Снежные постройки в дет саду. Оформление участка детского сада зимой. Выбираем фигуры для лепки из снега в детском саду

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Творческий проект

«Снежная сказка «По-Щучьему велению»

(снежные постройки)

г.о.г. Бор

2016-2017 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Снежная сказка « ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ »

Вид проекта:

Творческий, практико-ориентировочный, краткосрочный

Продолжительность проекта:

20.12.2016 – 30.01.2017

Цель проекта:

Задачи проекта:

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок и снежные постройки по мотивам сказок.

Постановка проблемы:

Руководитель проекта:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Творческая группа:

Петрова С.Н., родитель, Сайгина Е.А., помощник воспитателя

Участники проекта:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников младше-средней группы.

Оборудование, средства и материалы:

Русская народная сказка «По-Щучьему велению», кукольный театр, компьютер, магнитофон, проектор, снег, вода, краски, снегоуборочный инвентарь.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Для познавательной, игровой деятельности, а также для двигательной активности воспитанников творческая группа решила оформить участок младше-средней группы в стиле русской народной сказки «По- Щ учьему велению»

Оформление зимнего участка – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому без привлечения родительской общественности не обойтись. И благодаря совместным усилиям педагогов, воспитанников и их родителей снежные постройки обязательно появятся на нашей игровой площадке детского сада.

Для создания благоприятных условий воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время творческой группой был разработан проект «По- Щ учьему велению».

Каждая снежная фигурка - искусство не только рукотворное, но и нелегкое. Ведь для лепки снежных фигурок нужна низкая температура воздуха. Нынешняя зима - игривая, то растает, то приморозит.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Во всестороннем развитии ребенка важное место занимает физическое воспитание. Длительное пребывание на свежем воздухе в любое время года чрезвычайно полезно и необходимо для укрепления здоровья дошкольников. Создание снежных построек обогащает зимнюю прогулку, помогает воспитателю рационально организовать время пребывания детей на свежем воздухе, создать условия для развития их самостоятельной игровой, художественно-творческой и познавательной деятельности, двигательной активности.

Актуальностью проекта является: создание условий для укрепления связи с семьями воспитанников группы, творческого подхода к формированию снежных построек на участке для проведения зимних прогулок.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми в зимний период

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми на прогулке в зимнее время.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Спроектировать и создать развивающую среду для всестороннего развития детей в зимнее время на прогулке;

Установить доверительные и партнерские отношения с родителями; - формировать привычку здорово образа жизни у детей дошкольного возраста и взрослых;

Повысить двигательную активность детей дошкольного возраста в зимний период, приобщать дошкольников к зимним видам спорта;

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок и снежные постройки по мотивам сказки.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Бережное отношение к собственному труду и труду других людей.
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
  • Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1 ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сроки

Цель

Ответственные

20.12.2016 -

25.12.2016

Совместная разработка воспитателями, родителями и воспитанниками детского сада проектов зимних построек на участке ДОУ.

Привлечение внимания родителей к проблеме создания условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми в зимний период

Вызвать у педагогов интерес к проекту;

Познакомить с его целями и задачами;

Подвести к видению своего места в проекте;

Расширить представления дошкольников о русских народных сказках

Творческая группа

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Сроки

Цель

Ответственные

25.12.2016 -

25.01.2017

Совместное оформление воспитателями, родителями и детьми участка младше-средней группы по сказке «По- Щ учьему велению»

Чтение сказки «По- Щ учьему велению»

Щ учьему велению»

Повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;

Заинтересованность родителей проблемой чтение и слушание сказок через игровую деятельность,

Создание условий для двигательной активности воспитанников.

Творческая группа

3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Сроки

Цель

Ответственные

25.01.2017 -

30.01.2017

Развлечения «Зимние забавы», «В гостях у Емели»

Театральная деятельность по сказке «По- Щ учьему велению»

Выставка рисунков по сказке «По- Щ учьему велению»

Наблюдения на прогулке

Игровая и двигательная деятельность воспитанников на прогулке

Систематизация накопленного педагогического опыта;

Привлечение к сотрудничеству родителей;

Расширить представления дошкольников о сказках,

Развитие двигательной активности воспитанников.

Творческая группа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческий подход в оформлении игрового пространства на игровой площадке изменило внешний вид территории в целом, сделал наш участок более уютным и ярким.

Снежные постройки служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей, способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития.

Нынешняя зима была игривая: то растает, то приморозит. Однако творческая группа успел «ухватить» морозное время, чтобы создать снежный городок, который расположился на территории детской площадки младше-средней группы.

Творческая группа связала свою снежную идею с проектом «Приобщение детей к художественной литературе через сказку».

Над проектом работали воспитатели группы совместно с родителями и воспитанниками.

