Страховая (трудовая) пенсия по старости. Досрочные трудовые пенсии по старости Проблемы досрочных пенсий по старости

Список использованных нормативных правовых актов и литературы

1. Список использованных нормативно-правовых актов

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.

2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в посл. ред. От 20.04.2007 г.) // Российская газета. 1992. 25 июля.

3. Федеральный закон от 14.07.1992 г. № 176-ФЗ «О закрытом административно-территориальном образовании» // Российская газета. 1992 г. 1 августа.

4. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (в посл. ред. от 09.05.2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.

5. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в посл. ред. от 05.03.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.

7. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в посл. ред. от 27.07.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

8. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в посл. ред. от 03.06.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4920.

9. Федеральный Закон от 10.03.2003 г. № 8-ФЗ «О занятости населения в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 14. Ст. 2281.

10. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 02.05.2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2872.

11. Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (в ред. от 08.08.2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 31. Ст. 3110.

12. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 44. Ст. 4393.

13. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «Об утверждении Разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (в посл. ред. от 01.10.1999 г.) // Российская газета. 1996. 10 июня.

14. Постановление Минтруда РФ от 28.08.1997 г. № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения в РФ» // Российская газета. 1997. 5 сентября.

15. Постановление Минтруда РФ от 22.11.2001 г. № 81 «О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в части применения льготного порядка исчисления выслуги врачам анестезиологам-реаниматологам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» // Российская газета. 2001. 12 декабря.

16. Постановление Минтруда РФ от 23.06.2003 г. № 39 «Об установлении тождества наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель» // Российская газета. 2003. 3 июля.

18. Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70 «Об утверждении Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 37. Ст. 3678.

19. Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях образования от 15.10.1999 г. № 377 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 38. Ст. 3948.

20. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 04.06.2004 г. № 53-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» // Российская газета. 2004. 16 июня.

21. Письмо Пенсионного Фонда РФ от 21.06.2004 г. № 25-26/6664 «О порядке применении Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» // Российская газета. 2004. 2 июля.

22. Письмо Пенсионного Фонда РФ от 28.06.2004 г. № ЛЧ-25-26/7033 «О применении Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П» // Российская газета. 2004. 10 июля.

2. Список использованной судебной практики

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» // Российская газета. 2004. 10 февраля.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» // Российская газета. 2004. 13 июня.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. № 310-О «По запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» // Российская газета. 2001. 26 декабря.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 г. № 320-О «По жалобе гражданина Спесивцева Юрия Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части первой статьи 12 и статьи 133.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» // Российская газета. 2002. 26 ноября.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 г. № 107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» // Российская газета. 2003. 28 марта.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» // Бюллетень ВС РФ. 2006. № 2. С. 2-11.

7. Определение Верховного Суда РФ от 10 июня 2005 г. № 49-В05-9 «При решении вопроса о наличии стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, периоды его работы в негосударственных (немуниципальных) учреждениях для детей, до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 4. С. 1-2.

8. Определение Верховного Суда РФ от 12.2005 г. № 45-В05-5 «О включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии, если указанные периоды имели место до 06.10.1992 г.» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 12. С. 10.

9. Определение Верховного Суда РФ от 12.2006 г. № 46-В05-48 «О включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения возраста 1,5 лет» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 12. С. 22-24.

3. Список использованной литературы и статей

1. Азарова Е. Пенсионная реформа: хуже не будет? // Хозяйство и право. 2003. № 10. С. 3-13.

2. Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ. М.: Инфра-М-Норма, 2004. – 220 с.

3. Азарова Е. Проблемы применения пенсионного законодательства. // Хозяйство и право. 2005. № 9. С. 88-97.

4. Азарова Е. Пленум Верховного Суда РФ о разрешении пенсионных споров. // Хозяйство и право. 2006. № 4. С. 91-101.

5. Азарова Е. Пенсионный возраст: проблемы повышения. // Хозяйство и право. 2006. № 12. С. 69-78.

6. Александров Д.Г. Пенсионная система России: состояние, проблемы, перспективы. СПб.: СПГУ, 2005. – 199 с.

7. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПБ.: Юридический центр Пресс, 2003. – 351 с.

8. Белякин В.Г. Льготное пенсионное обеспечение и пенсии за выслугу лет. М.: Юридич. литература, 2004. – 382 с.

9. Бирюков В. Пенсии в РФ. М.: Приор-издат, 2003. – 480 с.

10. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения. М.: Юрист, 2004. – 814 с.

11. Валуйсков Н.В., Выголовский Д.С. Пенсионное обеспечение. Шахты: ЮРГУЭС, 2004. – 153 с.

12. Воронин Ю. Каким должен быть пенсионный закон? // Хозяйство и право. 2002. № 9. С. 14-38.

13. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М.: Академия, 2004. – 416 с.

14. Гейц И.В. Пенсионное обеспечение РФ. М.: ДиС, 2004. – 192 с.

15. Глинский А. Пенсионная система РФ. Правовое обеспечение реформы. // Закон и право. 2007. № 1. С. 79-81.

16. Долотов В.А. Досрочное пенсионное обеспечение в России. Пенза: ПГПУ, 2005. – 216 с.

17. Захаров М., Тучкова Э. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 608 с.

18. Зверева Н.С. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам. М.: Социздат, 2005. – 157 с.

19. Иванов В.А. Пенсия за выслугу лет медицинским работникам. М.: Социздат, 2004. – 90 с.

20. Комментарий к новому пенсионному законодательству // Под ред. А.К. Соловьева. М.: Юрайт, 2003. – 367.

21. Комментарий к Федеральному Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Под ред. Г.Р. Колоколова, Л.В. Сальникова. М.: Эксмо, 2005. – 160 с.

22. Комментарий к Федеральному Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Под ред. Л.И. Чижик. М.: Принт-Ивест, 2005. – 352 с.

23. Макаров А.В. Пенсионное законодательство. М.: Эксмо, 2005. – 144 с.

24. Мачульская Е.Е. Реформа социального обеспечения и необходимость кодификации законодательства. // Вестник МГУ. Право. 2002. № 6. С. 3-18.

25. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. // М.: Омега-Л, 2006. – 150 с.

