие каким-либо хроническим заболеванием или дефектом развития, но находящимся в состоянии полной компенсации.

4- Больные дети с состоянии субкомпенсации.

5- Больные дети с состоянии декомпенсации.

Детская поликлиника является основной организацией здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь детям при обращении в поликлинику, на дому, в учреждениях образования на территории обслуживания.

Детские поликлиники подразделяются:

– по мощности, определяемой числом посещений в смену: 5 категорий поликлиник (от 1- ой - 800 посещений в день до 5-ой - 150 посещений в день)

– организационному принципу: самостоятельные и объединенные со стационаром.

Принципы оказания амбулаторной медицинской помощи детскому населению:

– профилактическая направленность;

– доступность;

– широкое применение диспансерного метода;

– система активного патронажа;

– преемственность в работе врачей, оказывающих медицинскую помощь детям;

– этапность;

– гигиеническое воспитание и обучение как родителей, так и детей;

– участково-территориальное обслуживание;

– социальная направленность.

Выделяют следующие задачи детской поликлиники:

1. Оказание медицинской помощи детскому населению в поликлинике и на дому.

2. Организация и осуществление комплекса профилактических мероприятий, в том числе динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми.

3. Организация и осуществление лечебно-профилактической работы в ДДУ и школах.

4. Организация и осуществление противоэпидемических мероприятий (совместно с ЦГЭ).

5. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни.

6. Совершенствование организационных форм и методов работы поликлиники, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-диагностической работы и медицинской реабилитации, внедрение в практику работы стационарозамещающих технологий.

7. Анализ состояния здоровья детского населения.

Структура детской поликлиники представлена следующими функциональными подразделениями:

1. Руководство.

2. Фильтры-боксы для приема больных детей, которые имеют отдельный вход изнутри и выход наружу (бокс Мельцера–Соловьева).

3. Регистратура.

4. Лечебные отделения или кабинеты врачей-педиатров и врачей-специалистов, кабинет для оказания медицинской помощи подросткам.

5. Кабинет здорового ребенка (где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики) 1должность на 10000 человек.

6. Прививочный кабинет .

7. Кабинет (отделение) медицинской помощи организованным детям ( 1 должность на 600 детей дошкольного возраста или на 2000 школьников).

8. Кабинет подростка (должность врача подросткового кабинета вводится из расчета на 1500 детей 15–17 лет).

9. Клиническая лаборатория.

10. Диагностические кабинеты.

11. Отделение медицинской реабилитации.

12. Социально-правовой кабинет (1должность на 20.000 человек)

13. Центральное стерилизационное отделение.

14. Административно-хозяйственная часть.

Район деятельности поликлиники и график ее работы устанавливаются руководством здравоохранения административной территории. Участково- территориальный принцип деятельности поликлиники обеспечивает деление всей территории обслуживания на отдельные участки, медицинская помощь детскому населению которых оказывается участковым врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь

от 20. 06. 2007 г. № 811 «Об утверждении государственных минимальных стандартов по обслуживанию населения» 1 должность врача-педиатра участкового рассчитывается на 800 детей. На один участок вводится 1,5 должности медсестры (0,5 - для патронажной работы). Закрепление на медицинское обслуживание осуществляется по месту проживания в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении».

На протяжении рабочего дня выделяется время на осуществление приема пациентов в поликлинике (3 часа) и обслуживание вызовов на дому (3 часа ). Распределение времени может быть иным в зависимости от эпидемической обстановки, удаленности участка от поликлиники, возрастного состава детского населения участка. За один час работы врач-педиатр должен принять 4 пациента на первичном или повторном приеме (15 минут на

пациента) или 6 человек на профилактическом осмотре (10 минут на 1 ребенка). Нормы нагрузки при обслуживании вызовов-2 вызова за 1 час.

Система единого педиатра, при которой врач-педиатр наблюдает за ребенком от рождения до 18 лет, обеспечивает непрерывность наблюдения на всех этапах развития. Прием участкового врача в поликлинике организован по скользящему графику для того, чтобы родители могли выбрать удобное для них время. В детской поликлинике осуществляется прием здоровых, выздоравливающих детей и детей, страдающих хроническими заболеваниями. Больные с острыми инфекционными заболеваниями и за- болевшие впервые в остром периоде болезни обслуживаются на дому.

В течение недели у педиатра выделены:

    Прием больных детей, находящихся в периоде реконвалесценции (понедельник, среда, пятница ). Если на прием приходят дети с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися сыпью или диареей, то они направляются в фильтры-боксы. Медицинская сестра вызывает участкового врача-педиатра либо врача-инфекциониста. В боксе врач осматривает ребенка, решает вопрос о госпитализации или назначает лечение на дому.

    Прием детей, не имеющих острых заболеваний, осуществляется во вторник и четверг . Прием здоровых детей раннего возраста и детей до 6 лет педиатр проводит по вторникам, в День здорового ребенка .