С огромным удовольствием ребята выходят на улицу, потому что знают, что там их «ждет» сказка.

Снежные постройки способствуют не только физическому развитию детей, но и положительному эмоциональному настрою на двигательную активность во время прогулки. Мы постарались сделать снежные фигуры многофункциональными, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

При оформлении территории большое значение придавалось безопасности, функциональности и эстетичности построек.

Сказочный уголок для детей стал любимым местом увлекательного, полезного и приятного времяпрепровождения. Это ли не самое главное, чего удалось добиться вместе - желания у детей играть, двигаться и веселиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Зима - замечательное время года. Её с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Это лучшее время для детских развлечений: игр в снежки, катания на лыжах, санках, коньках. Игровые площадки в нашем детском саду зимой - прекрасное место для оздоровительных прогулок с детьми на свежем воздухе. Они становятся удивительным местом, где малыши получают массу положительных эмоций, упражняются в ловкости, играют и растут.

В зимнее время года на участке младшей группы «Пчелки» произошли изменения. Участок украсили постройки из снега: валы, лунки, осьминог, кит, торт. Ярко украшенный участок вызывает у детей устойчивый, положительный настрой.

Для перепрыгивания через препятствия на участке появился осьминог. Валы сделаны для лазания и ходьбы по ним.

Сделаны лунки, в которые можно забрасывать снежные комочки.

Вокруг огромного торта малыши водят хороводы, играют в сюжетные игры.

Кит и осьминог выполнены также для наблюдения и знакомства с обитателями морей.

Во второй группе раннего возраста «Солнышко» на участке появился лабиринт «Гусеничка», который необходим, чтобы упражнять детей в ходьбе и беге друг за другом.

С целью развития ловкости, глазомера, мелкой моторики руки, знания основных цветов на площадке появились лунки для метания.

Для развития крупных групп мышц изготовлены туннели для подлазания.

Снежный домик — для развития игрового замысла в играх со снегом.

В виде многоэтажного дома оформлен снежный вал.

Воспитатели и дети подготовительной группы «Радуга» постройки из снега объединили одной темой «Жилище человека», тем самым продолжив тему одноименного проекта. На участке появились постройки из снега: «Иглу»,

«Юрта»,

«Хата»,

максимально приближенные к реальности. У ребят вызван интерес к культуре и обычаям разных народностей, а также они закрепили свои знания по устройству жилища разных народов.

Для развития двигательной активности изготовили змейку для перешагивания, перепрыгивания, хождения по окрашенной поверхности.

Участок средней группы «Звездочка» пополнился лабиринтом «Пройди к Снеговику»- для совершенствования умения ориентироваться в пространстве, избегать столкновений.

В ходе подвижной игры «Разноцветные карусели» дети развивают ловкость, внимание, быстроту реакции, закрепляют цвета.

Снежная постройка «Чудо — печь» - для сюжетно — ролевой игры, в ходе которой дети учатся выбирать роли, выстраивать сюжет.

Для развития меткости, глазомера, закрепления знания цвета на участке появилась постройка «Попади в домик».

Для развития математических способностей, закрепления цвета, счета, величин используется пособие «Сложи пирамидку».

На участке средней группы «Барбарики» для развития самостоятельности, ориентации, метания мячей в ворота появились: реефлексивный круг «Петушок»,

лабиринт,

воротики.

На участке старшей группы «Ягодка» построена Снежная крепость для подвижных игр «Пограничники», «Мы — военные», «Застава», «Донесение».

Полоса препятствий (три параллельных снежных вала) предназначена для игр и упражнений в прыжках («Перебежки», «Перелет птиц», «Меткий стрелок»).

По участку проходит Санный путь для путешествий на санках (Игры «Помощь раненому», «Трудный участок пути»).

Снежная пещера или окоп — для игр «Солдат на посту», «Охотник и звери», «Баба Яга», «Партизаны».

В обруч дети бросают снежки, мячи — все это развивает глазомер, меткость, координацию движений (Игра «Меткий стрелок»).

На возвышении стоит семейка снеговиков для поднятия настроения и двигательной активности.

Для подвижных игр на участки выносятся шапочки — маски, бинокли, рули, лопатки для расчистки снега, клюшки, шайбы — для игры в хоккей.

Развивающая среда на участках безопасна, функциональна.

Все фигуры ярко оформлены. Зная о том, что краска будет пачкать одежду детей, воспитатели использовали для украшения фигур бросовый материал (крышки, капсулы от киндер-сюрпризов, пробки, пакеты), кусочки ткани, тесьму.
Дети с удовольствием ходят на прогулку, играют, двигательная активность развивается.