26. Михеев Н.Ю. Пенсионеры и пенсии. Досрочная трудовая пенсия: вопросы и ответы. // Труд и право. 2005. № 2. С. 12-13.

27. Навалихина Р.Ф. Пенсионное обеспечение. М: Академия, 2006. – 150 с.

28. Назаров А.С., Савицкая Т.М. Досрочно назначаемые пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам. М.: МЦФЭР, 2005. – 176 с.

29. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечении России. М.: Норма, 2004. – 208 с.

30. Нусратуллина Р.Г. Пенсионное право. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2006. – 137 с.

31. Пешехонов Ю.В. Пенсионное законодательство РФ. М.: Омега-Л, 2002. – 248 с.

32. Право социального обеспечения. // Под ред. А.К. Соловьева, В.В. Курочкиной, Д.А. Никонова. М.: ЮНИТИ, 2005. – 319.

33. Пудов А.Н. Некоторые вопросы, связанные с реализацией досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. // Пенсия. 2005. № 11. С. 56- 59.

34. Рябикова Г. Государственное регулирование социальной обеспеченности в РФ. // Закон и право. 2006. № 2. С.12-14.

35. Савицкая Т.М. Досрочная трудовая пенсия по старости работникам образовательных учреждений. М.: МЦФЭР, 2004. – 176 с.

36. Свиридов С.А. Пенсионная система России: проблемы правового регулирования. Воронеж: ВГУ, 2005. – 536 с.

37. Соловьев А.А. Педагогические работники. Трудовые отношения. М.: Приор-издат, 2005. – 160 с.

38. Удалова А.А. Право социального обеспечения. М.: Омега-Л, 2006. – 186 с.

39. Чирков С.А. К вопросу о нестраховых периодах в системе обязательного пенсионного страхования. // Юридический консультант. 2006. № 6. С. 7-13.

40. Цветкова И.С. Досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников. // Пенсия. 2005. № 5. С. 37-41.

41. Цветкова И.С. О некоторых вопросах досрочного пенсионного обеспечения в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. // Пенсия. 2006. № 2. С. 23-29.

42. Цветкова И.С. Стаж для врачей. // Пенсионное обеспечение. 2005. № 8. С. 24-28.

Российская пенсионная система за последние годы претерпела немало реформ.

В 2017 году действует несколько схем пенсионного обеспечения граждан:

  • государственные выплаты;
  • негосударственное обеспечение;
  • обязательное страхование.

Страховая пенсия по старости – обязательная мера государственной поддержки населения.

Главная задача выплат – компенсировать людям, проработавшим в течение жизни, зарплату и прочие виды доходов за счет начислений, которые их работодатели направляли в ПФР во время трудовой деятельности.

Условия и порядок обеспечения выплатами установлены Федеральным законом №400.

ФЗ № 400 от 28.12.2013

Средства начисляются Пенсионным фондом по достижении лицом возраста, установленного законодательством. Характер пенсии накопительный.

Правовые аспекты назначения страховой пенсии

На досрочные страховые пенсии по старости имеют право:

Возрастное пособие - социально опосредованные платежи, назначаемые ПФ гражданам по достижению ими определенного возраста. Такое пособие устанавливается юридически для компенсации работавшим гражданам утраченной зарплаты. Формирование обеспечения происходит путем отчислений работодателями страховых взносов в ПФ.

Их объем зависит от:

  • величины официальной зарплаты;
  • длительности страхования;
  • возраста выхода на пенсию.

Осуществляемой в особых условиях, позволяющих оформить досрочную пенсию по старости, считается работа:

  • в горячих цехах, под землей, с вредными условиями;

Подробнее об этом читайте в статье «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

Кто является получателями?

Для получения пенсии нужно соответствовать ряду условий. Это касается, прежде всего, возраста.

Кому положена:

  • мужчины в возрасте 60 лет и старше;
  • женщины после 55 лет.

Играет роль и стаж – это время, на протяжении которого человек имел официальный заработок и производил отчисления в ПФР. Каждому пенсионеру соответствует индивидуальный коэффициент, который учитывается при расчете выплаты.

Структура

Каждый гражданин имеет право на индивидуальный вариант формирования начислений. Это может быть только страховая часть, накопительная пенсия при этом вообще не формируется или аккумулируется в НПФ.

Также можно использовать и страховую, и накопительную части.

Особенности назначения и условия

На текущий момент в законодательстве имеется 28 видов пенсий, которые назначаются гражданам до достижения пенсионного возраста при выполнении необходимых условий. При этом 24 назначаются в связи с выполнением определенной деятельности. То есть для назначения такого содержания надо иметь специальный стаж необходимой продолжительности в оговоренных условиях или указанной должности.

Иногда требуется соответствие и некоторым другим условиям: например, достижение определенного возраста или наличие также общего страхового стажа. К тому же, например, педагог обязан работать на полную ставку в установленных условиях, исключение сделано разве что для сельских учителей и учителей начальных классов.

​ 14 575 рублей​ ней увеличиваются на​ действия которой превышает​ работы, могут быть​ на иждивении.​ страховой пенсии по​ для представления требуемых​

​ месту регистрации​ ст. 30);​ корректировок.​ а при их​ учтенных при назначении​

​СП​, поэтому целесообразно разобраться,​

​ России от 28.11.2014​По большому счету, пенсионная​

​ во II пол.​ 49 копеек в​

​ соответствующий районный коэффициент​ один год, производится​ приняты в подтверждение​В соответствии с пунктом​ старости осуществляется по​

​ справок или ожидания​в течение трех дней​в некоторых должностях медицинских,​Рекомендуемый срок обращения в​ устранении - выплачивается​

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Периоды, из которых состоит страховой стаж, Коэффициент страхового стажа

​ страховой пенсии по​

​ст​ какие именно параметры​ N 958н можно​ реформа практически не​ 1962 г.​ месяц​Граждане не имеющие иждивенцев,​ в течение всего​ страхового стажа и​ 2 части 2​ новой пенсионной формуле.​ их поступления при​со дня признания​ педагогических и актерских​