Больные дети, находящиеся на диспансерном учете, посещают педиатра по приглашению медсестры по четвергам.

Лечение детей в поликлинике осуществляется как продолжение лечения больного, начатого на дому, или как активный реабилитационный процесс после выписки из стационара. Детская поликлиника обеспечивает медико-санитарную помощь детям в учреждениях образования на территории обслуживания.

В каждой детской поликлинике организована работа врачей-специалистов: отоларинголога, окулиста, невролога, хирурга, стоматолога, кардиоревматолога. Должности других специалистов (пульмонолог, аллерголог, гематолог, уролог, нефролог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гинеколог) вводятся в штат консультативной детской поликлиники города (области) либо в штат консультативных кабинетов детских больниц. Определенные профили специализированной помощи оказываются в диспансерах (психоневрологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологическом, дерматовенерологическом, эндокринологическом и др.).

Показатели:

1. Характеристика детского населения в районе деятельности поликлиники :

а) возрастной состав детей на конец года:

б) среднее число детей на одном участке:

в) среднее число детей первого года жизни на участке:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учрежде­ ние, являющееся структурным подразделением детской больни­цы или самостоятельным медицинским учреждением, которое обеспечивает в районе деятельности внебольничную помощь де­тям.

Принципы и порядок работы детской поликлиники во мно­гом схожи с таковыми в поликлинике для взрослых, однако име-я характерные только для данного учреждения особенности. Основные принципы работы детской поликлиники:

1. Принцип участковости (800 детей на одном территори­альном участке).

2. Преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-филактическую помощь детям.

3. Этапность в лечении

4. Непрерывность активного динамического наблюдения за здоровьем ребенка, начиная с антенатального периода.

Детская поликлиника может входить в состав ТМО, работая в контакте с другими лечебно-профилактическими учреждениями

или района. Основные задачи детской поликлиники: - организация и проведение комплекса профилактических оприятий среди детского населения, которая включает: обес­печение динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми; проведение профилактических осмотров и диспансериза­ции детей; проведение профилактических прививок; организацию сбора грудного молока и обеспечение бесперебойной работы входящих в ее состав молочных кухонь и молочно-раздаточных пунктов; проведение лекций, бесед, занятий в школе матерей и т.п.

Лечебно-консультативная помощь^детям на дому и в поли­клинике, в т.ч. квалифицированная специализированная меди­цинская помощь;

Направление детей на лечение в стационары, больницы на восстановительное лечение в санатории, отбор их в специализи­рованные детские ясли-сады, лесные школы и др.

Лечебно-профилактическая работа в детских дошкольных учреждения и школах.

Противоэпидемиологические мероприятия.

Правовая защита детей.

В детской городской поликлинике целесообразно организо­вать методический совет по воспитанию здорового ребенка, а также совет медицинских сестер, которые работают в соответст­вии с действующими положениям ч.

Структура детской поликлиники:

Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

Кабинеты врачей-педиатров и врачей узких специально­стей;

Кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет

здорового ребенка);

Отделение восстановительного лечения;

Лечебно-диагностические кабинеты;

Регистратура, гардероб, другие вспомогательные помеще­ния, холлы для ожидания;

Административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

В современных условиях в городах строятся преимущест­венно крупные детские поликлиники на 600-800 посещений в смену. Они имеют все условия для правильной организации ле­чебно-профилактической работы: необходимый набор помеще­ний для специализированных кабинетов, залы лечебной физкуль­туры, бассейны для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, перелвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.

В соответствии с действующим нормативом в детской поли­клинике работают:

1. Врачебный персонал (на 10.000 детей):

Врач-педиатр (участковый) ■ 12,5 должности;

Врачи узких специальностей - 4,64 должности.

2. Врачи детских учреждений:

Детские ясли - врач-педиатр - на 180-200 детей;

Детский сад - врач-педиатр - на 600 детей;

Школа - врач-педиатр - на 2000 учащихся.

3. Заведующий педиатрическим отделением:

При наличии в штате отделения 6,5 должности врачей - 0,5 ставки;

При наличии более 9 указанных должностей -1,0 ставка.

4. Средний медицинский персонал:

Участковые медсестры - 1,5 ставки на каждую должность врача-педиатра;

Медсестры по профилактической работе со здоровыми детьми;

В поликлинике, обслуживающей до 10.000 детей, - 1,0 должность, более 10.000 детей - 2 должности.

Во главе самостоятельной детской поликлиники стоит глав­ный врач, во главе поликлинического отделения объединенной больницы - заведующий отделением.