Создание снежных построек на территории ДОУ

    Украшение снежных построек Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка Сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" для детей младшего дошкольного возраста

Технологии создания снежных построек

Обобщив опыт педагогов МДОУ «Детский сад "Росинка"» г. Ноябрьска и коллег из других городов, коллектив ДОУ разработал эскизы и дизайн-проекты участков. При этом были учтены определенные требования к постройкам, которые, по их мнению, должны:

    способствовать физическому, интеллектуальному и эстетическому развитию детей; быть относительно легкими в изготовлении и достаточно крепкими; соответствовать требованиям безопасности и возрасту детей; соответствовать интересам детей, выявленным в ходе опроса о том, что бы они хотели видеть на участках; отражать приоритетное направление деятельности ДОУ, региональный компонент и определенную тематическую направленность.

Материалы и оборудование для приготовления "снежного теста"

    комплект теплых и плотных резиновых перчаток для "скульптора"; два оцинкованных ведра объемом 10–12 литров (при достаточно низких температурах пластмасса лопается, а эмаль дает трещины); лопата для взрослого – "подсобного рабочего"; несколько лопат для детей – помощников.

При строительстве снежных построек использовались разнообразные технологии, например снежные шары, кучи снега, деревянные короба. Преимущество последнихзаключается в том, что они изготавливаются необходимых размеров и легко заполняются снегом до требуемого уровня. Снег в них слеживается значительно прочнее, чем в кучах, что способствует повышению качества постройки. При вырезании фигур не приходится удалять большое количество снега, как при постройках из сугробов (снежных куч).

Если в снежной постройке необходимо сделать перекрытие, для его укрепления можно использовать доски. Древесно-стружечные плиты не подойдут. Под воздействием влажного снега они размокают и могут привести к травматизму детей. Доски закладываются в короб, заполненный до определенного уровня снегом, после их укладки он снова заполняется снегом.

Короба желательно устанавливать за месяц-полтора до планируемых сроков оформления построек и постепенно наполнять их снегом по мере расчистки участков. В зависимости от обильности снегопада их можно заполнить и за один-два дня, но в любом случае требуется не менее двух недель, чтобы снег хорошо слежался. По такой технологии были сооружены крепости, паровоз, Спанчбоб и другие постройки.

Когда снег достаточно слежится, приступают к созданию образа. Проверить "готовность" снега в коробах можно, проткнув его заостренной палкой: если она легко, без усилий входит в снег, значит, заготовка еще не пригодна для работы над фигурой. Вырезать крупные детали, например туловище медведя или шляпку гриба, можно штыковой лопатой, а небольшие элементы (фары, украшения, черты лица) – более мелкими орудиями – детскими лопатками, строительными металлическими шпателями и другими приспособлениями. Выпуклые части можно изготовить из "снежного теста" способом налепа. Оно также используется для выравнивания поверхности, отделки фигуры и придания прочности.

Технология приготовления "снежного теста"проста: в ведро с холодной водой накладывается снег, через несколько секунд оно готово. Успех зависит от слаженности работы всех членов "строительной бригады". "Скульптор" (взрослый, владеющий художественными навыками) работает только с "тестом" и постройкой, дает устные распоряжения своим помощникам. "Подсобный рабочий" (воспитатель или родитель) своевременно доставляет воду, а помощники (воспитанники группы) загружают снег в воду.

Основу технологии создания снежных построек, условно названной коллективом дошкольного учреждения "Снеговик", составляет изготовление шаров. Их укладывают цепочкой, а образующиеся пустоты или заполняются "снежным тестом", или излишками снега, срезанным с шаров сверху и с боков лопатой.

В результате постройка получается достаточно прочной. Недостаток технологии в том, что шары скатываются только в оттепель, когда снег липкий. Вместо них можно использовать неоформленные комья, которые остаются от уже вырезанных из сугробов фигур, но чтобы придать такой постройке эстетичный вид, потребуется много времени. На основе данной технологии создают длинные вытянутые фигуры, например змей, щупальца осьминога, различные лабиринты.

Одной из распространенных технологий создания снежных построек является преобразование уже имеющихся стационарных конструкций, например металлических дуг – в тоннель, лесенок-стремянок – в дом и др. Они изготавливаются с помощью досок, листов фанеры и снежных комьев. По такой технологии были сделаны дом и пещеры.

Украшение снежных построек

Украшать снежные постройки можноразличными способами: с использованием тканевой аппликации , разноцветных льдинок или окрашивания. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Наиболее привлекательными для дошкольников являются окрашенные в яркие цвета постройки, но основная проблема с ними весной, когда в период таяния снега дети пачкают одежду.

Окраска фигур проводится в два этапа. Краска (гуашевая или акварельная) разводится в воде, при необходимости процеживается через сито, чтобы не было комочков, и при помощи пульверизаторов наносится на постройку. Для получения необходимой насыщенности цвета покраску производят в 2–3 приема. Чтобы постройка не пачкалась, ее еще раз опрыскивают, но уже чистой, неокрашенной водой.