​ ПФР -​

​ в полном объеме​ старости, переходе с​= ИПК x​ и обстоятельства могут​ составить​ коснулась порядка оформления,​61​

​С 2 иждивенцами​ проработавшие не менее​

​ срока действия доверенности​ в том случае,​ статьи 10 Закона​ В соответствии с​ наличии соответствующих запросов.​ обратившегося лица инвалидом.​ профессий (пп. 19-21,​за полгода​ с учетом индексации.​ другого вида пенсии​ СПК ФВ,​ повлиять на размер​перечень документов​ назначения и требований​в 2019​ – 16 657​ 15 календарных лет​ при условии, что​ если не содержат​ № 400-ФЗ одному​

​ ней пенсионные права​Назначается страховая пенсия со​ Такая справка содержит​ п. 1, ст.​до наступления права​ Стоит отметить, что​

​ или перерасчете, произведенном​

​где:​ Вашей пенсии и​, которые требуются для​ к будущему пенсионеру​56​ рублей 70 копеек​ в районах Крайнего​ пенсионер ежегодно подтверждает​

​ основания для их​ из родителей, супругу​ граждан за каждый​ дня обращения за​ дату, с которой​ 30;​ на пенсионную выплату.​ все неполученные суммы​ ранее;​СП​ уже исходя из​ установления данной выплаты:​ и, если гражданин​в 2019​ в месяц​ Севера и имеющие​ факт регистрации по​

​ выдачи.​ или другим членам​ год фиксируются в​ ней, но​ гражданин объявляется нетрудоспособным​в должностях летного и​ Для досрочных пенсий​ начисляются за все​СПК​ст​ этого говорить о​Заявление об установлении пенсии.​ был знаком с​61,5​

В действующем с 2015 года законе РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ так же, как и в предшествовавшем ему законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, предусмотрено право граждан на досрочную трудовую пенсию по старости.

Перечень оснований для установления досрочной пенсии по старости содержат ст. 30–32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Условно эти основания могут быть разделены на 2 группы, обусловленные наличием у пенсионера:

  • необходимого стажа работы в особых условиях труда (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ);
  • особых обстоятельств личного характера, связанных со здоровьем, семьей или условиями проживания (ст. 32 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Большая часть оснований, относящихся к этим группам, позволяет уменьшить возраст выхода на пенсию вне зависимости от пола пенсионера на величину до 5 лет при существовании у него:

  • необходимого страхового стажа;
  • необходимой величины личного пенсионного коэффициента;
  • нужного стажа работы или проживания в соответствующих условиях;
  • документов, подтверждающих наличие особых условий или обстоятельств.

Вместе с тем закон дает лишь общие указания для назначения досрочной пенсии по старости в связи с особенностями труда. Конкретный перечень профессий, порядок определения и подтверждения периодов и даже порядок начисления пенсий определяются Правительством РФ.

На какой срок назначается?

Если с документами заявителя все в порядке, и он полностью соответствует условиям начисления пенсии, выплаты устанавливаются со дня обращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возврат страховки по кредиту Альфа Банка: как отказаться

Пенсия может быть назначена и раньше, если подать заявление в течение месяца после увольнения.

Так или иначе, страховое обеспечение назначают бессрочно. Оно заменяет заработную плату и выплачивается каждый месяц.

Срок начисления и расчета пенсии составляет десять дней после подачи заявителем исчерпывающего комплекта документов. Выплаты во всех случаях насчитываются со дня подачи заявления, но не раньше сроков, установленных законодательством.

Какие периоды включаются

Досрочная страховая пенсия по старости назначается отделениями Пенсионного фонда, при этом все периоды специального трудового стажа должны быть подтверждены документально. В общий стаж включается также то время, когда лицо не исполняло обязанности по уважительным причинам.

Итак, какие еще периоды деятельности могут быть включены:

  • нахождение на больничном;
  • испытания перед заключением постоянного договора;
  • отпуск по уходу за малолетним ребенком до того момента, пока ему не исполнилось 3 года.

Как оформить страховую пенсию по старости

Гражданин обращается в отделение ПФ РФ с заявлением. Дополнительно специалисты фонда могут указать на необходимость подтверждения специального стажа, выполнения определенных обязанностей при занятии конкретной должности.

Эти факты могут подтверждаться справками от работодателей. Периоды до регистрации лица в качестве застрахованного, в случае утраты необходимых документов, могут быть подтверждены свидетелями. Решение фонда об отказе в назначении пособия досрочно может быть обжаловано в судебных органах.

Так как большое значение уделяется документам, стоит более внимательно относиться к их сохранению. Это касается трудовых книжек, личных карточек и т. д. Следите за состоянием лицевого счета ПФР.

​ кормильца.​ можно в любое​

данном случае выплата​

​ что все документы,​

Объем страховой пенсии по старости

Он определяется по формуле: страховое послетрудовое пособие (СП) = А (ИПК) х В (СИПК) С (ФВ), где:

  • СП - объем страховой пенсии по возрасту;
  • ИПК - сумма индивидуальных коэффициентов;
  • СИПК - цена коэффициентов;
  • ФВ - фиксированные платежи.

Цена персонифицированной единицы и фиксированных платежей к пенсии устанавливаются в определенной величине и увеличиваются ежегодно при индексации, проводимой 1 февраля.

В 2016 г. устанавливались СИПК - 74,27 руб., а ФВ - 4558,93 руб. Компенсацией низкой пенсионной индексации послетрудовых пособий в прошлом году послужила единовременная выплата 5 тыс. руб.

В 2017 г. 1 февраля повысилась величина пособия на прошлогодний инфляционный уровень - приблизительно на 5,4%. Поэтому в 2017 г. аналогичные показатели будут равны:

  • ИПК - 78,28 руб.;
  • ФВ - 4805,11 руб.

В бюджете ПФ заложена величина коэффициента на 2017 г. в объеме 78,58 руб. В апреле была проведена повторная индексация. В 2018 г. индексация была проведена в январе, вместо февраля, на 3,7%.

Правительство также приняло решение об отмене индексации для работающих пенсионеров. Она будет произведена для этих граждан лишь после выхода на заслуженный отдых с учетом проведенных повышений.