На должность главного врача детской городской поликли­ники назначают врача, имеющего опыт лечебной и организаци-

1ой работы. Главный врач осуществляет непосредственное руководство деятельностью поликлиники и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи детям, а также административно-хозяйственную и финансовую деятельность ^поликлиники. Он разрабатывает план работы поликлиники по указанию лечебно-профилактической помощи детям в районе вятельности и обеспечивает его выполнение. J Главный врач проводит подбор и укомплектование поли­клиники медицинским персоналом и административно-хозяйст­венными кадрами и несет ответственность за их работу, осущест­вляет расстановку кадров в поликлинике, организует повышение квалификации врачей и другого персонала поликлиники, осуще­ствляет мероприятия, направленные на улучшение материально-технической базы поликлиники.

Права и обязанности главного врача детской городской по-шклиники регламентированы положением о главном враче дет­ской городской поликлиники.

Ответственность за качество лечебно-профилактической по­мощи в детской городской поликлинике, культуру работы персо­нала несет также заведующий педиатрическим отделением.

На должность заведующего педиатрическим отделением на­значают врача-педиатра, имеющего опыт лечебной и организаци­онной работы в поликлинике. Он непосредственно подчиняется главному врачу учреждения.

Заведующий педиатрическим отделением осуществляет не­посредственное руководство и контроль за лечебно-профилак­тической работой врачей; консультирует больных с тяжелыми, сложными для диагностики формами заболеваний; контролирует обоснованность выдачи листков нетрудоспособности по уходу за больными детьми; обеспечивает своевременную госпитализацию больных, которым необходимо стационарное лечение. Лечение детей, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по ка­ким-либо причинам на дому, проводится под постоянным кон­тролем заведующего отделением. Заведующий отделением обес­печивает проведение мероприятий по повышению квалификации врачей-педиатров и среднего медицинского персонала.

Главной задачей участкового врача-педиатра является проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение гармоничного физического и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на сниже­ние заболеваемости и смертности путем оказания своевременной и высококвалифицированной медицинской помощи.

Права и обязанности участкового педиатра регламентиро­ваны положением об участковом враче-педиатре детской город­ской поликлиники.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением, по плану, составленному на основе анализа состояния здоровья детей.

Участковый врач-педиатр имеет права выдавать листки ц трудоспособности, давать распоряжения подчиненным ему сред ним и младшим медицинским работникам, вносить предложения о поощрении этих работников или наложении на них дисципли­нарных взысканий за отдельные упущения в работе или наруше­нии правил внутреннего распорядка.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основ­ных разделов работы: профилактическая, противоэпидемическая, лечебная, работа по формированию здорового образа жизни, ра­бота с медицинской документацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Лечебная работа участкового педиатра включает:

Лечение на дому детей с острыми заболеваниями к отношение активных посещений к первичным вызовам составля­ет 2:1.

В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исклю­чительное значение своевременное начало лечения. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, должны иметь с собой набор необходимых медикаментов ив случае на­добности оказывать больному помощь на дому сразу же после установления диагноза, даже если ребенок сразу направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечивать ребен­ка медикаментами на один прием.

Участковая медицинская сестра выполняет назначения врача по лечению больного ребенка на дому, контролирует вы­полнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, пи­танию, режиму и уходу за больным ребенком.

По заявке лечащего врача детская городская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходи­мых лабораторных, функциональных исследований и консульта­ций врачей узких специальностей.

Заведующая отделением детской городской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных детей на дому, в необходимых случаях оказывает консультативную пс мощь.

Участковый врач в случае необходимости организует питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здоровьем после выписки ребенка из стационара, уделяет особое внимание нуждающимся в долечивании - систематическом наблюдении в домашней обстановке. При направлении ребенка в стационар ле­чащий врач подробно указывает диагноз заболевания, тяжесть состояния, длительность и течение заболевания, проведенное ле­чение и обследования, индивидуальные особенности ребенка, пе­ренесенные инфекционные заболевания, сведения об отсутствии контакта ребенка с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и в школе. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, каран­тин и др.) организуется стационар на дому. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необходимых лечебных и диагно­стических мероприятий, лабораторных обследований в соответ­ствии с тяжестью и характером заболевания, пост медицинской

сестры или ее регулярное посещение несколько раз в день. Но­чью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает ребенка ежедневно до полного выздоровления. Ребенок должен быть осмотрен заве­дующим отделением.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности в связи с за­болеванием ребенка. При выдаче листков нетрудоспособности участковый врач руководствуется действующими инструкциями. Непосредственным помощником участкового врача - педи-

а является участковая медицинская сестра. Обязанности участковой медицинской сестры: - профилактическая работа по развитию и воспитанию здо-Ьго ребенка; - оказание медицинской помощи больным детям на дому по назначению врача;

Проведение дородовых патронажей беременных женщин своего территориального участка, активное выявление наруше­ния самочувствия беременной и своевременное информация акушера-гинеколога женской консультации и участкового врача- v диатра;

Совместное (с участковым врачом-педиатром) посещение Новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного до­ма;

Обеспечение систематического наблюдения за здоровыми и больными детьми;

Контроль выполнения родителями лечебных назначений;

Проведение ежемесячного планирования профилактиче­ских прививок детям, не посещающим дошкольные учреждения;

Работа по своевременной организации врачебных осмотров детей, состоящих на диспансерном учете;

Выполнение назначенных врачом лечебных процедур на дому;

Оказание помощи врачу при проведении медицинских ос­мотров детей;

Санитарно-просветительная работа по установленной фор­ме;

Повышение своей квалификации.