Технология украшения тканевой аппликацией такова: заготовку смачивают водой и, не отжимая, прикладывают к постройке. Затем поверх тонким слоем, выходя за периметр детали, наносят "снежное тесто". Получается менее выразительно, зато одежда не пачкается.

Использование снежных построек для всестороннего развития ребенка

Благодаря совместным усилиям педагогов, сотрудников, воспитанников и их родителей снежные постройки появились на всех игровых и двух спортивных площадках детского сада. Учитывая приоритетное направление деятельности ДОУ – интеллектуально-художественное и экологическое воспитание и развитие детей, при оформлении построек предпочтение было отдано представителям животного мира.
На участках появились животные Крайнего Севера (тюлень и белый медведь), обитатели пустыни (черепахи, змеи), морей и рек (осьминоги, крокодилы, киты и скаты), насекомые (гусеница и божьи коровки).

Путешествуя по территории, дошкольники знакомились с животными различных природно-климатических зон и сред обитания, побывали в гостях у коренных жителей Севера, посетили остров любимых мультипликационных героев и лесную полянку. Полюбили обитателя Средней полосы России – бурого медведя, а также узнали, кто такой динозавр. Для развития экологических представлений использовались такие постройки, как "Медведь и берлога", "Черепахи и божьи коровки", "Гриб и пень".Дети могли прокатиться с горок разной высоты, различных траекторий и сравнить свои ощущения.

На прогулках, во время наблюдений, игр, индивидуальных бесед воспитанники пополняли и углубляли свои знания о животном мире: где живут те или иные животные, чем питаются, как приспосабливаются к условиям обитания. Особый восторг у детей вызвало "катание" на тюлене и разноцветной гусенице. А с кита они скатывались прямо в "море".

Cнежные постройки использовались также при организации занятий по формированию у воспитанников сенсорных и математических представлений. В ходе игр на острове любимых мультипликационных героев педагоги и родители ненавязчиво помогали детям закрепить знания о цвете и форме. Дошкольники с большим удовольствием здоровались с синим "смешариком", искали серого ската, розового осьминога, а также постройки, похожие на шар, круг, прямо-угольник и пр.

Гуляя на спортивной площадке (лесной полянке), дети в игровой форме упражнялись в количественном и порядковом счете, сравнивали постройки по размерам (берлога и медведь), цветам (красная божья коровка, желтая черепаха), считали количество крапинок на крыльях божьей коровки. Аналогичные задания педагоги и родители придумывали для малышей во время прогулок на других участках.

Имеющиеся на территории ДОУ снежные постройки способствовали и развитию представлений о человеке в истории и культуре. Например, педагоги знакомили воспитанников с укладом жизни и традициями русского народа: рассказывали, как защищали крепость в военное время, как проходили масленичные народные игры "Взятие крепости", какими были детские забавы. Дошкольники смогли узнать, как выглядели традиционные жилища рыцарей (замки) и представителей коренных народов Севера (чум).

Катаясь на высокой и низкой горках, дети расширяли и углубляли естественнонаучные представления.

С помощью наводящих вопросов педагога опытным путем определяли, что скорость спуска зависит от высоты горки, траектории и других параметров. Трехскатная горка с различными траекториями спуска предназначалась для увеличения пропускной способности, сокращения времени ожидания очереди, что препятствовало возможному переохлаждению дошкольников в морозные дни.

Большинство снежных построек в первую очередь способствуют повышению двигательной активности детей, укреплению их здоровья и физического развития. Беговая дорожка, расположенная на площадке, предназначена для разминки, а также для развития выносливости во время длительного медленного бега. Для удобства ориентации по трем сторонам площадки дорожка выделена снежными бортиками. В качествеориентира для бега змейкой можно дополнительно использовать другие постройки спортплощадки: "черепаху", "божьих коровок", "кусты", "вагончики поезда".

С целью усложнения разминки, развития у детей прыгучести, равновесия, преодоления возможной боязни ограниченного замкнутого пространства и быстроты реакции могут использоваться другие постройки спортплощадки. Например, благодаря ледяной крепости дошкольники развивали меткость и дальность броска, сражались в снежном бою, пытались попасть снежком в короб медведя. Через длинные бугристые извилистые щупальца улыбающегося осьминога можно было перешагивать, перепрыгивать, бегать с преодолением препятствий, использовать их как лабиринт и даже попытаться пройти по ним, сохранив равновесие.

Снежные постройки "Медведь", "Колобок"служат развитию театрализованной деятельности детей и используются для разыгрывания игр-драматизаций по мотивам сказок и литературных произведений.

В рамках эксперимента с целью выявления интереса детей и родителей к катанию на коньках был залит каток. Эксперимент удался, и вот уже второй год старшие воспитанники обучаются в ДОУ катанию на коньках.