​ компенсации за пропущенный​ установлением пенсионного обеспечения​ справка о заработной​ увеличится и размер​Страховой стаж и «белая»​​- стоимость пенсионного​​ исходя из его​​приобретение необходимого стажа на​​«О страховых пенсиях»​ и их увеличение​​ во II пол.

​​ гражданской службы не​ 20 лет, достигшие​​ национальную платежную систему​​ производств, профессий, должностей,​ на 8 лет​ чтобы к 2024​ срок​ занимаются соответствующие​ плате​ будущей выплаты;​ (официальная) зарплата -​ балла;​ стоимости на 1​ Крайнем Севере или​.

(Рощепко Н. В.) («Социальное и пенсионное право», 2013, N 2)

РЕФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНЫХ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ: НОВАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

Н. В. РОЩЕПКО

Рощепко Наталья Владимировна, аспирант кафедры трудового и финансового права Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Статья посвящена анализу предлагаемых Правительством Российской Федерации мер по трансформации института досрочных пенсий, назначаемых в связи с опасными, тяжелыми или вредными условиями труда. Автором дана критическая оценка механизму стимулирования развития профессионального пенсионного страхования, системы дополнительных социальных гарантий для работников, занятых на производствах с неблагоприятными условиями труда.

Ключевые слова: досрочные пенсии по условиям труда, профессиональное пенсионное страхование, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Reform of the institute of preterm labor old-age pensions: innovations and problems N. V. Roshhepko

This article contains analyze of the proposed action by the Russian Government to transform the institution of early retirement, appointed in relation to dangerous, heavy or hazardous working conditions. The author of a critical evaluation mechanism to stimulate the development of professional pension insurance system of additional social guarantees for workers employed in factories with poor working conditions. The author of a critical evaluation mechanism to stimulate the development of professional pension insurance system of additional social guarantees for workers employed in factories with poor working conditions.

Key words: early pensions on working conditions, pension insurance, additional insurance contributions for compulsory pension insurance.

Пенсионная система России, несмотря на более чем двадцатилетнюю реформу, крайне нестабильна и противоречива. Причина этого видится в попытке приспособить изжившую себя систему государственного пенсионного обеспечения к новым социально-экономическим условиям. Проводимые реформы носили во многом ситуативный характер, что не позволило построить устойчивую и адекватную современным реалиям систему обязательного пенсионного страхования. Данный вывод подтверждает и прочтение Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее — Стратегия) <1>. В целом характеризуя работу, проведенную в рамках реформ, можно констатировать ее хоть и существенный, но лишь подготовительный характер, направленный на создание условий для применения страховых механизмов в сфере пенсионного обеспечения. При этом остался нерешенным целый ряд проблем. Среди них и одна из самых острых — проблема широкого распространения досрочных пенсий, назначаемых в связи с особыми, опасными или вредными условиями труда. Ее решение Стратегия связывает с развитием корпоративного (профессионального) страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Стоит отметить, что предложение о поэтапной трансформации досрочных пенсий в систему профессионального (корпоративного) страхования не ново, более того, прекратить приобретение новых прав по досрочному выходу на пенсию планировалось еще с 1 января 1999 г. <2>. ——————————— <1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы» // СПС «КонсультантПлюс». <2> Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 21. Ст. 2239.

Такая трансформация должна явиться результатом деятельности непосредственно работодателей по созданию профессиональных пенсионных систем. При этом Стратегия предложила определенный механизм стимулирования работодателей, один из элементов которого — дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Он введен с 1 января 2013 г. <3>. Суть механизма стимулирования — освобождение работодателя от уплаты взносов по увеличенному тарифу при условии создания на предприятии системы дополнительных социальных гарантий для работников, занятых на производствах с особыми, опасными, вредными условиями труда. Основное место среди указанных социальных гарантий занимает профессиональное пенсионное страхование работников, но допускается также и установление выплат компенсационного характера к заработной плате, добровольное медицинское страхование и др. Между тем отметим, что реализация такого подхода означает для работников — получателей дополнительных социальных гарантий — утрату права на досрочное пенсионное обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования. Дополнительный тариф страховых взносов имеет целью также повысить заинтересованность работодателей в улучшении условий труда на вредных, тяжелых и опасных производствах. В перспективе это позволит сократить число производств, цехов, профессий и должностей, где работа дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В частности, Стратегия допускает освобождение от уплаты взносов в увеличенном размере по результатам специальной оценки условий труда. ——————————— <3> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov. ru. 04.12.2012.

Досрочные пенсии по условиям труда — это единственная сфера, реформирование которой Стратегия предусматривает на основе принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства <4>. В этой связи подходы к реформе построены с учетом различий в приобретенных пенсионных правах. А именно трансформация досрочных пенсий касается лишь двух категорий застрахованных лиц: ——————————— <4> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 22. Ст. 2276; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 320-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 5. Ст. 500.