Наряду с участковой службой в детских поликлиниках орга­низована специализированная помощь, которая является со­ставной частью единой цепочки поликлиника - стационар - сана­торий.

С учетом распространенности заболеваний специализиро­ванная помощь может быть представлена:

В виде специализированных кабинетов поликлиники;

В виде районных и межрайонных специализированных диспансеров.

В крупных городах создаются специализированные центры, в состав которых входят: амбулаторное звено (консультативный поликлинический прием), специализированный стационар, спе­циализированный санаторий.

В зависимости от мощности поликлиники объем представ­ленной в ней специализированной помощи может быть различ­ным.

Исходя из распространенности отдельных видов патологии, обычно в поликлинике может быть организован прием враче следующих узких специальностей: ЛОР, хирург, окулист, невр< патолог. Врачи-урологи-нефрологи, ортопеды, эндокринолог врачи функциональной диагностики и др. представлены район ными (в крупных городах) и межрайонными специалистами.

Районные специалисты ведуг прием на базе одной из дет­ских поликлиник, межрайонные - в каждом из прикрепленных районов.

Специализированные кабинеты поликлиник должны быть оснащены современной аппаратурой для проведения диагности­ческих и лечебных мероприятий.

Основные задачи врачей узких специальностей:

Организация и проведение лечебной и профилактическо работы с детьми;

Прием детей с отклонениями в состоянии здоровья и пр филактические осмотры согласно утвержденному администраци ей графику;

Оказание консультативной и лечебной помощи на дому;

Диспансерное наблюдение детей с длительными заболева­ниями и обеспечение систематического наблюдения и лечения до снятия с учета по медицински!-! показаниям, изучение эффек­тивности диспансеризации и лечения;

Проведение санитарнс~пгюсветительной работы среди на-селения по профилактике заболеваний;

Повышение своей квалификации, участие в работе по по­вышению квалификации врачей и среднего медицинского персо­нала по своей специальности;

Внедрение в практику работы новейших методик я схем диагностики и лечения;

Заполнение медицинской документации;

Составление заявок на необходимую медицинскую аппара-

медикаменты, инструментарий и оборудование. Врач узкой специальности работает в тесном контакте с ши врачами детской поликлиники, участвует в оздоровле-_ летей в школах и дошкольных учреждениях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Главной целью профилактической деятельности участково-

ед натра является проведение мероприятий, способствующих ильному физическому и нервно-психическому развитию де­тей, внедрение гигиенических навыков в повседневную жизнь семьи.

Основным методом в профилактической работе является диспансерный метод - метод активного динамического наблю­дения не только за больными, но и за здоровыми детьми.

Организация профилактических мероприятий, направлен­ных на охрану здоровья ребенка» фактически начинается до его рождения. Наблюдение за здоровьем беременной женщины осу­ществляете! совместно женской консультацией и детской поли­клиникой. С момента взятия беременной женщины на учет поли­клиника организует проведение патронажей беременной, совме­стно с женской консультацией проводит занятия школы молодых матерей.

По указанию и под руководством участкового врача-педиатра участковая медсестра детской поликлиники должна провести не менее двух дородовых патронажей. Цель проведения дородовых патронажей:

Выясняй состояние здоровья беременной, социальное положение и психологический климат в семье, условия жизни будущего ребенка.

Первый дородовый патронаж проводится посте поступления

сведений о беременной из женской консультации, второй обычно на 31-32 педелях беременнхти.

В случае отягощенного акушерского анамнеза, неблагопо­лучного протекания беременности, участковый педиатр проводит третий дородовый патронаж, непосредственно перед родами

Согласно существующему положению, врач-педиатр я ме­дицинская сестра детской поликлиники посещают новорожден­ного в первые 2 дня после выписки из родильного дома. Если в семье родился первый ребенок, двойня или у матери нет молока, патронажное посещение рекомендуется сделать в первый день после выписки. В дальнейшем участковая медсестра посещает ребенка на дому через 1-2 дня в течение первой недели и ежене­дельно - в течение первого месяца жизни.

Участковый врач повторно посещает ребенка на дому на 14 лень, затем на 21 день жизни.

Близнецы, недоношенные детч, дета, родившиеся с крупной массой тела, получившие родовую травму, родившиеся у матерей " с патологией беременности и родов или перенесших инфекцион­ные заболевания во время беременности, дети, выписанные из отделений патологии новорожденных, дети из неблагополучных в социальном плане семей - относятся к группам риска и нахо­дятся под особым наблюдением участкового педиатра (по инди­видуальному плану).