Привлечение детей к созданию и украшению снежных построек, ежедневному уходу за ними способствует развитию у воспитанников трудовых умений и навыков, бережного отношения к результатам коллективного труда. Помогая расчищать от снега беговую дорожку, спортивную и игровые площадки, каток, сметая снег с построек, дети учатся проявлять заботу о сверстниках, оказывать помощь малышам и взрослым.

Планируя прогулку, воспитатели могут задействовать снежные постройки ограниченно, в ходе одного из компонентов прогулки (во время наблюдений, игр, организации трудовой деятельности, или индивидуальной работы), или комплексно (для организации тематической прогулки, проведения досуга или занятия). В качестве примера в приложениях 1, 2, соответственно, представлены сценарий физкультурно-познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку" и конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений" для детей младшего дошкольного возраста.

В реализации проекта принимали участие практически все сотрудники детского сада.
В преддверии конкурса подбирали материалы и разрабатывали эскизы и дизайн-проекты, сгребали снег для построек, расчищали территорию для создания композиций и катка, вырезали фигуры, поливали их водой, украшали. Создать снежную сказку было бы невозможно без помощи детей, их родителей, старших братьев и сестер, членов семей сотрудников детского сада и юных спортсменов хоккейной команды, которые помогали заливать каток. Строгое жюри по достоинству оценило совместный труд: проект занял первое место в городском конкурсе.

Приложение 1

Сценарий физкультурно-­познавательного досуга "Путешествие на лесную полянку"
для детей младшего дошкольного возраста

Цели:

    содействовать развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней; способствовать получению удовольствия и радости от двигательной деятельности.

Задачи:

    развивать умения детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; подпрыгивать на месте, стараясь достать предмет; упражнять в метании в горизонтальную цель; расширять представления детей о животных, правилах безопасности; воспитывать культуру поведения и смелость.

Оборудование:

    шишки (по две на каждого ребенка), удочка (вместо крючка прикреплен "комар"), бубен, аудиозаписи (шумы леса, "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане": полет шмеля, комара, мухи).

(До выхода воспитанников на прогулку почтальон приносит в группу письмо от Старичка-Лесовичка, в котором он приглашает на лесную полянку. Педагог выясняет, согласны ли дошкольники отправиться в путешествие, и вместе с детьми решает, как можно добраться до лесной полянки. Дети перечисляют разные средства передвижения. Воспитатель обобщает их ответы и предлагает отправиться в лес пешком, потому что тот, кто ходит много пешком, укрепляет свое здоровье. Напоминает всем правило: чтобы не потеряться в лесу – надо не отставать друг от друга. Дети одеваются и отправляются в "лес".)

Ход досуга:

Воспитатель: Вот и опушка леса. А где же Старичок-Лесовичок? Наверное, ждет нас на полянке. Сколько снегу намело. Поднимайте выше ноги, будем пробираться к полянке. Посмотрите-ка, тут между сугробами тропинка протоптана, побежим быстрее по ней, она нас приведет к заветной полянке.

(Дети бегут за воспитателем змейкой между снежными постройками.)

Воспитатель: А вот и полянка, но и здесь никого нет. Давайте отдышимся и отдохнем. Вдохните глубоко через нос, выдохните через рот. Лесной воздух очень полезен для здоровья.

♫ (Дети выполняют 3–4 дыхательных упражнения. Где-то вдалеке звучит колокольчик.)

Воспитатель: Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, Старичок-Лесовичок где-то совсем рядом. Давайте закроем глаза и внимательно послушаем.

♫ (Звук колокольчика слышится громче, звучит "волшебная" музыка.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, произошло чудо: зимняя лесная полянка превратилась в летнюю. Вон на траве сидят божьи коровки, щебечут птицы. Слышите, как жужжат шмели и пчелы?

(Вместе с детьми воспитатель имитирует жужжание насекомых.)

Воспитатель: Каких насекомых вы еще знаете? Песенку пчелы и шмеля вы знаете. Еще раз покажите, как они жужжат? А кто знает песенку комара? Хотите, я вас превращу в насекомых, и вы будете порхать над растениями?

Подвижная игра "Полет насекомых"

Если есть технические возможности, поочередно включаются аудиозаписи "Танец бабочек", муз. М. Красева, отрывки из оперы -Корсакова "Сказка о царе Салтане" (полет шмеля, комара, мухи). Если такой возможности нет, игра проводится под сопровождение бубна.

Пока звучит музыка (бубен), "насекомые летают" по всей площадке, стараясь не наталкиваться друг на друга, затем присаживаются на корточки – отдыхают "на траве и цветах". Игра проводится 2–3 раза.

Воспитатель: Раз, два, три – вот и снова дети вы.

(Воспитатель "превращает насекомых" в детей.)