— лиц, не сформировавших еще право на досрочную трудовую пенсию ввиду отсутствия полного стажа работы на соответствующих видах производств (далее — специальный стаж); — лиц, не имеющих специального стажа. Относительно лиц, которые согласно действующему законодательству приобрели полный специальный стаж, Стратегия обоснованно предполагает сохранить принадлежащее им право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования. Однако данное обстоятельство не снимает обязанности с работодателей по уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Каково же содержание предлагаемых Стратегией подходов в отношении двух других категорий застрахованных? Лица, не имеющие полного специального стажа, в целом сохраняют право на назначение досрочной трудовой пенсии. Однако периоды работы на соответствующих видах производств будут включены в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов. Что касается лиц, не имеющих специального стажа, то их пенсионные права должны полностью формироваться в рамках профессиональных пенсионных систем. В качестве альтернативы досрочным пенсиям Стратегия рассматривает и введение в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний института страхования риска утраты заработка вследствие досрочной утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью работников в условиях с опасными и вредными производственными факторами. При этом в состав страховщиков предполагается включить и страховые организации. Эффективно преобразовать досрочные пенсии по условиям труда планируется уже в рамках второго этапа реализации Стратегии (2015 г.). Однако в этом есть определенные сомнения, поскольку на сегодняшний день фактически отсутствует нормативная база для функционирования профессиональных систем. Да и сам механизм трансформации (равно как и стимулирования) представляется недостаточно проработанным и аргументированным. Так, основные параметры и условия предоставления названных дополнительных социальных гарантий еще только предстоит определить. В этой связи едва ли введенные дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации будут выполнять ту стимулирующую роль, которая им отводится. Скорее эти новеллы расценят как увеличение фискальной нагрузки на бизнес, что породит соответствующее стремление снизить последнее, в том числе средствами, противоречащими закону. Тем не менее основная цель Стратегии в части реформы досрочных пенсий достигнута — их финансирование обеспечено соответствующим источником. Однако важно отметить, что применительно к дополнительному тарифу страховых взносов снят ограничитель в 568000 руб., предусмотренный в отношении базы для начисления страховых взносов по каждому физическому лицу <5>. А сами дополнительные взносы составляют не индивидуальную часть тарифа, а солидарную его часть. Соответственно, суммы взносов, уплаченные работодателем по дополнительному тарифу, не учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а направляются на финансирование текущих выплат из Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. При этом право лиц, занятых в производствах с опасными и вредными условиями труда, на соответствующее пенсионное обеспечение обусловлено исполнением работодателем обязанности по уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере. Так, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и, соответственно, включаются в специальный стаж только в том случае, если за данные периоды уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами <6>. ——————————— <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo. gov. ru). 04.12.2012. <6> Подпункт 10.1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1401.

Очевидно, эта новелла продиктована в том числе стремлением законодателя стимулировать сокращение теневого сектора экономики, повысить заинтересованность непосредственно застрахованных лиц в осуществлении контроля за надлежащим исполнением страхователями обязанности по уплате страховых взносов. Однако осталось без учета то обстоятельство, что застрахованные лица не располагают реальными возможностями контролировать уплату страховых платежей, поскольку не вовлечены в систему правоотношений по формированию средств внебюджетных фондов. Кроме того, нельзя забывать: страховой защитой лицо пользуется на основании закона с момента заключения трудового или соответствующего гражданско-правового договора со страхователем. А потому невыполнение страхователем обязанности по уплате страховых взносов не должно порождать для застрахованного лица последствий неблагоприятного характера. На это обстоятельство обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П <7>, тем не менее гарантии обеспечения пенсионных прав на случай неуплаты страхователем взносов или уплаты их не в полном объеме до настоящего времени законодателем не предусмотрены. Учитывая нерешенность данной проблемы, для защиты прав застрахованных лиц предпочтительнее был бы возврат к практике определения права на досрочную трудовую пенсию по условиям труда исходя из продолжительности специального стажа независимо от уплаты страхователем взносов по дополнительным тарифам. ——————————— <7> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П // Российская газета. 13.07.2007. N 150.

Введение же указанной жесткой зависимости должно сопровождаться мерами по повышению эффективности контроля за уплатой страховых взносов в системе обязательного социального страхования. Однако указанное обстоятельство оставлено Стратегией без внимания. Как представляется, большинство сформулированных Стратегией мероприятий имеют перераспределительную, фискальную направленность и служат цели преодоления дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. Дополнительные тарифы страховых взносов, безусловно, в определенной части позволят решить данную проблему. Однако едва ли можно ожидать кардинального упорядочения досрочного пенсионного обеспечения <8>. Поскольку стратегические вопросы — институциональные и структурные — по традиции остались нерешенными. Так, Стратегия не содержит каких-либо конкретных предложений относительно модели построения и принципов регулирования профессиональных пенсионных систем, а равно и института страхования риска утраты заработка в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Вызывает обоснованные сомнения и возможность построения системы дополнительных социальных гарантий, в том числе развития профессионального страхования, на основе положений трудового, коллективного договоров, локальных нормативных актов. Учитывая пределы действия последних, закрепленные Трудовым кодексом Российской Федерации <9>, смена работы будет означать и изменение системы гарантий, изменение условий профессионального страхования. Надо отметить, что действующее законодательство не предусматривает механизмов портативности пенсионных прав, а потому решение вопроса о сохранении последних во многом зависит от воли работодателя и условий заключенного им с негосударственным пенсионным фондом договора о создании профессиональной пенсионной системы <10>. ——————————— <8> Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2013. С. 142. <9> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. N 256. <10> Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. С. 534.

Не исключено, что по новому месту работы дополнительные гарантии отсутствуют и единственное, на что может рассчитывать работник, — это формирование специального страхового стажа работы с целью приобретения права на досрочное пенсионное обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования. Но и здесь включение тех или иных периодов работы в специальный стаж будет всецело зависеть от добросовестности работодателя при уплате страховых взносов. Учитывая, что получение дополнительных социальных гарантий будет означать для работников утрату права на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо обеспечить соразмерность предоставляемых работодателем гарантий указанным пенсионным правам. Как представляется, уровень названных гарантий не должен быть ниже досрочного пенсионного обеспечения, предусмотренного законодателем <11>. Данный вопрос тем более актуален, что работодатель при определении видов, содержания социальных гарантий будет руководствоваться не только экономическими возможностями предприятия, но и соображениями минимизации финансовых затрат. А потому уровень последних может быть значительно ниже, чем то пенсионное обеспечение, право на которое они утратили. ——————————— <11> Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. N 247.

Мы обозначили только часть тех проблем, с которыми предстоит столкнуться в ходе реализации мероприятий Стратегии на практике. Возможно, они будут решены непосредственно при более детальном определении параметров и условий предоставления дополнительных социальных гарантий, обязанность осуществления которого Стратегией возложена на Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Не вызывает сомнений, что эффективное преобразование досрочных пенсий, формирование системы дополнительных социальных гарантий невозможно без активного участия государства как социального партнера.

Список использованных источников

1. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. М.: Проспект, 2013. 312 с. 2. Лушникова М. В., Лушников А. М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009. 656 с. 3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 N 320-О // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 5. Ст. 500. 4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 22. Ст. 2276. 5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П // Российская газета. 13.07.2007. N 150. 6. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 21. Ст. 2239. 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» // Официальный интернет-портал правовой информации (www. pravo. gov. ru). 04.12.2012. 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы» // СПС «КонсультантПлюс». 9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. N 256. 10. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1401.

