Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников. Воспитание у ребенка чувства гордости Не только думайте, но и действуйте

Буянмаа Нончат
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей .

Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее . Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Патриотическое воспитание – сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек , любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву.

Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры

Патриотизм – высокое человеческое чувство ,оно многогранно по своему содержанию : это любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в дошкольном воспитании .

В нашем детском саду сложилась целая система патриотического воспитания детей , цель которой заключается в развитии личности гражданина и патриота России , способного осваивать свои интересы и интересы своей Родины.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

«Армия – защитница Отечества»

для детей старшей группы

Родина - мать. Умей за неё постоять.

Цель : продолжать ознакомление детей с историческим прошлым Родины.

Задачи :

образовательные – закрепить, систематизировать, и обобщить знания детей о Российской Армии.

развивающие – развивать зрительное восприятие , внимание, мышление, совершенствовать конструктивные навыки.

воспитательные – воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества; воспитывать чувство гордости за своих земляков; воспитывать уважение к прошлому , учить чтить память погибших.

Предварительная работа : чтение детям произведений об армии, рассматривание иллюстраций, предметов обмундирования и знаков отличия. Дать детям задание побеседовать с родителями о том, кто в семье служил в армии, кто воевал, посмотреть фотографии. Экскурсия с детьми к памятнику погибшим воинам. Проведение беседы о героях-земляках. Заучивание стихов. Изготовить головные уборы военных в творческой мастерской с символикой различных родов войск.

Материал : иллюстрации, на которых изображены военные различных родов войск; головные уборы военных, портреты земляков-героев, разрезные картинки, аудиозапись, слайд-презентация.

Ход НОД:

Организационный момент

Педагог : Сядьте удобно, слушайте внимательно.

На фуражках светится Красная Звезда,

Родина любимая Армией горда.

Армию Российскую любят все у нас,

О Российской Армии будет наш рассказ.

Основная часть

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поговорим о славной Российской Армии, о ее героических воинах.

Дети. День Защитника Отечества.

Педагог. Кого мы называем защитниками Отечества?

Дети.Воинов Российской армии : солдат и офицеров.

Педагог. С древних времен владыки разных стран стремились расширить свои территории и покорить другие народы. Эти владыки затевали войны, которые уносили жизни многих людей. На защиту родной земли вставали все – и мужчины, и женщины, и даже дети.

В середине прошлого века на нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И все люди нашей страны встали на защиту родной земли. Прадедушки многих из вас побывали на той войне. Очень многие воины и мирные жители погибли в Великую Отечественную Войну.

Педагог. Среди героев, защищавших Родину, были наши земляки. Они принимали участие в освобождении далекого города Ровно. В этом городе существует улица Тувинских добровольцев и музей Памяти тувинских добровольцев. А кого из них вы знаете?

Дети. Санитарка ВОВ Вера Байлак; танкист, Герой Советского Союза Хомушку Намгаевич Чургуй-оол; командир Тувинского кавалерийского эскадрона, Герой Советского Союза Тулуш Балданович Кечил-оол; механик-водитель танка Михаил Артемьевич Бухтуев.

Педагог показывает их портреты и рассказывает о каждом из них.

Педагог. Живущие сейчас помнят и чтят своих защитников. В честь них названы улицы, есть таблички на домах, где они жили, и на школах, где они учились. В школах им посвящены музеи. В каждом городе, селе есть памятники солдатам. (Предлагает детям рассказать, где они видели эти памятники, что на них было написано.) В День Победы, 9 мая, и в День защитника Отечества, 23 февраля, да и не только в эти дни, многие люди приходят к памятникам защитникам Отечества, приносят цветы, вспоминают погибших бойцов. Где в нашем городе находится Памятник воинам Великой Отечественной войны? (На площади рядом с Национальным Парком) . Вспомните, как нужно вести себя в таких местах. (Ответы детей.)

Педагог ставит на стенд иллюстрации о современной армии.

Педагог. Сейчас наша армия стоит на защите нашего Отечества. Многие юноши призываются в армию и служат один год. За это время они учатся пользоваться оружием, изучают новую боевую технику и умело ею владеют.

Педагог. Сейчас я прочту вам четверостишие, а вы узнайте, где служат те, о ком я прочту.

Пограничник на посту зорко смотрит в темноту.

За спиной его страна в мирный сон погружена.

На границе ночь тревожна, ночью всякое возможно.

Но спокоен часовой, потому что за спиной

Наша Армия стоит, сон и труд людей хранит.

Вам понравилось это стихотворение? О ком оно?

Дети. О пограничниках.

Педагог. Первыми на защите границ нашей Родины стоят пограничники. Им помогают собаки. А теперь мы поиграем в игру «Стой, кто идет!»

Игра «Стой, кто идет!»

Дети выбирают пограничника, а он стоит с закрытыми глазами и прислушивается. Дети по одному проходят мимо очень тихо. Кто не сможет тихо пройти, того пограничник задерживает, и он выходит из игры. Пограничника можно менять в 2 -3 раза, пока все дети не пройдут.

Педагог. Кто охраняет границы на море? (Ответы детей.) Моряки,которые служат на разных кораблях : линкорах, авианосцах, крейсерах, катерах, подводных лодках и др.

Охраняет наше море славный, доблестный моряк.

Гордо реет на линкоре наш родной Российский флаг.

Читает ребенок. Дети рассматривают иллюстрации. Один ребенок рассказывает о моряках.

Педагог. Кто охраняет наше небо? Летчики. Посмотрите какая форма у них. Дети рассматривают предметы. Ребенок рассказывает о летчиках. Затем другой ребенок читает стихотворение.

Наши летчики-герои небо зорко стерегут

Наши летчики-герои охраняют мирный труд

Воспитатель предлагает детям поиграть – называет слова, а дети профессии солдат.

Танк – танкист, ракета – ракетчик, подводная лодка – подводник, артиллерия – артиллерист, пехота – пехотинец, пехота - пехотинец, самолет – летчик.

Педагог. А теперь у нашей армии есть очень грозное оружие – ракеты. Показывает иллюстрации.

Педагог. Наши солдаты и офицеры получили боевую технику, которая проходит по любому бездорожью и преодолевает без труда даже водные преграды.

Педагог. Что это за техника? Танки.

Педагог. Как называется экипаж танка? Танкисты.

Ребенок рассказывает о танкистах, а другой читает стих.