Воспитатель: Хорошо летом в лесу! Только комары надоедают! Так и лезут везде, стараются укусить. Вот и сейчас один так и вьется вокруг нас. Давайте его поймаем! Становитесь все в круг, как только комар будет пролетать над вами, попробуйте его поймать.

Подвижная игра "Поймай комара"

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, педагог – в центре круга. Он вращает удочку (небольшую палку с привязанным к ней шнуром, на конце которого закреплен "комар"). Дети подпрыгивают вверх, стараясь его поймать. Игра длится 1–2 мин.

Воспитатель: Испугались комары, все разлетелись. Пойдемте, поищем Старичка-Лесовичка.

(Воспитатель с детьми отправляются на поиски. На пути им встречается Колобок.)

Воспитатель и дети: Здравствуй, Колобок.

Колобок (за Колобка говорит воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я вот от бабушки ушел и от дедушки ушел, а кто мне может в лесу повстречаться, не знаю.

Воспитатель: Дети, подскажите, кто в сказке повстречался Колобку?

(Дети называют героев сказки, воспитатель предлагает им сразу показать Колобку: как прыгает зайчик, как рычит волк, как передвигаются медведь и лиса.)

Воспитатель: Ребята, а кого из зверей надо больше всего остерегаться Колобку? Почему?

(Дети предлагают варианты ответов.)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно малышам уходить без разрешения из дома, из детского сада, гулять одним, без взрослых?

(Воспитатель обобщает ответы детей и подводит к мысли о том, что они всегда должны гулять только со знакомыми взрослыми и не соглашаться никуда идти, что бы незнакомцы им не обещали.
Рекомендует Колобку вернуться к бабушке и дедушке, пока его не съела лиса. Дети с воспитателем отправляются дальше. Встречают медведя.)

Воспитатель и дети:Здравствуй, Медведь. Ты не знаешь, где нам найти Старичка-Лесовичка?

Медведь (за Медведя говорит воспитатель):Знаю. Только сначала поиграйте со мной и попробуйте угадать, что я люблю кушать.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что любит кушать медведь?

(Ответы детей.)

Медведь: Да, я люблю лакомиться медом и ягодами, особенно малиной. А еще я люблю кушать грибы, разные корешки растений, рыбу и даже муравьев.

Воспитатель: В какую игру ты хочешь поиграть с детьми?

Медведь: Пусть они возьмут из лукошка по две шишки и попробуют закинуть в мою большую корзину.

(Дети метают шишки в горизонтальную цель.)

Медведь: Да, не совсем еще хорошо научились попадать шишками в цель. Но вы не расстраивайтесь, чаще приходите ко мне и скоро станете меткими стрелками! А Старичок-Лесовичок вон стоит, на вас глядит, как вы в лесу развлекаетесь.

Воспитатель и дети:Спасибо тебе, Медведь. До свидания.

Старичок-Лесовичок:Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не узнали вы меня? Я давно здесь стою, наблюдаю за вами. Понравилось вам в лесу? Что нового узнали?

(Дети вместе с воспитателем благодарят Старичка-Лесовичка за увлекательное путешествие.)

Старичок-Лесовичок:Приходите к нам еще, мы вас будем ждать! А сейчас вам пора в детский сад. До свидания! В добрый путь!

(Дети прощаются, уходят с площадки.)

Приложение 2

Конспект занятия "Развитие естественнонаучных и сенсорных представлений"
(организация наблюдения в форме экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста)

Цели:

    познакомить детей с новым агрегатным состоянием воды – льдом; экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду; упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный); изготовить цветной лед и украсить ими снежные постройки.

Ход занятия:

(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную воду. Воспитатель предлагает узнать им, что же будет с цветной водой, если ее вынести на улицу на мороз. После этого заранее подготовленные бутылки с окрашенной водой дети берут с собой на прогулку.)

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках?

Дети: Т емно-красная и светло-красная.

Воспитатель: Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики. Какого цвета вода в формочках? Как вы думаете, что станет с ней на морозе?

(Дети выдвигают свои версии. Воспитатель предлагает их проверить.)

Воспитатель: Что же стало с водой в формочках?

Дети: Она замерзла – получился лед.

Воспитатель: Какого цвета получился лед в формочках? Давайте рассортируем льдинки по цвету в два ведерка в соответствии с цветовыми условными обозначениями.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки?

Дети: Мы хотим их забрать с собой в группу.

(В группе, после сна, дети выясняют, что же стало со льдом.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки?

Дети: Они растаяли, и образовалась вода.

(На следующий день или через пару дней воспитанники снова могут изготовить воду двух других цветовых оттенков (по выбору детей) и сделать льдинки.)

Воспитатель: Какого цвета вода получилась у вас сегодня? Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы или выложим красивый узор.