——————————————————————

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

ПРОБЛЕМЫ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИИ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

|© В. А. ДОЛОТОВ

ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по Пензенской области e-mail: [email protected]

Долотов В. А. - Проблемы досрочных пенсий и повышение эффективности производства // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 339-343. - В статье рассмотрены проблемы досрочного пенсионного обеспечения. Сформулированы и обоснованы предложения по модернизации неудовлетворительных рабочих мест, повышающих эффективность производства и решающих проблемы досрочных пенсий.

Ключевые слова: промышленная политика, эффективность рабочих мест, производительность труда, досрочные пенсии, дополнительный страховой взнос, неудовлетворительные условия труда.

Dolotov V. A. - Problems of early pensions and production efficiency increase // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 339-343. - The article considers the problems of early pensions provision. Offers on modernization of unsatisfactory working places increasing production efficiency and solving problems of early pensions are formulated and proved.

Keywords: industrial policy, efficiency of workplaces, labor productivity, early pensions, additional insurance fee, unsatisfactory working conditions.

Проблемы досрочных пенсий и повышение эффективности производства

«Стратегия 2020. Новая модель экономического роста - новая социальная политика» подразумевает, что новая экономическая политика в Российской Федерации должна быть направлена на достижение макростабильности, снижение инфляции до уровня ниже 5 %, устранение административных барьеров, что должно обеспечить быстрый экономический рост в стране .

Экономический рост должен базироваться на росте производительности труда, внедрении передовых производственных и управленческих технологий. Это должно являться сутью новой промышленной политики. В указанной стратегии отмечается, что выбор приоритетов промышленной политики должен осуществляться самим бизнесом в рамках реализуемых им инвестиционных проектов. Складывается впечатление, что широкомасштабные проекты модернизации должны происходить без участия государства. В то же время специалисты, учёные считают, что отсутствие государственной промышленной политики противоречит опыту большинства стран, решивших задачи догоняющего развития, опыту Китая и других растущих экономик, в которых приоритеты развития определяются в диалоге государства, бизнеса и общества .

Неоднозначную позицию бизнеса, при отсутствии государственной политики можно проиллю-

стрировать на проблемах досрочных пенсий в Российской Федерации.

Досрочное пенсионное обеспечение - одна из важнейших задач системы пенсионного обеспечения, решаемых в Российской Федерации. Важность и значимость этой задачи обусловлены большим числом граждан РФ, которых охватывает система досрочного пенсионного обеспечения, значительным объемом финансовых средств, направляемых на финансирование досрочных пенсий, а также чрезвычайно широким спектром условий труда, дающих право на досрочную пенсию.

По итогам 2010 года численность получателей досрочных пенсий составляет 11 млн. человек или 33,8 % от общего числа получателей трудовых пенсий по старости, а по новым назначениям в 2010 году -24,6 % (рис.1).

Объем средств, направляемых на их финансирование, составляет более 1 трлн. рублей или 36,2 % от объема средств, направленных на выплату трудовых пенсий по старости (по новым назначениям - 28,7 %) (рис. 2).

динамика получателей досрочных пенсий в Российской Федерации, а также объем средств для их финансирования за последние 5 лет показывает, что наблюдается рост получателей досрочных пенсий на 11 % , а увеличение объема средств для их выплаты составляет 2,9 раза, что увеличивает нагрузку на всю пенсионную систему (таб. 1).

Численность получателей досрочных пенсий

^■Численность получателей трудовой пенсии по старости ^■Численность получателей досрочной пенсии

Сг-Удельный вес получателей досрочных пенсий в численности получателей трудовой пенсии по старости

< Удельный вес получателей досрочных пенсий в численности получателей трудовой пенсии по старости по новым назначениям

Рис. 1. Численность получателей досрочных пенсий в РФ за 2006-2010 гг.

Объем финансовых расходов на выплату досрочных

2006 2007 2008 2009 2010

I-10к-ы>м средств на выплату трудовой пенсии по старости

Ш105ъем средств на выплату досрочной пенсии

Й-Доля средств на выплату досрочных пенсий в объеме средств на выплату трудовых пенсии по старости

* Доля средств на выплату досрочных пенсий в объеме средств на выплату трудовых пенсии по старости по новым назначениям

Рис. 2. Объем финансовых расходов на выплату досрочных пенсий в РФ за 2006-2010 гг.

Таблица 1

Динамика получателей досрочных пенсий и объем средств для их финансирования в РФ

2006 2007 2008 2009 2010

Численность получателей (млн.чел) пенсий, всего 38,33 38,47 38,6 39,09 39,71

трудовых пенсий 36,03 35,96 35,73 36,11 36,56

трудовых пенсий по старости 29,37 29,79 30,16 30,83 32,47

досрочных труд. пенсий по старости 9,93 10,32 10,53 10,77 11,02

Объем средств, направленных ПФР на финансирование (млнр. руб) пенсий, всего 1306,74 1699,97 2105,97 2898,03 3618,71

трудовых пенсий 1251,64 1612,65 1994,86 2736,0 3427,08

трудовых пенсий по старости 1091,95 1420,19 1776,7 2452,94 3181,26

досрочных трудовых пенсий по старости 391,96 523,88 664,59 918,85 1151,18

Производственный - характерен для 62,7 % получателей досрочных пенсий;

Социальный - для 12,8 %;

Природно-климатический и экологический -для 24,5% (рис. 3).

до настоящего времени абсолютное большинство пенсионеров «досрочников» финансируются за счет страховых взносов обязательного пенсионного страхования, уплачиваемых работодателями в ПФР.

Исключение составляют только две категории: безработные и «чернобыльцы». Финансовые ресурсы, направляемые на выплату досрочных пенсий этим категориям пенсионеров до достижения общеустановленного пенсионного возраста, возмещаются Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета.

Что касается всех остальных досрочных пенсий то, до 2010 года их финансирование осуществлялось за счет единого социального налога (ЕСН), направляемого в ПФР для финансового обеспечения страховой части пенсии, и части ЕСН, уплачиваемого работодателями в федеральный бюджет, направляемый затем в ПФР для финансирования базовой части пенсии.