Грозный танк в броне тяжелой,

Встал на площади горой.

Сколько страшных битв прошел он.

Вел его танкист-герой.

Педагог. Ребята, а как отличить солдата от офицера? По форме и по знакам отличия – погонам.

Игра «Военные» .

Педагог. А теперь я буду показывать вам головной убор, а вы изображайте в движениях тех, кто его носит (показывает фуражку летчика – дети «летают» , бескозырку моряка – дети «плывут» , пограничник – дети стоят и т. д.).

Педагог. Хочу предложить вам «собрать» различные виды оружия и боевой техники, которая находится на вооружении в нашей армии (разрезные картинки – индивидуальные) .

Заключительная часть

Педагог. А теперь приглашаю вас на праздничный парад.

Звучит песня «Сегодня салют!» муз. М. Протасова, слова В. Степанова – в записи. Демонстрируется слайд-презентация парада 9 Мая в г. Москва.

Литература :

1. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении : планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. –Волгоград : Учитель, 2008. – 148 с.

2. Затулина, Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (старшая группа ) . Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.

3. Книга памяти. –Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1995. – 176 с.

4. Мосалова, Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста . – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013. – 80с.

5. Шаламова, Е. И. Медодическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ . – М. : Издательство «Скрипторий 2003» , 2009. – 160 с.

Уверенность в себе – это один из ключевых моментов, которые отличают успешного человека от неуспешного. Если вы верите в себя, в свои силы, мечты и в то, чем занимаетесь, то обязательно достигните поставленных целей и выполните все задачи.
Казалось бы, что тут тяжелого, быть уверенным в себе? Но многие из Вас могут вспомнить такие моменты, когда уверенность моментально пропадала, и подкрадывалась тень сомнения, которая тихо шептала: «У тебя не получится, ты не сможешь это сделать». И тогда мы действительно начинаем верить в то, что у нас ничего не получится. Маленькая неуверенность дополняется больше, и больше, и как снежный ком начинает нарастать с огромной силой. Вот сегодня вы засомневались в том, что сможете доделать поставленную на день задачу, а через пару дней вообще решите забросить начатый проект. Сомнения – это «болезнь» которая начинает разъедать изнутри. Поэтому, нужно развивать уверенность в себе и своих силах. Как это сделать? Сегодня мы дадим 10 советов и рекомендаций, используя который вы уже в скором времени сможете стать значительно увереннее и решительнее.

Статья в тему:

1. Найдите вторую половинку

Сначала хотелось этот совет поставить в самом конце, но потом пришло осознание, что ничто так не придает уверенности в себе и желания работать как любящий человек. Многие успешные бизнесмены в своих интервью и общениях с журналистами отмечали, что не стали б теми кем они есть без поддержки девушек и жен, без их любви и понимания.
Бывает так, что все идет не по плану, все ломается и поднимается вверх дном. Кажется, что сил не найти, но несколько слов от любимой, ее поддержка и забота, и вы заново начинаете свой поход за мечтой. Девушки и жены – этот тот невидимый фронт, без которого очень тяжело достигнуть успеха.
Но я сейчас говорю про настоящих любящих девушек, которые с вами и в снег и в мороз, которым вы важны как человек и личность, а не как банковский счет и возможный спонсор. Не сильно рассчитывайте на тех, кто кидает Вас при малейшей трудности. От таких людей больше проблем, нежели поддержки. Общение с ними вряд ли придаст вам уверенности в себе.

2. Измените стиль одежды.

Такой простой, но невероятно действенный совет. Чем лучше вы одеты, тем увереннее вы себя чувствуете. Особенно это могут подтвердить девушки, которые выбирают очень красивое нижнее белье. Пускай его видит только любимый, или вообще никто не видит, но понимание того, что на тебе дорогое очень изысканное белье придает уверенности в себе, чувства раскованности и сексуальности.
Прием с одеждой отлично действует как для мужчин, так и для женщин. Одевайтесь хорошо, носите красивые туфли, рубашки, джинсы, брюки, свитера, джемпера. Делайте так, чтоб Вам было удобно, комфортно, и выглядело это стильно. Когда вы словите на улице несколько восхитительных взглядов прохожих, то уверенность просто попрет внутри. Вы поймете, что выглядите отлично, и окружающие это замечают.

Статья в тему:



3. Посмотрите на себя в зеркало

Станьте перед зеркалом и посмотрите на себя. Найдите то, что Вам больше всего нравится. Возможно у Вас выразительные черты лица и красивые глаза, а возможно вы имеете подкачанные и упругие ножки. Все это нужно максимально выделять и подчеркивать. Теперь найдите то, что не нравится, или что хотите улучшить. Эти черты нужно постараться скрыть до того момента, пока вы не улучшите их. Как это сделать? Прически, макияж, стиль и форма одежды – все это поможет что-то выделить, а что-то спрятать. Если не знаете как правильно пользоваться такими «хитростями», то поищите в интернете советы мастеров стиля.
Также очень полезно просто смотреть на себя, хвалить себя, находить какие-то самые приятные черты, и уделять им внимание. Лично мне это помогло. У меня всегда была проблема с прической, и мне казалось, что когда я говорю с людьми, они внутри смеются с нее. Неуверенность просто росла в геометрической прогрессии. Но однажды я стал перед зеркалом и начал экспериментировать, попробовал одну прическу, другую, и в конце концов нашел то, что идеально мне подошло.

4. Думайте положительно

Как говорил Иисус: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи». Люди относятся к вам так, как вы относитесь к себе. Поэтому, думайте более положительно, настраивайтесь на позитив. Сейчас очень модно стало читать про силу мысли, про визуализацию, про различные законы притяжения и исполнения желаний. Это действительно работает и дает свои плоды.
Когда вы будете более спокойно относиться ко всему происходящему, когда научитесь не судить себя и других людей, тогда Ваша жизнь кардинально измениться. Подобное мышление придает уверенности в себе.



5. Станьте личностью

Уверенность в себе придает осознание того, что вы личность, вы человек который умеет самостоятельно мыслить и принимать решения. Большинство людей в нашем мире мыслят шаблонно, имеют взгляд на ситуацию такой, как им преподнесут с экранов телевизоров или со страниц газет.
Вы до должны научиться аналитически мыслить и рассуждать. Выделяйтесь из толпы, не принимайте все на веру. Смотрите на вещи шире и постарайтесь понять, почему так происходит. Со временем вы будете понимать и видеть значительно больше, нежели 90% жителей нашей страны. И это придаст уверенность в себе. Только за заиграйтесь, не представьте из себя бога. Вы просто человек, который вышел за рамки шаблонов. Вы не хуже и не лучше чем остальные, вы просто другой, более осведомленный.