При патронажном посещении на 4-й неделе жизни новорож­денного участковая медицинская сестра приглашает мать на пер­вый прием в поликлинику.

Участковый педиатр наблюдает здорового ребенка на пер­вом году жизни 1 раз в месяц, желательно в условиях поликлини­ки Во время приема врач осуществляет контроль за правильным физическим я нервно-психическим развитием ребенка, дает не­обходимые рекомендация матери по вскармливанию, организа ции режима дня, закаливанию,физическому воспитанию, профилактике рахита и по другим вопросам

Участковая медицинская сестра посещает на дому здорового ребенка первого года жизни не реже одного раза в месяц

Медицинское наблюдение за развитием детей ЭТОЙ Возрастной группы должно проводнться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и наиболее ответственных периодов в жизни детей первого года жизни.

Участковый врач-педиатр обеспечивает профилактическое

наблюдение за «неорганизованными» детьми и возрасте ОТ 3 до 7 лет. В этот период врач осматривает детей но реже I раза в год с заключительной диспансеризацией перед поступлением в школу. Антропометрию проводят у детей в возрасте 5 лет и 6-7 лет. Осо­бое внимание в этот период обращают на организацию режима, нервно-психическое и физическое развитие ребенка, готовность детей I школе.

Для осуществления профилактической роботы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники органи густея кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка).

В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или меди­цинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической ра­боте с детьми и санитарно-просветительной работы с населением.

Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.

Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работа­ет под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники.

Основные задач и кабинета здорового ребенка:

Пропаганда здорового образа жизни в семье;

Обучение родителей основным правилам воспитания здо­рового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закали­мте, уход и др.);

санитарное просвещение родителей по вопросам гигиени­ческого воспитания детей, профилактики заболеваний и отклоне­ний в развитии ребенка.

В этих целях медицинский персонал кабинета здорового ребёнка:

Оказывает помощь участковым врачам-педиатрам в проведении занятий школ молодых матерей, отцов;

Проводит индивидуальные и коллектнвные беседы с родителями детей раннего возраста, выдает им памятки и методическую литературу по вопросам охраны здоровья ребенка;

Обучает родителей методик-е ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, про­ведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;

Проводит работу по профилактике рахита у детей, выдай витамин «Д», организует кварцевнние детей и др.;

Совместно с участковым педиатром и участковой медицин­ской сестрой проводит индивидуальную подготовку детей к поступлению в детское дошкольное учреждение;

Обучает участковых медицинских сестер вопросам профи­лактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, за­каливающих процедур и др.;

Сообщает участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошиб­ках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

Осуществляет связь с центром здоровья для изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и вос­питанию здорового ребенка;

Комплектует материалы для оформления кабинета, саднитарно-просветительну ю литературу, таблицы, плакаты, пособия, памятки, выставки по основным вопросам профилактической ра­боты со здоровыми детьми;

Вед ет необходимую рабочую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Кабинет здорового ребенка должен быть обеспечен методическими материалами по вопросам развития и воспитания здорового ребёнка, профилактике заболеваний

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.

Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

В настоящее время различают 5 категорий детских поликлиник в зависимости от планируемого числа посещений в день: первая категория – 800 посещений; вторая категория – 700 посещений; третья категория – 500 посещений; четвертая категория – 300 посещений; пятая категория – 150 посещений.

В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах.

1. Педиатрическое отделение

Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.

На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры.

Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога, стоматолога.

Более узкие специалисты, такие как ортопед, уролог, нефролог, эндокринолог, врач функциональной диагностики, вводятся в штат одной из детских поликлиник района и обслуживают всех детей административной территории.

Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном, сурдологопедическом, – в штатах которых предусмотрены должности детских врачей.

Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.

Задачи отделения медицинской реабилитации:

1) своеобразное формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;

2) выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;

3) использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;

4) проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья.

Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах

Для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.

2. Структура детской городской поликлиники

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

В поликлинике в удобных для обозрения местах (холлах, коридорах) необходимо вывешивать красочно оформленные плакаты, стенды, информирующие о развитии и принципах воспитания здорового ребенка, профилактике заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и по другой тематике.

На специальном стенде должна находиться оперативная информация о случаях инфекционных заболеваний и карантинных сроках в детских дошкольных учреждениях и школах, что позволяет быстрее осуществлять противоэпидемические мероприятия.

Регистратура является важным структурным звеном как в организации обслуживания детей в поликлинике, так и в оказании им медицинской помощи на дому. Главная задача регистратуры – обеспечить взаимосогласованную деятельность всех подразделений.