С 2010 г. в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах

в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансирование досрочных пенсий стало осуществляться за счет страховых взносов, направляемых в ПФР на финансирование страховой части, включая фиксированный базовый размер трудовой пенсии (табл. 2).

Совершенно ясно, что с 2002 года и до настоящего времени, в качестве финансового источника досрочных пенсий используются финансовые ресурсы обязательного пенсионного страхования .

Отсюда можно сделать вывод о том, что действующая система финансирования досрочных пенсий осуществляется за счет всех пенсионеров. Выделенный источник финансирования досрочных пенсий отсутствует (одна и та же база является источником и для выплаты обычных трудовых пенсий и для выплаты досрочных пенсий), что негативно влияет на финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и уровень пенсионного обеспечения в РФ.

С 90-х гг. с началом рыночных преобразований в Российской Федерации и появлением частного предпринимательства, система досрочных пенсий, выстроенная для плановой экономики, себя изжила и не отвечает принципам р ыночной экономики.

■ в связи с производственными факторами - 6,7 млн.чел.

■ в связи с социальными факторам и - 1,4 млн.чел.

■ в связи с природно-климатическими факторами - 2,6 млн.чел.

Рис. 3. Структура получателейдосрочных пенсийвРФ на 01.01.2011 г.

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

Таблица 2

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2002-2012 годах в РФ

Годы Источник Тариф % На ИЛС % Базовая часть % Накопительная часть °/ % Солидарная часть %

2002-2004 гг. ЕСН 28 14 14 В зависимости от возраста

2005-2009 гг. ЕСН 20 14 6 - « -

2010 г. Страховые взносы 20 16 - - « - 4

2011 г. Страховые взносы 26 16 - - « - 10

2012 г. Страховые взносы 22 16 - - « - 6 + 10 с заработка свыше 512 тыс. рублей в год

В первую очередь это касается тяжелых и вредных условий труда. Тяжелые или вредные, зачастую неудовлетворительные условия труда зависят полностью от работодателя и отражают в абсолютном большинстве частный, а не государственный характер производства, а пенсию за такие условия производства, наносящие вред здоровью, платит государство, увеличивая расходную часть бюджета ПФР и уменьшая тем самым размер пенсии всем остальным пенсионерам.

Указанные противоречия являются следствием того, что проводимые за последние 20 лет реформирование и модернизация российской пенсионной системы не затрагивали систему досрочных пенсий, а лишь вводили новые категории их получателей. Для досрочных пенсий используется такая же пенсионная формула, как для обычных трудовых пенсий. Меняется только стажевый коэффициент и не меняется условная продолжительность получения досрочной пенсии, размер которой считается из пенсионного капитала по обязательному пенсионному страхованию.

кроме этого, отсутствие государственной промышленной политики привело к консервации неудовлетворительных, тяжелых и опасных рабочих мест. Модернизация их, как правило, не коснулась. Об этом говорит высокий процент пенсионеров, получающих досрочные пенсии по Спискам 1 и 2, включая и новые назначения досрочных пенсий.

квалификационные справочники не обновлялись с советских времён. Страхование производственных рисков, стандарты их оценки, экономические стимулы для сокращения и модернизации рабочих мест с неблагоприятными условиями труда не появились за 20 лет рыночных реформ.

Дополнительное пенсионное страхование работающих в тяжёлых, вредных, опасных условиях труда, в первую очередь соответствующих Спискам 1 и 2, по которым назначается наибольшее число досрочных пенсий, должно экономически стимулировать работодателей для модернизации этих рабочих мест, внедрению современных технологий, повышающих эффективность рабочего места и производительность труда работника. у работодателя должен быть выбор: или он вкладывает средства в модернизацию рабочего места с неудовлетворительными условиями труда, либо пла-

тит дополнительный страховой платёж на досрочную пенсию работнику, работающему в неудовлетворительных условиях труда.

Такой подход полностью соответствует одной из основных государственных задач - создание 25 млн. современных высокоэффективных рабочих мест.

Однако, в научном сообществе до настоящего времени нет единого подхода к страхованию неудовлетворительных рабочих мест. Так, например, рекомендации экспертной группы при Общественном совете по инвестированию пенсионных накоплений при Президенте РФ под руководством Дмитриева М.Э. содержат предложения по уплате за неудовлетворительные условия труда на рабочих местах личных страховых взносов работников, работающих в этих условиях, в то же время как рабочие места предоставляет работодатель.

Эксперты также предлагают использовать субсидии государства для работающих в условиях Списка № 1 до 25 % размера досрочных пенсий, а по Списку № 2 субсидии государства с учётом фактического уровня дополнительной нагрузки на работодателя, что фактически является переложением социальной ответственности самих работодателей за неудовлетворительные рабочие места на государство, на все общество. Это представляется совершенно неприемлемым .

Результатом внедрения таких рекомендаций будет дальнейшая консервация рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда, то есть консервация неэффективных рабочих мест. В отличие от этих рекомендаций, реальная модернизация позволит реально повысить их эффективность, повысить производительность труда работников.

Предложение экспертов противоречит интересам нашего государства и общества и, по мнению учёных, противоречит современным тенденциям трансформации капитализма. Запад решительно отказывается от концепции невмешательства в экономику, настойчиво ищет новые формы взаимодействия с бизнесом, наукой, такие как частно-государственное партнёрство, стратегическое планирование и т. д. .

Практическим шагом по решению проблем досрочных пенсий и повышению эффективности рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда

будет принятие закона о профессиональных пенсионных системах, который готовится более 20 лет, и которым государство наконец должно определить экономические стимулы для модернизации этих рабочих мест с целью повышения их эффективности, так и дополнительное страхование рисков для работающих на неудовлетворительных рабочих местах.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социаль-

но-экономической стратегии России на период до 2020 г.

2. Полтерович В. Перспективная ли «новая модель роста» // Прямые инвестиции. 2012. № 5.

3. Долотов В. А. Экономический механизм государственного обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц. Пенза: Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского, 2009.

4. Предложения по развитию пенсионной системы Российской Федерации // Экспертный совет при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте РФ. Москва: 2011.