6. Познайте себя

Древняя мудрость гласит, что победить врага можно лишь познав его слабости. Ваш враг – это страх и неуверенность. Так вот давайте и разбираться откуда растут корни. У любой эмоции есть причина, у любого решения и действия есть своя предыстория. Будьте честны с собой, и ответьте на вопросы почему вы неуверенны, что мешает Вам стать лучше, какие страхи возникают в вашей жизни.
Самое главное – это честность. Эго будет брыкаться, будет стараться выгораживать вас и все ваши страхи, но не нужно этого делать. Если хотите стать увереннее и побороть какие-то страхи, то, в первую очередь, нужно быть честным с самим собой.

Статья в тему:



7. Не только думайте, но и действуйте

Можно очень долго рассматривать себя в зеркале, думать позитивно, мыслить правильно, но при этом лежать дома под одеялом и ничего не делать. Сначала была мысль, но только дополненная действием она принесла результат.
Вы должны понимать, что действия – это ключ к уверенности в себе. Когда вы начнете что-то делать, то увидите, что способно на то, в чем еще вчера сомневались. И чем больше успешных действий, тем больше уверенности.

8. Доброта и великодушие

Будьте добрый к окружающим Вас людям. Перестаньте осуждать кого-то, смотреть на них свысока, считать себя лучше нежели остальные. Научитесь принимать все так как есть, и помогать тем, кто в этом нуждается. Когда вы будете это делать, то придет осознание, что вы хороший человек, и делаете действительно полезные дела. Такие мысли приводят внутреннее самочувствие в порядок, и добавляют хорошую порцию уверенности в себе.

Статья в тему:

9. Знайте свои принципы и цели

Какие у Вас принципы? Есть ли стандарты, на которые вы опираетесь? Для чего вы пришли в этот мир и какова ваша цель? Если вы легко можете ответить на эти вопросы, то уверенности у Вас не отнимать. Принципиальный человек – это уверенный в себе человек, который знает чего он хочет, и как он этого собирается достигать.
Любой успешный человек ставит перед собой как краткосрочные, так и долгосрочные цели и задачи. Уверенно идет к ним, и радуется очередным завоеваниям. Поэтому, если хотите обрести уверенности, то прежде всего найдите ответы на выше заданные вопросы.

10. Говорите медленно и четко

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Успенская средняя общеобразовательная школа» Касторенского района Курской области

Воспитание чувства национальной гордости, бережного отношения к памятникам истории и культуры

Данилова Н.Н.

учитель истории и

обществознания

Известный писатель Владимир Солоухин в повести « Время собирать камни»

пишет: « Человек – явление социальное, историческое, и как таковой, он трех мерен. У него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых он не то что неполноценен, но его просто нет. Он есть как понятие физическое, жующее, пьющее, спящее, но его нет как понятия социального и национального, он не историчен». Писатель продолжает: «Родина - складывается из конкретных зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Контуры на карте и даже саму географическую карту любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, тихое озеро и родной дом, друзей и учителей…» Да, из любви к конкретным вещам складывается любовь к Родине, если эта любовь озарена и оплодотворена любовью к преданьям, легендам, памятникам, то это и будет культура.

История Родины – она далеко не бравурная. Следы глубинной порухи налицо. Но гордая и героическая несомненно. Потому что ЭТО было! И ЭТО есть… Исполинам Памяти дано было выстоять – чаще вопреки, нежели благодаря – и это тоже урок великий и проверка. Проверка душ наших на степень родства с землёй, на которой живём.

Если «йокнет» и замрёт в печали сердце твоё у порушенного храма, «окольцованного» дуба векового… и печаль эта взойдёт к тебе святой решимостью возрождать и беречь – ты уже сын земли родной. И в тебе живут неразрывно её вчера – сегодня – завтра. А ежели нет…призадумайся, кто ты есть в нескончаемой цепи жизни и рода своего?

Ведь чувство патриотизма – одна из высших форм проявления Веры и Любви, стержневое в становлении личности. Оно питает нашу гордость и достоинство. Оно расширяет наше «Я» до могучего «Мы». Писатель Владимир Алексеевич Чивилихин, автор знаменитого романа – эссе «Память» - романа – раздумья, ещё десятилетия тому назад утверждал, что памятники культуры и архитектуры не просто объекты любования или научных исследований -… в них хранится наш генетический код, они продолжают участвовать в нашей жизни и влиять на неё». И сегодня эту истину подтверждает не только наука совести. Давно известно, что мир – наше зеркало. Мы отражаемся в нём нашими

мыслями, делами, чувствами, поступками. Но прежде – мир отражается в нашей душе, закладывая по образу и подобию грядущее отношение к миру вещей и людей.

Красота природы, произведения искусства и архитектуры – зеркала для душ человеческих, особенно юных. Они подключают нас к опыту ума и сердца великих предков. И потому, как мы пользуемся этим опытом сегодня, легко прочитывается будущее страны, области, района, города, села…

Бесспорно одно, что состояние многих памятников культуры, и особенно отношение к ним сегодня, отражается в подрастающем поколении (да и в каждом из нас) вместо гордости и достоинства – гримасами варварства и беспамятства… А это значит, что мы заведомо обрекаем наше будущее на духовную аритмию в мире людей и вещей.

Как аукнется – так и откликнется!

Кто не хранит память о наследии прошлого сегодня, тот достоин забвенья и сам, и непременно будет забыт уже следующим поколением.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Охрана памятников – важная задача государственных органов, общественных организаций и учреждений. Бережное отношение к памятникам истории и культуры – патриотический долг каждого гражданина России. Необходимо активно способствовать улучшению дела охраны и использования памятников истории и культуры.

Все памятники в Законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» делятся на пять видов: истории, археологии, градостроительства и культуры, искусства и документальные. К последнему виду относятся акты органов государственного управления, другие письменные и графические документы и звукозаписи, древние рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Лица, виновные в нарушении законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры несут ответственность. Причём эта ответственность может быть уголовной, административной или иной в зависимости от степени вины обвиняемого.