В выходные и праздничные дни в поликлинике работают дежурные врачи, которые ведут амбулаторный прием и обеспечивают вызовы на дом. Число дежурных врачей зависит от количества детей в районе поликлиники и нагрузки в эти дни, в субботние дни организуются приемы врачей-специалистов, по возможности работают процедурный, прививочный, физиотерапевтический и другие кабинеты. Для ликвидации очередей в регистратуре и для удобства населения в день приема в поликлинике существуют предварительная запись к врачам на все дни недели по телефону, заблаговременная выдача талонов с указанием даты и часа явки, а также предварительная самозаписъ на прием.

В последнем случае на каждого врача заводят папку с листами самозаписи на определенный день. В каждой строчке листа проставлены часы и минуты приема. При самозаписи родители выбирают наиболее удобное для них время и вписывают паспортные сведения ребенка.

Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры или в порядке самозаписи вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или заведующему поликлиникой.

Родители должны знать, что врача следует вызывать на дом в случае острого инфекционного заболевания или подозрения на него, при тяжелом состоянии больного, при первичном заболевании, по активу на выписанного из больницы ребенка, при наличии контакта с инфекционным больным.

Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники.

В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемиологической обстановке по местожительству, оформления выписок из историй развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения.

В кабинете доврачебной помощи проводятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления у детей перед осмотром педиатра.

Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Для кабинета целесообразно иметь кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных принадлежностей; простейший манеж; коляску детскую; пеленальный стол; весы медицинские; ростомер; столик детский; стульчик детский; стеклянный шкафчик для предметов ухода за ребенком (в котором по полкам раскладываются термометры медицинские и для измерения температуры воды и воздуха, груша резиновая, банки для ваты и пипеток, газоотводная трубка, масло вазелиновое, калия перманганат, спиртовой раствор бриллиантового зеленого, борная кислота в порошке, детский крем, пузырек емкостью 30-100 мл для воды, соски для кормления и питья; детское мыло), шкафчик для детского белья со сложенными распашонками, пеленками байковыми (100 X 120 см), хлопчатобумажными (такого же размера), подгузниками, косынкой, чепчиком, ползунками; шкафчик для игрушек, шкафчик для образцов продуктов детского питания; ванночку детскую.

Из наглядных пособий необходимы стенды, содержащие информацию о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни.

В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. Здесь целесообразно организовывать групповые приемы детей одного возраста или имеющих одинаковые отклонения в состоянии здоровья. Участковая медицинская сестра приглашает на одно время (с небольшим интервалом) 3–4 детей.

Когда врач принимает второго ребенка, сестра кабинета обучает мать первого осмотренного малыша приемам массажа и гимнастики, выдает ей памятки, а участковая сестра готовит к приему следующего пациента.

После приема последнего из приглашенных на групповой осмотр детей врач проводит с матерями беседу о воспитании детей этого возраста или с данным видом отклонений в состоянии здоровья.

В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

Педиатрический кабинет размещают в изолированном от шума помещении с достаточным освещением, хорошей вентиляцией и равномерной температурой воздуха (не ниже 20–22 °C). Кабинет оборудуют столом для врача, стульями, пеленальным столиком для осмотра детей раннего возраста и кушеткой для осмотра старших детей, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, ростомером, детскими весами. В нем должны быть небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, сантиметровая лента, игрушки.

В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

1) правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;

2) соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;

3) привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;

4) профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения.

В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

В этой статье мы рассмотрим деятельность такого доктора, как врач-педиатр. Ведь эта профессия зарекомендовала себя во всех развитых странах как одна из наиболее необходимых и важных, включающих широких спектр знаний из разных областей медицины. Мы опишем должностные обязанности врача-педиатра и объясним, в каких случаях необходимо обращаться за помощью к данному специалисту.

Педиатрия как наука

В переводе с греческого языка термин «педиатрия» переводится дословно как «лечение ребенка». Еще со времен античности врачевателями тех лет были отмечены особенности протекания различных заболеваний у детей и их лечение. Многие годы педиатрия существовала неотъемлемо от акушерства. То есть врачи одновременно принимали роды и лечили детей.

Выделение науки в специальное направление произошло в 1802 году. Именно тогда была воздвигнута первая больница для детей в Париже.

В отечественной медицине проблемой создания отдельного направления, специализирующегося на лечении детей, занимались выдающиеся ученые и врачи. Среди них можно отметить М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, И. И. Бецкого, а также С. Г. Зыбелина.

В России были построены детские больницы в Петербурге (1834 г.) и Москве (1842 г.). И только в 1865 году была открыта первая в нашей стране кафедра детских заболеваний.