(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения типа "Собери бусы" (по заданному алгоритму) или "Выложи узор".)

Примечание. После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: "темный", "светлее", "самый светлый". Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов (от самого светлого до темного и наоборот), воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки.

Зима – раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах или коньках, спуски с ледяных горок. Педагоги многих дошкольных образовательных учреждений радуют своих воспитанников не только традиционными снежными горками, ледяными дорожками, но и сюжетными постройками, мало распространенными в регионе в связи с суровыми климатическими условиями. Для того чтобы вдохновить педагогов на создание сюжетных снежных построек на участках детских садов, в городе был организован городской смотр-конкурс "Зимняя сказка двора".

Значение снежных построек для развития двигательной активности у детей дошкольного возраста

Описание материала: представлен опыт работы с фотографиями снежных фигур, способствующими развитию двигательной активности у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности и родителям.
Содержание Программы "От рождения до школы" в образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Потребность в движении, которую испытывают все дети, и называется двигательной активностью . Ее удовлетворение очень важно для развития ребенка, а также для его воспитания. Движение - это жизненная необходимость каждого человека, и, главным образом, благодаря движению, с самого раннего детства формируются все функции и системы организма человека.
Важно обеспечивать развитие двигательной активности детей на прогулке, особенно зимой, способствующей улучшению моторики у ребенка, а также правильному формированию всех систем и органов. Прогулки вообще являются главным способом развития двигательной активности у детей. В дошкольном возрасте у них формируются основные двигательные навыки, такие как: ходьба и бег, лазание, метание и прыжки. Если ребенок недостаточно развит в некоторых компонентах, это будет тормозить его двигательную активность и способность усваивать новые двигательные действия. Поэтому прогулки, которые проводятся в ДОУ, должны быть тщательно спланированы. Большую помощь в этом оказывают и наши родители, которые обладают яркой фантазией и творчеством, и строят чудесные снежные постройки для развития двигательной активности детей. Сооружения тщательно продумываются, что и для какой цели будет служить, ярко оформляются, родители щедро используют для этой цели: ленточки, ткани, шерстяные нитки, цветные льдинки, салфетки, бросовый материал, краски (украшенный участок, сам по себе, вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку).
Представляю снежные постройки:
- для ползания, лазания, подлезания, сюжетно-ролевых игр:
«Лодка»,

«Паровозик»,


«Лабиринт»,


«Горка»,


- для сюжетно-ролевых игр, прыжков, ходьбы, метания:
«Кораблик»,


- для сюжетно-ролевых игр, бега, ходьбы (прямо и боком), ползания, лазания:
«Крепость» (также около этих крупных построек хорошо играть в прятки или просто перебегать, например, от «Лодки» к «Крепости»);


- для сюжетно-ролевых, подвижных игр:
"Масленица",


«Зайчик»,


«Мишка»,


Для метания:
«Берлога»,


- для прыжков, для украшения площадки:
«Цветные льдинки»,


- для украшения площадки использовали вот такие мотивы:



Каждую зиму участок нашей группы превращается в замечательный снежный городок, и прогулка зимой становится интереснее и веселее, и мороз совсем не страшен...

Наш детский сад «Ладушки» расположен в новом квартале города Тольятти. В 2011 году он отметил четвертую зиму.

На территории сада – 14 участков по возрастным группам, есть большая физкультурная площадка. Все участки оборудованы современными игровыми модулями.
Зима для наших детей – долгожданная и любимая пора, они знают, как только выпадет снег, участки детского сада превращаются в особую снежную страну.

Вот зима, кругом бело, много снега намело… Всем известны эти строчки, но капризы родной природы иногда нарушают наши планы. Случаются зимы с обильными снегопадами и частыми оттепелями, бывают морозные, но бесснежные, снег накапливается только к февралю.
Зимы различаются не только по количеству снега, но и по качеству: Легкий и пушистый снег очень сложен для создания построек, липкий и тяжелый требует другого подхода для творчества.
Немаловажное значение имеет площадь прогулочного участка и наличие стационарного оборудования (малых архитектурных форм). Все эти факторы влияют на выбор технологии создания зимних построек на участка

Все дети по-разному реагируют на перепады температуры воздуха, силу ветра и длительное пребывание на морозном воздухе. Поэтому мы считаем нашей главной задачей создание благоприятных условий и режима максимальной двигательной и познавательной активности детей на прогулке.

Каждый год, в начале зимы на педагогическом совете мы обсуждаем вопросы организации зимних прогулок и оформления зимних участков. Во-первых, делимся впечатлениями, обсуждаем и обобщаем свой опыт……., во-вторых, активно знакомимся с опытом других педагогов, не только нашего региона, но и коллег из других городов России (особенно интересен опыт северных городов, таких как Когалым, Магадан, Мурманск, Тюмень, Екатеринбург, Набережные Челны и т.д., - спасибо средствам массовой информации и интернет ресурсам).В третьих – разрабатываем проекты будущих построек, где они будут размещены, какие ресурсы будут задействованы.