Курский край расположен в центре европейской части России и вместе с прилегающими к нему территориями соседних областей является сердцем центрально – чернозёмных земель, что неразрывно связывает его с многовековой историей и культурой нашей страны. На Курской земле происходили многие исторические события. Памятники истории и культуры, взятые на государственную охрану, являются как бы живыми свидетелями этих исторических вех.

Существуют списки памятников истории и культуры Курской области, находящихся на государственной охране – республиканского и местного значения. Существуют и списки памятников боевой славы на территории нашей области.

Жизнь создаёт всё новые и новые памятники, значительными становятся многие имена наших земляков. Уметь увидеть исторические события в повседневности, уметь определить явления трудовой, социальной и культурной жизни своего края, уметь оценить и сохранить лучшее из создающегося и созданного – задача эстетически воспитанного современника, Гражданина своего Отечества.

Воспитание любви и гордости

Не спрашивай, что Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для Родины. Примерно так говорят городские общественники, которые отдают свои силы молодому поколению. Второй год в Заречном работает Координационный Совет ветеранских и военно-патриотических организаций Заречного (не при Главе), куда входит 12 общественных объединений. Ветераны локальных войн, казаки, спортсмены-десантники, солдатские матери сплотились вместе и взяли на себя инициативу по патриотическому воспитанию юных зареченцев. За прошедшее время их общими усилиями реализовано немало замечательных инициатив. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных из них.

Алёна АРХИПОВА

Поначалу дети в клубе «Десантник» (руководитель Сергей Евсиков ) занимались парашютным спортом и карате. Сегодня клуб развивает уже 7 видов спорта, он стал вторым домом для 550 зареченских ребятишек! В ближайшем будущем в эту многочисленную дружную семью вольются и сельские ребята - «Десантник» собирается открыть секцию по карате в Мезенской школе. Эту организацию можно назвать связующим звеном, которое объединяет общественников Координационного Совета при проведении совместных патриотических мероприятий. Воспитанники клуба наравне со взрослыми всегда принимают участие в главных праздниках нашей страны, таких как День Победы, День ВДВ, День вывода войск из Афганистана и других.

Организует Дни памяти и праздники в честь разных родов войск «Зареченское городское отделение «МежСин» (председатель Валерий Бубнов ). Основное направление деятельности организации - социально-реабилитационное. Члены «МежСина» устраивают инвалидов локальных войн в госпитали для прохождения реабилитации и физиолечения, не оставляют без внимания матерей солдат, погибших при исполнении воинского долга, следят за могилами погибших и умерших товарищей. По инициативе «МежСин» на домах Заречного появились мемориальные таблички с именами солдат, погибших в Афганистане и Чечне. Члены этой организации - частые гости в школах и музеях - проводят с ребятами беседы на патриотическую тематику и пропагандируют здоровый образ жизни.

Сейчас активно идёт работа по освоению грантов. На средства социального гранта от Концерна «Росэнергоатом» был реконструирован мемориал «Лучшему солдату в мире». В этом году общественная организация освоила президентский грант и в ноябре представит жителям города новый памятник всем морякам России.

Комитет солдатских матерей (руководитель Ирина Остапенко ) работает с призывниками и военнослужащими. Представители комитета побывали на призывной комиссии, познакомились с новым военкомом Заречного, в мае выступали на Дне призывника. В осенний призыв 2015 года они будут сопровождать эшелон с 700 новобранцами, который последует на Дальний Восток. В пути члены Комитета солдатских матерей будут следить, чтобы призывников обеспечивали нормальной едой, питьём и другими бытовыми условиями. На месте, в частях, где будут служить наши земляки, женщины обязательно познакомятся с командованием, проверят казармы и возьмут все телефоны для родственников новобранцев.

ДОСААФ Заречного, которым руководит Алексей Чистяков , оказывает посильную помощь клубу «Десантник», организует прыжки с парашютом на учебно-тренировочном аэродроме в Логиново. Эта организация снабдила хорошими винтовками секцию по стрельбе, в которой занимается около 100 детей. Под эгидой ДОСААФ выступают спортсмены зареченской команды по водно-моторному спорту. Вечная благодарность за это тренеру Владимиру Атманаки , который 13 лет подряд приводил наших спортсменов к победе на региональном и федеральном уровнях.

Мощная опора Координационного Совета - казаки. Они курируют работу секции по стрельбе, совместно с клубом «Десантник» и ДОСААФ Заречного организуют различные соревнования, вместе со своими воспитанниками принимают участие в патриотических мероприятиях. Но главное, чем занимаются казаки - организуют масштабные сборы гуманитарной помощи жителям Крыма, Луганска и Донбасса. Начиная с февраля 2014 года благодаря инициативе Владимира Лобанова, Александра Левкова , а также поддержке жителей Заречного и Белоярского района на Украину с Урала ушло 12 конвоев с гуманитарной помощью. «Столько не отправлял ни один регион России», - утверждает Владимир Лобанов.

Цели и задачи Координационного Совета ветеранских и военно-патриотических организаций Заречного состоят в воспитании любви и гордости к нашей Родине. И, согласитесь, это им удаётся.

Она так связана с самолюбием и близка к нему по своим проявлениям, что отличается от него только более обостренной и резкой формой

Самолюбивый человек хочет пользоваться другими людьми как средством для самоутверждения и, следовательно, считает их все-таки нужными и полезными. Гордый же мечтает о своем решительном и несомненном превосходстве над всеми людьми, о своей полной независимости от них. Он стремится к полному подчинению их себе, к господству над ними, почему гордость и называется причиной и основанием других страстей . Вот они:

— гнев и раздражительность, из которых — неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, мнительность, драчливость. Отсюда же обиды, ссоры, споры;

— тщеславие, властолюбие, высокомерие, зависть, а от нее злоба, ненависть, злорадство, осуждение, злые насмешки;

— лукавство, притворство, ложь, обман, болтливость, пустословие и многословие .

В ребенке не всегда легко распознать гордость . Но есть некоторые внешние признаки в поступках детей, по которым можно узнать, что в них начала развиваться эта губительная страсть. Например,

— Ребенок не слушается, упрямится, хочет во всем настоять на своем, его невозможно заставить попросить прощения.

— Он не уважает старших, дерзит им, груб и непочтителен с младшими.

— Он не любит наставлений, считает себя правым, не сознается в проступках.