Направления педиатрии

После того как наука педиатрия была классифицирована в отдельное медицинское направление, внутри нее самой стали выделяться узкие специализации, соответственно, появились разные категории врачей-педиатров. А именно сформировались такие веяния:


  • В клиническом направлении должностные обязанности врача-педиатра заключаются непосредственно в определении и лечении заболеваний детей.
  • Научная сторона основывается на проведении инновационных разработок в сфере сохранения здоровья маленьких пациентов.
  • Экологическое направление занимается определением уровня влияния окружающей среды на здоровье будущего поколения.
  • Социальное педиатрическое направление отвечает за утверждение норм здравоохранения населения и статистического медицинского учета, а также предполагает взаимодействие с разными институтами, сохраняющими здоровье детей.

Профессия врач-педиатр

Учитывая все вышесказанное, несложно сделать вывод, что врач, который работает в сфере педиатрии, называется «педиатром». Исходя из того, в каком направлении работает доктор, формируются его должностные обязанности.

Врач-педиатр, который работает в детской поликлинике, осуществляет функции диагностики и лечения малышей. Этого специалиста можно считать первым «настоящим» доктором новорожденного крохи. Он будет наблюдать ребенка с самого рождения до 16 лет. То есть на протяжении возрастного этапа, отличающегося быстрым физическим становлением и развитием человека, этот врач будет всесторонне следить за здоровьем маленького пациента.

Педиатр имеет познания из разных областей медицины, так как он должен разбираться в симптомах самых разных болезней, характерных для детей.

Что лечит?

Обязанности детского врача в первую очередь заключаются не столько в непосредственном излечении от болезни, сколько в профессиональной своевременной диагностике нарушений состояния здоровья крохи.

Историю родов вместе с заключением неонатолога передают в детскую поликлинику именно педиатру. Предоставленная информация может быть крайне важной для последующего осмотра ребенка и постановки диагноза.

Если сказать в общем, то врач-педиатр лечит такие детские заболевания :


Педиатр вправе давать направления на анализы, а также на консультации к узким специалистам в случае необходимости. Так, например, детский врач может заподозрить нарушение зрения у малыша, но лечение такого недуга он не занимается. В таком случае врач-педиатр участковый направляет кроху к детскому окулисту.

Самыми распространенными болезнями, которые лечит такой специалист, являются:

  • острые респираторные инфекции;
  • детские неосложненные аллергические проявления;
  • ветрянка;
  • ангину;
  • насморк и многое другое.

Но главной задачей детского врача является проведение профилактических осмотров и своевременное определение заболеваний малыша, а также постановка правильной дальнейшей схемы действий в конкретной ситуации.

Что такое патронаж новорожденного?

Одной из важных функций педиатра является ведение так называемого патронажа новорожденных. Что это такое? Еще в роддоме молодую маму просят указать адрес фактического проживания малыша. Эта информация необходима для того, чтобы в первые двое суток (чаще всего на второй день) после выписки из родильного отделения участковый врач-педиатр вместе с медсестрой провел первый плановый осмотр ребенка на дому.

Для чего это нужно? Так как новорожденный требует особого медицинского наблюдения и специального ухода, то посещение врачом крохи крайне важно для сохранения здоровья малыша и его дальнейшего полноценного развития.

Педиатр проведет стандартный осмотр - проверит роднички, осуществит пальпацию животика, оценит процесс заживления пупка, тонус и рефлексы ребенка. Кроме того, именно при патронажном посещении врач даст маме новорожденного рекомендации по грудному вскармливанию и уходу за малышом.

Первый поход в поликлинику

Малышу уже исполнился месяц от рождения. С этого момента маме необходимо ежемесячно приходить на плановый осмотр к педиатру в детскую поликлинику. Обычно для таких посещений специально предусмотрен «день грудничка», когда врачи принимают лишь здоровых малышей до года. Таким образом, создаются условия для безопасного посещения поликлиники крохой.

Для чего нужно ходить каждый месяц к детскому доктору с ребенком первого года жизни? Такой прием врача-педиатра предусматривает взвешивание и измерение крохи, прослушивание сердцебиения и дыхания. Также специалист выслушает жалобы и вопросы, ощупает живот на наличие вздутия и колик, проверит рефлексы малыша. Такой осмотр крайне важен для своевременного обнаружения отклонений в развитии ребенка. Именно в первый год жизни маленький человек развивается наиболее активно.

Как подготовиться к первому посещению?

К первому посещению детской поликлиники нужно отнестись ответственно с целью сохранения здоровья новорожденного. В первую очередь заранее запишитесь на прием, дабы исключить длительное стояние в очереди под кабинетом к педиатру. Затем позаботьтесь об удобной одежде для малыша. Врач-педиатр будет осматривать тело на наличие высыпаний и покраснений, поэтому наряд крохи должен легко сниматься и надеваться, чтобы не задерживать доктора и следующих пациентов. В зависимости от времени года, выбирайте удобную и в меру теплую одежду, чтобы, находясь в коридоре во время ожидания врача, малыш чувствовал себя комфортно.

Важно запастись сменным комплектом одежды и подгузников, а также не забыть салфетки, любимые игрушки крохи и питание (в случае искусственного вскармливания).