Слайд № 6

Здесь представлены разнообразные планы зимних участков воспитателей нашего детского сада, где учитываются особенности каждого возраста, наличие и использование стационарного оборудования, возможности решения физкультурно-оздоровительных задач.

На этом плане представлена перспектива зимней застройки участка старшей группы. Снежный Вал для упражнений в равновесии и перелезания, а так же для подвижных игр, мишени - вертикальные и горизонтальные для метания, лаз для подлезания, снежная горка, корабль дом и другие объекты для сюжетно-ролевых игр, снежная крепость, хоккейная площадка…

А теперь посмотрите воплощение нашей фантазии на участке детского сада.
Вот горка – любимый снаряд наших детей. Обратите внимание, что участок не большой, стационарное оборудование не позволяет сделать спуск горки длинным и безопасным, поэтому принято решение –удлиннить спуск за счет изгиба, сделать безопасным выезд во избежание столкновений и регулировать очередность скатывания дополнительной беговой дорожкой. Корабль – мачта вморожена в пластмассовую емкость, устойчива к воздействию ветра и обеспечивающая мобильность… Железная горка зимой не используется по прямому назначению, мы приспособили ее как тренажер для метания в вертикальную цель. Для этого вверху устанавливается круглая мишень, а внизу –накопитель для искусственных снежков – сшитых из плащевой ткани и наполненных синтепоном. Использование этих снежков очень удобно и безопасно. Снежки после попадания в мишень – скатываются по желобу обратно вниз…
Качели используем, как подставку для игр «Сбей предмет», «Кто самый меткий»,- (используются также искусственные снежки), как лаз для подлезания и для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Слайд №9-11

Приглашаем Вас на зимнюю прогулку В Детский сад № 210 «Ладушки» города Тольятти

Красивые удобные участки – гордость любого детского сада, но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетично, да ещи и позволяла решать определенные педагогические задачи. Маленькими хитростями по подготовке участков к зиме мы с удовольствием поделимся с Вами.

Слайд №13

Мы уже показали пример нетрадиционного использования стационарного оборудования – железной горки и качели. Песочница - тоже может превратиться с в шахматную доску с ледяными фигурами, роль шахматной доски играет ткань с черно-белыми квадратами, примороженная к ровной поверхности песочницы, а шашки – замороженная в круглых одноразовых контейнерах разноцветная вода. Как вариант – детский бильярд: на ледяной поверхности делаются определенная разметка и лунки. Передвигаются фигуры с помощью деревянных минишвабр.

Слайд №14

использование инструментов: традиционные: лопаты, скребки, носилки, сметки, кроме деревянных детских лопат, мы советуем использовать и современные, легкие, прочные лопаты с телескопической ручкой, удобной для регулировки длины черенка.

Слайд №15

Использование самодельных носилок из пластиковых корзин и тазов облегчает детям переноску, снега, а пластиковые емкости из-под водоэмульсионной краски и белил замечательно подходят для сбора снега и «снежных» куличей.

Слайд №16

С недавнего времени нашими постоянными помощниками стали строительные инструменты. Например, с помощью обыкновенной ножовки можно выпиливать из снега идеально-ровные кубы, ступени к горке и другие, это очень удобно, нетрудоемко и быстро, особенно при сильных снежных заносах… А строительная терка используется для сглаживания углов, бортиков, шлифования идеально гладких поверхностей снежных построек. Хорошо зарекомендовал себя прием лепки из снежного теста опалубным способом. В качестве опалубки подходят дощечки разного размера, картонные коробки из-под крупно-габаритной бытовой техники. – этот прием очень актуален в условиях малоснежной зимы.

Самое главное условие всех снежных построек на участке детского сада – максимальная безопасность, отсутствие острых краев, углов, ледяных комков.

Слайд №17

Еще один совет: чтобы снежные постройки были яркими, разноцветными мы используем ткань, веревки, бахрому, флажки из ярких полиэтиленовых пакетов – этот материал легко поддается наклеиванию на снег. Мы давно отказались от использования гуашевых красок: от них пачкается одежда и нарушается экологический баланс.

Слайд №18

К оформлению участков привлекаем родителей: они подносят воду, снег, помогают расчищать участок после снегопадов и метелей. Родители с большим интересом и удовольствием осваивают новые технологии работы со снегом, вносят свои предложения…

Слайд №19

Дети растут у нас крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры. Сократилось число простудных заболеваний, а это факт первостепенного значения.

Слайд №20 Спасибо за внимание Готовы ответить на Ваши вопросы.