— Он обидчивый, задиристый и раздражительный

— Он все делает напоказ, чтобы видели другие и хвалили его.

— Он страшно переживает свои неудачи в учении, ропщет, винит во всем других, завидует успевающим, во всем стремится к первенству;

Уже такого перечня достаточно, чтобы определить динамику и контуры этой страсти в ребенке .

Гордость обычно начинается в детях с ощущения своего превосходства над другими. Дети кичатся своей одеждой, успехами в школе, своими родителями, много думают о себе только потому, что их родители богаты или занимают высокое положение .

Немало родителей, даже в ущерб своему домашнему бюджету, задаривают детей, покупают им дорогие игрушки, что тоже может быть поводом хвастаться перед другими детьми, у которых таких дорогих вещей нет.

Здесь можно посоветовать приучать детей не к красивым и дорогим одеждам, а только к чистым и опрятным.

Христианская педагогика рекомендует внушать детям, что изысканные одежды и вещи не имеют перед Богом никакой цены, потому что Он смотрит не на одежду и дорогие предметы, а на сердце. И ребенок в бедной одежде, но с чистым любящим Бога сердцем, приятнее Ему больше, чем тот, кто живет в роскоши, но такого сердца не имеет .

Родителям надо остерегаться, чтобы самим не насаждать в своих детях честолюбие и хвастовство. Это случается тогда, когда детям разрешают в присутствии старших вмешиваться в разговоры взрослых и их дела, или когда папа и мама хвалят в лицо детей за их прилежание, успехи и хорошее поведение.

Нельзя допускать также, чтобы дети сами себя хвалили, много о себе самих говорили, чтобы заносчиво и неуважительно относились к учителям, критикуя их и осуждая их поступки .

Если родители состоятельные люди, то им нужно очень внимательно следить, чтобы их дети не смотрели пренебрежительно на своих бедных сверстников. Их надо приучать быть одинаково скромными и вежливыми со всяким: богатым и бедным, не позволять им грубо и заносчиво обращаться со сверстниками, говорить колкие и грубые слова о других. Как можно раньше надо начинать внушать им, что Бог смотрит не на деньги и положение в обществе, а на добродетель и честность. Какой человек по душе, в том и есть его настоящая ценность. В верующей среде даже зажиточные люди учат своих детей, что все, что они имеют — Божий дар, хозяин которого Бог. Он дал, он же может и отнять. Поэтому за все, что семья имеет, нужно благодарить Бога, Который дал это не навсегда, а только как бы взаймы .

Кроме того, очень важно приучать детей с самого раннего возраста к послушанию и исполнению родительской воли. Уже сам этот процесс привьет детям скромность, дисциплинированность сдержанность и смирение, которое им затем очень пригодится в жизни.

Если у Вас несколько детей, старайтесь одинаково любить и заботиться обо всех, не давая никому никаких преимуществ. А то, ведь, часто бывает так, что в семьях одного из детей любят больше за его красоту, способности, за то, что он больше похож на отца или мать. Такое предпочтение одного ребенка другому ожесточает, озлобляет, возбуждает зависть, делает скрытным и уклончивым остальных детей. Да и самого любимца портит, приучает его к себялюбию, гордости, капризам и неуважению других .

Так выглядит эта опасная страсть гордости, и такие способы борьбы с ней в воспитательном процессе предлагает христианская педагогика. Мы видим, что и здесь роль родителей и здоровой семейной атмосферы играет первостепенную роль. Я понимаю, что с методами педагогов- христиан согласятся далеко не все, но сама жизнь показывает, что для преодоления духовных пороков человеческой личности других средств, кроме обращения к Богу нет. И в этом мы убедимся еще не раз, когда будем говорить о других опасных страстях, также как и гордость зарождающихся в раннем детстве

Примечания:

1. Интересная этимология этого слова. В нем видят параллель с латинским «gurdus» — «тупой», «глупый», «бестолковый» — значения, которые хорошо передают бессмысленность и нелепость этой страсти (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1986. С. 440; Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Т. 1. М., 1910-1914. Репринт. С. 146).

Это качество гордости особенно подчеркивает святитель Иоанн Златоуст (†407):
«Доколе мы будем надмеваться гордостию, достойной посмеяния. Мы смеемся, когда видим, как дети вытягиваются и поступают величаво; смеемся, когда они то берут камень, то опять бросают. Так и глупая гордость человеческая есть плод детского размышления и несовершенного ума» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Филиппийцам. Беседа 5 (№2). Творения. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 261).

«Быть глупым по природе не составляет вины, а сделаться глупым, имея разум, неизвинительно и влечет за собою большое наказание. Таковы те, которые по причине своей мудрости много о себе думают и впадают в крайнее высокомерие. Ничто ведь так не делает глупым, как кичливость…И если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа. Итак, если ведение Бога есть мудрость, а неведение — глупость, неведение же происходит от гордости (а начало гордости есть неведение Господа), то следует, что гордость есть крайняя глупость» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Римлянам. Беседа 20 (№24). Творения. Т. 9. Книга вторая. С П б., 1903. Репринт. С. 755).

2. Замечательно описывает гордость св. Феофан Затворник (†1894):

«Гордость есть ненасытимое желание возвышения или усиленное искание предметов, через которые можно было бы стать выше всех других. Самолюбие здесь очевиднее всего. Оно тут как бы своим лицом, ибо тут вся забота о своем «я» Первое порождение гордости внутреннейшее — есть самомнение, по которому все другие считаются ниже нас; даже те, которые высоко превосходят нас, по сравнению с нами не слишком важны. Проторгаясь наружу, она ищет уже и предметов возвышающих, и, судя по ним, сама изменяется. Останавливаясь на предметах ничтожных, например, на силе тела, красоте, одежде, родстве и другом чем, она есть тщеславие, обращаясь к степеням чести и славы, она есть властолюбие; услаждаясь молвою, говором и вниманием людей, она есть славолюбие. Во всех, впрочем, этих видах, кроме, может быть, самомнения, гордость сопровождается еще своеволием, непокоривостию, самоуверенностию, самонадеянностию, притязательностию, презрением других, неблагодарностию, завистию, гневливостию, до мести и злопамятства. Главнейшими, впрочем, её отраслями можно почесть зависть с ненавистию и гнев с злопамятством» (Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М., 1998. С. 286-287).