Подумайте над тем, какое средство переноса малыша удобнее взять. Так, коляска удобна по дороге от дома до поликлиники и обратно, но вот в самом медицинском учреждении такое средство передвижения необходимо будет оставить в холле или в специально отведенном месте. Внутри помещения удобным станет переносная люлька или кресло - так малыша не придется все время держать на руках, а при желании кроха может немного вздремнуть в такой удобной кроватке.

Плановое посещение педиатра

Инструкция врача-педиатра включает плановые осмотры детей с целью сохранения их здоровья. В первую очередь внимание уделяется малышам первого года жизни, которые приходят вместе с мамой к врачу ежемесячно.

Кроме того, плановым посещением считается вакцинация. Это касается не только новорожденных, но и детей старшего возраста. Нередко администрация школ организовывает проведение вакцинации или медицинского осмотра учеников непосредственно в учебном учреждении.

Что предполагает плановый осмотр?

На плановом осмотре врач-педиатр взвесит ребенка, измерит его рост, прослушает сердцебиение и равномерность дыхания, оценит состояние кожных покровов, проверит рефлекторные реакции. Кроме того, внимательно изучит анамнез, выслушает жалобы, даст рекомендации.

Направление на анализы и диагностические процедуры

Детский врач-педиатр имеет право давать направление на необходимые анализы и диагностические исследования. Чаще всего в профилактических и клинических целях проводят общий анализ мочи и крови, бактериальный посев. По показаниям назначается УЗИ, ЭКГ и другие меры диагностики заболеваний. Также педиатр направляет на различные физиотерапевтические процедуры.

Выдача медицинских форм для детского сада и школы

Плановыми считаются и осмотры перед поступлением ребенка в детский садик или школу. Именно педиатр даст направление к необходимым специалистам, а также порекомендует сдачу анализов, после чего выдаст заключение в виде формы 086-У, которое подтверждает, что ребенок может посещать детский коллектив.

Внеплановое обращение к педиатру

К сожалению, несмотря на плановые осмотры, дети нередко болеют. При обнаружении у ребенка различных патологических симптомов, не нуждающихся в скорой медицинской помощи, взрослым следует отвести малыша в первую очередь к педиатру. После осмотра пациента специалист определит дальнейшие действия. В одном случае врач поставит диагноз и назначит лечение или дополнительные анализы, в другом - направит к узкому специалисту.

Симптомы, при которых следует обратиться к педиатру:

  • повышенная температура тела;
  • озноб;
  • кашель;
  • насморк;
  • сыпь на коже;
  • нарушение пищеварения;
  • боли в суставах или животе;
  • патологическая реакция на прививку;
  • симптомы инфекционного заболевания;
  • боли при мочеиспускании;
  • нарушение реакций и так далее.

Работа врача-педиатра заключается не только в приеме детей в поликлинике, но и в посещении маленьких пациентов непосредственно в домашних условиях. Так, при наличии вышеуказанных симптомов специалиста можно вызвать на дом, позвонив в регистратуру поликлиники.

Как выбрать врача?

Выбор врача для ребенка - процесс крайне ответственный и серьезный. Ведь от профессионализма этого специалиста зависит здоровье, а иногда и жизнь малыша.

При выборе важно учесть, чтобы врач имел квалификацию именно педиатра, желательно с опытом работы от 10 до 15 лет. Почему именно такие цифры? Да потому, что важность практического опыта неоспорима. Но в то же время специалист, работающий давно, может не быть знакомым с современными новинками в медицине, инновационными методами лечения.

К сожалению, выбрать врача для ребенка достаточно сложно - непрофессионалу невозможно оценить уровень знаний и умений педиатра. Нередко осознание неправильного выбора приходит в критический момент, когда врачебная ошибка уже произошла. Можно порекомендовать прислушиваться к отзывам о докторе таких же молодых родителей, но и этот способ выбора специалиста достаточно субъективный по ряду причин.

Если выбор стоит между государственной поликлиникой по месту жительства и частной больницей для детей, то тут стоит отметить, что последняя заметно отличается в лучшую сторону наличием современной аппаратуры и сферой обслуживания. Что касается квалификации специалиста, то тут бывают разные случаи - одни клиники заинтересованы в собственном процветании, тем самым формируя высокопрофессиональные кадры, другие не акцентируют на данном вопросе внимание и приглашают на работу разные категории врачей-педиатров.

Стоимость консультации

В государственной детской поликлинике по месту жительства прием педиатра абсолютно бесплатный. А вот в частных клиниках консультация такого специалиста обойдется от 500 до 1500 рублей. Все зависит от уровня учреждения, квалификации врача, предоставляемых им услуг.

Подводя итоги, можно отметить, что врач-педиатр - это самый важный медицинский специалист для детей. Следуйте его рекомендациям и не пропускайте плановые посещения в целях сохранения здоровья подрастающего малыша.