Теоретическое значение исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Одни исследователи относят пенсионное право к числу институтов отрасли, другие - к общности институтов, третьи считают подотраслью права социального обеспечения. Практическая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. "Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть... идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию".

В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий: 1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений части единого социального налога и обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц). Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.

Наибольший интерес представляет система трудовых пенсий. Ведь около 95% от общего числа пенсионеров получают трудовую пенсию. Кроме того, как отмечает П.А. Орлов-Карба, "трудовые пенсии отличает двуединая сущность: с одной стороны, эти пенсии являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с другой - представляют важнейший вид обязательного пенсионного страхования".

По мнению М.В. Шитова, "благодаря введению индивидуальной накопительной системы пенсионного обеспечения конституционное право на социальное обеспечение представляется не как благо, предоставляемое государством незащищенным слоям населения, а как лично накапливаемый капитал человека и гражданина, меняются содержание и механизмы реализации данного права".

Е.В. Чупрова отмечает, что "под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом". Однако, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким. Шестилетний период, прошедший с начала осуществления реформы, позволяет констатировать, что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров. Российские пенсионеры за годы рыночных реформ стали самой ущемленной частью общества.

В.Б. Савостьянова справедливо замечает, что "во многом низкий уровень пенсионного обеспечения объясняется недостаточной увязкой правовых норм, регулирующих пенсионную систему, с экономическими механизмами, обеспечивающими достаточную финансовую базу для соответствующего материального наполнения социальных нормативов".

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.

Конституция содержит правовую норму о том, что "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту", а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин "пенсия по старости". И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие "пенсионный возраст" в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т - ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), - равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. - 14 годам и 6 месяцам? Ведь право - регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.

Различный пенсионный возраст и требования к продолжительности стажа мужчин и женщин были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства. Но это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам. Думается, что необходимость снижения пенсионного возраста для мужчин уже назрела.

Наиболее актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной организации труда N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 55%. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие "минимальный размер пенсии", а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25% от средней заработной платы.

Решение проблемы, связанной с уровнем пенсионного обеспечения, зависит не только от состояния экономики, но и от изменения концепции пенсионного обеспечения. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного собрания (ил Тумэн) республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" была закреплена принципиально важная позиция: уровень пенсионного обеспечения постепенно должен повышаться, в первую очередь для тех, у кого пенсия ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

В чем причины несостоятельности системы трудовых пенсий в России? Современная система пенсионного обеспечения базируется на обязательном пенсионном страховании. Пенсионные страховые взносы уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН), которым облагаются все доходы, начисленные работодателем в пользу работника. Платеж, предназначенный для выплаты трудовой пенсии, делится на две части: одна часть зачисляется в федеральный бюджет и идет на финансирование базовой части трудовой пенсии, вторая часть зачисляется в бюджет Пенсионного фонда РФ и предназначена для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Российская пенсионная система унаследовала от советской системы пенсионного обеспечения значительное количество оснований назначения льготных пенсий за особые условия труда. В России каждый четвертый пенсионер вышел на пенсию досрочно. Закрепление в законодательстве права на досрочное пенсионное обеспечение означает признание утраты трудоспособности работниками определенных профессий до достижения общего пенсионного возраста (55 лет женщинами и 60 лет - мужчинами). Размер ЕСН не учитывает условий труда, которые дают право на досрочную пенсию. Следовательно, привилегированное пенсионное обеспечение одних застрахованных граждан осуществляется за счет других, при равных обязанностях работодателей по уплате взносов по обязательному пенсионному страхованию. Решить эту проблему должен был закон "О профессиональных пенсионных системах" (был принят в первом чтении еще в 2002 г.), согласно которому предприятия, использующие вредные условия труда, должны производить дополнительные отчисления в пенсионную систему.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей (базовой, страховой и накопительной), принципы финансирования каждой части пенсии различны.

Базовая часть трудовой пенсии, по сути, является минимальным государственно гарантированным размером пенсии, ее размер используется для определения размеров пенсий по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С 1 декабря 2007 г. размер базовой части трудовой пенсии составляет 1560 руб., но этого явно недостаточно. Думается, государство обязано гарантировать базовую часть пенсии на уровне прожиточного минимума.

Размер страховой части трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности, является поощрением за трудовой вклад и индексируется при изменении средней заработной платы.

Накопительная часть пенсии складывается из ежемесячных отчислений, которые не могут быть использованы для выплаты текущих пенсий и дохода от инвестирования этих сумм. Основная угроза для пенсионных накоплений - снижение их реальной покупательной способности (девальвация).

Формирование накопительной части трудовых пенсий из единого социального налога не соответствует принципам социального страхования и международной практике. Пенсионные накопления должны быть добровольными, а не принудительными. Цель государства - не принудить, а побудить будущих пенсионеров обеспечить себе достойную пенсию путем активного информирования граждан о возможностях усиления государственного контроля в этой области. "Социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты".

С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" восполнен пробел в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному страхованию. С 1 октября 2008 г. любому гражданину, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется возможность добровольно перечислять в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Чтобы получить право на уплату добровольных страховых взносов, нужно подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства или работодателю, который передаст его в Пенсионный фонд. Размер дополнительного страхового взноса человек будет определять самостоятельно, но он должен быть не меньше 2 тыс. в год. Гражданин, добровольно перечисляющий в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии, будет получать средства из федерального бюджета в размере отчислений, но не более 12 тыс. руб. в год. Более того, право на участие в системе софинансирования предоставлено лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии. Им из федерального бюджета будет доплачиваться четырехкратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 тыс. в год. Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений будут включаться в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Анализ существующей системы трудовых пенсий свидетельствует о том, что она не лишена недостатков. Многоуровневая система пенсионного обеспечения с использованием накопительного компонента выгодна государству как длительный финансовый ресурс. Она увеличит объем внутренних инвестиций в экономику России. Однако хотелось бы, чтобы властные структуры не забывали конституционную формулу: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", - и результаты экономического роста действительно повлияли бы на уровень пенсионного обеспечения граждан России.