Не случайно, святитель Иоанн Златоуст говорит о гордости, как о корне и источнике всех зол:
«Гордость… корень зол, источник неправды, из которой произошел конец и начало погибели мира: она была началом всех зол, она низвергла с неба сатану и прочих с ним…» (Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на пророка Исаию. Глава 12 (№12). Творения. Т. 6. Книга первая. С П б., 1900. Репринт. С. 138).

«Что в телах воспаление, то в душах гордость» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 3. (№ 4). Творения. Т. 6. Книга первая. С П б., 1900. Репринт. С. 403).

«…Озия был царь добрый, муж праведный и украшавшийся многими добрыми делами; но потом впал в гордость, мать пороков, в надменность, исполненную смятений, в высокомерие, погубившее диавола. Подлинно, нет ничего хуже гордости» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 4. (№3). Указ. соч. С. 410).

«Таково зло — гордость. Она в каждом производит то, что он не знает самого себя, и после многих трудов уничтожает всё сокровище добродетели. Прочие грехи обычно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступает правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на слова пророка Исаии. Беседа 3 (№1). Указ. соч. С. 397).

«Все величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, произошли от гордости. Так и диавол, не бывший прежде таковым, сделался диаволом от гордости, на что указывая, и Павел сказал: «…Епископ…не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (). Так и первый человек, обольщенный от диавола пагубною надеждою, пал и сделался смертным; он надеялся стать богом, но потерял и то, что имел. За то и Бог, порицая его и как бы смеясь над его неразумием, сказал: «Вот, Адам стал как один из нас» ().

Так и каждый после Адама, мечтая о своем равенстве с Богом, впадал в нечестие…. Следовательно, гордость есть верх зол, корень и источник всякого нечестия…» (Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа 15. (№2). Творения. Т. 7. Часть первая. СПб., 1901. С. 150).

3. Кратко, ход проявления страстей описал преподобный Феодор Эдесский (9 век):

«Есть три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. За ними следуют другие пять духов злобы; а от этих, наконец, порождается многое множество страстей и все виды разнообразных склонностей греховных. Почему победивший трех первых начальников страстей и вождей, вместе с тем низлагает и следующие за ним пять страстей, а затем покоряет и все страсти.

Что по страсти сделано нами, о том и воспоминания страстьми возмущают душу. Но когда страстные воспоминания совсем изгладятся из сердца, до того, что и не приближаются к нему; тогда это служит признаком отпущения прежних грехов. Ибо пока душа страстно к чему — либо греховному относится, дотоле надо признавать имеющееся в ней владычество греха»

«Некиим из древних очень верно и с делом сообразно сказано, что из противоборствующих нам демонов первыми вступают в брань те, которым вверены чревоугодливые желания, которые внушают сребролюбие и склоняют к тщеславию; другие же, идя позади их, собирают пораненных ими» (Феодор, епископ Эдесский, преподобный. Сто душеполезнейших глав (10, 11, 61). Добротолюбие. Т. 3. М., 1900. Репринт. С. 321, 332-333)

Тонкую характеристику страстей и их видов дает святой Григорий Синаит (†1360) и указывает среди них место гордости:

«Одни страсти суть телесные, а другие душевные; иные суть страсти похоти, иные страсти раздражения, и иные — мыслительные; и из них — иные страсти ума, и иные — рассуждения. Все они разносочетаваются между собою, и друг на друга действуют, и от того изменяются.

Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение и другие подобные.

Страсти вожделения суть: лихоимание, разврат, невоздержание, ненасытность, сластолюбие, сребролюбие, самолюбие, всех лютейшая страсть.

Страсти плоти суть: блуд, прелюбодеяние, нечистота, непотребство, чревоугодие, леность, рассеянность, любовь к мирскому, жизнелюбие и подобные им.

Страсти слова и языка суть: неверие, хула, лукавство, любопытство, двоедушие, поношение, клевета, осуждение, уничижение, болтливость, притворство, ложь, срамословие, лесть, насмешливость, себя выставление, человекоугодие, надутость, клятвопреступление, празднословие и прочие.

Страсти ума суть: самомнение, превозношение, велехваление, спорливость, ретивость, самодовольство, противоречие, непослушание, мечтательность, придумывание, любопоказность, славолюбие, гордость — первое и последнее из всех зол.

Страсти мысли суть: парение, легкомыслие, пленение и рабство, омрачение, ослепление, уклонение от дела, прилоги, сосложения, склонения, превращения, отвержения и пдобные им.

Одним словом, все худые мысли, чувства и расположения, несообразные с природою нашею, размещаются по трем силам души, равно как и все добрые, сообразные с естеством нашим, в них же сопребывают» (Григорий Синаит, святой. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях,…(№78, 79). Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. Репринт. С. 193-194).

4. На самом деле, определить гордость трудно не только у ребенка, но и у взрослого. Святитель Тихон Задонский (†1783) говорит об этом, как об одной из важнейших особенностей гордости:

«Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. Опасна гордость, ибо гордым заключается небо, и вместо неба ад определяется. «Гордым противится Бог», — говорит Писание. Сокровенна гордость, ибо так глубоко в сердце нашем кроется, что и усмотреть её не можем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия, и лучше её узнаём на ближних наших, чем на себе. Прочие пороки, как -то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочие, видим, ибо часто ради них жалеем и стыдимся, но гордости не видим.

Кто когда признавал себя от сердца гордым? Еще не случалось видеть. Многие себя называют грешниками, но от других так называться не терпят, и хотя многие из них языком и не отзываются, однако же не без негодования и огорчения сердечного принимают это. А отсюда становится ясным, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем, на устах показывают смирение, а на сердце не имеют.

Ибо истинно смиренный огорчаться и гневаться от укорения не может, ибо считает себя достойным всякого унижения.

Нет ничего труднее гордости, ибо с великим трудом и не без помощи Божией побеждаем её, потому что носим это зло внутри себя. В благополучии ли находимся? Она с величанием и пышностию, презрением и уничижением ближних наших сопутствует нам. В злополучие ли попадемся? Через негодование, роптание и хуление обнаруживает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся научиться? Она кичением фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от неё избавиться не мжем, всегда она с нами ходит, всегда хочет господствовать над нами и владеть нами» (Тихон Задонский, святитель. О истинном христианстве. Книга первая. Часть первая. Статья четвертая. Глава первая. О гордости (70). Творения. Т. 2. М., 1889. Репринт. С. 157).

Признаки гордости у детей мало чем отличаются от таковых у взрослых. В этом легко убедиться, читая главы о гордости преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (†435):

«…Из действий внешнего человека…познается состояние внутреннего (человека): Итак, …плотская гордость…отличается следующими признаками: сперва бывает в разговоре её крикливость, в молчании- досада, в веселии — громкий, разливающийся смех, в печальном случае — неразумная скорбь, в ответе — строптивость, в речи — легкомысленность, слова вырываются без всякого участия сердца, безрассудно.

Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка для нанесения оскорблений, а к перенесению их малодушна, к повиновению — неудобоподвижна, разве в чем предварило её желание и воля.

К принятию увещания непреклонна, для отсечения своей воли слаба, для подчинения другим весьма упорна, всегда усиливается настоять на своем мнении, а другому уступить никак не хочет; и таким образом, сделавшись неспособною принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, нежели суждению старцев» (Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Книга 12. О духе гордости. Глава 29. Признаки, по которым узнается, что плотская гордость есть в душе. Писания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 161).

6. Уже преподобный Симеон Новый Богослов (†1022) советовал с самого детства учить, что человек есть на самом деле и что от себя он ничего не имеет:

«Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что они имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она (гордость) растет вместе с возрастом человека.

Поэтому нужно всякого человека, сызмальства, прежде чем познает он что-либо другое, научать познанию себя самого, — из чего он есть, что есть и чем кончит жизнь, — т.е. что засеменяется он тленным нечем и невзрачным, образуется среди нечистот, растет подобно полевой траве, составляется из многих смешений, удоборазлагаемых, — что вся жизнь его есть борьба со смертию, а во внутренностях своих еще прежде смерти носит он то, что есть смрад и зловоние.

Ибо кто не знает себя, что такое он есть, мало -по малу впадает в гордость и делается дерзким и несмысленным. И что может быть несмысленнее человека, который будучи весь покрыт проказою, гордится потому только, что носит светлые и позлащенные одежды, хотя сам в себе срамен и полон безобразия. А когда выйдет он из ума по причине своей гордости, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу…

Таким образом, когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть; ибо гордый есть больной бесчувственный, — который…не осознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть» (Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 31 (№2). Слова. М., 1892. Репринт. С. 268-269).

7. Интерес детей к одежде не случаен. Они интуитивно чувствуют её значение, ведь одежда, и в самом деле, всегда была тесно связана с внутренним миром человека и его положением в обществе:

«Появление одежды связано с потребностью человека защитить себя от погоды и ран, закрыть голое тело и украсить его. Но одежда отражает также и личностные качества человека, его образ жизни и чувства. Поэтому одежда может меняться по различным поводам (вечернее платье, траурная и покаянная одежда) и означать начало нового периода в жизни человека: крещальные одежды, свадебные наряды, монашеское облачение…Во все времена одежда служила для обозначения социального статуса людей: чиновников и сановников, лиц разных профессий…Тесная взаимосвязь между одеждой и личностью её владельца хорошо видна на примере костюма или религиозных одеяний» (Pauly Stephan. Kleidung. Kulturgeschichtlich. //Lexikon fuer Theologie und Kirche. 6. Band. Freiburg-Basel — Rom — Wien, 1997. S. 121).

«Для средневекового человека одежда наряду с защитой от погодных условий служила также и признаком принадлежности к сословию, определенной социальной группе, месту в иерархии в общества, и потому достаточно рано появляется зафиксированный на письме регламент различных типов одежды. Социальная дифференциация моды имела место уже в эпоху раннего Средневековья» (Vavra E. Kleidung. Lexikon fuer Mittelalter. Band 5. Stuttgart — Weimar, 1999. S. 1198).

В талмудическое время у евреев « каждое сословие и каждая профессия имели отличие в одежде. Само собой разумеется, что в стремлении одеваться красиво женщинам приадлежала пальма первенства…Большой славой пользовались пелузийские и индийские платья…, дороже всего ценилась прозрачная материя из тонких нитей, и в этом отношении дошли до такого совершенства, что целые полотнища в свернутом виде были величиною не более ореха. Цена одежды достигала баснословных размеров: рассказывается о костюме в 300 тысяч динариев…, о платье, пропитанном благовониями, проданном за 12.000 динариев…Богачи меняли одежду ежедневно, имея для каждого дня недели другое платье…Поражает нужда в одежде у бедных классов народа. Слишком часто говорится о неудобстве иметь одну рубаху…Не редко, по-видимому, вынуждены были двое спать в одном плаще и попеременно пользоваться им днем, причем и этот плащ принадлежал третьему. И всё это чаще всего черты из жизни ученых и корифеев Талмуда…» (Гессен Ю. Одежда. Еврейская Энциклопедия. Т. 12. Терра, 1991. С. 26, 27)

«Одежда представляет у различных народов различные степени развития, в зависимости от общего уровня культуры, от климатических условий, от обычая или моды. При одинаковых климатических дикари бывают одеты скуднее культурных народов; под тропиками одежда уменьшается до минимума, тогда как в полярных странах и дикари вынуждены с ног до головы закутываться в звериные шкуры…(Некоторые ученые) появление одежды связывают с чувством стыда, как необходимым следствием социального развития человечества…Одежда возникает параллельно утверждению прав известного мужчины на известную женщину; отсюда и изменение костюма с выходом замуж и вообще его соотношение с различными событиями и эпохами половой жизни…

Однако…чувство стыда должно было возникнуть ранее одежды…Нельзя сказать, чтобы более одетые племена отличались и более развитым чувством стыда, и наоборот, нередко у дикарей мужчины оказываются более одетыми, чем женщины и замужние — более, чем юноши и девушки…Нельзя, однако, отрицать, что на известном уровне культуры стыд играет заметную роль по отношению к одежде, причем… проявление этого стыда в значительной степени условно. У иных народов закрытие лица, волос, ног имеет для женщины большее значение, чем, например, закрытие груди или даже половых частей…» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 42. Терра, 1992. С. 715).

«Никто не знает, когда появилась одежда…В конце каменного века — около 25. 000лет тому назад люди изобрели иглу, которая позволила им сшивать шкуры и делать из них одежды. Они научились также производить пряжу из волокон некоторых растений и шерсть из волос некоторых животных…

Еще 200 лет тому назад у людей не было машин для производства одежды, и многие семьи делали её сами для себя…Когда между 1700 и 1800 гг. была изобретена швейная машина, появилась возможность фабричного производства одежды…

У одежды всегда было три функции: а) защитная, б) коммуникативная, в) декоративная….

б) При помощи одежды людям проще общаться: Из одежда может много сказать о том, кто они, что они из себя представляют, и что они хотят из себя представлять…

в) многие люди носят одежду для того, чтобы она сделала их привлекательнее. Так, некоторые женщины носят меха не для того, чтобы защититься от холода, а для того, чтобы понравиться…

Трудно сказать, как выглядела одежда в древние времена…однако известно следующее:

Египтяне предпочитали белую одежду…, по большей части из льна…Шумеры, ассирийцы и вавилоняне носили изделия из шерсти, которую в изобилии имели от стад своего скота…

Персы первыми начали кроить одежду, в то время как другие просто разрывали ткань на части…

Греки любили легкие, свободные хитоны, сделанные из прямоугольных кусков материи. Женщины и мужчины носили одинаковую по фасону одежду…

Одежда римлян мало отличалась от одежды греков…У мужчин она называлась туника, у женщин — стола и палла…

Византийцы, особенно зажиточные, носили богато украшенные плащи и туники, часто из шелка…

В эпоху Ренессанса одежда становится изысканной и изящной, как никогда ранее…У женщин её стали сочетать с прической, которая в 15-м веке была похожа на конус, достигала метра в высоту и покрывалась вуалью…Мужчины носили узкие брюки и башмаки, концы которых могли быть до 15 сантиметров…

В 19 веке разрабатываются первые образцы костюмов для женщин, а к концу века модными становятся блузки с юбками…

В 20 веке и доныне одежда становится разнообразной и яркой…в моду входит спортивного типа одежда для мужчин и брючные костюмы для женщин…»

Самым большим производителем одежды являются С Ш А, где существует около 24. 000 швейных фабрик, с общим количеством персонала около 1. 400. 000 человек, из них более 10. 500 фабрик шьют женскую одежду…» (Сlothing. The World Book Encyclopedia. Volume 3. London-Sydney- TunbridgeWells-Chicago, 1994. P. 88, 90,91,98,99,100,102,104,105).

Иногда в православных храмах женщинам не разрешают быть на богослужении в брюках, ссылаясь на книгу Второзаконие, 22, 5: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий делающий сие».

На самом деле у этого стиха совершенно иной смысл:

«Цель законодателя — предохранить народ от всякого рода вредных противоестественных смешений (ср. ). Обычай переодеваться в одежды иного пола в видах наслаждения противоестественными формами разврата практиковался у многих языческих народов древнего мира» (Толковая Библия. Под редакцией А. П. Лопухина.//Второзаконие. Глава 22, 5.// Пятокнижие Моисеево. Петроград, 1904. С. 639).

В других комментариях предполагается три причины установления столь строгого закона:

«Это предписание продиктовано, возможно, мыслью о том, что Бог сотворил человека с разделением на полы…, и потому нельзя нарушать установленным Богом порядок творения. Некоторые комментаторы полагают, кроме того, что это правило запрещает обряды языческих культов, в которых переодевание было связано с безнравственными половыми извращениями. Предполагают также, что причиной переодевания мог быть суеверный страх перед злыми богами или демонами и стремление сделать себя невидимым для них» (Echter — Bibel. Altes Testament, heraugegeben von Dr. Friedrich Noetscher. Erster Band. Deuteronomium. Wuerzburg, 1965. S. 515).

8. Опасность такого снисхождения к ребенку в том, что, выростая, он, по словам известного богослова профессора Н. Бронзова (†1919), начинает «себя…созерцать через увеличительное стекло, а других — через уменьшительное, …в нем возникает высокомерное, кичливое отношение к последним, по сравнению с которыми, как своего рода пигмеями, он осознает себя, так сказать, великаном…» (Бронзов А. Гордость. Православная Богословская Энциклопедия. Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина. Т. 4. Петроград, 1903. С. 531).

В нем уже с детства развивается самомнение, об пагубных последствиях которого предупреждал святитель Григорий Богослов (†389):

«…Мне кажется прилично сказать о них (таких людях- В. Б.) Соломоново слово: «Есть лукавство, еже видех под солнцем, мужа непщевавша себе мудра быти» ()(Есть зло, которое видел я под солнцем, мужа, считавшего себя мудрым)… Если какой недуг, то сей именно, достоин слез и рыдания. И я неоднократно жалел о сем очень зная, что самомнение отнимает у человека большую часть того, чем он есть и что тщеславие бывает для людей величайшим препятствием к добродетели» (Григорий Богослов, святитель. Слово 3. Творения. Т. 1. С П б., без года изд. С. 43).

9. В христианской среде с давних пор важнейшим и испытанным средством воспитания добрых нравов является Священное Писание:

«Чтобы внушить детям отвращение ко всякого рода тщеславию, самомнению, суетности, указывайте им на то, какой великий грех перед Богом гордость, что она, по словам Священного Писания, начало всякого греха…и мерзость перед Богом (). Показывайте им это на примере злых духов (они, известно, за гордость свержены с неба), на примере наших прародителей в раю (по внушению диаволом гордости они захотели быть как боги); учите их, к чему приводит гордость, как страшно Господь наказывает за неё и как высокомерие предшествует падению.

При этом не забывайте учить их, как богоугодна добродетель, смирение и скромность, как Бог возвышает смиренного, как это мы видим на примере Матери Божией и святых. Но высочайшим образцом, как всех прочих добродетелей, так и смирения, должен быть для них Сам Спаситель, Который сказал о Себе Самом: «Научитесь от Меня, так как Я смирен и кроток сердцем ()» (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Указ. соч. С. 51-52).

10. Преодолеть эти и другие трудности в воспитании несомненно помог бы призыв святителя Иоанна Златоуста, если бы родители сделали его принципом общения со своими детьми:
«Все родители должны воспитывать своих детей для Бога! … Деньги дать легко могут и люди, а исправить природу…и ободрить душу готовую пасть, — возможно только для Владыки природы, а ни для кого из людей» (Иоанн Златоуст, святитель. Пять слов об Анне. Слово 3 (№1). Творения. Т. 4. Книга вторая. С П б., 1898. Репринт. С. 802).

Протоиерей Владимир Башкиров, магистр богословия